Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
351
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЯ / РОДИНА / РАЗВИТИЕ / ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ / RESEARCH / DEVELOPMENT / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / MOTHERLAND / EMOTIONAL VIEWS / NATURE OF THE NATIVE LAND

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Елена Владимировна

Автор отмечает, что для полного развития дошкольников необходимы психолого-педагогические условия, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка. Одним из действенных условий является использование эффективных методов ознакомления с природой родного края, которые способствуют развитию эмоциональных представлений. Важные условия формирования эмоциональных представлений посредством ознакомлений с природой являются: организация непосредственного взаимодействия с объектами природы в ходе наблюдений и практической деятельности, создание ситуаций по накоплению и расширению опыта эмоциональных представлений, связанных с природными явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронцова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL REPRESENTATIONS OF CHILDREN IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH THE NATURE OF THEIR NATIVE LAND

The author points out that for the full development of preschool children, psychological and pedagogical conditions are necessary that promote the development of the child's emotional sphere. One of the effective conditions is the use of effective methods of familiarization with the nature of the native land, which contribute to the development of emotional representations. Important conditions for the formation of emotional representations through familiarization with nature are: the organization of direct interaction with objects of nature in the course of observation and practical activity, the creation of situations for the accumulation and expansion of the experience of emotional representations associated with natural phenomena.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

УДК 37

DOI 10.21661/r-475589

Е.В. Воронцова

Особенности развития эмоциональных представлений детей в процессе ознакомления с природой родного края

Аннотация

Автор отмечает, что для полного развития дошкольников необходимы психолого-педагогические условия, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка. Одним из действенных условий является использование эффективных методов ознакомления с природой родного края, которые способствуют развитию эмоциональных представлений. Важными условиями формирования эмоциональных представлений посредством ознакомлений с природой являются организация непосредственного взаимодействия с объектами природы в ходе наблюдений и практической деятельности, создание ситуаций по накоплению и расширению опыта эмоциональных представлений, связанных с природными явлениями.

| Ключевые слова: эмоциональные представления, развитие, природа родного края, исследования, Родина.

E.V. Vorontsova

Features of the development of emotional representations of children in the process of familiarization with the nature of their native land

Abstract

The author points out that for the full development of preschool children, psychological and pedagogical conditions are necessary that promote the development of the child's emotional sphere. One of the effective conditions is the use of effective methods of familiarization with the nature of the native land, which contribute to the development of emotional representations. Important conditions for the formation of emotional representations through familiarization with nature are the organization of direct interaction with objects of nature in the course of observation and practical activity, the creation of situations for the accumulation and expansion of the experience of emotional representations associated with natural phenomena.

I Keywords: emotional views, development, nature of the native land, research, Motherland.

аэшкольный возраст - специфичное, уникальное по своей значимости время в жизни любого человека. Это период, когда ребенок знает окружающий мир, осмысляет человеческие отношения, период осознания себя в совокупности предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Дошкольный возраст - это отрезок жизни человека, который считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Определяющей становится социальная направленность личности ребенка в его эмоциональном развитии. Одно из важных достиже-

ний старшего дошкольного возраста произвольность и опосредованность психических процессов, умение осознанно целенаправленно действовать, а также возможность оценки результатов своей деятельности.

Ведущей сферой психического развития ребенка являются эмоциональные представления. В следствие этого, полноценная реализация любых форм деятельности дошкольника зависит от согласованного функционирования эмоций и интеллекта. К концу дошкольного возраста, в процессе развития, возникает опережающая эмоциональная координация действий, которая базируется на эмоциональном предвидении

Педагогика

возможных последствий. Дошкольник в данном возрасте выражает свое эмоциональное представление в познании окружающего, понимает эмоциональное состояние сверстников и взрослых, что является основой построения всего механизма взаимоотношений с окружающим его миром. Основы нравственных и эстетических чувств формируются именно в старшем дошкольном возрасте, при том, что эмоции здесь выступают регуляторами поведения.

Функционирование и генезис эмоций - одна из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. Эмоциональная сфера, будучи неотъемлемой частью человеческой жизни, выступает как область, привлекающая непрерывное внимание исследователей из различных областей науки.

Проблема развития личности дошкольника в отечественной и зарубежной педагогике и психологии изучена достаточно хорошо. Анализом факторов, определяющих полноценное психическое развитие ребенка занимались такие ученые, как Ю.А. Афонькина, Л.И. Бо-жович, Г.А. Вартанян, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гип-пенрейтер, A.B. Запорожец, К.Э. Изард, Е.П. Ильин, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, B.C. Мухина, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, Г.В. Фадина, и все едины во мнении, что в этом процессе особая роль принадлежит эмоциям.

Эмоциональное развитие ребенка непосредственно связано с познанием окружающего мира и природы.

Различные природные явления постоянно окружают ребенка, с рождения входят в его жизнь, происходит это в процессе рассматривания игрушек, изображающих петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. Во время прогулок, разглядывая как ветер раскачивает ветки деревьев, провожая взглядом летящую в небе птицу, ребенок так же знакомится с природой.

У ребенка возникает стремление к активному познанию природы, для него она притягательна благодаря своему красочному миру, дающему много ярких впечатлений, вызывая радостные переживания.

Знакомясь с родной природой, дошкольник делает первые шаги в познании родного края, это знакомство благоприятствует воспитанию любви к Родине. Понятие Родины для ребенка связано с определенными представлениями о своем доме, окружающей его природе о том, что близко и дорого его сердцу, а также с любовью к родителям.

Ответственность за все живое развивается через умение видеть и понимать состояние живого существа, через тонкое движение души, которое зависит от заинтересованности к растениям или животным, от степени становления наблюдательности, нравственных чувств.

В этих условиях вопрос эмоционального развития дошкольника старшего возраста в процессе ознакомления с природой родного края стоит особенно актуально.

Эмоции от лат. emovere - возбуждать, волновать, это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих непосредственные переживания.

Классификация эмоциональных состояний, а также типология поведенческих черт в теории личности это вопросы, которые являются наиважнейшими и актуальными в психологии эмоций. На сегодняшний день классифицировать эмоции пытались как в российской, так и в западной психологии, но ни одна из них не завершилась построением логической системы, которая включала бы в себя достаточно большое число эмоций. Попытки в большинстве случаев сводились к разбивки всего множества эмоций на группы с размытым содержимым и не четкими границами.

Эмоции дают возможность выразить оценочное, личное отношение к выполненным формам деятельности, при этом возможно действие эмоций стенически и астенически, повышая и понижая в данных условиях уровень своего влияния на деятельность.

Для эффективного процесса эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста существуют следующие психолого-педагогические условия, которые необходимо учитывать особенности и закономерности развития эмоций в определенный возрастной период, использование эффективных методов и приемов воздействия на эмоциональное развитие ребенка.

Развитие эмоциональной сферы ребенка выступает как задача, найти решение которой можно исключительно общими усилиями психологов, педагогов и родителей. Знакомство ребенка с эмоциональным миром определенно должно протекать через всю жизнь, реализовываясь и в ходе учебно-воспитательного процесса, и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение переживания в литературе, живописи, музыке и в непосредственном общении.

Воспитание и всестороннее развитие ребенка осуществляется разными средствами.Основным из них является ознакомление с природой. Природа - это неиссякаемый источник духовного обогащения. Безгранично разнообразный мир природы вызывает у ребенка интерес, любознательность, побуждая к разнообразной деятельности. Познание тайн природы и общение с природой, делает ребенка более чутким, облагораживает его. По мере того, как расширяются познания природы своего края, тем больше ребенок начинает любить его.

Через проникновение в причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы происходит развитие мышления, формируется научное мировоззрение. Так же трудно переоценить воспитательное значение природы.

Великие педагоги и исследователи считают, что развитие ребёнка особенно в дошкольном периоде значительно зависит от природного окружения, от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы зависит дело охраны природы. Данный факт призывает, усилить внимание к воспитанию у детей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста, так как

в данный период происходит становление основ будущей личности.

В тот момент, когда ребенок располагает элементарными знаниями о, овладеет несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Способность видеть и слушать природу именно такой, как есть она в действительности, пробуждает интерес к ней, ведет к расширению знаний, способствует формированию характера и интересов.

Познание природы родного края является средством реалистических знаний об окружающем мире, основывающиеся на опыте чувств.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей.

Огромное значение в экологическом воспитании несут прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, через знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами, через организацию наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

Таким образом, ознакомление детей с природой родного края в детском саду требует постоянного прямого общения с ней.

Эмоциональная сфера дошкольника является важнейшей системой, оказывающая огромное влияние на психическую жизнь детей, а также необходима для его психического и соматического здоровья.

На любом этапе онтогенеза развитие эмоциональной сферы ребенка возможно, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста. Воспитание эмоциональной отзывчивости у дошкольников происходит различными путями, для этого необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация комплекса занятий и совместной деятельности, направленного на развитие эмоциональной сферы дошкольников на основе развития обобщенных представлений детей о базовых эмоциях, чувствах, пониманию своих чувств и чувств других, выработке эмоционально-положительного отношения к природе, активизация эмоциональных представле-

ний в речевой практике, посредством ознакомления с природой родного края.

Развивать эмоциональную сферу детей экспериментальной группы мы решили в процессе ознакомления с природой, что определено темой исследования. Учитывая, что изучение окружающего мира и природы идет через эмоции и внеэмоциональным путем нельзя постичь красоту, глубину природы, нельзя без эмоций стать патриотом своей родины. Мы организовали деятельность по изучению окружающего мира и природоведения так, чтобы этот процесс вызывал у детей эмоциональное отношение к нему.

Работа была разделена на 2 блока, первый блок предназначен для изучения и развития базовых эмоций, второй развитие эмоциональных представлений в процессе ознакомления с природой родного края. Так же данная работа велась в ходе режимных моментов на прогулках.

В работе использовались наглядные, иллюстративно-наглядные, практические, словесные, экспериментирование и исследовательские методы.

Формы работы: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.

В направлении формирования эмоциональных представлений у детей нами проводилась непосредственная образовательная деятельность посредством занятий, направленных на ознакомление с природой родного края.

В рамках формирующего этапа нами была разработана индивидуальная рабочая тетрадь «Подружись с эмоциями» в которой в игровой форме предлагается детям выполнять задания на определение эмоций, описывание эмоциональных особенностей героев, отгадывать загадки и решать головоломки, разработаны конспекты НОД по теме формирования эмоциональных представлений, картотека игр и упражнений которые способствуют формированию эмоциональных представлений.

На занятиях детям предлагались различные упражнения на формирование эмоциональных представлений такие как: «Путешествие на корабле», «Рисование корабля», «Пароходик», «Я рада тебя видеть...», «Закончи предложение», «Что я люблю», «Послушайте стихотворение и покажите мимикой и жестами героев».

На процесс формирования эмоциональных представлений эффективным методом мы считаем, влияет чтение художественной литературы, с эмоционально насыщенным содержанием, поэтому в своей деятельности по развитию эмоциональных представлений мы использовали чтение стихотворения Александрова З. «Катя в яслях», стихотворения «Я не боюсь» Н. Грибачев, чтение рассказа В. Осеевой «Печенье». (Л. Толстого «Косточка»), стихотворения «Улитка». После прочтения всегда с детьми мы проводили беседы о чувствах, которые испытали главные герои произведений.

Так в своей работе мы проводили с детьми занятия по пиктограммам, предлагали детям соотнести изображения на картинках с пиктограммами эмоций.

Педагогика

Постоянно в нашей работе присутсвовала игровая деятельность, для расширения и закрепления представлений об эмоциях детям предлагалось играть в игры «Покажи голосом», «Море волнуется», «Хорошо-плохо». Например, в игре «Покажи голосом» детям предлагалось показать эмоции обитателей леса: злого медведя, хитрой лисицы, трусливого зайца, доброй белочки.

Как известно изобразительная деятельность ребенка открывает внутренние ощущения и чувства ребенка, в связи с этим на данном этапе мы организовывали творческую деятельность детей по следующим направлениям графическое задание «Удивление» «Радость» «Печаль», рисунок «Интересное занятие». Детям предлагалось нарисовать в виде природных явлений различные эмоции. При этом природное явление выбирал сам ребенок, к примеру, солнышко обозначало у некоторых детей радость, а гроза страх, дождик чаще всего дети изображали как грусть.

Так же нами использовались психологические этюды, дети активно включались в данную деятельность, показывали и изображали различные чувства и эмоции по предлагаемым амии темам Этюд «Король боровик не в духе», Этюд «Что там происходит», Этюд «Кукла», Этюд «Стыдно».

В процессе ознакомления с природой, различными ее объектами у ребенка формируется совокупность результатов ощущений и впечатлений, которые необходимо обобщить и обозначить с помощью определенного слова. Данный процесс протекал посредством обсуждений и бесед с детьми за наблюдаемыми

объектами: как выглядит, какими свойствами обладает, каково его назначение, как взаимодействует с другими объектами природы. В результате формируется часть образа об объекте, а это уже посылки к эмоциональному отношению к нему.

В работе для нас важным моментом было применять разнообразные методы и приемы для формирования эмоционального отклика у детей. Прежде всего, это прием неожиданности и сюрприза, когда дети заранее не знают с каким объектом или явлением они будут взаимодействовать. В этот момент наблюдается, радость, удивление и другие эмоции. Именно в те моменты, когда появляется детская эмоциональная реакция, осуществляется непосредственное формирование эмоциональных представлений у ребенка. При этом мы всегда задавали вопросы: Какие чувства ты сейчас испытываешь? В момент, когда увидели тот или иной объект природы, когда прикоснулись или потрогали.

В процессе работы мы сопоставляли чувства детей, устанавливая связь, между какими-либо явлениями, или наоборот указывая на их различия. Например, мы могли рассматривать эмоциональное отношение к объекту в сравнении с другим объектом, который рассматривался ранее. Задавая при этом вопросы следующего характера: «Ребята вспомните свои эмоции, и чувства, когда вы увидели на площадке воробьев и синиц? Назовите свои чувства, которые вы испытываете, когда видите березу под окном нашей группы? А теперь скажите, что общего между этими ощущениями? Как можно это назвать? Как вы думаете, что вызывает в вас такие чувства?»

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2000.

2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов. - М., 2009.

3. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ: Библиотека психолога образования / Т. Данилина, В. Зедгенидзе, Н. Степина. - Айрис-Пресс, 2008. - 160 с.

4. Волков Б.С. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М., 2008.

5. Волков Б.С. Закономерности психического развития в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М., 2003.

6. Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы [Текст] / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание. - Февраль 2010. - №2.

7. Горлова Н. Современные дошкольники: какие они? [Текст] / Н. Горлова // Обруч. - Январь 2009. - №1.

8. Довгая Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание. - 2004. - №10. - С. 12-17.

9. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1999. - 464 с.

10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.

11. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева. - М., 2009.

12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - М., 2007.

References

1. Bozhovich, L.I. (2000). Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.

2. Bukatov, V.M. (2009). Pedagogicheskie tainstva didakticheskikh igr. M.

3. Danilina, T., Zedgenidze, V., & Stepina, N. V mire detskikh emotsii. Posobie dlia prakticheskikh rabotnikov DOU: Biblioteka psikhologa obrazovaniia, 2008.

4. Volkov, B.S., & Volkova, N.V. (2008). Detskaia psikhologiia: Psikhicheskoe razvitie rebionka do postupleniia v shkolu. M.

5. Volkov, B.S., & Volkova, N.V. (2003). Zakonomernosti psikhicheskogo razvitiia v voprosakh i otvetakh. M.

6. Grigor'eva, N. (2010). Razvitie emotsional'noi sfery. Doshkol'noe vospitanie.

7. Gorlova, N. (2009). Sovremennye doshkol'niki: kakie oni? Obruch.

8. Dovgaia, N., & Perelygina, O. (2004). Ob osobennostiakh razvitiia emotsional'noi sfery. Doshkol'noe vospitanie, 10, 12-17.

9. Dubrovina, I.V. (1999). Psikhologiia: Uchebnik dlia stud. sred. ped. ucheb. zavedenii, 464. M.: Akademiia.

10. Kriazheva, N.L. (1996). Razvitie emotsional'nogo mira detei. Populiarnoe posobie dlia roditelei i pedagogov, 208. Iaroslavl': Akademiia razvitiia.

11. Minaeva, V.M. (2009). Razvitie emotsii doshkol'nikov. M.

12. Simonov, P.V (2007). Emotsional'nyi mozg. M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.