Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347).
Экономика. Вып. 46. С. 173-177.
УДК 37.01
ББК 65.2/4
НАЧАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАЧАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ — СОПРЯЖЕННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Е. В. Черная
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Информатизация экономики и становление информационного общества ставят задачу формирования нового мышления у подрастающего поколения. Изменение образовательных моделей на всех его ступенях нашло отражение в новых образовательных стандартах. К новым актуальным задачам относятся задачи формирования информационной и экономической грамотности, что, в свою очередь, способствует закладыванию основ экономических компетенций. В статье рассматриваются условия достижения поставленной цели — через формирование универсальных учебных действий.
Ключевые слова: информационная грамотность, экономическая грамотность, экономическая культура, экономическая компетенция, ноосферное сознание.
Изменение социально-экономической ситуации повлекло за собой смену образовательной парадигмы, которая на сегодняшний день ориентируется на интересы личности, адекватные тенденциям развития общества, становление компетентности, творческого начала и самораскрытия. Актуальными задачами современной системы отечественного образования являются формирование начальной информационной и экономической грамотности у младших школьников.
Данная статья посвящена обсуждению вопроса формирования начальных информационной и экономической грамотности в их взаимосвязи, а также их значимости для формирования основ экономических компетенций.
Экономические компетенции — это совокупность экономических знаний, умений, навыков, проявляемых в конкретной деятельности в сфере экономики. Закладывание основ экономических компетенций непосредственно связано с формированием элементарной экономической грамотности, определенного экономического стиля мышления и мировоззрения [4].
Происходит информатизация экономики — превращение информации в доминирующий информационный ресурс. Это происходит благодаря реализации принципов новой информационной технологии: использования телекоммуникаций, обработки любых типов данных на компьютере, использования дружественных интерфейсов. Все это обеспечивает новые возможности
для экономического роста, решения социальных проблем, становления нового типа экономических отношений.
Эти аспекты нашли отражение в новых образовательных стандартах. Так, к результатам освоения образовательных программ обучающимися в процессе освоения учебных дисциплин Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) относит «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации...» [13]. Это требование обусловлено развитием современного общества, его экономики, социальных структур. Так, специалисты экономического профиля должны владеть информационными технологиями, которые предоставляют широкие возможности для успешной деятельности. Теперь вычислительная деятельность мыслится автоматизированной, и никак иначе; графическая интерпретация информации и статистическая обработка массивов данных предполагает применение компьютеров, так же как и математическое моделирование экономических (или иных) закономерностей, и т. п. Все это определяет потребность в подготовке специалистов, владеющих этими технологиями в своей предметной области.
«Сейчас российская система образования вступила в период радикальной смены образовательных моделей на всех ее ступенях. Реализация требований новых Федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, общего и профессионального образования требует внедрения в образовательных организациях множества согласованных по содержанию и скоординированных во времени новшеств...» [5].
Одним из таких новшеств является формирование нового мышления, которое необходимо начинать с начальной школы, с формирования общей начальной грамотности, включающей элементы экономической грамотности и информационной грамотности.
Прежде чем начать изучение путей формирования начальной информационной и экономической грамотности, мы рассмотрели сущность этих понятий.
Под информационной грамотностью понимают «наличие минимально необходимых знаний, умений и владений:
- нахождения и восприятия информации посредством поиска в различных источниках;
- обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей;
- осуществления информационной, познавательной и практической деятельности с использованием различных средств информации и коммуникации» [13].
Это определение непосредственно опирается на формулировки универсальных учебных действий в ФГОС начального общего образования. Ранее нормированию подлежали предметные результаты, но сейчас стандарт ориентирован также и на метапредметные и личностные результаты. Освоению подлежат универсальные учебные действия, имеющие непосредственное отношение к информационной и экономической грамотности. К ним относятся умения: осуществлять информационную деятельность, используя различные средства информации и коммуникации; в соответствии с учебной задачей проводить поиск, обработку и интерпретацию информации; быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; создавать и использовать в деятельности разнообразную информацию; на основе полученных знаний, умений и навыков решать жизненные задачи.
Под экономической грамотностью понимают «определенный уровень экономических знаний, умений, опыта экономической деятельности. принятие рациональных решений, служащий основой для непрерывного совершенствования своих экономических знаний и экономических качеств личности. » [3].
Начальная экономическая грамотность является основой формирования экономических компетенций, экономической культуры личности.
В ФГОС отмечается о необходимости формирования следующих компетенций: «адекватного восприятия экономической ситуации в стране, в мире», «правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами» [14].
Е. Е. Ступина предлагает определение экономической культуры младших школьников, основу которого составляют следующие характеристики: экономическая обученность и воспитанность, наличие сформированных нравственно-экономических качеств личности (честность, ответственность, бережливость, трудолюбие, бескорыстность), наличие социально-экономического опыта [12].
Данное определение содержит перечень не только экономических качеств личности, но и нравственно-этических норм человека, формирование которых позволяет говорить о ноос-ферном сознании. Ноосферное сознание определяет умение достигать гармоничного и непротиворечивого взаимодействия с окружающим миром на основе приобретенной совокупности знаний, представлений и человеческих ценностей [11; 15]. Такое сознание необходимо человеку в современном информационном обществе, в котором происходит переориентация индустриальной экономики на информационную, то есть приобретает решающее значение экономика знаний, а также предполагается наличие у личности информационной избирательности, акцентирование внимания на умении использования информации для принятия решений в производственных и непроизводственных сферах. То есть без базовых экономических знаний и владения определенной информацией, невозможно принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы.
Непосредственно видна взаимосвязь информационной и экономической грамотности и экономической культуры.
Основы ноосферного сознания закладываются в современной начальной школе при формировании универсальных учебных действий, которые необходимы любому человеку в современном обществе. Эти универсальные действия будут развиваться и совершенствоваться на протяжении всей жизни человека. Начальная школа — это сен-
зитивный период (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения [6]) для накопления знаний, формирования личности, формирования основ мировоззрения.
Названные универсальные учебные действия, их можно назвать информационными и экономическими, могут отрабатываться учениками на уроках практически по всем предметам, в том числе на уроках математики и информатики.
В новом стандарте отражена возможность пропедевтики информатики в математике, потому что эти дисциплины наиболее органично связаны между собой. Основу реализации содержания математики составляют: «.развитие математической речи, логического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» [13].
Решение проблемы формирования в начальной школе универсальных учебных действий информационного наполнения мы видим в математике с пропедевтикой информатики. При этом задачи такого курса можно разделить на задачи формирования системы первоначальных представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса информатики — с одной стороны, и задачи развития нового мышления, мотивации к инновационному поведению, способности успешной самореализации в условиях информационного общества — с другой.
Информатизация экономики, дает основание говорить и об экономическом образовании младших школьников, которое также может носить пропедевческий характер. Изначально экономическое образование школьника связывали только с трудовым воспитанием. Сегодня есть ряд исследований в педагогической науке, посвященных экономическому образованию младших школьников (А. Ф. Аменд, И. А. Мельничук, Е. В. Савина, А. А. Саламатов и др.) [1; 2; 6; 8; 9; 10].
Отсутствие в учебном плане для начальной школы предмета «Экономика», отсутствие специалистов — преподавателей экономики в младших классах, позволяет ставить вопрос о формировании начальной общей экономической грамотности на уроках математики.
С известными экономическими понятиями дети знакомятся задолго до школы, в школе же дети способны осваивать научные понятия, оперировать ими, что позволяет включать изучение элементарных понятий в программу начальной школы. Именно на уроках математики, при решении разнообразных текстовых сюжетных задач, раскрываются следующие понятия: «стоимость», «цена», «платить», «купить», «получить сдачу», «продать», «магазин», «рынок», «супермаркет», «весы», «вес» (тонна, килограмм, грамм и др.), «гиря», «деньги» (рубль, копейка), «заработать», «заработная плата», «пенсия», «производство», «площадь», «объем» (литр), «расходы», «услуги», «коммунальные услуги», «бытовые расходы», «профессии» (фермер, экономист и др.) и т. д. На сегодняшний день в учебниках есть понятия, которые не вызывают у обучающихся удивления: «банк», «калькулятор», «компьютер», «банкомат», «платежная карта», «интернет-магазин» и др. Такие задачи обогащены современным экономическим и информационным содержанием, не представляют особой трудности для восприятия младшими школьниками, а учителю необходимо лишь поспособствовать не формальному усвоению математических знаний, а их осознанному применению в конкретной области, осмыслению, возможности включаться в новые экономические отношения.
Для младших школьников начальная информационная грамотность сопряжена с подготовкой к формированию экономической грамотности, подразумевающей в качестве результата формирование таких качеств, как ноосферное сознание, информационная культура, экономическая культура и др.
А в перспективе информационная и общая экономическая грамотность позволит сформироваться таким качествам современного человека с ноосферным сознанием, как системное научное мышление, высокий уровень критичности, экологическая культура; творческая активность; установка на корпоративное решение возникающих проблем; акцентирование внимания на постановку и решение нестандартных задач, на понимание процессов, происходящих в природе, и человеческом обществе и др. То есть таким качествам людей, которые должны обеспечить выживание и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации.
Список литературы
1. Аменд, А. Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования : монография / А. Ф. Аменд. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1996. 152 с.
2. Аменд, А. Ф. Экономическое воспитание младших школьников : учеб. пособие / А. Ф. Аменд. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1982. 176 с.
3. Архангельская, О. В. Формирование экономической грамотности как средства начальной профессиональной подготовки учащихся лицеев [Электронный ресурс] / О. В. Архангельская. URL: http://www. dissercat.com/content/formirovanie-ekonomicheskoi-gramotnosti-kak-sredstva-nachalnoi-professionalnoi-podgotovki-uc
4. Евсеев, В. О. Деловые игры по формированию экономических компетенций : учеб. пособие / В. О. Евсеев. М. : Вузов. учеб. : ИНФРА-М, 2012. 254 с.
5. Информика : журнал [Электронный ресурс]. URL: http://www.informika.ru/files/contentfile/366/21-martirosyan.pdf
6. Мельничук, И. А. Экономическое воспитание младших школьников в процессе учебной и внеклассной работы : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Мельничук. Минск, 1989. 183 с.
7. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. 3-е изд. М. : Владос, 1997. 608 с.
8. Савина, Е. В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] / Е. В. Савина. URL: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-bazisnykh-elementov-ekonomicheskoi-kultury-mladshikh-shkolnikov-v-uchebnom-prot#ixzz32FpWcYkZ
9. Саламатов, А. А. Приоритеты российского образования в условиях инновационного развития экономики / А. А. Саламатов, А. Ф. Аменд // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2004. № 25. Сер. 3. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. С. 9-14.
10. Саламатов, А. А. Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ / А. А. Саламатов, А. Ф. Аменд // Образование и наука : изв. Урал. отд-ния РАО. 2003. № 3 (21). С. 86-96.
11. Спартин, В. Ноосферная педагогика. О формировании ноосферного менталитета [Электронный ресурс] / В. Спартин. URL: http://www.ihst.ru/~biosphere/Mag_2/spartinA.htm
12. Ступина, Е. Е. Формирование экономической культуры младших школьников в учебной и внеу-чебной работе : монография / Е. Е. Ступина. Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2011. 147 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2010. 31 с.
14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования ; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с.
15. Черноголовый, В. В. Общее определение ноосферного сознания [Электронный ресурс] / В. В. Черноголовый. URL: http://www.rusnauka.com/0NG_2006/Philosophia/17769.doc.htm
Сведения об авторе
Черная Елена Викторовна — старший преподаватель кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 18 (347). Economy. Issue. 46. P. 173-177.
INITIAL INFORMATION LITERACY AND PRIMARY ECONOMIC LITERACY — ASSOCIATED CONDITIONS OF FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ECONOMIC COMPETENCE
E. V. Chornaya
Senior lecturer of the Department of Economics of industries and markets of the Chelyabinsk state University, Chelyabinsk,
Russia. [email protected]
The Informatization of the economy and the emergence of the information society are aiming at the formation of the new thinking among the young generation. The change of educational models at all levels is re-
fleeted in the new educational standards. The formation of information and economic literacy are new urgent
problems which help to lay the foundation of economic competence. The article deals with the conditions for
achieving this goal through the formation of universal educational activities.
Keywords: information literacy, economic literacy, economic culture, economic competence, noosphere
consciousness.
References
1. Amend, A. F. Teoriya i praktika nepreryvnogo ekologo-ekonomicheskogo obrazovaniya [Theory and practice of continuous ecological and economic education] : monografiya / A. F. Amend. Chelyabinsk : Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 1996. 152 s.
2. Amend, A. F. Ekonomicheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov [Economic education of Junior schoolchildren] : ucheb. posobie / A. F. Amend. Chelyabinsk : Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 1982. 176 s.
3. Arhangel'skaya, O. V. Formirovanie ekonomicheskoy gramotnosti kak sredstva nachal'noy professional'noy podgotovki uchashchihsya litseev [The formation of economic literacy as a means of initial vocational training of students of lyceums] [Elektronnyy resurs] / O. V. Arhangel'skaya. URL: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-ekonomicheskoi-gramotnosti-kak-sredstva-nachalnoi-professionalnoi-podgotovki-uc
4. Evseev, V. O. Delovye igry po formirovaniyu ekonomicheskih kompetentsiy [Business games on the formation of economic competencies] : ucheb. posobie / V. O. Evseev. M. : Vuzov. ucheb. : INFRA-M, 2012. 254 s.
5. Informika : zhurnal [Informika : journal] [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.informika.ru/files/ contentfile/366/21-martirosyan.pdf
6. Mel'nichuk, I. A. Ekonomicheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v protsesse uchebnoy i vneklassnoy raboty [The economic education of the younger students in the process of academic and extracurricular activities] : dis. ... kand. ped. nauk / I. A. Mel'nichuk. Minsk, 1989. 183 s.
7. Nemov, R. S. Psihologiya [Psychology] : ucheb. dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy : v 3 kn. Kn. 2. Psihologiya obrazovaniya / R. S. Nemov. 3-e izd. M. : Vlados, 1997. 608 s.
8. Savina, E. V. Formirovanie bazisnyh elementov ekonomicheskoy kul'tury mladshih shkol'nikov v ucheb-nom protsesse [The formation of the basic elements of the economic culture of the younger students in the learning process] [Elektronnyy resurs] / E. V. Savina. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-bazisnykh-elementov-ekonomicheskoi-kultury-mladshikh-shkolnikov-v-uchebnom-prot#ixzz32FpWcYkZ
9. Salamatov, A. A. Prioritety rossiyskogo obrazovaniya v usloviyah innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [The priorities of the Russian education in the conditions of innovative development of economy] / A. A. Sal-amatov, A. F. Amend // Vestn. CHelyab. gos. ped. un-ta. 2004. № 25. Ser. 3. Aktual'nye problemy obrazovaniya podrastayushchego pokoleniya. S. 9-14.
10. Salamatov, A. A. Nepreryvnoe ekologo-ekonomicheskoe obrazovanie uchashchihsya obshcheobrazo-vatel'nyh shkol [Continuous ecological and economic education of students of secondary schools] / A. A. Salamatov, A. F. Amend // Obrazovanie i nauka : izv. Ural. otd-niya RAO. 2003. № 3 (21). S. 86-96.
11. Spartin, V. Noosfernaya pedagogika. O formirovanii noosfernogo mentaliteta [Noospheric education. About the formation of the noosphere mentality] [Elektronnyy resurs] / V. Spartin. URL: http://www.ihst. ru/~biosphere/Mag_2/spartinA.htm
12. Stupina, E. E. Formirovanie ekonomicheskoy kul'tury mladshih shkol'nikov v uchebnoy i vneuchebnoy rabote [The formation of the economic culture of Junior high school students in academic and extra-curricular work] : monografiya / E. E. Stupina. Novosibirsk : Izd-vo Novosib. gos. ped. un-ta, 2011. 147 s.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary education] / M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii. M. : Prosveshche-nie, 2010. 31 s.
14. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya [The fundamental core content of General education] / Ros. akad. nauk, Ros. akad. obrazovaniya ; pod red. V. V. Kozlova, A. M. Kondakova. 4-e izd., dorab. M. : Prosveshchenie, 2011. 79 s.
15. Chernogolovyy, V. V. Obshchee opredelenie noosfernogo soznaniya [A General definition of the noospheric consciousness] [Elektronnyy resurs] / V. V. Chernogolovyy. URL: http://www.rusnauka.com/ ONG_2006/Philosophia/17769.doc.htm