А.в. Бондарькова
УДк 81'23
конструирование собственной идентичности современными подростками при интернет-коммуникации:
тематический и лексико-семантический аспекты
Статья посвящена проблеме идентичности личности и ее репрезентации в дискурсе интернет-коммуникации. В работе представлены результаты анализа корпуса текстов, авторами которого являются пользователи различных интернет-сайтов (социальные сети, форумы) в возрасте от 13 до 14 лет. Полученные данные позволяют делать выводы о речевых особенностях самоидентификации подростков с учетом гендерного фактора.
Ключевые слова: идентичность, интернет-коммуникация, речевое поведение, текст, лексико-семантические особенности, тематический репертуар, контент-анализ, подростки.
Anastasiya V. Bondarkova
The article deals with the phenomenon of identity and its representation in internet discourse. the process of self-identification is studied on the basis of language corpus containing texts written by internet users aged 13-16. the findings revealed the thematic content of self-identification presented in the examined texts and its lexical and semantic peculiarities with the account of gender factor.
Keywords: identity, self-identification, internet-discourse, verbal behavior, text, lexical features, semantic features, content analysis, adolescents.
Исследования феномена идентичности представляют интерес для разных областей знаний (психология, социология, философия, культурология, лингвистика) и отличаются междисциплинарным характером. Истоки изучения данного явления можно найти в работах Е. Гоффмана (1959), Э. Эриксона (1996), П. Бернера (1986) и др.
Существуют различные определения идентичности, зависящие от научного направления, внутри которого рассматривается данное явление. Однако у большинства трактовок есть общая черта: все они подчеркивают, что идентичность характеризуется соотнесением с определённым признаком или коллективом. Если обобщить имеющиеся определения, то под идентичностью следует понимать «психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.)» [Николаев В.Г., 1998:238].
online IDENTITY of teenagers: thematic, lexical and semantic features
Идентичность представляет собой сложное и многомерное явление, которое «формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) в ходе социального взаимодействия» [Малахов В.С., 2000]. Выделяются различные виды или уровни идентичности в зависимости от критерия принадлежности: «половая, сексуальная, гендерная, этническая, национальная, религиозная, возрастная, профессиональная, социо-культурная, гражданская, социальная, культурная» [Лап-по М.А., 2013:90]. Идентичность можно представить как систему с иерархическими отношениями между ее компонентами, где выделяются основные, периферические и дополнительные виды идентичности.
Как утверждает М.А. Лаппо, для лингвистов представляет интерес «верба-лизированная идентичность» [Лутовинова, 2009: 96]. Рассматривая идентичность и самоидентификацию в лингвистической перспективе, исследователь определяет самоидентификацию, как «осознанное либо неосознанное вербальное и невербальное маркирование идентичности, т.е. принадлежности, стремления к принадлежности или непринадлежности говорящего субъекта к какой-либо группе / категории, к какому-либо классу / уровню / типу людей» [Лаппо М.А., 2013: 28]. Стоит отметить, что в настоящий момент изучение идентичности и особенностей ее репрезентации в дискурсе можно назвать одним из актуальных направлений современных лингвистических исследований (Л.И. Гришаева, В.И. Карасик, О.В. Кашкина, Леонтович, М.А. Лаппо, Е.С. Ощепкова, Н.Б. Слободяник, Л.В. Цурикова и др.).
Большой интерес представляет проблема идентичности в условиях интенсивного развития новых информационных технологий и их проникновения почти во все сферы жизни человека. Согласно многим исследователям (О.В. Лутовинова, Г.Н. Трофимова, Е.И. Горошко, Н.Г. Асмус, З.И. Резанова и др.), для участников интернет-коммуникации, «поиск идентичности становится одной из первостепенных задач личности» [Лутовинова, 2009: 96], и от ее решения зависит успешность общения. Более того, определенные условия интернет-коммуникации (анонимность, дистанцированность и асинхронность) позволяют интернет-коммуникантам экспериментировать со своей идентичностью и примерить на себя различные маски. Однако, учитывая эволюцию интернет-коммуникации, следует отметить, что «игры» с идентичностью и создание ярких виртуальных образов были характерны до массового распространения социальных сетей и перехода многих повседневных реалий в интернет-среду. Данный фактор в настоящий момент «заставляет быть более внимательными к поведению он-лайн, в том числе в социальных сетях, а также усиливает внимание к построению идентичности в этих сетях» [Ефимов, 2013:72].
Учитывая ограничения интернет-коммуникации, необходимо заметить, что процесс конструирования собственной идентичности и ее последующей презентации другим коммуникантам носит в интернет-пространстве явный, нарочитый характер. Можно говорить о существовании в лингвокультуре интернета особого жанра - жанра-самопрезентации, характерного для многих интернет-сервисов (интернет-форумы, блоги, социальный сети и др.), представляющего собой ситуацию самопредъявления (рассказ о себе). Несмотря на разнообразные возможности презентации своей идентичности в интернет-среде (например, широкий функционал профиля пользователя социальной сети), интернет-коммуниканты предпочитают либо публиковать небольшую заметку-самопрезентацию, либо рассказывать
о себе в специально созданных темах-обсуждениях. Подобное явление позволяет пользователям одного интернет-ресурса лучше узнать друг друга, привлечь внимание к своему творчеству, найти себе друзей или единомышленников. Данные речевые произведения представляют собой большой интерес как материал для изучения феномена идентичности, в частности ее речевой репрезентации.
В представленной статье будут анализироваться тексты-самопрезентации (ТС), фиксирующие процесс самоидентификации пользователей различных интернет-ресурсов, предназначенных для общения. Под ТС мы понимаем речевое произведение, содержащее различную информацию об авторе текста и нацеленное на формирование определенного впечатления об авторе у адресатов этого текста. В данном случае нас интересует именно процесс самоидентификации пользователей интернета и особенности его языкового оформления. Потенциал ТС как средства речевого воздействия на адресата заслуживает отдельного изучения, и рассматриваться в настоящей статье не будет.
Цель представленного исследования заключается в описании особенностей тематического состава текстов-самопрезентаций, которые, по нашему мнению, отражают иерархию параметров, значимых для самоидентификации. Особое внимание уделяется лексико-семантическому уровню текста, как аспекту, наиболее полно отражающему представления индивида о собственной идентичности. Данная цель требует решения следующих задач: 1) определение тематического репертуара процесса самоидентификации, 2) описание лексико-семантического пространства каждой темы.
Материалом исследования послужил корпус, состоящий из 200 текстов, авторами которых были представители одной возрастной группы - «Подростки» (1316 лет), с равным соотношением полов. Все тексты представляли собой небольшой рассказ о себе (в среднем порядка 110 слов), где авторы излагали информацию в свободной форме без заданных параметров. Корпус был составлен из текстов, опубликованных на сайтах социальных сетей и различных тематических форумов в период 2011-2014 гг.
В качестве основного метода исследования использовался контент-анализ, который позволил выявить тематический репертуар процесса самоидентификации, отраженного в текстах-самопрезентациях. Для изучения лексико-семантических особенностей каждой выделенной в ходе анализа категории применялись различные методы анализа: лексический анализ, семантический анализ, дискурсивный анализ.
По результатам контент-анализа текстового корпуса был составлен следующий список категорий: имя, возраст, местожительство, семья, друзья, школа, профессия (будущая), личные качества, интересы. Данные по частоте появления каждой категории представлены в таблице 1.
таблица 1. Частота появления каждой изученной темы в текстовом корпусе группы «Подростки».
№ тема Частота упоминаний
Девушки Юноши
Возраст 97 90
Интересы и увлечения 93 88
Имя 85 93
Местожительство 72 69
Школа 63 55
Семья 40 17
Личные качества 39 22
Профессия 25 11
Друзья 25 9
Как видно из таблицы, наиболее значимыми для самоидентификации подростков обоих полов являются категории «имя», «возраст» и «интересы и увлечения». Стоит также отметить, что количество девушек и количество юношей, затрагивающих одну и ту же категорию может сильно отличаться. Например, намного меньше юношей пишет о своей семье, личных качествах и друзьях, тогда как многие девушки обязательно затрагивают данные категории, рассказывая о себе.
Другое существенное отличие заключается в особенностях речевого поведения девушек и юношей. В целом, девушки пишут в два раза больше, чем юноши: средний объем текста, написанного девушкой, равен 137 словам, когда как средний объем текста, автором которого является юноша, составляет 71 слово. Тексты, написанные девушками, более эмоциональны, содержат много восклицательных предложений и эмоционально-оценочной лексики в то время, как тексты юношей лаконичны и не содержат многочисленных подробностей. Тексты девушек могут быть более сложными по своей композиции, т.к. помимо описательной информации включают элементы повествования (различные истории или случаи, которые происходили с авторами), чего нет у авторов-юношей. Другие дискурсивные аспекты текстов, написанных девушками и юношами, будут подробно рассмотрены позже. Далее представлен анализ лексико-семантических особенностей тематического репертуара процесса самоидентификации.
Имя
Имя является важным компонентом собственной идентичности и одним из основных средств самопрезентации и индивидуализации объекта. Практически все авторы проанализированных текстов (93 юноши и 85 девушек) начинают повествование о себе с собственного имени. Большинство авторов указывает сокращённый вариант своего имени без фамилии и отчества. Несколько авторов помимо своего реального имени указали также свой сетевой никнейм.
В целом, категория «имя», несмотря на высокую частоту появления в проанализированном материале, не отличается разнообразием речевого оформления. Можно выделить основные формулы, характерные для данной темы:
Меня зовут Х;
Я Х (Я Лена, Я Миша и т.п.).
Однако среди авторов изученных текстов некоторые указывают различные вариации своего имени, которые они предпочитают или наоборот не любят. Несколько авторов также написали о том, как называют их друзья (все примеры сохраняют орфографию и пунктуацию авторов):
(1) Зовут меня Артём, можно просто Тёма :)
(2) Моё имя Женя но все меня называют Жека мне 16лет.
Возраст
Среди девушек 97 авторов изученных текстов и 90 юношей пишут о своем возрасте в рассказе о себе. Практически все из них упоминают свой возраст в начале текста (в первом или втором предложении), что позволяет предполагать, что эта категория является одной из ключевых для процесса самоидентификации. Стоит также отметить, что раскрытие данной категории девушками и юношами не носит каких-либо существенных отличий. Тот факт, что чуть меньше юношей информирует о своем возрасте можно объяснить тем, что юноши скрывают свой возраст, чтобы казаться старше, чем они есть.
В большинстве случаев категория возраста преподносится авторами как фактическая информация без творческой интерпретации, что отражается в однообразии речевого оформления данной категории. Среди изученного материала преобладают безличные предложения типа «Мне п лет» («Мне 14 лет» и т.п.). Некоторые пользователи интернет-сервисов помимо своего возраста указывают точную дату рождения, например:
(3) мне 13 лет, я родилась в 2000 году, 7 апреля:)
Другие авторы уточняют, что в скором времени им исполнится больше:
(4) Мне 15, почти 16лет», «Сейчас мне 12лет. 28 Января будет 13. Так жду, дождаться не могу))
Однако среди авторов проанализированных текстов есть те, которые не только указывают свой возраст, но и используют его в качестве критерия самовосприятия и оценки своей личности, например:
(5) 14 лет (знаю, маленькая).
(6) Я не считаю себя взрослой, ведь детство - это прекрасная пора! Обидно, что многие считают себя взрослыми, хотя еще совсем дети. Мне 12 лет и я ребенок.
Стоит также отметить, что возраст представляет собой важный критерий для причисления себя к определенной группе и разделения окружающих на «своих» и «чужих»:
(7) Люди-ровесники, хочу дружить с вами!
(8) У меня есть друзья младше меня, а вот с ребятами постарше я не общаюсь.
Местожительство
Тему проживания в том или ином населенном пункте затрагивает большинством авторов проанализированных текстов (72% девушек и 69% юношей), что говорит о значимости данной категории для процесса самоидентификации.
Обычно девушки и юноши упоминают о месте своего проживания в начале своего текста, уделяя этой категории 1-2 предложения, представляющие собой либо определенно-личные предложения типа «Я живу в №>, либо именные предложения типа «Я из №»
Стоит отметить, что зачастую авторы обоих полов не просто называют тот населенный пункт, в котором они проживают, но и уточняют географическое расположение своего места жительства, например:
(9) я живу в селе ВагАново, Кемеровской обл.
(10) Город Находка, Приморский край( 7 часов от Москвы)
Среди авторов проанализированных текстов некоторые (23 девушки, 31 юноша) также указывают государство. Подобное речевое поведение может говорить о том, что представители данной возрастной группы уже осознают включенность своего родного города или поселка в другие более крупные географические и административные образования и стремятся сориентировать окружающих в этом:
(11)Я живу в России, Рязанской области, в маленьком холодном городке под названием Скопин))
(12)Живу в Сибири, г. Березовский (недалеко от Кемерова), округов у нас
нету.
(13)Я живу в не столь большом и известном городишке Тольятти. Это в Самарской области кто не знает.
(14)Живу я в России, в Республике Татарстан, в городе Нижнекамск.
Другая особенность данной категории заключается в том, что большинство
авторов обоих полов дают оценку и характеристику своему родному городу. Проанализированные характеристики можно разделить на следующие группы:
Личная оценка: авторы приписывают своему городу те качества, которые связаны с их собственным отношением к нему. При этом авторы часто используют прилагательные, относящиеся к семантическому полю «погода» (холодный, жаркий, солнечный и т.д.) и семантическому полю «величина» (маленький, небольшой).
(15)Живу в маленьком незаметном Тамбове.
(16)живу в маленьком городе, где нет никаких возможностей.
(17)живу в городе Великий Новгород. Это потрясающий город и ни в коем случае я бы не хотела отсюда уехать.
Стереотипное представление: авторы применяют стереотипные образы тех или иных городов, которые могут быть известны широкому кругу лиц.
(18)Живу в далеком и холодном г. Якутске)
(19)Живу холодном сибирском городке Ангарске (Иркутская область)
(20)Я из холодного Сургута, Ханты-Мансийский АО.
Профессия
Для многих подростков выбор будущей профессиональной деятельности приобретает все более актуальный статус по мере взросления и играет важную роль в конструировании собственной идентичности. Среди авторов 25 девушек и 11 юношей пишут о том, кем они хотели бы работать в будущем. Стоит отметить, что многие авторы женского пола довольно подробно описали свою будущую профессию и привели аргументы в пользу своего выбора. Авторы-юноши оказались немногословны в этом отношении, и большинство из них написало в среднем по одному предложению на данную тему.
Среди названных профессий у авторов-девушек преобладают творческие профессии: актриса, певица, режиссер, дизайнер, архитектор, художник и фотограф. На втором месте по встречаемости оказались профессии, связанные с медициной (врач, стоматолог, фармацевт) и с иностранными языками: переводчик. Популярной профессией среди авторов проанализированных текстов также является
журналист и повар. Единично упоминаются такие профессии, как юрист, экономист, менеджер по международному туризму, воспитатель детского сада, учитель русского языка и кинолог.
У юношей самыми популярными профессиональными областями оказались программирование (в особенности, игровая индустрия), инженерно-конструкторская область и медицина.
В текстах, авторами которых являются девушки, внутри категории «профессия» можно выделить следующие подкатегории: выбор профессии и учеба в вузе.
Тема выбора будущей профессии отражается в частом употреблении глаголов из семантического поля «знание»: знать, думать, задуматься, решить, понять, определиться, и глаголов из семантического поля «сомнение»: сомневаться, колебаться, растеряться. Например:
(21) Я еще не определилась с профессией, но думаю пойти на то, что связано с экономикой!
(22) Немного о моих планах на будущее... Честно говоря, я боюсь задумываться об этом, возможно, я просто не готова к этому. Но я бы, наверное, хотела стать учителем русского языка.
Для некоторых авторов важным составляющим образа будущей профессии является этап учебы в вузе или специальном учебном учреждении. Примечательно, что практически никто из авторов не называет конкретных учебных заведений, где они будут учиться на выбранную специальность, и часто используют обобщенные образы «учиться в вузе», «поступить в институт», «закончить университет» и неопределенные наречия «где-то», «как-то»:
(23) Обязательно надо учиться где-то, пока еще не знаю, где.
(24) Но по жизни я хочу добиться своих целей, хорошо закончить учебу, поступить в хороший университет, а после найти хорошую работу.
Однако многие авторы обладают стереотипными представлениями о предстоящем обучении той или иной специальности. Поступление в вуз и учеба в нем характеризуются прилагательными «тяжелый», «трудный», «нелегкий». У некоторых авторов учеба после окончания школы связана также с переездом в другой город и оплатой будущего обучения.
(25) Но скорее всего, что у меня не получиться поступить на актрису ( Т.к. у нас в городе, и в ближайших городах, нету театрального( У нас есть театральный, но он ооочень далеко от моего города....А от дома далеко уезжать не хочется, да и родители так далеко не разрешат уехать.
(26) Хочу стать кинологом, но для этого нужна хорошая подготовка и у нас нет где поступить, есть в другом городе и на это нужны большие деньги.
Стоит отметить, что для многих будущая профессия ассоциируется с мечтой, о чем свидетельствует частое употребление авторами глагола «мечтать» и существительного «мечта»:
(27) С детства мечтала стать певицей.
(28) Я мечтаю стать актрисой! И я бы очень хотела, что бы моя мечта исполнилась....
Что касается текстов, авторами которых являются юноши, то, как упоминалось выше, в целом, их тексты лаконичны, мало эмоциональны и содержат намно-
го меньше деталей, чем тексты под авторством девушек. Однако, раскрывая тему будущей профессии, некоторые юноши не только называют свою будущую специальность, но и указывают название учреждения, где они хотят работать, чего не встречается у девушек:
(29) Собираюсь стать программистом и (надеюсь) попасть в Nival.
Многие авторы проанализированных текстов (63 девушки, 53 юноши) пишут о том учебном заведении, где они учатся, - школе или профессиональном училище. Данный факт можно объяснить тем, что школа или учеба в целом занимает важное место в жизни представителей данной возрастной группы.
Анализ категории «школа» показал, что девушки и юноши пишут на данную тему по-разному. Девушки подробно описывают свое место учебы (как минимум указывают тип школы или училища и номер своего класса). Школа характеризуется следующими прилагательными: обыкновенная, обычная, хорошая, любимая, ужасная и т.д. Помимо этого авторы-девушки часто перечисляют свои любимые и нелюбимые предметы и рассказывают о своей успеваемости и активности в школьной жизни, дают себе характеристику в соответствии с ней: отличница, хорошистка, лентяйка, авторитет, организатор, никто. Девушки выражают также свое отношение к школе, учителям и одноклассникам. Рассказ о школе всегда эмоционален, авторы используют много восклицательных предложений и эмотиконов. Описывая свое отношение к школе, авторы используют лексику, обладающую эмоциональной окраской: любить, обожать, ненавидеть, любимый, терпеть, ужасный, классный, замечательный и т.п. У некоторых авторов присутствие клишированный образ школы - второй дом: Люблю учиться и школу, потому что школа наш ВТОРОЙ ДОМ, и без нее жизнь была бы скучной и мы б не становились людьми.
Юноши пишут о своей учебе в школе довольно сухо и делятся только фактами: тип школы и номер класса. Некоторые авторы-юноши, затрагивая данную тему, прибегают к самономинации или самохарактеристике на основе своей деятельности и социального статуса: «Я школьник», «Школота», что отсутствует в речевом поведении девушек.
Семья и ближайшие родственники играют важную роль в жизни подростков, что должно отражаться на процессе их самоидентификации. Однако, как показал проведенный анализ, категория семейно-родственной принадлежности появляется с разной частотой в текстах, написанных девушками и юношами.
Среди авторов-юношей только 17 упоминают о своей семье в рассказе о себе. Юноши никогда не описывают свою семью подробно и сообщают о ней вскользь, уделяя не более одного предложения. Обычно авторы-юноши ограничиваются тем, что только констатируют наличие семьи: «Живу с родителями, домашних животных нет».
Что касается авторов-девушек, то 40 из них упоминают свою семью в рассказе «о себе». Практически все девушки (кроме 3-х), описывающие своих родственников, создают положительный образ семьи. По отношению к своей семье авторы употребляют оценочные прилагательные (хороший, замечательный, лучший) и часто используют лексические единицы из семантического поля «любовь» (лю-
Школа
Семья
бить, обожать, любимый). В текстах подробно описывается состав семьи, нередко девушки рассказывают отдельно про каждого члена семьи. Помимо этого, многие авторы выражают благодарность своей семье
(30) Когда я вырасту, я буду очень много работать, чтобы отблагодарить мамочку за всё что она для меня делает. Я хочу, чтобы она была счастлива. Я сделаю так, что бы она каждый день улыбалась и радовалась жизни!
(31) В жизни моя главная цель - быть похожей на своих Родителей. Слово « Родители» не напрасно написано с большой буквы, ведь они сделали для меня так много, что я просто не имею права писать это слово с маленькой буквы! я очень их люблю и не представляю жизни без них.
Личные качества
Рассказывая о себе, 39 авторов-девушек описывают свои личные качества. Данная категория редко упоминается вскользь, обычно ей уделяется от нескольких предложений до целого абзаца. Авторы охотно и весьма эмоционально повествуют о своих положительных и отрицательных качествах, часто для примера приводят случаи из жизни, где то или иное качество проявилось.
Оценивая и характеризуя себя, авторы используют качественные прилагательные (веселый, добрый, общительный, серьезный, ранимый, скромный, ленивый, ответственный, эгоистичный и т.п.), прибегают к самохарактеристике с помощью существительных, отражающих те или иные качества (гуманитарий, шизофреничка, лентяйка, скромняга, бунтарка, холерик и т.д.). Многие из авторов помимо своих достоинств описывают также свои недостатки. Таким образом, изученный материал дает представление о нравственных ценностях данной возрастной группы. Наиболее часто встречающиеся положительные качества представляют собой доброту, общительность и веселость. Девушки отрицательно оценивают такие качества, как капризность, обидчивость, лживость и предательство.
Большинство авторов-девушек, описывая свои личные качества, выражают сожаление о тех или иных поступках, которые они совершали в жизни, и признают свои недостатки.
Среди юношей 22 описывают свои личные качества в рассказе «о себе». Как и девушки, юноши подробно описывают свой характер и перечисляют личные качества. Основное отличие заключается в том, что если девушки эмоционально рассказывают о своих качествах, уделяют особое внимание тому, как они ладят с окружающими и беспокоятся о своих недостатках, то юноши стремятся создать брутальный образ человека, который, если и обладает изъянами, то не сожалеет о них. Авторы-юноши, перечисляя свои личные качества, не делят их на положительные и отрицательные и довольно часто приписывают себе такие качества, как дерзость, вспыльчивость, агрессивность, угрюмость.
Категория дружбы упоминается 25 девушками и 9 юношами. Авторы-девушки подробно описывают своих друзей, уточняют их количество и свои отношения с ними. Раскрывая данную тему, авторы обычно затрагивают следующие подкатегории: лучший друг или подруга, предательство друзей или их потеря, совместное времяпровождение. Довольно часто авторы проанализированных текстов описывают некоторые ситуации, которые происходили с ними и с их друзьями.
Друзья
Друзья в текстах представлены конкретными личностями: авторы называют их имена, рассказывают, как они познакомились и т.д.:
(32) Когда я пошла в школу, я встретила свою лучшую подругу, её зовут Оля.
(33) У меня не много друзей, но все равно есть лучшая подруга Маша, также она моя одноклассница, с ней мы дружим с первого класса.
Рассказывая о своем лучшем друге или лучшей подруге, авторы создают образ человека, с которым весело проводить время, который их понимает и который никогда не предаст. Соответственно, качества такого человека описываются с помощью прилагательных из семантических полей «доброта» (добрый, хороший, отзывчивый) и «веселье» (веселый, забавные, прикольный).
Тема предательства друзей также часто затрагивается авторами проанализированных текстов. В большинстве случаев авторы рассказывают о конкретных ситуациях предательства, подробно описывая свое эмоциональное состояние. Некоторые девушки рассуждают над тем, кого можно назвать настоящим другом, и какими качествами обладает этот человек.
Некоторые авторы пишут о том, чем они занимаются вместе со своими друзьями. Ключевыми образами данной подкатеггории являются веселье и смех. Согласно авторам, с друзьями они веселятся, смеются, не скучают, радуются.
Что касается, авторов-юношей, то, как и в большинстве случаев их повествование о друзьях лаконично и не так эмоционально, как у авторов-девушек. Юноши обычно только упоминают в рассказе «о себе», не вдаваясь в подробности.
Интересы и увлечения
Категория «интересы и увлечения» встречается практически в каждом изученном тексте и довольно часто является главной темой текстов «о себе». Среди девушек 93 пишет о своих интересах и увлечениях, среди юношей 88 упоминают эту категорию. Очевидно, что данная категория играет одну из ключевых ролей в процессе самоидетификации подростков. Например, для большинства авторов проанализированных текстов их интересы и хобби служат не только средством само-мидентификации по принципу «Я то, чем я увлекаюсь», но и критерием разделения окружающих людей на «своих» и «чужих». В данном случае «своими» считаются те, кто имеет такие же интересы и увлечения, а те, кто не разделяет их, соответственно, попадает под категорию «чужих»:
(34) Я очень хочу найти друзей-мьюзеров1, т.к. у моих одноклассников дальше Бибера2 и всяких ему подобных дело не пошло(((
Рассказ о своих увлечениях и интересах авторы оформляют в виде перечисления, используя глагольные словосочетания типа «увлекаюсь чем-либо», «люблю что-либо», составные глагольные сказуемые (люблю читать, рисовать, слушать музыку и т.п.), или в виде описания с помощью полных предложений, что встречается намного реже. Некоторые авторы дают себе характеристику на основе своих увлечений: меломан, киноман и т.д.
Наиболее часто встречающиеся интересы и увлечения в изученных текстах представляют собой музыку, рисование, спорт, интернет или рукоделие для девушек и музыку, компьютерные игры, спорт для юношей. Стоит отметить, что при
1 Мьюзер - поклонник британской музыкальной группы "Muse".
2 Джастин Бибер - известный исполнитель поп-музыки.
раскрытии данной темы речевое поведение девушек и юношей практически не отличается. В большинстве случаев авторы обоих полов описывают свои интересы подробно и эмоционально, употребляя восклицательные предложения и большое количество эмотиконов. Основное отличие заключается в том, что девушки обычно пишут больше, чем юноши, которым, в целом, свойственно лаконичное изложение своих мыслей. Некоторые девушки также рассказывают, как их интересы менялись по мере их взросления.
Завершая анализ речевой репрезентации идентичности на основе собранного корпуса текстов, можно сделать следующие выводы:
1. В результате изучения текстового массива был выявлен тематический репертуар процесса самоидентификации, характерный для современных подростков (от 13 до 16 лет). Частое появление категорий «имя», «возраст» и «интересы и увлечения» в изученных текстах позволяет предположить, что для представителей возрастной группы «подростки» данные категории играют важную роль в процессе самоидентификации. Категория «имя» позволяет авторам обозначить себя как уникального индивида, категории «возраст» и «интересы и увлечения» служат критериями для разделения окружающих на «своих» и «чужих».
2. Средний объем текста, написанного девушкой больше объема текста, автором которого является юноша. Тексты девушек более разнообразны в своем тематическом составе. Юноши пишут о себе лаконично и емко, не вдаваясь в детали. Наименее популярными темами у юношей оказались «семья», «профессия», «друзья», «личные качества», тогда как многие девушки затрагивают данные темы в рассказе «о себе». Тексты, написанные девушками, обладают также более сложной композицией.
3. Речевое поведение девушек и юношей не носит сильных различий в отношении таких категорий, как «имя», «возраст», «местожительство», «интересы и увлечения». Авторы обоих полов примерно одинаково описывают данные категории.
4. Отличия в речевом поведении девушек и юношей были выявлены при описании категорий «семья», «школа», «профессия», «личные качества» и «друзья». Основная разница заключается в том, что девушки подробно и эмоционально пишут на данные темы, используя эмоционально-оценочную лексику и восклицательные предложения, юноши же, если и затрагивают эти темы, то сухо и лаконично.
Таким образом, представленный анализ позволил рассмотреть иерархию компонентов идентичности, зафиксированную в текстах, авторами которых являются пользователи социальных сетей интернета и различных интернет-форумов в возрасте от 13 до 16 лет. Необходимо заметить, что данный опыт изучения речевой репрезентации идентичности не является исчерпывающим, хотя полученные результаты безусловно дают возможно выработать представления о процессе самоидентификации у подростков-участников интернет-коммуникации и о некоторых вербальных ее особенностях. Необходимо продолжать более подробное и тщательное исследование дискурсивных характеристик, свойственных для текстов-самопрезентаций, учитывая возрастной и гендерный факторы, что будет осуществлено в дальнейших работах.
литература
Ефимов Е.Г. Идентичность в социальных интернет-сетях (теоретические аспекты) // Грамота, 2013. № 12: в 3-х ч. Ч. II. - 225 с. - С. 72-75.
Лаппо М.А. Самоидентификация: семантика, прагматика, языковые ресурсы: монография / М.А. Лаппо; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. унт. - Новосибирск: Изд-во НГПУ 2013. - 180 с.
Лаппо, М. А. Самоидентификация: прямое, косвенное эксплицитное и косвенное имплицитное описание идентичности говорящим субъектом / М. А. Лаппо // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 372 (июль). - С.
Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография / О. В. Лутовинова. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. 477 с.
Малахов В.С. Идентичность // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин - М.: Мысль, 2000-2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/ elib/1181.html (09.11.2014).
Николаев В.Г. Идентичность // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. -СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. 447с.
28-32.