Научная статья на тему 'Организация занятий в режиме «Реального времени» при дистанционно-надомном обучении'

Организация занятий в режиме «Реального времени» при дистанционно-надомном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садирмекова Ж. Б.

В рамках данной работы было апробировано проведение интерактивных занятий в режиме «реального времени» (видеоконференции) посредством программного обеспечения «Skype». Так же в качестве более адаптированного средства организации дистанционно-надомного обучения спроектирован и апробируется портал, разработанный на CMS Joomla!, с интегрированием модулей организации потоковой видео-передачи, структурирование и распределение занятий в соответствии с учебными планами. Так же на портале планируется разработка модулей «виртуальной интерактивной доски» и «виртуального рабочего стола», с применением технологических решений на принципах таких модулей как White Board и Smart Board.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садирмекова Ж. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация занятий в режиме «Реального времени» при дистанционно-надомном обучении»

В заключении еще раз хочется сделать акцент на то, какие задачи Интернет-технологии помогают нам решать в образовательном процессе.

- Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.

- Повышение продуктивности самоподготовки учащихся.

- Индивидуализация работы самого учителя.

- Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.

- Усиление мотивации к обучению.

- Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

- Обеспечение гибкости процесса обучения.

Список литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2005. - 272 с.

2. Основы открытого образования. Под ред. В. И. Солдаткина. - Т. 1. -Российский институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 676 с.

3. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: Изд-во РАО, 1998. - 120 с.

4. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. - М., 1998. - 178 с.

5. Никифоров О.Ю. Анализ подсистемы тестирования СДО Moodle / О.Ю. Никифоров // Информационные технологии в науке и образовании: матер. Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 13-20 мая. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - 238 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ «РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ» ПРИ ДИСТАНЦИОННО-НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ

© Садирмекова Ж.Б.*

Таразкий государственный университет им. М.Х. Дулати, Республика Казахстан, г. Тараз

В рамках данной работы было апробировано проведение интерактивных занятий в режиме «реального времени» (видеоконференции) посредством программного обеспечения «Skype». Так же в качестве

* Старший преподаватель кафедры «Информационные системы», магистр технических наук.

более адаптированного средства организации дистанционно-надомного обучения спроектирован и апробируется портал, разработанный на CMS Joomla!, с интегрированием модулей организации потоковой видео-передачи, структурирование и распределение занятий в соответствии с учебными планами. Так же на портале планируется разработка модулей «виртуальной интерактивной доски» и «виртуального рабочего стола», с применением технологических решений на принципах таких модулей как White Board и Smart Board.

Надомное обучение (обучение на дому) - это форма образования, которую обучаемый получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется обучаемым, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.

Задачей индивидуального обучения на дому является освоение обучаемыми образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Накопленный в XX в. богатый исторический опыт педагогов и психологов, разнообразные подходы к проблеме организации и содержания обучения детей с отклонениями в развитии позволил сформировать стройную систему научных знаний об аномальных детях и создать сеть специальных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии. На протяжении последних десяти лет все более активизировались усилия специалистов в деле разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении и воспитании.

Наблюдения физиологов, психологов, дефектологов, педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются, или совсем не справляются с режимом работы и учебной программой массовой школы. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет.

Затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем для более 50 % неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение.

Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

Такие дети испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе затрудняют общение с окружающими. Все это способствует асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте. Дети очень болезненно переживают свой недостаток или ограничения, связанные с болезнью. Они не могут принимать участие в некоторых видах деятельности, типичных для нормальных детей и необходимых для формирования личности.

Для детей с отклонениями в развитии и детей - инвалидов создана и функционирует целая система специального образования, где созданы все условия для воспитания, обучения и коррекционной помощи детям, так же открыты специальные классы в массовых учреждениях. Однако некоторая часть этих детей может обучаться по программе массовой школы, но при традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники, поскольку эта система не способна обеспечить соответствующий уровень развития и обучения детей, имеющих проблемы со здоровьем.

Таким детям требуется своевременное определение их оптимального педагогического маршрута, соответствующего особенностям и возможностям ребенка, разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции.

Для решения проблем надомного обучения в России создаются школы надомного обучения. Школа надомного обучения является общеобразовательным учреждением, одновременно решает и специальные задачи кор-рекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе больных детей в возрасте до 16 лет.

В Казахстане так же существуют специализированные школы, однако основным направлением в совершенствовании системы образования является дистанционное обучение детей обучающихся на надомном обучении.

«Дистанционное обучение детей-инвалидов» с недавнего времени стало часто поднимаемым вопросом среди казахстанских педагогов. Ситуация объясняется достаточно просто. С недавнего времени началась реализация грандиозной идеи - оснастить рабочие места детей-инвалидов, обучающихся на дому (их в Казахстане более 9000) комплектами самого современного развивающего оборудования, с возможностью выхода в Интернет

Общим для специализированных школ и школ надомного обучения двух стран является то, что:

- В школу принимаются дети по направлению органов здравоохранения (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому).

- Направление детей в школу надомного обучения осуществляется органами образования по заключению органов здравоохранения с согласия родителей (лиц, их заменяющих).

- Обучение в школе надомного обучения ведется на русском языке, и включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Содержание образования в школе надомного обучения определяется образовательными программами, разрабатываемыми на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизического развития и возможностей обучающихся.

- Объем учебной нагрузки учащихся определяется их состоянием здоровья, при этом не может быть меньше определенного законодательством минимального объема по годам обучения. При наличии медицинских рекомендаций количество часов может быть увеличено, но не должно превосходить предельно допустимой нагрузки базового компонента учебного плана.

- Формы определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями. Занятия могут организовываться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка.

В последние годы в обоих существенно изменились требования общественности, подростков с ограниченными возможностями в обучении и их родителей к содержанию и качеству образования. Сегодня основная масса учеников стремится получить углубленные знания по предметам и продолжить образование в высших учебных заведениях.

Основной проблемой организации обучения детей данной категории является противоречие между возросшими требованиями со стороны обучающихся и их родителей к спектру и качеству образовательных услуг и медицинскими ограничениями, а также психолого-педагогическими критериями возможного обучения ребенка в силу имеющегося расстройства, нарушения, дефекта.

Вторая проблема - это недостаточная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность образовательных учреждений для больных детей и детей-инвалидов и система научно - методической поддержки образовательного процесса.

В последнее десятилетие с увеличением роста количества детей с отклонениями в развитии и поведении; с увеличением числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией, соматической озлобленностью, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности возросла потребность общества в необходимости большего количества специалистов-дефектологов.

Из-за недостаточной нормативной базы отсутствует четкое разграничение в работе психолога и дефектолога. Если в штатном расписании должность педагога-психолога есть, а учителя-дефектолога отсутствует, то психолог по мере возможности использует разные методы коррекции. Если же есть ставка учителя-дефектолога, то каждый педагог в плане диагностики и коррекции должен заниматься только своей сферой деятельности.

Необходимо помнить, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, и не должна превращаться в репетиторство по «подтягиванию» ребенка в усвоении общеобразовательных предметов, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Критериями относительной успешности, которые берутся за основу оценки деятельности дефектолога, становятся те изменения, которые произошли к данному моменту в учебной деятельности школьника и ее результатах по сравнению с предыдущим отрезком времени. Если обучаемый активно трудился, то закономерным результатом будет продвижение вперед. Именно это продвижение и является предметом оценки. Чтобы было продвижение вперед дефектолог в своей работе должен использовать различные приемы и методы коррекции, активно стимулируя познавательные функции ребенка в деятельности, в которой он обнаруживает наибольшую успешность, тем самым, готовя почву для переноса формируемых умений в другие области.

Ситуация успеха становится обязательным спутником в коррекционно-развивающей работе, а также является фактором эффективной педагогической терапии - фактор, который рождает у ребенка положительные эмоции, сглаживает эмоциональную неуравновешенность, импульсивность, способствует формированию настойчивости, целеустремленности. Лишь на основе глубокого влияния на личность детей, воспитания в них уважения к себе, уверенности в своих силах, убежденности в способности одолеть стоящие перед ними учебные задачи, возможны педагогическое руководство развитием детей риска, преодолением затруднений, связанных с дефектом, воспитания активности и творческой инициативы.

Анализ факторов, условий, оказывающих влияние на качество образования детей данной категории, социального запроса и государственных требований к образованию, показал, что решение этой проблемы требует работы по таким направлениям, как:

- необходимо совершенствовать систему научно-методической поддержки специалистов занимающихся коррекционно-развивающей работой, которая требуется детям с хроническими заболеваниями и детям инвалидам, имеющим специфические психологические особенности и личностные характеристики на всем протяжении обучения в школе;

- более качественный подход психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), которые решают вопросы комплектования «надомного обучения» и выбора формы обучения детей, а так же в тех случаях, когда дети уже учатся в школе, но при изучении ребенка были сопоставлены не все полученные данные (отсутствие связи с учебным заведением), такие ошибки при обследовании приводят к

тому, что в процессе обучения ребенка возникают проблемы, которые приводят к трудностям обучения, неадекватному поведению, изменить форму обучения, а иногда и вид учебного заведения такому ребенку крайне сложно, так как это приводит к нарушению психологического климата в школе, от этого страдают учителя и учащиеся;

- повысить уровень подготовки учителей работающих с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, так как помощь учащимся, которые отстают в учении требует дополнительной работы учителя, разработки различных способов опираясь на различные методы коррекции в специальной педагогике;

- повысить работу специалистов ПМПК в пропаганде необходимых медицинских, психологических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения;

- применение современных информационных и компьютерных технологий в обучении;

- необходимо уделить особое внимание и разработать систему помощи для социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке их к семейной жизни и жизни в обществе, созданию условий для получения профессионального образования.

На сегодняшний день контингент школы надомного обучения изучен недостаточно. В нормативной базе неясность по вопросам содержания образовательной деятельности. Грядущая реформа в образовании учла только интересы массовых общеобразовательных школ, школы надомного обучения и коррекционные школы остались за бортом. По экономическим расчетам учителя этих учебных заведений после очередного отпуска останутся без зарплаты, классы, группы, надомники будут формироваться в зависимости от того сколько денег выделил Департамент образования на обучение этих детей в школе, а не от медико-психолого-педагогического сопровождения этих учащихся, которых с каждым годом становится все больше и больше. Этим ребятам требуется индивидуальный, дифференцированный подход к обучению и воспитанию. В дальнейшем из них могут выйти неплохие специалисты необходимые стране.

Для эффективного старта дистанционно-надомного обучения необходимо решить вопрос кадрового и программного обеспечения, в кратчайшие сроки разработать, согласовать и утвердить нормативно-документальное обеспечение, решить организационные и коррекционно-педагогические задачи в отношении образовательного контента. Должна быть разработана и апробирована модель дистанционного обучения инвалидов применительно к нашим, казахстанским условиям, где скорости прохождения сигнала недостаточно высоки для ведения занятий в режиме «он-лайн». В случаях если обучающийся на дому способен обучаться дистанционно, то тогда тех-

ника, установленная на дому, и будет использоваться как технологический элемент дистанционного обучения. Момент включения ребенка-инвалида в процесс дистанционного обучения регламентируется Приказом МОН № 326 от 25 июля 2011 г «О внесении изменений и дополнений в Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 169 «Об утверждении правил организации учебного процесса по дистанционным технологиям». «Включая» обучаемого с ограниченными возможностями в дистанционное обучение, необходимо помнить, что обучаемый лишен социального общения не только со сверстниками, но и со взрослыми. Как следствие этого, оказывается совершенно неподготовлен к жизни во взрослом сообществе.

Поэтому необходимо включать в процесс дистанционного обучения элементы групповой работы, «виртуального коллектива», с возможностями визуального и вербального общения, однако, недопустимо полностью подменять живое общение с учителем исключительно дистанционным общением.

Национальный Центр коррекционной педагогики обещает и обеспечивает методическую поддержку учителям, использующим развивающие комплексы. Планируется проведение курсов повышения квалификации специалистов Областных ИПК, курирующих надомное обучение инвалидов.

Социальные педагоги и детские психологи давно доказали, что обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Разделяют мнение ученых и родители детей-инвалидов.

В надомном обучении необходимо выстроить такую среду, в которой обучаемый имеет возможность постоянно повышать свой образовательный и личностный потенциал.

Главным преимуществом российских школ надомного обучения является разнообразие форм обучения: классно - урочная (при наличии 8 человек одного класса), групповая (до 4 человек), индивидуальная. Соответственно групповые и классно-урочные формы обучения решают ряд проблем психологического характера, связанных с проблемами социализации обучаемых на домашнем обучении.

Исходя из выше сказанного очевидно, что процесс дистанционно-надомного обучения должен включать неклассические формы организации учебного процесса, с применением новых информационных технологий и интеграцией в курс обучения новшеств ИКТ.

В качестве средств обучения можно использовать видеоконференции с возможностью, не выходя из дома, попасть в «виртуальный класс». В нем обучающиеся имеют возможность видеть и слышать учителя и своих «одноклассников», активно учувствовать в ходе урока. Так же огромным плюсом является возможность организации парных и групповых форм работы, организация интерактивных дебатов и т.д. что раньше трудно было представить.

Такие формы организации учебного процесса способствуют значительному повышению коммуникативных и информационных компетенций, социализации обучающихся.

Список литературы:

1. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. -СПб.: Корифей, 2001. - 170 с.

2. Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. - М.: Союз, 2005. - 192 с.

3. Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко, В.П. Колмогоров // Право и образование. - 2000. - № 1 (2). - С. 42-54.

4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006.

5. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. - Уфа, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.