Научная статья на тему 'Этапы развития в филогенезе и онтогенезе'

Этапы развития в филогенезе и онтогенезе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3788
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / REFERENCE GROUP / ФИЛОГЕНЕЗ / PHYLOGENY / ОНТОГЕНЕЗ / ONTOGENY / ЭТАПЫ / STAGES / СТУПЕНИ / STEPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанов С.С.

Исследуется проблема периодизации развития общества и личности. Рассмотрение модели представлений об этапах развития общества позволяет выделять существенные моменты каждого этапа и конвертировать их в этапы развития личности. Выясняя принадлежность личности к определенной референтной группе, можно определить когнитивный возраст индивида, не опираясь на его биологический возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of development in the phylogeny and ontogeny spheres

This article examines the problem of periodization of the development of society and the individual. The study of model performances on the stages of development of the society allows us to highlight the essential points of each stage and convert them into the stages of personality’s development. Figuring out the personality belonging to a particular reference group, we can define the cognitive age of the individual, not based on his biological age.

Текст научной работы на тему «Этапы развития в филогенезе и онтогенезе»



| ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ

С.С. Степанов*

Аннотация. Исследуется проблема периодизации развития общества и личности. Рассмотрение модели представлений об этапах развития общества позволяет выделять существенные моменты каждого этапа и конвертировать их в этапы развития личности. Выясняя принадлежность личности к определенной референтной группе, можно определить когнитивный возраст индивида, не опираясь на его биологический возраст.

Ключевые слова: референтная группа, филогенез, онтогенез, этапы, ступени.

УДК 37.03

STAGES OF DEVELOPMENT IN THE PHYLOGENY AND ONTOGENY SPHERES

S.S. Stepanov

Annotation. This article examines the problem of periodization of the development of society and the individual. The study of model performances on the stages of development of the society allows us to highlight the essential points of each stage and convert them into the stages of personality's development. Figuring out the personality belonging to a particular reference group, we can define the cognitive age of the individual, not based on his biological age. Keywords: reference group, phylogeny, ontogeny, stages, steps.

Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

Первоначально, ученые определяли этапы развития личности только на основе биологического возраста. Далее, находя характерные черты каждого этапа, ученые начали определять этапы развития личности по существенным характеристикам, отказавшись от возрастной периодизации.

Для более полного и обширного понимания некоторых проблем периодизации развития личности познакомимся с некоторыми современными классификациями этапов на основе биологического возраста.

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г. [2]:

1) новорожденный: 1 день — 10 дней;

2) грудной возраст: 10 дней — 1 год;

3) раннее детство: 1 год — 2 года;

4) первый период детства: 3 года — 7 лет;

5) второй период детства: 8 лет — 12 лет для мальчиков, 8 лет — 11 лет для девочек;

6) подростковый возраст: 13 лет — 16 лет для мальчиков, 12 лет — 15 лет для девочек;

7) юношеский возраст: 17 лет — 21 год для юношей (мужчин), 16 лет — 20 лет для девушек (женщин);

8) средний (зрелый) возраст:

• первый период 22 года — 35 лет для мужчин, 21 год — 35 лет для женщин;

• второй период 36 лет — 60 лет для мужчин, 36 лет — 55 лет для женщин;

9) пожилой возраст 61 год — 74 года для мужчин, 56 лет — 74 года для женщин;

10) старческий возраст: 75 лет — 90 лет для мужчин и женщин;

11) долгожители: старше 90 лет.

В этой классификации, скорее, прослеживается физиологический подход, опирающийся на объектив ные медицинские данные.

В своей периодизации Э. Эриксон опирается на психоаналитическую концепцию, что придает работе системность, тем не менее, следует обратить внимание на определенную однобокость характеристик личности.

Стадии развития личности по Э. Эриксону [1, с. 212—242].

© Степанов С.С., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* СЕРГЕЙ СТАНИСЛАВОВИЧ СТЕПАНОВ,

аспирант кафедры психологии

Московский институт экономики, политики и права

Адрес: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: Exelens_dj@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

1. Раннее младенчество, от рождения до одного года — задача: развитие доверия из недоверия — возникающее качество: Энергия и Надежда;

2. Позднее младенчество, 1—3 года — развитие автономии из стыда и сомнения — возникающее качество: Самоконтроль и Сила воли;

3. Раннее детство, 3—5 лет — появление инициативы из чувства вины — возникающее качество: Направление и Целеустремленность;

4. Среднее детство, 5—11 лет — развитие трудолюбия из чувства неполноценности — возникающее качество: Система и Компетентность;

5. Подростковость и юность, 11—20 лет — формирование идентичности из смешения ролей — возникающее качество: Посвящение и Верность;

6. Ранняя взрослость, 20—45 лет — развитие интимности из изоляции — возникающее качество: Аф-филиация и Любовь;

7. Средняя взрослость, 45—60 лет — развитие продуктивности из инертности — возникающее качество: Производство и Забота;

8. Поздняя взрослость или зрелость, свыше 60 лет — развитие целостности из отчаяния — возникающее качество: Самоотречение и Мудрость.

Указанным периодизациям присущи некоторые общие черты. Свойственная большинству современных работ методологическая эклектика, отсутствие единого теоретического базиса, четкой гипотезы исследований, неизбежно разрыхляет результаты, затрудняет обнаружение в них главных и второстепенных факторов. По сути дела, это, отчасти, признают и сами авторы работ на данную тему. Как говорил А.С. Асмолов [6, с. 21],во многих работах чувствуется отсутствие «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию... как целостную систему знаний».

Нас интересуют мотивации поведения и системы ценностей на различных этапах и ступенях развития личности. Поэтому для целей нашего исследования мы исключаем этапы младенчества, ввиду отсутствия поступков, и старости, ввиду отсутствия развития.

Можно заметить, что в периодах, признанных Международным симпозиумом 1965 г., этап Детства состоит из трех ступеней, этапы Подростка и Юноши охватывают по одной ступени, а этап Зрелости включает три ступени. Интересно здесь то, что этап Зрелости разбивается на три ступени, в то время как в работах других авторов, Зрелость определяют как одну ступень.

В системе Э. Эриксона Детство имеет две ступени, этапы Подростка и Юноши объединены в одну ступень, что, конечно, не выдерживает критики, а Зрелость имеет три ступени.

Важными для нашей исследовательской работы представляются характеристики этапа юности А.Н. Леонтьева [4]. Он пишет о том, что юность — период стабилизации личности, когда складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем. Центральным моментом этого периода становится самоопределение, профессиональное и личностное, которое имеет целью сформировать самосознание индивида.

Относительно характеристики этапа Зрелости ученые высказывают различные мнения. Так, И.П. Шку-ратова [11], исходя из теории личности И.М. Палея и В.С. Магуна, выделяет три критерия зрелой личности:

• действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами;

• способна совершать поступки даже под угрозой наказания (например, со стороны властей) и потери многих жизненных благ;

• может содействовать росту и развитию личности других людей.

Для Т. Шибутани [10, с. 544] зрелость и социализи-рованность выступают как синонимы: «...человек считается зрелым не тогда, когда он вполне оформится биологически, но лишь после того, как он будет способен принимать на себя ответственность и контролировать собственные поступки. Личность социализирована, следовательно, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм».

Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней зрелости занимался К. Ригель [7], который выделял понимание противоречийкак важное достижение когнитивного развития. Он называл это диалектическим мышлением. Причем в качестве особо важного объекта диалектического мышления Ригель выделял интеграцию идеального и реального. Так, воспринимаемый, обычный мир, по его мнению, служит диалектической проекцией абстрактного мышления, которое позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по мнению Ригеля, и заключается сильная сторона мышления взрослого человека.

Другой исследователь-теоретик, Гизела Лейбоуви-Виф [3], в качестве критерия когнитивной зрелости взрослых выделял обязательность и ответственность.

Периодизация этапа зрелости, практически, не исследована. Есть лишь попытки говорить о кризисах зрелого возраста и количественном изменении памяти, творческой активности и других существенных моментах. Между тем, очевидно, что зрелые люди весьма сильно отличаются друг от друга по системе ценностей, мотивациям, целям и методам работы.

В данномисследовании ставится задача найти критерии выделения и разбить этап Зрелости на несколько ступеней, образовав новый ряд референтных социальных групп зрелых личностей, менталитет, система ценностей и соответствующие реакции на внешние воздействия которых существенно отличаются друг от друга. Этот подход позволит психологам лучше понимать людей, находящихся на этапе Зрелости, предсказывать их реакцию на внешние и внутренние импульсы, а также ориентировать зрелых людей на те, или иные формы поведения.

При определении этапов развития личности существенной является априорная проблема соотношения наследственности и среды, роль культурной среды и влияние обучения и воспитания на формирование психики личности, на переход индивида на следующий этап. Решение этой проблемы, начиная с исторически первых публикаций по возрастной психологии, сводилось к трем вариантам.

Первое направление, которое идет от работ Г. Спенсера, С. Холла, Д. Болдуина, склонялось к приоритету наследственности. Авторы, так или иначе, опираются на рекапитуляцию, идею повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития человечества (филогенеза). Указанная идея разными авторами раскрывалась по-своему, но важно, что в целом сторонники рассматриваемой точки зрения сводили к минимуму влияние социального фактора, считая, что влияние социокультурной среды создает лишь условия для перехода на следующую ступень развития, а сами этапы и ступени развития предопределены врожденной программой (зафиксированной генетически).

Повторение филогенеза в онтогенезе не обязательно связано только с генетикой. Да, этапы доисторического развития общества можно соотнести с формами развития животного (видов животных). В онтогенезе это многочисленные ступени этапа ребенка и этапа подростка. Но такие этапы развития общества как феодализм, капитализм и т.д. вытекают из внутренней логики процессов и не обусловлены генетической программой. Человек — существо в определенном отношении свободное. Но ступени развития зрелой личности можно соотнести с данными этапами филогенеза.

Противоположная точка зрения, рассматривает социальный фактор как определяющий в формировании психики человека; личность можно научить и заставить перейти на следующий этап. Или, в более мягкой форме, влияние среды, рефлексия своей системы ценностей через социум, определяет переход индивида на следующий этап развития личности. Подход сформировался в науке с начала XX в. под влиянием работ французской социо-

логической школы, начиная с Э. Дюркгейма, Г. Тарда, П. Жане и др. ученых. Сторонники данного направления (социологизаторский подход) сводили к минимуму роль наследственности, считая, что результат и содержание развития определены состоянием общественного сознания, активного влияния социума. Одним из механизмов социализации признавалось подражание. Такой подход приводит к тому, что нет общих характеристик, обязательных для данного этапа. Этапы приходится делить по возрасту и вслепую искать совпадения хоть каких-то качеств у исследуемой возрастной группы.

Наиболее же популярным следует признать третье направление, которое иногда называют теориями двух факторов; оно объединяет под этим названием самые разные научные школы, теории и авторов. Общим для такого объединения служит рассмотрение ими влияния как генетики, так и культурной среды как двух основных сил, определяющих психическое развитие личности.

Большинство сторонников позиции учета роли и наследственности, и среды в психическом развитии личности осуществляют свои исследования причин и сущности психического развития индивида с априорных позиций следующих теорий: психоаналитической, когнитивной, теории поведения (бихевиоризм), биологической и гуманистической.

Автор придерживается направления, которое предполагает, что онтогенез повторяет филогенез, но переход на новый этап зависит от внешних социокультурных условий. При неблагоприятных условиях, личность может застрять на начальных этапах.

Этот подход исходит из выявления существенных черт каждого этапа филогенеза и дальнейшей трансляции их на этапы онтогенеза.

Исходя из предположения, что этапы онтогенеза повторяют этапы филогенеза, можно выделить семь этапов развития личности.

Этапы Ребенка и Подростка мы относим к проявлению инстинктов животного сознания, индивидуальных и стадных. При этом онтогенез человека повторяет филогенез развития мира животных. Человеческий разум присутствует в неполноценном виде рассудка. Причем на этих этапах рассудок используется как средство достижения ценностей животного сознания.

Этап Обывателя, наоборот, исходит из ценностей холодного расчета выгоды бездушного рассудка.

Следующие четыре ступени этапа зрелой личности есть развитие разума за счет рефлексии самосознания через реальность, в частности, через поступки индивидов в социальных группах участия.

Если исходить из того, что этап Взрослости характеризуется потребностью в социализации в стране и

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

мире, позиционированием своей социальной роли в обществе, то к этому этапу можно отнести этапы Обывателя, Юности и четыре ступени Зрелой личности. Этапы Ребенка и Подростка лишены потребности в социализации, заменяя ее условной социализацией в семье и группе сверстников.

Первобытно-общинный строй предполагает патриархальные, семейно-клановые межличностные отношения, подражание и обучение у более сильных личностей. Индивиды адаптируются к семейным ценностям и ролевым моделям поведения. Существенными являются родственные, семейные привязанности. Клан занимается охотой и собирательством. Следуя за добычей, ведет кочевой образ жизни.

Этот этап соответствует этапу адаптации или этапу Ребенка в онтогенезе.

Второй этап филогенеза предполагает племенные, многосемейные отношения. Здесь образуются социальные группы по интересам из разных семей. Такие социальные группы для индивида становятся важнее семейных отношений. Форма привязанности первого этапа сменяется на форму товарищеских отношений. Важность семьи и семейных ценностей сменяется на важность индивида и его личных предпочтений. Значение имеет также межсемейная референтная группа признания. Семейные ценности отходят на второй план. Существенность межсемейных отношений приводит к необходимости оседлого образа жизни. Охота и собирательство сменяется сельским хозяйством. Или, наоборот, оседлый образ жизни приводит к межсемейным отношениям.

Этот этап соответствует этапу Подростка в онтогенезе.

На третьем этапе разрозненные ремесленники объединяются в цеха, которые селятся рядом с другими цехами общей технологической цепочки, что приводит к появлению изолированных городов-государств, порождает необходимость в мэрии, полиции, суде и других атрибутах государства. Возникает профессиональная этика, которая приводит к национальной морали и идеологии, которые кристаллизируются в свод законов. Появление государственной бюрократической системы порождает возможность и необходимость карьерного роста.

Этот этап соответствует этапу горожанина, бюргера или Обывателя в онтогенезе.

На четвертом этапе возникает феодальное государство. Города-государства формально или неформально объединяются в единую территорию, как, например, в Древней Греции. Появляется деление на аристократов и простой народ. Появляются понятия дуэли, чести, благородства, достоинства и другие категории нрав-

ственности. Личная жизнь для аристократов становится менее важной, чем духовные ценности. Образованность, романтизм и идеализм становятся непременными атрибутами менталитета благородных людей. Начинается эпоха расцвета искусств и наук.

В раздробленной Италии XIV—XVI вв. этот этап получил название Возрождение. Имелось в виду расцвет культуры в античной Греции, состоящей из городов-государств, в VII—III вв. до н.э. И, наконец, третьим периодом расцвета культуры стал немецкий романтизм XVIII в. В то время Германия состояла из множества княжеств, независимых «имперских» городов и других образований.

Благодаря развитию межфеодальной торговли, ремесленники получают возможность использовать не только местные материалы, но и ресурсы всего региона. Экономика имеет ресурсный характер и зависит от добычи древесины, угля, газа, нефти, железных и других ископаемых. Данные ресурсы используются для производства простых изделий, строительства домов, ткачества, книгопечатания и т.п. Это все определяет сырьевую экономику, которая еще не доросла до производства средств производства.

Этот этап соответствует этапу Юноши в онтогенезе.

На пятом этапе филогенеза начинается расцвет промышленности, индустриализация государства. Появляется класс буржуазии, состоящий из деловых людей, высшей ценностью которых является получение максимальной прибыли. Мы имеем индустриальную экономику.

Этот этап соответствует этапуДелового человека в онтогенезе.

На шестом этапе филогенеза финансовая деятельность, торговля и услуги становятся более значимыми, чем реальный сектор экономики. Мы имеем постиндустриальное общество. Высшей ценностью становится помощь другому, доброта, социальная справедливость.

Этот этап соответствует этапу Справедливого человека в онтогенезе.

На седьмом этапе создается инновационная экономика. Происходит гармонизация, оптимизация и модернизация всех социальных и экономических процессов, а также конечных продуктов. Главными фигурами становятся инженеры-конструкторы, изобретатели и креатив-щики во всех областях деятельности.

Этот этап соответствует этапу Мудрого человека в онтогенезе.

Мы определяем этапы не по возрасту, а по системе ценностей, т.е. по принадлежности к той или иной референтной социальной группе.

Этап Ребенка. Для индивида этого этапа высшей ценностью являются индивидуальные отношения с тем,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

кто заботится, опекает и защищает. Люди, принадлежащие к этой референтной группе, независимо от возраста, доверчивы, легко привязываются, стремятся находиться рядом с объектом привязанности. Если им во всем потакают, то считают, что им все дозволено и впадают в состояние «Хочу и все! (Не хочу и все!)», состояние капризности.

Обратной стороной привязанности и зависимости от «опекуна» является противоположное состояние теневого сознания, в котором ребенок берет ответственность за иное. Это может быть младший братик, одушевляемая игрушка, животное или что-то другое.

Отношение к браку. Женщина периода Ребенка, выходя замуж, растворяется в муже, перенимает его мировоззрение, привычки, оценки. Мужчина периода Ребенка, аналогично, растворяется в женщине.

Отношение к работе. Ребенок понимает работу как игру. Без игрового модуса он не способен выполнять работу. Так же нуждается в присутствии руководителя, опекающего, направляющего, развлекающего и защищающего.

Этап Подростка. Л.С. Выгодский [5] считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. Подросток начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности, при этом, часто не адекватно оценивая их степень и значение. У него возникает гипертрофированный и болезненный интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе сравнения себя с другими.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, и, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстников, точнее, на людей с похожей системой ценности, связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, с потребностью иметь друга, образец для подражания или объект для унижения и издевательств. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения с референтной группой подростков.

Большое значение для Подростка имеет также реальная социальная группа участия, например, классный коллектив. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, так как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для него важно общественное мнение, особенно тех социальных групп, в которых Подросток хочет добиться признания. Значит для воспитателя предъявление требований через коллектив — один из эффективных путей формирования личности подростка.

Высшей ценностью для Подростка является свобода личности, которая нуждается в подтверждении со стороны других независимых личностей. Подросток не нуждается в опеке, отрицает привязанности, не выносит, когда его учат жить, делают замечания, возлагают какие-либо обязанности. В связи с этим, он, обычно, отрицает значимость своих родителей и лишь использует их для получения материальных благ. Значимым становится «общество признания», состоящее из таких же подростков. Любые моральные ценности и социальные установки не имеют для него безусловного характера, но могут поддерживаться как условные ценности за счет интенсивного предварительного внушения на этапе Ребенка. Это могут быть глубокие семейные традиции или господствующая культурная традиция [9], пронизывающая все сферы жизнедеятельности, такая как ислам или коммунизм. При отсутствии этих внешних сдерживающих факторов, подросток склонен реализовать свою внутреннюю естественную сущность, имеющую моменты, вытекающие из высшей ценности данного этапа. Естественная сущность проявляется у, так называемых, «трудных» подростков.

Отношение к браку. Беспорядочные связи, живем вместе, пока нам это нравится, потом разбегаемся без взаимных обязательств.

Отношение к работе. Подросток склонен не работать, а получать все даром. При необходимости работать, выбирает место, где можно общаться с себе подобными (продавщица в супермаркете, официантка и т.п.).

Этап Обытателя. Высшая ценность — социализация, занятие престижного и выгодного места в социуме. Не имеет собственных нравственных принципов, следует системе ценностей, принятой в данном социуме, не ставя вопрос о ее правильности. При смене социальной системы ценностей, идеологии, тут же подстраивается под изменения. Беспринципен. Если для престижной работы необходимо образование, он его получает. Беспрекословно слушается начальства, в принципе, не ставя вопрос о правильности распоряжений. Старается буквально выполнять все инструкции, даже если это отрицательно влияет на результат. Делает это, чтобы его не смогли обвинить в нарушениях. Бюрократ и лизоблюд.

Отношение к браку. Брак является средством повышения социальной значимости, например, жениться на дочке большого начальника. Ни о какой любви здесь речи не идет.

Отношение к работе. Выбирает престижную, социально значимую работу с перспективами карьерного роста. Работа должна быть спокойной, без эмоциональной насыщенности, например чиновником. Предпочитает руководить, а не быть специалистом, так как ни в какой специальности он ничего не понимает, да и не хочет понимать.

Этап Юности. Это первая ступень более обширного этапа Зрелой личности.

В социализации выделяют две фазы: социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация сопровождается безусловным принятием ценностей данного социума. Интериоризация — это процесс переосмысления и возможного включения отдельных социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, — утверждает Г.В. Осипов [8, с. 94—100].

Эти две фазы соответствуют у нас этапам Обывателя и Юноши.

Для юноши характерно:

• появление собственных нравственных и духовных принципов;

• оценка данных социальных ценностей через призму собственной системы ценностей, критика данных ценностей;

• самоопределение, призвание;

• идеализм и романтизм;

• по любым вопросам иметь собственное мнение;

Отношение к браку. По любви, независимо от социальной выгоды.

Отношение к работе. По призванию, независимо от зарплаты и социальной значимости.

Этап Делового человека. Вторая ступень Зрелой личности. Деловой отказывается от юношеского романтизма и, в определенном смысле, служит обществу, вынося за скобки данную идеологию и даже, порой, государство. Он считает, что полезность обществу определяется степенью ответной благодарности общества. Эта благодарность измеряется в универсальной системе измерения — в деньгах. Чем больше общество готово давать мне денег за оказанные мной услуги, тем более я полезен обществу. Надо отметить, что общество здесь рассматривается не структурно, а как совокупность людей.

Если, например, государство для оздоровления общества как единого организма запрещает наркотики, то деловой человек, видя социальный заказ, спрос, потребности отдельных людей, удовлетворяет эти потребности. Для Обывателя, в отличие от Делового человека, характерна способность приспосабливаться к любым условиям, принимать любые ценности. Если деньги в данной стране считаются престижной ценностью, то он

начинает рассудочно и тупо гнаться за ними. Возникает культ денег, накопление денег ради денег. Деньги, как высшая ценность данного этапа, становятся критерием истины, значимости явления или личности. Человек ценен ровно настолько, насколько он богат, независимо от его таланта, духовных способностей и нравственных ценностей.

Отношение Делового человека к браку. Только по расчету, с целью увеличения капитала или общественной значимости.

Отношение Делового человека к работе, виду занятий. Неважно, чем заниматься, выбирается та работа, которая приносит наибольшую пользу.

Этап Справедливого человека. Третья ступень этапа развития Зрелости. Высшая ценность — общественная (социальная) справедливость. Я, как часть общества, могу зарабатывать деньги, оказывая услуги другим, но должен распределять их по справедливости среди всего общества. Другие члены общества онтологически равны мне, независимо от богатства и положения в социуме. Мы части единого организма. Заботится об обществе в целом, а не об отдельных группах, дестабилизирующих общество, например, наркоманах. Отвечает не только за порученное ему дело, но и за работу всей фирмы в целом. Никогда не говорит: «Это не мое дело».

В общении Справедливый человеквсегда вежлив, заботлив, предупредителен.

Отношение к браку. Выбор произволен. Заботится о жене (муже), не попрекает за ошибки.

Отношение к работе. Выбор произволен. Готов жертвовать временем и частью прибыли ради помощи клиенту. Не стремится к карьерному росту или увеличению прибыли (зарплаты), но и не отказывается от возможностей. Принимает все, как оно есть.

Этап Мудрого человека. Четвертая ступень этапа развития Зрелой личности. Мудрый человек стремится довести до совершенства любую вещь, любой процесс производства или функционирования, любые отношения, как личные, так и производственные. Ищет и создает гармонию в мире. Применяет принцип адекватного реагирования на внешние воздействия. На добро отвечает добром, на насилие отвечает насилием. Признает относительную справедливость противоположных мнений и находит их диалектическое единство. Не разделяет на добро и зло. Скептически относится к своим решениям, обладает иронией и самоиронией.

Отношение к браку. Выбор произволен. Зеркально отражает поведение жены (мужа). Служит дополнением так, чтобы семья в целом была гармоничным целым.

Отношение к работе. Выбор произволен. На любом месте относится к своим обязанностям осознанно, а не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.