Научная статья на тему 'НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ И ПЕРВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А.А. БРЯНЦЕВА (1900-1910-Е ГОДЫ)'

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ И ПЕРВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А.А. БРЯНЦЕВА (1900-1910-Е ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / А.А. БРЯНЦЕВ / ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЮЗ / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / 1900-Е ГОДЫ / 1910-Е ГОДЫ / ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дроздов Никита Анатольевич

Статья является частью диссертационного исследования «Социальное партнерство школы и детского театра (на материале работы Ленинградского ТЮЗа им. А.А. Брянцева)». В статье рассмотрены первые педагогические идеи основателя первого театра юных зрителей А.А. Брянцева. Через биографию, разделенную на этапы, прослеживается путь зарождения первых педагогических идей. Приведены рассуждения А.А. Брянцева, указывающие на необходимость создания театра для детей в исследуемый период, а также постановки новых спектаклей для детей. Первые идеи А.А. Брянцева находят свое отражение в организации театра юных зрителей в Петрограде. В статье доказано, что в организации нового театра и постановке спектаклей Брянцев делал опору на зрителя (его потребности, духовные нужды, особенности восприятия) - основа концепции «театра-дома» для ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEGINNING OF CREATIVE PATH AND FIRST PEDAGOGICAL IDEAS OF A.A.BRYANTSEV (1900-1910S)

The article is part of the dissertation study “Social partnership between school and children's theatre (on the example of Leningrad A.A. Bryantsev Theatre of Young Spectators)”. The article examines the first pedagogical ideas of A.A. Bryantsev, the founder of the first Theatre for Young Spectators. The way of origin of the first pedagogical ideas is traced through his biography, which is divided into stages. A.A.Bryantsev's reasoning is given, pointing out the necessity of establishing a theatre for children during the investigated period, as well as staging new performances for children. A.A. Bryantsev's first ideas are reflected in the organization of a theatre for young spectators in Petrograd. The author proves that in the organization of new theatre and in the staging of performances A.A. Bryantsev made an emphasis on the spectator (his needs, spiritual needs, peculiarities of perception) - the basis of the concept of "theater-home" for children.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ И ПЕРВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А.А. БРЯНЦЕВА (1900-1910-Е ГОДЫ)»

ИСТОРИЯ HISTORY

УДК 37.01 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_193

Никита Анатольевич Дроздов г. Санкт-Петербург

Начало творческого пути и первые педагогические идеи А.А. Брянцева (1900-1910-е годы)

Статья является частью диссертационного исследования «Социальное партнерство школы и детского театра (на материале работы Ленинградского ТЮЗа им. А.А. Брянцева)». В статье рассмотрены первые педагогические идеи основателя первого театра юных зрителей А.А. Брянцева. Через биографию, разделенную на этапы, прослеживается путь зарождения первых педагогических идей. Приведены рассуждения А.А. Брянцева, указывающие на необходимость создания театра для детей в исследуемый период, а также постановки новых спектаклей для детей. Первые идеи А.А. Брянцева находят свое отражение в организации театра юных зрителей в Петрограде. В статье доказано, что в организации нового театра и постановке спектаклей Брянцев делал опору на зрителя (его потребности, духовные нужды, особенности восприятия) - основа концепции «театра-дома» для ребенка.

Ключевые слова: педагогические идеи, А.А. Брянцев, Ленинградский ТЮЗ, советская школа, 1900-е годы, 1910-е годы, театр.

Nikita Anatolievich Drozdov

Saint Petersburg

The Beginning of Creative Path and First Pedagogical Ideas of A.A.Bryantsev (1900-1910s)

The article is part of the dissertation study "Social partnership between school and children's theatre (on the example of Leningrad A.A. Bryantsev Theatre of Young Spectators)". The article examines the first pedagogical ideas of A.A. Bryantsev, the founder of the first Theatre for Young Spectators. The way of origin of the first pedagogical ideas is traced through his biography, which is divided into stages. A.A.Bryantsev's reasoning is given, pointing out the necessity of establishing a theatre for children during the investigated period, as well as staging new performances for children. A.A. Bryantsev's first ideas are reflected in the organization of a theatre for young spectators in Petrograd. The author proves that in the organization of new theatre and in the staging of performances A.A. Bryantsev made an emphasis on the spectator (his needs, spiritual needs, peculiarities of perception) - the basis of the concept of "theater-home" for children.

Keywords: pedagogical ideas, A.A. Bryantsev, Leningrad Theatre for Young Audiences, Soviet school, 1900s, 1910s, theatre.

Александр Александрович Брянцев многим известен как театральный режиссер и основатель первого театра юных зрителей в Петрограде. Но помимо постановок ярких запоминающихся спектаклей остался в памяти школьников, учителей как чуткий, тонко понимающий природу ребенка педагог. Данная статья - часть диссертационного исследования «Социальное партнерство школы и детского театра (на материале работы Ленинградского ТЮЗа им. А.А. Брянцева)» [4]. В статье мы коснемся биографии и произведем обзор первых педагогических идей известного режиссера. В нашем исследовании мы будем опираться на автобиографию и статьи А.А. Брянцева [1, 2], биографию С.Д. Зельцер [5]. В исследовании используются и архивные материалы ТЮЗа, г. Санкт-Петербург.

История образования как область науки примечательна тем, что соединяет в себе методы истории и педагогики. Через раскрытие и систематизацию опыта предшественников мы находим новые пути его использования в современных условиях и социокультурном контексте.

Творческий путь основателя ТЮЗа можно разделить на несколько этапов:

1) выбор карьеры и период профессионального поиска в годы юности-молодости (1900-1904-е годы);

2) «приход в театр»: профессиональная театральная деятельность, которая послужила началу формирования педагогических идей Брянцева (1904-1921 годы);

3) художественное руководство ТЮЗом, посвящение себя искусству для детей, развитие основных идей и дальнейшее их распространение (1922-1961 годы).

Первые педагогические идеи А.А. Брянцева будут раскрыты в разборе деятельности, т.е. в организационных поступках, публикациях и статьях, а также воспоминаниях современников.

Организатор первого театра юных зрителей родился в г. Санкт-Петербурге, где и начал профессиональную деятельность. Интересен процесс профессионального самоопределения человека. У А.А. Брянцева до театральной деятельности были поворотные точки на жизненном пути, определившие его будущую карьеру.

Первое знакомство будущего художественного руководителя с театром произошло в детстве

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 3 (55) 2022

193

через общение с родственниками. Дядя Василий был совладельцем мелкого театрального предприятия - балагана на Царицыном лугу (ныне Марсово поле, г. Санкт-Петербург), дядя Платон рассказывал об увиденных им театрах. Когда А.А. Брянцев был ребенком, посещал балаганные театры, ходил в театр на оперу и балет вместе с родителями.

Во 2-й гимназии, в которой А.А. Брянцев учился, проявлялись его музыкальные способности: играл в симфоническом оркестре на контрабасе, играл на ударных, занимался ритмикой. В 6-м классе написал статью в газету на тему нецелесообразности отмены оценок в школе в рамках печатной дискуссии «Не пора ли отменить отметки как нечто устаревшее». Примечателен факт того, что А.В. Луначарский (в период реформирования государственной системы) примет решение об отмене отметок в школе [7], которое будет действовать в течение 1920-х годов (первое десятилетие работы Ленинградского ТЮЗа).

По окончании гимназии, на первом курсе университета, А.А. Брянцев стал участником оркестра народных инструментов под руководством Н.И. Привалова. Брянцев играл в нем на ложках. После гимназии окончания решил стать моряком и сразу после окончании гимназии ушел в плавание добровольного флота «Хабаровск» матросом 2-го класса (посетил Босфор, Стамбул, Эгейское море, Мессианский пролив, Палермо, Сицилию, Алжир). Одновременно подал документы в СПбГУ на историко-филологический факультет. Далее карьера моряка не сложилась - летом 1903 г. при явке в комитет добровольного флота для зачисления в команду, ему было отказано - он был студентом, тогда это означало «политически неблагонадежен» [5].

Во время студенчества жил мыслями и настроениями революционного студенчества. На первом курсе стал подрабатывать в окраинных рабочих театрах, куда приглашались «разовые актеры». Далее становится помощником режиссера Яковлева-Донского полупрофессионального кружка в помещении Новодеревенского пожарного депо. Затем была работа суфлером в театре при столовой Адмиралтейского завода под руководством Н.С. Вехтера. А.А. Брянцев проявлял в работе будущие режиссерские способности: «... суфлерскую работу я, будучи студентом-словесником, невольно поднял на высоту корректуры актерской речи. Началась борьба за орфоэпию» [5, С. 54].

После этого был опыт работы в качестве журналиста, рецензента в газете «Русь» и журнале «Театр и искусство». Возможно, в данный период зародилась одна из первых педагогических идей А.А. Брянцева: актер театра должен быть актером-общественником и актером-педагогом. Работая в журнале, Александр Александрович написал статью о том, каким должен быть подлинный артист: требовал постоянной учебы, повышения профессионального уровня, но, главное быть морально выше своей аудитории. Быть одновременно артистом и учите-

лем для зрителей. Заведующий театральным отделом газеты «Русь» и редактор журнала «Театр и искусство» известный театральный критик А.Р. Ку-гель прочитал и парадоксально ответил А.А. Брян-цеву: «Хорошо, очень хорошо. Так хорошо, что я статью вашу даже не напечатаю» [1, С. 52].

Во имя чего и для чего играет актер на сцене? Это одни из главных вопросов в творческой биографии Брянцева. Актер-педагог особенно ответственен за свое искусство. Таким образом артисты должны верить в идеи произведений, показываемых на сцене. Актер театра для детей служит зрителю и предан ему, заботится о том, чтобы его сценические поступки были ясны и понятны зрителю, быть передатчиком важных общественно-значимых, культурных, жизненных идей.

По утверждению С.Д. Зельцер работа театральным журналистом не удовлетворяла молодого Брянцева. Оказаться внутри постоянно действующего общественно-значимого театра было делом его жизни.

В 1904 г. Брянцев по совету профессора университета Георгия Васильевича Форстена обратился к Павлу Павловичу Гайдебурову, руководившему тогда Общедоступным театром при Лигов-ском народном доме. Брянцев начинал работать в театре 2-м помощником режиссера, вскоре завоевал доверие всего коллектива. Был и актером и режиссером. Так Брянцев описывал организацию коллектива театра: «Отсутствие внешних письменных договоров и правил, а также взысканий и наград снимает с сотрудников клеймо наемничества и тем самым возлагает на них все тяготы истинной свободы, заставляя руководствоваться исключительно голосом собственной совести» [цит. по 5, С. 62]. Принцип преданности коллектива своему делу Брянцев перенес в Ленинградский ТЮЗ. Впоследствии Брянцев назвал коллектив «братством театральных энтузиастов» [5, С. 63].

П.П. Гайдебуров остался в памяти как организатор нового открытого театра для широкой аудитории, чьи идеи о распространении театрального искусства повлияли на молодого А.А. Брянцева. Павел Павлович считал, что это могло быть достигнуто через инструкторство или режиссуру, показательные спектакли, привлечение к участию неравнодушного исполнителя [3].

Театр Гайдебурова добивался показа «запрещенных» пьес, ныне ставшие классикой. Одновременно Павел Павлович вместе с Н.А. Лебедевым, Е.Д. Головинской были руководителем Передвижного театра. Театр разъезжал по детским учреждениям, садам и паркам и завершил свою работу 28 июля 1918 года [1, С. 272]. В репертуар входили короткие сценки, инсценировки сказок, дивертисменты.

Выступала со спектаклями на детских площадках, в рабочих клубах и другая группа, возглавляемая Е.Н. и П.П. Горловыми [1, С. 80], с которыми А.А. Брянцев продолжил сотрудничество при организации Петроградского / Ленинградского ТЮЗа.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 194_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022_2542-0291

В 1917 г. начались основополагающие изменения в новой народной школе. Многим реформам послужили самые разные нормативные документы и последующие события. Разберем самые основные из них, ведущие к идеям А.А. Брянцева о воспитательном значении театра, а также о необходимости связи со школами.

29 октября (ст. стиль) 1917 г. после создания Народного комиссариата А. В. Луначарский выступил с обращением «О народном просвещении». В нем озвучивались цели и задачи новой народной школы:

- ориентирование школ на всеобщую грамотность;

- увеличение количества народных педагогов;

- создание единой системы школьного образования для всех граждан в нескольких ступенях образования;

- формирование системы светских школ;

- обучение на равных и в равных условиях для всех граждан;

- борьба с неграмотностью [6, С. 7-9].

В период реформирования отечественной школы А.А. Брянцев вел активную театральную деятельность, связанную, прежде всего, с организацией нового педагогического театра для детей, донесения значимости детского театрального искусства для города, страны и будущих поколений.

Во время работы в общедоступном и передвижном театрах А.А. Брянцев совместно с Гайде-буровым были привлечены к организации театрального отдела в Институте внешкольного образования (1918). Эту работу он продолжал и после ухода из театра Гайдебурова, в котором проработал 15 лет. А.А. Брянцев научился относиться к театру как к творческому коллективному организму, а не формальной организации.

В том же 1918 году А.А. Брянцев посещал Детскую художественную студию им. Лилиной под руководством О.А. Шумской. В студии воспитанницы (ок. 20 девочек) жили и учились под руководством известных педагогов. Наблюдения за спектаклями студии привели к пониманию

A.А. Брянцева о потребности создания театра для детей: «Спектакли эти носили школьный самодеятельный характер, но обставлялись внешне очень тщательно и юной публикой принимались хорошо. Они также наглядно утверждали мысль о необходимости театра для детей. ... это были хорошие добротные детские развлечения, но без всякой мысли о их глубоком воспитательном и познавательном значении» [1, С. 90]. В те годы А.А. Брян-цев размышлял о новом предназначении искусства для детей. Параллельно Брянцев занимался объединением сторонников, в первую очередь, со схожими с ним взглядами на искусство (Н.Н. Бахтин,

B.И. Бейер и др.)

Далее был период работы в качестве воспитателя в карантинно-распределительном пункте [5, С. 86], что послужило началом открытием но-

вых идей для А.А. Брянцева. В начале 1920 г. Центральный карантинно-распределительный детский пункт располагался в здании на Михайловской улице, дом 1 (ныне Гранд Отель Европа). В нем проводились игры, спектакли с участием беспризорных детей [8]. После пребывания в интернате детей распределяли по другим детским домам, впоследствии А.А. Брянцев вспоминал о трудности прощания с опекаемыми детьми. Будущий новатор и руководитель Ленинградского ТЮЗа посещал со своими подопечными Петроградские театры и убеждал себя в том, что спектакли для детей того времени в малой степени доступны для понимания и восприятия детьми. А.А. Брянцев устраивал в интернате свой собственный театр, где наблюдал силу театрального воздействия: «Работа с ребятами в карантинном пункте многому меня научила и, главное, убедила в том, что попытки организовать зрелище для детей имеют серьезные основания и требуют более серьезного к себе отношения, чем к простой детской забаве. Не говоря уже о тех результатах, которые получались при драматизации литературных произведений самими ребятами, я мог наблюдать за воздействием на них и профессионального театра, куда я время от времени водил своих питомцев. Когда мне довелось познакомить ребят с силой театрального воздействия в профессиональном театре, я оценил роль театра в общем педагогическом процессе. Это привело в дальнейшем к попыткам организации специальных театров для детей, как одного из мощных факторов воспитания нашей молодежи. Мысль о праве детей на свой особый театр вытекала из конкретного общения с детьми и из природы театрального искусства, существование которого немыслимо без зрителей» - подводит итог первых педагогических поисков А.А. Брянцев [1, С. 79].

Таким образом, исходя из полученного опыта, А.А. Брянцев в своей работе с детьми руководствовался положением, что истинное искусство всегда педагогично. Следовательно, в организации нового театра и постановке спектаклей А.А. Брянцев делал опору на зрителя, ясный и продуманный учет его потребностей, его насущных духовных нужд и особенностей восприятия. Новый театр в своей художественной деятельности связывался с педагогикой, не теряя при этом творческую основу и все творческие составляющие театрального искусства.

Подводя итоги, можно перечислить первые педагогические идеи А.А. Брянцева, которые зародились в 1900-1910-х годах:

1. Художественная полноценность спектакля. Спектакль для детей' должен был быть художественно полноценным, тем самым оказывать образно-смысловое воспитательное воздействие на зрителя-ребенка. Приучать к дружбе, коллективизму, развитому общественному началу, чувству эстетики. Профессиональное мастерство, как бы ни были высоки его формальные достижения, становились положительной' воспитательной' силой' только при условии идейной' насыщенности, когда

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 3 (55) 2022

195

зритель получал от театральной' игры, помимо эстетических переживаний и положительных эмоций, еще и зарядку общественно-ценных переживаний и понятий.

2. Опора на зрителя. В постановках спектакля главная опора делается на зрителя - соучастника творческого процесса. Необходим учет его насущных духовных нужд и потребностей.

3. Новый подход к актеру - человеку, с которым учащемуся можно встречаться в деловой жизни. Таким образом происходило приближение актеров к зрителям. Артист детского театра становится одновременно педагогом и общественником.

С весны 1921 г. А.А. Брянцев начал вести переговоры с Губернским отделом социального воспитания НКП (Наркомпроса, народного комиссариата просвещения) о создании нового детского театра, указывал на закономерность соединения театра и школы.

Новый' театр в своей художественной деятельности связывается с педагогикой, не теряя при этом творческую основу и все творческие составляющие

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бейер, В.И. Театр юных зрителей. 1922-1927. Опыт работы театра для детей и юношества / В.И. Бейер, А.И. Пиотровский. - Ленинград : Academia, 1927. - 143 с. - Текст : непосредственный.

2. Борисенков, В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.) / В.П. Борисенков. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2008. - № 1. - С. 20-38.

3. Бродянский, Б. Театр для детей - театр правды, подвига и воображения / Б. Бродянский. - Текст : непосредственный // Государственный театр юных зрителей. - Ленинград, 1940. - 44 с.

4. Брянцев, А.А. Воспоминания и статьи, выступления, дневники, письма / А.А. Брянцев ; под ред. А.Н. Гозенпуд.

- Москва : Всероссийское театральное общество, 1979. - 296 с.

5. Брянцев, А.А. Театр юного зрителя (к организации при Секторе Социального Воспитания особого театра для детей и подростков) / А.А. Брянцев. - Текст : непосредственный // Жизнь искусства. - 1921. - 13 сент. - С. 2.

6. Всем фабзавместкомам, зав. клубами, домам культуры, редакциям фабрично-заводских газет, культурполномо-ченным фабрик, заводов и учреждений. - Текст : непосредственный // ЦГАЛИ (Санкт-Петербург). - Ф. 334. - О. 1. -Ед. хр. № 67. - Л. 12.

7. Гайдебуров, П.П. Организация народных театров : лекции П.П. Гайдебурова, чит. на Инструктор. курсах в нояб. и дек. 1918 г. - Петербург : Гос. изд-во, 1919. - 64 с. - Текст : непосредственный.

8. Дроздов, Н.А. Социальное партнерство школы и детского театра (на материале работы Ленинградского ТЮЗа им. А.А. Брянцева) : дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Дроздов. - Санкт-Петербург, 2022. - 365 с. - Текст : непосредственный.

9. Дмитриевский, В.Н. Театр юных поколений. Творческий путь Ленинградского государственного театра юных зрителей / В.Н. Дмитриевский. - Ленинград : Искусство, 1975. - 214 с. - Текст : непосредственный.

10. Зельцер, С.Д. А.А. Брянцев / С.Д. Зельцер. - Москва : Всероссийское театральное общество, 1962. - 292 с. - Текст : непосредственный.

11. Колосова, Е.М. Демократизация образования в советской школе в 20-х годах (на материалах Петрограда-Ленинграда 1917-1929 гг.) : дис. ... канд. пед. наук / Е.М. Колосова. - Санкт-Петербург, 1993. - 267 с. - Текст : непосредственный.

12. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. док. 1917-1973 гг. / сост. А.А. Абакумов [и др.]. - Москва : Педагогика, 1974. - 559 с. - Текст : непосредственный.

13. Постановление Народного Комиссариата Просвещения. Об отмене отметок. - Текст : электронный // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - Москва, 1942.

- С. 531. - URL: http://istmat.info/node/30005 (дата обращения: 23.01.2022).

14. Стаина, О.А. Становление и развитие форм и методов театральной работы с детьми в народном образовании /

0.А. Стаина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2011.- № 4. - C. 106-115.

REFERENCES

1. Bejer V.I., Piotrovskij A.I. Teatr junyh zritelej. 1922-1927. Opyt raboty teatra dlja detej i junoshestva [Theater of young spectators. 1922-1927. Work experience of the theater for children and youth]. Leningrad : Academia, 1927. 143 p.

театрального искусства [2]. По замыслу А.А. Брянцева театр формирует репертуар на подлинных произведениях литературы, где актеры - «слуги» зрителя и через игру на сцене и через идеи спектаклей' осуществляют воспитательное воздействие на учащихся: «ребенку нужно подлинное, большое, полноценное искусство», «театр для детей'это не "сокращённый"' театр для взрослых. Наоборот, это расширенный, более заострённый.. театр...» [1, С. 6]

Учащимся нужны нравственные примеры вне стен школы и родительского дома. Первые педагогические идеи А.А. Брянцева положили основу концепции «театра-дома» для ребенка - места, где он прикоснуться к таинствам искусства через общение на равных с выдающимися личностями и просмотр актуальных спектаклей. А дальнейшее распространение и передача опыта Ленинградского ТЮЗа положили основу развития всесоюзного тюзовского движения, в котором были задействованы учащиеся, учителя, родители и представители творческих профессий.

ВЕСТНИК ШЛДРИНСKOГO ГOСУДAРСTВЕННOГO __ 196_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИTЕTA. № 3 (55) 2022_2542-0291

2. Borisenkov V.P. Strategija obrazovatel'nyh reform v Rossii (1985-2005 gg.) [Strategy of educational reforms in Russia (1985-2005)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical education], 2008, no. 1, pp. 20-38.

3. Brodjanskij B. Teatr dlja detej - teatr pravdy, podviga i voobrazhenija [Theater for children - theater of truth, heroism and imagination]. Gosudarstvennyj teatr junyh zritelej [State Theater of Young Spectators]. Leningrad, 1940. 44 p.

4. Brjancev A.A. Vospominanija i stat'i, vystuplenija, dnevniki, pis'ma [Memoirs and articles, speeches, diaries, letters]. In A.N. Gozenpud (ed.). Moscow: Vserossijskoe teatral'noe obshhestvo, 1979. 296 p.

5. Brjancev A.A. Teatr junogo zritelja (k organizacii pri Sektore Social'nogo Vospitanija osobogo teatra dlja detej i po-drostkov) [Young Spectator Theater (to the organization of a special theater for children and adolescents in the Social Education Sector)]. Zhizn' iskusstva [The Life of Art], 1921, 13 sent., pp. 2.

6. Vsem fabzavmestkomam, zav. klubami, domam kul'tury, redakcijam fabrichno-zavodskih gazet, kul'tur-polnomochennym fabrik, zavodov i uchrezhdenij [[To all the factory committees, head. clubs, houses of culture, editorial offices of factory newspapers, cultural representatives of factories, factories and institutions]. CGALI (Sankt-Peterburg) [Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg]. F. 334. O. 1. Ed. hr. № 67. L. 12.

7. Gaideburov P.P. Organizacija narodnyh teatrov: lekcii P.P. Gaideburova, chit. na Instruktor. kursah v nojab. i dek. 1918 g. [Organization of folk theaters]. Peterburg: Gos. izd-vo, 1919. 64 pp.

8. Drozdov N.A. Social'noe partnerstvo shkoly i detskogo teatra (na materiale raboty Leningradskogo TJuZa im. A.A. Brjanceva). Dis. kand. ped. nauk [Social partnership of the school and the children's theater (based on the work of the Leningrad Bryantsev Youth Theater). Ph.D. (Pedagogics) diss.]. Sankt-Peterburg, 2022. 365 p.

9. Dmitrievskij V.N. Teatr junyh pokolenij. Tvorcheskij put' Leningradskogo gosudarstvennogo teatra junyh zritelej [Theater of Young Generations. The creative path of the Leningrad State Theater of Young Spectators]. Leningrad: Iskusstvo, 1975. 214 pp.

10. Zel'cer S.D. A.A. Brjancev [A.A. Bryantsev]. Moscow: Vserossijskoe teatral'noe obshhestvo, 1962. 292 p.

11. Kolosova E.M. Demokratizacija obrazovanija v sovetskoj shkole v 20-h godah (na materialah Petrograda-Leningrada 1917-1929 gg.). Dis. kand. ped. nauk [Democratization of education in the Soviet school in the 20s (based on the materials of Petrograd-Leningrad 1917-1929). Ph.D. (Pedagogics) diss.]. Sankt-Peterburg, 1993. 267 p.

12. Abakumov A.A. (eds.) Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshheobrazovatel'naja shkola: sb. dok. 1917-1973 gg. [Public education in the USSR. Secondary school]. Moscow: Pedagogika, 1974. 559 p.

13. Postanovlenie Narodnogo Komissariata Prosveshhenija. Ob otmene otmetok [Resolution of the People's Commissariat of Education. About canceling marks]. Sobranie uzakoneniji rasporjazhenij pravitel'stvaza 1917—1918gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR [Collection of laws and orders of the government for 1917-1918. Administration of Affairs of the USSR Council of People's Commissars]. Moskva, 1942, pp. 531. URL: http://istmat.info/node/30005 (Accessed 23.01.2022).

14. Staina O.A. Stanovlenie i razvitie form i metodov teatral'noj raboty s det'mi v narodnom obrazovanii [Formation and development of forms and methods of theatrical work with children in public education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2011, no. 4, pp. 106-115.

СВЕДЕНИЕ ОБ АВТОРЕ:

Н.А. Дроздов, аспирант кафедры теории и истории педагогики, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, е-mail: nikitdr@gmail.com, ORCID: 0000-0002-3861-2382.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.A. Drozdov, Graduate Student, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, e-mail: nikitdr@gmail.com, ORCID: 0000-0002-3861-2382.

УДК 94(470) DOI: 10.52772/25420291_2022_3_197

Константин Брониславович Корженевский

г. Нижневартовск

Черлакский район Омской области: история разграничения между Сибирью и Казахстаном в 1920-е гг.

В статье рассматриваются вопросы формирования разграничительной линии между сибирским регионом РСФСР и Казахской автономной республикой по территории Черлакского района. Анализируются основные этапы, раскрывающие ход изменения административно-территориальных границ: переход Черлакской волости в состав Казахской АССР в период разграничительных процессов вокруг Омского уезда в 1921-1922 гг., существование черлакской территории в качестве самостоятельного уезда Акмолинской губернии, а также обратный переход во второй половине 1920-х гг. под контроль Омска. Раскрываются ключевые причины пограничных споров вокруг Черлака, приведшие к многократному пересмотру границ. Делается вывод о том, что размежевание черлакской приграничной территории, можно отнести к наиболее сложным и интересным направлениям формирования границы между Сибирью и Казахстаном, охватившем целое десятилетие с момента образования в 1920 г. автономии степного народа до официального постановления ВЦИК в 1930 г., поставившего точку в деле разграничения Черлакского района.

Ключевые слова: Черлак, граница, Сибирь, Казахстан, Омская губерния, Омский округ, Сибирский край, Акмолинская губерния.

TooN™ 0?Q1 JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2542-0291_PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 3 (55) 2022_197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.