Научная статья на тему 'Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения'

Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИМИДЖ / ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / МОДЕЛЬ / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / IMAGE / OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IMAGE / A FUTURE TEACHER / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глущенко Татьяна Борисовна

В статье представлена модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения, включающая в себя блок управления, блок педагогических условий, процессуальный и результативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Future Teachers' Training Model for the New Information Technologies Usage in the Process of Educational Establishment Image Forming

The article presents a model of future teachers' preparation for the usage of new information technologies in the process of educational establishment image forming, which includes such blocks as pedagogical environmental complex, processual and resultative.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения»

УДК 378 ББК Ч488/489

Глущенко Татьяна Борисовна

преподаватель г. Магнитогорск

Glushchenko Tatyana Borisovna

Lecturer

Magnitogorsk

Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения The Future Teachers’ Training Model for the New Information Technologies Usage in the Process of Educational Establishment Image Forming

В статье представлена модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения, включающая в себя блок управления, блок педагогических условий, процессуальный и результативный блоки.

The article presents a model of future teachers’ preparation for the usage of new information technologies in the process of educational establishment image forming, which includes such blocks as pedagogical environmental complex, processual and resultative.

Ключевые слова: новые информационные технологии, имидж, имидж образовательного учреждения, будущий учитель, модель.

Key words: new information technologies, image, of educational establishment image, a future teacher, model.

Проблема представления образовательного учреждения (ОУ) как открытой

социально-педагогической системы существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется особенно отчетливо. С каждым годом в образовании растет конкуренция между учреждениями. В разворачивающемся соперничестве учебные заведения прибегают к различным формам конкуренции, среди которых значительная роль отводится имиджу. Имидж - образ-представление об объекте, сформировавшийся в психике (в сфере сознания и/или в сфере подсознания) людей в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта, либо косвенно через мнение других людей, и влияющий на их мнение, поведение или действие по отношению к данному объекту [1]. Если ОУ конкурентоспособное, значит у него уже сформировался положительный образ - имидж. Имидж ОУ - образ учебного заведения (школы,

училища, вуза), часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.

К настоящему времени в научной литературе накоплен определенный объем знаний, посвященных вопросам формирования имиджа. ОУ, раскрывающиеся в научных исследованиях Пискунова М.С., Аликперова И., Волковой В.В., Дагаевой Е.А., Зуевой Е.И., Журавлева Д.В., Шепель В.М., Карповой Е.Б., Ар-дышевой Е.А., Ковтуновой О.М. и др. Однако, в результате активной разработки различных аспектов, можно констатировать, что вопрос формирования имиджа ОУ с использованием новых информационных технологий (НИТ) пока не стал предметом специального исследования. Ноу-хау в сфере информационных технологий (ИТ), непрерывное и прогрессивное развитие ИТ-рынка предоставляют спектр средств и технологий, которые можно эффективно использовать при формировании имиджа ОУ. НИТ - технология автоматизации информационных процессов с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, основанная на применении современных средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники [2]. В научных работах, рассмотренных выше авторов, выделяются различные характеристики имиджа ОУ (образ руководителя, образ персонала, качество образовательных услуг и т.д.). Но особое внимание уделяется на то, что позитивный имидж формируется в первую очередь самими работниками учебного заведения, которые являются глобальным ресурсом развития конкурентоспособности, перспективности, профессионализма и креативности всего ОУ. В связи с информатизацией образования в учебную деятельность активно внедряются НИТ, применяя которые преподаватель может эффективно и наглядно подготовить свои занятия. Но умеет ли сегодняшний учитель использовать средства НИТ в целях формирования имиджа учебного заведения, обладает ли достаточным профессионализмом, чтобы успешно решить эту задачу? Государственным образовательным стандартом ВПО РФ не предусмотрено изучение будущим педагогом дисциплин, отражающих теоретические и практические навыки по формированию имиджа ОУ с использова-

нием НИТ. Таким образом, назрела необходимость исследования процесса подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ.

В рамках данной проблемы мы предлагаем модель подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ, которая включает в себя блок управления, блок педагогических условий, процессуальный и результативный блоки. Говоря о нашей модели, мы не претендуем на целостное решение проблемы исследования, а представляем один из возможных вариантов ее решения.

Блок управления регулирует организацию процесса подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ. В структуру данного блока мы включили три компонента: нормативный, целевой и научного обеспечения. Нормативный компонент отражает современное состояние и перспективы развития системы высшего профессионального образования (ВПО). Целевой компонент включает конкретную, перспективную и оперативную цели. В качестве конкретной цели мы рассматриваем подготовку будущих учителей к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ, а в качестве перспективной - создание у них установки на саморазвитие компетентности в использовании НИТ в формировании имиджа ОУ. Оперативная цель по своему содержанию представляет декомпозицию конкретной и перспективной целей на комплекс основных и промежуточных подцелей - задач. В контексте нашего исследования группа основных подцелей соотносится с задачами подготовки будущих учителей к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ (мотивационного, когнитивного, деятельностного), а группа промежуточных подцелей - с задачами этапов исследуемого процесса: адаптационный, активнодейственный и обобщающий. В компонент научного обеспечения включены подходы (компетентностный, системный, акмеологический, интегративный и андрагогический) и принципы организации процесса подготовки будущих учителей к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ (использования профессионального опыта, практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний; контекстно-

сти; развития обучающегося; междисциплинарной интеграции; сотворчества; конструктивного взаимодействия).

Первый принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся в процессе использования НИТ при формировании имиджа ОУ. Принцип контекстности позволяет организовать подготовку будущих учителей к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ «в атмосфере предмета». Принцип развития обучающегося предполагает, что обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека. Принцип междисциплинарной интеграции обеспечивает систематизацию, обобщение и уплотнение знаний в использовании НИТ при формировании имиджа ОУ на основе междисциплинарных связей. Принцип сотворчества предполагает организацию командного взаимодействия студентов в процессе решения проблемы (задания), направленность этого взаимодействия на совместную эффективную творческую деятельность и сотрудничество. Принцип конструктивного взаимодействия предполагает установление субъ-ект-субъектных отношений между студентами, студентом и преподавателем в процессе подготовки будущих учителей к использованию НИТ в формировании имиджа. ОУ.

Блок педагогических условий. Анализ изучаемой проблемы в нашем исследовании позволил выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в экспериментальной работе:

• осуществление междисциплинарной связи при подготовке будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ;

• повышение профессиональной квалификации преподавателей;

• усиление активной роли обучающихся в отборе содержания, методов подготовки, выборе форм взаимодействия в образовательном процессе при направляющей и консультирующей позиции руководителей занятий.

Первое педагогическое условие. Государственным образовательным стандартом ВПО РФ не предусмотрено изучение будущим педагогом дисциплины

«Педагогическая имиджелогия», хотя отдельные теоретические вопросы рассматриваются в различных дисциплинах разных образовательных программ, но без имиджелогической направленности. Из этого следует, что из общего представления о педагогической имиджелогии выпадает ее понимание как научной дисциплины. Выход из этого положения мы видим в разработке и внедрении спецкурса «Основы имиджмейкинга образовательного учреждения».

Государственным образовательным стандартом ВПО РФ предусмотрено изучение будущим педагогом дисциплин(ы), в содержании которых(ой) отражены аспекты знаний и умений в области информационных технологий. В каждой специальности или направлении, в соответствии с образовательным стандартом, выделено определенное количество часов и тематика данных(ой) дис-циплин(ы). Описанные в нашем исследовании компетентности в использовании НИТ в данных дисциплинах отражаются частично и не в полном объеме, либо отсутствуют. Например, в образовательном стандарте специальности «050202-Информатика» выделенные в нашем исследовании компетентности в использовании НИТ встречаются в таких дисциплинах как «Компьютерные сети, интернет и мультимедиа технологии», «Теория и методика обучения информатике», «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» и т.д., но отражены не полностью. В соответствии с этим у будущего педагога отсутствует целостное восприятие данной компетентности. А в специальностях, где рассматриваются только базовые основы информатики, данные компетенции отсутствуют. Выход из этого положения мы видим в разработке и внедрении спецкурса «НИТ в формировании имиджа ОУ», в котором будущие учителя будут получать компетентности в использовании НИТ, направленные на формирование имиджа ОУ.

Для достижения поставленной в нашем исследовании цели - подготовка будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ - будущему учителю необходимо владеть знаниями и умениями в сфере спецкурсов «Основы имиджмейкинга образовательного учреждения» и «НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения». Чтобы сформировать имидж

учебного заведения средствами НИТ, будущему учителю в процессе обучения необходимо «совмещать» выделенные умения и знания в рамках спецкурсов. А добиться этого можно с помощью принципа междисциплинарной интеграции.

Междисциплинарная интеграция - это объединение знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования в вузе. Необходимость установления междисциплинарной связи в процессе обучения будущего учителя диктуется следующими обстоятельствами: использованием будущими учителями знаний спецкурсов «Основы имиджмейкинга ОУ» и «НИТ в формировании имиджа ОУ» для формирования имиджа ОУ с использованием НИТ; комплексным применением полученных междисциплинарных знаний, умений и навыков при выполнении разного рода практических и специальных заданий.

Выделяя второе педагогическое условие, мы исходили из того, что компетентность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ могут получить не только будущие учителя, но и преподаватели учебных заведений. Вся история становления и развития обучения человека, как самостоятельной области его деятельности, указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Поскольку персонал учреждений составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука андрагогика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В нашем исследовании мы предлагаем преподавателям получить знания и умения к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ в качестве курсов повышения квалификации (КПК). Поскольку преподаватели, прибывающие на КПК, являются взрослыми людьми, то при организации подготовки преподавателей требуется учет выделенных С.И. Змеевым принципов андрагогики: приоритет самостоятельного обучения, опора на опыт обучающегося, контекст-

ность обучения, принципы совместной деятельности, индивидуализации обучения, системности, актуализации результатов обучения, развития образовательных потребностей и осознанность обучения. Получать знания и умения к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ преподаватели будут в виде курсов «Основы имиджмейкинга ОУ» и «НИТ в формировании имиджа ОУ» в процессе КПК. Преподаватель перед прохождением КПК должен иметь базовые знания информатики. В данном педагогическом условии кроме андрагоги-ческого подхода также уместно применить междисциплинарный подход, в результате которого курс «Основы имиджмейкинга ОУ» должен проходить совместно с курсом «НИТ в формировании имиджа ОУ» для пересечения знаний в достижении цели КПК - получить компетентность к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ.

При выделении третьего педагогического условия мы исходили из того, что проектирование содержания спецкурсов на принципе междисциплинарной интеграции - необходимое, но не достаточное условие для решения проблемы подготовки будущих учителей к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ. Мы считаем, что для профессионального развития будущих учителей описанные спецкурсы должны быть гибкими и вариативными, легко поддаваться коррекции в зависимости от потребностей и возможностей группы и обучающихся. Кроме того, процесс обучения должен строиться в атмосфере творческого поиска и высокой активности каждого будущего учителя. Эффективность процесса обучения по подготовке будущих учителей во многом зависит от применяемых технологий обучения. В практике высшей школы сегодня используют различные технологии обучения. Учитывая специфику нашего исследования, из всего многообразия креативных технологий мы выделяем проектную. Проектная технология - способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на создание ими новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Данная технология обеспечивает формирование у будущего педагога умения проектировать модель имиджа объекта с заданными качествами [2].

Блок педагогических условий, взаимосвязывая блок управления с процессуальным блоком, определяет содержательные особенности последнего. В его структуру мы включили три компонента: содержательный, технологический и организационный. Содержательный компонент включает в себя авторские программы спецкурсов «Основы имиджмейкинга. ОУ» и «НИТ в формировании имиджа ОУ». Ядро данного компонента - комплекс имиджелогических знаний и знаний в применении НИТ теоретического и методического характера. Технологический компонент содержит технологии, методы и средства обучения. Организационный компонент содержит этапы организации рассматриваемого процесса, учитывая конкретную и перспективную цели проектируемой нами модели: адаптационный, активно-действенный и обобщающий.

Результативный блок отражает реализацию выделенных педагогических условий. Он включает в себя уровни (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), критерии, показатели критериев.

Библиографический список

1. Климова, Т.Е. Имиджевая компетентность будущего педагога физической культуры: теория и практика формирования: монография / Т.Е. Климова, В.Г. Купцова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008 г. - 151 с.

2. Хомоненко, А.Д. Основы современных компьютерных технологий: учеб. пособие / А. Д. Хомоненко. - М.: 2002 г. - 448 с.

Bibliography

1. Khomonenko, A.D. Bases of Modern Computer Technologies: Study Guide / A.D. Kho-monenko. - Moscow: 2002. - 448 p.

2. Klimova, T.E. Image Competence of a Future Physical Training Teacher: Formation Theory and Practice: Monograph / T.E. Klimova, V.G. Kuptsova. - Magnitogorsk: MaSU, 2008. -151 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.