Научная статья на тему 'Проблема профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью'

Проблема профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS AND DISABILITIES / PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / MODEL OF COMPLEX CAREER GUIDANCE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чукань Татьяна Вячеславовна

В статье актуализируется проблема профессионального самоопределения обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Представлен опыт реализации модели комплексной профориентационной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и инвалидностью с учетом актуальных запросов рынка труда в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Раскрыты составляющие модели комплексной профориентации обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих обучающихся: «специальная образовательная среда», «специфическая профориентация», практическая работа на современном оборудовании с использованием ассистивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of professional self-determination of students with special educational needs and disabilities

The article actualizes the problem of professional self-determination of students in adapted basic general educational programs. The experience of the implementation of the model of complex career guidance with students with special educational needs and disabilities, taking into account current demands of the labor market as part of the federal project "Modern School" of the national project "Education", is presented. The constituent models of complex career guidance for students with musculoskeletal disorders, blind and visually impaired students are disclosed: "special educational environment", "specific career guidance", practical work on modern equipment using assistive technologies.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью»

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чукань Т. В. Проблема профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 86-89. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo312/

Чукань Татьяна Вячеславовна | chukan@list.ru

Директор

ГБУ КО «Школа-интернат» г. Калининграда

Проблема профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью

Аннотация. В статье актуализируется проблема профессионального самоопределения обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Представлен опыт реализации модели комплексной профориентационной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и инвалидностью с учетом актуальных запросов рынка труда в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Раскрыты составляющие модели комплексной профориентации обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих обучающихся: «специальная образовательная среда», «специфическая профориентация»,

практическая работа на современном оборудовании с использованием ассис-тивных технологий.

Ключевые слова: обучающиеся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью, проблема профессионального самоопределения, модель комплексной профориента-ционной работы.

По состоянию на 1 ноября 2018 года, по данным Федерального реестра инвалидов, в Российской Федерации насчитывается 12 млн инвалидов, в том числе 665,7 тыс. детей с инвалидностью [1]. В настоящее время стабильную работу имеют 28 % инвалидов трудоспособного возраста (данные сайта «Социальная защита инвалидов» — https://sfri.ru).

Современный рыноктруда требует не просто наличия у человека с инвалидностью профессии; главным становится владение им современной конкурентоспособной профессией, отвечающей не просто запросам работодателя, а учитывающей особые потребности и уникальные возможности профессионала с инвалидностью, создание условий для расширения возможностей его трудоустройства.

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» [2] у обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью Калининградской области появилась возможность получить профессиональные навыки на современном оборудовании

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чукань Т. В. Проблема профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 86-89. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo312/

инновационной площадки «Лаборатория «Медиалаб» ГБУ КО «Школа-интернат». Лаборатория «Медиалаб» — это инновационная специальная среда, способствующая не только освоению адаптированных образовательных программ, но и формирующая изобретательское, креативное, критическое, продуктивное мышление и практические навыки в области освоения профессиональных компетенций в части использования высокотехнологичного оборудования и современного программного обеспечения.

Основой работы со слепыми и слабовидящими обучающимися, обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата становится реализация модели комплексной профориентаци-онной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и инвалидностью с учетом актуальных запросов рынка труда.

Модель комплексной профориентацион-ной работы предполагает системность профориентационных мероприятий, включающих:

- специальную организацию образовательной среды с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и запросов семьи;

- специфическую профессиональную ориентацию с привлечением специалистов и семьи на протяжении всего школьного обучения;

- формирование компетенций практической работы на высокотехнологичном оборудовании, компетенций освоения современного

программного обеспечения во взаимодействии с семьей обучающегося.

Главная задача педагога в такой про-фориентационной работе состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с учетом их инди-видуальных особенностей.

Специфическая профессиональная ориентация предполагает следующие этапы: подготовительный, поисково-зондирую-щий, этап развития профессионального самосознания и социально-профессионального статуса обучающегося с особыми образовательными потребностями и инвалидностью. Этапы реализуются на всех уровнях образования с 1 по 12 классы и предполагают профессиональную ориентацию путем ведения обучающимся профориентационного портфолио.

Профориентационное портфолио представляет собой инструмент развития профессионального самоопределения обучающегося с особыми образовательными потребностями и инвалидностью. Портфолио включает:

- результаты психологической диагностики на различных этапах школьного обучения;

- результаты индивидуальной и коллективной проектной деятельности;

- анализ опыта профессиональных проб в различных современных профессиях с учетом специфических особенностей здоровья, использованием

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чукань Т. В. Проблема профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 86-89. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo312/

современного оборудования и асси-стивных средств;

- опыт выбора собственной образовательной траектории;

- профессиональный прогноз.

В буквальном смысле профориентацион-ное портфолио — собрание достижений обучающегося в его профессиональном поиске и осознанном самоопределении, формирующееся совместно с семьей обучающегося и профессиональными помощниками (педагог-психолог, педагог учебного предмета и внеурочной деятельности, наставник, эксперт, потенциальный работодатель).

Формирование компетенций практической работы на высокотехнологичном оборудовании, компетенций освоения современного программного обеспечения происходит путем реализации инновационных исследовательских и образовательных проектов в школьных профориентационных лабораториях на современных уроках предметной области «Технология», курсах внеурочной деятельности [2].

Формы и методы профориентационной работы в процессе обучения индивидуально направлены и практико-ориенти-рованы: введение профориентационного материала в обычный урок; профориен-тационный урок, проект, беседа, анализ достижений; занятия в кружках; экскурсии на предприятия, выставки, центры службы занятости; встречи с представителями профессионального сообщества (практикующие специалисты,

наставники); участие в «днях открытых дверей» профессиональных учебных заведений; тематические литературно-художественные вечера, устные журналы, конкурсы, совместный просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач; виртуальный кабинет профориентации; использование средств массовой агитации.

Особое значение для профориентаци-онной работы имеет трудовое обучение. Любовь к труду и желание трудиться можно воспитать только в труде: формируются знания основ производства и профессий, происходит активная проба сил в различных сферах деятельности, предоставляется возможность соотносить потенциал и таланты обучающегося, его специальные потребности с требованиями современных профессий.

В настоящее время в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» у обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью появилась возможность получить профессиональные навыки на современном оборудовании:

- принтерах рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;

- брайлевских дисплеях;

- специализированных джойстиках и клавиатуре для машинного письма для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- специализированном программном обеспечении для слепых обучающихся для работы на персональных

УДК 376.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чукань Т. В. Проблема профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 86-89. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo312/

компьютерах и выхода в коммуникационную сеть интернет;

- оборудовании школьного радио с использованием ассистивных технологий для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и слепых обучающихся;

- адаптированных фото- и видеомастерских.

Таким образом, реализуемая нами модель комплексной профориента-ционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и инвалидностью позволяет развивать профессиональное самосознание обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью; создавать условия для осознанного выбора ими профессии с учетом противопоказаний в здоровье каждого обучающегося и его талантов в освоении современных профессий; планировать индивидуальный про-фориентационный маршрут совместно с семьями обучающихся; совершенствовать коммуникативные компетенции обучающихся, обогащать их социальный опыт и др.

Список литературы

1. Итоги года: социальная защита инвалидов [Электронный ресурс] // Сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. — URL: https://sfri.ru (дата обращения: 14.08.2019).

2. Национальный проект образование [Электронный ресурс]. — URL: https:// edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 14.08.2019).

Tatiana V. Chukan

SBI KO "Boarding School"

Problem of professional self-determination of students with special educational needs and disabilities

Abstract. The article actualizes the problem of professional self-determination of students in adapted basic general educational programs. The experience of the implementation of the model of complex career guidance with students with special educational needs and disabilities, taking into account current demands of the labor market as part of the federal project "Modern School" of the national project "Education", is presented. The constituent models of complex career guidance for students with musculoskeletal disorders, blind and visually impaired students are disclosed: "special educational environment", "specific career guidance", practical work on modern equipment using assistive technologies.

Keywords: students with special educational needs and disabilities, problem of professional self-determination, model of complex career guidance work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.