ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДЪЯВЛЯЕМОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Н.В. Писаренко (Томск)
Аннотация. Обосновывается актуальность проблематики идентичности как феномена, имеющего интерсубъективную природу. С помощью статистических методов исследованы гендерные аспекты предъявляемой идентичности студентов.
Ключевые слова: идентичность, предъявляемая идентичность, интерсубъективное взаимодействие, гендер.
Актуальность исследования идентичности студентов как самоопределяющихся субъектов вызвана необходимостью изучения ее состояния с целью разработки перспективных форм образовательных практик самоидентификации в условиях размытых социальных ориентиров современного российского общества.
Объектом исследования стала идентичность как самотождественность личности, субъективное переживание и осознание принадлежности самому себе. Идентичность является областью социально-психологического анализа взаимодействия личности и социума и выступает для человека некоторой психологической реальностью, возникающей лишь в интерсубъективном взаимодействии с «Другим». Эта психологическая реальность включает в себя практически все социально-психологические образования, обусловленные биологическими, психологическими и социокультурными факторами. Идентичность, таким образом, является социально-психологическим образованием, динамичной структурой, непрерывно обновляющейся под влиянием процессов психосоциальной среды индивида.
Идентичность как опыт переживания субъектом своего «Я» в ходе интерсубъективного взаимодействия, а точнее коммуникации, достаточно полно описана в работах зарубежных исследователей [5, 10, 1719, 33, 36-38]. В отечественной психологии проблематику идентичности ученые открывали посредством изучения самосознания [1, 7, 8, 11, 12, 16, 23, 25, 31, 32]. Однако понятия «самосознание» и «идентичность» не являются тождественными. Методологический ключ к изучению идентичности как социально-психологического феномена - в исследовании как сознательных, так и бессознательных психических процессов переживания «Я» субъектом. В связи с расширением методологической базы понятие «идентичность» прочно вошло в категориальный аппарат отечественной психологии; предметом исследований стали как сознательные аспекты идентичности, так и нерефлексивные, ускользающие от контроля самосознания личностные содержания [3, 9, 13, 15, 20, 21, 26, 27, 30].
В представленной работе социально-психологическая проблематика идентичности сфокусирована на исследовании феномена предъявляемой идентичности, который не изучался на российском исследовательском материале. Т ермин «предъявляемая идентичность» был предложен Реймондом Фогельсоном [28], после-
дователем методологической школы символического интеракционизма, в рамках концепции «борьбы идентичностей». По Р. Фогельсону, предъявляемая идентичность представляет собой набор стилизованных «Я-образов», которые индивид в условиях некоторого социального контекста транслирует другим, стремясь сознательно, а чаще бессознательно, скорректировать впечатление о себе и повлиять на формирующийся социально-перцептивный образ.
Таким образом, предъявляемая идентичность -это самопрезентация, самопредъявление переживаний и представлений о себе. В данной статье представлены результаты исследования гендерных аспектов предъявляемой идентичности.
Общепризнано, что гендерные отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности человека независимо от того, к какой культуре он принадлежит. Введение в исследовательскую сферу понятия «гендер», обозначающего пол человека в социальных характеристиках и культурных значениях, явилось одним из крупнейших достижений зарубежных и российских социальных наук конца XX - начала XIX в. Гендер как социально-психологическая категория стал еще одним важным критерием различения биологического (природного) и культурного (приобретенного) в человеке. В результате не пол человека, а именно гендер как гибкая социально-психологическая категория был включен в психотерапевтические практики и практики социальных изменений.
Гендерные социально-психологические исследования в аспекте изучения идентичности освещают проблему преобразования биологического различия субъектов в полоролевые формы субъектности и фокусируют внимание на социальных нормах, предписаниях и ролях, которые «делают» поведение субъекта маскулинным или феминным. За исключением параметров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых психологических межполовых различий и гендерный идентификационный опыт индивидов определяются влиянием социального контекста. Важность изучения гендерной проблематики идентичности определяется фундаментальным положением о том, что гендерный идентификационный опыт индивидов является одной из базовых структур самосознания субъекта и играет важнейшую роль в процессе его психосоциального развития [29].
За последние десятилетия существенно изменился социально-психологический облик российских мужчин и женщин в связи с тем, что подверглись преобразованиям социальные ожидания, роли и конвенциональные требования соответствия половой адекватности. Макро- и микроэкономические, а также социальнополитические изменения в стране позволили индивидам по-новому реконструировать «Я-образ», пересмотреть усвоенные в ходе социализации маскулинные и фемин-ные жизненные сценарии, переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворче-ства, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации в рамках изменившихся гендерных стереотипов.
Гендерный подход в социально-психологических исследованиях предполагает изучение социальных аспектов пола и ролевой дифференциации по половому признаку [2, 4, 14, 35].
Эмпирическое исследование проводилось автором в ТГУ, в нем принимали участие студенты Высшей школы бизнеса и Юридического института (п = 251 человек, из них 112 юношей и 139 девушек в возрасте 17-20 лет). Использовались качественные методы сбора информации, диагностирующие осознаваемые и неосознаваемые аспекты предъявляемой идентичности студентов: авторский метод свободного рефлексивного самоописания на тему «Мое Я» и модифицированный проективный графический метод К. Маховер «Рисунок человека» [22].
Несмотря на абстрактный характер темы сочинения, студенты, характеризуя себя, довольно конкретно описывали «Других» как «Значимых» и «Обобщенных». В русле психосемантического подхода [28] методом контент-анализа сочинений-самоописаний [6], иллюстрирующих сознательные компоненты предъявляемой идентичности, были выявлены значимые для самоопределения личности семантические темы-признаки: фигуры «Других»; социально-ролевые позиции и коммуникативно-рефлексивные характеристики личности. Коммуникативно-нерефлексивные характеристики личности, иллюстрирующие бессознательные компоненты предъявляемой идентичности, выявлялись посредством контент-анализа графических признаков проективного рисунка человека, представляемого студентами.
Обратимся к результатам статистического анализа (метод параметрического корреляционного анализа по Пирсону), выявляющего значимые корреляции заданных параметров (табл. 1).
Результаты корреляционного анализа показывают статистическую значимость двух персонажей в предъявляемой идентичности студенток-девушек: «друзья» (г = -0,17), «близкие» (г = -0,12) и трех значимых персонажей в предъявляемой идентичности сту-дентов-юношей: «общество» (г = 0,14), «все» (г = 0,20) и «девушки» (г = 0,18).
Влияние гендерных особенностей респондентов на презентацию наиболее значимых социальных ролей в предъявляемой идентичности отражено в табл. 2. Наиболее значимыми социально-психологическими ролями студенток-девушек стали: «близкий человек» (г = -0,18), «знакомая» (г = -0,14), а также «подруга», «младшая» и «юрист» (г = -0,13).
Результаты корреляционного анализа, выявляющего влияние гендерных особенностей респондентов на презентацию ими наиболее значимых коммуникативно-рефлексивных характеристик личности коммуникативного вектора «Я - Другой» (т.е. каким я вижу себя в отношениях с другими), представлены в табл. 3. Коэффициент корреляционной взаимосвязи коммуникативно-рефлексивной характеристики «испытывающая трудности в общении» с женским полом (г = -0,31) свидетельствует о том, что значимым для девушек является предъявление коммуникативных проблем. Так, имеются ссылки на отсутствие коммуникативных навыков выстраивания эмоционально теплых отношений и эффективного выхода из конфликтов.
Осознание и предъявление коммуникативных проблем свойственно в большей степени девушкам. На сознательном уровне девушки, в отличие от юношей, предъявляют гуманистический характер самоидентификации. Именно для девушек коммуникативно-рефлексивная характеристика «любящая людей» имеет статистически высокий коэффициент значимости (г = -0,23). Для юношей данная характеристика оказывается статистически незначимой. Идентифицируясь, студентки-девушки предъявляют такую коммуникативно-рефлексивную характеристику личности, как «требовательная в отношениях», коэффициент корреляции которой является значимым (г = -0,19). Юноши, в отличие от девушек, не предъявляют этой характеристики, вероятно, демонстрируя меньшую чувствительность к психологическому качеству контакта.
Наряду с презентацией коммуникативных проблем девушки предъявляют коммуникативную эффективность: высокую степень коммуникабельности, наличие коммуникативных навыков налаживания контакта с незнакомыми людьми, умение слушать, понимать и чувствовать собеседника, располагать его к доверию. Об этом свидетельствует значимый коэффициент корреляции (г = -0,18) коммуникативно-рефлексивной характеристики личности «не испытывающая трудности в общении».
Девушки демонстрируют также стремление активно противостоять общественному мнению. Этот тезис подтверждает положение, что коммуникативно-рефлексивная характеристика личности «критик-оппозиционер», имеет для женской выборки статистически значимый коэффициент корреляции (г = -0,18). Для юношей аналогичная коммуникативно-рефлексивная характеристика статистически незначима, следовательно, можно предположить, что для презентации мужского самоопределения борьба с общественным мнением не характерна.
Т а б л и ц а 1
Корреляционная матрица зависимости фигур «Других» от гендерного фактора в предъявляемой идентичности студентов (р < 0,1)
Фигуры «Других» Коэффициент корреляции
Общество 0,14
Люди; эгоисты; компания; дети-попрошайки; бомжи; многие -0,08
Родители; сверстники; семья -0,01
Всякий человек; окружающие -0,11
Любящие; злые; болтливые; богатые; единомышленники; плохие; лжецы; лицемеры; безответственные; умные одноклассники; сестра; собеседник; старики -0,06
Кто-то 0,10
Одногруппники; большинство; будущие дети; сильные 0,01
Родственники; старшие; соседи -0,03
Друзья -0,17
Любимый человек -0,05
Близкие -0,12
Толпа; знаменитости; равные мне 0,05
Преподаватели; коллектив 0,08
Молодые люди 0,04
Все 0,20
Девушки 0,18
Знакомые -0,07
Лидеры; остальные 0,05
Посторонние; герои произведений -0,04
Столетние долгожители 0,07
Брат; адиктивные (хулиганы, алкоголики, наркоманы) 0,10
Будущая жена; предатели; слабые; неформалы; артисты; просящие; спортивная команда; ансамбль; 0,07
гости; «банда»; незнакомцы; бизнесмены; свои; старшекурсники; бабушка; недостойные
Т а б л и ц а 2
Корреляционная матрица зависимости социально-ролевых позиций от гендерного фактора в предъявляемой идентичности студентов (р < 0,05)
Социально-психологическая роль Коэффициент корреляции
Близкая -0,18
Родственница -0,04
Подруга -0,13
Знакомая -0,14
Студент 0,09
Девушка -0,10
Школьник 0,02
Имеющая семью -0,06
Дочь -0,08
Сверстница -0,01
Младшая -0,13
Взрослая -0,03
Юрист -0,13
Предъявляют себя «закрытыми» в коммуникациях в большей степени студентки-девушки. Так, коммуникативно-рефлексивная характеристика личности «закрытая» имеет для женской выборки значимый коэффициент корреляции (г = -0,16). Девушки, представ-
ляя себя, демонстрируют низкую степень «объективности» самооценок при высокой степени самодостаточности как внутренней личностной силы. Коммуникативно-рефлексивные характеристики «самообесцени-вающая» и «самодостаточная» имеют для респонден-
тов женской выборки значимый коэффициент корреляции (г = -0,15 и г = -0,13 соответственно). В мужской части выборки значимых корреляций в связи с презентацией коммуникативно-рефлексивных характеристик коммуникативного вектора «Я - Другой» в предъявляемой идентичности не выявлено.
Обратимся к рассмотрению результатов статистического анализа коммуникативно-рефлексивных характеристик личности по критерию «Я в восприятии Другого» (коммуникативный вектор «Другой - Я») в самоидентификационном опыте студентов. Сразу следует отметить ограниченную представленность содержательного материала, иллюстрирующего «Зеркальное Я» в предъявляемой идентичности. В свободных самоописаниях студенты акцентируют внимание на определении себя в контексте самовосприятия, а не рефлексивного восприятия позиции «Другого» относительно своей личности. Результаты корреляционного анализа гендерных особенностей респондентов на презентацию наиболее значимых коммуникативнорефлексивных характеристик коммуникативного вектора «Другой - Я» (каким я вижу себя с точки зрения других) в предъявляемой идентичности студентов представлены в табл. 4.
Результаты данного этапа исследования показывают статистическую значимость некоторых коммуникативно-рефлексивных характеристик личности коммуникативного вектора «Другой - Я» в предъявляемой идентичности женской части выборки. Наиболее статистически значимыми коммуникативно-рефлек-
сивными характеристиками у девушек стали: «причиняющая страдания» (г = -0,15), а также «сложная» и «дружелюбная» (г = -0,14). Таким образом, девушки склонны представлять себя со стороны «Других» в негативном образе агрессора и обидчика, они считают, что «Другие» представляют их «сложными», непонятными и в то же время «дружелюбными». В мужской части выборки значимых корреляций в предъявляемой идентичности не выявлено.
Идентичность личности не тождественна ее самосознанию, поэтому наряду с вербальными формами описания самоидентификаций важно исследовать невербальные, проективные способы предъявления идентичности. Данная задача была реализована посредством использования модифицированного проективного метода К. Маховер «Рисунок человека» (2003). Модификация метода заключается в анализе личности, основанном на интерпретации «особенного» рисунка человека - предъявления себя в виде человеческой фигуры. Будучи проективным, данный метод помогает раскрыть глубинные, неосознаваемые и мало-осознаваемые паттерны самовыражения респондентов, которые не могут открыто проявляться в сознательном самовыражении и прямой коммуникации. Таким образом, изучались глубинные, бессознательные аспекты переживания «Я» личностью. Результаты корреляционного анализа, выявляющего влияние гендерных особенностей респондентов на презентацию наиболее значимых социальных ролей в самоидентификацион-ном опыте студентов, представлены в табл. 5.
Т а б л и ц а 3
Корреляционная матрица зависимости коммуникативно-рефлексивных характеристик личности коммуникативного вектора «Я - Другой» от гендерного фактора в предъявляемой идентичности студентов (р < 0,05)
Коммуникативно-рефлексивные характеристики коммуникативного вектора «Я - Другой» Коэффициент корреляции
Нетерпимая к людям -0,12
Любящая людей -0,23
Выдающаяся; избирательная в симпатиях -0,03
Обычный 0,10
Привлекающая внимание -0,06
Своеобразная; общительная; последовательная -0,07
Испытывающая трудности в общении -0,31
Не испытывающая трудности в общении; критик-оппозиционер -0,18
Подверженная влиянию -0,08
Независимый; ориентированный на социальное окружение 0,03
Использующий людей 0,06
Подстраивающийся 0,02
Неискренняя -0,12
Аналитик 0,00
Самообесценивающая -0,15
Закрытая -0,16
Требовательная в отношениях -0,19
Самодостаточная -0,13
Т а б л и ц а 4
Корреляционная матрица зависимости коммуникативно-рефлексивных характеристик коммуникативного вектора «Другой - Я» от гендерного фактора в предъявляемой идентичности студентов (р < 0,05)
Коммуникативно-рефлексивные характеристики коммуникативного вектора «Другой - Я» Коэффициент корреляции
Несамостоятельная; самостоятельная; эмоциональная; спокойная; равнодушная; открытая -0,06
Неблагополучная -0,13
Привлекающая внимание; благополучная -0,11
Сложная; дружелюбная -0,14
Безответная -0,02
Выдающаяся -0,01
Причиняющая страдания -0,15
Себялюбивая; энергичная -0,10
Закрытая; неприметная; понятная; общительная -0,03
Целеустремленный 0,01
Красивая -0,08
Упрямый 0,07
Т а б л и ц а 5
Корреляционная матрица зависимости коммуникативно-нерефлексивных характеристик личности от гендерного фактора в предъявляемой идентичности студентов (р < 0,05)
Коммуникативно-нерефлексивные характеристики Коэффициент корреляции
Инфантильная -0,07
Не придающая значимости общественному мнению -0,27
Замкнутый 0,08
Неуверенный 0,03
Эмоционально примитивный 0,15
(прямолинейный) Придающий значимость общественному мнению 0,32
Стремящийся к доминированию 0,05
Испытывающая трудности в социальных контактах -0,04
Демонстративная -0,42
Высокомерный 0,03
Неискренний в общении 0,01
Активный 0,06
Негибкая в контактах (упрямая) -0,05
Импульсивный 0,02
Уязвимый 0,21
Агрессивный 0,11
Противоречивая в стремлении к независимости -0,04
Гибкая в контактах -0,19
Стремящийся к более активным коммуникациям 0,09
Готовый к обороне 0,05
Общительная (речевая активность) -0,02
Результаты данного этапа исследования показывают статистическую значимость некоторых коммуникативно-нерефлексивных характеристик личности как для женской, так и для мужской части выборки. Статистически значимыми в предъявляемой идентичности девушек стали: «демонстративная»
(г = -0,42), «не придающая значимости общественному мнению» (г = -0,27) и «гибкая в контактах» (г = -0,19). Таким образом, подтвердились предположения о том, что бессознательное самопредъявле-ние в контексте демонстративности характерно в большей степени для женского самоопределения.
Кроме того, для женского самоопределения характерно бессознательное стремление предъявлять коммуникативную гибкость, а также пренебрежение общественным мнением.
Наиболее значимыми коммуникативно-нерефлексивными характеристиками личности в структуре предъявляемой идентичности юношей стали: «придающий значимость общественному мнению» (г = 0,32), «уязвимый» (г = 0,21) и «эмоционально примитивный» (г = 0,15). В отличие от девушек, юноши, предъявляя идентичность на бессознательном уровне, презентуют значимость общественного мнения, проявляют внутреннюю ранимость, уязвимость и чувствительность. Однако наряду с этим они бессознательно склонны предъявлять себя эмоционально примитивными, прямолинейными и грубоватыми.
Интерпретируя полученные результаты, можно утверждать следующее:
- юноши в процессах самоидентификации ориентируются на более широкий социальный контекст макровзаимодействия с «Другими», в отличие от девушек, ориентированных на более узкий контекст микровзаимодействия;
- имеется некоторое противоречие в переживании ролевой принадлежности со стороны девушек: с одной стороны, для них значимо и психологически комфортно несколько «инфантильное» переживание себя в социально-психологической роли «младшей», с другой - в их самосознании полным ходом идет процесс кристаллизации профессиональной идентичности, судя по высокой степени значимости переживания себя в во «взрослой» профессиональной роли;
- важными для женского самоопределения, в отличие от мужского, являются эмоционально близкие
дружеские и родственные контакты, о чем свидетельствует высокая значимость социально-психологической роли «близкого человека», которую девушки активно присваивают и предъявляют в ходе самоидентификации;
- для мужской выборки в меньшей степени характерна самоидентификация в контексте формализованных социально-психологических ролей;
- на сознательном уровне девушки предъявляют себя переживающими коммуникативные проблемы, любящими людей, требовательными в отношениях, стремящимися активно противостоять общественному мнению и демонстрируют большую коммуникативную эффективность, нонконформизм и гуманизм по сравнению с юношами;
- девушки демонстрируют также и большую рефлексивность, судя по тому, что, в отличие от юношей, чаще предъявляют «зеркальные» представления о себе с точки зрения «Других»;
- на бессознательном уровне юноши предъявляют себя эмоционально примитивными, прямолинейными и грубоватыми, что свидетельствует о глубоком усвоении социальной установки на «маскулинность», но при этом неосознанно проскальзывает переживание собственной ранимости, уязвимости и чувствительности, что стереотипно связывается в обществе с не поощряемыми для мужчин «феминны-ми» качествами, поэтому почти не осознаваемыми юношами;
- наряду с типично женскими проявлениями на бессознательном уровне демонстративности и коммуникативной гибкости можно говорить о тенденциях маскулинизации девушек в связи с предъявлением себя многими из них в мужском образе.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: Московский психологический институт, 1999. 216 с.
2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
3. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когни-
тивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.
4. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооцен-
ки // Мир психологии. 1999. № 3. С. 147-155.
5. Бергер П., Лукман Т. Идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М»,
2000. С. 567-588.
6. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спец. практикум по социальной психологии. М., 1992. 63 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: НПО МОДЭК, 2001. 349 с.
8. Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
9. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ. 2000. № 1. С. 56-63.
10. Бъюдженталь Дж. Ф.Т. Предательство человечности: Миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности // Эволюция психотерапии. М., 1998. Т. 3. С. 180-203.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5-361.
12. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М, 1996. 60 с.
13. Идентичность в норме и патологии / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. Новосибирск: НГПУ, 2000. 256 с.
14. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 40-57.
15. Казанская А.В. Текущая идентичность // Московский психотерапевтический журнал. 1998. № 2. С. 67-85.
16. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
17. Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002. 316 с.
18. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 180-187.
19. Лэйнг Р.Д. «Я» и Другие. М., 2002. 192 с.
20. Лукьянов О.В. Динамика идентичности в образовательном опыте // Поиск идентичности - экзистенциальный опыт в образовании. Томск: Спринт, 2001. С. 11-191.
21. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43-53.
22. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2003. 157 с.
23. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: ПГПИ, 1990. 107 с.
24. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 226.
25. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды. М.: Московский Психологический институт, 1999. 635 с.
26. Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2001. 29 с.
27. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001. 52 с.
28. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во МГУ, 1997. 400 с.
29. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
30. Сухачев В.Ю. Пределы идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. Вып. 4, № 21.
31. Хараш А.У. «Другой» и его функция в развитии «Я» // Общение и развитие психики. М.: АПН СССР, 1986. С. 31-46.
32. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1997. 144 с.
33. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 342 с.
34. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L.: Mithuen, 1986. 222 p.
35. Deaux K. Psychological constructions of masculinity and feminity / Ed. by J.M. Reinisch, L.A. Rosenblum and S.A. Sanders. Masculinity/ Feminity: Basis Perspectives. Oxford: Oxford University Press, 1987.
36. Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // Psycho-social theories of the self / Ed by B. Lee. N.Y.: Plenum Press, 1982. P. 115-132.
37. Marsia J.E. Ego identity status: Relationshipto change in Self-esteem, «general malajustment» and authoritarianism // Journal of Personality. 1967. № 35. P. 118-133.
38. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and a review of research // Developmental psychology. 1982. Vol. 18, № 3. P. 341-358.
GENDER ASPECTS OF THE RELATIONS WITH «OTHERS» IN PRESENTED IDENTITY OF STUDENTS N.V. Pisarenko (Tomsk)
Summary. It is motivated urgency of consideration of the problem of self-identity, as the phenomenon having intersubjective nature. Gender aspects presented identity of students are studied by means of statistical methods of the research.
Key words: identity, presented identity, intersubjective interaction, gender.