Научная статья на тему 'Взаимоотношения уполномоченных Совета по делам РПЦ с местными органами власти в период Великой Отечественной войны 9открытие храмов в верхнем Поволжье)'

Взаимоотношения уполномоченных Совета по делам РПЦ с местными органами власти в период Великой Отечественной войны 9открытие храмов в верхнем Поволжье) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CROCA REPRESENTATIVES / LOCAL ADMINISTRATIVE ELITE / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ СДРПЦ / МЕСТНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ОТКРЫТИЕ ХРАМОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова О. С.

В статье рассматривается открытие храмов в областях Верхнего Поволжья в 1943-1945 гг. с точки зрения взаимоотношений уполномоченных Совета по делам РПЦ (СДРПЦ) с местной управленческой элитой. Отмечаются положительные результаты деятельности кураторовгосударственно-церковных отношений в возрождении церковной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирнова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIPS BETWEEN REPRESENTATIVES OF COUNCIL FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AFFAIRS AND LOCAL AUTHORITIES DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (OPENING OF CHURCHES AT THE UPPER VOLGA REGION)

The article considers the opening of churches in the Upper Volga region in 1943-1945 viewed through the relationships between the repre-sentatives of Council for Russian Orthodox Church Affairs (CROCA) and relations curators in revival of church organization are stressed. church

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения уполномоченных Совета по делам РПЦ с местными органами власти в период Великой Отечественной войны 9открытие храмов в верхнем Поволжье)»

ных» статей. В частности, в плане реализации принципа гуманизма весьма показательным было издание манифеста второй сессии ЦИК СССР от 15 октября 1927 г., в соответствии с которым к смертной казни могли приговариваться только лица, виновные в государственных воинских преступлениях и вооруженном разбое [16]. Во исполнение этого закона смертная казнь была исключена из санкций статей о должностных преступлениях (ст. 110, 112, 114, 116, 117). В этом же году были значительно расширены возможности применения института погашения судимости [17].

И все же после июльского пленума ЦК ВКП(б) 1926 г. начался постепенный процесс сворачивания нэпа, еще медленный и осторожный, но вполне ощутимый - в частности, по усилившейся антинэпмановской и антикулацкой риторике. Государство уже не скрывало своего отрицательного отношения к частному капиталу и нэпманам и при любом удобном случае старалось это подчеркнуть. Частная собственность изображалась как явление, чуждое пролетариату и советскому государству в целом. В газетных заметках и журнальных статьях преобладали сообщения о вытеснении и ликвидации частного капитала. Сведения о его допущении и регулировании отсутствовали. На первый план выходили материалы и суждения, призванные осветить негативные черты деятельности нэпманов, проиллюстрировать их исключительно хищническую природу, противозаконную практику, отрицательное влияние на процесс формирования советского общества.

В новых условиях довольно быстро перестал отвечать требованиям жизни Гражданский кодекс РСФСР. И.С. Перетерский даже писал в одной из своих статей: «Гражданский кодекс доживает свою жизнь. Многое в нем устарело, многое в нем неудачно, и скорейшая замена его новым кодексом является необходимой» [18].

В итоге если ранее самым большим недостатком советского законодательства была его слишком большая «текучесть», то на закате нэпа большевистское государство, «вытесняя» частника в основном чисто административными, репрессивными методами, начало также усиливать чрезвычайное законодательство. В частности, на протяжении января 1928 г. применительно к хлебозаготовкам были введены в действие следующие статьи Уголовного Кодекса РСФСР, принятого в 1926 г.: статья 107 - против

спекуляции частных скупщиков; статья 105 - против «пособников спекуляции из низового аппарата», статья 60 - против недоимщиков при взимании налогов и других платежей. Статья 107, которая имела в виду спекулянтов и перекупщиков, с января 1928 г. стала применяться и к «держателям хлеба», в том числе к крестьянам-производителям, отказывающимся сдавать продукцию заготовителям по явно заниженным ценам.

Таким образом, новая нормативно-правовая практика и правоохранительная политика в целом в 1927-1928 гг. убедительно показали, что эпоха нэпа закончилась.

Литература

1. Курышев И.В. Социально-психологический облик крестьянства Западной Сибири в годы гражданской войны (по материалам периодической печати). Дисс. ... канд. ист. наук. - Томск, 1998.

2. Ленин В.И. Пять лет Российской революции и перспективы мировой революции. Доклад на IV конгрессе Коминтерна 13 ноября / Полн. собр. соч. - Т. 45.

3. Сорокин П.А. Современное состояние России / Новый мир. - 1992. - №4.

4. СУ РСФСР. - 1922. - № 36.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 45.

6. Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии (1917-1921 гг.): Сб. документов. - М., 1958.

7. Правда. - 1922. - 19 июля.

8. СУ РСФСР. - 1922. - № 4. - Ст. 14.

9. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов. - М., 1957.

10. Трайнин А. О революционной законности // Право и жизнь. - 1922. - Кн. 1.

11. Кондурушкин И. С. Частный капитал перед советским судом. - М.-Л., 1927.

12. Еженедельник Советской юстиции. - 1923. - № 51-52.

13. СУ РСФСР. - 1922. - №15. - Ст. 153.

14. ЕСЮ. - 1923. - № 30.

15. Развитие кодификации советского государства. - М., 1968.

16. СУ РСФСР. - 1927. - № 110. - Ст. 737.

17. СЗ СССР. - 1927. - № 35. - Ст. 365; № 12. - Ст. 122.

18. Перетерский И.С. Советские гражданские кодексы / Советское государство и право. - 1927. - № 6.

УДК 27-732 ББК 63.3(2)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РПЦ С МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ОТКРЫТИЕ ХРАМОВ В ВЕРХНЕМ ПОВОЛЖЬЕ) О.С. Смирнова, Ивановский государственный университет, (4932) 32-62-10

В статье рассматривается открытие храмов в областях Верхнего Поволжья в 1943-1945 гг. с точки зрения взаимоотношений уполномоченных Совета по делам РПЦ (СДРПЦ) с местной управленческой элитой. Отмечаются положительные результаты деятельности кураторов государственно-церковных отношений в возрождении церковной организации.

Ключевые слова: уполномоченные СДРПЦ, местная управленческая элита, открытие храмов.

RELATIONSHIPS BETWEEN REPRESENTATIVES OF COUNCIL FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AFFAIRS AND LOCAL AUTHORITIES DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (OPENING OF CHURCHES AT THE UPPER VOLGA

REGION)

Smirnova O.S.

The article considers the opening of churches in the Upper Volga region in 1943-1945 viewed through the relationships between the representatives of Council for Russian Orthodox Church Affairs (CROCA) and the local administrative elite. Positive results of the activity of state-church relations curators in revival of church organization are stressed.

Keywords: CROCA representatives, local administrative elite, opening of temples.

С началом Великой Отечественной войны государство от- тоды их работы заметно различались. С появлением официаль-казывается от прямых гонений на церковь, решая исполь- ных государственных кураторов местные власти перестали быть зовать ее ресурсы для консолидации населения внутри полноправными хозяевами в решении церковного вопроса. Нестраны и повышения своего авторитета на международной арене. понимание значимости поворота в сторону сотрудничества госу-14 сентября 1943 г. СНК СССР утвердил создание Совета по де- дарства с церковью приводило к недооценке функций уполномо-лам РПЦ. Его уполномоченные на местах осуществляли кон- ченных со стороны областного руководства, а опыт взаимодейст-троль над соблюдением и правилами применения законодатель- вия районных властей с церковными структурами до 1943 г. по-ства о культах местными религиозными организациями, служи- рождал противоречия и даже противодействие новому институ-телями культа, местными советскими органами, должностными ту. Наиболее явно утверждение института уполномоченных в лицами и остальными гражданами; рассматривали заявления системе советской номенклатуры заметно в процессе открытия граждан [8, с. 339]. храмов. С принятием постановления СНК «О порядке открытия

Формирование института уполномоченных СДРПЦ происхо- церквей» от 28.11.43, проверенные уполномоченным заявления дило в недрах местных органов власти, но зачастую задачи и ме- вносились для обсуждения на заседание облисполкома, где они

могли быть утверждены или отклонены. В случае положительного решения ходатайства отправлялись в СДРПЦ для окончательного утверждения с согласованием в СНК [4, с. 91]. При этом снизить влияние местных властей в вопросе регулирования взаимоотношений с церковью можно было только благодаря функционированию института уполномоченных СДРПЦ на местах, так как именно уполномоченные организовывали контроль над соблюдением норм законодательства на региональном уровне.

Необходимо подчеркнуть, что постановление «О порядке открытия церквей» от 28.11.43 разрешало, но отнюдь не облегчало процесс образования новых приходских общин. Основная роль в отводе ходатайств передавалась от местных властей, руководствовавшихся в этом вопросе своими узкими интересами, к уполномоченному СДРПЦ, проводившему государственный курс в осуществлении связи с церковью. Необходимо заметить, что доля отклоненных ходатайств уполномоченными в областях Верхнего Поволжья была ниже по сравнению с другими регионами, составляя 20-25 % [3, оп. 2, д. 5, л. 90], в то время как, например, в Горьковской области она составляла 30%, а в Калининской - 35% [7, л. 20].

На завершающем этапе войны, когда нужда в политическом компромиссе с церковью отпала, произошли негативные изменения в отношении партийной элиты к церкви. При этом местные власти искусственно ограничивали влияние религиозных организаций. Ивановский уполномоченный С.А. Виноградов докладывал в СДРПЦ, что районные власти, выступая против открытия храмов, подают уполномоченному заведомо ложные сведения о состоянии церковных зданий [1]. В этих условиях главной задачей уполномоченных становилось упорядочить религиозную жизнь и вопреки сопротивлению местных властей создавать условия налаживания взаимоотношений с церковной организацией. Основные усилия были направлены на равномерность распределения церквей по районам.

Углубление процесса легализации положения церкви в государстве создавало дополнительные условия для нормализации отношений с религиозными структурами, а активизация антицерковных настроений местных властей порождала недовольство верующих. В этой ситуации уполномоченные СДРПЦ в областях Верхнего Поволжья старались разрядить обстановку. Ивановский уполномоченный С.А. Виноградов даже пошёл на отступление от законодательных норм, рекомендовав для снятия напряжения в ситуации с ходатайствами об открытии церкви в с. Ильинское возобновить службу в храме, находящемся всего в трёх километрах от действовавшей в соседнем селе церкви [3, л. 13]. Кроме того, уполномоченный поддерживал открытие второго храма для верующих г. Иваново в ближайшем селе и просил СДРПЦ ускорить процесс рассмотрения заявлений, одобренных облисполкомом [2, л. 15].

Итогом работы уполномоченных СДРПЦ в областях Верхнего Поволжья в период с 1944 по 1945 гг. стало открытие в Ярославской области 21 храма (общее число - 143), в Костромской -

14 храмов (80), во Владимирской - 17 храмов (61), в Ивановской

- 19 храмов (36) [6, л. 41]. Деятельность уполномоченных СДРПЦ осуществлялась в рамках существовавшего законодательства о религии и строго контролировалась партийными структурами. Поэтому возможности для поддержки возрождения церковной организации были крайне скудны. В результате процент удовлетворения ходатайств об открытии храмов в областях Верхнего Поволжья в 1944-1945 гг. составил 5% [5, с. 21], что даже ниже, чем по Советскому Союзу в целом - 8,6% [9, с. 52].

Формирование института уполномоченных СДРПЦ в 19431945 гг. проходило в рамках потепления государственно-церковных отношений во время Великой Отечественной войны. Уполномоченные в начале своей работы столкнулись с абсолютной стихийностью и непоследовательностью решения религиозного вопроса местными органами власти. Основной причиной этому послужила идеологическая несовместимость позиций местных властей с тактическим изменением государственной политики в отношении церкви и непонимание ими политических задач этого процесса, прикрываемое отсутствием четкой юридической базы государственно-церковных отношений. При этом институт уполномоченных способствовал смягчению жесткой антицерковной позиции местных чиновников, амортизируя отношения светской власти и церковного актива в решении важного на тот момент вопроса открытия храмов.

Литература

1. Государственный архив Ивановской области. - Ф.Р.-2953.

- Оп. 1. - Д. 372. - Л. 70; Государственный архив Костромской области. Ф.Р.- 2102. - Оп. 3. - Д. 15. - Л. 13; Государственный архив Ярославской области. Ф.Р.- 1033. - Оп. 1. - Д. 31. - Л. 25.

2. ГАИО Ф.Р.-2953. - Оп. 1. - Д. 366.

3. Государственный архив Российской федерации. Ф.Р.- 6991.

- Оп. 1. - Д. 15.

4. Горун С. Русская Православная церковь при Святейших патриархах Сергии и Алексии II / Вестник российского христианского движения. - 1990. - № 158.

5. Прядкина О.А. Взаимоотношения советского государства и Русской Православной церкви в 1941-1954 гг. (на материалах Верхнего Поволжья). Автореф. дис. на соискание степени канд. ист. наук. - Кострома, 2004.

6. Российский государственный архив социально-политической истории. - Ф. 82. - Оп. 2. - Д. 499.

7. РГАСПИ - Ф. 17. - Оп.125. - Д. 593.

8. Русская Православная Церковь в советское время (19171991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью /Составитель Штриккер Г. Кн. 1. - М., 1995.

9. Шин Д.Х. Деятельность СДРПЦ при Совмине СССР в первое десятилетие его существования. 1943-1953 гг. Дис. ... докт. ист. наук. - М., 2002.

УДК 94 ББК 65.9

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (1990-1994 ГГ.): ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ В.В. Марков, Институт технологии туризма, (495) 496-35-44

В статье исследуются особенности разработки и реализации государственной политики в сфере развития предпринимательства на начальном этапе рыночных реформ.

Ключевые слова: рынок, предпринимательство, приватизация, строительство.

THE INITIAL STAGE OF POLITIKO-LEGAL MAINTENANCE OF PROCESS OF REVIVAL OF THE RUSSIAN BUSINESS

(1990-1994): LAWS AND BRANCH ASPECT

Markov V.V.

In this paper we study features of development and implementation ofpublic policy in the field of enterprise development at the initial stage of market reforms.

Keywords: market, entrepreneurship, privatization, construction.

Развернувшиеся в нашей стране с рубежа 1990-х годов рыночные реформы радикально изменили отношения собственности и в конечном счете все стороны российской социально-экономической и политической жизни. Наиболее значимыми в данном контексте следует считать процессы разгосудар-

ствления экономики и возрождения предпринимательства.

Исходным пунктом становления предпринимательства как принципиально нового типа организации хозяйственной деятельности стали законы РСФСР «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) и «О предприятиях и предпринимательской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.