Formation of image of the competition of the educational institution
Список литературы:
1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994. - 215 с.
2. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993. - 190 с.
3. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 20-27.
4. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности учителя и формирование его личности. - Л., 1967. - 183 с.
5. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - М.,1984. - 215 с
6. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. - 32 с.
7. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961. - 98 с.
Zhubatyrova Botagoz, Maitanova Nuria,
Gulmira Karimova,
teachers of the department of pre-school and special education, Aktobe Regional State University im. K. Zhubanova, Aktyube, Republic of Kazakhstan, E-mail: [email protected]
Formation of image of the competition of the educational institution
Abstract: the paper presents the experience formation of image of the future teacher through the use of modern technology through interaction with university students on specialties “Pre-school education and training” and “Defectology”.
Keywords: positive image, PR-technology, new information technology, image of information, only presentation, competition, competition of the educational institution.
Жубатырова Ботагоз, Майтанова Нурия, Каримова Гульмира,
преподаватели кафедры дошкольного и специального образования Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова, г. Актюбе, Республика Казахстан, E-mail: [email protected]
Формирование имиджа образовательного учреждения в условиях конкуренции
Аннотация: В статье представлен опыт работы по формированию имиджа будущего педагога путем использования современных технологий посредством взаимодействия со студентами университета, обучающимися по специальностям «Дошкольное обучение и воспитание» и «Дефектология».
Ключевые слова: положительный имидж, PR-технологии, новые информационные технологии, имиджевая информация, самопрезентация, конкурентная борьба.
Подготовка педагога относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения и это естественным образом отражается во взглядах на систему профессиональной подготовки. Вопросы подготовки
педагогических кадров находят свое отражение в государственных нормативных документах. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, разработанная на основе Послания Президента Республики народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной
91
Section 5. Pedagogy
экономике, конкурентоспособной нации» одной из задач ставит повышения качества подготовки высококвалифицированных и компетентных специалистов [1].
Десять - пятнадцать лет назад родители, выбирая образовательное учреждение для своего ребенка, ориентировались, в основном, на такой критерий как близость расположения от дома, и лишь некоторые родители — на хорошего учителя. Образовательные учреждения мало чем отличались друг от друга. Социальная ситуация стала меняться в 90-е годы. Появились различной направленности образовательные учреждения. И у родителей, абитуриентов появилось право выбора, также как и у образовательного учреждения — право отбора студентов. В образовательных учреждениях стали появляться новые дисциплины дополнительно к базовому стандарту, разнообразные курсы, факультативы, спецкурсы и секции. Педагоги стали использовать отличающиеся программы, учебники. И у родителей возникали вопросы: какое образовательное учреждение «лучше учит», в какой — престижнее. Трудно разобраться во всем разнообразии и появился еще один критерий выбора образовательного учреждения — количество студентов трудоустроенных и востребованных на рынке труда [2].
Уменьшилось количество студентов в образовательном учреждении — сократили количество преподавателей. И образовательное учреждение, чтобы выжить или быть конкурентноспособными, привносят в учебно-воспитательный процесс свои «изюминки». Руководители и педагоги вынуждены организовывать отличительные от других образовательных учреждений дополнительные дисциплины, создавать особые условия и обучать персонал. Но, поскольку в бывших советских образовательных учреждениях о собственной Миссии и конкуренции даже не помышляли, а только выполняли заказ государства, то этот стереотип сохранился у большинства образовательных учреждений в настоящее время. То есть, исходят не от общего — Миссии или концепции в изменениях в образовательных учреждениях, а от частного — чтобы добавить, чего у других еще нет.
Еще очень важный фактор сегодняшнего дня — образовательным учреждениям отдают финансовую самостоятельность. А образовательное учреждение — это открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентноспособность, сегмент рынка, образовательная услуга, реклама.
Учитывая все вышеперечисленные и другие факты, становится ясным, что каждому образовательному учреждению необходим свой имидж.
Слово «image» в переводе с латинского языка означает образ, изображение. Образ — обобщенное художественное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления. Определений понятия «имидж» достаточно много... Некоторые из них: имидж — это целенаправленно формируемый образ, призванный ока-
зывать эмоционально-психологическое воздействие. Или: имидж — искусственный образ, формируемый в общественном сознании средствами массовой коммуникации, создается с целью формирования определенного отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Можно ли образовательному учреждению не формировать свой имидж? Можно. Но в таком случае он будет сформирован общественностью и родителями студентов стихийно, а значит неуправляемо руководством. И задача стоит не в том: иметь или не иметь, а в том, что иметь — стихийный или управляемый имидж. Учитывая, что в мозгу человека есть лишь несколько центров удовольствия и, как минимум, десятки неудовольствия и тревоги, людям проще находить недостатки, чем позиционировать достоинства, и поэтому, устойчивый позитивный имидж образовательного учреждения сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта вуза и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
Что дает позитивный имидж вузу?
- во-первых, получить увеличение своего социального заказчика (родителя, абитуриента), образовательных услуг, а значит увеличить набор студентов;
- во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: внебюджетному финансированию, источникам информации;
- в-третьих, имея сформированный позитивный имидж вуз при прочих равных условиях становится более привлекательной для педагогов, так как предстает способной в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
- в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения вузом определенной силы, в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
С чего начинать создание имиджа вуза или алгоритм создания?
Исходя из определения понятия имиджа, в котором внешний образ проявляется посредством внутреннего содержания необходимо начинать с Миссии (концепции) вуза, то есть внутреннего имиджа.
Миссия или концепция вуза — это общая цель, смысл ее существования и принципы, посредством которых достигается эта цель. «Миссия всегда индивидуальна, уникальна, в ней заключены основное, «изюминка», образ «новизны», предназначение в мире. Миссия не связана с получением прибыли, она всегда красива, альтруистична, в ней звучит тема служения» [3].
Итак, сотрудникам вуза необходимо понять, в чем ее особенность. Для этого провести мониторинг понимания Миссии студентами, преподавателями и родителями. Воз-
92
Formation of image of the competition of the educational institution
можно, составить анкету с неоконченными предложениями типа: «Наш вуз особенный, потому что в нем ...», «Наш вуз отличается от других вузов тем, что .».
Следующий шаг — выявление ожиданий основных «клиентов» вуза — студентов и их родителей. Например, с помощью такой анкеты, в которой необходимо проран-жировать по значимости критерии выбора вуза и критерии к образу выпускника или идеального студента [4].
На основании создания собственной Миссии и выявленных ожиданий родителей и студентов разработать общий стиль вуза.
Атрибуты внутреннего имиджа:
- целостность стиля сотрудников (культура общения, одежда, прическа), критерии указаны в контракте; логотип; слоган; вывеска, подъездные пути, территория; интерьер (мебель, картинки, цветовые гаммы, таблички на дверях кабинетов); запахи; фирменная посуда; вид досок объявлений, стендов; места отдыха преподавателей; стиль общения, открытость, корректность, искренность; стиль общения по телефону.
Элементы корпоративной культуры как части внутреннего имиджа:
Система ценностей, правил, норм; способы циркулирования информации (создание структуры управления вузом и средства управления и взаимодействия администрации и участников учебно-воспитательного процесса); традиции, ритуалы; стиль общения со студентами; взаимодействие между собой персонала; отношение преподавателей и сотрудников к работе; отношение преподавателей и сотрудников с руководством вуза; отношение преподавателей и сотрудников к родителям студентов; совместный отдых, праздники общие и собственные; система поощрений и мотивация персонала; стимулирование инновационной деятельности.
Главной содержательной частью внутреннего имиджа являются:
Творческое и духовное развитие и процесс обучения персонала; компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе; создание новых направлений деятельности; создание новых технологий в учебно-воспитательном процессе (ТРИЗ-педагогика, эйдетика, коуч-педагогика); психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; создание новой системы воспитательной работы, которая соответствует современным студентам (развивающая воспитательная система).
Внешний имидж включает в себя:
- изготовление рекламных средств для актуализации желаемого имиджа: визитки, буклеты, проспекты, листовки, бигборды, световые троллы, указатели на дорогах;
- использование СМИ: радио, телевидение, газеты для рекламных статей, интервью для пропаганды достижений вуза, преподавателей, студентов, демонстрация наград;
- нанесение логотипа, слогана, на всю исходяющую информацию о вузе;
- изготовление собственных дневников, исходя из Миссии вуза;
- проведение PR-мероприятий: участие в специализированных выставках, ярмарках, презентации;
- проведение образовательных мероприятий на базе своего вуза: олимпиады, конкурсы; методических объединений республиканских вузов;
- организация семинаров, конференций;
- издательская деятельность — книги в соответствии с Миссией;
- создание собственного сайта в Интернете как проекта рекламной площадки, где будет формироваться позитивный имидж вуза;
- рекламная кампания инновационных проектов, особенностей содержания образования — оригинальные дисциплины, курсы, факультативы, новизна образовательных услуг;
- активная социальная реклама, где демонстрируется забота о новом поколении РК через функционирование образовательных организаций;
- подчеркивание в рекламе стабильности деятельности вуза;
- организация постоянной обратной связи для анализа эффективности проведенных мероприятий.
Создавая свой имидж, мы должны понимать, что привлекаем студентов с определенным мировоззрением. Их критерии выбора вуза будут соответствовать вашему внешнему имиджу. Вуз должен развивать и обучать педагогический состав, внедрять новые технологии обучения, иметь хорошую материальную базу (территорию, здание) и техническую базу (оборудование для обучения и развития).
На основе опыта нашего вуза по созданию имиджа, мы считаем для того, чтобы тот или иной вуз был привлекательным, имел свой неповторимый складывающийся образ, скорее всего, он может руководствоваться алгоритмом создания Имиджа, который представлен ниже.
Итак, Алгоритм создания имиджа образовательного учреждения может быть таким:
1. Дать самостоятельное определение содержания понятия имиджа.
2. Исходя из определения, создать Миссию вуза, в которой будут сформулированы четко определенные приоритеты, собственная философия, свое видение будущего, уникальная, неповторимая, особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, студенческая культура.
3. Выявить ожидания основных клиентов на разнообразные и качественные образовательные услуги, оригинальную систему воспитательной работы, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности студентов, формирование здорового образа жизни.
4. Проработать атрибуты внутреннего имиджа (перечислены выше) и выявить первоочередные.
5. Разработать внешний имидж ВУЗа (перечислены выше).
93
Section 5. Pedagogy
6. Составить план реализации внешнего и внутреннего имиджей.
7. Начать реализацию.
8. Провести мониторинг реализованных мероприятий.
9. Провести коррекцию и обновление имиджа.
10. Продолжить формирование имиджа.
Как это ни странно — это не столько дорогостоящее дело, как может показаться. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на всей территории. Стиль помещений должен соответствовать функциям и согласовываться с общим стилем (например, быть выдержанным в гармоничной световой гамме, иметь на дверях функциональные
таблички, выполненные в едином стиле [5].
Главные выводы:
1. Формирование позитивного имиджа жизненно необходимо современному ВУЗу.
2. Для того, чтобы создать внешний социальный позитивный имидж, необходимо создать внутренний.
Ведь мы можем научить только тому, чем владеем сами.
Не талантливых студентов не бывает, если у них талантливые педагоги!
Не талантливых педагогов не бывает, если у них талантливый руководитель!
Список литературы:
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы.
2. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: «Питер», 2000.
3. Зинкевич-Евстигнеев Т. Д. Теория и практика командообразования. Современные технологии по созданию команд. - СПб: издательство «Речь», 2004.
4. Зуевская И. Н. Механизм функционирования позитивного имиджа Школы./статья, - М.: Издательском дом «1 сентября».
5. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2002.
Zaichenko Nataliia Ivanivna, National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, doctorate, the Faculty of Pedagogy E-mail: [email protected]
The problem of «new school» in Spanish-speaking pedagogical thought of the first third of the XX century
Abstract: The problem of “new school” in Spanish-speaking pedagogical thought of the first third of the XX century has been analyzed in the article. The author notes that Spanish-speaking educators searched the possibilities of social changes with the help “new school”.
Keywords: “new school”, Spanish-speaking pedagogical thought, education.
Зайченко Наталия Ивановна, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, докторант, педагогический факультет E-mail: [email protected]
Проблема “новой школы” в испаноязычной педагогической мысли первой трети ХХ века
Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы “новой школы” в испаноязычной педагогической мысли первой трети ХХ в. Автор отмечает, что в “новой школе” испаноязычные педагоги искали возможности улучшения не только педагогической практики и образования, но и социальных изменений общества.
Ключевые слова: “новая школа”, испаноязычная педагогическая мысль, образование, воспитание.
В первой трети ХХ в. в испаноязычной педагогической мысли приобретают силу новые педагогические концепции. Мексиканские педагоги Х. Баранда (Joaquin Baranda) (1840-1909), Х. Сьерра (Justo Sierra Mendez) (1848-1912) отстаивают идеи развития народного об-
разования в родной стране, соответствующего национальным потребностям, призывают к организации учебных заведений народного образования, а также считают неотъемлемым условием достижения национального единства социальную поддержку ущемленных групп на-
94