ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 802: 2469-2472
Наблюдения на току глухаря ТвЬгао urogallus в Подмосковье
В. М. Смирин, Ю. М. Смирин
Второе издание. Первая публикация в 1974*
В 1959 году в Подмосковье, примерно в 12 км от Звенигорода, среди массива старого хвойного леса с небольшими торфяными болотами, нами совместно с сотрудниками биолого-почвенного факультета Московского университета Н.Н.Гуртовым, С.И.Розановым и А.Н.Солдатовой был обнаружен глухариный ток.
Поскольку в Подмосковье глухарь Tetrao urogallus — редкая птица, мы считаем возможным изложить некоторые результаты наших наблюдений за глухарями на току, которые мы начиная с 1959 года продолжали вести постоянно из года в год.
Токующие самцы придерживались двух участков леса, примыкающих к небольшим торфяным болотам, расположенным примерно в 2 км друг от друга. В 1959 году был найден первый из этих участков, а на втором — токующих глухарей впервые обнаружили весной 1966 года. В последующие годы поющие самцы постоянно придерживались одних и тех же участков леса. Максимальное расстояние между наиболее удалёнными друг от друга местами встреч токующих самцов (за все годы наших наблюдений) на каждом из токовищ не превышало 1 км. В весеннее время оба участка леса, где токуют глухари, мало посещаются людьми, а случаев охоты на токах за период наших наблюдений, по-видимому, не было. Напротив, в другие сезоны лес в районе расположения токовищ интенсивно посещают многочисленные туристы, сборщики грибов и ягод. Более того, здесь неоднократно проводились выборочные рубки (зимой и летом) и была проложена новая широкая просека. Всё это не привело к перемене мест токования глухарей, что вполне согласуется с наблюдениями В.П.Теплова (1947) в Печоро-Илычском заповеднике.
Постоянной приуроченности отдельных глухарей к определённым деревьям, подобно той, какую наблюдали в Ленинградской области Ю.Б.Пукинский и С.С.Роо (1966), мы не отметили. Напротив, даже при ежедневных посещениях тока (при которых поющие самцы не были потревожены) мы наблюдали перемещения токовавших птиц в радиусе 50-100 м. Часто глухари во время тока (особенно на рассвете) переле-
* Смирин В. МСмирин Ю. М. 1974. Наблюдения на глухарином току в Подмосковье //Орнитология 11: 415-417.
тали с одного дерева на другое. Количество поющих самцов на обнаруженных нами токовищах было невелико. На первом (найденном в 1959 году) мы иногда с одной точки слышали одновременно трёх токующих птиц (в 1960 и 1961 годах), но чаще всего в течение одного утра мы слышали здесь только одного или двух глухарей. На втором токовище мы ни разу не встречали более чем двух поющих самцов. Сроки начала и окончания токования глухарей мало менялись в отдельные годы. Начинается оно в первых числах апреля и заканчивается в конце второй декады мая. После 20 мая токующих самцов мы уже не слышали.
Рис. 1. Позы глухаря при токовании.
1, 2 — в корне дерева; 3, 4 — на верхушке ели; 5 — на земле.
Рис. 3. Позы, принимаемые глухарём в ответ на многократное воспроизведение магнитофонной записи песни.
Каждое утро самцы всегда начинают токовать, сидя на деревьях, куда они прилетают с вечера. В первой половине периода токования (в апреле) самцы начинают петь, как правило, сидя в кронах деревьев, чаще всего елей или сосен, хотя иногда мы видели глухарей, токующих на берёзах или осинах. В разгар токования, на рассвете, они обычно спускаются на землю (чаще всего с прилётом на ток глухарок). В мае токующие самцы чаще всего садились на вершины старых елей, обхватывая лапами вертикальный стержень верхушки и пригибая его своей тяжестью (рис. 1, 3, 4), и на рассвете не всегда спускались на землю. В конце периода токования, когда глухарки перестают прилетать на токовища, самцы уже всё время поют на деревьях, сидя чаще
всего на их верхушках, временами перелетая лишь с одного дерева на другое. Позы, принимаемые глухарями при токовании в кронах деревьев, на их вершинах и на земле, заметно различаются (рис. 1 и 2).
Драк, характерных для токов со скоплением большого количества самцов (Теплов 1947; Кириков 1952), мы не наблюдали ни разу. Так, в 1964 году мы регулярно наблюдали на току двух самцов, всегда певших на расстоянии 5G-1GG м друг от друга, однако никогда не видели не только столкновений между ними, но и вообще каких-либо явных признаков внимания со стороны одного из них к поведению другого. Тем не менее воспроизведение в непосредственной близости от поющего самца магнитофонной записи глухариной песни, сделанной на том же току ранее, вызвало чёткую реакцию со стороны токующей птицы. Подобный эксперимент мы проделали весной 1968 года. Магнитофон, воспроизводивший запись глухариной песни, был установлен непосредственно под деревом, на котором токовал самец. Вначале проигрывание записи явно стимулировало более интенсивное пение глухаря, а затем после многократного повторения воспроизведения песни, самец стал в ответ на него издавать хриплый звук, называемый «крёка-нием» (Теплов 1947), принимая при этом характерную позу (рис. 3). Ни подобных звуков, ни такой позы мы никогда ранее на этом току не наблюдали. Попыток спуститься на землю и атаковать «нарушителя» глухарь не делал, но улетел с токовища заметно позже времени нормального окончания токования. В другом случае явно потревоженный на току глухарь после воспроизведения магнитофонной записи возобновил пение.
Ток, на котором мы вели наблюдения, располагается близко от населённых людьми мест, и до него постоянно доносятся шум проходящих неподалеку поездов, гул пролетающих самолётов, лай собак и другие звуки. Поющие глухари на эти ставшие привычными для них шумы (подчас настолько громкие, что заглушают их пение) не обращают никакого внимания, сохраняя при этом максимальную внимательность ко всему, что происходит на территории самого токовища.
Таким образом, наши наблюдения показали, что в условиях Подмосковья при отсутствии весенней охоты глухариный ток может существовать длительное время, несмотря на близость посёлков, частые посещения леса людьми в летне-осеннее время, рубки леса и т.п. Тем не менее, увеличения количества токующих птиц мы не наблюдали. Наиболее вероятная причина этого — значительная гибель кладок и молодых птиц, а также случаи браконьерства осенью и зимой.
Литература
Кириков С.В. 1952. Род глухари Tetrao Linnaeus, 1758 // Птицы Советского Союза. М., 4: 84-1G7.
Пукинский Ю.Б., Роо С.С. (1966) 2011. О поведении глухаря Tetrao urogallus в период токования // Рус. орнитол. журн. 20 (637): 423-430.
Теплов В.П. 1947. Глухарь в Печоро-Ылычском заповеднике // Тр. Печоро-Ылыч-ского заповедника 4, 1: 3-76.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 802: 2472-2473
К гнездованию белоножки Enicurus scouleri в Таджикистане
Р. И. Малышевский
Второе издание. Первая публикация в 1974*
Белоножка Enicurus (Microcichla) scouleri Vigors 1832 - довольно обыкновенная, но спорадически распространённая птица, населяющая горные, с зарослями кустарников по берегам, реки Среднегорной части Памиро-Алая, где ведёт оседлый образ жизни, совершая небольшие вертикальные кочёвки. Несмотря на относительную обычность птицы, в отечественной орнитологической литературе нет сведений о находках гнёзд белоножки в СССР.
В 1970 году во время обследования орнитофауны Гиссарского хребта на реке Мазор, протекающей по ущелью у Хаджи-Оби-Гарм, нами были отмечены две пары белоножек, а 9 июня найдено гнездо с 3 птенцами в возрасте примерно 8 дней. Гнездо с мягкой выстилкой и наружной облицовкой из зелёного мха помещалось на каменном уступе обрывистого берега реки, поросшего кустами и свисающей травой. Со стороны реки оно как бы прикрывалось плоской вертикальной волной, образующейся от удара воды о вышележащий камень.
Птицы приносили корм через 7-10 мин. Перед тем, как подлететь непосредственно к гнезду, они присаживались на присадочный плоский камень. После кормления птенцов белоножки отлетали от гнезда и садились на выступающий из воды камень, отряхивались и отдыхали, а затем вновь улетали за кормом.
В 1971 году на реке Мазор 17 мая мы наблюдали самку, собиравшую гнездовой материал и относившую его к месту постройки гнезда, часто в сопровождении самца. При осмотре гнезда 26 мая в нём находились 3 яйца белого цвета, весом 2.45, 2.57 и 2.65 г и размерами 21.5x15, 21.5x15 и 21.5x15.5 мм. Таким образом, можно было установить
* Малышевский Р .И. 1974. К гнездованию белоножки в Таджикской ССР //Орнитология 11: 392-393.