Научная статья на тему 'Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе'

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4471
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUOUS FORMATION / THE RESOURCE CENTER / REMOTE TRAINING AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Вячеслав Николаевич, Никитина Маргарита Ивановна, Кобрина Лариса Михайловна, Логинова Екатерина Тофиковна

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего с одной стороны, дифференцированный подход к обучению и воспитанию, а с другой -систематизировать процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов Вячеслав Николаевич, Никитина Маргарита Ивановна, Кобрина Лариса Михайловна, Логинова Екатерина Тофиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote training of children with the limited possibilities of health as the innovative form of formation in region

In article questions of the organization of remote training of children with the limited possibilities of the health allowing on the one hand, the differentiated approach to training and education are considered, and with another to systematize process

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе»

УДК 37:316.4.063.3

В. Н. Скворцов, М. И.Никитина, Л. М. Кобрина, Е.Т. Логинова

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего с одной стороны, дифференцированный подход к обучению и воспитанию, а с другой -систематизировать процесс

In article questions of the organization of remote training of children with the limited possibilities of the health allowing on the one hand, the differentiated approach to training and education are considered, and with another - to systematize process

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, специальное образование, непрерывное образование, ресурсный центр, дистанционное обучение и воспитание

Key words: children with the limited possibilities of health, vocational education, continuous formation, the resource center, remote training and education

Обновление системы образования России привело к разработке основ педагогической инноватики. Понятие «инновация»1 рассматривается учеными в узком и широком значении слова. Узкое толкование термина «инновация» обозначает новшество, реформирование, нововведение, то есть внесение в систему образования кардинальных изменений - новых обучающих систем, раскрытие новых педагогических законов, явлений, закономерностей [1; 3]. В широком значении термин «инновация» предполагает всякое изменение, в том числе в образовании, к примеру, введение нового содержания обучения, применение новых методов и форм. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [4].

Инновационные процессы - ведущая и необходимая тенденция развития специального образования на современном этапе развития общества. Новые потребности общества, новые задачи коррекционных учреждений обусловливают необходимость исследования путей и средств совершенствования образовательных и воспитательных систем в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная система определяется учеными как совокупность факторов, специально созданных для реализации социальных функций образования. В нее включаются такие компоненты, как контингент уча-

1 Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. от лат. innovato - обновление, улучшение

щихся, сеть образовательных учреждений, государственный стандарт, образовательные программы, кадровое и методическое обеспечение образовательного процесса, сотрудничество школы с другими социальными системами (культурой, здравоохранением, социальным обеспечением), управление образовательными учреждениями. Каждый из выделенных компонентов образовательной системы присутствует в системе специального образования.

В течение многих десятков лет в России существовали единые для всех регионов типы образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе одним из направлений развития образовательной системы для детей с ограниченными возможностями здоровья является ее диверсификация -создание разных типов учреждений по профилю, формам организации и содержанию образования, по темпам обучения.

Российская система специального образования - открытая социально-педагогическая система, призванная социализировать детей с ограниченными возможностями здоровья, она позволяет создавать особую среду в специальном образовательном учреждении, содействуя интеграции детей в свободном социуме.

Сегодня в России, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей с проблемами в развитии, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу. За последние годы отмечается тенденция к увеличению как абсолютного, так и относительного показателя инвалидности. Наблюдается также негативная тенденция в структуре контингента детей данной категории.

Это свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы, обеспечивающей социальную интеграцию детей с проблемами в развитии. При этом процесс интеграции необходимо понимать не только как совместный процесс обучения в школе, институте, колледже, а непрерывный единый процесс жизнедеятельности в единой социальной среде.

После ратификации многочисленных международных конвенций и деклараций в области прав человека (в том числе прав ребенка, прав инвалидов), отмечает Н.Н. Малофеев, российское государство закономерно берет курс на реформирование системы специального образования [14].

Система специального образования нового типа предлагает ряд принципиальных положений:

- выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи ребенку и его семье должно быть ранним;

- разрыв между началом целенаправленного обучения и моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка должен быть максимально сокращен;

- ребенок не объект воздействия взрослого, а равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества и сотворчества;

- должен быть создан специализированный стандарт образования, сочетающий общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции детей с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе;

- необходима разработка и внедрение комплекса специальных задач обучения;

- должны быть построены необходимые «обходные пути» обучения;

- в работе необходимо использовать специфические методы, приемы в разработке средств обучения;

- необходима особая организация образовательной среды;

- обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и их целенаправленная подготовка силами специалистов;

- важна свобода выбора форм организации образования.

Важно понимать принципиальную позицию большинства ученых, утверждающих необходимость включения всех реально работающих элементов систем специального образования в структуру системы непрерывного образования, согласно положениям которой каждый член общества в равной степени может и является равноправным потребителем образовательных услуг и равноправным участником образовательного процесса во всех его проявлениях.

Дистанционное обучение является сегодня достаточно свободной формой образования, в том смысле, что является доступным в плане реализации некоторых его идей в городах, районах и структурах, обладающих достаточной материально-технической базой, а, кроме того, свободным от программ, планов, стандартов и специальных условий ввиду неразработанности всего этого.

Дистанционное обучение сегодня - это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан в области образования, реально позволяющая получать образование представителям самой уязвимой категории населения - детям-инвалидам.

Дистанционное обучение - особая форма специального образования детей-инвалидов, предполагающая существенные изменения подходов, организации и структуры системы общего и специального образования в Ленинградской области. Изменение состоит в создании электронной удаленной адаптированной системы социализации, образования, воспитания и развития всех детей Ленинградской области, независимо от их психофизического состояния и уровня развития.

Данная форма образования позволяет ученикам обучаться в школе по месту жительства, одновременно взаимодействуя с удаленной учебноразвивающей средой и информационными образовательными ресурсами. Кроме педагога (тьютора) надомного обучения с учеником работает удаленный консультант-дефектолог, коррекционный педагог, специаль-

ный психолог. Консультант-дефектолог осуществляет информационную адаптацию, виртуально-реальную социализацию, коррекционноразвивающее обучение, психолого-педагогическое сопровождение, направленное, в том числе, и на восполнение пробелов в знаниях по программе обучения.

Дистанционное обучение организуется в условиях создания ресурсного центра, структуры, обеспечивающей содержательную сторону удаленного учебного процесса, методическое сопровождение деятельности каждого учителя, психолого-педагогическое сопровождение и сохранение здоровья учащихся, коррекционно-развивающую работу, досуговую деятельность. Кроме того, ресурсный центр отвечает за наполнение учебновоспитательного процесса, осуществляет его контроль, следит за технической стороной вопроса.

Первоначально основная дистанционно-образовательная работа сочетается с параллельной подготовкой специалистов на местах, с курсами повышения квалификации, с переподготовкой, с консультациями и обучающими семинарами для педагогов и родителей. Для этого комплектуются группы педагогов-тьюторов, специалистов районных центров информационных технологий, родителей, составляются обучающие программы, образовательные проекты. Специалисты ресурсного центра разрабатывают и внедряют виртуальные электронные учебники, методические пособия, тетради ученика по предметам, наглядные, учебные пособия для учителя и родителей.

В дальнейшем ресурсный центр оставляет за собой научнометодический, содержательный и контрольно-консультативный процессы, передав полномочия дистанционного учителя педагогам на местах.

Единая информационная образовательная сеть, созданная специалистами ресурсного центра, предоставляет возможность самостоятельного выхода в интернет, наличие педагогов, владеющих методиками дистанционного обучения, способствует решению проблемы обучения детей-инвалидов, и, кроме того, осуществлению на практике индивидуального подхода к удовлетворению интеллектуальных потребностей учащихся. Дистанционное обучение позволит расширить информационные рамки учебного содержания, повысить качество образовательных услуг при минимальных затратах. Дистанционное обучение - это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан в области образования, реально позволяющая получать образование представителям самой уязвимой категории населения - детям-инвалидам.

Однако, необходимо учитывать опасность применения, внедрения дистанционного обучения в тех случаях и для тех категорий граждан, которые требуют особого подхода и специальных условий обучения.

Широко распространяя идею дистанционного обучения мы рискуем создать ситуацию еще большей депривации некоторых категорий граждан, могущих и желающих получать специальную педагогическую по-

мощь, но вынужденных оставаться дома ввиду особенностей психомоторной сферы. Некоторое время тому назад мы пропагандировали создание специальных педагогических условий в учреждениях общего и/или специального образования по месту жительства данной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее же время эти идеи забыты или успешно забываются в связи с широким распространением идеи дистанционного обучения. Оставляя же детей с ограниченными возможностями здоровья дома, даже, создавая прекрасные технические возможности для виртуальной жизни, включающей и элементы образования тоже, мы рискуем запереть их еще больше, так и не дав возможности проявления самостоятельности в среде здоровых сограждан.

Тем не менее, необходимо остановиться на следующих положительных моментах, связанных с внедрением процесса дистанционного обучения, как наиболее приемлемой формы реализации Концепции непрерывного образования в регионе.

Новизна дистанционного обучения состоит в следующем:

- ориентированность на возможности удаленного обучения, развития и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих школу из-за медицинских ограничений;

- использование современных технологий и инноваций при решении проблем обучения, воспитания и развития детей;

- направленность мероприятий дистанционного обучения на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами, разработанными специалистами ресурсного центра.

В рамках организации дистанционной образовательной системы в структуре системы специального образования Ленинградской области нами разработана и обоснована модель дистанционного обучения, воспитания, всего коррекционно-развивающего процесса.

Разработанная модель дистанционного обучения включает в себя следующие структурные компоненты:

• особенности дистанционного обучения;

• цель;

• принципы;

• способы организации дистанционного обучения;

• этапы деятельности;

• содержание деятельности ресурсного центра;

• условия учебно-методического обеспечения;

• содержание учебно-методического обеспечения;

• техническую поддержку деятельности.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное обучение предоставляет возможность обучаться, выбирая не только место и темп обучения, но и время, что важно при соблюдении курса лечения с частой госпитализацией детей-инвалидов. Также каждому ребенку предоставляется возможность осваивать общеобразовательные про-

граммы по индивидуальному учебному плану или обучаться по программам специальных школ, отвечающих личным потребностям и диагнозу.

Организация дистанционного обучения детей предполагает несколько последовательных этапов: подготовительный этап, включающий разработку, апробацию и внедрение; основной - этап непосредственного применения системы дистанционного обучения заключительный этап, включающий контрольно-оценочные мероприятия.

Характерными особенностями дистанционного обучения являются:

- модульность, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний (возможность создать емкий, предельно точный модуль, овладение которым займет минимальное количество времени, вызовет интерес ребенка к самостоятельной деятельности в свободное время);

- личностно-ориентированный подход к учащемуся (отсутствие урочных и временных ограничений, возможность работать вне расписания, используя сохранный потенциал каждого учащегося; возможность удаленного общения в ситуации, когда ребенок стесняется своих недостатков и не согласен общаться в реальности вне семьи);

- технологичность, когда используются различные методы, формы и средства взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний;

- интерактивность, что полностью соответствует необходимым и достаточным средствам для обучения детей-инвалидов.

Таким образом, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в системе специального образования при взаимодействии с общим образованием, службами психо-лого-медико-педагогического сопровождения, районными центрами информационных технологий имеет ряд преимуществ:

• эффективность - проявляется в улучшении соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение;

• гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения в соответствии с условиями жизни, психофизиологическими и индивидуально-типологическими особенностям детей-инвалидов;

• модульность - возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, следовать индивидуальному коррекционнообразовательному маршруту, отвечающему личным потребностям, а также возможностям в соответствии с первичными и вторичными нарушениями;

• параллельность - возможность обучения одновременно с усвоением базовой программы и коррекцией нарушения развития

• новизну - использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа систе-

мах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу ребенка-инвалида;

• новую роль преподавателя выполняет тьютор-консультант.

• новая роль обучаемого - самоорганизация и самоконтроль учебного процесса.

Список литературы

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. http://www.labrate.ru/articles/azgaldov-

kostin_doklad_2009-2_about-innovation.htm

2. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе специального образования / Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова // Международная науч.-практ. конф. «Формирование социокультурных компетенций в непрерывном образовательном процессе»: сб. науч. статей. ФИРО., МИЭПП. - М.: Изд- во МГОУ, 2009. - С. 233-238.

3. Азгальдов Г. Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия //Экономические стратегии, 2008, № 2.

4. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе образования Ленинградской области / Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова. Равные возможности - новые перспективы.- М.: ГОУ ВПО МгПУ, 2010.

5. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как форма реализации концепции непрерывного образования в регионе. / М.Ю. Данилкина, Е.Т. Логинова // Специальное образование: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 8-9 апр. 2010 г., г. Минск / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка - Минск: БгПУ, 2010. С. 96-99.

6. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как форма инклюзивного образования / Л.М. Кобрина // инновации и традиции науки и образования: материалы Всерос. науч.-метод. конф. Ч. 5 / под общ. ред. С.В. Лесникова. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, 2010. С. 50-60.

7. Скворцов В.А. Реализация региональной концепции непрерывного образования средствами дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вест. ЛГУ им. А. С. Пушкина / В.Н. Скворцов, М.Ю. Данилкина, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова. Науч. журн. - № 2. - Т. 3. Педагогика. - С. 5-15.

8. Скворцов В.Н. Основные задачи системы непрерывного профессионального образования в контексте устойчивого общественного развития (региональный аспект) // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: материалы докл. 4-й междунар. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова. - СПб.: Петрополис, 2006. - С. 231-237.

9. Скворцов В.Н. Профессиональное образование как фактор социальноэкономического развития региона // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова.; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. - Т. 7 (доп. вып.). - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. - С. 8-22.

10. Гендин А.М. Социокультурные аспекты функционирования педагогических кадров в системе специального образования / А. М. Гендин,

А. А. Дмитриев, М. И. Сергеев. - М., Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2004.

11. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы.

Поиски. Подходы // Дефектология. - 1994. - № 5.

12. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в

специальной школе // Дефектология. - 1994. - № 6.

13. Мазуренко С. Инновации - это симбиоз государственной политики и

рыночных отношений // Известия, 03.12.2008.

14. Малофеев Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко. - М., 2001.

15. Милославский И.Г. http://www.inauka.ru/education/article92760.html

16. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов /

Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - М.: Дрофа, 2008.

17. Шумпетер Й. История экономического анализа в 3 тт. - СПб.: Экономическая школа, 2004.

18. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / пре-дисл. и общ. ред. В. С. Автономова. - М.: Экономика, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.