Formation of image of the future teacher
более глубокому и детальному изучению каждого обучающегося на определённых этапах и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.
Занятия с детьми проводятся в часы, свободные от занятий дома по другим предметам. Необходимо соблюдать периодичность и продолжительность логопедических занятий, например, для детей 6-7 лет при общем недоразвитии речи, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные им — не менее 3 раз в неделю; при фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи — нарушения чтения и письма, обуслов-
ленные ими — 2-3 раза в неделю; с группой заикающихся — 3 раза в неделю; фонетический дефект — 1-2 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи — не менее 3 раз в неделю [7, 162-165].
Таким образом, в процессе логопедического сопровождения в условиях надомного обучения учитель-логопед уточняет установленное заключение, более тщательно обследуя речь детей; дает рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции дефекта; консультирует родителей педагогов по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.
Список литературы:
1. Гаврилова Н. В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ.//Профессиональное образование. - Столица № 1, - 2013, -
С.42-43.
2. Староверова М. С., Кузнецова О. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей/М. С. Староверова, О. И. Кузнецова. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛД, 2013. - 143 с. (Пособие для психологов и педагогов).
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с.
4. Бойков Д. И. Психологическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса как составляющая подготовки педагога - психолога/Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Сборник материалов конференции. - Архангельск, - 2010.
5. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике//Психолого-педагогиче-ское медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб., 2009.
6. Ахутина Т. В., Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов - М.: АРКТИ, 2012. - 136 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда).
7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении: Возрастные особенности психического развития детей. - М., 2012.
8. Аутизм: Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сборник методических статей./ Бардышевский Н. В., Львова И. А., Морозова С. С. и др./Под ред. Морозова С. А. - М.: Сигнал, 2001. - 232 с.
Zhubatyrova Botagoz, Duysenbaeva Raichan, Ergarina Zhanna,
teachers of the department of pre-school and special education, Aktobe Regional State University im. K. Zhubanova, Aktyube, Republic of Kazakhstan, E-mail: [email protected]
Formation of image of the future teacher
Abstract: the paper presents the experience formation of image of the future teacher through the use of modern technology through interaction with university students on specialties “Pre-school education and training” and “Defectology”.
Keywords: positive image, PR — technology, new information technology, image of information, only presentation, competition.
87
Section 5. Pedagogy
Жубатырова Ботагоз, Дуйсенбаева Райхан, Ергарина Жанна,
преподаватели кафедры дошкольного и специального образования Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова,
г. Актюбе, Республика Казахстан, E-mail: [email protected]
Формирование имиджа будущего педагога
Аннотация: В статье представлен опыт работы по формированию имиджа будущего педагога путем использования современных технологий посредством взаимодействия со студентами университета, обучающимися по специальностям «Дошкольное обучение и воспитание» и «Дефектология».
Ключевые слова: положительный имидж, PR-технологии, новые информационные технологии, имиджевая информация, самопрезентация, конкурентная борьба.
Динамичные изменения в жизни современного общества, произошедшие под влиянием социально-экономических факторов, свидетельствуют о том, что в настоящее время проблемы репутации, общественного мнения о конкретной организации и, следовательно, формирование и управление ее привлекательным образом получают все более широкий резонанс в сфере образования, в средствах массовой информации, на уровне межличностного общения сотрудников образовательного учреждения (ОУ), обучающихся и их родителей. На сегодняшний день активно применяются различные PR-технологии, способствующие установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между ОУ и обществом. Прогрессивное развитие рынка в сфере информационных технологий стремительно привносит ноу-хау средства в существующие PR-технологии, предоставляя образовательному учреждению возможность выйти на более высокий и качественный уровень по формированию своего имиджа, используя широкий спектр новых информационных технологий (НИТ). С помощью НИТ имиджевая информация создается на более профессиональном уровне с применением графики, звука, анимации, видеоизображений и других возможностей различных программных средств и НИТ, направленных на её позитивное психологическое восприятие в массовом сознании людей, а также распространение среди общественности в сети Интернет, расширяя круг потенциальных потребителей образовательных услуг.
Создание позитивного имиджа образовательного учреждения в первую очередь возложено на его персонал, особенно на ту его часть, которая непосредственно вступает в тесный контакт с реальными и потенциальными потребителями образовательных услуг — педагога. Но умеет ли сегодняшний педагог использовать средства НИТ в целях формирования имиджа ОУ обладает ли достаточным профессионализмом, чтобы успешно решить эту задачу? Государственным образовательным стандартом не предусмотрено изучение будущим педагогам дисциплин,
отражающих теоретические и практические навыки рассматриваемого процесса. Данная проблема вызвала спрос на педагогов, способных эффективно и профессионально применять возможности НИТ в создании положительного имиджа ОУ
Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен определенный объем знаний, необходимый для постановки и решения проблемы подготовки будущего учителя, воспитателя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ Так, общетеоретические аспекты подготовки будущего учителя раскрываются в исследованиях О. А. Абдуллиной, А. А. Вербицкого, Ф. Н. Гоноболина, Л. В. Даринского, С. Б. Елканова, В. И. Загвязинского, И. Ф. Исаева, Т. К. Клименко, Н. В. Кузьминой, Л. Н. Куликовой, Б. Т. Лихачева, И. П. Селезневой, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, Е. Н. Шиянова, А. И. Щербакова и др.
В результате научных изысканий зарубежных (П. Берд, Ф. Буари, С. Блэк, Л. Браун, К. Боулдинг, Д. Бурстин,
К. Спенсер, Б. Сэм, Э. Сэмпсон, Дж. Честара, Дж. Ягер и др.) и отечественных (Е. Н. Богданов, Э. А. Галу-мов, А. В. Гармонова, Г. Г. Поченцов, Е. Б. Перелыгина,
A. Ю. Панасюк, И. А. Федоров, А. П. Федоркина, В. М. Ше-пель и др.) ученых сегодня активно развивается новая наука — имиджелогия, в рамках которой рассматриваются вопросы сущности и содержания различных видов имиджа (имиджа руководителя, имиджа личности, имиджа политика, корпоративного имиджа, профессионального имиджа и т. д.), закономерности, принципы и механизмы его возникновения и формирования.
Для нас принципиальное значение имели работы, в которых рассматриваются:
• имидж образовательного учреждения (Е. А. Александров, Е. И. Зуева, Е. А. Измайлова, Н. А. Кадочников, Е. Б. Карпов, Р. В. Козьякова, И. Р. Лазаренко, П. С. Лернер,
B. М. Лизинский, Е. А. Петров, М. С. Пискунов, Т. Н. Пискунова, В. Л. Раковских, А. А. Родионов, М. В. Томилова, А. В. Щербаков и др.);
88
Formation of image of the future teacher
• имидж учителя (Т. А. Бусыгина, М. Р. Варданян,
A. А. Деркач, М. А. Дегтярёва, И. П. Казаченко, О. А. Ку-ревина, А. А. Калюжный, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова,
B. В. Павленко, О. И. Попова, А. А. Реан и др.);
• имидж руководителя образовательного учреждения (Л. Малыхина, Е. Медреш, В. Метаева, В. Паутов, Л. Пер-минова, Е. Руднев и др.);
• теоретические аспекты формирования имиджа (зарубежные ученые: С. Ван-Райл, Дж. Грегори, Дж. Даттон, Г. Даулинг, Б. Джи, Ф. Котлер, Р. Кристиан, Ч. Фомбрун, А. Эллвуд; отечественные: И. В. Алешина, А. А. Калюжный, Т. Е. Климова, А. А. Крупанин, В. П. Попков, Г. Г. По-чепцов, А. П. Ситников, Г. Л. Тульчинский и др.);
• подготовка студентов к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (А. А. Абдукадыров, М. И. Жалдак, А. Ю. Кравцова, И. В. Марусева, С. А. Удалов и др.);
• психолого-педагогические особенности использования новых информационных технологий в учебном процессе (А. Г. Гейн, А. П. Ершов, М. П. Лапчик, В. М. Монахов, A. Dillon, R. Gagne, D. Jonassen и др.);
• совершенствование образовательного процесса в вузе с использованием новых информационных технологий (А. В. Андреев, Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейн, Б. С. Гершунский, Л. И. Долинер, М. П. Лапчик, Д. Ш. Матрос, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Э. Г. Скибиц-кий и др.);
• особенности обучения информатике и информационным технологиям в вузе (Е. В. Баранова, Ю. С. Бра-новский, Л. И. Долинер, Э. И. Кузнецов, А. В. Могилев,
Н. И. Пак и др.).
Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что проблема подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ пока не стала предметом специального исследования.
В условиях отсутствия рынка образовательных услуг потребность образовательных учреждений (ОУ) в широкой самопрезентации не имела устойчивого проявления. За ними закреплялся постоянный ученический контингент микрорайона, а учителя получали направление на работу от органов управления образованием. Понятие «конкурентная борьба» за учеников и учителей школам было почти не знакомо. В 1990-е г., с развитием рыночных отношений, общественное сознание стало оперировать понятиями индивидуальности, отличительности, имидже субъектов социально-экономических отношений. В основу легло понимание конкуренции. Это позволило идентифицировать наиболее успешных субъектов в рыночном пространстве. В условиях сложившейся ситуации, когда на рынке товаров и услуг приоритетной характеристикой становится конкурентоспособность, организация уделяет значение своему имиджу. Вопрос идентификации коснулся и социальных институтов общества —о бладателей специфическойуслуги—образования.
На сегодняшний день в разворачивающемся соперничестве учебные заведения прибегают к различным формам конкуренции, среди которых значительная роль отводится имиджу учителя [1].
Впервые понятие «имидж» было использовано в рекламной практике в Америке в 50-х годах. В научное употребление понятие «имидж» было введено только в начале 60-х годов XX столетия К. Болдингом. Позднее имидж становится ключевым элементом теории и практики «Па-блик рилейшнл». В науке до конца 80-х годов ХХ столетия близкие по направленности исследования проводились в рамках психологии пропаганды, массовых коммуникаций, социального познания, индивидуального и общественного сознания. Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в научную литературу был О. Феофанов. Сегодня понятие «имидж» получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания, включая и педагогику. Сопоставляя трактовки понятия «имидж», принятые в различных областях науки, мы пришли к выводу, что существующие его определения весьма разнятся между собой, но в своем большинстве они сводятся к образу, выполняющему определенные функции (В. Г. Зазыкин, Е. Б. Перелыгина, Е. А. Петрова, О. А. Феофанов и др.). В рамках данного подхода имидж рассматривается как образ-представление об объекте, сформировавшееся в психике (в сфере сознания и/или в сфере подсознания) людей (индивида) в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта, либо косвенно через мнение других людей, и влияющее на их (его) мнение, поведение или действие по отношению к данному объекту [2].
При существующем многообразии типов образовательных учреждений в нашем исследовании к образовательному учреждению относились те, в которых осуществляют свою профессиональную деятельность педагога: общеобразовательные (начальные, основные, средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи и гимназии); специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.
На основе проведенного анализа существующих исследований и публикаций разных авторов:
• сформулировано определение имиджа образовательного учреждения — устойчивый образ-представление об образовательном учреждении, сложившийся в общественном сознании и отражающий его репутацию, престиж и качество предлагаемых образовательных услуг;
• выделены и содержательно раскрыты компоненты имиджа ОУ: имидж руководителя, имидж персонала, имидж потребителя образовательных услуг (выпускника, учащегося, дошкольника, родителей, класса, группы и т. д.), представление социального окружения о качестве образования, представление о цене образовательных услуг, представление об уровне комфортности школьной среды, внутренний имидж ОУ стиль ОУ визуальный имидж, внешняя атрибутика, финансовое положение, бизнес-имидж, соци-
89
Section 5. Pedagogy
альный имидж, реклама, паблисити, представление о месте и роли отдельных индивидов и групп.
Формирование имиджа предполагает определенную деятельность — имиджмейкинг. Анализ научной литературы показал, что выделяются две формы функционирования имиджмейкинга: непрофессиональный и профессиональный имиджмейкинг. Непрофессиональный имиджмейкинг — это присущая каждому человеку деятельность «стихийной» презентации какого-то объекта или самопрезентации себя значимому социальному окружению. На базе данной деятельности, путем ее усложнения и институализации, развивается профессиональный имиджмейкинг (Е. Б. Перелыгина). Под профессиональным имиджмейкингом понимается не только деятельность имиджмейкера — специалиста по формированию имиджа, но и любая деятельность по созданию или коррекции имиджа, включенная в структуру профессиональной деятельности субъекта (А. Ю. Панасюк, Е. Б. Перелыгина). В полной мере это относится и к педагогическому мастерству как фактору развития способностей учащихся [3].
В социокультурных условиях становится очевидным тот факт, что все большую роль в качественном функционировании ОУ играют современные технологии формирования имиджа, одними из которых являются новые информационные технологии (НИТ). Научный прогресс, стремительное развитие рынка информационных технологий и их массовая доступность предоставляют учителю возможность выйти на более высокий и качественный уровень по формированию имиджа ОУ используя широкий спектр НИТ.
Учитывая изложенное выше и проведя анализ исследований авторов по использованию НИТ, было сформулировано определение «использование новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения» — это целенаправленная деятельность учителя, характеризующаяся использованием совокупности средств и методов автоматизации, объединенные в технологическую цепочку, предназначенные для хранения, обработки, передачи и представления имиджевой информации в процессе создания, поддержания и усиления позитивного общественного мнения о престиже, качестве образовательных услуг и репутации образовательного учреждения.
Учёные отмечают, что существенной предпосылкой эффективности выполнения деятельности является наличие у личности готовности к её осуществлению. Принимая во внимание специфику нашего исследования и положения, представленные в работах М. И. Дъяченко, Л. А. Канды-бович, Т. Е. Климовой, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулют-кина, В. А. Крутецкого, К. К. Платонова, Д. Н. Узнадзе,
В. А. Ядова, Н. М. Яковлевой и др., мы рассматриваем готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ как интегративное образование личности, имеющее системную организацию, сложную,
многоуровневую структуру и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного, деятельностного компонентов, степень сформированности которых позволяет будущему учителю продуктивно использовать возможности НИТ в формировании имиджа ОУ, совершенствовать свой опыт в их использовании и расширять его границы.
Мотивационный компонент, выполняющий стимулирующую функцию, является пусковым механизмом формирования рассматриваемой готовности. В его структуру входят мотивы, интересы, потребности и ценностные ориентации, совокупность которых отражает психологическую готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ
Когнитивный компонент, выполняющий информационную и ориентационную функции, позволяет удовлетворить и развить потребности, интересы, мотивы и ценностные ориентации будущего учителя. Данный компонент представляет собой единство теоретических, методических и технологических знаний, которые интегрируют общие и специальные знания в сфере НИТ, общие и специальные знания в области имиджелогии и специальные знания по использованию будущим учителем НИТ в формировании имиджа ОУ Степень их сформированности отражает теоретическую готовность учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ [4].
Деятельностный компонент, выполняющий трансляционную и регулятивную функции, отражает практическую готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ В структуру данного компонента мы включаем комплекс умений (диагностические, проектировочные, организационные, коммуникативные, рефлексивные), степень сформированности которых отражает практическую готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ [5].
Интегративный характер данного личностного образования, наличие этапов формирования (мотивационноцелевой, активно-действенный и обобщающий) и уровней проявления (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) позволили сделать вывод о таких характеристиках готовности, как многоуровневость содержания, системность и динамичность, возможность формирования и актуализации в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.
Решение проблемы подготовки будущего педагога к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ предполагает выбор стратегии, основой которой может выступать один или синтез нескольких подходов к исследованию. Анализ научной литературы показал, что для решения нашей проблемы наиболее продуктивными являются системный, интегративный, контекстный и объектный подходы. Данные подходы послужили методологической основой для разработки и обоснования модели подготовки будущего педагога к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ
90
Formation of image of the competition of the educational institution
Список литературы:
1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994. - 215 с.
2. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993. - 190 с.
3. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 20-27.
4. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности учителя и формирование его личности. - Л., 1967. - 183 с.
5. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - М.,1984. - 215 с
6. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. - 32 с.
7. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961. - 98 с.
Zhubatyrova Botagoz, Maitanova Nuria,
Gulmira Karimova,
teachers of the department of pre-school and special education, Aktobe Regional State University im. K. Zhubanova, Aktyube, Republic of Kazakhstan, E-mail: [email protected]
Formation of image of the competition of the educational institution
Abstract: the paper presents the experience formation of image of the future teacher through the use of modern technology through interaction with university students on specialties “Pre-school education and training” and “Defectology”.
Keywords: positive image, PR-technology, new information technology, image of information, only presentation, competition, competition of the educational institution.
Жубатырова Ботагоз, Майтанова Нурия, Каримова Гульмира,
преподаватели кафедры дошкольного и специального образования Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова, г. Актюбе, Республика Казахстан, E-mail: [email protected]
Формирование имиджа образовательного учреждения в условиях конкуренции
Аннотация: В статье представлен опыт работы по формированию имиджа будущего педагога путем использования современных технологий посредством взаимодействия со студентами университета, обучающимися по специальностям «Дошкольное обучение и воспитание» и «Дефектология».
Ключевые слова: положительный имидж, PR-технологии, новые информационные технологии, имиджевая информация, самопрезентация, конкурентная борьба.
Подготовка педагога относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения и это естественным образом отражается во взглядах на систему профессиональной подготовки. Вопросы подготовки
педагогических кадров находят свое отражение в государственных нормативных документах. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, разработанная на основе Послания Президента Республики народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной
91