НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
© Маркитанова P.M.*
Педагогический колледж№ 13 им. С.Я. Маршака, г. Москва
В статье раскрываются особенности организации работы учителя-де-фекголога в школе надомного обучения. Подробно даны рекомендации начального этапа работы в учебном году с анализом действительного положения в специальном образовании. Предложены методические разработки для ведения документации учителя-дефектолога: карта обследования ученика Школы надомного обучения, оформление списка учащихся дефектологической группы.
В начале учебного года учитель-дефектолог проводит диагностику вновь прибывших детей, направленную на выявление уровня развития и особенности важнейших компонентов познавательной сферы учащихся; составляет список учащихся, которым коррекционно-развивающие занятия необходимы в первую очередь.
Выявление детей с проблемами обучения и развития проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, эти сроки обозначены в методических рекомендациях при организации работы логопедического пункта в общеобразовательном учреждении. Для учителя-дефектолога методических рекомендаций нет, но его почему-то все пытаются прировнять его к учителю-логопеду, забывая о том, что у них совершенно разная специфика работы и для дефектолога - это является всего лишь скрининг-диагностикой.
На практике педагоги, а также и родители встречаются с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями. При проведении скрининг-диагностики, ограниченность во времени не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка, и оказать педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
Для того, чтобы более полно определить тип нарушенного развития и разработать программы коррекции необходимо углубленное педагогическое обследование, которое занимает гораздо больше времени, из-за проблем связанных с эмоциональным состоянием и личностные особенности ребят, а также мотивация сотрудничества, реакции на успех и на удачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и многие другие факторы, существенно оказывающие влияние на качество выполнения заданий.
Поэтому временные границы должны быть приближены к ориентировочным нормам практического психолога, где время на индивидуальную
* Преподаватель.
диагностическую работу, подготовку к обследованию, его проведению и обработку результатов, оформление заключения и рекомендаций отводится 3,5-6 часов из расчета на одного человека. На групповую диагностическую работу, подготовку к обследованию, его проведению и обработке результатов, оформлению заключения и рекомендаций отводится 16-20 часов из расчета на 15 человек.
Проводя диагностическое обследование учитель-дефектолог по мере проведения диагностики и поступления данных заполняет на каждого ученика «Карту обследования ученика школы надомного обучения». Проанализировав разные карты и схемы обследования, выяснилось, что они содержат только психологические характеристики, в то время, как для педагогического обследования важными являются показатели ведущей деятельности, в данном случае - учебной. Учитывая это, мною была разработана более полная и развернутая карта обследования ученика Школы надомного обучения, которая более подробно дает представление об учащемся и его развитии.
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА Школы надомного обучения
1. Фамилия, имяучащегося________________________________________
2. Возраст________Школа__________________Класс_______________
3. Домашний адрес, телефон______________________________________
Данные из медицинской карты
1. Диагноз______________________________________________________
2. Состояние слуха______________________________________________
3. Состояние зрения_____________________________________________
I. Состояние ВПФ
1. Особенности внимания
а) УСТОЙЧИВОСТЬ внимания (способен или неспособен к длительному сосредоточению)
б) переклЮЧаемОСТЬ внимания (легкое, быстрое, замедленное, затрудненное)
в) нарушение Внимания (отвлекаемостъ, рассеянность, инертность)__________
2. Развитие сенсорных функции
Развитие Представлений О форме, величине Предметов И цвете (соответствует возрасту, не сформировано, нарушено)______________________________
3. Память
а) Запоминает (быстро, медленно, с трудом)_______________________________
б) Запоминает (надолго, быстро забывает)________________________________
4. Развитие мышления
а) СПОСОбнОСТЬ К Сравнению (самостоятельно, с помощью, называет несущественные признаки) __________________________________________________________
б) СПОСОбнОСТЬ К классификации (самостоятельно, с помощью, не понимает принципа классификации)_________________________________________________________
в) СПОСОбнОСТЬ К обобщению (самостоятельно, справляется со знакомыми за-
даниями, умения на новый материал не переносит; с помощью педагога, не понимает смысла этого действия)______________________________________________________________
5. Развитие воображения
а) развитие способности К творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество)________________________________
б) отношение К ТВОрчеСКОЙ деятельности (активное, заинтересованное, безразличное, негативное)__________________________________________________________
в) выполнение заданий ПО собственному замыслу (наличие новизны, копи-
рование (полностью, частичное), использование ранее приобретенных навыков, полный отказ) ___________________________________________________________________________
6. Речь
а) Связная речь (бедность и однообразие; простые предложения; затрудняется в поисках слов и выражении мыслей; перечисление предметов или действий; рассказывая о несущественном, опускает главное)_______________________________________________
б) Словарный Запас ((не) ограничен, беден, на уровне бытовой лексики, (не) соответствует норме; (не) знает значения слов; использует части речи)_______________
в) Грамматический строй (нарушает порядок слов в предложении: да, нет; ошиб-
ки в (использовании падежных форм; рода сущ.; согласовании прилаг. и числит. с сущ.); предлоги (замена, пропуск); сформировано словообразование: да,нет)______________
II. Особенности личности
а) общительный, замкнутый__________________________________________________
б) вступает В контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)__________________
в) отношение К товарищам (дружелюбное, негативизм, доброта, грубость)______
III. Характеристикаучебной деятельности
1. Учебнаямотивация
а) отношение К школе (посещает школу (с удовольствием, не хочет, проявляет желание из-за необходимости); рассказывает о своих успехах и неудачах, не высказывает оценочных суждений); перепады отношения зависят от (полученной отметки, отношения к учителю, ссор с другом или одноклассниками)_____________________________________
б) отношение К урокам (нравятсяуроки все уроки, есть любимыеуроки, любимых
нет; не нравятся уроки)_________________________________________________________
2. Уровеньразвитияучебной деятельности
а) умение ГОТОВИТЬ рабочее место В соответствии С заданием (сохраняет
порядок в течение урока, не может организовать и поддерживать порядок, только при постоянном контроле учителя)____________________________________________________
б) умение планировать ХОД задания (самостоятельно, делает ошибки и исправляет их, требуется постоянная помощь учителя, не умеет следовать плану)_____
в) умение осуществлять контроль И оценку работы (самостоятельно про-
веряет работу (оценка: завышена, занижена, адекватно оценивает), оценить работу не может, отказывается от проверки)________________________________________________
г) ПОНИМает объяснение (с первого раза, просит повторить, с трудом, не понимает) ______________________________________________________________________
д) предпочитаемые ВИДЫ ПОМОЩИ (подбадривание; поглаживание по голове; по-
хвала; указание на возможность улучшить работу; успехи, достигнутые ранее или при выполнении данной работы; требуется постоянная внешняя стимуляция от учителя, родителей, одноклассников)__________________________________________________________
е) отношение К учебно-трудовой деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, лень, пассивность, небрежность)____________________________
3. Активность речевого общения (соответствует возрасту, повышена, снижена)
4. Работоспособность на занятиях
а) отношение К учебным занятиям (активное, заинтересованное, пассивное,
безразличное)___________________________________________________________________
б) темп работы (работает быстро, в среднем темпе, медленно)________________
в) ПрИЧИНЫ Замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выпол-
нения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, полное прекращение работы)_________________________________________________________________________
г) когда отмечается спад работоспособности (в началезанятия, в середине, в
конце)__________________________________________________________________________
д) факторы, влияющие на качество И активность работы (самочувствие
ребенка: жалобы наусталость, головную боль, сонливость; погода, время суток, ситуативные изменения во взаимоотношениях с учителем, одноклассниками, родителями)______
е) поведение на уроке (постоянно опаздывает, переспрашивает, играет, ест, залезает под парту, часто выходит, делает замечания, сидит тихо, спокойно)________
5. Особенностиучебнойработы
1. Успеваемость по русскому языку________________математике______________
2. Математика (понятие числа (не) сформировано, с трудом запоминают цифры и
знаки отношений; навык счета (не) сформирован; трудности в решении задач, примеров; (не) развиты основные мыслительные операции (анализа, сравнения, обобщения, классификации); не понимает смысла схем и символов)_____________________________________
3. Чтение (читает (по слогам, отдельными словами, фразами, слитно); в процессе чтения ((не) пропускает и переставляет буквы, слоги, (не) дочитывает до конца слова, предложения); темп чтения (быстрый, медленный, монотонный, невыразительный); понимание прочитанного ((не) понимает, с трудом; пересказ ((не) владеет, с (без) помощью наводящих вопросов, (не) может выделить главную мысль, давать характеристику действующим лицам)____________
4. РуССКИЙ ЯЗЫК (при письме (пропуск букв, (не) дописывает слова, предложения, опускает предлоги), пишет (не) слитно, (не) аккуратно); знает правила (да, нет), применяет (да, нет)); не может выделить видо-родовых понятий, не понимает текст, не выделяет существенных признаков)_________________________________________________________
5. Развитие моторики, ориентировки В Пространстве ((не) развита мелкая,
общая моторика; при обучении (грязь в тетради, (не) видит строки, плохо ориентируется в тетради, не может найти место в классе)_________________________________________
IV. Социальные отношения
1. Отношение Семьи К ШКОЛе (между требованиями школы и семьи (есть, нет) противоречий; членами семьи признается авторитет педагога, советы педагога (реализу-
ются, игнорируются) в отношениях с ребенком; семья (стремится, не стремится, активно участвует в жизни школы) к сотрудничеству со школой)_____________________________
2. Отношение В Семье: ребенок В семье (долгожданный, любимый, лишний,
создающий много проблем); отношение к ребенку (чрезмерная опека, грубое, безразличное, равнодушное); требования к ребенку в семье (излишне мягкие, завышенные, придирчивые, строгие, в зависимости от ситуации, нет чувства защищенности)____________________
3. Психологический комфорт — ребенок (может, не может) рассчитывать
на моральную поддержку семьи, идет -из школы домой (спешит побыстрее оказаться дома, с нежеланием, хочет подольше побыть в школе); взрослые (интересуются внутренней жизнью ребенка, пользуются у ребенка авторитетом, с пониманием относятся (учитывают, не принимают) индивидуальные особенности ребенка)___________________________________
V. Заключение
VI. Рекомендации
Дата___________________________
Дефектолог________________________/______________________________/
После проведения скрининг диагностики учитель-дефектолог формирует список группы, педагог не в силах охватить всю школу, в школе 90 % учщихся нуждаются в помощи, поэтому в первую очередь в список включаются ребята обучающиеся с 1 по 6 класс, из других старших классов зачисляются ребята, которые имеют явные проблемы (физического, психического характера) и которым в первую очередь необходима помощь, а также все желающие. В списочный состав одной дефектологической группы может быть включено только 15-20 человек, это количество человек рассчитано на одну тарифную ставку.
Список учащихся дефектологической группы
общеобразовательной школы №____________
«Школы надомного обучения» на 200 - 200 учебный год
Таблица 1
№ Фамилия, имя Класс Причина зачисления
1.
2.
3.
Директор школы /_______________/
Учитель-дефектолог школы /_______________/
Далее учитель-дефектолог распределяет детей в соответствии с формами проведения занятий: групповые или индивидуальные в зависимости от различных показателей. Форму организации работы определяет учи-
тель-дефекголог, учитывая структуру дефекта, развития познавательной сферы учащихся, возраст детей и многие другие показатели, способствующие проведению успешной коррекционно-развивающей работе.
Наполняемость группы зависит от тематики коррекционно-развивающих занятий, т.е. если занятия рассчитаны на развитие познавательной сферы, то количество детей в группе не должно превышать 3 человек; а если на развитие игровой деятельности, с элементами лечебной физкультуры или музыкального характера, количество детей в группе может быть от 5 до 8 человек - это решает сам учитель-дефектолог (он может объединить группы, если это необходимо для проведения занятия или наблюдений). К сожалению, в документации этот факт отразить нельзя, т.к. нормативные документы еще не доработаны, а создавать группу более 5 человек нецелесообразно, т.к. это повлияет на результативность работы, а также приведет к неприятностям финансового характера во время проверки журнала.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми в школе, а если ребенок обучается на дому и не может придти - то дома.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в часы, свободные от уроков в первой или во второй половине дня с учетом режима работы уч-реждения и в зависимости от сетки расписания занятий. Хотелось бы, чтобы эти занятия вносились в общешкольное расписание уроков.
Проведенные занятия педагог заносит в журнал, где на каждую группу учащихся отводится необходимое количество страниц, также в него заносятся темы групповых, индивидуальных коррекционно-развивающих занятий согласно примерному календарно-тематическому планированию, которое разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей группы и индивидуала, проведенные консультативные часы, на которые отводится определенное время. Журнал является финансовым документом.
Периодичность и продолжительность коррекционно-развивающих занятий зависит от режима работы школы и определяется индивидуальными проблемами конкретного ребенка или группы в целом. Занятия проводятся не менее 2-3 раза в неделю. Продолжительность коррекционно-развивающего занятия с каждой группой 40 минут, индивидуальных занятий с каждым ребенком 25 минут - эти временные рамки обозначены в организации логопедической работы учителя - логопеда в школе надомного обучения, но для учителя-дефектолога - эти временные рамки не приемлемы, т.к. коррекционно-развивающие занятия носят разную направленность. Например: ребенку с ДЦП потребуется намного больше времени, чтобы сделать аппликацию, а за 20 минут он только примет удобное положение для работы и начнет выполнять, времени ему не хватит и работу придется оставить до следующего раза (в лучшем случае у ребенка при таких временных рамках уйдет 3-4 урока). В работе дефектолога самое главное результат, пусть он будет не таким красивым, корявым, зато, сколько положительных
эмоций ребенок унесет с собой. Или еще пример: как можно построить игровое творческое занятие в группе за 40 минут - ребята только настроятся, придумают - а уже надо расходиться и ломать постройки жалко, а беречь их до следующего занятия невозможно из - за небольшого помещения, да и другим ребятам тоже захочется поиграть и что - нибудь построить.
Однако опираясь на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» с 01.09.2003, где прописаны «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» можно изменить сложившийся стереотип организации коррекционно-развивающих занятий. Для этого необходимо четко следовать прописанным в постановлении требованиям, не превышая допустимой недельной нагрузки и различных временных параметров.
С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации учащиеся обеспечиваются в учреждении необходимой медико-психологической помощью, специально подготовленными педагогами, в данном случае таковым является учитель-дефектолог, занятия с которым имеют разностороннюю коррекционную направленность. Занятия со специалистом относятся к разряду факультативных занятий, хотя для работы с детьми имеющими нарушения в развитии их следовало бы внести в сетку обязательных занятий.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут, если в 1-м классе более 4 уроков, а 2-4 классах более 5 уроков. Следовательно, опираясь на практический опыт можно увеличить продолжительность коррекционно - развивающего занятия с каждой группой, в зависимости от заплани-руемой темы занятия до 1 ч. 40 минут, а индивидуальных занятий с ребенком до 1 ч. 15 минут. Это время складывается из трех временных параметров:
- для группы: занятие - 35 (40) минут, перемена - 10 (20) минут, занятие - 35 (40) минут, итого получается 1 ч. 20 мин. (1 ч. 40мин);
- для индивидуального: занятие - 25 (30), перемена - 10 (15), занятие - 25 (30), итого получается 1 ч. (1 ч. 15 мин).
Никаких нарушений здесь нет, поскольку максимально допустимая недельная нагрузка не превышена (от 8-13 часов - в школе надомного обучения согласно базисному плану, а норма для общеобразовательной школы составляет при 6-дневной учебной неделе - 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов).
Продолжительность самого коррекционно-развивающего обучения детей должна проводиться по мере возможности на протяжении всего обучения в школе надомного обучения, а не ограничиваться возрастными критериями. В школе такого типа каждого ребенка на протяжении всего образовательного процесса должен сопровождать учитель-дефектолог.
Учитель-дефектолог также проводит консультирование педагогов и родителей. На практике индивидуальное и групповое консультирование родителей, педагогов, оформление результатов составляет по времени от 1-2,5 часов на одну беседу. Эта часть работы есть в функционале учителя-дефектолога, а нормативных документов определяющих нормативные показатели, затрачиваемые на эту работу, отсутствуют, поэтому учителю -дефектологу приходиться тратить свое личное время или время отведенное на методическую работу, хотя это время должно быть заложено в понедельную расчасовку (из 20 ч. в неделю - 3 ч. на консультации).
Время, отведенное на консультации педагог может использовать и для посещения уроков. На этот вид работы у педагога нет отведенного времени, а это является одним из основных методов работы учителя-дефектолога, т.к. он может наблюдать за учащимися в процессе работы на других предметах, и затем давать более качественные рекомендации, помогающие работе педагогов, а также помогающие лучше понять причины неуспеваемости ученика.
Коррекционно-развивающая работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности в целом. Все это учитывает педагог при составлении примерного календарно-тематического планирования.
При построении индивидуальных коррекционных программ должны учитываться индивидуальные проблемы конкретного ребенка, выявленные в процессе его изучения. В зависимости от способностей, наклонностей, качеств личности конкретного ученика и группы в целом, реальных возможностей на данный момент, в программу также могут быть внесены коррективы.
Планирование урока составляется по такой же схеме как обычный урок в коррекционной педагогике с внесением в него современных приемов и методов работы. Учитель-дефектолог должен быть творческой личностью, всегда готовой к экспромту, т.к. неординарность в поведении ребят может привести к незапланированному течению урока и все, что запланировал учитель осуществиться не только не в полном объеме, но и примет другое направление, которое в последствии может оказаться лучше, чем запланированный урок, даст новые идеи для дальнейшей работы с детьми.
Учитель-дефектолог может и должен проводить интегрированные совместные уроки с педагогами различных направлений деятельности: по лечебной физкультуре, музыке, изобразительной деятельности, информационным материалам и так далее, т.е. педагогами основных предметов, а так же педагогами дополнительного образования: театральной деятельности, народного творчества, краеведения и так далее. Но, к сожалению, отразить в журнале этот совместный вид работы он не может, поскольку нет нормативной документации подтверждающей этот факт.
В конце учебного года учитель-дефектолог составляет краткий отчет о проделанной работе, в котором дает оценку эффективности своей работы, опираясь на полученные им результаты при проведении коррекционноразвивающей работы, а также рекомендации по обучению учащихся в следующем учебном году с учетом произошедших изменений в учебной деятельности и состояния их здоровья.
Список литературы:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. - М., 2002.
2. Маркитанова P.M. Актуальные проблемы организации и содержания обучения детей с отклонениями в развитии в условиях школы надомного обучения // Коррекционная педагогика. - М., 2006. - № 3(15).
3. Письмо Министерства Образования РФ от 28 февраля 2003 года № 27/2643-6. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения.
4. Письмо от 30 марта 2001 г. № 29/1470-6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения).
5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1 / Под общ. ред. С.Г. Шевченко. - М., 2005.