Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна, Загорская Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Описана актуальность проблемы, дана характеристика эмоциональной отзывчивости и особенности ее развития посредством детских музыкальных произведений. Благодаря эмоционально-активному восприятию детских музыкальных произведений, у детей дошкольного возраста формируются ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для развития эмоциональной отзывчивости, потребности в эстетическом самовыражении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна, Загорская Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE USE OF CHILDREN'S MUSICAL COMPOSITIONS IN THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS OF PRESCHOOLERS"

The article discusses the problem of the development of emotional responsiveness in preschool children. The relevance of the problem is described, the characteristics of emotional responsiveness and the features of its development through children's musical compositions are given. Thanks to the emotionally active perception of children musical compositions, value-semantic orientations are formed in preschool children, which create the basis for the development of emotional responsiveness, the need for aesthetic self-expression.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Пример - блок заданий «Мирный атом» (9 класс). На наш взгляд, некоторые формулировки заданий открытого банка могли бы быть дополнены историческими справками, отражающими вклад отечественных ученых (открытие и исследование графена в сюжете «Плащ-невидимка»).

Выводы:

1. Роль историко-научного компонента в структуре естественнонаучной грамотности можно определить через основные функции, соотносимые с задачами достижения ее составляющих:

- методологическая - формирование у учащихся знаний об основных закономерностях развития науки и методах научного познания природы - знание методологии и процедур (когнитивно-содержательный компонента ЕНГ);

- мотивационная - формирование мотивов к изучению естественных наук - интерес к науке и технологиям (аффективный компонент ЕНГ);

- аксиологическая - формирование системы ценностей, нравственных и мировоззренческих позиций, убеждений, идеалов - положительное отношение к науке и научной деятельности, понимание ценности научного знания, осознание важности естественнонаучных проблем (аффективный компонент ЕНГ);

- культурологическая - развитие общей культуры учащихся - осведомленность о социальных и культурных аспектах естественных наук, о связанных с ними проблемах (аффективный компонент ЕНГ).

2. При разработке дидактических и контрольно-измерительных материалов естественнонаучной грамотности сведения из истории науки и техники используются для конструирования сюжета, постановки проблемных ситуаций, встраивания контекста в описание ситуации.

3. Историко-научный материал позволяет разнообразить постановку заданий на понимание особенностей и интерпретацию данных естественнонаучного исследования за счет фрагментов из исторических источников (рукописи, издания трудов, публикации в научной периодике), содержащих информацию в различных формах (тексты, рисунки, таблицы, графики).

4. Приводимые в описании ситуаций факты из истории науки и техники, биографий ученых и изобретателей способны воздействовать на эмоциональную сферу, вызывать интерес, что помогает учащимся комфортнее ощущать себя в процессе выполнения заданий.

Литература:

1. Гуламова, М.Б. Использование исторического наследия на уроках химии [Электронный ресурс] / М.Б. Гуламова, Б.Б. Рахимов // Вопросы науки и образования. - 2017. - № 5 (6). - С. 109-110.

2. Демидова, М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин, В.С. Рохлов // Педагогические измерения. - 2020. - № 2. - С. 8-20.

3. Демидова, М.Ю. Подходы к разработке экзаменационных моделей ОГЭ и ЕГЭ по физике в соответствии с требованиями ФГОС / М.Ю. Демидова, Е.Е. Камзеева, В.А. Грибов // Педагогические измерения. - 2016. - № 2. - С. 26-35.

4. Краткие результаты исследования PISA-2018 // Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО»: [сайт], 2018. - URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения: 12.08.2022)

5. Матюшенко, Е.Е. Методика обучения общей биологии на основе исторического подхода к отбору учебного содержания: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Матюшенко Елена Евгеньевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 20 с.

6. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности // Сайт ФГБНУ «ФИПИ»: [сайт], 2020. - URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 12.08.2022)

7. Оспенникова, Е.В. Принцип историзма в обучении физике: содержание и модели реализации в средней общеобразовательной школе / Е.В. Оспенникова, Е.С. Шестакова // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 4. -С. 67-75.

8. Шарыпова, Н.В. Историко-научный материал при обучении химии / Н.В. Шарыпова, С.И. Халявин // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - №3 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-nauchnyy-material-pri-obuchenii-himii (дата обращения: 13.08.2022).

9. Шимко, Е.А. Условия формирования и диагностики отдельных компонентов естественнонаучной грамотности учащихся / Е.А. Шимко // Школьные технологии. - 2019. - №2. - С. 102-112.

Педагогика

УДК 373.2

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Клыпа Ольга Викторовна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск); студент Загорская Анастасия Сергеевна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Описана актуальность проблемы, дана характеристика эмоциональной отзывчивости и особенности ее развития посредством детских музыкальных произведений. Благодаря эмоционально-активному восприятию детских музыкальных произведений, у детей дошкольного возраста формируются ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для развития эмоциональной отзывчивости, потребности в эстетическом самовыражении.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, детские музыкальные произведения. Annotation. The article discusses the problem of the development of emotional responsiveness in preschool children. The relevance of the problem is described, the characteristics of emotional responsiveness and the features of its development through children's musical compositions are given. Thanks to the emotionally active perception of children musical compositions, value-semantic orientations are formed in preschool children, which create the basis for the development of emotional responsiveness, the need for aesthetic self-expression.

Key words: emotional sphere, emotional responsiveness, children musical compositions.

Введение. Одним из основных направлений государственной политики Российской Федерации о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях является художественно-эстетическое воспитание -

целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности чувствовать и понимать произведения искусства. Занятия музыкой создают необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, к числу которых относится сострадание, чуткость, отзывчивость и др.

В исследованиях Т.А. Андреенко, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, И.В. Груздовой, И.О. Карелиной, М.В. Серебряковой, Б.М. Теплова и др. рассматриваются такие вопросы, как содержание и структура понятия «эмоциональная отзывчивость», особенности ее развития в дошкольном возрасте, педагогические технологии развития эмоциональной отзывчивости, в частности, на музыку и др.

Актуальность исследуемой проблематики обосновывается тем, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития, исследователи отмечают, что дети все больше уходят в виртуальный мир в результате неконтролируемого со стороны родителей процесса использования детьми современных гаджетов, что ведет к дефициту полноценного общения и как следствие - к проявлению озлобленности, агрессии, неспособности сопереживать другому.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития эмоционально-личностной сферы ребенка. Именно в условиях дошкольного образовательного учреждения имеется уникальная возможность для позитивной социализации детей, формирования у них осознанного отношения к нормам социального поведения, системы взаимоотношений, базирующейся на эмоциональной отзывчивости и эмоциональной привязанности.

Изложение основного материала статьи. В дошкольном возрасте центральное значение в системе психических функций имеет эмоциональная сфера. Она является базой общего психического развития, и как указывал Л.С. Выготский -«ядром становления личности ребенка» [31, проявляясь в умении ребенка откликаться (сочувствовать, переживать, сострадать, сорадоваться, сопечалиться) на окружающие его события и явления, на эмоции других.

Музыка обладает уникальными возможностями для развития таких качеств, как чуткость, сочувствие, сопереживание. Любое музыкальное произведение обладает выразительностью, способностью человека к переживанию внутри себя, содержит в себе своеобразную интонацию, которая помогает человеку улавливать характер произведения. Глубина эмоционального состояния выражается в способности интерпретировать настроение и характер, которые выражает музыка.

Дошкольники особенно тонко чувствуют музыкальные образы, жанры, улавливают интонацию произведений, отражая их в своих движениях - покачивание головой, постукивание, шевеление губами в текст песни. Н.А. Ветлугина [2] указывала на то, что именно тело ребенка первым выдает его эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.

В дошкольном возрасте дети только начинают проникать в глубинное переживание музыки, так как первое время они воспринимают музыку только как веселую и грустную. В старшем дошкольном возрасте дети начинают более осознанно относиться к музыкальным произведениям, высказывать свои эмоциональные впечатления, в этом возрасте ребенок уже способен рассуждать о музыке, делать предположения, почему автор назвал так или иначе произведение, что он хотел рассказать с помощью музыки.

Б.М. Теплов [11] выделял эмоциональную отзывчивость как одну из центральных проблем развития ребенка и указывал на необходимость развития способностей, лежащих в основе ее развития: ладовое чувство и чувство ритма. Преимущественно дети отдают предпочтение подвижной, активной музыке, веселой музыке, под которую можно потанцевать, подвигаться. Первоначально музыка для них - это средство для веселья, то что может поднять настроение, отдохнуть, попрыгать с друзьями. У них еще нет внутреннего чувства, что спокойная и плавная музыка также может быть средством отдыха и релаксации, может отражать глубинные эмоциональные состояния. Формированию такого понимания музыки, развитию не только внешней, но и глубокой внутренней эмоциональной активности, появлению ценностного отношения ребенка к музыкальным произведениям способствуют целенаправленные музыкальные занятия с детьми.

Все это позволяет нам признать, что эмоциональная отзывчивость на музыку может выступать не только как процесс ее восприятия (в основном все исследования посвящены этому вопросу), но и лежать в основе формирования эмоциональной отзывчивости как качества личности - способности к сострадательному поведению к людям.

Мы предположили, что интегративные занятия с использованием детских музыкальных произведений будут стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости как качества личности.

Базовой площадкой для проведения исследования было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад №91 «Белочка», филиал «Веснушки». В исследовании приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста. Исследование включало три этапа. На первом этапе на основе наблюдения и методик («Музыкальная палитра», В.П. Анисимов; «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина (Модификация В.Б. Никишиной; «Определи эмоции человека по ситуации», О.А. Прусакова; «Проявление эмпатии к сверстнику», Е.Н. Васильева) был выявлен общий уровень эмоциональной отзывчивости детей, были определены экспериментальная и контрольная группы для проведения формирующего эксперимента.

Основной задачей дальнейшего исследования (второй этап) стала разработка и использование в воспитательном процессе экспериментальной музыкальной методики развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Были отобраны детские музыкальные произведения (П.И. Чайковский: «Болезнь куклы», «Мама», «Полька», «Игра в лошадки», «Осень», «Камаринская», «Неаполитанская», «Подснежник», «Зимнее утро»; Э. Григ: «Утро»; Д.Д. Шостакович: «Вальс -шутка»; С.С. Прокофьев: «Вальс»), разработаны интерактивные занятия, направленные на развитие способности детей определять эмоционально-образное содержание музыки, понимать чувства и настроения, выраженные в музыкальных произведениях, объективировать их разными способами творческой деятельности.

В работе с детьми экспериментальной группы мы выделили три этапа развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на занятиях:

1 этап - развитие музыкального слуха детей. На этом этапе активно использовался такой прием, как слушание музыки. Детей знакомили с разными композиторами, с их произведениями. Активно использовалась беседа о прослушанном, то есть о том, какие эмоции вызывают произведения у конкретного ребенка и какие эмоции хотел передать сам композитор. Беседы были направлены преимущественно на формирование у ребенка базы эмоционального содержания музыки, развитие словарного запаса, знакомство с выразительными средствами. Использовались простые музыкальные игры и задания.

2 этап - развитие музыкальной отзывчивости. На этом этапе занятия проводились по следующей схеме:

- прослушивание музыкальных произведений, закрепление уже изученного;

- беседы, позволяющие проанализировать характер музыкальных произведений - окраску, тембр, настроение, оттенки;

- творческие задания, которые включают в себя умения выражать свои музыкальные впечатления, отношение к музыке. Предлагались задания: «нарисуй свое настроение к музыке», «нарисуй цвет своей любимой мелодии», «слепи услышанный образ», «сочини танец», «составь рассказ».

3 этап - активная самостоятельная деятельность ребенка. На этом этапе создавались условия для того, чтобы ребенок импровизировал, смог придумать собственный продукт на музыкальное произведение.

На первых занятиях активно вводились новые понятия об эмоциях. Дети учились слушать музыку и выражать свое отношение к ней, понимать эмоции, которые эти мелодии могут выражать, учились описывать их словами. Постепенно стали вводиться изобразительная деятельность, сначала более простая, а затем усложненная - рисование пятнами, автопортрет, и танцевальная деятельность - выражение характера музыки с помощью движений.

Наибольший интерес у детей вызвали следующие занятия:

1) «Настроение музыки» - дети активно рассуждали, какое настроение у музыки.

2) «Музыка и цвет» - детям очень понравилось ассоциировать цвета с эмоциями, которые они услышали в мелодии, подбирать их, а также рассуждать, почему именно такой цвет соответствует музыке.

3) «Веселые инструменты» - дети хорошо овладели элементарными музыкальными инструментами и использовали их для выражения эмоционального состояния.

Самым интересным для детей было занятие «Автопортрет» - дети проявили способность изображать не то что выражает сама мелодия, а то, что почувствовали они при ее прослушивании - то есть, свое внутреннее состояние.

Занятия «Слушание музыки и танцевальная импровизация» и «Сочини свою сказку» вызвали у детей затруднения в объективации эмоционального состояния.

На контрольном (третьем) этапе исследования сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп позволил обнаружить, что проведенная работа способствовала формированию эмоциональной отзывчивости детей: суммарный показатель по всем заданиям значительно увеличился в экспериментальной группе (см. таб. 1).

Таблица 1

Показатели экспериментальной работы по формированию эмоциональной отзывчивости старших

дошкольников (%)

Констатирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Низкий уровень 28% 29% 28% 17%

Средний уровень 64% 62% 65% 70%

Высокий уровень 8% 9% 7% 13%

В поведении этих детей наметилась положительная тенденция: дети стали более активно проявлять эмоциональную отзывчивость, тоньше чувствовать то, какие эмоции испытывают другие дети, в повседневной жизни стали более эмпатичны к игрушкам, животным, героям литературных произведений (вывод сделан на основе наблюдения за поведением детей, опроса воспитателей, родителей).

Следует особо отметить необходимость целенаправленной работы с родителями. Результаты опроса указывают на то, что более 80% родителей не используют музыкальные произведения в процессе воспитания своих детей, не задумывались о влиянии детских музыкальных произведений на развитие эмоциональной отзывчивости.

В помощь воспитателям и родителям были составлены методические рекомендации, подготовлены примерные конспекты занятий, которые они могут использовать во взаимодействии с детьми.

Выводы. Подводя итог, следует отметить, использование музыкальных произведений для развития эмоциональной отзывчивости очень важно. В дошкольный период ребенок сензитивен к восприятию музыки, к музыкальным произведениям. Именно поэтому мелодии, музыкальные композиции могут стать отличным средством для обогащения эмоциональной сферы и личностного развития, развития чуткости, гуманности, лежащих в основе межличностных отношений. Важно обеспечить создание развивающей среды не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в семье.

Литература:

1. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. - СПб.: Детствопресс, 2014. - 96 с.

2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М., 2008. - 150 с.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.

4. Гогоберидзе, А.Г. Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Ростов-на-Дону. Феникс, 2008. - 428 с.

5. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в условиях музыкально-игровой деятельности / И.В. Груздова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 7. - С. 18-19.

6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986 - 320 с.

7. Карелина, И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - 122 c.

8. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2013. - 378 с.

9. Николаева, В.В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / В.В. Николева // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2019. - №1. - С. 40-45.

10. Серебрякова, М.В. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у старших дошкольников / М.В. Серебрякова // Приложение к журналу «Современный детский сад». - М., «АРКТИ» 2014. - 60 с.

11. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. - М.: Наука, 2003. - 377 с.

12. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 304 с.

13. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учеб. пособие / А.М. Щетинина; Федер. агентство по образованию, Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород: НовГУ, 2004. - 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.