Section 5. Pedagogy
Творческое воображение, которое можно охарактеризовать как процесс создания новых образов без опоры на готовое описание или изображение их. Особенность творческого воображения заключается в том, что «оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта, и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче — научной, художественной, практической» [13, 52].
Для творческой деятельности также весьма существенными являются выделяемые многими исследователями (Ф. И. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) такие педагогические особенности и качества личности учителя, как педагогическая наблюдательность; распределенное внимание; умение передавать другим накопленные знания; умение понимать точку зрения ученика, его интересы и потребности; умение проектировать развитие его личности; педагогический такт; способности эмпатии (сочувствия, переживания); умение создавать проблемные ситуации; способность импровизировать и др.
Педагогический такт — очень широкое и многоплановое понятие. Педагогический такт развивает творчество
ученика, потому что предполагает мощную мотивацию учебной деятельности. «Чувство уверенности педагога в том, что данный материал будет усвоен, и трудности будут преодолены, передается ученику, мобилизует и активизирует его волю, интеллект и наоборот, малейшая бестактность парализует личность учащегося» [8, 68].
В «живом» педагогическом деле крайне необходима импровизация. Именно в ней и находят свое выражение творческие способности педагога — быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции. «Овладение импровизацией является одним из путей восхождения к педагогическому мастерству» [10, 35].
Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Но необходимо отметить, что в зависимости от конкретной сферы деятельности какие-то качества творческого педагога могут иметь большее значение, быть определяющими, а какие-то — меньшее, хотя отрицать их необходимость нельзя.
Список литературы:
1. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
2. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя//Вопросы психологии. - 1986. - № 2.
3. Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. - М., 1899.
4. Левчук З. С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза. - Минск, 1992.
5. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. Сб. статей/Сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1986.
6. Педагогика. Сост. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998.
7. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
8. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. - М.: Знание, 1987.
9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1987.
10. Рындак В. Г. Формирование организаторских умений у будущих учителей в процессе непрерывности педагогической практики. - М., 1988.
11. Ряховских Н. Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя. - Оренбург, 1988.
12. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994.
13. Шаршов И. А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента. - Белгород, 2000.
14. Яковлева Н. М. Теория и практика педагогического творчества. - Челябинск: УГПИ, 1987.
Bakunova Irina Vladimirovna, Associate Professor, Ph. D., Department of practice and special psychology
Ermakova Alexandra Viktorovna, North-Caucasian Federal University, 5th year student, Department of Defectology
Е-mail: [email protected]
Speech therapy support of children with disabilities in the home-based learning
Abstract: This article discusses the speech therapy support the process of learning to read children with disabilities in the home-based learning.
Keywords: disabilities, home training, the process of learning to read, speech therapy support, speech disorders.
84
Speech therapy support of children with disabilities in the home-based learning
Бакунова Ирина Владимировна, Северо-Кавказский Федеральный университет, доцент, кандидат психологических наук, кафедра практической и специальной психологии
Ермакова Александра Викторовна, Северо-Кавказский Федеральный университет, студент 5 курса, кафедра дефектологии Е-mail: [email protected]
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы логопедического сопровождения процесса обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, надомное обучение, процесс обучения чтению, логопедическое сопровождение, речевые расстройства.
Положение семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, усугубляется так как, своевременная поддержка и профессиональное содействие задерживаются в связи с невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов и теоретикометодологического обоснования психолого-педагогической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. Данные дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной и реабилитационной помощи специалистов (врачей и коррекционных педагогов).
Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, что отражается на его учебной деятельности, поведении, ограничении учащимися в контактах со сверстниками, с социальной средой, на успеваемости, на выборе профессии, что негативно влияет на всю структуру личности ученика [1, 42-43]. Логопедическое воздействие заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить его полноценное развитие и социальную адаптацию в социуме.
Основными задачами логопедической службы являются [2]:
1. Коррекция звуковой стороны речи:
а) постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
б) формирование фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звукобуквенном анализе, синтезе, в формировании слоговой структуры слова.
2. Исправление ошибок лексико-грамматической стороны речи:
а) уточнение активного и пассивного словарного запаса, обогащение его новыми словами;
б) развитие форм словообразования и словоизменения.
3. Развитие навыков связного высказывания.
4. Коррекция нарушений чтения и письма.
Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению участников образовательного процесса — детей, педагогов, родителей, направленную на решение задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации обучающихся; информирование и просвещение семей и педагогического коллектива.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Логопедическое сопровождение обучающихся включает профилактическое и коррекционное направление работы. Оно отличается от всех форм логопедической работы тем, что предполагает тесную взаимосвязь, взаимодействие всех субъектов, принимающих участие в обучении, воспитании: учитель-логопед, учителя начальных классов, психолог, воспитатели группы продленного дня, медицинские работники, родители [3].
Такое взаимодействие помогает обеспечивать осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, а значит, стабильную результативность логопедических занятий.
Серьезное отношение учителей к проблемам речевых детей, знание логопедического минимума и учет этих знаний в работе позволяют выполнить одну из главных задач сотрудничества — достижение единства требований к ребенку со стороны учителя-логопеда и классным руководителем.
Логопедическое сопровождение ведется по следующим направлениям [4, 281-287]:
1. Диагностическое — обследование речи детей с целью комплектования групп, определения детей для
85
Section 5. Pedagogy
индивидуальной коррекционной и консультативной работы.
В первых классах рекомендуется проводить двухэтапную логопедическую диагностику [5]. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития детей, о сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
Для диагностики и мониторинга рекомендуется использовать «Тестовую методику диагностики устной речи» Т. А. Фотековой, нейропсихологические диагностики письма и чтения младших школьников Т. В. Аху-тиной, Н. М. Пылаевой, О. Б. Иншаковой [6, 89-98]. По результатам диагностики составляется аналитическая справка. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом-психологом, классным руководителем.
2. Коррекционно-развивающее. К коррекционноразвивающему направлению относятся:
- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
- работа в составе школьного психолого-медикопедагогического консилиума;
- проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающихся, обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии, подготовка пакета документов на психолого-медико-педагогическую комиссию совместно с психологом, социальным педагогом, учителем.
3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности. К данному направлению логопедического сопровождения относятся:
- консультирование педагогических работников;
- консультирование родителей;
- выступления на школьных методических объединениях учителей начальных классов, районных методических объединениях учителей-логопедов; школьных методических объединениях, заседаниях проблемных групп учителей, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения;
- проведение открытых логопедических занятий;
- выступления на родительских собраниях;
- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;
- работа по теме самообразования;
- диссеминация опыта работы;
- совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно-развивающей программы, при необходимости внесение корректив в
программу, отслеживание динамики развития детей-ло-гопатов);
- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОО и школой;
- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Основными задачами сопроводительной работы учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с речевыми нарушениями являются:
- пропаганда логопедических знаний среди родителей, повышение их педагогической культуры;
- практическая помощь логопеда семьям, имеющим детей с речевыми нарушениями;
- определение перспектив совместной работы логопеда и родителей.
Данные формы логопедического сопровождения родителей позволяют давать необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим детей с речевыми нарушениями, что дает положительные результаты в коррекционной работе, создает атмосферу доверия, взаимопонимания и поддержки между детьми, родителями и педагогами. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогами.
На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения — фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
Коррекция звукопроизношения у детей проходит на индивидуальных занятиях. Разработанная циклограмма учета времени на неделю позволяет заниматься с каждым ребенком не менее двух раз. Индивидуальные занятия выстраиваются по принципу лексико-грамматического подхода. Поэтому для автоматизации звуков подобраны многоплановые лексико-грамматические игры и упражнения, которые помимо основной цели позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навыков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др.).
На протяжении всего времени коррекционно-развивающего обучения отслеживается динамика речевого развития ребёнка, зачисленного на занятия, и фиксируется в речевой карте обучающегося. Для более точной и полной картины, показывающей динамику результативности работы с детьми, проводится мониторинг эффективности коррекционно-развивающего обучения как индивидуально, так и по группам. Это способствует
86
Formation of image of the future teacher
более глубокому и детальному изучению каждого обучающегося на определённых этапах и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.
Занятия с детьми проводятся в часы, свободные от занятий дома по другим предметам. Необходимо соблюдать периодичность и продолжительность логопедических занятий, например, для детей 6-7 лет при общем недоразвитии речи, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные им — не менее 3 раз в неделю; при фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи — нарушения чтения и письма, обуслов-
ленные ими — 2-3 раза в неделю; с группой заикающихся — 3 раза в неделю; фонетический дефект — 1-2 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи — не менее 3 раз в неделю [7, 162-165].
Таким образом, в процессе логопедического сопровождения в условиях надомного обучения учитель-логопед уточняет установленное заключение, более тщательно обследуя речь детей; дает рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции дефекта; консультирует родителей педагогов по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.
Список литературы:
1. Гаврилова Н. В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ.//Профессиональное образование. - Столица № 1, - 2013, -
С.42-43.
2. Староверова М. С., Кузнецова О. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей/М. С. Староверова, О. И. Кузнецова. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛД, 2013. - 143 с. (Пособие для психологов и педагогов).
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с.
4. Бойков Д. И. Психологическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса как составляющая подготовки педагога - психолога/Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Сборник материалов конференции. - Архангельск, - 2010.
5. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике//Психолого-педагогиче-ское медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб., 2009.
6. Ахутина Т. В., Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов - М.: АРКТИ, 2012. - 136 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда).
7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении: Возрастные особенности психического развития детей. - М., 2012.
8. Аутизм: Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сборник методических статей./ Бардышевский Н. В., Львова И. А., Морозова С. С. и др./Под ред. Морозова С. А. - М.: Сигнал, 2001. - 232 с.
Zhubatyrova Botagoz, Duysenbaeva Raichan, Ergarina Zhanna,
teachers of the department of pre-school and special education, Aktobe Regional State University im. K. Zhubanova, Aktyube, Republic of Kazakhstan, E-mail: [email protected]
Formation of image of the future teacher
Abstract: the paper presents the experience formation of image of the future teacher through the use of modern technology through interaction with university students on specialties “Pre-school education and training” and “Defectology”.
Keywords: positive image, PR — technology, new information technology, image of information, only presentation, competition.
87