Научная статья на тему 'НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младшие школьники / эмоциональная отзывчивость / наблюдения за явлениями природы / виртуальное наблюдение / продуктивная деятельность. / primary schoolchildren / emotional responsiveness / observations of natural phenomena / virtual observation / productive activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карлюкова О.А., Зубарева Е.С.

в статье актуализируется проблема, связанная с развитием эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста с помощью наблюдений за природными явлениями. В настоящее время существует множество исследований, посвященных развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников. К примеру, исследования Ю. В. Ахтырской. М. А. Скачко, Н. Н. Некрыловой и др. В нашей работе мы рассматриваем в качестве метода развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников наблюдения в природе. В данном русле нами была проанализирована работа Л. А. Григорьевой, которая рассматривает возможность развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в процессе формирования бережного отношения к объектам живой природы. Современная система воспитания остро нуждается в формировании эмоциональной отзывчивости подрастающего поколения с раннего возраста для придания нравственного характера образованию. Ю. В. Лебедева сформулировала свою педагогическую модель совершенствования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста, которая представляет из себя стимулирование чувственного ответа на явления окружающего мира. По мнению автора, компонентами и показателями эмоциональной отзывчивости являются: эмоциональный отклик, ценностно-смысловое восприятие и понимание мира, наличие навыков познания, наблюдения, обследования, исследовательско-игровое взаимодействие. Наблюдение за явлениями природы являются средством развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников, поскольку интеграция принципов наглядности и научности в обучении при использовании наблюдений позволяет развивать такие компоненты эмоциональной отзывчивости как эмоциональный отклик на природу и ценностно-смысловое восприятие и понимание значения природных объектов и явлений для человека. Организация продуктивной деятельности по итогам наблюдения позволяет внести в процесс ознакомления с природой элементы новизны, игры, творческого взаимодействия участников, что способствует развитию таких компонентов эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, как понимание взаимосвязей отношения к природе и социальному миру и игрового взаимодействия детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карлюкова О.А., Зубарева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBSERVATIONS OF NATURAL PHENOMENA AS A METHOD OF DEVELOPING EMOTIONAL RESPONSIBILITY IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

the article updates the problem associated with the development of emotional responsiveness of children of primary school age through observations of natural phenomena. Currently, there are many studies devoted to the development of emotional responsiveness in preschoolers. For example, research by Yu. V. Akhtyrskaya. M. A. Skachko, N. N. Nekrylova and others. In our work, we consider observations in nature as a method for developing emotional responsiveness in preschoolers. In this vein, we analyzed the work of L. A. Grigorieva, who considers the possibility of developing the emotional responsiveness of preschoolers in the process of forming a caring attitude towards objects of living nature. The modern education system urgently needs to form the emotional responsiveness of the younger generation from an early age in order to impart a moral character to education. Yu. V. Lebedeva formulated her pedagogical model for improving emotional responsiveness in preschool children, which is the stimulation of a sensory response to the phenomena of the surrounding world. According to the author, the components and indicators of emotional responsiveness are: emotional response, value-semantic perception and understanding of the world, the presence of cognitive skills, observation, examination, research and play interaction. Observation of natural phenomena is a means of developing emotional responsiveness in younger schoolchildren, since the integration of the principles of visibility and science in teaching when using observations makes it possible to develop such components of emotional responsiveness as an emotional response to nature and value-semantic perception and understanding of the meaning of natural objects and phenomena for humans. Organizing productive activities based on the results of observation makes it possible to introduce elements of novelty, play, and creative interaction between participants into the process of becoming familiar with nature, which contributes to the development of such components of emotional responsiveness to works of fine art as an understanding of the relationships between attitudes toward nature and the social world and play interaction among children.

Текст научной работы на тему «НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.2

Карлюкова О.А. студент

факультет психолого-педагогического образования Нижнетагильский государственный социально-педагогический

институт (филиал) ФГАО ВО «Российский государственный профессионально-

педагогический университет» Россия, г.Нижний Тагил Зубарева Е.С., кандидат педагогических наук

доцент

факультет психолого-педагогического образования Нижнетагильский государственный социально-педагогический

институт (филиал) ФГАО ВО «Российский государственный профессионально-

педагогический университет» Россия, г.Нижний Тагил

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье актуализируется проблема, связанная с развитием эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста с помощью наблюдений за природными явлениями.

В настоящее время существует множество исследований, посвященных развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников. К примеру, исследования Ю. В. Ахтырской. М. А. Скачко, Н. Н. Некрыловой и др.

В нашей работе мы рассматриваем в качестве метода развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников наблюдения в природе. В данном русле нами была проанализирована работа Л. А. Григорьевой, которая рассматривает возможность развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в процессе формирования бережного отношения к объектам живой природы.

Современная система воспитания остро нуждается в формировании эмоциональной отзывчивости подрастающего поколения с раннего возраста для придания нравственного характера образованию. Ю. В. Лебедева сформулировала свою педагогическую модель совершенствования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста, которая представляет из себя стимулирование чувственного ответа на явления окружающего мира. По мнению автора, компонентами и показателями эмоциональной отзывчивости являются: эмоциональный отклик,

ценностно-смысловое восприятие и понимание мира, наличие навыков познания, наблюдения, обследования, исследовательско-игровое взаимодействие.

Наблюдение за явлениями природы являются средством развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников, поскольку интеграция принципов наглядности и научности в обучении при использовании наблюдений позволяет развивать такие компоненты эмоциональной отзывчивости как эмоциональный отклик на природу и ценностно-смысловое восприятие и понимание значения природных объектов и явлений для человека.

Организация продуктивной деятельности по итогам наблюдения позволяет внести в процесс ознакомления с природой элементы новизны, игры, творческого взаимодействия участников, что способствует развитию таких компонентов эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, как понимание взаимосвязей отношения к природе и социальному миру и игрового взаимодействия детей.

Ключевые слова: младшие школьники, эмоциональная отзывчивость, наблюдения за явлениями природы, виртуальное наблюдение, продуктивная деятельность.

Karlyukova O.A.

student

Faculty of Psychological and Pedagogical Education Nizhny Tagil State Social Pedagogical Institute (branch) Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian State

Vocational Pedagogical University" Russia, Nizhny Tagil Zubareva E.S., candidate of pedagogical sciences

associate professor Faculty of Psychological and Pedagogical Education Nizhny Tagil State Social Pedagogical Institute (branch) Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian State

Vocational Pedagogical University" Russia, Nizhny Tagil

OBSERVATIONS OF NATURAL PHENOMENA AS A METHOD OF

DEVELOPING EMOTIONAL RESPONSIBILITY IN SENIOR

PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the article updates the problem associated with the development of emotional responsiveness of children of primary school age through observations of natural phenomena.

Currently, there are many studies devoted to the development of emotional responsiveness in preschoolers. For example, research by Yu. V. Akhtyrskaya. M. A. Skachko, N. N. Nekrylova and others.

In our work, we consider observations in nature as a methodfor developing emotional responsiveness in preschoolers. In this vein, we analyzed the work of L. A. Grigorieva, who considers the possibility of developing the emotional responsiveness of preschoolers in the process of forming a caring attitude towards objects of living nature.

The modern education system urgently needs to form the emotional responsiveness of the younger generation from an early age in order to impart a moral character to education. Yu. V. Lebedeva formulated her pedagogical model for improving emotional responsiveness in preschool children, which is the stimulation of a sensory response to the phenomena of the surrounding world. According to the author, the components and indicators of emotional responsiveness are: emotional response, value-semantic perception and understanding of the world, the presence of cognitive skills, observation, examination, research and play interaction.

Observation of natural phenomena is a means of developing emotional responsiveness in younger schoolchildren, since the integration of the principles of visibility and science in teaching when using observations makes it possible to develop such components of emotional responsiveness as an emotional response to nature and value-semantic perception and understanding of the meaning of natural objects and phenomena for humans.

Organizing productive activities based on the results of observation makes it possible to introduce elements of novelty, play, and creative interaction between participants into the process of becoming familiar with nature, which contributes to the development of such components of emotional responsiveness to works of fine art as an understanding of the relationships between attitudes toward nature and the social world and play interaction among children.

Key words: primary schoolchildren, emotional responsiveness, observations of natural phenomena, virtual observation, productive activity.

1. Введение

Процесс формирования представлений об окружающем мире у дошкольников организуется на основании задач, определенных в Федеральной образовательной программе дошкольного образования: усвоение норм и ценностей общества, становление самостоятельности саморегуляции поведения, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности взаимодействовать с социумом [ФОП ДО, 2023].

В настоящее время наблюдается четкая необходимость в формировании у человека гуманного отношения к происходящему вокруг себя, а в некоторых ситуациях и к себе. Для раскрытия такого качества дошкольный возраст считается сензитивным. Принципы обучения при

таком подходе — сочувствие, эмоциональная поддержка и отзывчивость. Л. А. Григорьева понимает отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как «основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие» [Григорьева, 2016, с. 57].

В настоящее время существует множество исследований, посвященных развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников. К примеру, исследования Ю. В. Ахтырской, М. А. Скачко и др. [Ахтырская, 2016, Скачко, 2014].

В нашей работе мы рассматриваем в качестве метода развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников наблюдения в природе. В данном русле нами была проанализирована работа Л. А. Григорьевой, которая рассматривает возможность развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в процессе формирования бережного отношения к объектам живой природы [Григорьева, 2016, с. 58].

2. Материалы и методы

Вопреки тому, что эмоциональная отзывчивость является важной проблемой в дошкольном воспитании и часто рассматривается в контексте социальной, интеллектуальной и эстетической активности ребенка, психолого-педагогическая литература свидетельствует о различных толкованиях сложного понятия «эмоциональная отзывчивость». Так, С. А. Курносова отмечает, что хотя термин «эмоциональная отзывчивость» активно используется в педагогической и методической литературе, современные словари не дают определения этому понятию. Сама С. А. Курносова определяет эмоциональную отзывчивость как одну из составляющих социального потенциала «общества знаний» [Курносова,

2011, с. 35].

Понятие «эмоциональная отзывчивость», трактуется в психолого-педагогической литературе по-разному. Изучению данного понятия посвящены труды многих ученых.

Так, А. А. Бодалев рассматривает эмоциональную отзывчивость как «системное образование личности, направленное на осуществление духовно-практического опыта и желание оказывать помощь сверстникам и другим людям, которое проявляется в положительном отношении к себе, к другим, к окружающему миру в целом» [Бодалев, 1983, с. 189].

Ю. В. Лебедева отмечает большое значение воспитания эмоциональной отзывчивости для развития личности ребенка [Лебедева,

2012, с. 79]. А. В. Запорожец оценивает дошкольный возраст как наиболее благоприятный период для развития эмоциональной отзывчивости. Именно в этом возрастном периоде начинают проявляться способности к восприятию внешних выражений эмоций и демонстрирование их посредством мимики, жестов, пантомимики. В формировании эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста большое

внимание уделяется тому, чтобы ребенок научился распознавать эмоциональные переживания других людей, проявлять эмоциональную реакцию, сопереживать и сочувствовать [Запорожец, 1974, с. 34].

Современная система воспитания остро нуждается в формировании эмоциональной отзывчивости подрастающего поколения с раннего возраста для придания нравственного характера образованию.

Ю. В. Лебедева сформулировала свою педагогическую модель совершенствования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста, которая представляет из себя стимулирование чувственного ответа на явления окружающего мира. По мнению автора компонентами и показателями эмоциональной отзывчивости являются: эмоциональный отклик, ценностно-смысловое восприятие и понимание мира, наличие навыков познания, наблюдения, обследования, исследовательско-игровое взаимодействие [Лебедева, 2012, с. 80].

Таким образом, эмоциональную отзывчивость дошкольников необходимо развивать в процессе взаимодействия с нравственным и эстетическим воспитанием. Большинство авторов сходится в мнении о том, что эмоциональная отзывчивость в эстетическом воспитании представляет необходимое условие и существенную характеристику восприятия мира. Результатом ее возникновения является изменение поведения, настроения, мыслей ребенка в процессе восприятия мира.

3. Результаты исследования

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 30 комбинированного вида с. Николо-Павловское Свердловской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Для диагностики эмоциональной отзывчивости была использована методика Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация».

Согласно полученным данным, можно определить, что высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости у 15% детей в группе (3 человека), средний уровень развития эмоциональной отзывчивости у 80% детей в группе (16 человек) и низкий уровень развития эмоциональной отзывчивости у 5% дошкольников (1 человек). Анализируя данные по результатам проведения заданий, можно отметить, что наиболее низкие результаты получены при диагностике развития ценностно-смыслового восприятия и понимания взаимосвязей мира природы и человека. При этом, по всем четырем составляющим преобладают результаты, соответствующие среднему уровню развития каждого компонента.

4. Обсуждение результатов

В качестве средства развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников мы рассматриваем наблюдения в природе. Сам процесс наблюдения всегда включает в себя экскурсию. Слово экскурсия в

переводе с латинского означает посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

Наблюдение как экскурсия представляет собой один из вариантов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников.

Наблюдение имеет ряд дидактических функций: реализуется принцип наглядности обучения, реализуется принцип научности обучения.

Как было установлено, эмоциональная отзывчивость дошкольников — это сложное сочетание, основанное на осмыслении чувств. В ходе наблюдений соединяются два аспекта эмоциональной отзывчивости:

— во-первых, дети могут увидеть большое количество разнообразных объектов природы, то есть реализуется принцип наглядности обучения. При использовании виртуальной формы наблюдения, не покидая здания дошкольной образовательной организации, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны. К примеру, виртуальные наблюдения за вулканами, пустыней, заповедниками, разнообразными природными достопримечательностями. Все это расширяет опыт взаимодействия с объектами природы, позволяет получить больший спектр эмоций от увиденного, научиться дифференцировать различные виды природных объектов. В ходе таких наблюдений дети на основании рассмотрения большого количества природных объектов могут сделать выводы о том, какие природные зоны им больше нравятся, какие места вызывают интерес, приятные ощущения от посещения, какие природные явления вызывают удивление, учатся именно воспринимать природные объекты и явления на уровне ощущений;

— во-вторых, любое наблюдение, сопровождается рассказом о природном явлении или объекте, об особенностях природной зоны, где происходит явление или находится объект, о причинах природных явлений, особенностях жизни общества, которые сталкиваются с этой природой, о профессиях, о людях, которые занимаются данными природными явлениями, о временах года и различных местах планеты и так далее. Детям рассказывают факты из истории природных явлений, говорят о значении этих явлений для жизни общества и человека. Все это формирует интеллектуальную составляющую эмоциональной отзывчивости, то есть, реализуется принцип научности обучения. Дети не только рассматривают объекты природы и оценивают на уровне «нравится — не нравится», «красиво — не красиво», но и могут обдумать увиденное, соотнести впечатления с теми фактами, которые узнали о природном объекте из книг или фильмов. Как следствие у детей формируются эстетические суждения, собственные мысли о ценности природных объектов и явлений и о том, какие эмоции и чувства вызывает общение с природой.

Интересной в настоящее время является виртуальная форма организации наблюдений. По форме и содержанию виртуальные наблюдения могут быть нескольких видов:

— фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с ведущим). В результате таких наблюдений оформляются электронные презентации и слайд-шоу;

— видеоэкскурсии, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах заповедников и в глобальной сети Интернет.

Оба вида виртуальных наблюдений позволяют подробно ознакомиться как целиком с природной зоной, так и с отдельными природными объектами. Возможности цифровых технологий позволяют вывести изображение на большой экран, увеличить отдельные части изображения, чтобы более подробно рассмотреть их и определить особенности природных объектов и явлений, позволяющие глубже понять его суть.

С помощью наблюдений, в том числе виртуальных, педагоги переходят от описательных рассказов и простого показа иллюстраций к деятельностному способу формирования чувственного опыта: дети могут быть активными участниками деятельности в природе или виртуальной экскурсии, останавливать внимание на объектах, которые заинтересовали, изучать объекты абсолютно разных мест, природных зон.

В процессе фиксации результатов наблюдения участники могут общаться, активно взаимодействовать и совершенствовать свои способности, делиться способами фиксации информации. В продуктивной деятельности дети являются авторами информации: то, что они усвоили, узнали из наблюдения, они могут зафиксировать, преобразовать в источник информации, источник передачи знаний и опыта.

Основное преимущество продуктивной деятельности по итогам наблюдений для формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников заключается в творческом характере этой деятельности, и в ее изобразительном художественном начале. Дети дошкольного возраста используют символы, но еще не пользуются письмом, поэтому наиболее распространенная форма фиксации мыслей — рисунок или модель из бумаги, конструктора и так далее.

При развитии эмоциональной отзывчивости в ходе фиксации результатов наблюдений необходимо дать детям экспрессивную информацию о том, что они изображают, проанализировать то, какое отношение к природному явлению или объекту проявляет человек, как отражено событие в художественной литературе, в изобразительном искусстве, в музыке. Все это занимает достаточно много времени. С учетом, что временные рамки занятий для дошкольников ограничены, часто

педагоги разбивают деятельность по наблюдению и по фиксации результатов. Поэтому педагоги используют разнообразные приемы, облегчающие изобразительную сторону процесса, чтобы сконцентрировать внимание детей на передаче информации и собственного отношения к тому, что они узнали, организуют продуктивную деятельность дошкольников в условиях интеграции созерцательной и практической деятельности.

Продуктивная деятельность считается одним из основных способов быстрого приобретения новых практических навыков. Это связано с тем, что проблема плохого усвоения теории решается с помощью введения аналогий и примеров из жизни. Тем самым мозг запоминает не новую информацию, а связывает ее со старой, и информация как бы наслаивается, опираясь на предыдущий опыт. Дошкольники, принимая участие в продуктивной исследовательской деятельности, приобретают именно действенный опыт, опыт самостоятельного познания. В процессе практической деятельности они видят образцы способов передачи информации, выделения главного, беседуют с педагогом и сверстниками, что позволяет расширить знания об объектах и явлениях окружающего мира.

Особенность практической деятельности по итогам наблюдения в том, что педагог делится собственными особенными знаниями, техниками, которые он лично придумал или проверил на собственном опыте. Эти особенности помогают получить более качественный результат, попробовать свои возможности в том, что изначально кажется недоступным. Благодаря этому продуктивная деятельность после непосредственного наблюдения является интересной, захватывает внимание, вызывает положительные эмоции, запоминается.

Примерами продуктивной деятельности, способствующей развитию эмоциональной отзывчивости могут быть: дорисовывание картин, их изменение, преобразование в различных техниках, рисование друдлов, правополушарное рисование, рисование ватными палочками и так далее, все то, что позволит получить интересный и качественный результат за ограниченное время. При этом дети рассматривают образцы дневников наблюдений, узнают о разных техниках их создания, используется стихотворное и музыкальное сопровождение, ролевые преображения, костюмы и атрибуты, что вызывает у детей множество эмоций, способствующих запоминанию материала.

5. Заключение

Таким образом, наблюдение за явлениями природы являются средством развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников, поскольку интеграция принципов наглядности и научности в обучении при использовании наблюдений позволяет развивать такие компоненты эмоциональной отзывчивости как эмоциональный отклик на природу и ценностно-смысловое восприятие и понимание значения природных

объектов и явлений для человека.

Организация продуктивной деятельности по итогам наблюдения позволяет внести в процесс ознакомления с природой элементы новизны, игры, творческого взаимодействия участников, что способствует развитию таких компонентов эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, как понимание взаимосвязей отношения к природе и социальному миру и игрового взаимодействия детей.

Использованные источники:

1. Ахтырская, Ю. В. Развитие эмоциональных представлений и эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами искусства. Музыка и живопись / Ю. В. Ахтырская. - Текст: непосредственный // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. - 2016. - С. 53-59.

2. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А. Бодалев. -М.: Просвещение, 1983. - 375 с. - Текст: непосредственный.

3. Григорьева, Л. А. Бережное отношение к живым природным объектам как фактор развития эмоциональной отзывчивости дошкольника / Л. А. Григорьева. - Текст: непосредственный // Статья в сборнике «Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы» / Под ред. В. Г. Тимирясова. - Казань: Познание, 2016. - С. 57-62.

4. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А. В. Запорожец. - Текст: непосредственный // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. - С. 34-41.

5. Курносова, С. А. Содержание воспитания эмоционально -нравственной отзывчивости у младших школьников / С. А. Курносова. - Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №3. -С. 33-37.

6. Лебедева, Ю. В. Развитие эмоциональной отзывчивости как психолого -педагогическая проблема / Ю. В. Лебедева. - Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). - С. 79-81.

7. Скачко, М. А. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников на произведения искусства / М. А. Скачко. - Текст: непосредственный // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. - 2014. - № 1. - С. 119-121.

8. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. URL: http://spalenushka.minobr63.ru/wp-content/uploads/2023/03/ (дата обращения: 19.10.2023). - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.