Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. А. БРЯНЦЕВА В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ (1920-Е ГОДЫ)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. А. БРЯНЦЕВА В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ (1920-Е ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
210
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / А. А. БРЯНЦЕВ / ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЮЗ / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / 1920-Е ГОДЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дроздов Никита Анатольевич

Введение. В статье рассмотрены основные педагогические идеи основателя первого театра юных зрителей А. А. Брянцева, которые получили своё распространение в период реформирования системы образования в 1920-е годы. Цель статьи: в результате проведения исследования выявить педагогические идеи первого художественного руководителя театра - А. А. Брянцева. Материалы и методы. Методология исследования основывается на социокультурном подходе с использованием биографического метода. Были рассмотрены и проанализированы материалы архива и музея Санкт-Петербургского Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, автобиография и статьи А. А. Брянцева, биография, посвящённая художественному руководителю Театра юных зрителей С. Д. Зельцер, научные работы по истории советской школы 1920-х годов Е. М. Колосовой, Н. М. Федоровой. Результаты исследования. Перечислены основные нормативные документы, а также события, укреплявшие значимость связи театра со школами города. Описание последствий реформ даёт возможность определить особенности и возможности деятельности А. А. Брянцева и педагогов Ленинградского Театра юных зрителей в исследуемый период. По задумке основателей, Ленинградский Театр юных зрителей создавался как театр педагогической направленности. Рассмотрены педагогические принципы Ленинградского Театра юных зрителей. В статье прослежены основные вехи развития театра в 1920-е годы, а именно показ первого спектакля «Конёк-горбунок», организация педагогической части, основание Делегатского собрания. Перечислены основные задачи, стоящие перед педагогической частью театра и делегатами Театра юных зрителей в качестве основных связующих звеньев между театром и школой. Приведены роль и значимость спектакля в воспитательной работе театра и требования к спектаклю со стороны художественного руководителя Театра юных зрителей. Рассмотрены доказательства того, что главная опора в создании, отборе и показе спектаклей делается на зрителя. Выводы. Идеи А. А. Брянцева находят своё отражение в организации педагогическойчасти и делегатского собрания при Театре юных зрителей, претворении в жизнь концепции «театра-дома» для ребёнка, привлечении для обсуждения вопросов образования разных социальных групп, а также всесоюзном распространении позитивного опыта Ленинградского Театра юных зрителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. A. BRYANTSEV’S PEDAGOGICAL IDEAS IN THE PERIOD OF SOVIET SCHOOL REFORM (THE 1920S)

Introduction. The paper deals with the main pedagogical ideas of A. A. Bryantsev, the founder of the first Theater for Young Spectators (TYS), which were spread during the period of reforms in the education system in the 1920s. The paper aims to reveal the pedagogical ideas of the first artistic director of the theatre. Materials and Methods. The methodology of the study is based on the sociocultural approach using the biographical method. Materials from the archive and museum of St. Petersburg Theatre for Young Spectators named after A. A. Bryantsev, the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg; autobiography and articles by A. A. Bryantsev; a biography dedicated to the artistic director of the Theatre for Young Spectators, S.D. Zeltser; research works on the history of the Soviet school in the 1920s by Elena Kolosova and Natalia Fedorova were reviewed and analyzed. Results of the study. The main normative documents, and the events, which strengthened the significance of the ties between the theatre and schools of the city, are listed. The description of the consequences of the reforms allows identifying the specifics and possibilities of the activity of A. A. Bryantsev and teachers of St. Petersburg (then Leningrad) TYS during the period under study. As conceived by the founders, Leningrad Theatre for Young Spectators was created as an educationally oriented theater. The study has considered pedagogical principles of the Leningrad Theatre for Young Spectators and traced the main landmarks of the Theatre’s development in the 1920s, namely, the first performance “The Little Humpbacked Horse,” the organization of its pedagogical activity, and the establishment of the Assembly of Delegates. The main objectives to be accomplished by the pedagogical activity of the theatre and the delegates of the Theatre have been presented as the basic links between the theatre and school. The role and significance of theatrical performance in the educational work of the theatre and the performance requirements imposed by the artistic director of the TYS are outlined. The evidence that the spectator is the pivot of the creation, selection, and delivery of performances is examined. Conclusions. The ideas of A. A. Bryantsev are reflected in the organization of pedagogical work and Assembly of Delegates at the Theatre for Young Spectators, in the implementation of the concept of “theatre-home” for children, in the involvement of different social groups in the discussion of educational issues, and in the dissemination of positive experience of Leningrad Theatre for Young Spectators all over the world.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. А. БРЯНЦЕВА В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ (1920-Е ГОДЫ)»

Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru УДК 37.4

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-268-277

Научная статья

Педагогические идеи А. А. Брянцева в период реформирования советской школы

(1920-е годы)

Н. А. Дроздов

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

nikitdr@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3861-2382

Аннотация. Введение. В статье рассмотрены основные педагогические идеи основателя первого театра юных зрителей А. А. Брянцева, которые получили своё распространение в период реформирования системы образования в 1920-е годы. Цель статьи: в результате проведения исследования выявить педагогические идеи первого художественного руководителя театра - А. А. Брянцева. Материалы и методы. Методология исследования основывается на социокультурном подходе с использованием биографического метода. Были рассмотрены и проанализированы материалы архива и музея Санкт-Петербургского Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, автобиография и статьи А. А. Брянцева, биография, посвящён-ная художественному руководителю Театра юных зрителей С. Д. Зельцер, научные работы по истории советской школы 1920-х годов Е. М. Колосовой, Н. М. Федоровой. Результаты исследования. Перечислены основные нормативные документы, а также события, укреплявшие значимость связи театра со школами города. Описание последствий реформ даёт возможность определить особенности и возможности деятельности А. А. Брянцева и педагогов Ленинградского Театра юных зрителей в исследуемый период. По задумке основателей, Ленинградский Театр юных зрителей создавался как театр педагогической направленности. Рассмотрены педагогические принципы Ленинградского Театра юных зрителей. В статье прослежены основные вехи развития театра в 1920-е годы, а именно показ первого спектакля «Конёк-горбунок», организация педагогической части, основание Делегатского собрания. Перечислены основные задачи, стоящие перед педагогической частью театра и делегатами Театра юных зрителей в качестве основных связующих звеньев между театром и школой. Приведены роль и значимость спектакля в воспитательной работе театра и требования к спектаклю со стороны художественного руководителя Театра юных зрителей. Рассмотрены доказательства того, что главная опора в создании, отборе и показе спектаклей делается на зрителя.

Выводы. Идеи А. А. Брянцева находят своё отражение в организации педагогической части и делегатского собрания при Театре юных зрителей, претворении в жизнь концепции «театра-дома» для ребёнка, привлечении для обсуждения вопросов образования разных социальных групп, а также всесоюзном распространении позитивного опыта Ленинградского Театра юных зрителей.

Ключевые слова: педагогические идеи, А. А. Брянцев, Ленинградский ТЮЗ, советская школа, 1920-е годы

© Дроздов Н. А., 2022

268 раздел «педагогические науки» 2022. т. 16. № 3 (56). с. 268-277

Для цитирования: Дроздов Н. А. Педагогические идеи А. А. Брянцева в период реформирования советской школы (1920-е годы) // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 268-277. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-268-277

A. A. Bryantsev's Pedagogical Ideas in the Period of Soviet School Reform

(the 1920s)

Original article

Nikita A. Drozdov

The Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., St. Petersburg nikitdr@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3861-2382

Abstract. Introduction. The paper deals with the main pedagogical ideas of A.A. Bryantsev, the founder of the first Theater for Young Spectators (TYS), which were spread during the period of reforms in the education system in the 1920s.

The paper aims to reveal the pedagogical ideas of the first artistic director of the theatre. Materials and Methods. The methodology of the study is based on the sociocultural approach using the biographical method. Materials from the archive and museum of St. Petersburg Theatre for Young Spectators named after A.A. Bryantsev, the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg; autobiography and articles by A.A.Bryantsev; a biography dedicated to the artistic director of the Theatre for Young Spectators, S.D. Zeltser; research works on the history of the Soviet school in the 1920s by Elena Kolosova and Natalia Fedorova were reviewed and analyzed.

Results of the study. The main normative documents, and the events, which strengthened the significance of the ties between the theatre and schools of the city, are listed. The description of the consequences of the reforms allows identifying the specifics and possibilities of the activity of A.A. Bryantsev and teachers of St. Petersburg (then Leningrad) TYS during the period under study. As conceived by the founders, Leningrad Theatre for Young Spectators was created as an educationally oriented theater. The study has considered pedagogical principles of the Leningrad Theatre for Young Spectators and traced the main landmarks of the Theatre's development in the 1920s, namely, the first performance "The Little Humpbacked Horse," the organization of its pedagogical activity, and the establishment of the Assembly of Delegates. The main objectives to be accomplished by the pedagogical activity of the theatre and the delegates of the Theatre have been presented as the basic links between the theatre and school. The role and significance of theatrical performance in the educational work of the theatre and the performance requirements imposed by the artistic director of the TYS are outlined. The evidence that the spectator is the pivot of the creation, selection, and delivery of performances is examined.

Conclusions. The ideas of A.A. Bryantsev are reflected in the organization of pedagogical work and Assembly of Delegates at the Theatre for Young Spectators, in the implementation of the concept of "theatre-home" for children, in the involvement of different social groups in the discussion of educational issues, and in the dissemination of positive experience of Leningrad Theatre for Young Spectators all over the world.

Keywords: Pedagogical ideas, A.A. Bryantsev, Leningrad Theatre for Young Spectators, Soviet school, the 1920s

For citation: Drozdov N. A. A. A. Bryantsev's Pedagogical Ideas in the Period of Soviet School Reform (the 1920s). Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(3): 268-277. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-268-277

Введение

История Санкт-Петербурга связана с именами множества выдающихся деятелей культуры. Часть из них были известными преподавателями. Знаменитые театральные режиссёры обращались к педагогике как к сфере человеческой деятельности в качестве попытки передачи уникального опыта. Один из немногих, кто изначально совмещал в своей деятельности искусство и педагогику в синтезе сценического театрального искусства, был Александр Александрович Брянцев (02(14).04.1883 - 30.09.1961), который сумел в начале 1920-х годов объединить единомышленников для создания первого государственного театра юных зрителей (ТЮЗ) в г. Ленинграде. А. А. Брянцев видел школу (как социальный институт) и театр (как учреждение культуры) в их взаимодействии с целью воспитания будущих поколений граждан с общественными и культурными ценностями, соответствующими поставленным задачам нового государства.

В статье мы проведём обзор педагогических идей известного режиссёра.

Материалы и методы

Методология исследования основывается на социокультурном подходе с использованием биографического метода. Были рассмотрены и проанализированы источники архива и музея Санкт-Петербургского Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева, ЦГАЛИ СПб (Фонд 334), автобиография и статьи А. А. Брянцева, биография, посвящённая художественному руководителю ТЮЗа С. Д. Зельцер, научные работы по истории советской школы 1920-х годов Е. М. Колосовой [1], Н. М. Федоровой.

Источники, раскрывающие педагогические идеи А. А. Брянцева, делятся по признакам:

- нормативная документация (годовые отчёты, положения, должностные инструкции и пр.);

- биографический и автобиографический (мемуары, биографии, отзывы и воспоминания участников событий);

- информационный (программы, афиши, плакаты, стенографические отчёты).

Результаты исследования

Организатор первого театра юных зрителей родился в г. Санкт-Петербурге, где и начал профессиональную деятельность. В жизни А. А. Брянцева до начала театральной деятельности были такие поворотные моменты на жизненном пути, которые определили его будущую карьеру. Они также нашли отражение в других исследованиях автора статьи [18].

В изучаемый нами период новое образовавшееся государство, а также социум были поставлены в новые, нестандартные, политические, общественные и экономические условия, однако при этом в обществе сохранялся интерес к вопросам будущего образования. Культура и образование - основные очаги народного просвещения - должны распространяться повсеместно, независимо от местоположения и типа поселения. Культурная революция, в видении В. И. Ленина, - это неотъемлемое условие преобразование общества на социалистических началах, часть процесса построения социализма и коммунизма.

В 1917 г. начались основополагающие изменения в новой народной школе. Начало проведения многих реформ положили самые разные нормативные документы, а также последующие события. Основные из них (обращение А. В. Луначарского «О народном просвещении» [2, с. 7-9], «Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению от 9 (22) ноября 1917 г.» [3], «О Центральном Театральном Отделе Народного Комиссариата Просвещения» [4], «Положение о единой трудовой школе» [2, с. 133-137], «Основные принципы единой трудовой школы» [5]) способствовали реализации идей А. А. Брянцева о воспитательном значении театра, а также о необходимости связи со школами.

270 раздел «педагогические науки» 2022 т 16 № 3 (56)' с 268 277

Привлечение представителей разных искусств и педагогов в совместное принятие решений в 1920-е годы расширит влияние общественности в процессах обсуждения и принятия решений по вопросам школьного образования в новом государстве, а именно его содержания и управления.

В начале 1920-х годов Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) ориентировал учителей на активизацию учебного процесса, отход от формализма в преподавании, развитие самостоятельности и инициативы учащихся.

В то же самое время А. А. Брянцев в своей статье «Театр Юного Зрителя» (1921 г.) размышлял о сотрудничестве нового театра со школами: «Организация «Т. Ю. З.» идёт под знаком тесного единения театральных деятелей с деятелями школьными. Здесь должны объединиться художники сцены, умеющие мыслить как педагоги, с педагогами, способными чувствовать как художники; и все вместе они должны духовно помолодеть, должны искренне почувствовать себя сверстниками своих юных зрителей» [6, с. 2].

Н. М. Федорова отмечает, что школа 1920-х годов понималась «как социальный организм, коллектив которого составляют как учащие, так и учащиеся, причём права последних в деле организации своей школьной жизни - не меньше, чем у педагогов и администрации школы» [7, с. 115].

Говоря о результатах реформ образования 1920-х годов, можно сделать общие выводы:

- характеризуется как период активного участия общественности в деле становления советской школы, управление развитием народного образования составляют государство, партийные и профсоюзные органы местного самоуправления;

- использовались новые методы в образовании, существовало стремление внедрить зарубежный опыт, прежде всего, США (Д. Дьюи, У Килпатрик), а также отечественный опыт «новых» школ и реформаторской педагогики (Макаренко, Сорока-Росин-ский, Шацкий, Зеленко, Ионин) при относительной свободе в развитии педагогики и школы. Всё это было явлением не только педагогическим, но и социальным, таким образом стимулировало творчество педагогов широких масс, которые в той или иной степени помогали школе [8];

- школьные реформы после октябрьской революции включали в себя акт массового внедрения знаний и образованности в подрастающее поколение. Основная ставка делалась на воспитание специалистов и новых личностей - граждан государства. Достижение этого предполагалось за счёт сочетания трудового и эстетического (творческого) воспитания, что в свою очередь способствовало развитию новых связей школы с театром.

В период реформирования отечественной школы А. А. Брянцев вёл активную театральную деятельность, направленную, прежде всего, на организацию нового педагогического театра для детей, донесение значимости детского театрального искусства до города, страны и будущих поколений.

Новый театр в своей художественной деятельности связывался с педагогикой, не теряя при этом творческую основу и все творческие составляющие театрального искусства. По замыслу А. А. Брянцева, новый театр формировал репертуар на подлинных произведениях литературы, где актёры - «слуги» зрителя, которые через игру на сцене и через идеи спектаклей осуществляют воспитательное воздействие на учащихся: «... театр для детей - это не «сокращённый» театр для взрослых. Наоборот, это расширенный, более заострённый... театр...» [9, с. 6].

Театральный коллектив во главе с А. А. Брянцевым размышлял о том, что будет происходить со зрителем во время посещения театра. От этого зависел успех театра в воспитании подрастающего человека. Коллектив стремился к созданию равных условий для зрителей. Например, выбор сцены в новом театре был сделан в пользу амфитеатра, что служило наиболее полному визуальному контакту зрителя с актёрами,

его «погружению» в спектакль и демократизации спектакля, представляя тем самым зрителям практически равные условия для просмотра [10].

Изначально А. А. Брянцев реализовывал концепцию «театра-дома» для ребёнка, в котором он мог быть услышан и поддержан. В то же самое время, в отличие от других театров для детей того времени, в ТЮЗе не существовало танцев и анимации в антрактах. Это делалось для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном в посещении театра - действии на сцене.

23 февраля 1922 г. состоялся показ первого спектакля ТЮЗа «Конёк-горбунок». Для показа первого спектакля ТЮЗ выбрал классическое произведение, национальную, героическую, социально заострённую сказку П. П. Ершова «Конёк-горбунок». Выбор сказки означал привлечение к народному творчеству юного зрителя. Спектакль, его построение и работа вокруг него была нацелена на восприятие ребёнком «чуда театра», «театра воображения», то есть веры в игру, в сказку, принятие игры на сцене, декораций, света. Зрителю было оказано доверие через дорисовывание, дополнительное воображение, самостоятельное продолжение сценического действия в нужном направлении.

Тем самым А. А. Брянцев признавал необходимым высокое качество поставленных спектаклей на сцене: «...спектакли для детей должны быть всегда театрально полноценными. Только тогда они смогут властно удержать внимание юных зрителей, убедить их в каждом отдельном случае не уговорами, а высоким мастерством драматурга, режиссера, актёров, художника, композитора...» [11, с. 30]. Таким образом в ТЮЗе регулярно происходили встречи коллектива с драматургами и литераторами с целью изучения зрительской аудитории [11].

Активность разных социальных групп с целью привнесения нового знания в педагогику, а также взгляды Брянцева на театральное искусство как средство воспитания были отражены в организации Ленинградского ТЮЗа.

Спектакли, в представлении Брянцева, должны были обладать идейной насыщенностью, которая проявлялась в моментах соединения эстетических и общественно ценных переживаний зрителя.

Основа нового театра для детей - создание театра педагогической направленности с подходящим для этого репертуаром, стремление познать юного зрителя (его интересы, особенности восприятия). В Ленинградском ТЮЗе поэтому была организована педагогическая часть, которая занималась также установлением контактов со школами города.

К основным задачам педагогической части ТЮЗа в 1920-е годы относятся: педагогическое руководство детьми, посещающими театр, участие в художественной работе театра; аналитическая работа по итогам наблюдений за реакциями зрителей в зале во время просмотра спектаклей («графики эмоций» и «кривые реакций»); распределение билетов; организация собраний для школьных работников в театре, участие в педагогических конференциях, руководство Делегатским собранием; обслуживание театрального зала во время спектаклей для поддержания дисциплины и выявления впечатлений учащихся [12]. Брянцев придавал огромное значение обратной связи за своим юным зрителем: педагоги ТЮЗа анализировали отзывы и рисунки по спектаклям.

Для коллектива было важным правильное понимание и усвоение основной идеи спектакля со стороны юных зрителей. Для этого спектакль должен быть им понятен и доступен, следовательно, возрастала необходимость в выявлении адресной направленности спектакля.

Так каждый спектакль в репертуаре ТЮЗа предназначался для определённой возрастной аудитории. Цель возрастных разграничений - осуществление максимального воспитательного воздействия на зрителя, раскрытие и донесение замысла, идеи спектакля, которые подвластны, то есть имеют максимальное воспитательное значение для человека определённого возраста. Спектакль должен быть понятен зрителю, волновать своим содержанием.

2022. т. 16. № 3 (56). с. 268-277 272 раздел «педагогические науки» v '

По сути, театр, в представлении А. А. Брянцева, - это не только увлекательное зрелище, но и забота о том, кому будет показан спектакль. Знакомство с шедеврами мировой культуры, сообразно возрастным и психологическим особенностям аудитории, воспитывает цивилизованность, интеллигентность в подрастающем человеке.

Самая продолжительная форма работы с детьми ТЮЗа совместно со школами - Делегатское собрание при ТЮЗе, состоящее из учеников - представителей школ города. Оно было создано 14 февраля 1924 г. по инициативе Н. Н. Бахтина и А. А. Брянцева. Это дата первого сбора-приветствия новых членов актива при ТЮЗе.

Задача делегатов - быть пропагандистами театрального искусства в своих школах, помощниками в организации взаимодействия двух общественных институтов.

Делегаты дежурили на спектаклях, организовывали обсуждения в школах, следили за реакциями, восприятием и поведением зрителей на спектаклях. Учащиеся были помощниками педагогов театра. Проводились регулярные неформальные встречи с А. А. Брянцевым и актёрами театра.

Театр был поводом для размышлений учащихся, а педагог ТЮЗа - проводником для усвоения культурных норм и ценностей, увиденных на сцене. Восприятие ребёнка как личности проявлялось в общении с ним на равных. Одновременно происходило педагогическое наблюдение со стороны педагога.

Воспитательная работа ТЮЗа была направлена на формирование у учащихся нравственных понятий и убеждений, воспитание товарищества и коллективизма, дисциплинированности, любознательности. Педагог ТЮЗа ставил перед учащимися общую увлекательную цель, достижение которой предполагалось совместными усилиями; вовлекал учащихся в различные виды коллективной деятельности, что находило своё отражение в отечественном воспитании данного периода [13].

Педагогические принципы Ленинградского ТЮЗа в первое десятилетие можно обобщить как принципы открытости, доступности, демократизма, студийности.

Последний принцип раскрывается в подготовке новых театральных и педагогических кадров. В 1920-е годы зародилась идея открыть тюзовский театральный техникум с направлениями профессиональной подготовки актёров, педагогов (3 года обучения) и артистов-кукловодов (2 года обучения) [14, с. 67]. Стоит отметить, что Ленинградский ТЮЗ поставлял актёрские кадры в региональные и московские театры страны [11; 14]. Это происходило на фоне культурно-массовой работы, которая проявлялась в выступлениях передвижного отдела театра на площадках трудовых школ [15] и клубов [16], шефстве над трудовой школой № 120 им. КИМа и трудовой школой-колонией «Красные зори» (показ выездных спектаклей, посещение театра воспитанниками).

Педагогическая идея о всесоюзном распространении опыта Ленинградского ТЮЗа выражалась в дальнейших поездках и помощи в организации новых ТЮЗов в 1930-е годы. Главный режиссёр участвовал в открытии некоторых из них (Новосибирский и Архангельский ТЮЗы). Другие работники театра совершали поездки для организации ТЮЗов в такие города, как Казань, Ташкент, Чебоксары, Киев, Воронеж, Минск [14, с. 67-68], Магнитогорск, Самара, Ярославль [17].

Выводы

Подводя итоги, сделаем основные выводы, то есть перечислим организационно-педагогические идеи А. А. Брянцева, которые зародились в первое десятилетие после открытия Ленинградского ТЮЗа и отвечали задачам советской школы 1920-х годов:

1. Связь театра со школой. Театр для детей должен быть неотрывно связан со школой, где учащиеся, учителя и театральные педагоги действуют сообща, благодаря общим воспитательным задачам, поставленными перед средней общеобразовательной школой и театром для детей.

2. Художественная полноценность спектакля. Спектакль для детей должен быть

^ ГАУ ДПО IlPOf

художественно полноценным, тем самым оказывать образно-смысловое воспитательное воздействие на зрителя-ребёнка. Приучать к дружбе, коллективизму, развитому общественному началу, чувству эстетики. Помимо отбора подходящего репертуара это достигается через просмотр спектаклей высокого качества, которое включает в себя актёрскую игру, драматургию, декорации, мизансцены и атрибуты профессионального театра.

3. Опора на зрителя, возрастная адресность спектакля. В постановках спектакля главная опора делается на зрителя - главное действующее лицо, на соучастника творческого процесса. Необходим учёт его насущных духовных нужд и потребностей. Каждый спектакль в репертуаре должен соответствовать определённому возрасту, в котором учитываются возрастные особенности восприятия.

4. Необходимость обратной связи со зрителем: отзывы о спектаклях, рисунки, наблюдения за зрительным залом, получение информации о характере воздействия спектакля, усвоение главной идеи спектакля.

5. Педагогическая составляющая - неотъемлемая часть театра. Основные обязанности: руководство учащимися (делегатским собранием, кружком, активом), установление новых связей и контактов со школами, организация совместных мероприятий, сбор и анализ обратной связи, работа над формированием репертуара, установление возрастных рамок каждого спектакля, консультирование художественного руководителя, режиссёров по вопросам педагогики.

6. Организация делегатского собрания. Актив учащихся выполняет важные функции: самоуправление в театре, приобщение сверстников к театральному искусству, помощь и содействие педагогической части в организации совместных мероприятий со школами.

7. Поддержка делегатов, общение на равных, восприятие ребёнка как личности. Новый подход к актеру - человеку, с которым учащемуся можно встречаться в деловой жизни. Таким образом происходит приближение актёров к зрителям, к Делегатским собраниям.

8. Привлечение представителей творческой общественности. В методическом совете театра участвуют не только педагоги, но и драматурги, другие представители творческой общественности (поэты, художники, писатели).

9. Всесоюзное распространение опыта. Это помощь в организации ТЮЗов: информационная поддержка, консультирование по художественным, методическим вопросам.

10. Воспитание кадров. Подготовка кадров как для ленинградских театров, так и для региональных: артисты, педагоги, режиссёры, театральные художники и др. Идея нашла своё отражение в организации педагогического техникума при Ленинградском ТЮЗе. Тем самым осуществлялась передача опыта, традиций, ценностей первого педагогического театра [18, с. 142].

Благодаря вышеперечисленным идеям и их последующей реализации, А. А. Брян-цев по праву может считаться педагогом-новатором, так как его педагогические идеи могут использоваться в рамках современного социального партнёрства в образовании, где создаётся единый равноправный доступ участников в управлении образованием, единое коммуникативное поле с представителями разных социальных групп. Новый характер взаимодействия разных социальных групп в системе образования 1920-х годов способствовали развитию новых культурных практик.

Идеи А. А. Брянцева положили основу концепции «театра-дома» для ребёнка - места, где он может быть услышан и высказать свою точку зрения по самым разным вопросам, но главное - прикоснуться к таинствам искусства через общение на равных с выдающимися личностями. А распространение и передача опыта положили основу развития всесоюзного тюзовского движения, в котором были задействованы учащиеся, учителя, родители, представители творческих профессий.

274 раздел «педагогические науки» 2022. т. 16. № 3 (56). с 268-277

В соединении искусства и педагогики заложен фундамент творческого наследия Ленинградского ТЮЗа 1920-х и последующих годов. Где основная опора - зритель и учёт всех его потребностей: духовных, интеллектуальных, творческих. Одну из главных ролей в понимании значимости искусства для подрастающего поколения сыграл А. А. Брянцев.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Колосова Е. М. Демократизация образования в советской школе в 20-х годах (на материалах Петрограда-Ленинграда 1917-1929 гг.): дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01. СПб., 1993. 267 с.

2. Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917-1973 гг. / сост. А. А. Абакумов и др. М. : Педагогика, 1974. 559 с.

3. Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению от 9 (22) ноября 1917 г. // Исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/kompros.htm (дата обращения: 12.04.2020).

4. Постановление Народного Комиссариата Просвещения. О Центральном Театральном Отделе Народного Комиссариата Просвещения (Положение) / Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 934-937. URL: http://istmat.info/node/31500 (дата обращения: 23.01.2022).

5. Основные принципы единой трудовой школы. От Гос. комис. по просвещению. Москва : [б. и.], 1918. 14 с.

6. Брянцев А. А. Театр юного зрителя (К организации при Секторе Социального Воспитания особого театра для детей и подростков) // Жизнь искусства. 1921 (13 сентября). № 808. С. 2.

7. Федорова Н. М. Самоуправление в советской школе (20-е - 30-е годы ХХ века) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 52. С. 109-116.

8. Федорова Н. М. Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России: монография. СПб. : Лема, 2010. 265 с.

9. Брянцев А. А. Воспоминания и статьи, выступления, дневники, письма / под ред.

A. Н. Гозенпуда. М. : Всерос. театр. о-во, 1979. 296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ленинградский театр юных зрителей. Задачи и организация. Ленинград : [Тюз], 1929. 49 с.

11. Зельцер С. Д. А. А. Брянцев. М. : Всерос. театр. о-во, 1962. 292 с.

12. Театр юных зрителей. 1922-1927. Опыт работы театра для детей и юношества: сборник статей / под общ. литературной ред. А. И. Пиотровского и под худож. ред.

B. И. Бейера. Ленинград : Academia, 1927. 143 с.

13. Народное образование в СССР / под ред. И. А Каирова, Н. К. Гончарова, Н. А. Константинова, Ф. Ф. Королева, М. П. Малышева, В. З. Смирнова. М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957. 783 с.

14. Дмитриевский В. Н. Театр юных поколений. Творческий путь Ленинградского государственного театра юных зрителей. Ленинград: Искусство, 1975. 214 с.

15. Производственный план, сметы и штаты ТЮЗ'а на 1931 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 334. Оп. 1. Дело 41.

16. Положение о Ленинградском театре Гостеатре «Юных зрителей» 1927 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 334. Оп. 1. Дело 17. Л. 1, 2, 3.

17. Всем фабзавместкомам, зав. клубами, домам культуры, редакциям фабрично-за-

водских газет, культурполномоченным фабрик, заводов и учреждений // ЦГАЛИ СПб. Фонд 334. Опись 1. Ед. хр. № 67. Л. 2.

18. Дроздов Н.А. Социальное партнерство школы и детского театра (на материале работы Ленинградского ТЮЗа им. А. А. Брянцева): дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01. СПб, 2022. 365 с.

1. Kolosova E.M. Demokratizatsiya obrazovaniya v sovetskoi shkole v 20-kh godakh (na materialakh Petrograda-Leningrada 1917-1929 gg.). Diss. kand. ped. nauk [Democratization of education in the Soviet school in the 1920s (on materials of Petrograd-Leningrad of 19171929). Cand. ped. sci. diss]. Saint-Petersburg, 1993. 267 p. (in Russian)

2. Narodnoe obrazovanie v SSSR: Obshcheobrazovatel'naya shkola: Sbornik dokumen-tov. 1917-1973 gg. [People's Education in the USSR: General Education School: Collection of Documents. 1917-1973] / ed. by A. A. Abakumov et al.. Moscow: Pedagogika Publ, 1974. 559 p. (in Russian)

3. Dekret ob uchrezhdenii gosudarstvennoi komissii po prosveshcheniyu ot 9 (22) noy-abrya 1917 g. [Decree on the Establishment of the State Commission for Education of November 9 (22), 1917] // Istoricheskii fakul'tet Moskovskogo gosudarstvennogo univer-siteta imeni M.V Lomonosova [Department of History at Lomonosov Moscow State University]. Available at: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/kompros.htm (accessed 12.04.2020). (in Russian)

4. Postanovlenie Narodnogo Komissariata Prosveshcheniya. O Tsentral'nom Teatral'nom Otdele Narodnogo Komissariata Prosveshcheniya (Polozhenie). [Resolution of the People's Commissariat for Enlightenment. On the Central Theatrical Department of the People's Commissariat of Enlightenment (Regulations)] / Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy pravi-tel'stva za 1917—1918 gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR [Collection of Laws and Orders of the Government for 1917-1918. Management of Sovnarkom of the USSR]. Moscow. 1942. pp. 934-937. Available at: http://istmat.info/node/31500 (accessed 23.01.2022). (in Russian)

5. Osnovnye printsipy edinoi trudovoi shkoly [Basic principles of the unified labor school. From the State Commissariat for Education]. Moscow, 1918. 14 p. (in Russian)

6. Bryantsev A. A. Teatr yunogo zritelya (K organizatsii pri Sektore Sotsial'nogo Vospi-taniya osobogo teatra dlya detei i podrostkov) [Theatre for the Young Spectator (On Organizing a Special Theatre for Children and Teenagers at the Sector of Social Education)] // Zhizn' iskusstva [Art Life]. 1921 (September 13). No.808. P. 2. (in Russian)

7. Fedorova N.M. Samoupravlenie v sovetskoi shkole (20-e 30-e gody XX veka) [Self-government in the Soviet school (1920s-1930s)] // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences)]. 2008. No. 52. pp. 109-116. (in Russian)

8. Fedorova N.M. Stanovlenie gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya shkol'nym obrazovaniem v Rossii. Monografiya [Formation of state-public management of school education in Russia: Monograph]. Saint-Petersburg: Publishing house «Lema», 2010. 265 p. (in Russian)

9. Bryantsev A.A. Vospominaniya i stat'i, vystupleniya, dnevniki, pis'ma [Memories and articles, speeches, diaries, letters] / ed. by A.N. Gozenpud. Moscow: All-Russian Theatrical Society Publ., 1979. 296 p. (in Russian)

10. Gosudarstvennyi teatr yunykh zritelei. Zadachi i organizatsiya [The State Theatre for Young Spectators. Objectives and organization]. Leningrad, TYUZ Publ. 1929. 46 p. (in Russian)

11. Zeltser S.D. Bryantsev A. A.]. Moscow: All-Russian Theatre Society Publ., 1962. 292 p. (in Russian)

References

276 раздел «педагогические науки»

2022. т. 16. № 3 (56). с. 268-277

12. Beyer VI., Piotrovskiy A. I. Teatr yunykh zritelei. 1922-1927. Opyt raboty teatra dlya detei i yunoshestva// pod obshch. literaturnoy red. A. I. Piotrovskogo i pod khudozh. red. V I. Bejera [Theatre for Young Spectators. 1922-1927. Experience of the Theatre for Children and Young People// ed. by A.I.Piotrovsky and V.I.Beijer]. Leningrad: Academia Publ., 1927. 143 p. (in Russian)

13. Narodnoe obrazovanie v SSSR [Public Education in the USSR] / ed. by I. A Kairova, N. K. Goncharova, N. A. Konstantinova, F. F. Koroleva, M. P. Malysheva, V. Z. Smirnova. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences Publ. 1957. 783 p. (in Russian)

14. Dmitrievskiy V.N. Teatr yunykh pokoleniy. Tvorcheskiy put' Leningradskogo gosu-darstvennogo teatra yunykh zriteley [Theatre of Young Generations. The Creative Way of Leningrad State Theatre for Young Spectators]. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1975. 214 p. (in Russian)

15. Proizvodstvennyi plan, smety i shtaty TYuZ'a na 1931 g. [A production plan, estimates and the staff of the Theatre for 1931] // TSGALI [Central State Archive of Fine Arts]. Saint-Petersburg. Fund 334. Inventory 1. Document No. 41. (in Russian)

16. Polozhenie o Leningradskom gosudarstvennom teatre «Yunykh zritelei» 1927 g. [Provision about Leningrad State Theater for Young Spectators in 1927] // TSGALI [Central State Archive of Fine Arts]. Saint-Petersburg. Fund 334. Inventory 1. Document No 17. pp. 1-3. (in Russian)

17. Vsem fabzavmestkomam, zav. klubami, domam kul'tury, redaktsiyam fabrichno-za-vodskikh gazet, kul'turpolnomochennym fabrik, zavodov i uchrezhdenii [To all heads of local committees; heads of clubs and cultural centers; editors of factory newspapers; authorized cultural facilitators of factories, plants, and institutions]. // TSGALi [Central State Archive of Fine Arts]. Saint-Petersburg. Fund 334. Inventory 1. Document No 67. P. 12 (in Russian)

18. Drozdov N.A. Sotsial'noe partnerstvo shkoly i detskogo teatra (na materiale raboty Leningradskogo TYUZa im. A.A. Bryantseva). Diss. ... kand. ped. nauk. [Social partnership between school and children's theatre (based on the work of A.A. Bryantsev Leningrad Theater for Young Spectators). Cand. ped. sci. diss]. Saint-Petersburg, 2022. 365 p. (In Russian)

Никита Анатольевич Дроздов

Nikita A. Drozdov

аспирант кафедры теории и истории педагогики

Post-Graduate Student of Department of Theory and History of Pedagogy

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

The Herzen State Pedagogical University

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48

48 Moika Embankment (Naberezhnaya of the River Moyka)., St. Petersburg, Russia, 191186

тел.: +7 (812) 3124492

tel.: +7 (812) 3124492

Статья поступила в редакцию15.07.2022, одобрена после рецензирования 05.09.2022, принята к публикации 20.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.