Научная статья на тему 'Вспомогательные информационные технологии в специальном образовании в США'

Вспомогательные информационные технологии в специальном образовании в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Анна Александровна

В статье представлен обзор опыта, накопленного педагогами США в области применения информационных технологий в специальном образовании, а именно, в обучении детей с нарушениями речевой деятельности, слуха и зрения. Анализируются наиболее популярные и эффективные программные продукты и оборудование. Статья представляет интерес для педагогов и специалистов в области информационных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author presents an overview of the experience in the sphere of applying assistive technology in the special education in the USA, particularly, in teaching students with speech, hearing and vision disorders. The article contains analysis of the most popular and effective software and hardware. The paper is of interest to teachers and specialists in the field of information technology.

Текст научной работы на тему «Вспомогательные информационные технологии в специальном образовании в США»

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

Вспомогательные информационные технологии в специальном образовании в США

В статье представлен обзор опыта, накопленного педагогами США в области применения информационных технологий в специальном образовании, а именно, в обучении детей с нарушениями речевой деятельности, слуха и зрения. Анализируются наиболее популярные и эффективные программные продукты и оборудование. Статья представляет интерес для педагогов и специалистов в области информационных образовательных технологий.

Информационные образовательные технологии широко используются во всем мире. Набирает обороты и компьютеризация отечественного образования. Однако, к сожалению, этот процесс недостаточно затрагивает значительную часть учащихся — речь идет о детях со специальными потребностями (именно этот термин распространяется во многих странах, вытесняя привычное нам

А. А. Толмачева,

аспирант Курского государственного университета

The author presents an overview of the experience in the sphere of applying assistive technology in the special education in the USA, particularly, in teaching students with speech, hearing and vision disorders. The article contains analysis of the most popular and effective software and hardware. The paper is of interest to teachers and specialists in the field of information technology.

«дети-инвалиды», «дети с нарушениями»). В то же время, педагогами США, занимающимися вопросами специального образования, накоплен обширный опыт применения специальных информационных технологий (ИТ) именно в образовании таких детей. В отличие от отечественной системы коррекционной педагогики, ориентированной на обучение детей-инвалидов в специальных учебных заведениях, в США господству-

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

ет научно обоснованная и законодательно подкрепленная политика «включения» учащихся с особыми потребностями в учебный процесс в общеобразовательной школе. Эта концепция базируется на идее максимально полного участия детей с ограниченными возможностями в общественных делах, расширения их возможностей в сфере образования — «включения» их в полноценную жизнь, которое во многом реализуется благодаря использованию специальных ИТ.

Следует отметить, что многие программные средства имеют универсальный характер и служат как специальному, так и общему образованию, с учетом способностей и возможностей обучаемых (речь идет, например, о телекоммуникационных технологиях). В настоящей статье, однако, мы считаем целесообразным остановиться на кратком обзоре лишь специализированных ИТ, используемых в работе с учащимися с нарушениями зрения, слуха и речевой деятельности.

Как показало наше исследование, основное назначение ИТ в специальном образовании заключается в компенсировании имеющихся у ребенка недостатков в развитии и в обеспечении адекватных состоянию его здоровья условий для дальнейшего развития и социализации. Весь массив используемых при работе с детьми со специальными образовательными потребностями компьютерных технологий обозначается термином «вспомогательная/адаптивная технология» (assistive/adaptive technology), поскольку они предназначены для адаптации информационных технологий общего назначения к потребностям и возможностям детей со специальными потребностями, для обеспечения их социализации. Понятия «вспомогательный» и «адаптивный» в данном контексте равнозначны и взаимозаменяемы. Применение вспомогательных технологий получило в США законодательное закрепление. Впервые это понятие вводится в федеральном законе США «О помощи лицам с нарушениями развития посредством использования технологий» (Technology-Related Assistance for Individuals with Disabilities Act) как любое устройство, специально изготовленное или модифицированное для расширения функциональных возможностей лиц с со специальными потребностями [4].

Вспомогательные технологии различаются в зависимости от категорий лиц со специальными потребностями по видам нарушений. Многочисленные разновидности вспомогательных технологий включают как специально разработанные приборы и технические устройства, так и программное обеспечение, телекоммуникационные услуги для лиц с ограниченными возможностями. Они применяются на самых разных стадиях учебного процесса для представления нового материала, организации дискуссий и бесед, упражнений, обучения в сотрудничестве и др. [1].

В работе с немыми детьми и учащимися с нарушениями речевой деятельности используются альтернативные системы расширения общения (augmentative and alternative communication, AAC). Этим термином обозначают основанные на компьютерных технологиях приборы, служащие компенсации дефектов у лиц с патологией речевой деятельности или у немых. Система представляет собой инструмент для генерирования звуковой оболочки высказывания посредством компьютерных технологий. В США имеется богатый выбор моделей ААС, различающихся по стоимости, возможностям, способу ввода информации

и иных параметров. Выбор зависит от характера патологии и сопутствующих нарушений. Так, например, ребенок, страдающий помимо речевой патологии заболеваниями опорно-двигательного аппарата, может работать с альтернативной клавиатурой, упрощенными устройствами ввода информации и пр. Принцип работы таких систем состоит в том, что ребенок, пользуясь клавиатурой или иными устройствами для ввода информации, вводит в аппарат текст желаемого высказывания, которое синтезируется компьютером и воспроизводится.

Популярность ААС среди учащихся с ограниченными возможностями объясняется, кроме всего прочего, гибкостью этих систем и широким спектром возможностей (индивидуальное формирование словаря, выбора средств ввода и вывода информации и др.).

Однако названная технология не лишена и недостатков, главный из которых состоит в том, что обучаемый должен постоянно носить с собой специальный прибор, часто громоздкий и довольно тяжелый. Проблемой является довольно высокая стоимость оборудования. Ниже, по сравнению с нормальной речью, и скорость обработки высказывания с помощью AAC.

Однако, как показывает практика, системы AAC все шире внедряются в учебный процесс в средней школе США. Американские ученые убеждены, что эта технология способна совершить переворот в образовании детей с серьезными нарушениями речевой деятельности. Подтверждением эффективности и актуальности альтернативных систем расширения общения является высказывание молодого человека с нарушениями речевой деятельности: «До недавнего времени у меня никогда не было голоса. Я мог общаться только письменно. Из-за этого я учился в специализированной школе для немых детей. Сейчас я заканчиваю восьмой класс обычной школы. Я сумел достичь такого результата благодаря ААС. Мой компьютер — самое ценное, что у меня есть» [2].

Главной целью применения информационных технологий в обучении детей с нарушениями слуха (его полным отсутствием или значительной потерей) является компенсирование этого недостатка за счет усиления поступающего звукового сигнала.

Среди учащихся этой группы популярны как традиционные устройства для глухих, так и новые компьютерные технологии.

Частотно-модулированные системы усиления звука состоят из микрофона для учителя и наушников, которые носит учащийся. Это устройство оборудовано системой гашения посторонних шумов; микрофон и наушники сообщаются посредством инфракрасного порта, что позволяет ребенку и учителю свободно перемещаться по классной комнате. Постоянно совершенствуемые, частотно-модулированные системы используются в образовании на протяжении уже более 40 лет; благодаря низкой стоимости и удобству использования эта вспомогательная технология остается в числе наиболее популярных и продуктивных.

Аудиоцикл (Audio Loop) представляет собой разновидность звукоусиливающего оборудования, отличительной чертой которого является расширенный контроль учащегося над поступающим сигналом. Так, он может регулировать его громкость, частоту, записывать для повторного прослушивания и т. п. Вследствие ряда технических показателей (устойчивость

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

аудиосигнала, портативность и др.) аудиоциклы чаще применяются во внеурочных формах работы; существуют, однако, и стационарные системы.

«Телекоммуникационное устройство для глухих» (Telecommunication Device for the Deaf) — технология, широко используемая при организации телеконференций и иных форм учебной деятельности, подразумевающих дистанционное общение учащихся с нарушениями слуха в реальном времени. Модификации системы «Телекоммуникационное устройство для глухих» различаются в зависимости от применяемых способов ввода и вывода информации. Так, поступающий аудиосигнал может автоматически транслироваться на звукоусиливающий прибор, отражаться на экране монитора, а также сохраняться в памяти компьютера для последующей обработки. Из-за высокой стоимости данная технология менее популярна в американской школе, однако педагоги, работающие с детьми с нарушениями слуха, отмечают ее высокий дидактический потенциал [2].

Особую актуальность имеют вспомогательные технологии для лиц с нарушениями зрения. По официальным данным Департамента образования США, более 24 тыс. детей по стране страдают нарушениями зрения, требующими использования специальных образовательных услуг [3]. Этим объясняется наблюдающийся в последние годы рост производства оборудования и программного обеспечения специально для обучения слепых учащихся и детей с нарушениями зрения. Рассмотрим некоторые технологии, предназначенные для компенсирования этих недостатков в процессе обучения.

Технология «замкнутое увеличение телеизображения» (Closed-Circuit Television Mangification, CCTV), предназначенная для мгновенного цифрового увеличения любого изображения. Система CCTV состоит из миниатюрной видеокамеры, изображение из которой передается на дисплей. Пользователь может регулировать яркость, размер и иные параметры.

Эта технология используется в специальном образовании довольно ограниченно из-за высокой стоимости оборудования. Однако разработанные в последние годы более дешевые модификации позволяют расширить применение этой эффективной вспомогательной технологии в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. В частности, описываемая технология позволяет детям с серьезными нарушениями зрения овладевать чтением, знакомиться с шедеврами живописи; важную роль она играет и при организации телеконференций, телекоммуникационных проектов и пользовании ресурсами Интернета.

Технология «Описательное видео» (Descriptive Video Services, DVS) дополняет демонстрируемое на экране компьютера изображение словесным описанием. Большинство учебных видеофильмов, изготовленных в последние годы, снабжено этой функцией, расширяя таким образом возможности слабовидящих детей в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Оптическое распознавание текста (Optical Character Recognition, OCR) — технология, предназначенная для сканирования текста и затем озвучивания его с помощью компьютера. Большинство библиотек специализированных учебных заведений США для слабовидящих детей имеют соответствующее оборудо-

вание; тем не менее, широкого распространения в общеобразовательной школе оно не получило.

Технология «Home Page Reader» предназначена для пользователей с серьезными нарушениями зрения (вплоть до слепоты), работающих в Интернете. Все содержимое веб-страниц озвучивается посредством встроенного компьютерного синтезатора речи. В сочетании со специальной клавиатурой для слепых программа позволяет слепым детям пользоваться Интернетом как источником информации, вступать в контакт со сверстниками или учителями из других регионов, а также участвовать в телекоммуникационных проектах и телеконференциях, таким образом способствуя их социализации и расширению образовательных возможностей таких учащихся [4].

Рассмотрим далее примеры наиболее удачного программного обеспечения, базирующегося на описанных видах вспомогательных технологий для детей со специальными потребностями.

Текстовый редактор «Пишем: Вслух» (Write: OutLoud) озвучивает по команде обучаемого отдельные слова, фразы, предложения, водимые им с клавиатуры. Редактор оборудован орфографическим и грамматическим справочниками, а также позволяет учащемуся импортировать и вставлять в текст графические объекты. Благодаря легкости использования и широким возможностям программа рекомендуется для работы с умственно отсталыми детьми, а также школьниками с нарушениями познавательной сферы.

Программа «Co:Writer 4000» представляет собой вспомогательное программное обеспечение, интегрируемое по желанию учителя в любой текстовый редактор. Главным преимуществом этой программы является обширный глоссарий, предлагающий пользователю по его запросу слова определенной тематики, состоящие из определенного пользователем количества букв, соответствующие указанным признакам с точки зрения орфографии или морфологии и т. п., а также синонимы и антонимы введенного слова. Программа расширяет словарный запас ребенка, мотивирует его к работе с текстом и поэтому эффективна в работе с самыми разными группами детей со специальными потребностями.

Итак, мы видим, что вспомогательные информационные технологии, применяемые в средней школе США, значительно расширяют образовательные возможности учащихся со специальными потребностями, облегчают, а нередко и обеспечивают их социализацию, делая таких детей полноценными членами общества. На наш взгляд, ценный опыт американских педагогов и ученых, накопленный в области использования инновационных вспомогательных технологий, следует использовать и в отечественном образовании.

Литература

1. V. Sharp. Computer education for teachers. Integrating technology into classroom teaching. 4th ed. — McGraw-Hill: New York, 2002.

2. L. Duhaney, D. Duhaney. Assistive technology meeting the needs of learners with disabilities//International Journal of Instructional Media. Vol. 27, Is. 4, 2000.

3. T. Hasselbring, C. Glaser. Use of Technology to Help Students with Special Needs//The Future of Children. Vol. 10, Is. 2, 2000.

4. Office of Special Education Programs. To assure the free appropriate public education of all children with disabilities: Twenty-first annual report to Congress on the implementation of the Individuals with Disabilities Education Act, 1999. Washington, DC: OSEP, U. S. Department of Education, April 10, 2000. http://www.ed.gov/offices/OSERS/OSEP.OSEP99AnLRpt/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.