Научная статья на тему 'НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТРАДИЦИИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ ТУРЦИИ И КЫРГЫЗСТАНА'

НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТРАДИЦИИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ ТУРЦИИ И КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АШЫК / АКЫН / ТРАДИЦИЯ АШУГОВ / НАЧАЛО ТРАДИЦИИ АШУГОВ / КЫРГЫЗСКАЯ И ТУРЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА / BARD OR AşıK / BARDSHIP TRADITION / BEGINNING BARDSHIP / KYRGYZ AND TURKISH LITERATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Уст К., Ожакбеги М

Традиция импровизации (ашугов, ашыков) является продолжением традиций бахши, кам, озан, которые в свою очередь берут свое начало в Средней Азии. Несмотря на существующие на сегодняшний день некоторые отличия, наше внимание привлекает то, что начальные формы применения традиции импровизации в Кыргызстане и Турции имеют сходства. В период, когда тюркоязычные народы проживали в одномгеографическом ареале, существовало общее культурное наследие. Результатом принятия турками Ислама и переселения в Анатолию стало формирование новой культурной атмосферы. Данная ситуация стала причиной для отдаления тюркоязычных народов от общей культуры и появления некоторых культурных отличий. Таким образом, в течении всего исторического периода традиция ашугов кыргызского и турецкого народов потерпели некоторые изменения. В этой статьемы проделали путешествие в устное творчество народов Кыргызстана и Турции сравнили начальные формы традиции импровизации в рамках этих двух стран. В работе проанализированы начальные формы традиции импровизации в литературе народов Кыргызстана и Турции и самые важные представители этой традиции.Bardship (also known as kam,baksy, bakshy in other Turkic languages) tradition originally based on Central Asia. Though there are differences between bardship in Turkey and Kyrgyzstan, there are similarities in starting processes of the art. All Turkic nations shared common cultural heritage while living in the same geographical area. New culture of the Turkish people emerged with the acceptance of Islam and migration to Anatolia. This distanced the Turkic nations from the common culture. Turkish and Kyrgyz bardship tradition has undergone historical changes in time. This article studies the starting procedure of bardship in Kyrgyz and Turkish societies from historical perspective. The study focuses on the starting procedure and important figures in bard art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТРАДИЦИИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ ТУРЦИИ И КЫРГЫЗСТАНА»

Уст К.

преподаватель, отделение турецкого языка

Ожакбеги М., к ф.н. доцент, декан факультет гуманитарных наук Международный университет Ататюрк-Алатоо

Кыргызстан, г. Бишкек НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТРАДИЦИИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ ТУРЦИИ И КЫРГЫЗСТАНА

Аннотация

Традиция импровизации (ашугов, ашыков) является продолжением традиций бахши, кам, озан, которые в свою очередь берут свое начало в Средней Азии. Несмотря на существующие на сегодняшний день некоторые отличия, наше внимание привлекает то, что начальные формы применения традиции импровизации в Кыргызстане и Турции имеют сходства. В период, когда тюркоязычные народы проживали в одномгеографическом ареале, существовало общее культурное наследие. Результатом принятия турками Ислама и переселения в Анатолию стало формирование новой культурной атмосферы. Данная ситуация стала причиной для отдаления тюркоязычных народов от общей культуры и появления некоторых культурных отличий. Таким образом, в течении всего исторического периода традиция ашугов кыргызского и турецкого народов потерпели некоторые изменения.

В этой статьемы проделали путешествие в устное творчество народов Кыргызстана и Турции сравнили начальные формы традиции импровизации в рамках этих двух стран. В работе проанализированы начальные формы традиции импровизации в литературе народов Кыргызстана и Турции и самые важные представители этой традиции.

Ключевые слова: ашык, акын, традиция ашугов, начало традиции ашугов, кыргызская и турецкая литература.

STARTING PROCEDURE IN KYRGYZ AND TURKISH BARDSHIP

TRADITION Abstract

Bardship (also known as kam,baksy, bakshy in other Turkic languages) tradition originally based on Central Asia. Though there are differences between bardship in Turkey and Kyrgyzstan, there are similarities in starting processes of the art. All Turkic nations shared common cultural heritage while living in the same geographical area. New culture of the Turkish people emerged with the acceptance of Islam and migration to Anatolia. This distanced the Turkic nations from the common culture. Turkish and Kyrgyz bardship tradition has undergone historical changes in time.

This article studies the starting procedure of bardship in Kyrgyz and Turkish societies from historical perspective. The study focuses on the starting procedure and important figures in bard art.

Key Words: Bard or a§ik, bardship tradition, beginning bardship, Kyrgyz and Turkish literature

1.1. Введение

Тюркских народов связывает общая история. Традиция импровизации в изустной поэзии которое является общей культурной ценностью, включающая в себя культурное наследие, переходящее из поколения в поколение, привычки, знания, нравы, манеры поведения. Традиция импровизации поэтов является культурной ценностью, которая, как и другие ценности культуры, проявляется через призму традиционной культуры, которая выполняет определенные функции для удовлетворения потребностей. Традиция поэтической импровизации является продолжением традиций бахши, кам, озан, которые в свою очередь берут свое начало в Средней Азии. Вместе с некоторыми различиями в импровизации на разных этапах среди тюркоязычных народов, существует и множество сходств. Наше внимание привлекает то, что начальные формы применения традиции импровизации в Кыргызстане и Турции имеют много общего. Традиция импровизации имеет важную роль в турецкой культуре и является представителем всего общества.

1.2. Начальные формы традиции поэтической импровизации в Турции.

Ряд разных причин послужило тому, чтобы народ стал применять традицию поэтической импроивзации. В данной работе обстоятельно раскрыты, все данные причины. Среди таких причин особое место занимают «призвание» и «особое дарование к поэзии». На протяжении многих столетий, окружающая среда оказывала влияние на устные народные традиции и на культурное накопление. Подрастающее поколение детей и молодые люди, воспитывающиеся на устных традициях в один прекрасный день, займут место среди, а поэтов-импровизаторов.

Различные аспекты проявляются в происхождении и продолжении турецкой традиции импровизации. Доган Кая привел самые главные аспекты происхождения данной традиции следующим образом:

• традиция «учитель-ученик»;

• прочтение стихов и быть под впечатлением от окружающих поэтов;

• воспитание на лирике народных турецких песен тюркю;

• воспитание в атмосфере песен, в сопровождении инструмента

саза;

• становление поэтом через сновидение;

• становление поэтом в результате духовного влияния;

• становление поэтом в результате горя;

• становление поэтом в результате любви;

• становление поэтом в результате душевной депрессии;

• становление поэтом в результате патриотических чувств;

• другие причины

2.1. Традиция «учитель-ученик»

Одна из традиций, которую соблюдают ашуги-поэты в поэзии на протяжении столетий - воспитание учеников. В частности, мы можем увидеть, как воспитывают учеников в уличных магазинчиках, таким же образом их воспитывают почти во всех общественных сферах. В этом аспекте традиция воспитать учеников среди поэтов ашугов имеет особое место. Мастер поэт берет к себе на воспитание ученика, у которого есть способность к игре на сазе и пению. Берет его с собой в общество музыкантов и поэтов, в один прекрасный день берет себе псевдоним и с разрешешния своего мастераученик начинает играть и петь. Ученик-молодой ашуг, после кончины мастера, в обществе музыкантов и поэтов собрание начинается со стихов поэта воспевая его имя. В этой традиции поэт-ашуг может взять в ученика человека младше себя, или может выбрать для себя ранее жившегопоэта-ашуга и принять его в качестве своего мастера.

Несколько отличительных черт:

• Поэт-ашуг должен взять к себе одаренного молодого ученика, чтобы он смог достойно занять место мастера, следовать по его стопам и увековечить его имя, научить ученика всему необходимому в этом жанре и добиться, чтобы тот тоже стал поэтом;

• ученик может быть и родственником, и совершенно чужим человеком;

• ученик также может быть, как и молодым, так и старше своего мастера-поэта на несколько лет;

• некоторые ученики могут воспитываться у нескольких мастеров;

• некоторые могут выбрать себе мастера, ранее жившего, в качестве духовного учителя и воспитываться на их стихах и учениях;

• некоторые поэты вступают в общество одаренных и получают степень;

2.2. Прочтение стихов и быть под впечатлением от окружающих поэтов-ашугов

Поэты-ашуги более известны в близких кругах.Слава и народное уважение приносят с собой и впечатления.Большую роль для молодых поэтов-ашугов играет то, что они учат наизусть произведения своих мастеров или часто слушают рассказы и манеру прочтения самых известных поэтов-ашугов в их кругу, и даже участие их в собраниях также играет важную роль в становлении молодых поэтов ашугами.

2.3. Воспитание на лирике народных турецких песен туркю

Одним из важных видов изложения в нашей литературе являются

народные сказания, их используют для того, чтобы рассказать будущему поколению, какими были в прошлом понятия о знаниях, нравах, вкусах, образовании, о врагах и дружбе, взаимопомощи. Собираясь в зимние ночи и

слушая рассказы о героев, люди могли спорить, и общаться, где можно было встретить радость, печаль и слова любви, такая атмосфера склоняла молодых поэтов к тому, чтобы они становились ашугами.

2.4. Воспитание в атмосфере песен, в сопровождении инструмента саза

Важную роль в поэзии поэтов-ашугов играет музыкальный инструмент саз. Общество считает должным музыкальное сопровождение на сазе особенно ашугами, которые были воспитаны в атмосфере, где присутствует данный инструмент. До XVI века поэт, который аккомпанировал прочтение музыкальным инструментом саз, назывался озан, после этого его стали называть «ашуг». А на место инструмента копуз (комуз) пришел саз. Поэты представляли свое творчество по случаю в различных местах (деревенских помещениях, кофейнях, на открытых площадках, в свадебных домах). Для слушателей этих песен, особенно для молодого поколения, которые имеют способности к данному виду творчества, появляется желание проявить себя в этой сфере. Таким образом, мы можем видеть, что в регионе с большим количеством групп сазистов имеется и большое количество поэтов- ашугов. (города Сивас, Карс).

2.5. Становление поэтом ашугом через сновидения

В изустной поэзии мотивы сна имеют комплексную структуру. Иногда ашуг видит во сне, как он влюбляется в красавицу и тем самым он познает необходимость творчества импровизации.Ашуг, который видит такой сон переходит от «простой личности» к «творческой личности». Обычно сон пить бордо (напиток) видят люди, проживающие вдалеке от города. Бордо бывает двух видов:

a) напиток мужчин -пьющий этот напиток становится не только поэтом- ашугом, но и героем и готов бороться ради любимого дела;

b) напиток старейшин - сила этого напитка такова, что выпивший этот напиток влюбляется в красавицу. Ради своей любимой, выпивший оставляет свое состояние. Чтобы быть рядом со своей любимой он пересекает горы, долины, покоряет вершины и подвергается многим трудностям. Таких мужей, называют «поэт-ашуг выпивший вино (или другой какой напиток)» или «справедливый поэт- ашуг».

В один несчастный день человек с душой наполненной возвышенными чувствами заснет и во сне к нему придет один аксакал (три аксакала, семь аксакалов), старейшина. Уснувшему человеку или людям во сне приходит пророк Хизр, пророк Ильяс. Святой старейшина подает ему руку, так называемую «розу силы» и дает три раза напиток бадэ.

Первый раз: ради единственного, имя которого едино, создавшего меня, тебя и 18 тысяч миров.

Второй раз: ради троицы, пятерки, семерки и сороковников.

Третий раз: ради любимой, которая показана между двумя пальцами. В это время ашуг хочет соединиться с красавицей, но старейшина отпускает руку и любимая исчезает.

Проснувшись, человек чувствует какие-то изменения, произошедшие с ним. Эти изменения проявляются в четырех формах:

• любовь Аллаха;

• человеческая любовь;

• проявление таланта к игре на сазе и прочтению стихов;

• обладание необходимой современной информацией.

Поэт Мустафа Ферьяди так описывает свое начало в творчество:

«Женатый четыре раза Мустафа Ферьяди во сне видит возлюбленную Гюльдане. К спящему Ферьяде во сне пришли семь дервишей с черными бородами, с сияющими лицами и в зеленых одеждах, они выстроились в круг. И обратились они к Ферьяде:»(Кая, 2003, 20)

«О Всемогущий Мустафа, Аллах даровал тебе девушку. Но не суждено встретиться в этом мире. Ты встретишься с ней в ином мире. Твоя боль - это боль Суммани. Твоя возлюбленная дальше возлюбленной Суммани. (Возлюбленная Суммани находилась в Бедишхане, в другой стороне от Руси, не смогливстретиться). Твоя возлюбленная в другой стороне от Китая, дам тебеполовину адреса. Живет она на острове Сеул в городе Леб... Встретиться в этом мире... Что видишь, что говоришь, будешь говорить во сне...» (Озен, 1983, 15)

Потом дервиши дали Ферьяди напиток в честь прекрасной Гюльдане. И Ферьяи увидел Гюльдане в этот момент.

«Смотрю, стоит передо мной, в руке держит зеленый бокал. Лицо хорошо не видно. Держащий бокал прикрыл свои руку и лицо... Дали мне бокал напитка, я быстро опустошил его. Как-будто увижу ее лицо и буду с ней... выпив первый бокал протянули мне второй, его я выпил до половины. Девушка убрала руку с лица. Когда я увидел лицо красавицы полностью упал там без сознания... » (Озен, 1983, 16)

2.6. Становление поэтом- ашугом в результате духовного влияния

У тюркских народов на каждом этапе историиможно встретить духовных наставников, чье влияние оказывало на общество. (Хаджи Байрам Вели, Акшемседдин, Эшрефоглу Руми и т.д.). Также поэт отображал в своих стихах чувства и мысли. Таким образом, для людей, которые слушали пение ашугов, для них самих это было начальным фундаментом становления поэтом-ашугом.

Иногда можно было столкнуться, что кандидат в поэта становился поэтом-ашугом, выпив напиток или съев плод яблони из рук Хизра.

На этот счет, Мастер Кул Химмет, он же Ибрагим рассказывал о том, как он становился поэтом- ашугом.

Настоящее имя Ибрагим, Мастер Кул Химмет дважды встречался с Хызыром. В первую встречу он не понял, что это Хызыр. При второй встрече,заметив некую особенность, он не мешкая понял, что человек этот Хызыр. (Кая, 2003, 23)

«В очередной раз, когда я сидел в огороде, появился человек, неопрятный на вид, весь в крови и гнойных ранах. Сказал, что сердце его все ожогах и освежился бы, если бы съел арбуз. Ибрагим сразу встал с места и протянул старцу подушку, на которой сидел. Старец: «Сынок, как ты отдаешь мне свою подушку, не испытывая отвращения? Не станет ли она испачканной?» На что Ибрагим ответил: «Что случится? Как она может испачкаться, можно подумать ты существуешь.» А также добавил: «О Божий посланник! Я исполню любое твое желание, но до сезона арбузов еще есть много времени. Где же мне найти его?» Он не обратит внимание и скажет: «Нет, нет, они уже поспели! Твое дело разрезать его!» Ибрагиму ничего не остается делать и он срывает один арбуз и разрезает его. И что он видит? Арбуз красный как кровь. Вот он и понимает ненормальность события. Встав перед приезжим старцем спросил: «Не ты ли тот человек, который вылечил моего ишака?» Улыбаясь старец ответил: «Узнал, да этим человеком был я.» Вдруг от крови и гноя не осталось и следа. А вместо этого появляется совершенно чистый, с сияющим лицомстарец. Они сидели и говорили много часов. Ибрагим испил традиционный напиток из рук Хызыра.» (Асланоглу, 10)

2.7. Становление поэтом-ашугом в результате горя

В жизни человека такие негативные случаи, как аварии, кончина, тоска по кому или чему-либо, пожары, несправедливость, безжалостность могут стать поводом для написания стихов и соответственно для становления ашугом. Из-за пережившего горя и боли они начинают писать стихи и когда число стихов достигает определенного уровня они находят себя в кругу ашугов. Некоторые поэты- ашуги Сиваского региона начали свой путь ашуга именно таким образом. Страдальная жизнь, тоска, смерть или разлука оказывали влияние на начинание этого дела в этом регионе. При этом необходимо было обладать одаренностью и знанием традиций.

2.8. Становление поэтом- ашугом в результате любви

Любовь и страсть рождаются в результате чрезмерной любви и называются своего рода неким заболеванием. Влюбленный, который не может достичь своей любимой горит огнем разлуки. И чтобы хоть как-то потушить этот огонь человек начинает писать стихи. Ситуация, когда человек любит, но не может встретиться со совей любимой, часто встречается у ашугов. Человек рассказывает о своей боли в своих стихах, аккомпанируя на сазе и таким образом, становится частью данной традиции.

2.9. Становление поэтом- ашугом в результате душевной депрессии

Некоторые люди в определенный период своей жизни переживают душевную депрессию. Такая ситуация напрямую оказывает влияние на жизненный путь человека. Например, в результате депрессии начинает интересоваться поэзией и красивыми словами. Начинает читать собственные стихи и стихи, принадлежащие другим поэтам. Таким образом этот человек вступает на путь становления ашугом.

2.10. Становление поэтом- ашугом в результате патриотических чувств

У каждого человека степень привязанности к национальной культуре отличается.На некоторых людей может влиять положительно или отрицательно повреждение ценностей или наоборот их оживление или возвеличивание. Даже если подобные случаи встречались редко, тем не менее это могло стать поводом для становления ашугом. Например, Ших Али Метин, Гарип Озан и Шукани 14 июля 1974 года по радио услышали о введении Турецких войск на Кипр. Гимны, передаваемые по радио, оказали на них большое влияние и, они начали писать стихи.

2.11. Другие причины...

• социальные и общественные события;

• причины, связанные с климатическими и географическими условиями;

• также к начальным формам творчества ашугов можно отнести такое качество, как физическая структура человека.

3. Начальные формы творческого пути поэтов- ашугов в Кыргызстане

Кыргызкая народная поэзия напрямую имеет отношение к кыргызскому поэтическому искусству. Народных поэтов обычно называют народными акынами. Акынов также называют ырчы, жазгыч, токмо. Токмо акыны обычно исполняют свои произведения или произведения других поэтов на комузе или кыяке. Народные поэты делятся на три группы: жамакчы, жомокчу и мудрецы. Акыны, композиторы и комузисты сохраняли эту традицию переходя от тоя к тою, из одного общество в другое, из деревни в деревню, они передали примеры народной поэзии. Акыны выступали на больших пирах, собраниях, состязались между собой, являлись представителями своего региона или рода. (Артун, стр.7)

Кыргызские поэты демонстрируют формы начала в свое творчество. Имеются различные причины почему люди становились ашугами в Кыргызстане. Постараемся подробно раскрыть, что включают в себя эти причины:

• Через сновидение;

• Одаренность, способность к поэзии;

• Имеющийся предшественник в семье;

• В качестве подмастерье.

3.1. Через сновидения

Мотивы снов часто встречаются в кыргызском устном литературном творчестве. В результате увиденного сна начинается творческий путь акына. Рассказывают, что по традиции акынов, акыны начинают читать свои произведения в результате сновидения. Во сне они видят сказителей эпоса Манас. Почти все сказители эпоса (манасчы) рассказывают: «Мы видели сон. Во сне мы видели Манаса. Поэтому я стал манасчы.» После того, как во

сне людям приснится Манас, он прививает им, чтобы они рассказывали о нем, о его истории и эпосе.В тюрском мире очень часто можно встретить, когда мотивом для людей, которые собираются посвятить себя в творчество ашугов или акынов, становится сон. Во сне молодому человеку снится герой или мастер акын, который угощает его напитком. Будущим Манасчы во сне Каныкей дает молоко. После этого сна манасчы начинает читать стихи или напевать стихи в сопровождении комуза. (Обозканов, стр.20-31)

Манасчы видят во сне либо самого Манаса, либо Манаса и рядом с ним сорок чоро. Некоторые даже рассказывают, что встречаются с Манасом лицом к лицу. Семетейчи и Сейтекчи рассказывают, что во сне им снится Семетей или Сейтек.

Кыргызская литература описывает три причины, по которым манасчы говорит «мне приснился сон».

а) В эпосе Манасе присутствуют противоречивые Исламской религии мотивы. Чтобы уберечь свое дело от порицаний и критики религиозных представителей, Манасчы говорят, что они читают эпос не по своей воли, а духи, которые пришли к ним во сне заставили и напугали их, а также приказали им заниматься этим делом.

б) Согласно традиции, увидеть сон является первым условием для того, чтобы стать манасчы. Люди не будут проявлять уважение к тем манасчы, которые стали таковыми, не увидев соответствующий сон.

в) Известный манасчы Келдибек открыл этот талант через сон. Другие манасчы, которые пришли после него продолжили этот мотив. (Айтматов, 2014)

3.2. Одаренность, способность к поэзии

Ребенок еще с детского возраста имеет способности к поэзии, сазу, чтению стихов. Придет день и эта способность приведет к написанию стихов. Конечно, при чтении стихов соблюдается техника народной поэзии. Ибо народная культура, в которой рос ребенок, знания и поэзия, которую он слышал, читал, учил являлись достаточным фундаментом для этого типа творчества. Читать стихи становится для него уже неким страстным увлечением. Таким образом, у человека проявляется его природный дар. (Обозканов, стр.31)

3.3. Имеющийся предшественник в семье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что наследство мы характеризуем, как качества, которые передаются от родителей, допускается, что ребенок может не обладать качествами родителей. Другими словами, у людей, принадлежащие к одному роду могут иметь схожие и несхожие стороны.

Несмотря на то, что наследственные качества напрямую имеют отношение ко всем членам семьи, все же у детей могут быть свойства характера как от матери, так и от отца. Качество, которое считается у родителей доминантным, передастся одному из детей. Ежели один из родителей был ашугом, то кто-то из детей станет ашугом. В некоторых семьях ашугом могут стать не дети, а внуки. А иногда ни у кого из детей

может не проявится это качество. Из ныне известных акынов, таким путем акыном стал Аалы Туткевич. В его семье и отец и дед были мастерами акынами.

3.4. В качестве подмастерье

Элемент, который бросается в глаза в воспитании акынов - это отношения между мастером и его подмастерье, и как правило, подмастерья находятся рядом со своим мастером. У большинства ашугов имеется мастер. Это выдающиеся мастера с большой буквы, которых сегодня к сожалению, нет в живых Э.Турсуналиев, А.Айталиев, Т.Абдиев, З.Усёнбаев. Большинство современных акынов учились у этих мастеров, слушали их наставления. Например, Амантай учился у Ашираали Айталиева, Азамат -сначала у Абдырашим Исмаил Оглу, позже у Т.Абдиева и З.Усёнбаева. Кадырбек и Асылбек одно время занимались у Аалы Туткучева. Кроме того, один раз в десять дней проводятся собрания, на которых акыны тянут жребий, в результате которого выбирают себе пару, с которымзатем состязаются в поэтическом поединке на определенные темы.Несмотря на то, что тянется жребий, в глаза бросается то, что молодые акына состязаются с мастерами. Это делается для того, чтобы молодые акыны могли следить за мастерством и искусством использования слова и мелодией мастера, чтобы научились, как нужно правильно состязаться. (Обозканов, стр.31-73)

4. Вывод

Традиция творчества поэтов-импровизаторов продолжается сегодня почти во всем тюркском мире, в том числе в Турции и Кыргызстане. Вероятность увидеть самые ценные примеры традиционных поэтов в Турции и Кыргызстане велика. Существует множество различий и сходств в импровизации двух культур. В каждой из этих двух культур поэтами становятся посредством сна. Самые яркие представители поэтов-импровизаторов Кыргызстана проявляются в виде сказителей эпоса Манас. Турецкие представители во сне берут напиток «баде»ради «тройки, семерки и сороковки». И в той и другой стране одним из основных влияющих факторов являются отношения между мастером и его ученик. В обоих странах поэтов воспитывает, учит мастер, после кончины которого ученик продолжает читать его стихи при этом импровизируя своих. Обстоятельство, на которое стоит обратить внимание - это «ашуги по наследству» или «одаренные природой ашуги», то есть для начала творчества ашуг должен иметь такое качество.

Использованные источники:

1. Асланоглу Эрман. Трансформация традиции ашугов в тюрском мире в будущее. XVII., Международный литературный фестиваль Кытабек. (Литература и культура балканских турков), Косово.

2. Кая Доган, Введение в поэзию ашугов. - Бишкек, Кыргызстан: Изд. Турецкого университета Манас, 2003.

3. Обозканов А., КГ. Токмолуктан Башаты, Калыптану этаплары жана синкреттуу табияты. Бишкек, 2003.

4. Озен Кутлу. Гюльдане. Сивас. 1983.

Уст К.

преподаватель, отделение турецкого языка

Ожакбеги М., к ф.н. доцент, декан факультет гуманитарных наук Международный университет Ататюрк-Алатоо

Кыргызстан, г. Бишкек ОБЩИЕЭЛЕМЕНТЫ ИЗУСТНОЙ ПОЭЗИИ В КЫРГЫЗСКОЙ И

ТУРЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация

Изустная поэзия, по мнению некоторых исследователей, по своему происхождению является продолжением литературных традиций Средней Азии (озан, гам, шаман, бахши). Несмотря на отличия, особое внимание привлекают общие элементы кыргызской и турецкой изустной поэзии. Во времена, когда тюркоязычные народы жили в одном географическом ареале, существовало общее культурное наследие. Принятие тюрками ислама и их переселение в Анатолию послужили толчком для формирования новой культурной среды. Также это привело к отдалению тюркских народов от общей культуры и появлению многих традиционных различий. В результате исторических процессов в искусстве импровизации кыргызского и турецкого народов появились некоторые изменения.

В данной статье мы, совершив своеобразное путешествие в общую историю кыргызского и турецкого народов, постарались выявить общие элементы в искусстве импровизации двух стран. В данной статье сопоставлено изустной поэзии турецкого и кыргызского народов. При анализе выявления всех общих элементов в изустной поэзии - «ашыклык» турецкого и «акындык енер» кыргызского народов были рассмотрены искусство импровизации и его важные представители в литературе обеих народов.

Ключевые слова: поэт, импровизация, «ашыклык», «акындык енер» искусство, изустная поэзия, кыргыз, народная культура.

COMMON ELEMENTS OF POETRY IMPROVÎSATÎON

TRADÎTÎON OF THE KYRGYZ AND TURKISH LITERATURE

Abstract

The paper deals with the analysis of the poetry improvisation between modern Turkish and Kyrgyz literature. Turkic people living in the vast territory of Central Asia shared common cultural and ethnic roots. However, migration of the Turkish people to modern Anatolia brought to the birth of new culture. The paper studies how poetry improvisation of the Turkish "ashyklyk" and the Kyrgyz "akyndyk onor" have similarities and differences in modern common Turkic literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.