Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 4 (30)
УДК 94(519)
В.А. Ведяшкина НАЧАЛО ДЕМОКРАТИЗАЦИИ КОРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА
С начала образования и до 1987 г. Республика Корея была страной с авторитарным политическим режимом. Процесс демократизации Республики Корея начался в 1987 и завершился к 1993 г. Ему способствовали экономические, политические, социальные факторы, которые будут подробно рассмотрены в данной статье, а именно: экономическое развитие, поддержка демократического пути политической элитой и необходимость легитимации власти, отсутствие консенсуса относительно политических и социальных ценностей, религиозные перемены и влияние церкви, социальные перемены и социальный плюрализм, воздействие внешних акторов. При анализе факторов была использована классификация Самюэля Хантингтона, данная им в книге «Третья волна. Демократизация в конце XX в.».
Ключевые слова: демократизация; демократический процесс; Республика Корея.
Самюэль Хантингтон писал: «Политическая система какого-либо государства XX в. определяется как демократическая в той мере, в какой лица, наделенные высшей властью принимать коллективные решения, отбираются путем честных, беспристрастных, периодических выборов, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, а голосовать имеет право практически все взрослое население. Определенное таким образом понятие демократии включает два аспекта - соревновательность и участие, - которые Роберт Даль считал жизненно важными для своей реалистической демократии или полиархии. Оно предполагает также существование гражданских и политических свобод слова, печати, собраний и организаций, необходимых для политических дебатов и проведения избирательных кампаний» [1. С. 17].
Исходя из вышеприведенной цитаты, для демократии необходимо наличие оппозиционных правительственному режиму сил в обществе, а также институтов и механизмов для мирных политических перемен, таких как выборы и выборный процесс. В результате демократического движения авторитарный государственный аппарат заменяется на демократический.
Демократизация - замена авторитарного правительства на правительство, выбранное в результате свободных, открытых и честных выборов. Это определение демократизации, понимаемое как процесс вовлечения населения в политический процесс, широко распространилось по всему миру. В самом общем смысле демократизация означает процесс политических и социальных изменений, направленных на установление демократического строя.
Процесс демократизации в Южной Корее проходил на фоне мировых процессов демократизации в мире в последней четверти ХХ в. Параллельно перемены происходили в Южной и Восточной Европе (бывшие страны социалистического блока), Южной Америке, на Филиппинах. Республика Корея столкнулась с теми же последствиями, что и другие страны, запустившие процесс быстрых политических перемен.
Чтобы рассмотреть причины, способствующие началу демократического процесса в Республике Корея, укажем,
какие факторы определяются исследователями как способствующие демократизации. Согласно Самюэлу Ханг-тингтону, среди величин, способствующих демократии и демократизации, называются следующие [1. С. 48, 49]:
- высокий в целом уровень экономического благосостояния;
- относительно равное распределение дохода и/или богатства;
- рыночная экономика;
- экономическое развитие и социальная модернизация;
- существование феодальной аристократии в какой-то момент истории общества;
- отсутствие феодализма в обществе;
- сильная буржуазия («нет буржуа - нет демократии» в лаконичной формулировке Баррингтона Мура);
- сильный средний класс;
- высокий уровень грамотности и образования;
- инструментальная, а не созерцательная культура;
- протестантизм;
- социальный плюрализм и сильные промежуточные группы;
- развитие политического соревнования раньше расширения политического участия;
- демократические властные структуры внутри социальных групп, особенно тех, которые тесно связаны с политикой;
- низкий уровень гражданского насилия;
- низкий уровень политической поляризации и экстремизма;
- политические лидеры - сторонники демократии;
- опыт существования в качестве британской колонии;
- традиции терпимости и компромисса;
- оккупация страны продемократически иностранной державой;
- влияние продемократически иностранной державы;
- стремление элиты подражать демократическим государствам;
- традиции уважения к закону и правам личности;
- гомогенность (этническая, расовая, религиозная) общества;
- гетерогенность (этническая, расовая, религиозная) общества;
- консенсус относительно политических и социальных ценностей;
- отсутствие консенсуса относительно политических и социальных ценностей.
Как мы видим, среди факторов есть противоречащие друг другу. Дело в том, что ни одно из условий не является необходимым и достаточным, как подчеркивает Хантингтон, имеет значение комбинация факторов, причем случай каждого государства уникален. Проанализируем, какие из этих факторов повлияли на демократический процесс в Республике Корея.
Экономическое развитие. К 1987 г. уже свершилось «Чудо на реке Ханган» - Республика Корея добилась высокого уровня экономического развития, построила практически с нуля производство, стала крупным импортером продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это прежде всего заслуга авторитарных лидеров (в частности, Пак Чхон Хи), которые проводили политику активного вмешательства государства в экономику и с помощью нее добились высоких результатов.
Пример Южной Кореи показывает, что авторитаризм при определенных условиях может быть подходящей средой для начала развития экономики, позволяя сосредоточить все силы и аккумулировать имеющиеся ресурсы на выполнении определенной стратегии и достижении долгосрочных задач. Но в дальнейшем наиболее эффективными становятся минимальное вмешательство государства в экономику и возможность развиваться по рыночным законам, иначе экономика страны теряет конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Так, кризис 1997 г. во многом произошел из-за неравномерного перераспределения государственных ресурсов, вкладываемых в чеболи - крупные корпорации, находящиеся под покровительством государств и являющиеся «локомотивом» экономики Кореи, что было связано с государственной политикой концентрации производства. В итоге государству удалось провести реформу экономико-промышленного сектора и вернуть свои позиции. В конце 1980-х гг. было уменьшено вмешательство государства в частный сектор экономики. Тем не менее связь государственного аппарата с экономической элитой (в частности, руководством чеболей) и значительное влияние государства на экономику сохраняется и в современной Корее.
Экономика, на которую влияло государство, была сосредоточена на выполнении задач единой долговременной стратегии: развитие определенных отраслей промышленности, наращивание импорта, обеспечение притока капитала и инвестиций, увеличение ВВП. Уровень жизни обычных граждан был при этом достаточно низким, как и их доход. В период с 1980 по 1985 г. производительность росла на 10,8%, а зарплаты - на 5,5% в год [2. С. 83]. С течением времени возникла необходимость, сохраняя позиции в мировой
экономике и продолжая развиваться, улучшить социальное обеспечение и уровень жизни населения, так как стабильная политическая обстановка является одним из условий отсутствия забастовок рабочих, остановки производства и проблем в экономике.
Средний класс, образованию которого в Республике Корея способствовали экономическое развитие и социальная модернизация, начал принимать участие в политической жизни страны. Авторитарный политический режим в Корее, возглавляемый Чон Ду Хва-ном, к началу 1980-х гг. имел низкую легитимность -с 1972 г. выборы президента были не прямыми, его выбирала коллегия выборщиков - согласно конституции Юсин, принятой Пак Чхон Хи. Эта система сохранилась и после его убийства, и после свержения Чхве Гю Ха и прихода к власти с помощью военного переворота Чон Ду Хвана. Соответственно, полностью подконтрольные президенту выборы были формальностью. Но в 1985 г., желая обеспечить себе международную и внутреннюю поддержку и показать свою приверженность демократии, Чон Ду Хван согласился провести выборы, на которых большинство голосов получила оппозиция во главе с Ким Дэ Чжуном и Ким Ён Самом. Оппозиция настаивала на прямых выборах президента, Чон Ду Хван не удовлетворил это требование и фактически назвал своим преемником Ро Дэ У. На фоне этих событий возрастало напряжение в обществе - рабочие, студенты и представители церкви поддерживали необходимость демократических перемен. Переломный момент для демократического движения в Республике Корея настал в 1987 г., когда к демонстрантам примкнули представители среднего класса. Однако от участия в забастовках их вначале отпугнули применяемый слезоточивый газ и жестокие столкновения на улицах.
Поддержка демократического пути политической элитой и вопрос легитимности власти. Переход к демократии в Республике Корея начался в декабре 1987 г. во время президентских выборов и завершился декабре 1992 г. ими же. В феврале 1993 г., впервые за всю 45-летнюю историю страны, переход власти совершился мирным путем в результате всеобщих выборов. Во многом этому способствовали усилия, предпринятые Ро Дэ У, - поддержка демократии и трансформации режима. Во время своей предвыборной кампании в 1987 г. Ро Дэ У пообещал, что он начнет эпоху народной демократии, в которой все граждане Кореи будут иметь одинаковый доступ к политическому процессу и смогут наслаждаться высоким уровнем жизни [2. С. 117].
В своей «Декларации 29 июня» (1987 г.) он пообещал изменить авторитарный режим Чон Ду Хвана на демократический и выделил восемь пунктов [3. С. 256]:
1. Внести поправки в конституцию, сделав возможным прямые выборы президента.
2. Пересмотреть закон о президентских выборах, чтобы обеспечить свободный доступ к ним кандидатов и в действительности соревновательность.
64
В.А. Ведяшкина
3. Амнистировать политических заключенных, включая Ким Дэ Чжуна (ставшего в 1998 г. президентом Кореи).
4. Защищать человеческое достоинство и расширить право на неприкосновенность личности.
5. Отменить строгий Основной закон о прессе (Basic Press Law) и вернуть свободу прессы [4].
6. Укрепить местную автономию и автономию университетов.
7. Изменить политический климат в сторону диалога и компромисса.
8. Добиться существенных социальных реформ.
Декларация была важным шагом в истории корейской демократизации. Некоторые исследователи считают, что декларация была инициирована «сверху», чтобы не допустить возрождения авторитарного режима. Другие - что она была ответом на «июньское демократическое движение», которое уже запустило процесс демократизации «снизу». Кроме того, не стоит забывать о желании нового президента показать себя в хорошем свете перед мировым сообществом в преддверии Олимпийских игр, которые должны были состояться в Сеуле в 1988 г.
Автор этой статьи скорее разделяет вторую точку зрения. Нельзя не отметить влияние демонстраций, в частности студенческих, на перемены в проводимой президентом политике - студенческие выступления продолжались весь период существования Республики Корея (в силу отсутствия консенсуса относительно политических и социальных ценностей, по Хантингтону). Остановимся подробнее на «июньском демократическом движении», способствующем пересмотру курса Ро Дэ У в сторону демократизации.
Демонстрации начались 10 июня 1987 г., когда Ро Дэ У был выдвинут кандидатом в президенты от Народной партии справедливости (Democratic Justice Party). Начатые студентами волнения прокатились по всей стране, в них участвовали 240 тыс. человек в 22 городах, население городов поддерживало демонстрантов. Ро Дэ У отдал приказ мобилизовать армию 19 июня, но отменил его через несколько часов [5. С. 1], возможно, опасаясь повторения «Резни в Кванджу» - расстрела демонстрантов в 1980 г. Вместо этого он выступил с «Декларацией 29 июня», которая может считаться капитуляцией перед народным демократическим движением [6. С. 282].
В 1988 г. в парламент вошли оппозиционные партии, деятельность которых подавлялась во время правления Чон Ду Хвана. Дискуссии в Национальной Ассамблее развернулись вокруг «Инцидента в Кванджу» и пересмотра недемократичных законов Пятой республики [2. С. 37].
Оппозиция также требовала, чтобы ключевые политические фигуры Пятой республики покинули свои посты. Государственная партия справедливости (Democratic Justice Party) отказывалась идти на такие шаги, как следствие напряжение в парламенте росло.
В 1990 г. оппозиции все же удалось добиться пересмотра «наследия Пятой республики» - начались расследования деятельности политиков, в частности Чон Ду Хвана, которого обвинили в коррупции. Вскоре Демократическая партия справедливости объединилась с двумя оппозиционными, превратившись в Демократическую либеральную партию (Democratic Liberal Party).
Религиозные перемены и влияние церкви. Республика Корея также явилась ярким примером влияния быстро распространившегося христианства на демократический процесс. Так, Хантингтон утверждает, что существует сильная корреляция между западным христианством и демократией, добавляя еще один фактор, влияющий на демократизацию. Современная демократия, по его утверждению, в первую очередь наиболее энергично развивалась в христианских странах. К 1988 г. католическая и/или протестантская религия доминировали в 39 из 46 демократических стран. Эти 39 демократических государств составляли 57% от общего числа (68) стран, являвшихся преимущественно западно-христианскими. И, напротив, только семь (12%) из 58, где преобладали другие религии, были демократическими. Особенно редко встречалась демократия в странах по преимуществу мусульманских, буддистских или конфуцианских [1. С. 85, 86].
В конце Второй мировой войны в Корее основными религиями были буддизм и конфуцианство. Христиане составляли примерно 1% населения. В середине 1980-х гг. около 25% населения Кореи были христианами - из них четыре пятых - протестантами, главным образом пресвитерианами, а одна пятая - католиками. Переходили в христианство в основном молодые городские жители, принадлежавшие к среднему классу. Мотивы их обращения объяснялись глубокими социально-экономическими переменами, совершавшимися в Корее. «Для миллионов, хлынувших в города, - говорится в статье, цитируемой Самюэлем Хантингтоном, - и для многих из тех, кто остался в изменившейся деревне, статичный буддизм аграрной эпохи утратил привлекательность. Христианство, с его идеей личного спасения и индивидуальной судьбы, давало большее ощущение комфорта во времена потрясений и перемен» [1. С. 87].
Христианство также предоставляло более надежный доктринальный и институциональный базис для сопротивления политическим репрессиям. Оно отличалось тем, что несло идею равенства и почитания власти, независимой от государства. На смену конфуцианскому авторитаризму и буддийской пассивности пришла христианская воинственность. В 1974 г. пять корейских епископов вывели 5 000 католиков на первую крупную демонстрацию против режима военного положения, установленного президентом Паком. Многие из главных лидеров оппозиционных движений, например Ким Дэ Джун и Ким Янг Сам, были христианами, а представители протестантского и католического духовенства, такие как преподобный Мун Ик Хван и кардинал Ким Су Хван, возглавляли борьбу против репрессий военного
правительства. К началу 1980-х гг. церкви стали "основным форумом оппозиции режиму"» [1. С. 87].
В 1986 и 1987 гг. кардинал Ким, другие католические лидеры и главная организация протестантов -Национальный церковный совет - решительно поддержали кампанию оппозиции за прямые выборы президента. В конфликте с правительством «церкви и соборы обеспечивали институциональный базис для борьбы за справедливость и права человека, а также публичное пространство для инакомыслящих и инаковерующих. Католические священники, Римско-католическая ассоциация молодых рабочих-католиков, Городская промышленная миссия и протестантские пасторы политизировались и начали представлять собой немаловажную часть антиправительственного движения. Собор Мьёндон в Сеуле стал символическим местом встреч политических диссидентов» [1. С. 90]. Таким образом, Корея в некотором роде перевернула веберовскую взаимосвязь: экономическое развитие стимулировало экспансию христианства, а христианские церкви, их лидеры и верующие стали главной силой в осуществлении перехода к демократии в 1987-1988 гг. [1. С. 97].
В решающий момент кампании за демократию в Южной Корее кардинал Ким совершил откровенно политический шаг, прямо подтвердив необходимость «пересмотра конституции» и заявив: «Мы должны безотлагательно принести демократию в Корею» [1. С. 98].
После распространения христианства и урбанизации в корейском обществе произошли большие изменения, так как до индустриализации большая часть населения были крестьянами и проживали в деревнях, придерживаясь конфуцианских традиционных ценностей, подразумевающих приверженность иерархии, сильной власти - и как следствие, позитивное отношение к авторитаризму, эти ценности воплощающему. Поэтому социальные перемены также были очень важным фактором:
1. Быстрый экономический рост и социальные перемены привели к тому, что из преимущественно аграрной, традиционной и этнически гомогенной страна стала урбанизированной, индустриальной и социально фраг-ментированной, с высоким уровнем разделения труда.
2. Для быстрого экономического развития нужны были специалисты. И частный, и государственный секторы нуждались в развитии образования. А сочетание относительно большого числа студентов, социального
и экономического неравенства в стране, недостаточно полный контроль государства над университетами и демократическая риторика привели к тому, что именно студенты были в авангарде политической активности.
3. Сочетание оппозиционных политических партий, политической активности рабочих и студентов бросало вызов авторитарному государству, приводя, с одной стороны, к нарушению гражданского порядка и стычкам с правительством, с другой - к влиянию на процесс демократизации, так как правительство сталкивалось с требованиями и реальными действиями в поддержку демократии [2. С. 97, 98].
Таким образом, возникающие конфликты были катализатором демократии и имели скорее позитивный эффект. Однако нельзя забывать и жестокие подавления восстаний, в первую очередь восстание в Кванджу, когда студенческое выступление против авторитарного режима, к которому присоединилась часть жителей города, было подавлено регулярной армией с участием наземных частей и авиации. По официальным данным, которые, вероятно, занижены, погибшими числились 207 человек, около 1 000 были ранены [7].
Кроме того, продолжались многочисленные забастовки рабочих, требующих поднять уровень заработной платы и улучшить условия труда. С 1985 по 1986 г. произошло более 659 конфликтов с участием рабочих. Забастовки были запрещены законом, движение рабочих подавлялось Пак Чхон Хи и Чон Ду Хваном. Но поддерживалось христианской церковью в Корее.
В итоге в 1987 г. рабочим было дано право организовываться, протестовать и вести совместные переговоры, а также право поддерживать политических кандидатов [8. С. 115].
Нельзя не отметить и воздействие внешних акторов, в частности США и администрации Р. Рейгана, которые поддерживали демократические перемены в Южной Корее.
Все эти факторы повлияли на начало демократического процесса, завершение которого ознаменовал приход к власти Ким Ён Сама (25 февраля 1993 г.), первого президента, за которым не стояла поддержка военных. Так завершилось движение демократических реформ, запущенных Шестой республикой Ро Дэ У (1987 г., первые демократические выборы), и вслед за совершением «экономического чуда» Корея совершила и «чудо политическое».
ЛИТЕРАТУРА
1. Сэмюэл Хантингтон. Третья волна. Демократизация в конце XX в. / пер. с англ. М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2003. 368 с. URL:
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F% 2Fwww. archipelag.ru%2Fdownload %2Fbook%2Ftext_pdf%2Fhantington_wave.pdf&ei=v-IzU82vJZTM4QSqm4DwDw&usg=AFQjCNGxdMgafiNlpBhZh 692 TCW2aCj-aA&bvm= bv. 63808443,d.bGE&cad=rjt , свободный
2. The transformation of South Korea. Reform and reconstitution in the six Respublic under Roh Tae Woo, 1987-1992 / Robert E. Bedeski. Routledge,
1994. London and New York, 197 p.
3. A History of Korea: From «Land of the Morning Calm» to States in Conflict. Jinwung Kim. Indiana University Press, 2012. 684 p. URL:
http://books.google.ru/books?id=QFPsi3IK8gcC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false, free.
4. NickB., Williams Jr.S. Korea Abolishes Restrictive Press Law but Keeps Some Curbs. November 11, 1987. URL: http://articles.latimes.com/1987-11-
11/news/mn-13587 1 new-laws, free.
66
ВА. BednrnKUHa
5. AdesnikA. David, SunhyukKim. At First You Don't Succeed: The Puzzle of South Korea's Democratic Transition». CDDRL Working Papers. Num-
ber 83, July 2008. Retrieved February 5, 2011. 31 p. URL: http://cddrl.stanford.edu/publications/if_at_first_you_dont_succeed_ the_puzzle_of_south_koreas_democratic_transition, free.
6. Asia's unknown uprising. Vol. 1: South Korean social movement in the 20th century. George Katsiaficas. Oakland PM Press, 2012. 451 p. URL:
http://books.google.ru/books?id=9H7Hgbcsr8cC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false, free.
7. BBC News. Flashback: The Kwangju massacre. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/752055.stm, free.
8. Politics and policy in the new Korean state: from Roh Tae Woo to Kim Young-Sam. Longman Australia Pty Ltd., 1995. 246 p.
Vedyashkina Victoria A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] BEGINNING OF DEMOCRATIZATION IN KOREAN SOCIETY.
Keywords: democratization; democratic process; Korea.
There was authoritarian regime in the Republic of Korea until 1987. Democratization process - a process of political and social chang-ings aimed to transition from an authoritarian regime to a democracy, include people's involvement in the political process and transition from an authoritarian government to a government, elected by free, open and honest voting, started in 1988 and ended in 1993. In the article analyzing the factors, influenced on start of democratization in the Republic of Korea, the analysis based on researching of Samuel P. Huntington "The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century". In this work author analyzed and research history and mechanisms of democratic processes. The factors, influenced on start of democratization process, include economic development -hard government intervention in the economy resulted in deteriorating competitive, requirement for economic liberalization arose. Authoritarianism fit for start development of the Korean economy, it let focused all power and sources on realization one strategy and achievement of the goals. But than way minimal intervention of state on economy become more effective. Support for democracy by political elite directly related to need of legitimation of power. At the end of authoritarian regime of Chun Doo-hwan the government had low legitimacy, citizens of the Republic of Korea wanted democratic changes. President Roh Tae-woo, elected in 1988, realized it and between repression of protests and democratic reforms he choose second way. On his decision influenced lack of consensus on political and social values is the society, expressed in labor strikes and students demonstration. The combination of opposition political parties, labour activism, and student dissent challenging the authoritarian state has had two major effects: on the one side breakdown of civil order and strikes, on the other side - a positive effect for democratization process, because government faced with requirements and real actions in support of democracy. Influence of external actor, especially USA and Reagan administration had positive effect also. Social changes influenced on increasing of social activity and people's involvement in the political process. Changes in religion and popularization of Christianity in the Republic of Korea, which representatives openly supported democracy, also influenced positively. Also, external actors, especially USA and Reagan administration influenced on political process in the country.
REFERENCES
1. Huntington S. The Third Wave. Democratization at the End of the 20th Century. Moscow: ROSSPEN Publ., 2003. 368 p. Available at:
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.archipelag.ru%2Fdownloa
d%2Fbook%2Ftext_pdf%2Fhantington_wave.pdf&ei=v-IzU82vJZTM4QSqm4DwDw&usg=AFQjCNGxdMgafjNlpBhZh692TCW2aCj-
aA&bvm=bv.63808443,d.bGE&cad=rjt.
2. Bedeski R.E., Brown J.R. The transformation of South Korea. Reform and reconstitution in the six Respublic under Roh Tae Woo, 1987—1992. London
and New York: Routledge, 1994.197 p.
3. Jinwung Kim. History of Korea: From "Land of the Morning Calm" to States in Conflict. Indiana University Press, 2012. 684 p. Available at:
http://books.google.ru/books?id=QFPsi3IK8gcC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
4. Williams N.B.Jr. S. Korea abolishes restrictive press law but keeps some curbs. 11th November 1987. Available at: http://articles.latimes.com/1987-
11-11/news/mn-13587_1_new-laws.
5. Adesnik A.D., Sunhyuk Kim. At first you don't succeed: The puzzle of South Korea's democratic transition. CDDRL Working Papers, 2008, no. 83.
Retrieved 5th February 2011, 31 p. Available at: http://cddrl.stanford.edu/publications/if_at_first_you_dont_succeed_the_puzzle_of_south_ kore-as_democratic_transition/.
6. Katsiaficas G. Asia's unknown uprising. Vol. 1: South Korean social movement in the 20th century. Oakland: PM Press, 2012. 51 p. Available at:
http://books.google.ru/books?id=9H7Hgbcsr8cC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
7. BBC News. Flashback: The Kwangju massacre. Available at: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/752055.stm.
8. Politics and policy in the new Korean state: from Roh Tae Woo to Kim Young-Sam. Longman Australia Pty Ltd, 1995. 246 p.