Миллер Н. И.
Учитель начальных классов
КГКС (К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа III-IV» филиал в городе Рубцовске, РФ
№
В этой статье рассмотрены резервы продуктивного сотрудничества учителя с учащимися ограниченными возможностями здоровья.
Раскрыты проблемы детей с заболеванием ДЦП, обучающихся на надомном обучении и решения образовательных задач с помощью инновационных технологий обучения с применением компьютера.
Ключевые слова: компьютерный урок, технологии обучения, значимость.
Keywords : computer lesson , learning technologies ,the significance of the.
Выбор инновационных технологий обучения с применением компьютера возник не случайно. Рассмотрев особенности развития детей с заболеванием ДЦП и многогранность технологий обучения, которые при использовании компьютера приобретают значимость и необходимость в образовательном процессе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, помогают им развиваться и корректировать недостатки в развитии. Проанализировав все аспекты решения проблемы, возникающие на каком либо этапе работы с детьми ограниченными возможностями здоровья с заболеванием ДЦП. Компьютерный урок стал при этом как вспомогательный ресурс недостающего чего-то, что бы образовалась единое, целостное, гармоничное, разнообразное и
запоминающееся, что бы на уроке ребенок не чувствовал себя ограниченным, а мог продуктивно работать и достигать цели, учиться самостоятельно реализовать свои возможности.
Ведущими в клинике заболевания (ДЦП) детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сопряженные с психическими и речевыми расстройствами и функциями анализаторных систем, судорожными припадками.
Поэтому специальное надомное обучение детей с ДЦП должно строиться с учетом психофизических особенностей. Каждый урок нацелен на коррекцию высших психических функции, развитие и координирование систем межанализаторных связей, опираясь при этом на все сохранные анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического.
Можно выделить большое количество детей заболеванием ДЦП с различной структурой двигательных нарушений, каждая из которых нуждается в специальных образовательных условиях, с рекомендациями на надомное обучение и применением особого режима труда, различных методов и приемов коррекции, наличия разного оборудования.
Выбирая технологию обучения для детей с двигательными нарушениями находящихся на надомном обучении, необходимо определить, что даст
инновация детям, в чем оно улучшит развитие учеников, да и педагогу чем будет полезна.
Для этого нужно провести педагогическое диагностирование:
-поставить цель и задачи;
-спроектировать взаимодействие ученик учитель между собой и в контексте со средствами обучения и воспитания;
-проанализировать возможность результата и эффективности образовательного процесса, коррекционной работы в данном направлении.
Специфика компьютерного урока такова, что отнести его к строго определенной группе по тенденции развития образовательных технологий нельзя. Необходимо при этом рассматривать используемые программы и технологии обучения, это могут быть технологии: программно-целевого
управления познавательным процессом, свободного воспитания при организации надомного или индивидуального обучения и даже психогенные «двадцать пятого кадра». Проблематично, реализовать технологии «воспитания в процессе
жизни».
Важно определить, кто будет выполнять на уроке функции учитель, ученик или ПК: источника информации, передатчика информации, аналитика и комментатора, оценивать усвоение материала и уровень развития учащегося.
Проектируя компьютерный урок необходимо определить время и форму его использования, место «включения» в методическую структуру.
Компьютерный урок имеет свои достоинства: осуществляет обратную связь между всеми участниками педагогического процесса и собирает в единое целое все его компоненты, при индивидуальном обучении освобождает от субъективности оценок, помогает самообразованию, делает учебный материал более доступным, способствует решению многих дидактических задач.
Но при этом необходимо знать и исключить недостатки компьютерных уроков: жесткое фиксирование материала, слабое использование методических и личностных возможностей учителя.
При выборе программной продукции для компьютерного урока, целесообразно изучение средств, создающих среду, с которой придется работать педагогу и ученику. Прежде всего, это должны быть программы не только обучающие, но и развивающие. К таким программам относят советы, рекомендации по самому широкому кругу вопросов: как писать сочинение, решить задачу, заучивать стихи, разработать свой режим дня, провести диагностику самого себя. С такими программами можно проводить и классные занятия, и внеклассные, освобождая себя и детей от многократного повторения одних и тех же прописных истин, помогая им осваивать технологии самообучения.
Программы второго порядка решают проблемы, основой в которых является расширение кругозора детей:
-иллюстрирующие явления, события, факты;
-словарно-справочную информацию;
-кратко изложенные тексты изучаемых произведений.
Приоритет программ второго порядка для педагога состоит в том, что обеспечивает на уроке большую наглядность и доказательность, информационную оснащенность, а так же приводит образец выполнения, какого либо задания на конкретном материале. Особенно это помогает в работе со слабо развитыми детьми.
Компьютерная среда формируется так же и специальными развивающими программами, с помощью которых можно скорректировать, реабилитировать, адаптировать процесс интеллектуального развития учащихся. К таким программам относят занятия по курсу логике, тренингу памяти, технологии развития техники чтения.
В программах более сложного вида дети могут овладеть рациональными приемами умственной деятельности, это могут быть программы в форме развивающих игр, что оказывает большое подспорье к поддержанию интереса какой либо темы урока, не вызывают утомляемость, хорошо запоминаются.
Эти программы обеспечивают процесс обучения на уроке и в не учебное время. По содержанию они могут быть первично информирующими объяснительными, иллюстрирующие. По технологии научно изложенные, игровые, занимательные программы.
Одними из наиболее распространенных, являются обучающие программы: текстовый, графический и музыкальный редакторы.
Текстовый редактор «учит» грамотно писать, работать над текстом доводя его до совершенства. Особенно это стало актуально для детей с двигательными нарушениями, к которым относятся и дети с заболеванием ДЦП. Благодаря таким программам они могут письменно излагать свои мысли или грамотно откорректировать свой текст.
Проблемы, возникающие перед учащимися с двигательными нарушениями, при самостоятельном использовании компьютера, в основном связаны с использованием клавиатуры и мыши для осуществления процесса набора текста. Преодолеть трудности ввода информации (посредством клавиатуры) детям с двигательными нарушениями помогут:
-пластмассовые или металлические накладки, которые размещаются поверх стандартной клавиатуры и делают доступ к кнопкам более простым;
- возможности, заложенные в программе Access Windows, позволяют настроить функции клавиатуры и вести контроль над временем отклика и повторением команды, управлять комбинацией кнопок, ответственных за специальные команды и функции, управлять курсором мыши посредством цифровой клавиатуры;
- увеличение клавиатуры, то есть уменьшение количества кнопок, увеличение их размера способствует более легкому выбору и точности движений;
- уменьшение клавиатуры, то есть маленькие по размеру и близко расположенные кнопки клавиатуры используются в тех случаях, когда
пользователь не может осуществлять большие по объему движения и быстро утомляется;
-сенсорные клавиатуры это устройство имеет специальную поверхность, чувствительную к нажатиям и прикосновениям, которая, поделена на программируемые области;
-виртуальная клавиатура воспроизведена на экране монитора и может управляться с помощью мыши или технологии просмотра;
-использование голосовой команды, данная технология предоставляет возможность как управления функциями операционной системы, так и ввода текста с помощью голоса.
Специальные методы программного обеспечения для детей, имеющие двигательные нарушения, позволяют использовать сокращения, дописывать слова и предсказывать фразы, исходя из начальных букв и грамматической формы предыдущих слов. Написание целого слова или фразы может быть осуществлено нажатием нескольких кнопок, что позволяет увеличить темп набора текста в целях экономии времени и предупреждения утомления.
Есть устройства, которые предназначены для облегчения манипуляций для детей с двигательными нарушениями: манипулятор трекбол, сенсорная панель, джойстик, электронные позиционирующие устройства, сенсорный экран.
Правильный подбор вспомогательных технологических устройств, обеспечивает ученику с двигательными нарушениями доступ к персональному компьютеру, к использованию различных средств, программного обеспечения, в зависимости от целей учебной деятельности.
Применение технического программного обеспечения графического редактора, специально разработанное для пользователей имеющие двигательные нарушения, позволяет обучать конструированию геометрических фигур, разработке схем, графиков, чертежей. Это помощь в обучении разным дисциплинам, включая все виды творчества по конструированию одежды, обуви, причесок, мебели и многое другое.
Музыкальный редактор поможет познакомиться с миром музыки и освоить музыкальную грамоту, делать записи собственных сочинений и заставки к любым другим программам.
В некоторых случаях использование вспомогательных технологий позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в учебном процессе наравне со сверстниками, у которых нет подобных проблем.
Необходимо учесть рекомендуемые показатели для применения компьютера в работе с детьми имеющие двигательные нарушения:
- нормальное умственное развитие или имеет незначительные нарушения интеллекта;
- хотя бы одна рука способна к различным двигательным функциям.
Показатели, препятствующие применению компьютера детям имеющие
двигательные нарушения:
-значительно сниженный интеллект;
-в анамнезе приступы судорожных припадков;
-прогрессирующее нарушение зрения или слуха;
- дефекты произношения речи или ее грубое недоразвитие;
- полное отсутствие функции рук.
Технология компьютерного урока помогает ускорить, скорректировать, восстановить (реабилитировать) продуктивность урока при этом адаптировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в опорнодвигательном аппарате к рациональным приемам умственной деятельности, а вспомогательные технологии во многих случаях способны компенсировать функциональные ограничения.
Список литературы:
Статьи из журналов и сборников
1. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения-М.: Народное образование,2000.
2. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике.-Екатеринбург, 1994.
3. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. -Москва «Сентябрь»,2004 .
4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В.Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.
5. Зотов Ю.Б. Организация современного урока.-М:Просвещение,1984.
6. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа. 2000.
7. Степанова, М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Нар образование. — 2003. — № 2. — С. 145—151.
8. Степанова, М. И. Ребенок и компьютер глазами медика // Биология в шк. — 2002. — № 7. — С. 21—24.
9Степанова, Н. Гимнастика за компьютером // Знание — сила. — 1996. — №
5.— С. 140—141.