Научная статья на тему 'Инновационное образование детей с особыми образовательными потребностями'

Инновационное образование детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЙ УРОК / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЗНАЧИМОСТЬ / COMPUTER LESSON / LEARNING TECHNOLOGIES / THE SIGNIFICANCE OF THE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миллер Н. И.

В этой статье рассмотрены резервы продуктивного сотрудничества учителя с учащимися ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты проблемы детей с заболеванием ДЦП, обучающихся на надомном обучении и решения образовательных задач с помощью инновационных технологий обучения с применением компьютера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное образование детей с особыми образовательными потребностями»

Миллер Н. И.

Учитель начальных классов

КГКС (К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа III-IV» филиал в городе Рубцовске, РФ

В этой статье рассмотрены резервы продуктивного сотрудничества учителя с учащимися ограниченными возможностями здоровья.

Раскрыты проблемы детей с заболеванием ДЦП, обучающихся на надомном обучении и решения образовательных задач с помощью инновационных технологий обучения с применением компьютера.

Ключевые слова: компьютерный урок, технологии обучения, значимость.

Keywords : computer lesson , learning technologies ,the significance of the.

Выбор инновационных технологий обучения с применением компьютера возник не случайно. Рассмотрев особенности развития детей с заболеванием ДЦП и многогранность технологий обучения, которые при использовании компьютера приобретают значимость и необходимость в образовательном процессе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, помогают им развиваться и корректировать недостатки в развитии. Проанализировав все аспекты решения проблемы, возникающие на каком либо этапе работы с детьми ограниченными возможностями здоровья с заболеванием ДЦП. Компьютерный урок стал при этом как вспомогательный ресурс недостающего чего-то, что бы образовалась единое, целостное, гармоничное, разнообразное и

запоминающееся, что бы на уроке ребенок не чувствовал себя ограниченным, а мог продуктивно работать и достигать цели, учиться самостоятельно реализовать свои возможности.

Ведущими в клинике заболевания (ДЦП) детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сопряженные с психическими и речевыми расстройствами и функциями анализаторных систем, судорожными припадками.

Поэтому специальное надомное обучение детей с ДЦП должно строиться с учетом психофизических особенностей. Каждый урок нацелен на коррекцию высших психических функции, развитие и координирование систем межанализаторных связей, опираясь при этом на все сохранные анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического.

Можно выделить большое количество детей заболеванием ДЦП с различной структурой двигательных нарушений, каждая из которых нуждается в специальных образовательных условиях, с рекомендациями на надомное обучение и применением особого режима труда, различных методов и приемов коррекции, наличия разного оборудования.

Выбирая технологию обучения для детей с двигательными нарушениями находящихся на надомном обучении, необходимо определить, что даст

инновация детям, в чем оно улучшит развитие учеников, да и педагогу чем будет полезна.

Для этого нужно провести педагогическое диагностирование:

-поставить цель и задачи;

-спроектировать взаимодействие ученик учитель между собой и в контексте со средствами обучения и воспитания;

-проанализировать возможность результата и эффективности образовательного процесса, коррекционной работы в данном направлении.

Специфика компьютерного урока такова, что отнести его к строго определенной группе по тенденции развития образовательных технологий нельзя. Необходимо при этом рассматривать используемые программы и технологии обучения, это могут быть технологии: программно-целевого

управления познавательным процессом, свободного воспитания при организации надомного или индивидуального обучения и даже психогенные «двадцать пятого кадра». Проблематично, реализовать технологии «воспитания в процессе

жизни».

Важно определить, кто будет выполнять на уроке функции учитель, ученик или ПК: источника информации, передатчика информации, аналитика и комментатора, оценивать усвоение материала и уровень развития учащегося.

Проектируя компьютерный урок необходимо определить время и форму его использования, место «включения» в методическую структуру.

Компьютерный урок имеет свои достоинства: осуществляет обратную связь между всеми участниками педагогического процесса и собирает в единое целое все его компоненты, при индивидуальном обучении освобождает от субъективности оценок, помогает самообразованию, делает учебный материал более доступным, способствует решению многих дидактических задач.

Но при этом необходимо знать и исключить недостатки компьютерных уроков: жесткое фиксирование материала, слабое использование методических и личностных возможностей учителя.

При выборе программной продукции для компьютерного урока, целесообразно изучение средств, создающих среду, с которой придется работать педагогу и ученику. Прежде всего, это должны быть программы не только обучающие, но и развивающие. К таким программам относят советы, рекомендации по самому широкому кругу вопросов: как писать сочинение, решить задачу, заучивать стихи, разработать свой режим дня, провести диагностику самого себя. С такими программами можно проводить и классные занятия, и внеклассные, освобождая себя и детей от многократного повторения одних и тех же прописных истин, помогая им осваивать технологии самообучения.

Программы второго порядка решают проблемы, основой в которых является расширение кругозора детей:

-иллюстрирующие явления, события, факты;

-словарно-справочную информацию;

-кратко изложенные тексты изучаемых произведений.

Приоритет программ второго порядка для педагога состоит в том, что обеспечивает на уроке большую наглядность и доказательность, информационную оснащенность, а так же приводит образец выполнения, какого либо задания на конкретном материале. Особенно это помогает в работе со слабо развитыми детьми.

Компьютерная среда формируется так же и специальными развивающими программами, с помощью которых можно скорректировать, реабилитировать, адаптировать процесс интеллектуального развития учащихся. К таким программам относят занятия по курсу логике, тренингу памяти, технологии развития техники чтения.

В программах более сложного вида дети могут овладеть рациональными приемами умственной деятельности, это могут быть программы в форме развивающих игр, что оказывает большое подспорье к поддержанию интереса какой либо темы урока, не вызывают утомляемость, хорошо запоминаются.

Эти программы обеспечивают процесс обучения на уроке и в не учебное время. По содержанию они могут быть первично информирующими объяснительными, иллюстрирующие. По технологии научно изложенные, игровые, занимательные программы.

Одними из наиболее распространенных, являются обучающие программы: текстовый, графический и музыкальный редакторы.

Текстовый редактор «учит» грамотно писать, работать над текстом доводя его до совершенства. Особенно это стало актуально для детей с двигательными нарушениями, к которым относятся и дети с заболеванием ДЦП. Благодаря таким программам они могут письменно излагать свои мысли или грамотно откорректировать свой текст.

Проблемы, возникающие перед учащимися с двигательными нарушениями, при самостоятельном использовании компьютера, в основном связаны с использованием клавиатуры и мыши для осуществления процесса набора текста. Преодолеть трудности ввода информации (посредством клавиатуры) детям с двигательными нарушениями помогут:

-пластмассовые или металлические накладки, которые размещаются поверх стандартной клавиатуры и делают доступ к кнопкам более простым;

- возможности, заложенные в программе Access Windows, позволяют настроить функции клавиатуры и вести контроль над временем отклика и повторением команды, управлять комбинацией кнопок, ответственных за специальные команды и функции, управлять курсором мыши посредством цифровой клавиатуры;

- увеличение клавиатуры, то есть уменьшение количества кнопок, увеличение их размера способствует более легкому выбору и точности движений;

- уменьшение клавиатуры, то есть маленькие по размеру и близко расположенные кнопки клавиатуры используются в тех случаях, когда

пользователь не может осуществлять большие по объему движения и быстро утомляется;

-сенсорные клавиатуры это устройство имеет специальную поверхность, чувствительную к нажатиям и прикосновениям, которая, поделена на программируемые области;

-виртуальная клавиатура воспроизведена на экране монитора и может управляться с помощью мыши или технологии просмотра;

-использование голосовой команды, данная технология предоставляет возможность как управления функциями операционной системы, так и ввода текста с помощью голоса.

Специальные методы программного обеспечения для детей, имеющие двигательные нарушения, позволяют использовать сокращения, дописывать слова и предсказывать фразы, исходя из начальных букв и грамматической формы предыдущих слов. Написание целого слова или фразы может быть осуществлено нажатием нескольких кнопок, что позволяет увеличить темп набора текста в целях экономии времени и предупреждения утомления.

Есть устройства, которые предназначены для облегчения манипуляций для детей с двигательными нарушениями: манипулятор трекбол, сенсорная панель, джойстик, электронные позиционирующие устройства, сенсорный экран.

Правильный подбор вспомогательных технологических устройств, обеспечивает ученику с двигательными нарушениями доступ к персональному компьютеру, к использованию различных средств, программного обеспечения, в зависимости от целей учебной деятельности.

Применение технического программного обеспечения графического редактора, специально разработанное для пользователей имеющие двигательные нарушения, позволяет обучать конструированию геометрических фигур, разработке схем, графиков, чертежей. Это помощь в обучении разным дисциплинам, включая все виды творчества по конструированию одежды, обуви, причесок, мебели и многое другое.

Музыкальный редактор поможет познакомиться с миром музыки и освоить музыкальную грамоту, делать записи собственных сочинений и заставки к любым другим программам.

В некоторых случаях использование вспомогательных технологий позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в учебном процессе наравне со сверстниками, у которых нет подобных проблем.

Необходимо учесть рекомендуемые показатели для применения компьютера в работе с детьми имеющие двигательные нарушения:

- нормальное умственное развитие или имеет незначительные нарушения интеллекта;

- хотя бы одна рука способна к различным двигательным функциям.

Показатели, препятствующие применению компьютера детям имеющие

двигательные нарушения:

-значительно сниженный интеллект;

-в анамнезе приступы судорожных припадков;

-прогрессирующее нарушение зрения или слуха;

- дефекты произношения речи или ее грубое недоразвитие;

- полное отсутствие функции рук.

Технология компьютерного урока помогает ускорить, скорректировать, восстановить (реабилитировать) продуктивность урока при этом адаптировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в опорнодвигательном аппарате к рациональным приемам умственной деятельности, а вспомогательные технологии во многих случаях способны компенсировать функциональные ограничения.

Список литературы:

Статьи из журналов и сборников

1. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения-М.: Народное образование,2000.

2. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике.-Екатеринбург, 1994.

3. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. -Москва «Сентябрь»,2004 .

4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В.Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.

5. Зотов Ю.Б. Организация современного урока.-М:Просвещение,1984.

6. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа. 2000.

7. Степанова, М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Нар образование. — 2003. — № 2. — С. 145—151.

8. Степанова, М. И. Ребенок и компьютер глазами медика // Биология в шк. — 2002. — № 7. — С. 21—24.

9Степанова, Н. Гимнастика за компьютером // Знание — сила. — 1996. — №

5.— С. 140—141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.