Научная статья на тему 'Уполномоченные Совета по делам РПЦ областей Верхнего Поволжья и апостасия духовенства в конце 1950-х - начале 1960-х гг'

Уполномоченные Совета по делам РПЦ областей Верхнего Поволжья и апостасия духовенства в конце 1950-х - начале 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AFFAIRS COUNCIL REPRESENTATIVES / АПОСТАСИЯ / APOSTASY / ДУХОВЕНСТВО ОБЛАСТЕЙ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ / THE UPPER VOLGA REGION CLERGY / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ СДРПЦ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова О.С.

В статье рассматривается участие уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви (СДРПЦ) областей Верхнего Поволжья в подрыве авторитета Церкви в обществе во время хрущевских гонений путем склонения духовенства к отречению от веры. Отмечается безрезультатность этих усилий в противовес успеху применения более цивилизованных методов в борьбе с Церковью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UPPER VOLGA REGION REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AFFAIRS COUNCIL AND APOSTASY OF THE CLERGY IN THE LATE 1950s AND EARLY 1960s

The paper describes the participation of representatives of the Russian Orthodox Church Affairs Council in undermining the Churchs authority in the society during Khrushchevs period by making the clergy to renounce their faith. The authors emphasizes the failure of such efforts compared with the successful use of more civilized methods of fighting the Church.

Текст научной работы на тему «Уполномоченные Совета по делам РПЦ областей Верхнего Поволжья и апостасия духовенства в конце 1950-х - начале 1960-х гг»

#

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

41. Москалев Б. Г. Аграрная политика и инженерная служба села в 60-80-е годы. - Харьков, 1992.

42. Кулев В. М. Культура труда и быта российской деревни (вторая половина 50-х - 80-е годы). -Самара, 1993.

43. Устюжанин А. П. Научные основы ценового паритета на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. - Новосибирск, 1993.

44. Современные концепции аграрного развития // Отечественная история. - 1994. № 2.

45. Криводед В. В. Культурное и социальное развитие кубанского крестьянства 1945-1959 гг. -Краснодар, 1998.

46. Коваль В. В. Исторический опыт реформирования форм хозяйствования и методов управления

социально-экономической сферой советского общества (1953-1970 гг.). (На материалах Ставропольского и Краснодарского краев). - Дис. ... канд. ист. наук. - Ставрополь, 1997.

47. Исторические и социально-экономические проблемы Юга России: Матер. межвуз. науч.- практ. конференции. - Ростов н/Д, 2004.

48. Кандыба Ф. С. Социально-экономические и культурные изменения в жизни кубанского крестьянства в 1958-1964 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Кропоткин, 2009.

49. Крестьяноведение: Социальные резервы стимулирования сельскохозяйственного труда: Матер. 2-й Всерос. конференции. - Краснодар, 2001.

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РПЦ ОБЛАСТЕЙ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И АПОСТАСИЯ ДУХОВЕНСТВА В КОНЦЕ 1950-х - НАЧАЛЕ 1960-х гг.

THE UPPER VOLGA REGION REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AFFAIRS COUNCIL AND APOSTASY OF THE CLERGY IN THE LATE 1950's AND EARLY 1960's.

О. С. Смирнова

В статье рассматривается участие уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви (СДРПЦ) областей Верхнего Поволжья в подрыве авторитета Церкви в обществе во время хрущевских гонений путем склонения духовенства к отречению от веры. Отмечается безрезультатность этих усилий в противовес успеху применения более цивилизованных методов в борьбе с Церковью.

O. S. Smirnova

The paper describes the participation of representatives of the Russian Orthodox Church Affairs Council in undermining the Church's authority in the society during Khrushchev's period by making the clergy to renounce their faith. The authors emphasizes the failure of such efforts compared with the successful use of more civilized methods of fighting the Church.

Ключевые слова: уполномоченные СДРПЦ, апоста-сия, духовенство областей Верхнего Поволжья.

Keywords: Russian Orthodox Church Affairs Council representatives, apostasy, the Upper Volga region clergy.

год ознаменовался новым наступлением государственно-партийного аппарата на Русскую Православную Церковь. Выделяются политико-идеологические и экономические причины обострения государственно-церковных отношений. Власть вновь попыталась поправить ухудшившееся экономическое положение в стране за счет ограбления Церкви, приняв новые налоговые законы, душившие религиозные организации. Специфику и характер протекания этого процесса определил общий настрой секретного постановления ЦК КПСС от 4 декабря 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды"». Оно призывало партийные, комсомольские и общественные организа-

152

ции развернуть фронт наступления на религиозные пережитки советских людей. Новый виток гонений разворачивался планомерно. В 1958 г. атеистическая тема стала лейтмотивом всех идеологических мероприятий [1, с. 379].

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. для дискредитации Церкви стало использоваться отречение священников от сана. Начало этой кампании положили руководители КГБ, в декабре 1959 г. приказавшие давно связанному с ними профессору Ленинградской духовной академии А. А. Оси-пову заявить о своем разрыве с Церковью и Богом. Всего за этот период различными мерами шантажа, подкупа и угроз к отречению от сана удалось склонить около 200 православных священнослужителей [2, с. 370]. Патриарх Алексий I на вручении в 1961 г. архиерейского жезла

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

еп. Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку) заявил об угрозе Церкви со стороны недостойных священников, стремящихся проникнуть в ограду Церкви с корыстными, а порой и предательскими целями [3, с. 6]. Изначально церковными ренегатами во время хрущевских гонений становились агенты служб безопасности, внедрившиеся в религиозную среду. Позже прецеденты отречения от сана стали поводом для тех священников, которые хотели снять сан по собственной воле, но не решались на этот шаг ранее. В областях Верхнего Поволжья апостасия (термин, используемый для обозначения религиозного отступничества, представляющего собой добровольный отказ верующего от своей религии либо отказ клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии) стала проявляться почти сразу вслед за атеистическими выступлениями А. А. Осипова и заместителя инспектора Саратовской духовной семинарии Е. Дулумана.

В ярославской областной прессе в 1960 г. появились сообщения об отречении от сана и разрыве с религией настоятеля церкви с. Левашева Некрасовского района А. И. Соколова, регента церковного хора А. Стадуба, настоятеля церкви с. Сидорково Ярославского района В. И. Рози-на [4, л. 2]. Ярославский уполномоченный Совета по делам РПЦ Н. В. Абарыков при этом настоял, чтобы в публикациях на данную тему упор делался на освещении фактов, порочащих церковную жизнь, что якобы послужило причиной отказа от сана не сумевших смириться с лицемерием религиозной среды. Сообщалось, что священник Розин был искренне верующим и ревностным пастырем, в 1949 г. получил награду за проповедническую деятельность, но, общаясь с другими иереями, понял, что многими из них движет корысть, члены церковных советов рвутся к должностям, борются за право распоряжаться церковными средствами. Все это, а главное, пример талантливого ученого-богослова - А. А. Осипова, склонили священника Розина к разрыву с Церковью [5, с. 45]. Усилиями уполномоченного СДРПЦ все трое ренегатов были вскоре устроены на работу, привлекались к проведению антирелигиозных лекций [6, л. 22]. В 1961 г. порвал с религией священник Воскресенской церкви с. Вятское Некрасовского района Ярославской области К. А. Хлопков. В том же году отказался от сана выходец из рабочей семьи настоятель церкви с. Ни-кульское того же района тридцатишестилетний священник А. Я. Карпов, прослуживший всего 3 года [5, с. 47].

В Костромской области в 1960 г. отрекся от сана молодой настоятель довольно крупного прихода с. Шунга -А. Маеров [7, 1960, 17 нояб.]. В 1962 г. снял сан священник Костромской епархии В. Я. Егоров. Он был находкой для пропагандистов-антирелигиозников, так как выступил в областной прессе с разоблачением правящих архиереев почти всех епархий Верхнего Поволжья [7, 1962, 11 мая]. В 1962 г. костромской уполномоченный СДРПЦ В. К. Кудрявцев предложил склонять к отречению от сана уволенных за штат священников. Некоторые из них, по мнению уполномоченного, были озлоблены на епархиальное начальство и сослуживцев и могли бы посодействовать атеистической пропаганде. Работа по вербовке проводилась с

К. М. Степановым, который в 1960-1962 гг. служил в Костромской епархии священником, был уволен за штат и работал кочегаром в бане, В. И. Костиным, работавшим кладовщиком, Лялиным, заштатным диаконом, работавшим на заводе. Однако усилия уполномоченного не принесли результата - эти кандидаты на снятие сана отказались выступать с антирелигиозными призывами [8, л. 36].

Большинство отрекшихся от сана иереев были молодыми священниками, служившими не более 3-4 лет, в основном в сельских храмах, и не имеющими значительного авторитета. Кампания по дискредитации Церкви путем отречения от сана священников провалилась. Многие верующие сомневались и в самом факте добровольного отречения пастырей от Церкви, считая их оклеветанными мучениками за веру, насильно отстраненными от служения [9, с. 761]. Еще меньший резонанс имели немногочисленные статьи о разрыве с церковью мирян [7, 1960, 19 окт.].

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. продолжалось обогащение методов борьбы с Церковью с ориентацией на более цивилизованный подход. Н. С. Хрущев, дорожа мнением зарубежной политической элиты, не хотел выглядеть продолжателем сталинской церковной политики 1930-х гг., сводившейся к физическому уничтожению представителей Церкви. Вместо этого в практической деятельности уполномоченных СДРПЦ использовалась практика «приручения» архиереев, уступки духовенству с целью сговора, дискредитация церковных кадров. Вместе с тем, провоцировался и рецидив методов 1920-1930-х гг. по борьбе за ограничение религиозной активности, выразившийся в попытке расколоть Церковь изнутри. При этом ряд священников были вынуждены отречься от Бога, а все духовенство по приходской реформе 1961 г. было отстранено от управления церковными общинами. В результате уже в первой половине 1960-х гг. отмечается ослабление активности Церкви, влияние ее на общество стало менее ощутимым.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви 1917-1997. - М., 1997.

2. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М., 2000.

3. Журнал Московской Патриархии. - 1961. -№ 10.

4. Государственный архив Ярославской области. -Ф. 227. - Оп. 227. - Д. 605.

5. Тайны архиерейского двора. - Ярославль, 1962.

6. Государственный архив Российской федерации. Ф.Р-6991. - Оп. 1. - Д. 1787.

7. Северная правда (Кострома): Орган Костромского областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов. - 1960. - 17 нояб.

8. Государственный архив Костромской области. Ф.Р-2102. - Оп. 5. - Д. 57.

9. Данилушкин М. и др. История Русской Православной Церкви: Новый патриарший период: 1917-1970. - СПб., 1997. - Т. 1.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.