Научная статья на тему 'Проблема “новой школы” в испаноязычной педагогической мысли первой трети ХХ века'

Проблема “новой школы” в испаноязычной педагогической мысли первой трети ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
57
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
“новая школа” / испаноязычная педагогическая мысль / образование / воспитание / “new school” / Spanish-speaking pedagogical thought / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайченко Наталия Ивановна

Статья посвящена анализу проблемы “новой школы” в испаноязычной педагогической мысли первой трети ХХ в. Автор отмечает, что в “новой школе” испаноязычные педагоги искали возможности улучшения не только педагогической практики и образования, но и социальных изменений общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of «new school» in Spanish-speaking pedagogical thought of the first third of the XX century

The problem of “new school” in Spanish-speaking pedagogical thought of the first third of the XX century has been analyzed in the article. The author notes that Spanish-speaking educators searched the possibilities of social changes with the help “new school”.

Текст научной работы на тему «Проблема “новой школы” в испаноязычной педагогической мысли первой трети ХХ века»

Section 5. Pedagogy

6. Составить план реализации внешнего и внутреннего имиджей.

7. Начать реализацию.

8. Провести мониторинг реализованных мероприятий.

9. Провести коррекцию и обновление имиджа.

10. Продолжить формирование имиджа.

Как это ни странно — это не столько дорогостоящее дело, как может показаться. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на всей территории. Стиль помещений должен соответствовать функциям и согласовываться с общим стилем (например, быть выдержанным в гармоничной световой гамме, иметь на дверях функциональные

таблички, выполненные в едином стиле [5].

Главные выводы:

1. Формирование позитивного имиджа жизненно необходимо современному ВУЗу.

2. Для того, чтобы создать внешний социальный позитивный имидж, необходимо создать внутренний.

Ведь мы можем научить только тому, чем владеем сами.

Не талантливых студентов не бывает, если у них талантливые педагоги!

Не талантливых педагогов не бывает, если у них талантливый руководитель!

Список литературы:

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы.

2. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: «Питер», 2000.

3. Зинкевич-Евстигнеев Т. Д. Теория и практика командообразования. Современные технологии по созданию команд. - СПб: издательство «Речь», 2004.

4. Зуевская И. Н. Механизм функционирования позитивного имиджа Школы./статья, - М.: Издательском дом «1 сентября».

5. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2002.

Zaichenko Nataliia Ivanivna, National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, doctorate, the Faculty of Pedagogy E-mail: natalia_zaichenko@ukr.net

The problem of «new school» in Spanish-speaking pedagogical thought of the first third of the XX century

Abstract: The problem of “new school” in Spanish-speaking pedagogical thought of the first third of the XX century has been analyzed in the article. The author notes that Spanish-speaking educators searched the possibilities of social changes with the help “new school”.

Keywords: “new school”, Spanish-speaking pedagogical thought, education.

Зайченко Наталия Ивановна, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, докторант, педагогический факультет E-mail: natalia_zaichenko@ukr.net

Проблема “новой школы” в испаноязычной педагогической мысли первой трети ХХ века

Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы “новой школы” в испаноязычной педагогической мысли первой трети ХХ в. Автор отмечает, что в “новой школе” испаноязычные педагоги искали возможности улучшения не только педагогической практики и образования, но и социальных изменений общества.

Ключевые слова: “новая школа”, испаноязычная педагогическая мысль, образование, воспитание.

В первой трети ХХ в. в испаноязычной педагогической мысли приобретают силу новые педагогические концепции. Мексиканские педагоги Х. Баранда (Joaquin Baranda) (1840-1909), Х. Сьерра (Justo Sierra Mendez) (1848-1912) отстаивают идеи развития народного об-

разования в родной стране, соответствующего национальным потребностям, призывают к организации учебных заведений народного образования, а также считают неотъемлемым условием достижения национального единства социальную поддержку ущемленных групп на-

94

The problem of «new school» in Spanish-speaking pedagogical thought of the first third of the XX century

селения, прежде всего представителей индейских групп Мексики.

В докладе, обращенном к Высшему совету по народному образованию, Х. Сьерра утверждал: “школа является спасением нашей национальной идентичности; с ней мы связываем надежды на сохранение нашего языка, консолидацию нашего характера" Образование является социальным процессом, охватывающим все аспекты жизни, продолжал педагог, а народная школа — это самая жизнь [1, 375].

Мексиканский педагог выступил с критикой школы своего времени, поскольку она, по его убеждению, воспроизводит механизм обучения чтению книг, но не формирует человеческий дух. Х. Сьерра видит будущее именно в народной школе, соединяющей умственное, моральное, эстетическое, физическое воспитание человека. Такая школа должна быть светской. Педагог утверждал, что введение обязательного, бесплатного, светского элементарного образования в Мексике является прежде всего государственным делом, ведь государство выполняет не только руководящую, но и социально-воспитательную функцию, воплощая общественные интересы [2, 219-220].

Под влиянием философско-педагогического учения Д. Дьюи в латиноамериканской педагогической мысли получили развитие идеи о школе действия, основанной на единстве теории и практики, воспитательных ценностях прагматизма и утилитаризма. Педагогические идеи американского философа Д. Дьюи были восприняты в странах Латинской Америки как прогрессивные, крайне важные для образовательной практики. Летом 1926 г. американский педагог провел два учебных курса в Мексиканском национальном университете. Некоторые его труды были переведены на кастильский язык и получили широкое распространение в Латинской Америке, например, “Мое педагогическое кредо”, “Опыт и природа”, “Искусство как опыт”, “Логика: теория исследования”, “Поиск достоверности”.

Мексиканский педагог М. Саенс (Moises Saenz Garza) (1888-1941), сторонник педагогики Д. Дьюи, отстаивал идеи созидания деятельностного образования в Мексике, социально-культурного развития нуждающихся групп населения. М. Саенс обосновывал социально-педагогические идеи в рамках социально-виталистской доктрины. Образование и воспитание человека являются теми жизненными процесами, которые модифицируют, реконструируют, опыт личности, отмечал он. Условия жизнедеятельности общества изменяются, следовательно, изменяются и образовательно-воспитательные ориентиры.

Мексиканский педагог указывал, что образование и воспитание способствуют социальному развитию человека. Приобретая опыт деятельности в разных социальных контекстах, человек обучается “технике социализации”, формируется как гражданин. На принципах совместной деятельности, соучастия, солидарности людей построена демократическая организация общества, отмечал М. Саенс [1, 478-479].

Критически воспринял идеи Д. Дьюи мексиканский педагог Х. Васконселос (Jose Vasconcelos Calderon). В

работе “От Робинзона к Одиссею” (1935 г.) он писал, что прагматические идеи Д. Дьюи, прогрессивные в США, “самоубийственны для наших народов, стремящихся к самостоятельности, основанной на собственной культуре” [3, 1521].

Перуанский педагог Х. Энсинас (Jose Encinas Franco) (1888-1958) обосновывал идею о том, что воспитание не является исключительно педагогической проблемой, а прежде всего социальной. Рассматривая школу как общность, он настаивал на первоочередности закладывания в ней оснований социальной жизни, а уже затем — организации ее как образовательного учреждения с учебными планами и программами, поскольку школа неразрывным образом связана с общественной жизнью, именно школа выступает средой социального и духовного развития человека. Знания, получаемые в школе, имеют реальную ценность и используются учениками в общественной жизни [4, 32-33].

В 1907-1911 гг. Х. Энсинас возглавлял школьный центр 881 в Пуно, в котором осуществлялись попытки реализовать педагогические идеи “новой школы” на практике. Заведение превратилось в центр просветительства и распространения знаний среди населения. Образовательные и воспитательные идеи обсуждались на еженедельных собраниях, была основана школьная библиотека, создано Общество педагогов, впервые в Пуно начал издаваться педагогический журнал “Образование” [2, 360].

В работе “Очерк новой школы в Перу” (1933 г.) Х. Энси-нас отмечал актуальность образовательной реформы в Перу как составляющей модернизации и демократизации страны [2, 340-341].

“Новая школа” видится Х. Энсинасу общностью, объединенной духом социального равенства и солидарности, в такой школе представляются возможными условия для развития свободы деятельности и мышления ребенка. Напротив, школа, в которой царит дух авторитарности, выступает для ребенка “тюрьмой, где он механически подчиняется требованиям учителей или предписаниям регламентов, где ему навязывают серию обязательств, не признавая его прав” [5, 88].

Перуанский педагог ситал, что учитель наделен в обществе весомой ролью, поскольку он самым активным образом принимает участие в общественно-политической жизни страны. Х. Энсинас сравнивал деятельность учительства с апостольской миссией духовного просветительства народа и отмечал, что затягивание в рутину препятствует учительству исполнять свою роль социального лидерства [5, 57].

Парагвайский педагог Р. Кардозо (Ramon Indalecio Cardozo) (1876-1943) в работе “Педагогика школы действия” обосновывал идеи о том, что в “новой школе” социальное воспитание должно осуществляться на основаних патриотичности, уважения демократических ценностей и гражданских прав человека. Новая школа призвана формировать в человеке чувства солидарности, справедливости и толерантности, т. е. тех социальных качеств, на которых держится мир в мире. Педагог убежден, что в условиях

95

Section 5. Pedagogy

школьной среды по кирпичикам закладываются чувства любви к ближнему, поддержки приятелей и впоследствии человек сможет проявить милосердие, сочувствие также и в общественной жизни [6, 56-57].

Противопоставляя традиционной школе активную школу (школу действия), Р. Кардозо отводил последней значительную социальную роль — быть поводырем и посредником в общественной жизни. Традиционная школа, по мнению педагога, представляет собой скорее остров, замкнутое пространство человеческих отношений, а новая школа призвана формировать социальные отношения, быть детской общиной, общностью, являющейся неотъемлемой составляющей общественного взаимодействия [6, 32].

Проблема “новой школы" нашла отражение в трудах испанского педагога Л. Лузуриаги (Lorenzo Luzuriaga Medina) (1889-1959), сторонника либеральной педагогики, — “Новые школы” (1923 г.), “Новое образование" (1927 г.), “Единая школа” (1931 г.) и др. Л. Лузуриага считал, что школа дожна быть доступной для всех членов общества соответственно способностям и призваниям граждан, независимо от их экономических, социальных возможностей или вероисповедания.

Каталонский педагог Ф. Феррер-и-Гуардия (Francisco Ferrer i Guardia) (1859-1909) — теоретик и практик либертарной педагогики, видел в воспитании подрастающего поколения огромное общественное предназначение, развитие способности совершить социальную революцию и построить свободное и справедливое общество. Ф. Феррер-и-Гуардия утверждал, что воспитание свободной личности

не связано с христианством, так как религия основывается на смиренности и препятствует борьбе человека на пути созидания нового справедливого порядка.

8 октября 1901 г. в Барселоне была открыта “современная школа” под руководством Ф. Феррера-и-Гуардии для 30 учеников. Это была первая в Испании школа, в деятельности которой были внедрены идеи либертарной педагогики, воспитание в ней носило антиавторитарный, атеистический характер.

В работе “Современная школа” (1912 г.) испанский педагог писал: “задача современной школы заключается в том, чтобы обучающиеся в ней мальчики и девочки стали образованными, правдивыми, справедливыми и свободными от всех предрассудков людьми. В этих целях, обучение догмам будет заменено рациональным обучением естественным наукам. Оно будет побуждать, развивать и направлять личные способности каждого ученика, чтобы он, со всеми своими лучшими индивидуальными качествами, не только стал полезным членом общества, но и вследствие этого повышал, благодаря собственным качествам, достояние своего общества. Школа будет обучать истинным социальным обязанностям в соответствии со справедливой максимой: нет обязанностей без прав, нет прав без обязанностей” [7, 37].

Таким образом, в испаноязычной педагогической мысли первой трети ХХ в. нашла отражение проблема “новой школы” В “новой школе” испаноязычные педагоги искали возможности улучшения не только педагогической практики и образования, но и социальных изменений общества.

Список литературы:

1. Larroyo F. Historia comparada de la educacion en Mexico. - Mexico: I. D.F., 1967. - 596 p.

2. Educadores en America Latina y el Caribe. De la colonia al siglo XIX y XX. T. III/D. Soto Arango, J. Paniagua Perez (ed.). -Tunja: COLCIENCIAS, 2011. - 384 p.

3. Vasconcelos J. De Robinson a Odiseo: pedagogia estructurativa//Vasconcelos, J. Obras completas. Vol. 2. - Madrid, 1958. - P. 1496-1720.

4. Zapata Ancajima J. C. Pensadores de la educacion peruana del siglo XX. - Piura - Peru, 2007. - 72 p.

5. Encinas J. A. Un ensayo de escuela nueva en el Peru. - Lima: Imp. Minerva, 1932. - 251 p.

6. Cardozo R. Pedagogia de la escuela activa. T. II. - Asuncion, 1939. - 380 p.

7. Феррер-и-Гуардия Ф. Современная школа/La escuela moderna/Ф. Феррер-и-Гуардия; пер. с исп. Э. Саттарова; вступ. ст. Д. И. Рублева. - М.: URSS: Либроком, 2012. - 128 с.

Loza Tatyana Vladimirovna, Luhansk T. Shevchenko National University, Competitor of the Department of Social Pedagogy E-mail: agibalova_t_v@mail.ru

Dynamics of readiness’ for independent living indicators in conditions of orphans’ social and pedagogical support

Abstract: The forms and methods of orphans’ preparation for independent living is examined in the article. The analysis of such indicators of orphans’ readiness for independent living as a commitment to family life, social competence and professional readiness are given.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.