Научная статья на тему 'Начальный этап политико-правового обеспечения процесса возрождения российского предпринимательства (1900-1994 гг. ): закономерности и отраслевой аспект'

Начальный этап политико-правового обеспечения процесса возрождения российского предпринимательства (1900-1994 гг. ): закономерности и отраслевой аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРИВАТИЗАЦИЯ / PRIVATIZATION / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков В. В.

В статье исследуются особенности разработки и реализации государственной политики в сфере развития предпринимательства на начальном этапе рыночных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INITIAL STAGE OF POLITIKO-LEGAL MAINTENANCE OF PROCESS OF REVIVAL OF THE RUSSIAN BUSINESS (1990−1994): LAWS AND BRANCH ASPECT

In this paper we study features of development and implementation of public policy in the field of enterprise development at the initial stage ударof market reforms.

Текст научной работы на тему «Начальный этап политико-правового обеспечения процесса возрождения российского предпринимательства (1900-1994 гг. ): закономерности и отраслевой аспект»

могли быть утверждены или отклонены. В случае положительного решения ходатайства отправлялись в СДРПЦ для окончательного утверждения с согласованием в СНК [4, с. 91]. При этом снизить влияние местных властей в вопросе регулирования взаимоотношений с церковью можно было только благодаря функционированию института уполномоченных СДРПЦ на местах, так как именно уполномоченные организовывали контроль над соблюдением норм законодательства на региональном уровне.

Необходимо подчеркнуть, что постановление «О порядке открытия церквей» от 28.11.43 разрешало, но отнюдь не облегчало процесс образования новых приходских общин. Основная роль в отводе ходатайств передавалась от местных властей, руководствовавшихся в этом вопросе своими узкими интересами, к уполномоченному СДРПЦ, проводившему государственный курс в осуществлении связи с церковью. Необходимо заметить, что доля отклоненных ходатайств уполномоченными в областях Верхнего Поволжья была ниже по сравнению с другими регионами, составляя 20-25 % [3, оп. 2, д. 5, л. 90], в то время как, например, в Горьковской области она составляла 30%, а в Калининской - 35% [7, л. 20].

На завершающем этапе войны, когда нужда в политическом компромиссе с церковью отпала, произошли негативные изменения в отношении партийной элиты к церкви. При этом местные власти искусственно ограничивали влияние религиозных организаций. Ивановский уполномоченный С.А. Виноградов докладывал в СДРПЦ, что районные власти, выступая против открытия храмов, подают уполномоченному заведомо ложные сведения о состоянии церковных зданий [1]. В этих условиях главной задачей уполномоченных становилось упорядочить религиозную жизнь и вопреки сопротивлению местных властей создавать условия налаживания взаимоотношений с церковной организацией. Основные усилия были направлены на равномерность распределения церквей по районам.

Углубление процесса легализации положения церкви в государстве создавало дополнительные условия для нормализации отношений с религиозными структурами, а активизация антицерковных настроений местных властей порождала недовольство верующих. В этой ситуации уполномоченные СДРПЦ в областях Верхнего Поволжья старались разрядить обстановку. Ивановский уполномоченный С.А. Виноградов даже пошёл на отступление от законодательных норм, рекомендовав для снятия напряжения в ситуации с ходатайствами об открытии церкви в с. Ильинское возобновить службу в храме, находящемся всего в трёх километрах от действовавшей в соседнем селе церкви [3, л. 13]. Кроме того, уполномоченный поддерживал открытие второго храма для верующих г. Иваново в ближайшем селе и просил СДРПЦ ускорить процесс рассмотрения заявлений, одобренных облисполкомом [2, л. 15].

Итогом работы уполномоченных СДРПЦ в областях Верхнего Поволжья в период с 1944 по 1945 гг. стало открытие в Ярославской области 21 храма (общее число - 143), в Костромской -

14 храмов (80), во Владимирской - 17 храмов (61), в Ивановской

- 19 храмов (36) [6, л. 41]. Деятельность уполномоченных СДРПЦ осуществлялась в рамках существовавшего законодательства о религии и строго контролировалась партийными структурами. Поэтому возможности для поддержки возрождения церковной организации были крайне скудны. В результате процент удовлетворения ходатайств об открытии храмов в областях Верхнего Поволжья в 1944-1945 гг. составил 5% [5, с. 21], что даже ниже, чем по Советскому Союзу в целом - 8,6% [9, с. 52].

Формирование института уполномоченных СДРПЦ в 19431945 гг. проходило в рамках потепления государственно-церковных отношений во время Великой Отечественной войны. Уполномоченные в начале своей работы столкнулись с абсолютной стихийностью и непоследовательностью решения религиозного вопроса местными органами власти. Основной причиной этому послужила идеологическая несовместимость позиций местных властей с тактическим изменением государственной политики в отношении церкви и непонимание ими политических задач этого процесса, прикрываемое отсутствием четкой юридической базы государственно-церковных отношений. При этом институт уполномоченных способствовал смягчению жесткой антицерковной позиции местных чиновников, амортизируя отношения светской власти и церковного актива в решении важного на тот момент вопроса открытия храмов.

Литература

1. Государственный архив Ивановской области. - Ф.Р.-2953.

- Оп. 1. - Д. 372. - Л. 70; Государственный архив Костромской области. Ф.Р.- 2102. - Оп. 3. - Д. 15. - Л. 13; Государственный архив Ярославской области. Ф.Р.- 1033. - Оп. 1. - Д. 31. - Л. 25.

2. ГАИО Ф.Р.-2953. - Оп. 1. - Д. 366.

3. Государственный архив Российской федерации. Ф.Р.- 6991.

- Оп. 1. - Д. 15.

4. Горун С. Русская Православная церковь при Святейших патриархах Сергии и Алексии II / Вестник российского христианского движения. - 1990. - № 158.

5. Прядкина О.А. Взаимоотношения советского государства и Русской Православной церкви в 1941-1954 гг. (на материалах Верхнего Поволжья). Автореф. дис. на соискание степени канд. ист. наук. - Кострома, 2004.

6. Российский государственный архив социально-политической истории. - Ф. 82. - Оп. 2. - Д. 499.

7. РГАСПИ - Ф. 17. - Оп.125. - Д. 593.

8. Русская Православная Церковь в советское время (19171991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью /Составитель Штриккер Г. Кн. 1. - М., 1995.

9. Шин Д.Х. Деятельность СДРПЦ при Совмине СССР в первое десятилетие его существования. 1943-1953 гг. Дис. ... докт. ист. наук. - М., 2002.

УДК 94 ББК 65.9

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (1990-1994 ГГ.): ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ В.В. Марков, Институт технологии туризма, (495) 496-35-44

В статье исследуются особенности разработки и реализации государственной политики в сфере развития предпринимательства на начальном этапе рыночных реформ.

Ключевые слова: рынок, предпринимательство, приватизация, строительство.

THE INITIAL STAGE OF POLITIKO-LEGAL MAINTENANCE OF PROCESS OF REVIVAL OF THE RUSSIAN BUSINESS

(1990-1994): LAWS AND BRANCH ASPECT

Markov V.V.

In this paper we study features of development and implementation ofpublic policy in the field of enterprise development at the initial stage of market reforms.

Keywords: market, entrepreneurship, privatization, construction.

Развернувшиеся в нашей стране с рубежа 1990-х годов рыночные реформы радикально изменили отношения собственности и в конечном счете все стороны российской социально-экономической и политической жизни. Наиболее значимыми в данном контексте следует считать процессы разгосудар-

ствления экономики и возрождения предпринимательства.

Исходным пунктом становления предпринимательства как принципиально нового типа организации хозяйственной деятельности стали законы РСФСР «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) и «О предприятиях и предпринимательской

деятельности» (декабрь 1990 г.). При этом в соответствии с последним актом статус предпринимателя и ведение предпринимательской деятельности определялись через государственную регистрацию, которая могла осуществляться без привлечения наемного труда (индивидуальная трудовая деятельность) и с привлечением наемных работников [1]. Особый акцент в законах был сделан на обеспечении равных условий деятельности всех хозяйственных субъектов, независимо от форм собственности, в частности, на недопущении отказа в регистрации предпринимательской деятельности, равном праве доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к финансовым, материальным, природным, информационным ресурсам и т.д. Эти правовые положения служили отправным моментом для реформирования многих тысяч хозяйствующих субъектов.

Дальнейшее продвижение по пути возрождения предпринимательства в решающей степени было связано с успехами процесса российской суверенизации. Особенно важную роль в становлении предпринимательства сыграли такие правовые акты, как Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня 1991 г.) и Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». В начале 90-х годов специальным нормативным документом по поддержке малого предпринимательства стало постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [2], в соответствии с которым малыми предприятиями признавались предприятия всех организационно-правовых форм, установленных законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Как ни парадоксально, но распад СССР и развитие России как суверенного государства, напротив, привели к существенному ослаблению взвешенного политико-правового обеспечения предпринимательской активности. Основной чертой наступившего периода стало то, что важнейшие государственные документы, определявшие основной вектор развития предпринимательства, теперь в основном исходили от структур исполнительной власти.

Прежде всего, в 1992 г. решающее значение для активизации процесса становления и развития института предпринимательства имело принятие указов Президента РФ - «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» [3]. В целом они послужили важным стимулом для последующих решений правительства России в указанных сферах.

Так, 11 мая 1993 г. Совет Министров РФ принял постановление «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Им утверждался комплекс первоочередных мер по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства, определялись задачи министерств и ведомств в данной сфере, устанавливался перечень приоритетных видов деятельности малых предприятий с точки зрения оказания им государственной поддержки. В постановлении рекомендовалось в первую очередь сосредоточить внимание на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники; оказании производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительстве объектов жилищного, производственного и социального назначения; инновационной деятельности [4].

Для реализации решений Президента и Правительства по

развитию предпринимательства в стране, в центре и регионах были созданы особые органы содействия и управления предпринимательскими процессами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 марта 1993 г. при нем был создан Совет по развитию малого и среднего бизнеса. А в мае 1993 г. этот орган был преобразован в Совет по развитию предпринимательства при Совете Министров - Правительстве РФ. В становлении предпринимательства, развитии малого и среднего бизнеса, наряду с законодательной поддержкой, принципиально важными стали также финансовые стимулы и инвестиции в предприятия малого бизнеса. С этой целью в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ (апрель 1993 г.) был создан специальный Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции [5].

Большую роль в развитии предпринимательской деятельности в стране сыграло постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в 1994-1995 годах». Им была впервые одобрена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства (на 1994-1995 гг.). Основные направления и приоритеты в сфере поддержки предпринимательства состояли при этом в совершенствовании законодательства, развитии системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, информационном и консультационном обеспечении малых предприятий, содействии их участию в реализации контрактов для государственных нужд, активизации внешнеэкономической деятельности, развитии объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном уровне и т. д.

Наряду с этим, целый ряд постановлений правительства, принятых в 1994 г., были посвящены решению конкретных проблем предпринимательства.

В частности, для строительной отрасли наиболее существенное значение имело постановление от 1 декабря 1994 г. «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд». В нем Правительство запланировало создание условий для участия малых предприятий в реализации государственных программ, в том числе участие малых предприятий в конкурсном отборе при размещении заказов на выполнение работ для государственных нужд. В этом же контексте следует рассматривать постановление Правительства от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором был определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Одновременно была упорядочена процедура и установлены единые требования к ведению лицензионной деятельности на федеральном и региональном уровнях [6].

Тем самым российское предпринимательство получило основные ориентиры развития, однако так и не приобрело серьезной финансово-экономической поддержки.

Литература

1. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - № 30. - 1990 - № 30.

2. Мирзоев Г.Б. Юридическая защита предпринимательства в России. - М., 1996.

3. Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РСФСР. -1992. - № 49.

4. Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. -№ 20.

5. Собрание актов Президента и Правительства РФ. - №23. -7 июня 1993.

6. РГАЭ. Коллекция документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.