Научная статья на тему 'Социальные группы различных этапов развития личности'

Социальные группы различных этапов развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
446
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУПЕНЬ / РЕБЕНОК / ПОДРОСТОК / ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ / ЮНОША / ВЗРОСЛЫЙ / ДОБРЫЙ / МУДРЫЙ / CHILD / YOUNG MAN / TIMESERVER / TEENAGER / ADULT / KIND / WISE / STEP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанов С.С.

Освещается новый подход к определению социальных групп, связанных с периодизацией этапов развития личности на основе системы ценностей. Выделяются этапы ребенка, подростка, приспособленца и зрелой личности. Особое внимание уделено ступеням развития на этапе зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social groups of various stages of personality development

The article is devoted to a new approach to defining social groups associated with periodization stages of personality development based on a system of values. The author presents the stages of a child, a teenager, a trimmer and a mature personality. Special attention is paid to the stages of development at the stage of maturity.

Текст научной работы на тему «Социальные группы различных этапов развития личности»

4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Литература

1. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.

3. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. № 5.

4. Куликова Т.Ф. Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2004.

5. Джанерьян С. Т., Ульянова О.В. Психологические особенности представления о себе в связи с типами профессиональных карьер // Психологический вестник. Ростов н/Д., 1996. Вып. 1.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005.

7. Малкина-Пых И.Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. М., 2004.

8. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: Дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.

9. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под. ред. А.А. Реана. СПб., 2007.

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.

11. Скрыль В.Н. Особенности проявления нормативного кризиса развития женщин в период поздней взрослости: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.

12. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.

13. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Пер. с англ. СПб., 2005.

14. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М., 1996.

15. Erikson E.H. On generatively and identity. Harvard Educational review, 51, 249-269, 1981.

УДК 159.9

I СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

С.С. Степанов*

Аннотация. Освещается новый подход к определению социальных групп, связанных с периодизацией этапов развития личности на основе системы ценностей. Выделяются этапы ребенка, подростка, приспособленца и зрелой личности. Особое внимание уделено ступеням развития на этапе зрелости.

Ключевые слова: ступень, ребенок, подросток, приспособленец, юноша, взрослый, добрый, мудрый.

SOCIAL GROUPS OF VARIOUS STAGES OF PERSONALITY DEVELOPMENT

S.S. Stepanov

Abstract. The article is devoted to a new approach to defining social groups associated with periodization stages of personality development based on a system of values. The author presents the stages of a child, a teenager, a trimmer and a mature personality. Special attention is paid to the stages of development at the stage of maturity. Keywords: child, young man, timeserver, teenager, adult, kind, wise, step.

Научная специальность 19.00.05 — Социальная психология

Исторически сложилось, что психологи большое внимание уделяют этапам развития ребенка. Например, у Э. Эриксона [1] из его восьми стадий развития личности, шесть относятся к детскому возрасту, одна — к зрелости и одна — к старости. Особняком стоят работы, посвященные психоло-

гии подростков, особенно «трудных». Интересными представляются труды о психологии этапа юности и о его переходе на этап зрелости. Например, А.Н. Леонтьев [8] пишет о том, что юность — период стабилизации личности, когда складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем. Центральным моментом

© Степанов С.С., 2014

* СТЕПАНОВ СЕРГЕЙ СТАНИСЛАВОВИЧ,

аспирант кафедры психологии

Московский институт экономики, политики и права

Адрес: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: Exelens_dj@mail.ru

этого периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Проблема определения этапов зрелости в современной психологической литературе практически не раскрыта. Хотя понятие зрелой личности у разных авторов определяется по-разному, все они едины в том, что зрелую личность нужно относить к одной социальной группе. Есть лишь попытки говорить о кризисах зрелого возраста и количественном изменении памяти, творческой активности и других существенных моментов. Между тем, очевидно, что зрелые люди весьма сильно отличаются друг от друга. В данной статье ставится задача найти критерии выделения и разбить этап зрелости на ряд ступеней, образовав новый ряд социальных групп зрелых личностей, менталитет, система ценностей и соответствующие реакции на внешние воздействия которых существенно отличаются друг от друга. Это позволит психологам лучше понимать людей, находящихся на этапе зрелости, предсказывать их реакцию на внешние и внутренние импульсы, а также ориентировать зрелых людей на те или иные формы поведения.

Еще одной новацией статьи является выделение этапа приспособленца, который некоторыми психологами может относиться к этапу подростка, некоторыми — к этапу зрелости, но, в основном, рассматривается как отдельное психическое свойство, которое может быть присуще человеку, независимо от этапа его развития. Мы считаем, что для приспособленца карьеризм является высшей ценностью, которая определяет всю его систему ценностей и является основанием всех его мотиваций.

Различные виды периодизации развития личности наиболее выпукло отражены в книге М. Гамезо, Е. Петрова, Л. Орлова «Возрастная и педагогическая психология» [2]. При разработке материала статьи использованы данные, отраженные в книгах С.С. Степанова (в том числе в соавторстве) [3; 4].

В отечественной психологии выделяется интересная точка зрения на процесс развития человека — субъ-ектно-деятельностная теория философа и психолога С.Л. Рубинштейна [5; 6], которая, в целом, разделяется автором статьи.

С.Л. Рубинштейн считает, что внешние причины не прямо и не непосредственно детерминируют человека и его деятельность, а через его внутренние условия, составляющие основание восприятия и развития. Внутренние условия — это наследственные, генетические задатки, формирующиеся психические свойства человека, весь его жизненный опыт, вообще вся личность. Внешнее всегда опосредуется внутренним. С.Л. Рубинштейн полагает, что восприятие и оценка окружающей реальности не совсем объективна, точнее, имеет разные формы объективности у разных людей. Это обусловлено так называемыми

«условиями» восприятия каждого сознания. Это отсылает нас к Э. Канту [9], и его категориям восприятия и синтеза. Но если Кант считал, что категории врожденны и одинаковы у всех людей, что, в общем-то, снимает вопрос: «А как на самом деле устроена реальность?», так как то, как человек воспринимает, структурирует и оценивает реальность, для всех людей одинаково, что и является для всех объективной реальностью.

Рубинштейн полагает, что «внутренние условия восприятия и оценки» для разных людей разные. И в зависимости от данных условий, человек воспринимает реальность по-своему, выделяя те или иные значимые моменты, которые определяются априори из «условий» данного человека, т.е. из его системы ценностей, которая априори определяет, что является более важным. Именно это человек и выделяет из своего восприятия как существенное.

Мы предполагаем, что эти «условия» не являются произвольным набором ценностей, а целостной системой ценностей, структурированных вокруг центрального понятия или понятий. Отсюда же вытекает достаточная степень типологизируемости систем ценностей.

Рубинштейн полагает, что через деятельность как форму, противоположную восприятию, сознание рефлексирует через реальность и может менять свою систему ценностей. В таком понимании идеи Рубинштейна близки к «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля [10]. Но надо понимать, что, указывая на возможность таких процессов, Рубинштейн не производит типологизацию и классификацию «условий» восприятия и не строит на их основе какую-то систему развития личности.

Мы считаем, что исследование различных этапов развития личности в зарубежной и отечественной психологии позволяет выделить на этих этапах соответствующие им системы ценностей и даже уточнить понятия этапов развития личности.

Продолжая и развивая идеи С.Л. Рубинштейна, авторы статьи предлагают считать основой «мотивов сознательных действий» систему ценностей. И далее, на основании качественно меняющейся системы ценностей производить периодизацию развития личности, выделяя целый ряд социальных групп по признаку этапа развития личности.

1. Социальная группа этапа Ребенка. Высшей ценностью являются отдельные личности: тот, кто заботится обо мне (мать), тот, о ком я забочусь (младший брат), образец для подражания. Животные индивидуальные отношения, привязывается к сильным личностям для защиты и подражания. Например, к родителям.

2. Социальная группа этапа Подростка. Высшей ценностью являются общества признания, частью которых я себя считаю и которые признают меня своим членом. Это

могут быть и банда хулиганов, и футбольная команда, и научная секция и что угодно. Подросток не обязательно становится хулиганом, но все хулиганы имеет систему ценностей подростка.

Для этапа характерны животные семейно-стадные отношения. Подросток хочет самоутвердиться в обществе себе подобных. Появляется необходимость в «обществе признания». Ценности: борьба за свободу с этим непонятным Миром взрослых, желание установить новый порядок «всеобщего равенства», даже ценой насилия. Общность своего круга общения, возможное превращение в банду, жестко конкурирующую с другими бандами, и пытающуюся навредить Миру взрослых. Желание, чтобы им предоставили полную свободу, чтобы их никто не трогал, не мешал жить так, как им нравится. Позитивная программа устройства общества отсутствует, опредмечивание всех других (общественно-государственных структур) как бандформирований, которые могут жить так, как им нравится, но не совать нос в наши дела и на нашу территорию.

Крайний вариант подросткового поведения предполагает авторитарную власть внутри банды, отсутствие внутренней свободы, совмещенное с идеологией «каждый может жить так, как ему нравится», борьба против всех ограничений, перманентная готовность к бунту, желание крушить все вокруг себя, склонность к преступлениям. Такие подростки социально опасны, требуют изоляции.

Для избегания превращения подростка в бандита необходимо, со стороны семьи, насаждать нравственные ценности и создавать круг общения из «хороших» мальчиков и девочек, отдавая в элитные школы и записывая в образовательные кружки. Избегать тлетворного влияния «улицы», «плохих» мальчиков и девочек, общение с которыми может погубить всю жизнь.

С появлением социальных сетей у подростков появляется возможность находить единомышленников, создавая виртуальные общества признания. Делиться идеями всеобщего равенства и свободы, ругать всяческие ограничения свободы личности. «Взрослые» из некоторых идеологий могут направить это желание бунтовать в определенное русло, призванное разрушить социальные устои обществ с конкурирующими идеологиями, внести туда хаос, от которого, в первую очередь, пострадают сами подростки.

Обществам с мирными идеологиями рекомендуется ограничивать доступ детей к социальным сетям и средствам массовой информации, опирающихся на агрессивные идеологии.

Если подросток снимается с материального обеспечения родителей, например, достигает уже возраста 20— 30 лет, не успев перейти на следующий этап, то, не имея целей и идеалов юности, он, не желая учиться, ищет самую легкую работу, желательно с постоянным общением. На-

пример, продавцом в супермаркете, Макдоналдсе или в офисе планктоном. Обладает поверхностной социальностью, отсутствием чувства ответственности.

3. Социальная группа этапа Приспособленца. Рассудочное сознание. Карьерист. Высшей ценностью является данная идеология, система ценностей. Желает выгодно устроиться в данной среде. Своих мнений не имеет. Флюгер. В одной идеологии становится комсомольским, партийным работником, в другой идеологии становится экономистом или юристом, в третьей идеологии устраивается в гестапо и становится нацистом. Не имеет нравственных принципов. Оценивает людей по положению в обществе, а не по личным качествам.

4. Социальная группа этапа Зрелости. Разум.

Мы выделяем на этапе зрелости четыре ступени.

Социальная группа этапа Первой ступени Зрелости,

Юноша. Первая ступень развития личности на этапе зрелости называется нами Юноша, романтик. Он чувствует свое призвание, и стремиться достичь его, независимо от данной идеологии. Хочет стать художником, врачом, физиком, летчиком и т.д.

Многие исследователи относят юность к этапу становления зрелости, но выделяют зрелые черты личности юноши. Так, Е.Р. Тумбасова [7, с. 3] в своей диссертации пишет: «Именно в юношеском возрасте вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется сущность человека. Формируется осознанное отношение к жизни, которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. Отличительной особенностью юношеского возраста становится усиление саморефлексии, стремление к самопознанию своей личности, к оценке возможностей и способностей».

Юноша, как Зрелый человек, имеет нравственные принципы и идеалы, через которые он не может переступить и за которые он готов бороться. Люди, не имеющие этих идеалов, подлежат осуждению, с его точки зрения. Примеры принципов: не обманывать, не обижать слабых, держать слово, не предавать друзей, заботиться о тех, кто от тебя зависим, защищать свободу и т.д. Он имеет или хочет иметь обо всем свое собственное мнение. В отличие от подростка, Юноша имеет позитивные цели, например, свободные выборы и власть большинства, ущемление свобод меньшинств. Примером таких романтиков могут служить Декабристы. Подросток будет бороться и за права всех меньшинств, так как он считает, что каждый может вести себя как хочет; т.е. технологии манипулирование населением должны отличаться для подростков и юношей. Оценивает людей по личным качествам.

Социальная группа этапа Второй ступени зрелости, Взрослый. Вторая ступень этапа зрелости названа нами

Взрослый. Он стремиться сделать карьеру, стать богатым или знаменитым, скопить много денег ради самих денег, а не ради иной цели. Готов много трудиться, добиваться всего своими руками. Приспособленец, в отличие от взрослого, будет следовать любой системе ценностей ради карьеры. У Взрослого только одна система ценностей, основанная на деньгах. В некоторых идеологиях может заниматься спекуляциями, не приносящими общественной пользы. Сноб. Оценивает людей по наличию денег: «Сколько ты стоишь?» Человек без социального статуса—ничтожество по определению. Уважает закон, честен с партнерами. Ищет лазейки обойти закон, но никак не нарушить.

Такой человек разделяет людей на две ступени: на «Взрослых», понимающих истинные цели, и «Не-взрос-лых», не доросших еще до этого понимания, думающих только о личных предпочтениях и частных интересах, не способных сделать финансовую карьеру.

Так как мест на вершине социальной лестницы ограниченное число, по определению вершины пирамиды, то Взрослый иногда склонен разрабатывать и применять технологии «оболванивания» населения низшей категории, лишать их возможности получать хорошее образование и медицинскую помощь. Иногда, даже способствовать их вымиранию, ограничению количества до удобных норм. Методами пособий по безработице, помощи голодающим, платного образования и медицины, а также пропаганды однополых браков, защиты прав детей перед родителями и другими методами уменьшения рождаемости и снижения уровня инициативности, мотиваций карьерного роста и развития самосознания. Несознательными людьми легче управлять.

Социальная группа этапа Третьей ступени Зрелости, Добрый. Третья ступень этапа зрелости названа нами, условно, Добрый. Не эгоист и не альтруист. Скорее хочет не помогать людям, а создавать условия для их развития. Добрый занимается жизнетворчеством, учитывая как личные предпочтения, так и данную идеологии, так и понятия того, как на самом деле все должно быть устроено. Добрый и справедливый, несет в мир порядок и социальную

справедливость. Нищему дает не рыбу, а удочку. Против помощи бездельникам. Род занятий не существенен.

Социальная группа этапа Четвертой ступени Зрелости, Мудрый. Четвертая ступень этапа Зрелости называется нами, условно, Мудрый. Мудрый привносит в Мир гармонию, новые идеи, способствует прогрессу цивилизации, отвечает за весь Мир. Он практически не подвержен внешним влияниям.

Ступени этапа зрелости не ограничиваются перечисленными ступенями, но их достаточно для описания развития личности, так как подавляющее число людей находятся в рамках описанных этапов и ступеней.

Этап ребенка можно и далее делить на несколько ступеней, что и делается многими исследователями. Однако, в данной статье нас более интересует этап зрелости. Этапы подростка и приспособленца освещены, скорее, для того, чтобы показать отличие от этапа зрелости; т.е. человек, обладающий ярко выраженными чертами подростка или приспособленца, не может иметь психические характеристики зрелой личности, ее мотивации.

Этап старости в возрастном понимании отсутствует в данной системе ступеней, поскольку человек может достичь старости, со всеми соответствующими психическими проявлениями, находясь на любой стадии развития личности. Другими словами, человек не обязан проходить все перечисленные ступени. Он может остановиться в своем развитии на этапе Подростка или Приспособленца, или достичь какой-то ступени зрелости в течение жизни.

Выделение на этапе Зрелой личности целого ряда под-этапов может помочь психологам лучше понимать мотивации социальных групп, определяемых разными этапами развития. Например, нельзя ожидать от социальной группы Приспособленцев благородных поступков, бескорыстных решений. Такая классификация по этапам развития больше соответствует задачам социальной психологии, чем классификации по агрессивности, экстравертности, целеустремленности или другим личным качествам, которые определяют характер поведения личности, но не его мотивацию и его цели.

Литература

1. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с. англ. М., 1996.

2. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 2003.

3. Степанов С.С. Ступени развития сознания. Мыслить и развиваться. М., 2011.

4. Степанов С.С., Птуха А.Р. На развилке менталитетов. Действенные рецепты для инноваций, бизнеса и закона в России. М., 2010.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 2012.

7. Тумбасова Е.Р. Особенности «образа я» и ценностных ориентаций личности при переходе к взрослости: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Магнитогорск, 2012.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

9. Кант И. Критика чистого разума / Пер. М. Владиславлева. СПб., 1867.

10. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Пер. Г. Шпета. М., 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.