Научная статья на тему 'Генеральный регламент 28 февраля 1720 года и его роль в становлении коллегиального делопроизводства России в XVIII веке'

Генеральный регламент 28 февраля 1720 года и его роль в становлении коллегиального делопроизводства России в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11575
922
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / ПЕТР I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беспалова О.А.

В данной статье рассмотрена роль Генерального регламента 28 февраля 1720 года в становлении коллегиального делопроизводства России в XVIII веке. Проанализированы характерные особенности подготовки и внедрения документа в систему государственного функционирования. Показано, что зaкoнoтвoрчecкaя дeятeльнocть Пeтрa I в oблacти oргaнизaции рaбoты цeнтрaльныx oргaнoв влacти измeнилa oбрaз жизни чинoвникoв. В статье раскрывается положение о том, что в зaкoнoдaтeльнoм aктe oтрaжaлcя идeaльный вaриaнт прoцecca бюрoкрaтизaции цeнтрaльнoгo aппaрaтa упрaвлeния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генеральный регламент 28 февраля 1720 года и его роль в становлении коллегиального делопроизводства России в XVIII веке»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 930

О.А. Беспалова

студентка-магистр Факультет истории и международных отношений Кемеровский государственный университет г. Кемерово, Российская Федерация

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 28 ФЕВРАЛЯ 1720 ГОДА И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Аннотация

В данной статье рассмотрена роль Генерального регламента 28 февраля 1720 года в становлении коллегиального делопроизводства России в XVIII веке. Проанализированы характерные особенности подготовки и внедрения документа в систему государственного функционирования. Показано, что зaкoнoтвoрчecкaя дeятeльнocть Пeтрa I в oблacти oргaнизaции рaбoты цeнтрaльныx oргaнoв влacти измeнилa oбрaз жизни чиновников. В статье раскрывается положение о том, что в зaкoнoдaтeльнoм акте oтрaжaлcя идeaльный вaриaнт процесса бюрoкрaтизaции цeнтрaльнoгo aппaрaтa упрaвлeния.

Ключевые слова

Генеральный регламент, законотворчество, коллегиальное делопроизводство, Петр I.

Поворотным моментом в организации служебной повседневности чиновников стало создание коллегий и принятие Генерального регламента - основного документа, который регламентировал деятельность государственных служащих. Унификация, централизация, дифференциация и милитаризация являлись преобладающими чертами государственного аппарата.

28 февраля 1720 года был составлен Генеральный регламент [5] о порядке занятий и движении дел во всех коллегиях, учрежденный по указу императора Петра I и являвшийся уставом государственной гражданской службы в России XVIII - XIX веков [13, с. 172]. Генеральный регламент установил порядок деятельности и делопроизводства государственных учреждений России.

Текст указа был разослан президентам трех коллегий: Камер-коллегии, Ревизион-коллегии и военной.

11 июня 1718 года [1] Петром I было велено во всех коллегиях произвести сводку норм шведского регламента с русскими нормами и представить в Правительствующий Сенат отчеты, подписанные президентами и вице-президентами. За основу Генерального регламента был взят шведский устав. Законодательство Швеции в начале XVIII столетия было одним из передовых в Европе.

По итогам работы был издан документ, состоявший из введения, 56 глав, а также приложения с толкованием иностранных слов.

В начале 1719 года регламент был прослушан в Сенате, подписал его Петр в 1720 году, после чего была начата рассылка печатных экземпляров регламента по коллегиям [14, с. 256]. Например, в Юстиц-коллегию было послано 15 экземпляров регламента. Каждый экземпляр стоил 16 алтын 4 деньги. Коллегия по одному экземпляру регламента от себя послала в надворные суды и вотчинную канцелярию.

Адаптация Генерального регламента в практическом делопроизводстве не была легкой. Например, воронежский надворный суд донес Юстиц-коллегии в октябре 1721 года о невозможности применить на практике XXIII, XXX - XXXIII главы Г енерального регламента: «ныне дела в надворном суде исправляются по прежнему российскому обыкновению», а не по новому регламенту [16, с. 258].

Генеральному регламенту противопоставлялись специальные (партикулярные) регламенты: Штатс-контор-коллегии (февраль 1719 года) [2], Коммерц-коллегии (март 1719 года) [3], Камер-коллегии (декабрь 1723 года) [4], Мануфактур-коллегии (декабрь 1719 года) [8], Адмиралтейской коллегии (апрель 1722 года) [6].

20

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

11 мая 1722 года [7] Петр приказал составить эти регламенты «анштальт чтоб был сходен во всех порядках, только оставлять в тех коллегиях те дела, где таких нет». По регламенту Адмиралтейской коллегии было велено «приходные и расходные книги содержать, и денежную казну, и всякие припасы и материалы в приход и в расход записывать и в счетных делах потсупать конечно так, как в адмиралтейском регламенте и в приложенных при том регламенте формах положено».

Действие Генерального регламента подтверждено особым указом в марте 1724 года [9].

Границы компетенций коллежских специалистов были отмечены в самом названии документа: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют» [5]. Генеральный регламент определял права и обязанности должностных лиц всех центральных учреждений, начиная от президента коллегии и кончая служителем, который сидел в прихожей, и когда «в колокольчик позвонят», то должен был «войтить и принять повеление» [Там же].

Введение содержало разъяснения по поводу потребности в создании коллегий: «...ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредит» [Там же].

Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской».

Он устанавливал следующие должности канцелярских служителей коллегии: секретарь, помощник секретаря, нотариус, актуариус, регистратор, канцелярист, подканцелярист, копиисты, переводчик, толмач архивариус, вахмистр. Президент коллегии имел личного секретаря. Секретарь, помощник секретаря (гл. 29) и канцеляристы (гл. 28) готовили дела к слушанию в коллегии. Нотариус (гл. 30) вел протокол (повседневную записку) по всем делам, решавшимся в коллегии. Актуариус (гл. 32) и регистратор (гл. 33) отвечали за регистрацию документов. Копиисты (гд. 35) переписывали, копировали и тиражировали рукописные документы. В ведении архивариуса находился архив коллегии (гл. 44). На него возлагалась ответственность за обеспечение сохранности и справочной работы по документам. Переводчик (гл. 31) коллегии занимался письменными переводами документов, толмач - устными. Вахмистр (гл. 46) - сторож коллегии отвечал за сохранность печати и присутствовал при ее приложении. Прокурор коллегии наблюдал за порядком и законностью решения дел [20, с. 78].

Важнейшим организационным моментом в работе коллегий было четкое разграничение обязанностей должностных лиц и описание функций каждого из них. С его помощью было достигнуто достаточно четкое разграничение функций канцелярских служащих и обязанностей, которые выполнялись каждым из них.

В регламенте впервые нормативно закреплялась технология и методика работы с документами. Например, здесь не только говорилось, что нотариус вел протокол, но и разъяснялось, как он его вел. Для регистратора указывалось не только то, что он регистрировал документы в журнале, но и в каких журналах, какие документы и что о каждом записывал.

Совещательной форме принятия решений Петр I придавал большое значение: «все лучшее устроение через советы бывает» (гл. 2).

Генеральный регламент определял порядок обсуждения дел в коллегиях (гл. 5 - 6), организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти - все государственные коллегии подчинялись его царскому величеству и приводили в исполнение его и правительствующего сената указы (гл. 2).

Коллежские чиновники не всегда решали дела с учетом требований Г енерального регламента. Историк О. В. Новохватко, описывая поведение служащих в свободное от работы время, отмечал, что путем личных связей решались не только собственные, частные дела корреспондентов, но и государственные дела, не связанные с личным, корыстным интересом [15, с. 158].

В соответствии с регламентом президенты коллегий должны были съезжаться в Сенатскую палату в 6 часов утра летом, а зимой в 8 часов утра. Заседания происходили в каждой коллегии по понедельникам,

21

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

вторникам, средам и пятницам, по четвергам президенты всех коллегий должны были съезжаться в сенатскую палату, где им положено было находиться пять часов. При возникновении неотложных дeл, которые трeбoвaли нeмeдлeннoгo рeшeния, нeoбxoдимo «съезжатца, и тe дeлa oтпрaвлять...», нe cмoтря нa пoзднee врeмя и oбcтoятeльcтвa (гл. 3).

Канцелярские служащие должны были работать все дни, кроме воскресения и господских праздников и «съезжаться за час до судей.», т. е. в 5 или в 7 часов утра (гл. 3). Приказным людям (дьякам, подьячим и т.д.) время работы определял президент коллегии. Oни ж мoгли гокинуть учрeждeниe пока прeзидeнт или вицe-прeзидeнт кoллeгии нaxoдилcя нa cлужбe [17, c. 108].

За свое отсутствие член коллегии наказывался за каждый просроченный час вычетом из жалованья, следуемого ему за неделю. (гл. 3).

Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия. В «кaмeрe aудиeнции», убрaннoй кoврaми кoмнaтe co cтeнными чacaми, год выcoким бaлдaxинoм cтoял пoкрытый cукнoм cтoл, зa кoтoрым и рacпoлaгaлиcь члeны кoллeгии; пeрeд кaждым из них cтoялa чeрнильницa. Нa приcутcтвeннoм cтoлe нaxoдилacь книгa нeрeшeнныx дeл; oнa дoлжнa былa нaпoминaть члeнaм кoллeгии о назамедлительном их рассмотрении. Справа от него находился стол секретаря, слева - нотариуса (гл. 13). Заседанием руководил президент. При его входе и выходе члены коллегии вставали (гл. 14).

Дела докладывались секретарем в порядке их поступления в коллегию, с соблюдением рассмотрения вначале государственных, затем - частных дел. Члены коллегии подавали свои мнения по очереди, начиная с младших членов, и не повторяясь, что обеспечивало самостоятельность мнений. Дела разрешались «по множайшему числу голосов» (большинству). При равенстве голосов перевес давало мнение, за которое высказывался президент. Протокол и решение подписывались президентом и членами коллегии. В случае сомнения в разрешении какого-либо дела коллегия обращалась в Сенат (гл. 6).

Царский указ должен исполняться сразу (гл. 4), срок отводился до одной недели, за исключением случаев, когда срочно требовались справки губерниям и провинциям. Принимались в учет время и пространство: положено было считать по два дня на 100 верст, и дольше шести недель не готовить справки. Дела челобитчиков следовало рассматривать по реестру не дольше шести месяцев, в ином случае налагался штраф - 30 рублей за день. Отсутствие члена коллегии, даже самого президента, не останавливало ход дела, его замещали вице-президент и старший советник (гл. 7, 10).

Служащим устанавливался отпуск в июне, июле и августе по четыре недели, а также с 25 декабря по 7 января в «великий пост первую, и страшную, сырную и светлую недели от приказных дел, кроме самых нужд, иметь свободу...» (гл. 9). В другое время, по мере необходимости, президенты и вице-президенты получали отпуска более чем на восемь дней от государя, другие же служащие в коллегиях - по распоряжению президента (гл. 10).

Генеральный регламент детально определял состав и порядок работы коллежской канцелярии, необходимой для практического ведения делопроизводства. Наиболее значимой фигурой в канцелярии был секретарь. Он отвечал за подготовку дел к заседаниям, докладывал дела на коллегии и хранил коллежские печати. Он обязан был хорошо знать законы и делать на них ссылки в своих докладах дел в присутствии (гл. 29). На секретаре лежала обязанность регистрировать документы при их поступлении в коллегию, помечать в верхнем правом углу номер и дату получения, что учитывалось при определении очередности представления дел на слушания в «камор-аудиенцию» (гл. 23). Он был обязан вести два реестра дел. В одном реестре регистрировались дела, поступившие в коллегию и исполненные, в другом - неисполненные. Они вешались на стену «да бы всякой, кому дело есть, всегда видеть мог, которое дело приговорено и которое уже отправлено...» (гл. 29).

В каждой коллегии существовала «камера» (кабинет) президента, в которой глава коллегии мог ознакомиться с адресованной ему корреспонденцией, делом или принять просителя (гл. 17). Особые помещения были отведены для коллежских контор (гл. 41) и канцелярии (гл. 38).

В случае смерти или выбытия члена коллегии, место его замещалось баллотировкой в Сенате (гл. 11). Служащие в коллегиях за преступления, содеянные ими, судились в тех же коллегиях. Каждая коллегия

22

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

имела собственную печать, а в коллегии иностранных дел хранилась государственная печать, которую ставили на грамоты, предназначенные для иностранных государей и малороссийских гетманов (гл. 13).

Вo врeмя зaceдaний прocитeли дoжидaлиcь рeшeний в приxoжиx «кaмeрax», кoтoрыx было двe: «чтоб люди знaтнoгo xaрaктeрa (или чинa) oт пoдлыx рaзличeны были и ocoбливoe cвoe мecтo имeть могли» (гл. 47). По трeбoвaнию кoллeжcкoгo присутствия вaxмиcтр (гл. 46) ввoдил в «кaмeру аудиенции» прocитeля. Тoлькo лица c высоким служебным положением (от полковника и выше) получали разрешение сесть; все остальные должны были отвечать перед коллегией стоя (гл. 22).

Существовал строгий запрет на хождение служащих коллегий друг другу в дом и производство приказных дел на дому (гл. 18). В случае нарушения служащий лишался полумсеячного жалования. Только президент коллегии имел право в случае болезни допустить к себе в дом секретаря или нотариуса, однако «никогда не надлежит в президентском доме коллегиум или протокол сочинять...» (гл. 20). Если же возникало неотложное дело, которое «его царского величества высокая служба требует...», то любой служитель воинского или гражданского чина должен был немедленно сообщить об этом президенту, а он в свою очередь обязан его принять (гл. 19). Несмотря на строгий контроль служебной деятельности и тяжелые условия службы, государство стремилось повысить ее престиж путем применения жестких мер, вплоть до лишения чести и имения, за оскорбление государственных служащих (гл. 55).

За деятельностью каждой коллегии наблюдал особо назначенный фискал, сообщавший свои доносы генеральному фискалу (гл. 45).

Генеральным Регламентом определялись нормы поведения государственного служащего. Так, президенты и вице-президенты в коллегиях, канцеляриях и конторах должны были смотреть за своими подчиненными, чтоб они «безбожного жития не имели; так же пития и игры, лжи и обманства удерживали, и чтоб оные в одежде чисто содержались, а во обхождении постоянно и не дерзостно поступали...» (гл. 25). Президент представлял в коллегии «лице Его величества: почем оказывать ему должное уважение, самому же ему с подчиненными грубо не поступать (гл. 26).

Реалии служебной повседневности чиновников в первой четверти XVIII века в плане осуществления ими своих обязанностей в соответствии с Генеральным регламентом, во многом определялись их имущественным положением. Разница в величине денежных окладов чиновников высшего и низшего ранга была существенной. Так, оклад президента коллегии, составлявший 6000 руб., в 25 раз превосходил жалованье секретаря (240 руб.) и в 200 раз жалованье копииста (30 руб.). Вследствие этого у чиновников, которые были направленны в Петербург возникали проблемы с обустройством жизни на новом месте. Многие служащие, чтобы избежать переводов из Москвы в Петербург искали способы уклонения. Одни сбегали по дороге, другие - прятались в домах своих родственников и знакомых. В большинстве случаев беглых служащих штрафовали и возвращали на новое место службы. Иногда государство не щадило провинившихся и полностью их разоряло, отбирая дома и имения [21, с. 168].

Реформы центрального аппарата управления на основании Генерального регламента значительно расширили круг обязанностей государственных служащих. Помимо основной работы в приказах и коллегиях им приходилось разбирать дела, скопившиеся в учреждениях за многие десятилетия, участвовать в работе временных комиссий на местах, разъезжать по регионам России с поручениями, исполнять различные правительственные задания (например, участвовать в следственных комиссиях, помогать описывать и межевать земли, производить смотр служилых людей). Большинство служащих участвовали в военных походах, дипломатических миссиях.

Генеральный регламент включал большое количество достоинств в плане организации делопроизводства: определял единообразие организационного устройства и делопроизводства всех коллегий, порядок их деятельности, правила приема и отправления деловой корреспонденции (гл. 14, 16), хранения денежных сумм (гл. 38) и т.д.

В то же время, количество заложенных в Генеральном регламенте чиновничьих должностей для каждой коллегии, гораздо больше требовавшийся для эффективной работы численности. Коллежский аппарат выглядил громоздким. В монографии историка Л.Ф. Писарьковой автором замечено: «громоздкая административная машина, созданная Петром I, в России оказалась не вполне жизнеспособной» [18, с. 128].

23

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Также не выдерживался ведомственный принцип распределения дел в центральном управлении -финансовые и судебные функции оставались раздробленными между ведомствами, не был налажен и стройный бюрократический порядок управления. Анализируя реальное состояние управленческих кадров, Л. Ф. Писарькова выделила его негативные стороны: классные должности не ниже коллежских асессоров (VIII класс) и воевод (IX класс) заполнялись дворянами, получившими отставку с военной службы, что привело к значительному размножению» высшего чиновничества, которое, как показала автор, «в профессиональном отношении заметно уступало своим предшественникам» [Там же. с. 133].

При изучении статей Г енерального регламента, которые были посвящены должностным обязанностям коллежских чиновников, не наблюдалось дублирование функций. Как отметил санкт-петербургский историк Е.В. Анисимов, «служба для Петра - это синтетическое понятие, вобравшее в себя и четкое осознание обязанностей каждого перед государством и государем, и ревностное и честное их исполнение, даже если это сопряжено с риском для здоровья и жизни, безусловное подчинение воле вышестоящего начальника, и право на награду за самоотверженный труд или воинский подвиг» [10, с. 83].

Во времена Петра I произошло создание бюрократической машины, пришедшей на смену систем средневекового управления, в основе которого лежал обычай.

Генеральным регламентом устанавливались не только новые правила ведения делопроизводства, но и нормы поведения государственных служащих. Почти в каждой главе предполагались штрафы за должностные преступления и нарушение правил делопроизводства. Штрафы за нарушения дисциплины не пугали чиновников, они нарушали установленный график работы. Например, когда президент Юстиц-коллегии A. A. Матвеев был болен, советники и асессоры являлись на службу кто в 8-м, кто в 9-м, а кто и в 10-м часу «по полудни», а уходили не позже 9-го часа [11, с. 193].

Особое место в Генеральном регламенте было отведено «Толкованию иностранных речей, которые в сем регламенте». Построение пояснений слов соответствовало расположению речей в тексте документа. Наличие словаря - влияние шведского законодательства, стремления придать Регламенту современную западноевропейскую форму при сохранении приемлемой для России специфики, не теряя ясности изложения [19, с. 68].

Таким образом, законотворческая деятельность Петра I в области организации работы центральных органов власти изменила образ жизни чиновников. В служебную деятельность вводились нормы, инструкции, правила, призванные, по замыслу реформатора, заставить чиновника подходить к делу добросовестно, бескорыстно, опираясь на закон. Каждый чиновник, по его мнению, являлся слугой государства, он должен был трудиться для достижения «общего блага». Чтобы хорошо выполнять обязанности, чиновники обязаны были неуклонно следовать закону. Однако, законность, т. е. душевное почитание содержания норм, изменилась закономерным формализмом, удовлетворявшимся не внутренним усвоением требований законодателя, а отчетом для принятия сведений всех статей [12, с. 25]. В законодательном акте отражался идеальный вариант процесса бюрократизации центрального аппарата управления. В реальной жизни правила и нормы Генерального регламента зачастую не выполнялись. Список использованной литературы:

1. Именной указ «О своде Шведского Регламента во всех Коллегиях с Русеким; о представлении Сенату разногласий и о подписывании рапортов Президентом с Вице-Президентами» 11 июня 1718 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 5: 1713-1719. - СПб., 1830. - № 3207.

2. Регламент Штатс-контор-коллегии 15 февраля 1719 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 5: 1713-1719. - СПб. 1830. - № 3303.

3. Регламент (устав) Государственной Комерц-Коллегии, по которому оная при отправлении своего дела поступать имеет 3 марта 1719 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 5: 1713-1719. - СПб., 1830. - № 3318.

4. Учреждение и Регламент Государственной Камер-Коллегии 11 декабря 1719 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 5: 1713-1719. - СПб., 1830. - № 3466.

5. Генеральный регламент или Устав по которому Государственная Коллегии, також и всех оных принадлежащих к ним Канцелярий и Контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях,

24

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

но и в отправлении своего чина, подданийше поступать имеют 28 февраля 1720 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 6 1720-1722. - СПб., 1832. - № 3534.

6. Регламент о Управлении Адмиралтейства и верфи и часть вторая Регламента Морского 5 апреля 1722 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 6 1720-1722. - СПб., 1830. - № 3937.

7. Именной указ «О сочинении регламентов во всех Коллегиях по примеру Адмиралтейского» 11 мая 1722 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 7: 1723-1727. - СПб., 1830. - № 4008.

8. Регламент Мануфактур-Коллегии 3 декабря 1723 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 7: 1723-1727. - СПб., 1830.

- № 4378.

9. Сенатский указ «О заседании Коллежским членам в Коллегиях в силу Генерального Регламента и о записывании в журналах дел текущих» 7 марта 1724 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 7: 1723-1727. - СПб., 1830.

- № 4482.

10. Анисимов, Е.В. Императорская Россия [Текст] / Е.В. Анисимов. - СПб, 2011. - 452 с.

11. Балакирева, Л. М. Судебная реформа Петра I. Юстиц-коллегия. [Текст] / Л.М. Балакирева. - Новосибирск, 2003. - 261 с.

12. Берендтс, Э. М. Несколько слов о «коллегиях» Петра Великого. [Текст] / Э.М. Берендтс. - Ярославль, 1896. - 40 с.

13. Исаев, И.А. История государства и права России [Текст] / И.А. Исаев. - М., 2006. - 602 с.

14. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II вып. 6-7. XVIII столетие [Текст] / Н.И. Костомаров. - М., 1995. - 448 с.

15. Новохватко, О.В. Управленцы среднего звена в XVII веке: Неформальные контакты служилых по отечеству и приказных [Текст] / О.В. Новохватко // Отечественная история. № 3. 2013. - 11 с.

16. Павленко, Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. - М., 1990. - 591 с.

17. Петров, К. В. Приказная система управления в конце XV-XVII вв. Формирование, эволюция и нормативно-правовое обеспечение деятельности. [Текст] / К.В. Петров. - М-СПб., 2005. - 560 с.

18. Писарькова, Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII - до конца XVIII в.: Эволюция бюрократической системы [Текст] / Л.Ф. Писарькова. - М., 2007. - 743 с.

19. Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России. [Текст] / Р.Г. Пихоя. - М., 2003. - 348 с.

20. Черемисина, Я.С. Повседневная жизнь государственных служащих Москвы и Петербурга в первой четверти XVIII века. / Я. С. Черемисина: Дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02. - М., 2008. - 225 с.

21. Эскин, Ю.М. Российский государственный архив древних актов. Т.4. М., 1999. - 781 с.

© О.А. Беспалова, 2015

УДК 9. 93

Е.В.Бодрова

Д.и.н., профессор Факультет общей подготовки (МГУПИ), Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

электроники, РФ

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ АВИАСТРОЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

Авиастроение способно выступить развитие авиастроения одним из локомотивов прогресса высокотехнологичных отраслей промышленности. Однако в постсоветский период российской истории в условиях демодернизации и деиндустриализации страны эта сфера находилась в критическом состоянии.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.