Научная статья на тему 'Начало регламентации делопроизводства Российской империи. Законодательные акты первой четверти XVIII В. , регулирующие работу с документами'

Начало регламентации делопроизводства Российской империи. Законодательные акты первой четверти XVIII В. , регулирующие работу с документами Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1397
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кукис Олеся Николаевна

В статье анализируются законодательные акты по ведению делопроизводства первой четверти XVIII в. Выявлены основные проблемы обработки как текущих документов делопроизводства, так и архивных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начало регламентации делопроизводства Российской империи. Законодательные акты первой четверти XVIII В. , регулирующие работу с документами»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАЧАЛО РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В., РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАБОТУ С ДОКУМЕНТАМИ Кукис О.Н.

Кукис Олеся Николаевна - магистр, кафедра истории России, Гуманитарный институт Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье анализируются законодательные акты по ведению делопроизводства первой четверти XVIII в. Выявлены основные проблемы обработки как текущих документов делопроизводства, так и архивных.

Ключевые слова: делопроизводство, законодательство, работа с документами, регламентация делопроизводства.

Делопроизводство в России прошло длинный путь становления. В течение исторического развития документа работа с ним постоянно модифицировалась, реформировалась, сам документ видоизменялся, становился более функциональным.

Законы, содержащие нормы работы с документами, стали создаваться только в XVIII веке. До этого письменные формы делопроизводства основывались на нормах традиционного права. Судебник 1550 г., Стоглав 1551 г., Соборное уложение 1649 г. не регламентировали делопроизводство как отдельную отрасль деятельности [6]. Также в данных актах не уделялось должного внимания сохранности документов, делопроизводству на местах, движению документов между инстанциями. Тем не менее, актами предусматривались отдельные должностные единицы, отвечающие за работу с документами, - дьяки и подьячьие. Выделялись основные реквизиты документов, такие как печать, подпись, наименование документа, но их четкое положение не было установлено. Кроме того, законы предусматривали видовую классификацию документов [1]. К примеру, в Судебнике 1550 г. приводятся такие виды документов, как правая грамота (постановление (решение) суда), розметные книги (книги с записью «розмета») и т.д.

Таким образом, начало регламентации делопроизводства было заложено до XVIII в. Однако большая часть основных аспектов делопроизводства оставалась не регулируемой законодательством.

Одной из основных тенденций реформ Петра I была регламентация отдельных отраслей деятельности государства. В целом правовые документы, регулирующие управление делопроизводством, условно можно разделить на два вида: акты оформления документов, и акты по организации работы с документами.

Главным документом, регламентирующим делопроизводство в России в XVIII веке, являлся «Генеральный регламент», созданный в 1720 году [1]. Взамен устаревшей и ставшей неэффективной приказной системы Петр I ввел коллегиальное управление. «Генеральным регламентом» закреплялось положение канцелярии коллегии как государственного органа, принимавшего решения о делопроизводственной деятельности. Основной фигурой канцелярии стал секретарь. Он отвечал за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, ведение справочной работы, докладывание дел на заседании коллегии, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Помимо секретаря в состав канцелярии входили нотариус, регистратор, архивариус (в «Генеральном регламенте» указан как актуариус), переводчик,

25

канцелярист, копиист. Каждой из новых должностей канцелярии уделялась отдельная статья в «Генеральном регламенте» [1].

С появлением «Генерального регламента» жизнь документа стала контролироваться на всех стадиях: начиная от их создания и до поступления в архив. В регламенте был дан полный перечень реквизитов, необходимых для создания документов: теперь проставление даты, написание заголовка, регистрационные номера, проставление подписей - все эти элементы имели четкое место расположения. Содержание документа стало более конкретизированным.

Остро стояла проблема сохранности документов, так как не было специального места для хранения, неудобная форма хранения, слаборазвитый учет хранившихся документов. Совокупность этих проблем повлекла за собой создание в 1720 году первого государственного архива в России. Выделялась отдельная должность, отвечающая за хранение и обработку документов - архивариус [1].

Модернизация системы местного управления началась с категории основных нормативных документов, таких как Указ «Об учреждении губерний всероссийских» (1708 г.) [2], «Инструкцию или Наказ воеводам» (1719 г.) [3]. Установление организации государства по принципу губернского деления, согласно указу 1708 г., предусматривало образование провинций, возглавляемых воеводами. Деятельность последних, в том числе в области делопроизводства, регулировалась «Инструкцией воеводам» (1719 г.) [3].

Таким образом, следует, что начало решения основных проблем работы с документами было положено. Был создан первый документ регламентирующий делопроизводство - «Генеральный регламент». Этим законодательным актом определялись обязанности всех чинов и должностей в коллегиях в целом. Устанавливались новые реквизиты документов, которые имели четкое положение. Создано место для хранения документов и отдельная должность, отвечающая за сохранность и обработку. Благодаря реформам отдельное внимание уделено регламентации делопроизводства местного управления.

Список литературы

1. Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937.

2. Указ об учреждении губерний о росписании к ним городов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gub1708.htm/ (дата обращения: 06.09.2017).

3. Инструкция или наказ воеводам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://historyru.com/docs/rulers/piter-1/piter-1-doc23 .html/ (дата обращения: 15.10.2017)

4. Виноградова Т.В. Законодательные акты первой половины XIX века об организации и делопроизводстве губернских правлений // Делопроизводство, 1999. № 2. С. 83-87.

5. Градовский А.Д. История местного управления в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23225-t-2-istoriya-mestnogo-upravleniya-v-rossii-uezd-moskovskogo-gosudarstva-1899#page/1/mode/grid/zoom/1/ (дата обращения: 07.09.2017).

6. Подоплелова Н.Н. Нормативно-правовая база документирования Деятельности местных административных учреждений в период с XVIII до начала ХХ в. / Н.Н. Подоплелова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: науч. журн. СПб, 2008. № 38 (82): Аспирантские тетради, ч. 1. (Общественные науки). С. 280-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.