Научная статья на тему 'Начальные этапы развития личности на примере социальной группы выпускников школ'

Начальные этапы развития личности на примере социальной группы выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ПОДРОСТОК / ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ / ЮНОША / CHILD / TEENAGER / FLYWEIGHT / YOUNG MAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанов С.С.

Определяются и исследуются четыре начальных этапа развития личности: Ребенок, Подросток, Приспособленец и Юноша. Задачей исследования является составление опросников по определению этапа развития личности среди выпускников школ в возрасте 17-19 лет. Результаты опросов обрабатываются на предмет выраженности ответов на определенный этап развития личности. Опросники строятся как выбор из двух альтернативных утверждений, соответствующих паре этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The initial stages of personality development on the example of the social group of high school graduates

Defined and researched in 4 initial stages of personality development: Child, Teen, Flexible and Young. The objective of the study is the compilation of questionnaires to determine stage of development of personality among school leavers aged 17-19 years. The survey results are processed to determine the severity of responses to a particular stage in the development of personality. Questionnaires are constructed as a choice between two alternative statements, the corresponding pair of stages.

Текст научной работы на тему «Начальные этапы развития личности на примере социальной группы выпускников школ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.99

I НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

С.С. Степанов*

Аннотация. Определяются и исследуются четыре начальных этапа развития личности: Ребенок, Подросток, Приспособленец и Юноша. Задачей исследования является составление опросников по определению этапа развития личности среди выпускников школ в возрасте 17—19 лет. Результаты опросов обрабатываются на предмет выраженности ответов на определенный этап развития личности. Опросники строятся как выбор из двух альтернативных утверждений, соответствующих паре этапов.

Ключевые слова: ребенок, подросток, приспособленец, юноша.

THE INITIAL STAGES OF PERSONALITY DEVELOPMENT

ON THE EXAMPLE OF THE SOCIAL GROUP OF HIGH SCHOOL GRADUATES

S.S. Stepanov

Abstract. Defined and researched in 4 initial stages of personality development: Child, Teen, Flexible and Young. The objective of the study is the compilation of questionnaires to determine stage of development of personality among school leavers aged 17—19 years. The survey results are processed to determine the severity of responses to a particular stage in the development of personality. Questionnaires are constructed as a choice between two alternative statements, the corresponding pair of stages. Keywords: child, teenager, flyweight, young man.

Научная специальность 19.00.05 — Социальная психология

Различные виды периодизации развития личности наиболее выпукло отражены в книге М. Га-мезо, Е. Петрова, Л. Орлова «Возрастная и педагогическая психология» [1].

В отечественной психологии выделяется интересная точка зрения на процесс развития человека — субъ-ектно-деятельностная теория философа и психолога С.Л. Рубинштейна [2; 3], которая, в целом, разделяется автором данной статьи.

С.Л. Рубинштейн считает, что внешние причины не прямо и не непосредственно детерминируют человека и его деятельность, а через его внутренние условия, составляющие основание восприятия и развития. Внешнее всегда опосредуется внутренним.

Мы предполагаем, что эти «условия» не являются произвольным набором ценностей, а целостной системой ценностей, структурированных вокруг центрального понятия или понятий. Отсюда же вытекает

© Степанов С.С., 2014

* СТЕПАНОВ СЕРГЕЙ СТАНИСЛАВОВИЧ,

аспирант кафедры психологии

Московский институт экономики, политики и права

Адрес: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: Exelens_dj@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

достаточная степень типологизируемости систем ценностей.

Продолжая и развивая идеи С.Л. Рубинштейна, автор статьи предлагает считать основой «мотивов сознательных действий» систему ценностей Я-образа личности. И далее, на основании качественно меняющейся системы ценностей, производить периодизацию развития личности, выделяя соответствующие социальные группы.

Каждая полученная социальная группа имеет свой набор характеристик. Задачей исследования является составление опросников по определению этапа развития личности среди молодых людей 17—19 лет. Было опрошено 200 респондентов. Результаты опросов обрабатываются на предмет выраженности ответов на определенный этап развития личности и процент правильных ответов на полученный этап. Выделяются существенные и несущественные характеристики личности полученных социальных групп. Опросники строятся как выбор из двух альтернативных утверждений, соответствующих паре этапов. Сначала проводится тест на пару Ребенок — Подросток, который определяет группы этапа Ребенка и этапа Подростка. Далее, среди тех, кто оказался вне этих этапов, проводится тест на пару Подросток — Приспособленец. Приспособленца не любят как Юноши за формализм и бюрократизм, так и Подростки за ограничения личной свободы. Поэтому, этот тест выделяет первую группу Приспособленцев. Среди тех, кто не выбрал ценности Приспособленца, проводится тест на пару Приспособленец — Юноша, который определяет вторую группу Приспособленцев и группу Юности.

Краткое определение этапов.

1. Этап Ребенка. Высшей ценностью являются отдельные личности: тот, кто заботится обо мне (мать), тот, о ком я забочусь (младший брат), образец для подражания. Животные индивидуальные отношения, привязывается к сильным личностям для защиты и подражания. Например, к родителям.

2. Этап Подростка. Высшей ценностью являются общества признания, частью которых я себя считаю, и которые признают меня своим членом. Ярко выраженная привязанность к социальной группе своего общества признания и крайне слабая привязанность к общегражданскому социуму. Это могут быть и банда хулиганов, и футбольная команда, и клуб по интересам и т.д. Подросток не обязательно становится хулиганом, но все хулиганы имеют систему ценностей подростка. Социальная группа подростков относится к группе риска.

Если подросток снимается с материального обеспечения родителей, например, достигает возраста 20— 30 лет, не успев перейти на следующий этап, то, не имея желания делать карьеру в системе социума, или целей и идеалов юности, он, не желая учиться, ищет самую легкую работу, желательно с постоянным общением. Например, продавцом в супермаркете, Макдоналдсе или в офисе планктоном. Происходит поверхностная социализация без принятия ответственности.

3. Этап Приспособленца. Рассудочное сознание. Карьерист, бюрократ, формалист, лизоблюд. Высшей ценностью является данная идеология, система ценностей. Желает выгодно устроиться в данной среде. Своих мнений не имеет. Флюгер. В одной идеологии становится комсомольским, партийным работником, в другой идеологии становится экономистом или юристом, в третьей идеологии устраивается в гестапо и становится нацистом. Не имеет нравственных принципов. Очень дорожит своей социализацией, оценивает других по их положению в обществе.

4. Этап юности. Разум. Юноша чувствует свое призвание, и стремиться достичь его, независимо от данной идеологии. Хочет стать художником, врачом, физиком, летчиком и т.д. Он романтичен и категоричен.

Юноша, как Зрелый человек, имеет нравственные принципы и идеалы, через которые он не может переступить и за которые он готов бороться. Люди, с его точки зрения, не имеющие этих идеалов, подлежат осуждению. Примеры принципов: не обманывать, не обижать слабых, держать слово, не предавать друзей, заботиться о тех, кто от тебя зависим, защищать свободу и т.д. Он имеет или хочет иметь обо всем свое собственное мнение.

При проведении тестирования поставлена задача выявить свойства характера, связанные с мировоззренческими установками на р азных этапах р азвития личности.

Респонденты представляли собой 200 знакомых дочери автора в возрасте от 17 до 19 лет, закончившие школу в 2013—2014 гг.

Исследуя этап Ребенка, автором отнесены туда те респонденты, которые в первом тесте дали в два раза больше положительных ответов на принадлежность к этапу Ребенка, чем отрицательных ответов, т.е. на принадлежность к этапу Подростка.

Всего таких набралось 52 человека: девять с результатом 5—1, десять с результатом 4—1 и 33 с результатом 4—2.

Затем было проанализировано, на какие вопросы в этой группе чаще всего давался отрицательный ответ или вопрос пропускался: 41 раз давался отрицательный

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тест на пару Ребенок — Подросток

Личные отношения с подругой (другом) для меня важнее, чем отношения с компанией Мой личный статус в компании для меня важнее, чем индивидуальные отношения

Я никогда не грублю родителям Иногда я грублю родителям, к сожалению

Мне нравится постоянная опека со стороны моих родителей Я хочу быть независимым

Для меня родители и родственники важнее друзей Для меня друзья важнее родителей и других родственников

Я люблю быть рядом с родителями Я люблю быть в одиночестве или с друзьями

Мнение родителей для меня важнее, чем мнение друзей Мнение друзей для меня важнее, чем мнение родителей

Сумма балов Сумма балов

Тест на пару Подросток — Приспособленец

Не имей 100 000 рублей, а имей 100 друзей Не имей 100 друзей, а имей 100 000 рублей

Я хотел бы иметь дружеские отношения со своими подчиненными Я — начальник, ты — дурак

Я не люблю, когда мне указывают, как надо работать Я с удовольствием выполняю все требования начальника

На работе для меня важнее всего общение На работе для меня важнее всего карьерный рост

Инструкции можно иногда нарушать Инструкции никогда нельзя нарушать

Мнение друзей для меня важнее, чем мнение начальника Мнение начальника для меня важнее, чем мнение друзей и знакомых

Сумма балов Сумма балов

Тест на пару Приспособленец — Юноша (девушка)

Я хочу занимать руководящую должность, все равно, в какой области Я твердо уверен в том, кем я хочу стать

Моя должность должна быть престижной Моя должность должна позволять мне эффективно работать

Я никогда не спорю с начальником Ради дела я могу спорить с начальником

Самое важное — соблюдение инструкций Самое важное — эффективность работы

Я всегда подчиняюсь трудовой дисциплине Ради дела я могу задержаться на работе

Мне нужно образование, чтобы устроиться на выгодную и престижную работу Мне нужно образование, чтобы получить обширные и глубокие знания по моей специальности

Сумма балов Сумма балов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ответ на 2-й вопрос, 33 раза — на 3-й вопрос и семь раз на 5-й вопрос.

Отсюда мы делаем вывод, что мировоззренческие установки, определяемые вопросами 2 и 3, не являются существенными на этапе Ребенка. Остальные четыре установки существенны на этапе Ребенка.

Затем исследовался этап Подростка. По критерию первого теста было отобрано 44 человека: 11 с результатом 5—1, 13 с результатом 4—1 и 20 с результатом 4—2.

Затем аналогично было проанализировано, на какие вопросы в этой группе чаще всего давался отрицательный ответ или вопрос пропускался: 36 раз давался отрицательный ответ на 1-й вопрос, 14 раз — на 4-й вопрос и один раз — на 5-й вопрос. Отсюда можно сделать вывод, что мировоззренческая позиция, определяемая 1-м вопросом, не существенна для выяснения этапа Подростка.

Затем анализировались результаты второго теста. По результатам первого теста было отобрано 104 человека, не попавших в первые две группы. Интересно, что ни одного явного Приспособленца выявлено не было. Из оставшихся 104 человек, претендующих на этап Подростка, 38 человек с результатом 6—0, один человек с результатом 5—0, 23 человека с результатом 5—1 и 42 человека с результатом 4—2. Было решено отнести к этапу Приспособленца респондентов, признающих истинными как минимум два качества Приспособленца, т.е. в данной группе оказалось 42 человека.

Затем анализировались результаты третьего теста. На этапе Юности человек романтичен, верит в идеалы и бескомпромиссен. Тех, кто согласен с менталитетом Приспособленца хотя бы по двум пунктам, отнесем к этому этапу. Таковых набралось 14 человек.

Итоговый результат: в исследуемой группе респондентов в количестве 200 человек в возрасте от 17 до

20 лет, выявлено 52 человека, имеющих менталитет Ребенка, 44 человека, имеющих менталитет Подростка, 56 человек, имеющих менталитет Приспособленца и 48 человек, имеющих менталитет этапа Юности.

Для этапа Ребенка существенными являются мировоззренческие позиции, определяемые вопросами 1, 4, 5 и 6 первого теста (табл. 1).

Теперь займемся существенными позициями менталитета Подростка.

Из явно выделенных подростков по первому тесту, мы выяснили, что несущественным является 1-й вопрос. Из второго теста следует, что несущественным является 4-й вопрос. Существенны вопросы 2—6 первого теста и 1, 2, 3, 5 и 6 вопросы второго теста (табл. 2).

Для этапа Приспособленца существенными являются вопросы 1, 3 и 4 второго теста и вопросы 1 и 6 третьего теста (табл. 3).

Для этапа Юноши существенными являются мировоззренческие позиции, определяемые всеми шестью вопросами третьего теста (табл. 4).

Отсутствие корреляций проверено методом вычисления ^критерия Манна-Уитни.

В первом тесте корреляция между Ребенком и Подростком отсутствует, №мп = 0, при граничных значениях 3 и 6. Отсутствие корреляции находится в зоне значимости.

Во втором тесте корреляция между Подростком и Приспособленцем отсутствует. №мп = 0, при граничных значениях 1 и 4. Отсутствие корреляции находится в зоне значимости.

В третьем тесте корреляция между Приспособленцем и Юношей отсутствует. №мп = 0, при граничных значениях — и 1. Отсутствие корреляции находится в зоне значимости.

Расчеты произведены онлайн методом.

Таблица 1

Личные отношения с подругой (другом) для меня важнее, чем отношения с компанией 1 Мой личный статус в компании для меня важнее, чем индивидуальные отношения

Для меня родители и родственники важнее друзей 1 Для меня друзья важнее родителей и других родственников

Я люблю быть рядом с родителями 1 Я люблю быть в одиночестве или с друзьями

Мнение родителей для меня важнее, чем мнение друзей 1 Мнение друзей для меня важнее, чем мнение родителей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 2

Я никогда не грублю родителям Иногда я грублю родителям, к сожалению 1

Мне нравится постоянная опека со стороны моих родителей Я хочу быть независимым 1

Для меня родители и родственники важнее друзей Для меня друзья важнее родителей и других родственников 1

Я люблю быть рядом с родителями Я люблю быть в одиночестве или с друзьями 1

Мнения родителей для меня важнее, чем мнения друзей Мнения друзей для меня важнее, чем мнения родителей 1

Не имей 100 000 рублей, а имей 100 друзей 1 Не имей 100 друзей, а имей 100 000 рублей

Я хотел бы иметь дружеские отношения со своими подчиненными 1 Я — начальник, ты — дурак

Я не люблю, когда мне указывают, как надо работать 1 Я с удовольствием выполняю все требования начальника

Инструкции можно иногда нарушать 1 Инструкции никогда нельзя нарушать

Мнение друзей для меня важнее, чем мнение начальника 1 Мнение начальника для меня важнее, чем мнение друзей и знакомых

Таблица 3

Не имей 100 000 рублей, а имей 100 друзей Не имей 100 друзей, а имей 100 000 рублей 1

Я не люблю, когда мне указывают, как надо работать Я с удовольствием выполняю все требования начальника 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На работе для меня важнее всего общение На работе для меня важнее всего карьерный рост 1

Я хочу занимать руководящую должность, все равно, в какой области 1 Я твердо уверен в том, кем я хочу стать

Мне нужно образование, чтобы устроиться на выгодную и престижную работу 1 Мне нужно образование, чтобы получить обширные и глубокие знания по моей специальности

г

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 4

Я хочу занимать руководящую должность, все равно, в какой области Я твердо уверен в том, кем я хочу стать

Моя должность должна быть престижной Моя должность должна позволять мне эффективно работать

Я никогда не спорю с начальником Ради дела я могу спорить с начальником

Самое важное — соблюдение инструкций Самое важное — эффективность работы

Я всегда подчиняюсь трудовой дисциплине Ради дела я могу задержаться на работе

Мне нужно образование, чтобы устроиться на выгодную и престижную работу Мне нужно образование, чтобы получить обширные и глубокие знания по моей специальности

Сумма балов Сумма балов 6

Подводя выводы, отметим, что зная существенные характеристики социальных групп Детей («Ребенок»), Подростков, Приспособленцев и Юношей (Девушек), можно легко определять принадлежность любого мо-

лодого человека к одной из этих групп. Надо отметить, что инфантильными могут быть личности любого возраста. Что верно для всех четырех исследованных социальных групп.

Литература

1. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 2003.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.