Научная статья на тему 'Становление и развитие проблемы формирования экономической компетентности у подрастающего поколения'

Становление и развитие проблемы формирования экономической компетентности у подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕНЕЗИС / ECONOMICS / ECONOMIC COMPETENCY / GENESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Гульмай Токтаровна

В статье рассматривается генезис проблемы формирования экономической компетентности у подрастающего поколения, в том числе выявляются особенности его развития с точки зрения академического, утилитарного, бизнес-ориентированного и культурно-функционального подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадырова Гульмай Токтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and development of the problem of formation of economic competence in the younger generation

The article discusses the genesis of the problem of formation of economic competence in the younger generation, including the detected features of its development in terms of academic, utilitarian, business -oriented, cultural and functional approaches.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие проблемы формирования экономической компетентности у подрастающего поколения»

УДК 542.088 ББК 34

Кадырова Гульмай Токтаровна

преподаватель Костанайский технико-экономический колледж г. Костанай,

Республика Казахстан Kadyrova Gulmai Toktarovna teacher

of Kostanai Technical Economical College Kostanai Kazakhstan salamatov79@mail.ru Становление и развитие проблемы формирования экономической компетентности у подрастающего поколения

The formation and development of the problem of formation of economic competence in the younger generation

В статье рассматривается генезис проблемы формирования экономической компетентности у подрастающего поколения, в том числе выявляются особенности его развития с точки зрения академического, утилитарного, бизнес-ориентированного и культурно-функционального подходов.

The article discusses the genesis of the problem of formation of economic competence in the younger generation , including the detected features of its development in terms of academic , utilitarian , business -oriented , cultural and functional approaches.

Ключевые слова: экономическое образование, экономическая компетентность, генезис.

Key words: economics, economic competency, genesis.

Социально-экономические изменения в нашей стране, сложившиеся рыночные отношения требуют новых подходов к решению задач, стоящих перед системой образования в России. В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема экономического образования является одной из приоритетных. Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего экономической ответственностью.

Изучение философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы показывает, что вопросам экономического образования наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание [2; 20; 22 и др.]. Однако проблема

формирования экономической компетентности у подрастающего поколения ещё недостаточно изучена.

Отставание в развитии рыночных отношений России от стран Западной Европы в XIX в. сопровождалось обострением социально-экономических проблем, что привело к осуждению накопительского поведения. Не случайно в России сложились благоприятные условия для распространения идей марксизма.

Ценной идеей марксистов и представителей отечественной педагогической мысли XIX в. было понимание того, что моральное удовлетворение человеку приносит продуктивная, творческая деятельность на благо общества. Однако недооценка рынка как главного критерия производительного труда придавало этой идее абстрактный характер. Осуждение предпринимательской деятельности как аморальной создавало условия для появления классовой морали, в то время как экономическое поведение должно быть ориентировано на общечеловеческие, надклассовые, надгрупповые ценности. Поэтому и в отечественной, и в зарубежной педагогической мысли к началу XX в. проблема экономического образования подрастающего поколения была практически не разработана.

Усиление интереса к изучению экономического образования в начале XX в. было связано со сменой парадигмы в экономической науке. А. Маршалл считает, что предметом исследования экономической теории «являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни» [12, с.69]. Причём помимо эгоистических мотивов, он признаёт альтруистические мотивы: семейные привязанности, стремление помочь ближнему, побуждения к коллективным действиям и другие. По мнению учёного, многие мотивы экономического поведения можно свести к более сильному и устойчивому стремлению достижения удовольствия и избеганию неудовольствия. Мотивы экономического поведения измеряются косвенно, т.е. в деньгах. Данный факт при существующем уровне экономической теории делает многие мотивы, особенно связанные с альтруистическими действиями неизмеримыми. Таким образом, экономистам неклассического направления удалось обосновать, что в процессе экоВестник ЧГПУ 12.2'2013 76

номического образования должно уделяться большое внимание осознанию принципов экономического поведения в рыночной экономике. Однако такое экономическое поведение несёт чисто утилитарный характер [21].

Переход от рынка свободной конкуренции к государственно-регулируемой экономике в первой половине ХХ в. сопровождается развитием крупного бизнеса и появлением больших сложных организаций. Происходит замена накопительского типа поведения на конформистский. Такой тип поведения предполагает умение «подать себя» на рынке труда, приспособиться к целям организации, быть энергичным и честолюбивым.

В это же время развивается прагматическая педагогика, одним из основоположников которой становится американский философ и педагог Джон Дьюи. Дьюи считал, что различные виды деятельности являются инструментами, созданными человеком для решения индивидуальных и социальных проблем. Познание выступает в качестве сложной формы поведения, цель которого адаптация к социуму. Критерием оптимального поведения является его практическая эффективность. Поэтому формирование личности, умеющей приспосабливаться к различным ситуациям в мире бизнеса, рассматривается прагматической педагогикой как цель воспитания [5].

Представителям прагматической педагогики, на наш взгляд, удалось доказать, что формирование опыта социального поведения (в том числе и экономического) является одной из основных целей воспитания. Особую роль в формировании такого опыта они отводили деятельностному подходу (обучение путём «делания»), в рамках которого предполагалось широкое применение игр. В тоже время нельзя согласится с тем, что критериями нравственности экономического поведения должна стать практическая целесообразность.

Изменение в отраслевой структуре народного хозяйства и в структуре занятости во второй половине ХХ в. дают основание ряду экономистов полагать о переходе к новому индустриальному обществу. В данном обществе наука превращается в непосредственную производительную силу и увеличивается роль инновационных факторов экономического роста. Стратегическим для нового ин-

77 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

дустриального общества ресурсом становится человеческий капитал, что предполагает наличие в экономике инициативной и высококвалифицированной рабочей силы.

В 20-30-е г.г. ХХ в. советские педагоги-новаторы А.С. Макаренко [11], М.М. Пистрак [14], С.Т. Шацкий [26], государственные деятели Н.К. Крупская [8], А.В. Луначарский [9] и другие внесли существенный вклад в разработку проблем научной организации труда школьников, профессиональной ориентации подрастающего поколения, воспитанию потребности в общественно необходимом производительном труде. В рамках марксистко-ленинского подхода к воспитанию ими был поставлен вопрос о подготовке молодого поколения к строительству коммунизма, о выработке психологии работника-коллективиста, хозяина производства. В качестве задач воспитания в советской педагогической науке того времени рассматривается формирование таких общественных инстинктов как осознание перспектив коммунистического строительства, стремление трудиться на благо общества, умение заботливо использовать его богатство, трудится в коллективе. Эти качества должны были проявляться и в поведении человека в хозяйственной сфере.

Большой вклад в осмысление данной проблемы внёс А.С. Макаренко [11]. Представляя цель воспитания как конкретную программу развития личности, он особое место отводит проблеме формирования сознательного экономического поведения хозяина советской страны. Такое поведение должно быть бережливым, точным, оперативным и деловитым. Для его воспитания А.С. Макаренко предлагает вовлечение детей в процесс общественно-полезного, коллективного, производительного труда.

Таким образом, можно полагать, что под экономическим поведением советские педагоги-новаторы 20-30х г.г. XX в. понимали поведение, направленное на решение задач коммунистического строительства. При этом они критически оценивали поведение, ориентированное на реализацию частнособственнических интересов, характерное для капиталистического общества.

На наш взгляд, советским педагогам-новаторам удалось обосновать такие особенности результата экономического образования как деловитость, творческий характер, сочетание личных, коллективных и общественных интересов, присущих и сегодня экономическому образованию. Однако пропаганда преимуществ социалистической системы хозяйствования привела к недооценке рыночных механизмов, которые регулируют экономическое поведение человека в современном обществе.

Дальнейший политический курс на ускорение экономического развития страны за счёт форсированной индустриализации и насильственной коллективизации привёл к использованию преимущественно экстенсивных факторов роста. Игнорирование требований экономических законов привело к недооценке роли экономического воспитания подрастающего поколения как средства увеличения производительности в народном хозяйстве.

Исчерпание экстенсивных факторов развития советской экономики и поиск путей его интенсификации привёл к усилению внимания экономистов, философов и педагогов к проблемам воспитания и подготовки высококвалифицированной рабочей силы. Возобновление интереса к изучению проблем экономического образования в нашей стране было связано с теоретическим обоснованием экономического воспитания как самостоятельной социально-экономической категории.

Во второй половине ХХ в. философ Б.И. Иткин предложил выделить этот вид воспитания из трудового, так как последнее «не предполагает в качестве обязательных компонентов интерес и потребность в экономической деятельности; получение экономических представлений, знаний, экономического мышления, усвоение экономической теории; а также привитие работнику таких качеств, как бережливость, предприимчивость, практицизм, чувство хозяина производства» [6, е.9]. Перечисленные элементы Б.И. Иткин считает специфическими категориями экономического воспитания.

Экономисты Л.Е. Эпштейн [29], Л.Н. Пономарёв [16] проанализировали экономические факторы коммунистического воспитания и пришли к выводу,

79 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

что экономическое воспитание как его часть является важным резервом повышения эффективности функционирования и развития народного хозяйства. Они считали, что экономическое воспитание должно иметь материальную реализацию в практической хозяйственной деятельности людей. Экономическое образование рассматривалось как одно из средств экономического воспитания.

В 70-80-е г.г. ХХ в. в работах А.Ф. Аменда [3], Ю.К. Васильева [4], А.С. Ни-симчука [13], В.К. Розова [18], Б.П. Шемякина [27], А.Т. Шпака [28] и многих других исследователей разрабатываются основные категории экономического воспитания и изучаются направления его практической реализации.

В ряде работ под целью экономического воспитания понимается формирование готовности личности к экономической деятельности, которая характеризуется знанием элементарных основ экономической жизни, развитием чувства хозяина общенародной собственности и социалистического производства, нравственными нормами экономического поведения. Под нравственными нормами экономического поведения понимается трудолюбие, коллективизм, бережливость, организованность, предприимчивость.

Особое внимание придаётся экономическому воспитанию в процессе трудовой подготовки, одной из задач которой, по мнению И.А. Сасовой [22], является моделирование такой экономической деятельности школьников, которая максимально приближена к экономической деятельности работников на производстве в условиях хозрасчёта и прогрессивных форм организации труда.

К концу 80-х г.г. ХХ были охарактеризованы нравственные нормы экономического поведения в социалистическом обществе, разработаны пути их формирования, апробированы различные формы (учебно-производственные комбинаты, школьные кооперативы, ученические бригады и т.д.) организации трудового экономического поведения учащихся. Появляются работы, рассматривающие некоторые психологические аспекты экономического поведения подрастающего поколения (А.И. Китов, В.Д. Попов) [7].В то же время в педагогических исследованиях отмечалось, что экономические знания и умения, полученные учащимися в школе, не используются ими в практической деятельно-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 80

сти, не проявляются в поведении.

Экономические реформы в России создали условия для дальнейшего развития экономического воспитания подрастающего поколения. Стоит отметить, что в 90-х гг. ХХ в. изучение проблем экономического образования приобретает междисциплинарный характер. Различные аспекты этой проблемы изучаются в рамках экономического, социологического и психологического исследовательских подходов [19].

Потребность в изучении педагогических закономерностей экономического образования различных возрастных групп россиян актуализируется становлением социально-ориентированной рыночной экономики и гражданского общества, что находит отражение в социальном заказе системе образования. Мы согласны с мнением Л. Азимова и Д. Петрина [1] о выделении в нём академического, утилитарного, бизнес-ориентированного и культурно-функционального подходов. На основании анализа учебных программ, учебников и учебных пособий мы можем оценить их возможности в экономическом образовании подрастающего поколения.

В рамках академического подхода преподавание экономики старшим школьникам осуществляется в соответствии с логикой вузовского курсы экономической теории, но в уменьшенном объёме. Главное внимание сторонники этого подхода уделяют обучению старшеклассников теоретическим знаниям и умениям о функционировании современной рыночной экономики. Основная цель этого подхода подготовить учащихся к поступлению на экономические факультеты, а также создание условий для дальнейшей научной работы. Такое «натаскивание» школьников практически не сопровождается формированием у них основ экономической компетентности, включающей и соответствующие личностные качества.

Последователи утилитарного подхода стремятся научить школьника выжить в условиях рынка. В рамках данного подхода учащихся обучают узкоспециализированным знаниям по отдельным отраслям экономики или для поступления в конкретный вуз. Иногда у подрастающего поколения вырабатывают

81 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

навыки профессионального поведения (продавцов, бухгалтеров, менеджеров и т.д.) в соответствии с нормами корпоративной этики, но не экономической компетентности.

Бизнес-ориентированный подход предполагает подготовку учащихся старших классов к карьере предпринимателя. Примером реализации школьного бизнес-образования в России стало обучение по программе «Прикладная экономика». Эта программа была разработана американской организацией «Junior Achievement», авторским коллективом под руководством Г.Т. Шапиро и реализуется во многих странах мира. Впоследствии появились и отечественные программы и учебники И.В. Липсица, В.Д. Симоненко, В.З. Черняка [23; 25] и других авторов по предпринимательской деятельности. Достоинством этого подхода является особое внимание к формированию у учащихся этических норм цивилизованного предпринимательства: служения обществу, трудолюбия, здорового честолюбия и других.

Более плодотворным подходом в процессе экономического образования является, на наш взгляд, культурно-функциональный.

Основой для его реализации стала разработка И.А. Сасовой и В.А. Поляковым [15] концепции непрерывной социально-экономической подготовки учащихся. Центральной идеей этой концепции является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всём протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности. В качестве одной из целей такой подготовки рассматривается формирование социально-экономической грамотности, которая включает также экономические знания и умения для осуществления экономического поведения в роли потребителя, предпринимателя, наёмного работника, инвестора, налогоплательщика. Результатом социально-экономической подготовки должны стать также нравственные нормы экономического поведения учащихся.

Нельзя не согласиться и с автором концепции экономического образования в полной средней школе Л.Л. Любимовым. Он считает, что «экономическое об-

знаний...это один из важных источников формирования поведения человека, понимания и признания им определённых «правил игры», принятия «на веру» той или иной системы ценностных установок и ориентаций» [10, с.28].

Для реализации культурно-функционального подхода была начата разработка учебных программ, учебников и учебных пособий. В 1994 г. в международном центре экономического и бизнес-образования С.А. Равичевым и Т.А. Протасевич была разработана программа «Современная экономика» для 9-11 классов [17]. Появились также программа по экономике для 1-11 классов Н.П. Забродиной и М.М. Чукановой, учебно-методический комплекс с 5 по 11 класс, разработанный под руководством И.В. Липсица и т.д.

Однако, российские социологи отмечают замедление процесса экономической социализации подрастающего поколения. Более 80% молодёжи достигают экономической самостоятельности и профессиональной зрелости лишь к тридцати годам. Трудовая мотивация вытесняется спекулятивно-стяжательской. Почти 40% учащихся одобряют желание делать деньги даже в обход закона. Происходит криминализация подрастающего поколения. В 1995 половину всех преступлений совершает молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть - подростки 16-17 лет. Лишь 13% старших школьников отвечают на вопрос, что стали бы работать, если бы имели достаточно средств для комфортного существования. В США положительный ответ дали 85% американцев [24].

Подводя итог, можно сделать следующий вывод, что изучение литературы по истории педагогической и социально-экономической мысли показал, что существуют давние традиции рассматривать в контексте воспитания подрастающего поколения формирование экономических знаний, умений и личностных качеств. В тоже время имеется недостаточная разработанность проблемы формирования экономической компетентности, соответствующего социальному заказу общества и государства.

Библиографический список

1. Азимов, Л. Учебник экономики для российской школы: на пути к идеалу // Школьный экономический журнал / Л. Азимов, Д.Петрин. - 1996. - № 2. - С.23-28.

2. Аменд, А.Ф. Образование в XXI веке / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 6. - С. 10-15.

3. Аменд, А.Ф. Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 80-85.

4. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю.К. Васильев. - М.: Педагогика,1983.-96с.

5. Дьюи, Дж. Школа будущего / Дж. Дьюи, Эв. Дьюи // Народное образование. - 2000. - №8. - С.244-265.

6. Иткин, И.Б. Экономическое воспитание как социальная категория / И.Б. Иткин // Вопросы экономического воспитания. - Челябинск, 1967. - 164 с.

7. Китов, А.И. Экономическая психология / А.И. Китов. - М.: Экономика, 1987. - 224 с.

8. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Крупская.

- М.: Просвещение, 1965. - 695 с.

9. Луначарский, А.В. Воспитание нового человека / А.В. Луначарский // О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976. - С. 269-299.

10. Любимов, Л.Л. Основы экономических знаний: учебник для 10 и11 кл. школ и кл. с углубл. изуч. Экономики / Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева. - 4-е изд. -М.: Вита-пресс, 2000. - 496 с.

11. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения / А.С.Макаренко: В 8 т.; Ред. кол. М.И. Кондаков (гл. ред.) и др. - М.: Педагогика, 1983.

12. Маршалл, А. Принципы экономической теории / А. Маршалл: В 3т.: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993.

13. Нисимчук, А.С. Экономическое воспитание в сельской школе / А.С. Ни-симчук. - М: Просвещение, 1989. - 207 с.

14. Пистрак, М.М. Режим экономии и школа / М.М. Пистрак // На путях к новой школе. - 1926. - №10. - С.19.

15. Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодёжи / В.А. Поляков, И.А Сасова // Педагогика. - 1994. - № 4. - С.19-26.

16. Пономарёв, Л.Н. Экономическая культура: сущность, направления развития / Л.Н. Пономарёв, В.Д. Попов, В.П. Чичканов. - М.: Мысль,1987. - 269 с.

17. Равичев, С.А. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11классы) / С.А.Равичев, С.Э. Григорьев, Т. А. Протасевич, А.С. Свахин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МЦЭБО-Вита-пресс, 2001. - 128 с.

18. Розов, В.К. Методика экономического воспитания школьников / В.К. Розов, Б.П. Шемякин, П.А. Шемякин. - М.: Просвещение,1985. - 160 с.

19. Саламатов, А.А. Непрерывное экономическое образование как фактор обеспечения безопасности России / А.А. Саламатов // Роль государственнообщественного управления в обеспечении комплексной безопасности объектов и субъектов образовательной системы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 17-18 ноября 2008 г. - Челябинск: Изд-во «РЕКПОЛ», 2008. - С. 151-164.

20. Саламатов, А.А. Теоретический базис концепции эколого-экономического образования в средней школе / А.А. Саламатов // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2009. - № 4. - С. 121-134.

21. Саламатов, А.А. Экологизация экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения: дис. ... д-ра пед.наук / А.А. Саламатов. - Челябинск, 2010. - 376 с.

22. Сасова, И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования: автореф. дис. ... д-ра. пед. Наук / И.А. Сасова. - М.,1989. - 36 с.

23. Симоненко, В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства / В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин. - Брянск: Изд-во БПУ, 1998.

- 226 с.

24. Соколова, Г.Н. Экономическая социология / Г.Н. Соколова. - Минск: Выш. шк., 1998. - 368 с.

25. Черняк, В.З. Введение в предпринимательство: учебник для 10, 11 кл. об-щеобразоват. учреждений / В.З. Черняк. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 248 с.

26. Шацкий, С.Т. Избранные пед. соч.: в 2т. Т.2 / С.Т. Шацкий; под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.П. Щацкой. - М.: Педагогика, 1980. - 416 с.

27. Шемякин, А.Б. Роль школьного экономического образования в формировании рыночных ориентаций хозяйственного поведения старшеклассников / А.Б. Шемякин // Учёные записки НТГПИ. Общественные науки. Т.2., Ч.1. - Н.-Тагил, 2002. - С. 95-98.

28. Шпак, А.Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся / А.Г. Шпак. - Киев, 1987. - 128 с.

29. Эпштейн, Л.Е. Экономические факторы коммунистического воспитания / Л.Е. Эпштейн. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1966. - 316 с.

Bibliography

1. Asimov, L. Economics textbook for Russian school : towards the ideal of // School Economic Journal / A. Azimov, D. Petrin . - 1996 . - № 2 . - P.23-28.

2. Amend, A.F. Education in the XXI Century / A.F. Amend , A.A. Salamatov // Standards and Monitoring in Education. - 2003. - № 6. - P. 10-15.

3. Amend, A.F. Features of economic education in the moral and labor education preschool / A.F. Amend, A.A. Salamatov // Kindergarten from A to Z. - 2004. - № 5. -P. 80-85.

4. Vasilyev, J.K. Economic education and training of students / J.K. Vasilyev. -Moscow: Pedagogy, 1983. - 96 p.

5. Dewey, J. School of the Future / John Dewey , Ev. Dewey // Education . -2000. - № 8. - P.244-265.

6. Itkin, I.B. Economic education as a social category / I.B. Itkin // Questions of economic education. - Chelyabinsk, 1967. - 164 p.

7. Kitov, A.I. Economic Psychology / A.I. Kitov. - M., 1987. - 224 p.

8. Krupskaya, N.K. Selected pedagogical work / N.K. Krupskaya. - M.: Education, 1965. - 695 p.

9. Lunacharsky A.V. Education of the new man / A.V. Lunacharsky // About the upbringing and education. - M.: Education, 1976. - P. 269-299.

10. Lyubimov, L.L. Fundamentals of economic knowledge : a textbook for 10 and 11 cl. Schools and cl. a recessed studied. Economy / L.L. Lyubimov, N.A. Runneva . -4th ed. - M., 2000. - 496 p.

11. Makarenko, A.S. Pedagogical works / A.S. Makarenko: 8 volumes , Ed. count. M.I Kondakov (ed.). Etc. - M.: Education, 1983.

12. Marshall, A. Principles of economics / A. Marshall: In 3t .: Per. from English. -Moscow: Progress Publishers, 1993.

13. Nisimchuk, A.S. Economic education in a rural school / A.S. Nisimchuk. - M.: Education, 1989. - 207 p.

14. Pistrak, M.M. Saving mode and the school / M.M. Pistrak // On the Road to a new school. - 1926. - № 10. - P.19.

15. Polyakov, V.A. Continuous economic education youth / V.A. Polyakov, I.A. Sasova // Pedagogy. - 1994. - № 4. - P.19-26.

16. Ponomarev, L.N. Economic culture: the nature, direction of development / L. Ponomarev, V.D. Popov, V.P. Chichkanov. - M: Thought, 1987. - 269 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ravichev, S.A. Collection of test questions on the economy (8-11cl. ) / S.A. Ravichev, S.E. Grigoriev, T. Protasevich, A.S. Svahin. - 3rd ed., Rev. and add. -Moscow: ICES-Vita -Press, 2001. - 128 p.

18. Rozov, V.K. Methods of economic education in schools / V.K. Rozov, B.P. Shemyakin, P.A. Shemyakin. - M.: Education, 1985. - 160 p.

19. Salamatov, A.A. Continuous economic education as a factor of safety of Russian / A.A. Salamatov // The role of the state and public administration in providing integrated security objects and subjects of the educational system: Materials Int. scientific and practical. Conf., 17-18 November 2008. - Chelyabinsk: Publishing House "REKPOL", 2008. - P. 151-164.

20. Salamatov, A.A. The theoretical basis of the concept of ecological and economic education in high school / A.A. Salamatov // Bulletin Chelyabinsk State Pedagogical University. - Chelyabinsk, 2009. - № 4. - P. 121-134.

21. Salamatov, A.A. Greening economic training high school students in the Special Education: Thesis . Dr. ... ped. nauk / A.A. Salamatov. - Chelyabinsk, 2010. -376 p.

22. Sasova , I.A. Theory and practice of economic training school students to work in the new conditions of management: Author. dis. ... Dr. ped. Science / I.A. Sasova. - M., 1989. - 36 p.

23. Symonenko, V.D. Technique of teaching students the basics of economics and business / V.D. Simonenko, N.V. Fomin. - Bryansk: Publishing House of the BPU, 1998. -226 p.

24. Sokolova, G.N. Economic Sociology / G.N. Sokolova. - Minsk, 1998. - 368 p.

25. Chernyak, V.Z. Introduction to Entrepreneurship: a textbook for 10, 11 cl. general education institutions / V.Z. Chernyak. - Moscow: Vita -Press, 1999. - 248 p.

26. Shatsky, S.T. Selected ped. Op.: to 2m. Vol. 2 / S.T. Shatsky, ed . N.P. Cousin, M.N. Skatkin, V.P. Schatskaya. - M.: Education, 1980. - 416 p.

27. Shemyakin , A.B. The role of school economic education in the formation of market orientation of economic behavior of senior / A.B. Shemyakin // Proceedings of NTGPI . Social Sciences. V.2 ., Part 1. - N. Tagil, 2002. - P. 95-98.

28. Shpak, A.G. The Organisation for Economic Education and the education of students / A.G. Shpak. - Kiev, 1987. - 128 p.

29. Epstein, L.E. Economic factors of communist education / L.E. Epstein. -Chelyabinsk, 1966. - 316 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.