Научная статья на тему 'Проектирование системы формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования'

Проектирование системы формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ECONOMIC-ANALYTICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL SYSTEM / SIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Г.Т.

В статье рассматриваются основные аспекты проектирования системы формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования, представляющего педагогический процесс, который реализуется в рамках педагогической системы. Компонентами этой системы являются преподаватели, обучающиеся и условия обучения. Сам процесс характеризуют цели и задачи, содержание и способы (методы и формы) взаимодействия преподавателей и студентов, достигаемые при этом результаты. В нашей системе они выступают в качестве структурных компонентов, отражая её морфологию и состав. Статья имеет исследовательский характер, выражающийся в том, что в качестве основного способа имитационного моделирования используется агентное моделирование экономических процессов, позволяющее формировать экономико-аналитическую компетенцию у студентов в процессе их обучения в профессиональной образовательной организации. Создание имитационной учебно-профессиональной среды даст возможность готовить специалистов среднего звена в условиях, приближенных к реальным. Таким образом, в результате деятельности обучающегося в имитационной учебно-профессиональной среде формируется специалист, способный применить полученные знания и практические навыки в реальной сфере будущей профессиональной деятельности, что позволит ему быть востребованным и конкурентоспособным в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадырова Г.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM DESIGN OF FORMATION OF ECONOMIC-ANALYTICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS BY MEANS OF SIMULATION

This article deals with the basic aspects of the system design formation of economic-analytical competence of college students by means of simulation modeling the representing pedagogical process which is realized within pedagogical system. Components of this system are the teachers, students and conditions of training. Process is characterized by the purposes and objectives, the contents and ways (methods and forms) the interactions of teachers and students, reached thus results. In our system they act as structural components, reflecting its morphology and structure. The article has the research character expressing that the agent-based model of economic processes, which allows forming economic-analytical competence of students in the process of their training in the professional educational organization, is used as the main way of simulation modeling. Building of simulating educational and professional environment will give a chance to train experts of an average link in the conditions, which are approached in actual life. Thus, as a result of activity trained in the simulating educational and professional environment, the expert is formed to be capable to use the gained knowledge and practical skills in the real sphere of future professional activity that will allow him to be demanded and competitive in the future.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования»

- обучение детей на основе национальных и общекультурных ценностях;

- систематическое просвещение учащихся на основе этнокультурного материала;

- деятельность направлена на формирование духовно-нравственного идеала.

Для создания этнокультурной среды необходимо проводить беседы с детьми, обращать их внимание на необходимость знания своей культуры и традиций. На наш взгляд, надо оформить учебный кабинет в хакасском народном стиле. Проводить различные выставки, конкурсы на темы: «Промыслы и искусство хакасов», «Национальный костюм и украшение хакасов», «Известные люди Хакасии» и т. д. Организовывать и проводить хакасские народные праздники, знакомить с национальными обрядами и ритуалами. Большое внимание следует уделить внешкольным мероприятиям, организовывать экскурсии по Хакасии, посещать городские выставки с этнической направленностью, проводить встречи с писателями Хакасии. Необходимо также проводить работу с родителями, привлекать их к учебно-воспитательному процессу.

Большое воспитательное значение в формировании национального самосознания школьников имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности людей. Это, прежде всего, лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей Хакасии - ученых, художников, писателей.

Учебный процесс является основным источником получения знаний об этнической культуре хакасов. Так на уроках литературного чтения необходимо изучать фольклор хакасов, знакомить с писателями и поэтами республики, использовать методики незаконченных предложений. Изучать климатические особенности региона, его природу, животный и растительный мир на уроках естествознания. На уроках изобразительного искусства и трудового обучения знакомить учащихся с декоративно-прикладным творчеством хакасов, с их промыслом, орнаментом, националь-

Библиографический список

ной одеждой. На уроках музыки знакомить детей с национальными музыкальными инструментами, разучивать хакасские народные песни. Хакасские народные игры использовать на уроках физической культуры. Таким образом, учащиеся получали бы не только теоретические, но и практические знания. В процессе практической работы происходит ознакомление с декоративно-прикладным искусством народа, развитие фантазии, творчества, выдумки, эстетического вкуса. Также одним из видов такой деятельности являются сюжетно-ролевые игры, в процессе которых происходит расширение и закрепление знаний учащихся.

Воспитательная работа также должна быть направлена на изучение культуры хакасов и способствовать формированию национального самосознания младших школьников. Знакомить учащихся с историческими корнями хакасского народа, с истоками праздников, с местами, где сохранились памятники письменности. Организовывать встречи с интересными людьми Хакасии. Подобные встречи обогащают духовный мир детей, способствуют формированию чувства гордости за свой народ, расширяют их кругозор.

Для учащихся необходимо организовывать экскурсии в краеведческий музей, автобусные экскурсии «Улицы города Абакана. Их названия», «Город, в котором мы живём», «Библиотеки нашего города». Учителям проводить конкурсы чтецов по произведениям хакасских поэтов, рисунков «Моя Хакасия». Игры «Звёздный час» - «Знаешь ли ты Хакасию?», «Поле чудес» (об обычаях хакасов при рождении ребёнка, о хакасских праздниках и т. д.).

Возрождение и сохранение духовных ценностей каждого народа, их использования в культурном развитии новых поколений обязывает педагогически целесообразно организовывать учебный процесс в многонациональном регионе. Образование и воспитание должны опираться как на общечеловеческие, так и на прогрессивные национальные принципы, учитывая специфику и опыт многовековой педагогической культуры народа.

1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Available at: http://www.binfocom.ru/content/publication/view/311.html

2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Москва, 1999.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Москва, 2012.

4. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблема формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых. Советская этнография. 1973; 3.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник. Москва, 2014.

7. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. Советская этнография. 1981; 2.

8. Крылова Н.Б. Культурология образования. Москва, 2000.

References

1. Osnovnye itogi Vserossijskojperepisinaseleniya 2010 goda. Available at: http://www.binfocom.ru/content/publication/view/311.html

2. Arutyunyan Yu.V., Drobizheva L.M., Susokolov A.A. 'Etnosociologiya. Moskva, 1999.

3. Bromlej Yu.V. Ocherki teorii'etnosa. Moskva, 2012.

4. Levkovich V.P., Pankova N.G. Problema formirovaniya 'etnicheskogo samosoznaniya u detej v rabotah zarubezhnyh uchenyh. Sovetskaya 'etnografiya. 1973; 3.

5. Stefanenko T.G. 'Etnopsihologiya: uchebnik. Moskva, 2014.

6. Snezhkova I.A. K probleme izucheniya 'etnicheskogo samosoznaniya u detej i yunoshestva. Sovetskaya 'etnografiya. 1981; 2.

7. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 12.05.15

УДК 378

Kadyrova G. T., teacher, Kostanai Technical Economical College (Kostanai, Kazakhstan), E-mail: gulmay.kadyrova@mail.ru

SYSTEM DESIGN OF FORMATION OF ECONOMIC-ANALYTICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS BY MEANS OF SIMULATION. This article deals with the basic aspects of the system design formation of economic-analytical competence of college students by means of simulation modeling the representing pedagogical process which is realized within pedagogical system. Components of this system are the teachers, students and conditions of training. Process is characterized by the purposes and objectives, the contents and ways (methods and forms) the interactions of teachers and students, reached thus results. In our system they act as structural components, reflecting its morphology and structure. The article has the research character expressing that the agent-based model of economic processes, which allows forming economic-analytical competence of students in the process of their training in the professional educational organization, is used as the main way of simulation modeling. Building of simulating educational and professional environment will give a chance to train experts of an average link in the conditions, which are approached in actual life. Thus, as a result of activity trained in the simulating educational and professional environment, the expert is formed to be capable to use the gained knowledge and practical skills in the real sphere of future professional activity that will allow him to be demanded and competitive in the future.

Key words: economic-analytical competence, pedagogical system, simulation.

Г.Т. Кадырова, преподаватель Костанайского технико-экономического колледжа, г. Костанай, Республика Казахстан, Е^аИ: gulmay.kadyrova@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные аспекты проектирования системы формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования, представляющего педагогический процесс, который реализуется в рамках педагогической системы.

Компонентами этой системы являются преподаватели, обучающиеся и условия обучения. Сам процесс характеризуют цели и задачи, содержание и способы (методы и формы) взаимодействия преподавателей и студентов, достигаемые при этом результаты. В нашей системе они выступают в качестве структурных компонентов, отражая её морфологию и состав.

Статья имеет исследовательский характер, выражающийся в том, что в качестве основного способа имитационного моделирования используется агентное моделирование экономических процессов, позволяющее формировать экономико-аналитическую компетенцию у студентов в процессе их обучения в профессиональной образовательной организации.

Создание имитационной учебно-профессиональной среды даст возможность готовить специалистов среднего звена в условиях, приближенных к реальным. Таким образом, в результате деятельности обучающегося в имитационной учебно-профессиональной среде формируется специалист, способный применить полученные знания и практические навыки в реальной сфере будущей профессиональной деятельности, что позволит ему быть востребованным и конкурентоспособным в будущем.

Ключевые слова: экономико-аналитическая компетенция, педагогическая система, имитационное моделирование.

Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста высокого качества. Он должен быть конкурентоспособным на рынке труда, то есть компетентным, ответственным, свободно владеющим своей профессией и ориентированным в смежных областях деятельности, способным к эффективной работе, готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1; 2].

Проектируемая нами система формирования экономико-аналитической компетенции студентов колледжа представляет алгоритм взаимодействия преподавателя и обучающихся при осуществлении образовательного процесса в форме имитационного моделирования.

Экономико-аналитическая компетенция специалиста среднего звена - это интегративная характеристика выпускника профессиональной образовательной организации, обеспечивающая профессиональную мобильность и эффективное осуществление предметно-практической деятельности в различных сферах и сегментах экономики, предполагающая наличие навыков анализа и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности, представлений о наиболее эффективных и рациональных способах ее осуществления [3].

Формирование экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования представляет педагогический процесс, который реализуется в рамках педагогической системы. Компонентами этой системы являются преподаватели, обучающиеся и условия обучения. Сам процесс характеризуют цели и задачи, содержание и способы (методы и формы) взаимодействия преподавателей и студентов, достигаемые при этом результаты. В нашей системе они выступают в качестве структурных компонентов, отражая её морфологию и состав.

Структура каждой педагогической системы оказывает влияние на её функциональность. Таким образом, в системе формирования экономико-аналитической компетенции у студентов кол-

леджа средствами имитационного моделирования мы выделяем блоки, обеспечивающие её функционирование. Между ними существуют как прямые, обеспечивающие осуществление процесса, так и обратные связи, обеспечивающие его корректировку.

Краткое описание моделируемой системы позволяет более подробно охарактеризовать её основные блоки, которые мы разработали, опираясь на подход, представленный в исследовании Т.С. Калиновской [4].

Достижение цели - формирование экономико-аналитической компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций средствами имитационного моделирования -предполагает последовательное решение следующих задач:

1. Формирование экономических знаний, развитие интеллектуальных способностей.

2. Формирование управленческих и проектных умений, аналитических навыков.

3. Формирование социально-экономических ценностных ориентаций, экономических потребностей и интересов.

4. Формирование умений владения ИКТ, развитие критического отношения к информации, распространяемой СМИ.

5. Формирование умений самодиагностики, саморазвития, самомотивирования.

Цель как системообразующий фактор определяет содержание процесса формирования экономико-аналитической компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций средствами имитационного моделирования.

Характеризуя содержательный блок системы, прежде всего, представим графически структуру экономико-аналитической компетенции специалиста среднего звена.

Когнитивно-операциональный компонент предполагает овладение студентами профессиональных образовательных организаций экономическими знаниями как обобщенным опытом человека в экономической деятельности, их причинно-следственными связями, проявляющимися в конкретных

Таблица 1

Экономико-аналитическая компетенция специалиста среднего звена

Когнитивно-операциональный компонент Процессуально-деятельностный компонент Мотивационно-ценностный компонент Социально-информационный компонент

Экономические знания Интеллектуальные способности Управленческие умения Аналитические навыки Проектные умения Социально-экономические ценностные ориентации Экономические потребности и интересы Владение информационно-коммуникационными технологиями Критическое отношение к информации, распространяемой СМИ

Аутопрофессиональный компонент

Самодиагностика Саморазвитие Самомотивирование

профессиональных ситуациях. В результате реализации данного компонента формируются знания основ экономики (как стихийно приобретаемые, так и предусмотренные программой), происходит освоение базовых экономических понятий и закономерностей функционирования экономических отношений [5].

Процессуально-деятельностный компонент предполагает овладение умениями практического применения экономических знаний в профессиональной деятельности. Под экономическими умениями мы понимаем совокупность осознанных действий и операций по применению экономических знаний для преобразования действительности. Овладение экономическими умениями обогащает будущих специалистов среднего звена опытом профессиональной деятельности, дает возможность разрабатывать, использовать и адаптировать на базе полученных профессиональных знаний эффективные стратегии по достижению поставленных в определенных производственных условиях целях [6].

Мотивационно-ценностный компонент. В работах Г. К. Аха-яна, А.В. Кирьяковой, М.Е. Дуранова, Б.Б. Орлова, В.А. Сластё-нина, Г.И. Чижаковой говорится, что ценностные ориентации, являясь отражением в сознании и поведении всей совокупности отношений к окружающей действительности, одновременно представляют проекцию внутренних побуждений личности [7]. В этом смысле экономико-аналитическая компетенция специалиста среднего звена будет обусловлена ценностным поведением, внутренним регулятором которого выступают ценностное сознание, отношение, установки и ориентации, а сам процесс формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа будет сопровождаться развитием их социально-экономических ценностных ориентаций (ответственность, самостоятельность, трудолюбие, рациональность, предприимчивость, бережливость, правопослушность, толерантность) как системы устойчивых отношений и фиксированных установок, которые обеспечивают регуляцию поведения в каждой конкретной ситуации на основе её осмысления и оценки [8; 9].

Социально-информационный компонент предполагает владение информационными технологиями и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ. В настоящее время обучение студентов в профессиональных образовательных организациях должно быть направлено не только на формирование умения использования ими современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности, но и на умение критически относиться к информации, поступающей из различных источников, в том числе и к информации социально-экономического характера. В противном случае время, сэкономленное на поиск информации, снизит эффективность управленческих и других решений из-за низкого качества этой информации или ее оценки.

Аутопрофессиональный компонент. По мнению ряда ученых (Н.С. Аболиной и др.), аутокомпетентность является базовой составляющей профессиональной компетентности личности, проявляющаяся в адекватном представлении о своих профессиональных характеристиках и владении основами преодоления профессиональной деструкции. Понятие «аутокомпетентность» можно рассматривать как компетентность самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии, лежащей в основе эффективного поведения людей, профессиональной и социальной жизни (И.А. Зимняя). Помимо этого, аутокомпетентность включает комплекс умений (самодиагностика, саморазвитие, самомотивирование), характеризующихся стремлением к профессиональному росту и адекватному самооцениванию (А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев, А.Н. Сухов), а также является одним из субъективных факторов, определяющих эффективность и продуктивность деятельности (Н.В. Кузьмина). Более того, по мнению В.Б. Бондаревой, ауто-компетентность позволяет совершенствовать и познавать себя, способствует активизации резервных возможностей, управлению развитием способностей личности, тем самым обеспечивая профессиональный и личностный рост.

Основную роль в формировании экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа мы отводим имитационному моделированию. Определяя имитационное моделирование как метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности, определим его цель как воспроизведение поведения исследуемой системы на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между её элементами, или другими словами, разработке симулятора исследуемой предметной области.

Внедрение инновационных технологий обучения, в основе которых лежит имитационное моделирование - уникальное средство, позволяющее повысить качество практической подготовки будущих специалистов среднего звена, «погружая» студентов колледжа почти в настоящую профессиональную среду, но используя при этом не реальную профессиональную деятельность, а упрощенный вариант, сохраняющий её основные черты, т.е. имитационную модель. В результате обучающиеся получат полное представление о будущей профессиональной деятельности и овладеют основными операциями ежедневной работы. Все это позволит им быстрее адаптироваться в реальной профессиональной среде.

Создание имитационной учебно-профессиональной среды даст возможность готовить специалистов среднего звена в условиях, приближенных к реальным. Таким образом, в результате деятельности обучающегося в имитационной учебно-профессиональной среде формируется специалист, способный применить полученные знания и практические навыки в реальной сфере будущей профессиональной деятельности, что позволит ему быть востребованным и конкурентоспособным в будущем.

Анализ научной литературы позволяет констатировать, что в настоящее время выделяют несколько способов имитационного моделирования на шкале абстракции.

Дискретно-событийное моделирование - подход к моделированию, разработанный Джеффри Гордоном в 1960-х годах, предлагает абстрагироваться от непрерывной природы событий и рассматривать только основные события моделируемой системы, такие, как: «ожидание», «обработка заказа», «движение с грузом», «разгрузка» и другие. Дискретно-событийное моделирование наиболее развито и имеет огромную сферу приложений - от логистики и систем массового обслуживания до транспортных и производственных систем. Этот вид моделирования наиболее подходит для моделирования производственных процессов.

Агентное моделирование - относительно новое (1990 -2000-е гг.) направление в имитационном моделировании, которое используется для исследования децентрализованных систем, динамика функционирования которых определяется не глобальными правилами и законами (как в других парадигмах моделирования), а наоборот, когда эти глобальные правила и законы являются результатом индивидуальной активности членов группы. Цель агентных моделей - получить представление об этих глобальных правилах, общем поведении системы, исходя из предположений об индивидуальном, частном поведении её отдельных активных объектов и взаимодействии этих объектов в системе. Агент - некая сущность, обладающая активностью, автономным поведением, может принимать решения в соответствии с некоторым набором правил, взаимодействовать с окружением, а также самостоятельно изменяться.

Системная динамика - парадигма моделирования, где для исследуемой системы строятся графические диаграммы причинных связей и глобальных влияний одних параметров на другие во времени, а затем созданная на основе этих диаграмм модель имитируется на компьютере. По сути, такой вид моделирования более всех других парадигм помогает понять суть происходящего выявления причинно-следственных связей между объектами и явлениями. С помощью системной динамики строят модели бизнес-процессов, развития города, модели производства, динамики популяции, экологии и развития эпидемии. Метод основан Д. Форрестером в 1950 годах.

Исходя из цели нашего исследования, в качестве основного способа имитационного моделирования мы будем использовать агентное моделирование экономических процессов, позволяющее формировать экономико-аналитическую компетенцию у студентов в процессе их обучения в профессиональной образовательной организации.

Имитационная модель представляет дидактически обработанный (обобщение, упрощение, проблематизация) фрагмент экономической жизни, в которой могут отражаться различные виды ролевого экономического поведения в современной рыночной экономике. В ней мы рассматриваем профессиональные виды экономического поведения (бухгалтера, маркетолога, продавца и т.д.), представленные в профессиональных квалификационных группах.

Опираясь на основные положения личностно-деятель-ностного подхода, в аспекте имитационного моделирования мы будем различать макро- и микроструктуру деятельности [10; 11].

Макроструктура процесса формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа описывается в концептуальных схемах и предполагает:

- мотив, цель, результат (А.Н. Леонтьев);

- мотив, цель, средство, социальную ситуацию, результат, оценку (С.Л. Рубинштейн);

- потребность, мотив, задачу, способ действия (В.В. Давыдов);

- мотив, цель, программу, информационную основу, принятие решений, профессионально важные качества (В.Д. Шадри-ков).

Микроструктура процесса формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа включает саму деятельность, а также действия и операции: деятельность -профессиональная подготовка специалистов среднего звена экономического профиля средствами имитационного моделирования; действия - создание и реализация имитационной модели будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе (оценка исходного состояния образовательного процесса, цель, проектирование, подготовка ресурсов для функционирования модели, реализация, контроль и анализ состояния реализации, разработка и реализация корректирующих действий; операции - наблюдение за процессом реализации модели, проведение операций контроля и оценки формирования профессиональных компетенций, оценка отклонений результатов от целевых показателей, анализ причин отклонений, разработка операций для проведения корректирующих действий.

В процессе формирования экономико-аналитической компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций мы выделяем два типа структуры деятельности: константную, предполагающую одну последовательность выполнения действий, и переменную, допускающую различия в последовательности их выполнения.

Библиографический список

Деятельность обучаемых внутри имитационной учебно-профессиональной среды складывается из операций знакомых и незнакомых. Знания и умения, полученные студентами колледжа в процессе изучения специальных дисциплин на занятиях, дают возможность применить их на практике. При этом воспроизвести они смогут только стандартные ситуации (другие просто в процессе обучения не рассматриваются). Сформированные на их базе компетенции будут недостаточными для будущей профессиональной деятельности, потребуется «доводка» до необходимого уровня. Средствами имитационного моделирования преподаватели-наставники могут создать систему профессиональных задач, неизвестных обучаемым ранее, которые требуется решить. Результатом творческой деятельности должно быть решение, которое отличается оригинальностью и отражает достижения личности во всех видах деятельности. Экономико-аналитическая компетенция будущего специалиста среднего звена, сформированная в имитационной учебно-профессиональной среде, позволит ему сразу самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность в реальной жизни. Результат профессиональной подготовки будущего специалиста среднего звена будет в полной мере соответствовать поставленным целям, что позволит говорить о высоком качестве подготовки средствами имитационного моделирования.

Сконструированная система формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования включает цель, содержание, способы и результаты этого процесса, что позволяет выполнять ей целеориентирующую, знаниеобразующую, ценностнообразу-ющую, навыкообразующую, коммуникативную и аналитическую функции. Особенностью разработанной системы является то, что в ней отражена педагогическая модель, где за счёт сочетания средств имитационного моделирования происходит развитие когнитивной и ценностно-смысловой сферы личности студента, что проявляется в различных видах их деятельности.

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Основные направления инновационного развития российского образования. Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2011; 1 (2).

2. Кузнецов А.И., Аменд А.Ф., А.А. Саламатов Пути развития образования в аспекте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2011; 2 (3).

3. Саламатов А.А. Анализ и проектирование понятийно-категориального аппарата исследования по гуманитарным наукам. Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012; 4 (9).

4. Калиновская Т.С. Компетентностно ориентированная технология обучения как фактор повышения качества предметной подготовки студентов в организациях среднего профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2014.

5. Назарова О.Г. Экономическая компетентность выпускников учреждений начального профессионального образования: структура и содержание. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; 74-2.

6. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Б.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005.

7. Кирьякова А.В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: учебное пособие. Москва: Компания Спутник +, 2004.

8. Саламатов А.А. Теоретический базис концепции эколого-экономического образования в средней школе. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2009; 4.

9. Саламатов А.А. Эколого-экономическое образование в профильной школе: теоретико-методологические аспекты: монография. Москва: Информационно-издательский центр АТиСО, 2004.

10. Саламатов А.А. Инновационный аспект современного непрерывного образования. Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2014; 3 (16).

11. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2001.

References

1. Amend A.F., Salamatov A.A. Osnovnye napravleniya innovacionnogo razvitiya rossijskogo obrazovaniya. Professional'nyj proekt: idei, tehnologii, rezul'taty. 2011; 1 (2).

2. Kuznecov A.I., Amend A.F., A.A. Salamatov Puti razvitiya obrazovaniya v aspekte realizacii nacional'noj obrazovatel'noj iniciativy «Nasha novaya shkola». Professional'nyj proekt: idei, tehnologii, rezul'taty. 2011; 2 (3).

3. Salamatov A.A. Analiz i proektirovanie ponyatijno-kategorial'nogo apparata issledovaniya po gumanitarnym naukam. Professional'nyj proekt: idei, tehnologii, rezul'taty. 2012; 4 (9).

4. Kalinovskaya T.S. Kompetentnostno orientirovannaya tehnologiya obucheniya kak faktor povysheniya kachestva predmetnoj podgotovki studentov v organizaciyah srednego professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Nazarova O.G. 'Ekonomicheskaya kompetentnost' vypusknikov uchrezhdenij nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya: struktura i soderzhanie. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; 74-2.

6. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Sost. B.S. Rapacevich. Minsk: Sovremennoe slovo, 2005.

7. Kir'yakova A.V. Pedagogicheskaya aksiologiya i innovacionnye processy v obuchenii: uchebnoe posobie. Moskva: Kompaniya Sputnik +, 2004.

8. Salamatov A.A. Teoreticheskij bazis koncepcii 'ekologo-'ekonomicheskogo obrazovaniya v srednej shkole. Vestnik Chelyabinskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Chelyabinsk, 2009; 4.

9. Salamatov A.A. 'Ekologo-'ekonomicheskoe obrazovanie v profil'noj shkole: teoretiko-metodologicheskie aspekty: monografiya. Moskva: Informacionno-izdatel'skij centr ATiSO, 2004.

10. Salamatov A.A. Innovacionnyj aspekt sovremennogo nepreryvnogo obrazovaniya. Professional'nyj proekt: idei, tehnologii, rezul'taty. 2014; 3 (16).

11. Fedorov V.A. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoriya, 'empirika, praktika. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2001.

Статья поступила в редакцию 22.04.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.