психологические науки
УДК 159.9
I КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА
О.А. Овсяник*
Аннотация. Раскрываются особенности протекания кризиса профессионально-личностного развития во втором периоде взрослости. Рассматриваются факторы и особенности кризиса середины жизни, а также показывается его влияние на кризис профессионально-личностного развития.
Ключевые слова: кризис, середина жизни, профессионально-личностное развитие, второй период взрослости.
CRISIS OF MIDDLE AGE AS DETERMINANT OF PROFESSIONAL-PERSONAL CRISIS O.A. Ovsyanik
Abstract. In the article author shows specific of professional-personal crisis in second adult age. There are analyses of factors and specific of crisis of middle age, and also author shows influence of it on professional-personal crisis. Keywords: crisis, middle age, professional-personal development, second adult age.
Научная специальность 19.00.05 — Социальная психология
Известно, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, начинает видеть ее в новом свете, т.е. понимает, что одни моменты своей жизни он переоценивал, а другие — недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. У него может быть смутное сомнение, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в самом себе, он начинает строить новую жизнь на реальной основе [10]. Именно в этот период кризис ощущается человеком наиболее остро.
Рассматривая жизненные кризисы, Э.Ф. Зеер группирует их в следующем порядке:
1) нормативные кризисы:
• психического развития (возрастные);
• профессионального становления.
2) ненормативные (необязательные) кризисы:
• критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы);
• невротические (перестрой сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) [4].
К 40 годам у многих людей приходит понимание, что достигнуто намного меньше, чем задумывалось. Растет недовольство уровнем служебного положения, которое часто связано с молодым и энергичным поколением, которое заполоняет все свободные профессиональные ниши, достойно конкурируя с современным образованием и новейшими технологиями. В этом возрасте человек уже должен принимать сложившуюся ситуацию, как данность и уже в совокупности с условиями принимать новые решения [2].
По мнению Э. Эриксона, основной проблемой взрослости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание,
© Овсяник О.А., 2014
* ОВСЯНИК ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА,
профессор кафедры социальной психологии, доктор психологических наук, доцент Московский государственный областной университет Контакты: ул. Радио, д. 10А, Москва, Россия, 105005 E-mail: ovsianik@mail.ru
г г ¡психологические науки
а также утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями [14].
По мнению автора, основная проблема, встающая перед людьми в этот период жизни — переход к гене-ративности, либо поглощение собой и стагнация. На этой стадии люди действуют в трех областях:
• прокреативной, порождая и удовлетворяя потребности следующего поколения;
• продуктивной, объединяя работу с семейной жизни и создавая новое поколение;
• креативной, увеличивая культурный потенциал в более широком масштабе [15].
Этот период в жизни человека один из самых сложных и болезненных. Практически во всех сферах жизни человека происходят изменения. Накапливается неудовлетворенность работой, снижается профессиональная востребованность. Старые дружеские связи распадаются, а новые не появляются. Меняются ценности человека, появляется потребность в поиске смысла своей жизни.
Исходя из того, что второй период взрослости хронологически расположен между первой взрослостью и старостью, когда происходят кардинальные изменения на всех уровнях организации человека, он может рассматриваться как критический. Особенности возрастного развития в период поздней взрослости и субъективное переживание ожидания выхода на пенсию, способствует формированию психологической симптоматики предпенсионного кризиса. Переживание этого периода как кризиса проявляется в снижении уровня субъективного благополучия по отношению к различным аспектам жизнедеятельности. При этом повышение уровневых характеристик субъективного благополучия при продолжении профессиональной деятельности после наступления пенсионного возраста носит временный характер [11].
Переход от одного возраста к другому происходит через возрастные кризисы. Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритиче-скую, собственно критическую и посткритическую. В первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития; в критической фазе противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритической — разрешается путем образования новой социальной ситуации развития [1].
В.Р. Манукян провела анализ кризисов периода взрослости с различным психологическим содержанием, выделив ведущие факторы:
• фактор «кризис достижений в связи с профессиональной нереализованностью» представляет собой воз-растно-биографический кризис, связанный с переживанием непродуктивности жизненного пути;
• фактор «трудности адаптации в связи с изменением жизненной ситуации» представляет собой травматический кризис, связанные с важными жизненными событиями, изменяющими направление жизненного пути и требующими существенной адаптации;
• фактор «внутриличностный конфликт» является психологическим кризисом, связанным с неразрешен-ностью противоречий предыдущих возрастных этапов [8].
Кризис можно определить как особое явление в структуре жизненного пути личности, в котором одновременно присутствуют две противоположные тенден-ции—разрушение старого и мешающего и одновременно создание нового, целостного и гармоничного. Кризис характеризуется наличием мощного сопротивления уходящего и тревоги по поводу нового и неведомого [6].
Ряд авторов считают, что кризис начинается с критического события. Этой точки зрения придерживаются P.A. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, Дж. Каплан, Г. Якобсон и др. Жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей. Критические события в данных теориях рассматриваются как запускающие механизм развития кризиса. В этом случае границы протекания кризиса становятся более осязаемыми и определенными [6].
По Э. Эриксону, на возрастной период 35—45 лет приходится так называемый «кризис середины жизни». И именно от того, как он будет протекать, каким образом завершиться и будет зависеть, как сложится дальнейшая социально-психологическая адаптация человека (насколько она будет успешной) [14].
В процессе любого кризиса происходит психологическая перестройка в структуре личности. Разрешение кризиса происходит через нахождение новых жизненных смыслов, определением путей их реализации. Выбор стратегии связан с личностными особенностями и спецификой индивидуального опыта. Результатом разрешения кризиса является формирование нового замысла, ценностей и образа «я», другими словами, осуществляется переход личности в новую целостность [8].
Существует также точка зрения, что кризис середины жизни — это «результат того, что этот этап не был правильно пройден в молодости. Фактически, это поздний «кризис взросления» с последствиями различной тяжести: причины одни и те же — необходимость принимать решения и изменять свою жизнь, когда человек к этому не готов» [7].
психологические науки! 23
Нам представляется интересной точка зрения Э. Эрик-сона, которая доказывает, что этот феномен нельзя миновать. Если же это и удается, то результатом (в среднем возрасте) нередко является низкая адаптация к меняющейся ситуации [15].
Критической точкой мотивационного кризиса в этот период, по мнению Э. Фромма [12], является потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни, преданного посвящения себя чему-то или кому-то. Мотивационный кризис женщины приходится на переходный период для 33% женщин, период постродительского отрезка жизни. Когда дети уже выросли [9].
В профессиональной сфере кризис середины жизни часто воспринимается как возможность «последнего рывка» в достижении желаемого профессионального уровня, поэтому он сопровождается увеличением темпов работы и дополнительными нагрузками, которые приводят к перенапряжению.
В возрасте 40—50 лет профессиональное развитие не завершено, но уже накоплен значительный профессиональный опыт, достигнуты индивидуальные вершины в труде, имеется творческий потенциал, вложенный и/или вкладываемый в данную отрасль. При этом профессиональные притязания, как правило, остаются стабильными. Более того, у специалистов часто наступает пресыщение.
Г. Шихи называет проблему 45 лет — «Обновление или покорность». По мнению автора, «если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то проявляется чувство покорности: человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные отношения; друзья вырастают и уходят; дети становятся независимыми людьми; карьера превращается просто в работу. Все эти события будут ощущаться как «несостоявшиеся». Автор считает, что новый кризис появится к 50 годам [13].
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального развития:
• сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;
• социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);
• возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);
• вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, аттестациях);
• полная поглощенность профессиональной деятельностью;
• изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман») [4].
Известно, что кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. В любом случае они порождают психическую напряженность, неудовлетворенность социально-профессиональной средой, собой.
Т.Б. Карцева отмечает, что свершение поворотных событий в жизни человека вызывает изменение социальной ситуации развития личности, перестраивает ключевые представления о себе как о профессионале, ведет к смене ролей, которые человеку приходится играть, к изменению круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых проблем и образа его жизни. Фактически речь идет об изменении личности [5].
Кризисные явления в профессиональном развитии личности являются неотъемлемым атрибутом динамического процесса профессионального становления личности. Степень осознания личностью кризисов индивидуальна. Она зависит от способа протекания кризисной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление как кризис. Очевидно, что порой кризисы протекают без ярко выраженных внешних изменений профессионального поведения. Однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции подготавливают личность к изменению профессиональной биографии.
Изменение образа я при совершении жизненного события может проходить в различных формах: от адаптации и конструктивного создания нового образа до активизации защитных форм поведения и инволюции личности [3].
Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и психологически компетентного отношения к себе. Высокая психическая напряженность, отрицательные эмоции, пассивное отношение к себе, заниженная самооценка часто приводят к деструктивному профессиональному поведению. Следовательно, проводя психологическую работу с людьми, находящимися в кризисе профессионально-личностного развития, необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и учитывать личностные особенности профессионалов. Именно дифференцированный подход позволит учитывать специфику личности и позволит применять эффективные превентивные технологии в рамках социально-психологической профилактики дезадаптации.
4
психологические науки
Литература
1. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.
3. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. № 5.
4. Куликова Т.Ф. Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2004.
5. Джанерьян С. Т., Ульянова О.В. Психологические особенности представления о себе в связи с типами профессиональных карьер // Психологический вестник. Ростов н/Д., 1996. Вып. 1.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005.
7. Малкина-Пых И.Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. М., 2004.
8. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: Дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.
9. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под. ред. А.А. Реана. СПб., 2007.
10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.
11. Скрыль В.Н. Особенности проявления нормативного кризиса развития женщин в период поздней взрослости: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.
12. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.
13. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Пер. с англ. СПб., 2005.
14. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М., 1996.
15. Erikson E.H. On generatively and identity. Harvard Educational review, 51, 249-269, 1981.
УДК 159.9
I СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
С.С. Степанов*
Аннотация. Освещается новый подход к определению социальных групп, связанных с периодизацией этапов развития личности на основе системы ценностей. Выделяются этапы ребенка, подростка, приспособленца и зрелой личности. Особое внимание уделено ступеням развития на этапе зрелости.
Ключевые слова: ступень, ребенок, подросток, приспособленец, юноша, взрослый, добрый, мудрый.
SOCIAL GROUPS OF VARIOUS STAGES OF PERSONALITY DEVELOPMENT
S.S. Stepanov
Abstract. The article is devoted to a new approach to defining social groups associated with periodization stages of personality development based on a system of values. The author presents the stages of a child, a teenager, a trimmer and a mature personality. Special attention is paid to the stages of development at the stage of maturity. Keywords: child, young man, timeserver, teenager, adult, kind, wise, step.
Научная специальность 19.00.05 — Социальная психология
Исторически сложилось, что психологи большое внимание уделяют этапам развития ребенка. Например, у Э. Эриксона [1] из его восьми стадий развития личности, шесть относятся к детскому возрасту, одна — к зрелости и одна — к старости. Особняком стоят работы, посвященные психоло-
гии подростков, особенно «трудных». Интересными представляются труды о психологии этапа юности и о его переходе на этап зрелости. Например, А.Н. Леонтьев [8] пишет о том, что юность — период стабилизации личности, когда складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем. Центральным моментом
© Степанов С.С., 2014
* СТЕПАНОВ СЕРГЕЙ СТАНИСЛАВОВИЧ,
аспирант кафедры психологии
Московский институт экономики, политики и права
Адрес: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184
E-mail: Exelens_dj@mail.ru