Научная статья на тему 'Использование ассистивных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями'

Использование ассистивных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8512
843
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ASSISTIVE TECHNOLOGY / УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ / TOOLS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / LEARNING DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузни Виктория Александровна

В данной статье раскрывается смысл и преимущества использования ассистивных технологий для детей с особыми образовательными потребностями. В документе рассматриваются различные типы ассистивных технологических устройств, которые разработаны и могут быть использованы для решения задач обучения детей с особыми образовательными потребностями письменному языку, чтению, слушанию, развитию памяти и математике. Указывается на необходимость выбора правильных технологических инструментов для детей с особыми образовательными потребностями с использованием максимально возможных ассистивных технологий, будь то в образовательном учреждении или при домашнем обучении, которое предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах) с целью устранения трудностей в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бузни Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using assistive technologies in teaching children with special educational needs

This paper was written to expose the meaning, benefits, and answer why the use of assistive technology for children with learning disabilities. The paper discussed the various types of assistive technology devices that were designed and used to solve written language, reading, listening, memory and mathematic problems of children with learning disabilities. It pointed out the need for selecting the right technology tools for the children with learning disabilities, to enable achievement of the target goals, and highlighted instructional guides for the classroom teachers, that would make children with learning disabilities benefit maximally from the use of assistive technology tools, whether in the classroom or at home, in order that the technology would make the teaching learning process enjoyable and productive.

Текст научной работы на тему «Использование ассистивных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями»

В какой бы форме не проявлялось творчество (в игре или исполнении) - во всех случаях оно выявляет уровень знания музыкального стиля, творческий замысел ученика, богатство идей, полет и окрыленность фантазии. Умение импровизировать связано с несколькими видами музыкальной деятельности. Это проявление активных действий учеников в творчестве, когда творческое задание становится подготовительным этапом изучения песни. В начале усвоения оно может пробуждать интерес к новому, в ином случае - поможет выделить определенные музыкальные особенности благодаря вариативным заданиям.

В импровизации именно музыкальный язык (средства выразительности) становятся основой музыкального творчества. Часто она служит подготовительным этапом слушания музыки. После чего ученики, вдохновленные музыкой, выполняют творческие задания. В других случаях они уже будут знать, как творчески использовать определенные понятия, средства музыкальной выразительности.

Творчество бывает интуитивным или таким, которое основывается на усвоенных знаниях, то есть осознанным. При выполнении творческих заданий практикант может привлекать учеников к совместной деятельности в музыкальных играх, составлении ребусов, участия в КВН. Творчество обучающегося проявляется в выборе форм организации совместной деятельности учеников.

Выводы. Успешность, эффективность деятельности будущего учителя зависит от понимания форм организации совместной музыкальной деятельности учеников и овладения как можно большим количеством таких форм.

Литература:

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2009. - 672 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Academia, 2005. - 352 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.

4. Рыданова И.И. Основы педагогического общения / И. И. Рыданова. — Минск: Беларуская навука, 1998. - 319 с.

5. Цель российской системы образования - формирование качественного человеческого потенциала [Электронный ресурс]. // «Компетенции успеха» Центр экономического развития и сертификации - ЦЭРС ИНЭС. 2015. - Режим доступа: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=2353

Педагогика

УДК 004.522

кандидат педагогических наук Бузни Виктория Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В данной статье раскрывается смысл и преимущества использования ассистивных технологий для детей с особыми образовательными потребностями. В документе рассматриваются различные типы ассистивных технологических устройств, которые разработаны и могут быть использованы для решения задач обучения детей с особыми образовательными потребностями письменному языку, чтению, слушанию, развитию памяти и математике. Указывается на необходимость выбора правильных технологических инструментов для детей с особыми образовательными потребностями с использованием максимально возможных ассистивных технологий, будь то в образовательном учреждении или при домашнем обучении, которое предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах) с целью устранения трудностей в обучении.

Ключевые слова: ассистивные технологии, умственные способности, инструменты, информационно-коммуникационные технологии.

Annotation. This paper was written to expose the meaning, benefits, and answer why the use of assistive technology for children with learning disabilities. The paper discussed the various types of assistive technology devices that were designed and used to solve written language, reading, listening, memory and mathematic problems of children with learning disabilities. It pointed out the need for selecting the right technology tools for the children with learning disabilities, to enable achievement of the target goals, and highlighted instructional guides for the classroom teachers, that would make children with learning disabilities benefit maximally from the use of assistive technology tools, whether in the classroom or at home, in order that the technology would make the teaching -learning process enjoyable and productive.

Keywords: assistive technology, learning disabilities, tools, information and communication technology.

Введение. В современном мире одной из основных проблем, стоящих перед учителями и другими специалистами, отвечающими социальным, поведенческим, когнитивным и двигательным потребностям детей с ограниченными возможностями обучения в образовательных учреждениях является использование технологий, их надлежащее использование, выбор вспомогательных технологий, поиск ответа на опрос, где и когда их можно использовать и как оценивать эффективность использования. Ассистивные технологии (АТ) являются производной информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Процессы, лежащие в основе вышеупомянутых терминов, заслуживают более тщательного анализа, так как они связаны с условиями жизни подрастающего поколения. Поскольку традиционные технологии обучения направлены на обеспечение необходимого уровня образования детей, имеющих возможность посещать общеобразовательные учреждения, а дети, не имеющие такой возможности в силу ограничений по состоянию здоровья, лишены многих возможностей в получении качественного образования, проблема помощи детям, имеющим особые образовательные потребности, является одной из важнейших в ряду множества проблем, стоящих перед отечественным образованием.

Лубовский В.И. определяет особые образовательные потребности как потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения [4].

Информационно-коммуникационные технологии являются важной частью управления образовательным процессом и в значительной степени облегчают приобретение знаний, и, следовательно, могут предоставить большие возможности для расширения образовательных систем, особенно для детей с особыми образовательными потребностями. В основе роли ИКТ лежат два основных предположения: во-первых, распространение этих технологий приводит к быстрым преобразованиям во всех сферах жизни; во-вторых, ИКТ функционирует для унификации и стандартизации культуры.

Ассистивные технологии - это собирательный термин, охватывающий разнообразные ассистивные средства и услуги. К вспомогательным или ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, а также программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции [3].

Доступ к качественной поддержке в виде ассистивных устройств и технологий вытекает из основных принципов прав человека, таких как участие и интеграция, достоинство, самостоятельность, равенство, отсутствие дискриминации. Таким образом, государство обязано обеспечивать лицам с особыми образовательными потребностями доступ к широкому кругу вспомогательных услуг. Ассистивные технологии могут положительно влиять на здоровье и благополучие человека, членов его семьи, а также иметь более широкие положительные социально-экономические последствия. Например:

- правильное использование слуховых аппаратов детьми раннего возраста облегчает получение языковых навыков, без которых человек с потерей слуха имеет крайне ограниченные возможности для получения образования и начала трудовой деятельности;

- инвалидные кресла с ручным приводом расширяют возможности получения образования и трудовой деятельности;

- ассистивные технологии позволяют отложить или устранить необходимость специализированного долгосрочного ухода [2].

Принятие и использование ассистивных технологий (АТ) становится популярным и требует внимания семьи и профессионалов в результате его потенциала для улучшения жизни детей с ограниченными образовательными возможностями. Использование данных технологий предоставляет необходимые инструменты для детей с особыми возможностями, которые могут стать более успешными в школе, а также помогут достигнуть независимости и самостоятельности в повседневной жизни. На сегодняшний день имеются большие возможности и новые технологии для детей с ограниченными возможностями, которые в прошлом были недоступны. Будь то в классе или на рабочем месте, ассистивные технологии, включая устройства, программное обеспечение, записи и многое другое, могут увеличивать, поддерживать или повышать возможности людей с ограниченными возможностями обучения. Кроме того, технологии, которые используются для детей с ограниченными возможностями обучения, такие как, например, проверка орфографии, также могут быть полезны людям с ограниченными возможностями в обучении. Следовательно, разнообразие ассистивных технологий, расширение возможности выбора технологий, которые отвечали бы потребностям детей с ограниченными возможностями в обучении, ставят различные вопросы по его использованию, адаптивности и доступности.

На данный момент существует много информации по всем вопросам, связанным с выбором, доступностью и приобретением любой технологии, однако большая часть информации, тем не менее, имеет разную степень доступности и удобства использования, требует опыта и необходимых навыков их использования при работе с детьми, имеющими особенности здоровья. В современных условиях обучения широкий спектр технологий создает новые возможности для устранения ограничений в обучении и поддержки включения в образовательный процесс всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями.

Обучающиеся и специалисты должны быть проинформированы о важности предоставления возможностей для обучения с помощью тех технологических средств, которые им необходимы, чтобы быть успешными участниками образовательного процесса. Поэтому в нашей статье мы постараемся дать ответ на вопрос, в чем заключается необходимость использования ассистивных технологий для детей с ограниченными возможностями обучения; обсудим различные типы ассистивных технологий; укажем на необходимость выбора правильной технологии для детей с ограниченными возможностями обучения.

Проблемы с обучением в основном связаны с визуальными, слуховыми или моторными недостатками; умственной отсталостью; эмоциональным расстройством; а также экологическим, социальным, культурным или экономическим неблагополучием. Дети с особыми образовательными потребностями имеют возможность посредством использования вспомогательных инструментов значительно улучшить и повысить свой потенциал. В качестве такого инструмента и выступают ассистивные технологии (АТ).

Ассистивная технология (АТ) - это любое устройство, которое помогает обучающемуся с особыми образовательными потребностями выполнять повседневную задачу. Инструмент вспомогательной технологии (AT) - это любой элемент, который используется для поддержания или улучшения функционирования ребенка с недостатками развития. Инструмент может быть сложным (например, дополнительное устройство связи). Инструмент может быть адаптированный, как, например, навигационная система, которая предназначена для ориентации слабовидящих и незрячих людей на улице и дома. Аналогичным образом, для обучающихся с ограниченным радиусом движения в качестве альтернативных устройств ввода и управления компьютером могут выступать световые перья, мыши в форме ручки и альтернативные клавиатуры, сенсорные устройства, которые работают от импульса оставшегося возможного движения.

Систематическое использование компьютера служит активизации учебного процесса и развитию творческих способностей, а также позволяет обучающемуся с особыми образовательными потребностями приобрести начальную, профессиональную подготовку, как основу будущей профессии. Оснащение рабочего места обучающегося, имеющего особые образовательные потребности, различными ассистивными технологиями для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических,

сенсорных или психоневрологических функций, путем обеспечения необходимого компьютерного доступа, поможет минимизировать коммуникативные и психологические проблемы.

Ассистивные технологии дают много преимуществ, облегчая работу с детьми с ограниченными возможностями в обучении. Существенным элементом является партнерство между школьными учителями и специалистами ассистивных технологий, т.е. использование АТ должно быть совместным усилием.

В зависимости от категории нарушений у потенциальных пользователей ассистивные информационно-коммуникационные технологии могут быть классифицированы по функциональному назначению:

1. Ассистивные технологии для людей, имеющими сенсорные нарушения, включая:

- сурдоинформационные средства - ассистивные средства для лиц с нарушениями слуха. Примером ассистивных программно-аппаратных средств являются: iCommunicator (программное обеспечение синтеза жестового языка по тексту); VitalVoice, Festival, RealSpeak (синтезатор речи по тексту); PHONAK, Motiva Personal, FM System (слуховые аппараты); Pulsar, Sonata (кохлеарные импланты); Compact/C, FSTTY (телетайпные устройства); [5]

- тифлоинформационные средства - ассистивные средства для лиц с нарушениями зрения. В качестве примера ассистивных программно-аппаратных средств можно привести следующие: ZoomText Desktop, SenseView (экранные лупы (увеличители)); ScannaR, Scan N Talk Ultra (сканирование текста с речевым выводом); VitalVoice, Festival, RealSpeak (синтезатор речи по тексту); JAWS (Job access with speech), Window-Eyes (программы чтения информации с экрана); SmartView Graduate, kReader Mobile (устройства цифрового увеличения); Focus, Pronto, SuperVario (Брайлевские дисплеи); Basic-S, Everest 4X4 PRO, Tiger ViewPlus (Брайлевские принтеры); Pac Mate Omni (тифлокомпьютеры для незрячих); Sci-Plus 300 Large Display, Talking Calculator (голосовые калькуляторы); DAISY (Digital Accessibility Information System) (говорящие аудиокниги); PHANTOM Desktop/Omni haptic device 3D (тактильные устройства); Google Voice Search, Dragon Naturally, Speaking, SIRIUS (распознавание/диктовка речи); [8]

- голосообразующие средства - ассистивные средства для лиц, имеющих нарушения речи. Пример ассистивных программно-аппаратных средств: iCommunicator (программное обеспечение синтеза жестового языка по тексту); VitalVoice, Festival, RealSpeak (синтезатор речи по тексту); Servox Digital, АГМ-95 (голосообразующие аппараты для гортани); Compact/C, FSTTY (телетайпные устройства).

2. Ассистивные технологии для людей с физическими нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата. Пример ассистивных программно-аппаратных средств: SmartNav, InterTrax (отслеживание головы (трекеры); SMI BeGaze, Eyegaze System, iScan (отслеживание направления взгляда/глаз); Footime™ Foot Mouse (ножные манипуляторы-мыши); Page-Turner (устройства перелистывания книг); ScreenDoors, SofType (Виртуальные клавиатуры); Google Voice Search, Dragon Naturally, Speaking, SIRIUS (распознавание/диктовка речи) [7].

3. Технологии для лиц, имеющих когнитивные нарушения (умственные, психические, нарушения развития) [6].

4. Технологии для людей с ограничениями по общемедицинским показаниям.

Для того, чтобы достичь успеха в повышении уровня обучения детей с особыми образовательными потребностями, Дж.Аллан (2015) определил принципы внедрения данной технологии в процесс обучения:

• Ассистивная технология может повысить базовые навыки, но не заменять их. Она должна использоваться как часть образовательного процесса и может использоваться для обучения базовым навыкам.

• Ассистивные технологии для обучающихся с особыми образовательными потребностями - это не только образовательный инструмент, но и фундаментальный рабочий инструмент, который сопоставим с карандашом и бумагой.

• Обучающиеся с особыми образовательными потребностями используют ассистивные технологии для доступа и использования стандартных инструментов, выполнения образовательных задач и участия на равных условиях со сверстниками, развивающимися в обычной образовательной среде.

• Для оценки того, нуждается ли обучающийся в ассистивных технологических устройствах и услугах, необходима оценка вспомогательной технологии, проводимая профессиональным специалистом, обладающим знаниями в области регулярных и ассистивных технологий.

• Оценка ассистивных технологий является продолжением оценки образовательных средств.

• Оценка ассистивных технологий должна учитывать альтернативные и дополнительные потребности в коммуникации (способность сообщать о потребностях и изменении окружающей среды) для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.

• Оценка проводится на протяжении 3-х лет.

По мнению Дж.Аллана, опираясь на эти принципы, ассистивные технологии помогают повысить самостоятельность детей с особыми образовательными потребностями, поскольку вспомогательная технология предоставляет возможность самостоятельно решать конкретные задачи [1].

Потребности обучающегося должны соответствовать требуемым технологиям, не следует сопоставлять имеющееся оборудование с потребностями обучающихся. Если коммуникативное или сенсорное функционирование обучающегося, то есть слух, зрение или тактильные навыки, изменяются, необходима новая оценка технологии. Эргономика оборудования и материалов также важна для всех обучающихся. Сюда можно отнести расположение клавиатуры, размещение монитора, положение стоп на полу, размещение книг, расположение вспомогательных технологий и тому подобное. Сотрудничество между учителем, использующем ассистивные технологии, преподавателем информатики и специалистами по обслуживанию компьютеров помогает обеспечить функциональную ассистивную технологическую среду. Каждому обучающемуся требуется система личного общения (чтение и письмо) для общения с собой и с другими. Отдых, досуг, развлечения и другие мероприятия по социализации являются возможными посредством использования ассистивных технологий.

Виды ассистивных технологий для детей с ограниченными возможностями обучения.

Ассистивная технология (AT) способна решать многие вопросы с обучением. Например, обучающийся, которому трудно писать, может выполнить домашнее задание, преобразовав голосовое сообщение в текст посредством специального программного обеспечения.

Чтобы стать полноценным участником учебного процесса на уроке в классе обучающемуся, который имеет речевые нарушения, может потребоваться устройство связи, такое как языковая плата или устройство с

речевым синтезатором. Кроме того, ребенку с ограниченной способностью к обучению могут потребоваться компьютерные программы, чтобы научиться читать. AT обычно применяется к компьютерному оборудованию, программному обеспечению и электронным инструментам.

1. Ассистивные технологии письменного языка.

Некоторые из инструментов АТ письменного языка, которые используются в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, включают:

• Проверка орфографии - является частью программ обработки текстов и реализуется практически в любых окнах, в которых возможен ввод текста. Например, в почтовых и коммуникационных программах. Может быть привязана к текстовым редакторам для проверки письменных документов и отображения пользователю слов с ошибками, для оповещения могут использоваться также и звуковые сигналы. В числе таких систем стоит отметить такие продукты российского ИТ-рынка, как «ОРФО» компании «Информатик», Unispell компании Textar, Пропись компании «АГАМА» и «Штрих 2.0» для Lotus Notes компании и Арсеналъ», различающиеся набором функциональных возможностей.

• Корректура - инструмент для исправления опечаток, грамматических и стилистических ошибок. Ошибки идентифицируются на экране компьютера, что позволяет быстро исправить текст.

• Синтезаторы речи. Эти инструменты предоставляют возможность слышать устный текст на мониторе компьютера. Ребенок может просмотреть уже записанный текст и прочитать его с монитора и в то же время слышать произносимые слова с компьютера.

• Распознавание речи. Система позволяет ребенку диктовать текст в микрофон компьютера, при этом произносимые слова отображаются в виде текста на мониторе. Если система неправильно распознает слова, существует возможность выбрать из списка похожих по звучанию слов, представленных на мониторе компьютера. Инструмент распознавания речи полезен для детей, у которых способности к устному языку больше чем к письменному.

2. Ассистивные технологии чтения

Некоторые из инструментов AT для чтения, которые помогают детям с особыми образовательными потребностями, включают:

• Microsoft Word. Одним из самых простых инструментов для чтения является программа, которую большинство имеют под рукой. Текстовые фрагменты могут быть легко увеличены для улучшения восприятия, для чего используются стандартные функции форматирования внутри программы. Использование функции подсветки помогает обучающимся сосредоточиться на ключевых элементах абзаца.

• Плееры, магнитолы. Эти инструменты используются для воспроизведения аудиозаписей. Ребенок прослушивает аудиокниги, аудиотексты, а не читает их.

• Синтез речи. Этот инструмент может служить средством для чтения поскольку представляет собой системы, преобразующие орфографический текст и другую информацию в звучащую речь.

• Оптическое распознавание символов. Данный инструмент может быть связан с синтезом речи. Инструмент позволяет ребенку печатать текст на компьютере, в то время как речевой синтезатор озвучивает текст, в результате ребенок может его одновременно слышать и видеть на экране. Это устройство также работает со сканером, который считывает изображения и текст с рукописных или печатных материалов. Тексты или слова сохраняются в компьютерным файл, демонстрируемый на экране, затем оцифрованный текст преобразуется в компьютерный текст. Кроме того, программное обеспечение позволяет обрабатывать полученный компьютерный файл.

• Регулятор скорости воспроизведения голосовых сигналов - этот инструмент выполнен в виде плеера, который позволяет ребенку воспроизводить аудиотексты, изменяя скорость воспроизведения, при этом с высоким качеством звука при неизменных фонемах и высоты тона. Данная функция полезна для детей, которым легче понимать содержание текста, представленного медленным темпом.

3. Ассистивные математические технологии.

Некоторые из инструментов АТ обучения математике, которые помогают детям с ограниченными возможностями обучения, включают:

• Электронные математические рабочие таблицы. Основные математические операции, такие как сложение, вычитание, деление и умножение, вводятся в компьютер с клавиатуры или мыши. Введенные числа будут прочитаны вслух ребенком с помощью речевого синтезатора. Это полезно для детей, имеющих арифметические проблемы, поскольку помогает выровнять или решить имеющиеся математические проблемы при использовании карандаша и бумаги.

• Говорящие калькуляторы. Этот инструмент используется для обозначения чисел, символов и других рабочих клавиш с использованием речевого синтезатора, в момент нажатия. По завершении ребенок имеет возможность прочитать ответы из выполненных расчетов и таким образом найти возможные ошибки, если имело место неверное нажатие клавиш. Также данная функция может помочь ребенку проверить наличие ошибок при копировании цифр или символов.

• Тифлоприборы для инвалидов по зрению окажут неоценимую помощь слабовидящим и слепым людям в освоении новых навыков, обучении пониманию предметов и ощущений. Устройства представляют собой настольные комплекты с различными фигурками, основание которых магнитное и позволяет пользователю перемещать их по полю. Тифлоприборы активно используются в школах для слепых и слабовидящих детей. С их помощью дети узнают понятия «прямая линия», «отрезок», «окружность» и многое другое. Устройства может помочь в освоении письма Брайля.

4. Слуховые вспомогательные технологии.

Некоторые из обучающих инструментов AT, которые помогают детям с ограниченными возможностями обучения, включают:

• FM-системы прослушивания. Эти инструменты представляют собой небольшой передатчик вместе с микрофоном для учителя и приемник для обучавшегося с нарушенным слухом, соединенный со слуховым аппаратом / кохлеарным имплантом через специальный адаптер / нашейную индукционную петлю / индуктор. Инструмент перенаправляет голос ребенка прямо к уху, что делает голос ребенка / динамика громче. Преимуществом подобных инструментов для детей с нарушениями слуха является то, что они позволяют обучающимся слышать, что говорит учитель или докладчик.

• Ленточные рекордеры. Инструменты используются детьми с нарушениями слуха, чтобы фиксировать информацию, получаемую на уроке от преподавателя. Эти рекордеры позволяют обучающимся

снова и снова принимать устное сообщение, что особенно актуально для тех детей, у которых есть проблемы с обработкой, пониманием или запоминанием того, что они слышат.

5. Запоминающие/органайзирующие ассистивные технологии.

Некоторые из обучающих инструментов AT, которые помогают детям с ограниченными возможностями обучения, включают:

• Менеджеры персональных данных. Эти менеджеры данных могут быть представлены в виде пакетов программного обеспечения, которые используются для компьютера или как электронные устройства. Они полезны для детей с нарушениями памяти или при организации хранения и получения большой информации из системы, например, при сохранении номеров телефонов, хранении памятных дат и назначений; формируя напоминание для пользователей.

• Свободная форма баз данных. Базы данных позволяют детям с нарушениями памяти печатать или вводить заметки, фрагменты информации в компьютер, а не записывать их на листе бумаги. Ребенок может получать информацию с экрана компьютера всякий раз, когда возникает необходимость в ней, и, таким образом, информация, внесенная в базу данных, служит напоминанием ребенку.

• Органайзеры. Процесс записи включает в себя несколько этапов. Многие дети испытывают трудности с подготовкой, которая объединяет мозговой штурм, кластеризацию и листинг идей, тем или ключевых слов. В данном случае графические органайзеры могут быть полезными при отображении идей на этапе планирования. Графические органайзеры, такие как Inspiration, предоставляют собой органайзирующие рамки, помогающие детям создавать темы и контент для написания проектов.

Выводы. Сейчас доступно множество полезных инструментов, предназначенных для помощи детям с ограниченными возможностями в обучении. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), вспомогательные технологии (АТ) играют важную и полезную роль. В частности, данные технологии помогают учащимся развивать независимость при выполнении академических и трудовых задач; участвовать в обсуждении в классе; полноценно взаимодействовать со сверстниками и преподавателями; получать доступ ко всему разнообразию вариантов обучения; обеспечивать высокий уровень независимого обучения; участвовать в общественной и рекреационной деятельности. Однако выбор правильных и лучших технологий для обучающегося требует осторожности, времени и терпения.

ИКТ и АТ повышает скорость выполнения задания и способствует улучшению мотивации. AT может выступать в качестве поддержки обучения детей с особыми потребностями, тем самым уменьшая нагрузку учителей. AT может стать мощным инструментом в поддержании образования и вовлеченности учащихся с ограниченными возможностями в обучении. Большая часть возможностей Интернета заключается в его способности создавать сообщества виртуального обучения, и дети с ограниченными возможностями обучения не являются исключением из этого. Кроме того, АТ способствует повышению мотивации, осознанию равных прав и возможностей и повышает производительность в классе и дома. Потенциал ассистивных технологий для обучающихся имеет много перспектив. Для каждого обучающегося с ограниченными возможностями обучения ассистивные технологии могут быть одним из способов устранить трудности в обучении.

Литература:

1. Allan, J. (2012). Principles of assistive technology for students with visual impairments Texas school for the blind and visually impaired. Retrieved on 6th August, 2015 from http://www.tsbvi.edu/math/72-general/1076-principles-of-assistive-technology-for-students-with-visual-impairments?layoutMode=full-access.

2. Can adapting the homes of older people and providing assistive technology pay its way? Lansley P, McCreadie C, Tinker A. Age Ageing. 2004 Nov;33(6):571-6. Epub 2004 Sep 3.3

3. Карпов А.А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых ИНТЕРФЕЙСОВ //Труды СПИИРАН. 2013. Вып. 4(27). ISSN 2078-9181 (печ.), ISSN 2078-9599 (онлайн).

4. Лубовский В.И Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml) Lubovsky V.I. Special educational needs. Jelektronnyj resurs «Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru», E-journal «Psychological Science and Education psyedu.ru», 2013. no. 5. Available at: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml

5. Набокова Л.А. Зарубежные «ассистивные технологии», облегчающие социальную адаптацию лиц с нарушениями развития // Дефектология. 2009. № 2. С. 84-92.

6. Набокова Л.А. Современные ассистивные устройства для лиц с когнитивными нарушениями // Дефектология. 2009. № 3. С. 84-91

7. Набокова Л.А. Современные ассистивные устройства для лиц с нарушениями двигательного аппарата // Дефектология. 2009. № 4. С. 73-80

8. Соколов В.В. Краткий обзор современных компьютерных тифлоинформационных средств, которые могут быть использованы в процессе обучения детей с глубоким нарушением зрения // Вестник тифлологии. 2010. № 2. С. 84-87

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлена поэтапная последовательность разработки и экспериментальной проверки методики формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. В исследовании отражены концептуальные основы методики, этапы эксперимента, критерии и показатели готовности педагогов к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, будущие учителя начальных классов, методика, готовность к инновационной деятельности.

Annotation. The article presents a step-by-step sequence of development and experimental testing of the methodology of formation of readiness of future teachers for innovation. The study reflects the conceptual basis of the methodology, the stages of the experiment, the criteria and indicators of readiness of teachers for innovation.

Keywords: innovation activity, future primary school teachers, methodology, readiness for innovation.

Введение. Модернизация современного отечественного образования характеризуется рядом тенденций, среди которых ориентация на поиски новых подходов к решению актуальных образовательных задач, активное внедрение в теорию и практику педагогических нововведений.

Процесс внедрения инновационных образовательных преобразований повлиял на повышение требований к уровню теоретических знаний и практической подготовки современного педагога, в том числе -учителя начальных классов.

Так, уровень сформированности готовности выпускника педагогического вуза к реализации инновационной деятельности является сегодня одним из основных показателей качества профессионального образования. В этой связи формирование готовности будущих учителей к разработке, апробации и внедрению в учебно-воспитательный процесс педагогических инноваций является сегодня необходимым компонентом их профессиональной подготовки в высшей школе.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является разработка и экспериментальная проверка методики формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности.

Изложение основного материала статьи. На основе изучения педагогических источников, посвященных проблемам педагогической инноватики, нами был сформулирован ряд тенденций и закономерностей, а именно:

1. Внедрение педагогических инноваций характеризуется рядом определенных проблем в деятельности педагога, связанных с несоответствием инновационных и государственных программам воспитания и обучения, необходимостью согласования различных педагогических концепций, новых методических разработок.

2. Сегодня актуальными являются проблемы адаптации педагогических инноваций к конкретным условиям труда учителя, разработки необходимого учебно-методического обеспечения и механизма реализации педагогической инновации в конкретном учебном заведении.

3. Проблемы расширения спектра и масштабов инновационной деятельности учителей начальных классов связаны с недостаточной информированностью педагогов и будущих специалистов относительно вопросов организации и реализации инновационной деятельности.

4. Процесс подготовки будущего учителя начальных классов, согласно принципам непрерывного образования, сегодня сталкивается с рядом противоречий: между репродуктивным характером обучения педагогов и необходимостью продуктивной педагогической деятельности, между трудностями усвоения педагогом способов инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия с целью решения задач, связанных с внедрением инновационных образовательных технологий.

5. Сегодня отмечается повышенный интерес к проблематике подготовки педагога к инновационной деятельности, однако наиболее эффективные способы организации процесса такой подготовки определены размыто, недостаточно исследованными остаются сущность, структура и компоненты готовности педагога к инновационной деятельности, процесс подготовки будущих педагогов начальных классов к инновационной деятельности.

На основе указанных закономерностей и тенденций в системе образования можно обосновать необходимость целенаправленного формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности. Для решения данной необходима разработка специальной методики.

Так, в рамках исследования была разработана методика формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности.

В качестве ведущего метода исследования был выбран и использован педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также метод статистической обработки количественных и анализа качественных результатов исследования.

В процессе разработки и апробации методики формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности учитывались современные образовательные тенденции и требования, а именно: построение инновационной образовательной среды, формирование инновационного мышления и профессиональной и информационной культуры педагогов.

Для разработки методики нами были изучены основные теоретические положения феномена готовности педагога к инновационной деятельности. Так, в исследовании мы опилась на труды В своих исследованиях ученые М.И.Дьяченко и Л.А. Кандыбович, которые характеризуют понятие «готовность» в значении психологического настроя на исполнение деятельности [1]; В.С. Лазарева и Б.П. Мартиросян, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.