Научная статья на тему 'Наблюдение над речевым поведением литературных персонажей прошлого как средство формирования языковой личности обучающихся в рамках компетентностного подхода'

Наблюдение над речевым поведением литературных персонажей прошлого как средство формирования языковой личности обучающихся в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
18
1
Поделиться
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Пушкарева Наталия Викторовна, Старовойтова Ольга Альбертовна

Компетентностный подход к обучению в системе высшего образования, акцентирующий внимание на результате как способности действовать в различных ситуациях, предполагает достижение в процессе формирования языковой личности высокого уровня коммуникативной компетентности, освоение обучающимися ряда общекультурных компетенций, а также овладение познавательным опытом, без которого невозможна эффективная коммуникация. Указанные цели достигаются путем преподавания гуманитарных дисциплин, содержательно соотносимых с дисциплиной «культура речи», основой которого является историко-культурный подход как в вопросах теории, так и в практическом обучении коммуникативным стратегиям и тактикам. Материал, соответствующий поставленной цели, содержится в произведениях русской классической литературы, фиксирующих значимые факты истории России и являющихся источником исторического и социально-культурного опыта. На примере анализа речевого поведения героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» демонстрируется актуализация русского речевого идеала, сложившегося с учетом кодекса поведения XVIII в. Отмечается преемственность этических и поведенческих принципов, которые определяют отношения индивидуума и общества, маркируют границы личной свободы индивидуума, определяют критерии самооценки. Анализ особенностей речевого поведения, свойственных коммуникантам предшествующих эпох, расширяет коммуникативный опыт обучающихся и позволяет более адекватно оценивать современные языковые средства общения.

OBSERVATION OVER THE LITERARY CHARACTERS OF THE PAST SPEECH BEHAVIOUR AS MEANS OF FORMING OF THE STUDENTS' LANGUAGE PERSONALITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE-BASED LEARNING

Competency-based approach to teaching in the Higher education system focusing on the result as the ability to act in different situations implies that achieving of high level communicative competence, assimilating of some general cultural competences by the students and acquisition of instructive experience which makes effective communication possible take part during the process of the language personality formation. The specified goals are being approached via teaching of the Humanities correlating with the subject “speech culture” which is based on the historical and cultural approach in theoretical aspects as well as in practical teaching of communicative strategies and tactics. The material corresponding to the goal is contained in Russian classical literature capturing significant facts of Russian history and providing historical, social and cultural experience. Examples of speech behavior of the heroes of the historical novel “The Captain's Daughter” by A. Pushkin are used to demonstrate the actualization of Russian speech ideal established with the accordance of the 18th century code of conduct. The continuity of ethical and behavioral principles which defines the relations between an individual and a society, marks the boarders of individual's freedom and defines criteria of self-evaluation. The analysis of typical speech behavior features for the communicants of the past expands communicative experience of the students and provides the possibility to evaluate modern language facilities more adequately.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Наблюдение над речевым поведением литературных персонажей прошлого как средство формирования языковой личности обучающихся в рамках компетентностного подхода»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ дисциплин

Н.В. Пушкарева, ORCID iD: 0000-0001-7918-5420

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

O.A. Cтаровойтова, ORCID iD: 0000-0002-3645-8203

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

УДК 808.5

НАБЛЮДЕНИЕ НАД РЕЧЕВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРОШЛОГО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-166-173

Компетентностный подход к обучению в системе высшего образования, акцентирующий внимание на результате как способности действовать в различных ситуациях, предполагает достижение в процессе формирования языковой личности высокого уровня коммуникативной компетентности, освоение обучающимися ряда общекультурных компетенций, а также овладение познавательным опытом, без которого невозможна эффективная коммуникация.

Указанные цели достигаются путем преподавания гуманитарных дисциплин, содержательно соотносимых с дисциплиной «культура речи», основой которого является историко-культурный подход как в вопросах теории, так и в практическом обучении коммуникативным стратегиям и тактикам. Материал, соответствующий поставленной цели, содержится в произведениях русской классической литературы, фиксирующих значимые факты истории России и являющихся источником исторического и социально-культурного опыта.

На примере анализа речевого поведения героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» демонстрируется актуализация русского речевого идеала, сложившегося с учетом кодекса поведения XVIII в. Отмечается преемственность этических и поведенческих принципов, которые определяют отношения индивидуума и общества, маркируют границы личной свободы индивидуума, определяют критерии самооценки. Анализ особенностей речевого поведения, свойственных коммуникантам предшествующих эпох, расширяет коммуникативный опыт обучающихся и позволяет более адекватно оценивать современные языковые средства общения.

Ключевые слова: проблемы современного гуманитарного образования; преподавание русского языка как родного; компетентностный подход, коммуникативная компетентность, языковая личность, историко-культурный компонент.

Введение. «Коммуникация с помощью языка, знаковых систем культуры есть неотъемлемое свойство социального бытия, фактически синоним социальности, поскольку благодаря языковой коммуникации возможно зарождение и развитие всего социального и собственно человеческого в человеке» [14, с. 142]. Неслучайно обучение коммуникации разного типа на современном этапе стало неотъемлемой частью образовательного процесса на разных его уровнях, а формирование компетентной языковой личности

было и остается целью различных учебных дисциплин. Считается, что речевая компетентность выпускника любого вуза является ключевой, ибо «она обусловливает, с одной стороны, личностное развитие, а с другой - уровень развития общества в целом» [9, с. 223].

Обзор литературы. Проблема языковой личности, актуализированная в связи с антропоцентрично-стью современных лингвистических исследований [1, 4, 6], предполагает различную степень глубины ее изучения в зависимости от цели исследования. Осмысление языковой личности как целостной [2], сложной многоуровневой системы [6], многогранного феномена имеет важное теоретическое и прикладное значение. Здесь следует отметить ценность междисциплинарного подхода к данному феномену: «Подход к языковой личности как интегративной модели не только языковой способности, но и носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций, выработанный в лингвокультурологии и социолингвистике, создал теоретические предпосылки для более широкой концептуализации этого понятия в социальной философии» [14, с. 153] - и важность использования его в качестве «основной идеи» (big idea) в образовательном процессе [21].

Формирование языковой (или шире - коммуникативной) личности-способствует освоению обучающимися некоторых общекультурных компетенций и в целом реализации компетентностного подхода к обучению в системе высшего образования. Поскольку компетентностный подход, по мнению специалистов, акцентирует внимание на результате образования (причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях) [5], процесс формирования языковой личности предполагает не только достижение высокого уровня коммуникативной компетентности и риторических умений, но и овладение познавательным опытом, без которого невозможна эффективная коммуникация, ибо, как утверждают исследователи, «носителю элитарной речевой культуры свойственно: высокая свобода в текстопорождении любой тематической и жанрово-стили-стической оформленности (выделено нами. - Н.П., О.С.); высокая продуктивность переработки всех услышанных и прочитанных текстов; большой объем активного словаря; владение всеми функционально-стилевыми разновидностями литературного языка...» [8, с. 22].

Общекультурная компетенция, коррелирующая со способностью понимания значения культуры как формы человеческого бытия, готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, руководством в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, непосредственно связана с аксиологической (ценностной) сферой, которая, по справедливому замечанию, «является центральным образованием языковой личности, ее 'ядром', задающим направленность языковой деятельности и определяющим отношение 'человек - мир'» [14, с. 122].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Методы исследования. Поскольку особенностью педагогических целей по развитию компетенций является их формирование не столько в виде действий преподавателя, сколько с точки зрения результатов деятельности обучаемого, достигаемых в результате продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта [17], в основе преподавания гуманитарных дисциплин, содержательно соотносимых с дисциплиной «культура речи», на наш взгляд, должен лежать исторический подход и в вопросах теории (без него сложно объективно представить современное состояние и систему норм русского литературного языка), и в практической деятельности обучения коммуникативным стратегиям и тактикам [22] - изучение особенностей коммуникативного поведения, свойственных коммуникантам предшествующих эпох, расширяет коммуникативный опыт обучающихся и позволяет более адекватно анализировать современные языковые средства, используемые в процессе общения [11].

Речевая компетентность обусловливается, в частности, «большим объемом чтения литературы разных жанров» [9, с. 223]. Произведения русской классической литературы, отражая значимые факты социальной истории России, являются бесценным источником историко- и социально-культурного опыта. Подобного рода опыт, почерпнутый из письменных текстов, имеет непреходящее значение, поскольку всякий письменный текст (так же как и устный, протекающий в реальном времени) [19] может быть рассмотрен как речевая деятельность, осуществленная в конкретных исторических обстоятельствах (эпоха, культурно-исторический тип сознания, тип языковой личности и т. д.).

Результаты и дискуссия. Известно непреходящее значение русской литературы в формировании национальной и культурной идентичности [18]. Анализ же литературных текстов на занятиях по

русскому языку способствует постоянному развитию коммуникативного потенциала личности. Тексты разных эпох отражают различия общественных умонастроений, этических и эстетических идеалов, но совпадают в положительной оценке тех качеств речевого поведения, которые составляют русский речевой идеал. Основными его чертами являются выбор достойного собеседника, необходимость выслушивания его, стремление быть кротким, сдержанным, немногословным, использование добрых слов, осуждение хулы, клеветы, лести и лжи и одобрение хвалы [10, с. 394-398]. Сложившееся под влиянием перечисленных выше требований речевое поведение характерно для многих персонажей в произведениях русской классики [16], которые к тому же сохраняют чувство собственного достоинства и следуют кодексу поведения, соответствующему общепринятым этическим нормам. Особенно ценно, когда художественный материал подтверждается историческими свидетельствами, верифицирующими описываемые обстоятельства и поступки действующих в них людей. В качестве примера в настоящей статье привлекается творчество А.С. Пушкина, основными экзистенциальными мотивами которого являются «историчность и память» [20, с. 170].

Ярким примером являются описания коммуникации в экстремальных условиях, требующих нравственного выбора. Так, в повести «Капитанская дочка» ряд персонажей отказывается признать Пугачева царем, и этот отказ связан в том числе с тем, что не выполняется условие, характерное для риторического идеала, — беседа с достойным человеком: Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» <...> через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух. Тогда привели к Пугачеву Ивана Игнатьича. «Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Феодоровичу!» — «Ты нам не государь, — отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. — Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника [13, с. 271-272].

Художественное произведение почти дословно следует историческим фактам, изложенным в «Истории Пугачева»: Пугачеву представили капитана Камешкова и прапорщика Воронова. История должна сохранить сии смиренные имена. «Зачем вы шли на меня, на вашего государя?» — спросил победитель. — «Ты нам не государь, — отвечали пленники, — у нас в России государыня императрица Екатерина Алексеевна и государь цесаревич Павел Петрович, а ты вор и самозванец». Они тут же были повешены [12, с. 68].

Черты русского риторического идеала проявляются и в требовании избегать лжи: Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?» [13, с. 287]. Речевые действия персонажа органично сочетаются с теми принципами, которые заложены его воспитанием в духе кодекса поведения петровской эпохи: человек готов пойти на казнь, «отстаивая то, что почитал святынею своей совести» [13, с. 366]. Этические и нравственные основы поведения питаются «чувством позиции» — это «чувство того, что можно и что нельзя «себе позволить», заключает в себе негласное принятие своей позиции, чувство границ («это не для нас»), или, что сводится к тому же, чувство дистанции, которую обозначают и держат, уважают или заставляют других уважать...» [3, с. 59].

Одним из важнейших этических требований при любом развитии ситуации остается благодарность, вне зависимости от того, кому она адресуется, единственное ограничение, которое на нее накладывается, связано с упомянутым выше «чувством границ»: .бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести [13, с. 338-339].

Честь и долг, верность обязательствам не ограничиваются у персонажей только военной сферой. Об этом говорит, готовясь отразить приступ мятежников, комендант Миронов: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!» Солдаты громко изъявили усердие [13, с. 265]. Немногочисленные солдаты крепостного гарнизона, названные в начале повести старенькими инвалидами [13, с. 210], понимают свою ответственность не только перед командиром, но и перед всем миром, «всем светом».

Этот эпизод также соответствует историческим фактам: во время осады Пугачевым Яицкого городка (1774 г.) офицеры и солдаты голодали, но не помышляли о сдаче, повторяя, что лучше предаться воле божьей, нежели служить разбойнику, и во все время бедственной осады, кроме двух или трех человек, из крепости беглых не было [12, с. 108]. Когда после долгой осады они намерились сделать вылазку, решились идти все, кто мог держать оружие: Не надеялись победить (бунтовщики так укрепились, что уже ни с какой стороны к ним из крепости приступу не было), хотели только умереть честною смер-тию воинов [12, с. 108]. Как видно, долг понимается и участниками реальных событий, и персонажами повести шире, чем просто требования устава или приказ командующего - он предполагает жизнь по совести, отчет за которую дается не только земному монарху, но и высшему суду.

Выбор между личными целями и долгом делается персонажами в пользу второго. Повествователь четко обозначает свою позицию: Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах... [13, с. 281]; ...долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы [13, с. 350]. Кроме осознания своего долга, в речи (в т. ч. внутренней) персонажа актуализируются и этические оценки, применяемые к самому себе: На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? [13, с. 288-289], проявляется «чувство того, что можно и что нельзя «себе позволить» [3, с. 59], т. е. эксплицируется этический критерий самооценки и оценки ситуации.

Вербализация этих и многих других принципов в речевом поведении литературных героев предоставляет обширный материал для обсуждения на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла: за словами стоят поступки конкретных людей как в конкретных обстоятельствах частной жизни, так и исторических. Верификация в отдельных случаях литературного материала историческими данными свидетельствует о жизненности речевого поведения персонажей произведений, таким образом, ком-муникативно-деятельностный аспект языковой личности персонажа может представлять собой модель коммуникативной деятельности для обучающегося.

Заключение. Познавательный опыт, приобретаемый учащимися в процессе анализа и обсуждения речевого поведения персонажей отечественной классической литературы, не только расширяет их кругозор, но и способствует развитию их коммуникативных навыков. Коммуникативные нормы, основывающиеся на осознании позиции говорящего по отношению к разным членам общества и с учетом «дистанции» [3, с. 59] и эксплицированные в литературных текстах прошлого, для современного читателя актуализируют составляющие уже сложившегося русского речевого идеала. Кроме того, учитывая динамичный характер нормы, обучающийся может наблюдать и анализировать его развитие в соответствии с меняющейся действительностью. Например, привлечение текстов, описывающих реалии XVIII века, позволяет показать истоки современного кодекса поведения, формирование которого происходило в петровскую эпоху, когда складывался «новый тип общественного сознания, подчиняющий человеческую деятельность «общей пользе» [15, с. 406]. В соответствии с этой идеей и выстраивался кодекс поведения.

Таким образом, существует преемственность этических и поведенческих принципов, которые определяют отношения индивидуума и общества, маркируют границы личной свободы индивидуума по сравнению с необходимостью подчиняться обязанности участвовать в определенных действиях.

Демонстрация набора поведенческих норм, традиционно расценивающихся в России как правильные, положительные и желательные, а также соответствующих речевых формул и стилистических особенностей содействуют воспитанию учащихся, обогащению их опыта, способствует формированию их системы оценки и самооценки и показывает взаимосвязь «речевых стилей и стиля жизни» [7]. Выявляемые же различия с нормами XXI в. открывают возможности для учебной дискуссии, а также для дальнейшего углубления в поиски связей прошлого и современности. Разноаспектный анализ литературного материала - mixed-method approach [23] - повышает результативность обучения и лежит в основе эффективного обучения (effective teaching) [23]. Все это служит одной цели: продвижению студентов по пути формирования элитарной языковой личности, способной к свободной коммуникации в рамках разнообразных сфер и тем.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. АрутюноваН.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

2. Базалук Е.И. Целостность языковой личности: функционально-прагматический и риторический аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2010. 21 с.

3. Бурдьё П. Социология политики / пер. с франц. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.

4. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.

5. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2003. 101 с.

6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.

7. Колесов В.В. Речевые стили и стиль жизни // Язык и ментальность в русском обществе XVIII века. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2013. С. 143-211.

8. Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) // Вопросы стилистики. Язык и человек. Саратов, 1996. Вып. 26. С. 14-25.

9. МанаенковаМ.П. Речевая компетентность личности: содержание и структура // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9, № 10. С. 223-231.

10. МихальскаяА.К. Основы риторики: Мысль и слово. М.: Просвещение, 1996. 416 с.

11. Пушкарева Н.В., Старовойтова О.А. Исторический компонент в преподавании дисциплины «Русский язык» для студентов неязыковых специальностей // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы III Международной научно-методической конференции (26 мая 2017 г.): в 2 т. Т. 1. Омск: Изд-во «Ипполитова, ОАБИИ», 2017. C. 92-97.

12. Пушкин А.С. История Пугачева // Пушкин А.С. История Пугачева. Капитанская дочка. М.: ДАРЪ, 2005. С. 3-171.

13. Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. История Пугачева. Капитанская дочка. М.: ДАРЪ, 2005. С. 172-377.

14. СахароваА.В. Формирование языковой личности: социально-философский аспект: дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2017. 180 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

15. Федоров В.И. Литература // Федоров В.И. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 3. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 212-267.

16. Филиппова О.В. Коммуникативная личность (содержание понятие и методика работы на уроке риторики) [Электронный ресурс]. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull& id=1205411580&archive=1206184753 (дата обращения: 25.10.2017).

17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-65.

18.AntoshinaE.V. The role of literature in the preservation and development of cultural identity in the context of Russian emigration of the 1920s-1940s // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologi-ya. 2016. Vol. 40, issue 2. Pp. 109-121. DOI: 10.17223/19986645/40/8.

19. Chernyavskaya V.E. Historical past as a textual reality: Linguistic approach in historical narrative and its methodological implementation // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya. 2016. Vol. 41, issue 3. Pp. 76-87. DOI: 10.17223/19986645/41/7.

20. Faritov VT. Memory and historicity as existential motifs of Pushkin's poetry (Pushkin and Jaspers) // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya. 2016. Vol. 41, issue 3. Pp. 170-180. DOI: 10.17223/19986645/41/14.

21. Mitchell I., Keast S., Panizzon D., Mitchell J. Using 'big ideas' to enhance teaching and student learning // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2017. Vol. 23, issue 5. Pp. 596-610. DOI: 10.1080/13540602.2016.1218328.

22. Sidnell J. Action in interaction is conduct under a description // Language in Society. 2017. Vol. 46, issue 3. Pp. 313-337. DOI: 10.1017/S0047404517000173.

23. TavakoliM., Baniasad-AzadS. Teachers' conceptions of effective teaching and their teaching practices: a mixed-method approach // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2017. Vol. 23, issue 6. Pp. 674-688. DOI: 10.1080/13540602.2016.1218326.

Пушкарева Наталия Викторовна, доктор филологических наук; Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра русского языка; доцент; адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. д. 7/9; e-mail: n.pushkareva@spbu.ru; pushkarevanata@gmail.com

Cтаровойтова Ольга Альбертовна, кандидат филологических наук; Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра русского языка; доцент; адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. д. 7/9; e-mail: o.starovoytova@spbu.ru; ostarovo7@rambler. ru

Для цитирования: Пушкарева Н.В., Старовойтова О.А. Наблюдение над речевым поведением литературных персонажей прошлого как средство формирования языковой личности обучающихся в рамках компетентностного подхода // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №1(29). С. 166-173. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-166-173.

OBSERVATION OVER THE LITERARY CHARACTERS OF THE PAST SPEECH BEHAVIOUR AS MEANS OF FORMING OF THE STUDENTS' LANGUAGE PERSONALITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE-BASED LEARNING DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-166-173

Natalia V. Pushkareva, ORCID iD: 0000-0001-7918-5420

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Olga A. Starovoitova, ORCID iD: 0000-0002-3645-8203

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

Competency-based approach to teaching in the Higher education system focusing on the result as the ability to act in different situations implies that achieving of high level communicative competence, assimilating of some general cultural competences by the students and acquisition of instructive experience which makes effective communication possible take part during the process of the language personality formation.

The specified goals are being approached via teaching of the Humanities correlating with the subject "speech culture" which is based on the historical and cultural approach in theoretical aspects as well as in practical teaching of communicative strategies and tactics. The material corresponding to the goal is contained in Russian classical literature capturing significant facts of Russian history and providing historical, social and cultural experience.

Examples of speech behavior of the heroes of the historical novel "The Captain's Daughter" by A. Pushkin are used to demonstrate the actualization of Russian speech ideal established with the accordance of the 18th century code of conduct. The continuity of ethical and behavioral principles which defines the relations between an individual and a society, marks the boarders of individual's freedom and defines criteria ofself-evaluation. The analysis of typical speech behaviorfeatures for the communicants of the past expands communicative experience of the students and provides the possibility to evaluate modern language facilities more adequately.

Key words: problems of modern Humanities Education, teaching of Russian as the first language, competence-based approach, communicative competence, language personality, historical and cultural component.

References

1. Arutyunova N.D. Yazyk i mir cheloveka, 2-e izd., ispr. [Language and world ofman, 2nd ed., cor], Moscow: Yazyki russkoy kul'tury, 1999, 896 p.

2. Bazaluk E.I. Tselostnost yazykovoy lichnosti: funktsional'no-pragmaticheskiy i ritoricheskiy aspekty [Integrity of the language personality: functional-pragmatic and rhetorical aspects]: Ph.D. Dissertation abstract (Philology), Stavropol, 2010, 21 p.

3. Bourdieu P. Sotsiologiya politiki [Sociology of politics]. Trans. from French, Moscow: Socio-Logos, 1993, 336 p.

4. Vorkachev S.G. Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', koncept: stanovlenie antropotsentrich-eskoy paradigmy v yazykoznanii [Linguoculturology, language personality, concept: the formation of the an-thropocentricparadigm in linguistics], Filologicheskie nauki [Philological Sciences], 2001, no 1, pp. 64-72.

5. Ivanov D.A., Mitrofanova K.G., Sokolova O.V Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentariy: Uchebno-metodicheskoe posobie [Competence approach in education. Problems, concepts, tools: Study guide], Moscow: APKiPRO, 2003, 101 p.

6. Karaulov Yu.N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and language personality], Moscow: Nauka, 1987, 264 p.

7. Kolesov V.V Rechevye stili i stil' zhizni [Speech styles and lifestyle]. Yazyk i mental'nost' v russkom ob-shchestve XVIII veka [Language and mentality in the Russian society of the XVIII century], Saint Petersburg: Izd-vo S.-Pb. un-ta, 2013, pp. 143-211.

8. Kochetkova T.V. Problema izucheniya yazykovoy lichnosti nositelya elitarnoy rechevoy kul'tury (obzor) [The problem of studying the language personality of the carrier of an elite speech culture (review)], Voprosy stilistiki. Yazyk i chelovek [Questions of stylistics. Language and people]. Saratov, 1996, issue 26, pp. 14-25.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

9. Manayenkova M.P. Rechevaya kompetentnost' lichnosti: soderzhanie i struktura [Speech competence of the personality: contents and structure], Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy [Social and economic phenomena and processes], 2014, vol. 9, no 10, pp. 223-231.

10. Mikhal'skaya A.K. Osnovy ritoriki: Mysl' i slovo [The Basics of Rhetoric: Thought and Word], Moscow: Prosveshchenie, 1996, 416 p.

11. Pushkareva N.V., Starovoitova O.A. Istoricheskiy komponent v prepodavanii distsipliny «Russkiy yazyk» dlya studentov neyazykovykh spetsial'nostey [The historical component in teaching of Russian language for the students of non-language branches of study], Problemy modernizatsii sovremennogo vysshego obra-zovaniya: lingvisticheskie aspekty: Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii (26 maya 2017 g.): v 2 t. [The problems of modernization of contemporary higher education: linguistic aspects: Materials of the III International Scientific and Methodical Conference (May 26, 2017): in 2 vol.], vol. 1, Omsk: Izd-vo «Ippolitova, OABII», 2017, pp. 92-97.

12. Pushkin A.S. Istoriya Pugacheva [A History of Pugachev]: Pushkin A.S. Istoriya Pugacheva. Kapi-tanskaya dochka [A History of Pugachev. The Captain's Daughter], Moscow: DAR, 2005, pp. 3-171.

13. Pushkin A.S. Kapitanskaya dochka [The Captain's Daughter]: Pushkin A.S. Istoriya Pugacheva. Kapi-tanskaya dochka [A History of Pugachev. The Captain's Daughter], Moscow: DAR, 2005, pp. 172-377.

14. Sakharova A.V. Formirovaniye yazykovoy lichnosti: sotsial'no-filosofskiy aspect [Formation of language personality: socio-philosophical aspect]: Ph.D. Dissertation (Philosophy), Ivanovo, 2017, 180 p.

15. Fedorov V.I. Literatura [Literature]: Fedorov V I. Ocherki russkoy kul'tury XVIII v. Ch. 3. [Essays on the XVIII century Russian culture. Part 3], Moscow: Izd-vo MGU, 1988, pp. 212-267.

16. Filippova O.V. Kommunikativnaya lichnost' (soderzhanie ponyatie i metodika raboty na uroke ritoriki) [Communicative personality (the content of the concept and methodology of work at the rhetoric lesson)]. Available at: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id= 1205411580&ar-chive=1206184753 (access at 25 October 2017).

17. Khutorskoj A.V. Klyuchevye kompetentsii [Key competencies], Narodnoye obrazovaniye [Public education], 2003, no 2, pp. 58-65.

18. Antoshina E.V. The role of literature in the preservation and development of cultural identity in the context of Russian emigration of the 1920s-1940s, Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya, 2016, vol. 40, issue 2, pp. 109-121. DOI: 10.17223/19986645/40/8.

19. Chernyavskaya V.E. Historical past as a textual reality: Linguistic approach in historical narrative and its methodological implementation, Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya, 2016, vol. 41, issue 3, pp. 76-87. DOI: 10.17223/19986645/41/7.

20. Faritov V.T. Memory and historicity as existential motifs of Pushkin's poetry (Pushkin and Jaspers), Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya, 2016, vol. 41, issue 3, pp. 170-180. DOI: 10.17223/19986645/41/14.

21. Mitchell I., Keast S., Panizzon D., Mitchell J. Using 'big ideas' to enhance teaching and student learning, Teachers and Teaching: Theory and Practice, 2017, vol. 23, issue 5, pp. 596-610. DOI: 10.1080/13540602.2016.1218328.

22. Sidnell J. Action in interaction is conduct under a description, Language in Society, 2017, vol. 46, issue 3, pp. 313-337. DOI: 10.1017/S0047404517000173.

23. Tavakoli M., Baniasad-Azad S. Teachers' conceptions of effective teaching and their teaching practices: a mixed-method approach, Teachers and Teaching: Theory and Practice, 2017, vol. 23, issue 6, pp. 674-688. DOI: 10.1080/13540602.2016.1218326.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Natalia (Viktorovna) Pushkareva, Doctor of Philology, St. Petersburg State University, Department of Russian Language, associate professor; address: 7-9 Universitetskaya nab., St. Petersburg 199034,; e-mail: n.pushkareva@spbu.ru; pushkarevanata@gmail.com

Olga (Albertovna) Starovoitova, PhD, St. Petersburg State University, Department of Russian Language, associate professor; address: 7-9 Universitetskaya nab., St. Petersburg 199034,; e-mail: o.starovoytova@ spbu.ru; ostarovo7@rambler.ru

For citation: Pushkareva N.V., Starovoitova O.A. Observation over the literary characters of the past speech behaviour as means of forming of the students' language personality within the framework of the competence-based learning. Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 1(29), pp. 166-173 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-166-173.