Т.А. Ширяева ORCID Ю: 0000-0002-2604-1703 М.Л. Авакова ORCID Ю: 0000-0003-0078-8611
Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Россия
УДК 811.111
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ КОММУНИКАТИВНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА ИНТЕРВЬЮ) DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-54-60
Данная статья посвящена исследованию гендерной дифференциации речевого доминирования в англоязычном дискурсе интервью, что относится к одному из ведущих аспектов социолингвистических гендерных исследований, в фокусе которых находится не только социальный статус говорящих, но и различия в коммуникативных стилях, дискурсивных намерениях, стратегиях и тактиках мужчин и женщин в зависимости от коммуникативной ситуации и типа дискурса. В статье описаны основные модели изучения гендерной лингвистики, эксплицирующие как ущербность, дефицитность женского языка, гендерное неравенство, которые отражаются в подчиненном социальном статусе женщин и доминирующем статусе мужчин, так и динамику гендерных различий в мужском и женском речевом поведении, где гендер как социокультурная категория выступает продуктом дискурса, конструируется в процессе коммуникации.
Особое внимание акцентируется на таких показателях речевого доминирования, как перебивание партнера по коммуникации, перехват инициативы, смена темы, запрос информации, выражение негативной оценки, неодобрения, недовольства в речевом поведении мужчин и женщин. Цель работы - выявление и анализ способов реализации коммуникативного доминирования в мужском и женском речевом поведении в англоязычном дискурсе интервью. В результате проведенного исследования установлено, что в женском речевом поведении дискурса интервью типичными тактиками речевого доминирования являются перебивание, употребление вопросительных конструкций, с целью получения информации, отстаивание собственной позиции, выражение негативной оценки. Данные показатели могут свидетельствовать о динамике гендерных различий в языке, о формировании модели доминирования в женской речи, обусловленной социально-культурными изменениями.
Ключевые слова: гендерные коммуникативные различия, коммуникативное доминирование, мужское и женское речевое поведение, динамика гендерных различий, дискурс интервью.
Введение. В современных лингвистических исследованиях характерной чертой становится изучение роли тендерного фактора в социокультурной дифференциации речевого поведения личности. Актуальность гендерных исследований обусловлена их тесной связью с такими областями знания, как социология, философия, психолингвистика, социолингвистика и с изучением вербального и невербального речевого поведения мужчин и женщин как динамичного процесса, на который оказывают влияние социально-культурные изменения в современном обществе. К основным целям гендерных исследований относятся: описание и объяснение манифестации пола в языке, приписывание мужчинам и женщинам определенных оценок; изучение различий в мужском и женском речевом поведении, где в фокусе внимания находится специфика мужской и женской моделей речи; изучение лингвистического конструирования гендера в различных типах дискурса. Одно из ведущих мест в социолингвистических гендерных исследованиях занимает изучение и анализ речевого доминирования в коммуникативном поведении мужчин и женщин, в котором находит свое отражение не только социальный статус говорящих, но и их особенности речи, различия в стратегиях и тактиках речевого поведения, позволяющие занять доминирующую коммуникативную позицию в рамках речевого взаимодействия.
Целью настоящей статьи является выявление и анализ гендерных различий при реализации коммуникативного доминирования в англоязычном дискурсе интервью.
Обзор литературы. Теоретико-методологические положения. В социолингвистических гендер-ных исследованиях анализируются как стратегии речевого поведения, так и языковые формы в соотношении с социальными и культурными факторами, социальными ролями мужчин и женщин, где гендер, демонстрируя культурную, а не природную доминанту моделирования пола, репрезентируется в языке, отражающем реальность и помогающем формировать ее [2; 9].
К основным моделям изучения гендерной лингвистики относятся модель дефицитности, модель различия и модель доминирования. По мнению ряда ученых, основной причиной в различии мужского и женского речевого поведения является расхождение в целях, преследуемых мужчинами и женщинами в процессе коммуникативного взаимодействия. Так, модель различия базируется на представлении коммуникации между мужчинами и женщинами как отражении двух культур, где мужская речь рассматривается как состязание, нацеленное на коммуникативное доминирование, демонстрирование статуса, в то время как целью женской речи выступает достижение согласия, компромисса, сотрудничества [13]. В модели доминирования эксплицируется гендерное неравенство в процессе коммуникации, отражаемое в подчиненном социальном статусе женщин в обществе и доминирующем статусе мужчин [11]. В современных гендерных исследованиях подчеркивается динамика гендерных различий в речевом поведении мужчин и женщин, обусловленная социальными и культурными изменениями в обществе, где гендер выступает продуктом дискурса, конструируется в процессе коммуникации как социальная категория, является значимым компонентом речевого поведения языковой личности [10; 12], при этом «мужские» и «женские» языковые формы анализируются как «лингвистические ресурсы конструирования тендера в социальной практике» [3, с. 134].
В дискурсивных исследованиях, основанных на анализе различных аспектов ведения аргументатив-ных диалогов, фокусируется внимание на развитии стратегий речевого поведения мужчин и женщин, которые базируются на зафиксированных в языке патриархатных стереотипах, отражающих и сохраняющих главенствующую роль мужчины в обществе. Традиционно маскулинное речевое поведение считается более категоричным, высоко эгоцентричным, изобилует тактиками прямого воздействия на партнёра по коммуникации [6, с. 159]. Ведущей функцией речевого поведения мужчин является информативная функция речевого сообщения. Мужчинам свойственно начинать беседу и выбирать ее тему, рассматривать вопросы не как способ продолжить разговор, но как источник информации. Мужская речь характеризуется категоричностью при реализации собственного коммуникативного намерения, перебивами, перехватом инициативы, большим количеством реплик в диалоге. В свою очередь, женское речевое поведение рассматривается как некатегоричное, включающее тактики непрямого воздействия на собеседника, характеризуется выраженной адресностью, заинтересованностью в продолжении беседы, характерной чертой которой является экспрессивность [2; 6].
Позиции исследователей, обобщающих различия между коммуникативными стилями мужчин и женщин, представлены в бинарных терминах Д. Таннен (сообщение - взаимопонимание, состязание -сотрудничество, конфликт - компромисс, независимость - близость, публичный - личный) [13], подчеркивающих характерное использование женщинами стратегий вежливости в языке, основной функцией которого является аффективная (эмоциональная) функция, в отличие от мужского языка, выполняющего информативную функцию [8; 13; 17].
В современной лингвистике ученые акцентируют внимание на таких особенностях речевого поведения мужчин и женщин, которые позволяют им занять коммуникативную позицию доминирования в процессе речевого взаимодействия. По мнению ученых, владение такими компетенциями, как энциклопедической, лингвистической и интерактивной, в соотношении с коммуникативными тактиками демонстрации осведомленности, интеллектуальных способностей, контроля над темой речевого взаимодействия, контроля над инициативой, оказывает влияние на реализацию стратегии доминирования [1; 5]. Речевое доминирование в процессе коммуникации эксплицируется наличием иллокутивно-вынуждающих высказываний, представленных вопросительными конструкциями, определяется с точки зрения количества реплик-реакций на реплику-стимул [5, с. 18-19]. Учитывая гендерный фактор в репрезентации речевого доминирования, исследователи отмечают, что инициативность, эксплицитность, точность, терминологичность, перебивы, прерывание речи, смена темы, привлечение внимания, тенденция к выражению отрицательных оценок/эмоций специфичны для мужского речевого поведения [4; 17].
По мнению ряда исследователей, в женском речевом поведении также отмечается намеренное огрубление речи, употребление стилистически сниженной лексики, оскорбительных ремарок и замечаний в адрес партнеров по коммуникации, обусловленных демонстрацией непринужденного общения, стремлением к доминированию и превосходству [6; 12].
Методы исследования. Осуществление данного исследования опиралось на коммуникативно-прагматический метод, нацеленный на выявление степени выражения иллокутивной силы высказывания и анализ этикетного речевого взаимодействия; метод контекстуального анализа с целью установления коммуникативных намерений говорящих; дескриптивный метод с целью интерпретации материала исследования, классификации выделенных языковых тактик и средств речевого доминирования в англоязычном дискурсе интервью; метод сопоставительного и сравнительного анализа для выявления гендерных особенностей речевого доминирования.
В качестве источника фактического материала выступают транскрипты англоязычных интервью с известными актерами, певцами, журналистами, политическими деятелями. Объем рассмотренного материала составляет 50 англоязычных интервью, в которых анализировалось речевое поведение интервьюируемых (5 мужчин и 5 женщин).
Результаты и дискуссия. Исследуя аспекты гендерной дифференциации мужского и женского речевого поведения в дискурсе интервью, особое внимание акцентируется на анализе коммуникативных намерений говорящих, поскольку языковые структуры, укоренившиеся в актах коммуникации, не могут быть адекватно описаны вне коммуникативных контекстов, являющихся наиболее релевантными для понимания природы дискурса [7].
В ходе исследования языкового материала были отмечены такие показатели коммуникативного доминирования, как перебивание партнёра по коммуникации, перехват инициативы в процессе речевого взаимодействия, смена темы, употребление вопросительных конструкций с целью получения информации, выражение негативной оценки, недовольства, неодобрения.
Анализ фактического материала показал, что перебивание, которое относится к основным характеристикам дискурса интервью, значительно чаще отмечается в женском речевом поведении (70% случаев употребления в женской речи, 30% - в мужской речи), где говорящие стремятся занять лидирующую позицию в процессе коммуникации с собеседником противоположного пола. Приведем пример (1), в котором представлено перебивание женщиной (интервьюируемая - О. Уинфри) мужчины (интервьюер - Л. Кинг), который, в свою очередь, стремясь сохранить свою доминирующую позицию, отвечает перебиванием.
(1) L. King: What is it like to be very poor ...
O. Winfrey: Yeah.
L. King: ... and then very rich? I mean ...
O. Winfrey: It's the best. It's the best. It's the best. Every day I...
L: King: Well put.
O. Winfrey: It's the best because every day I think I have it so much better than people who are born rich.
L. King: Oh yeah. So much.
O. Winfrey: Don't you think the fact...
L. King: To make it ...
O. Winfrey: Don't you think the fact that you had to struggle ...
L. King: Sure.
O. Winfrey: The fact that you never had everything.
L. King: But what's it like to have an absurd amount of money? By absurd amount of money in that you can.
O. Winfrey: I don't call it absurd, Larry [16].
Как видим, в представленной цепочке перебивания собеседников друг друга не наблюдается негативного отношения мужчины к прерыванию собственных высказываний, что объясняется партнерскими отношениями между говорящими.
Не менее интересен и тот факт, что употребление вопросительных конструкций с целью получения информации также более типично для интервьюируемых женщин в дискурсе интервью (68%) по сравнению с речевым поведением интервьюируемых мужчин (32%). Так, в качестве показателя коммуникативного доминирования в речи женщин служит следующая ситуация, в которой вопросы интервьюируемой (Б. Стрейзанд) рассматриваются как запрос информации, а не средство поддержания беседы.
(2) L. King: Why do you think you particular - so many people in your business are active. Why are you singled out more than most? The right winger radio hosts will often refer to Barbra Streisand. Why do you think?
B. Streisand: Woman? Big mouth? I don't know. Speaks what shefeels? Or ifthey feel I have any influence, which I don t know -1 could be influencing one person, I don t know, you know?
L. King: But you are ...
B. Streisand: What do you think?
L. King: I don't know why. I guess you're controversial. Maybe because you have such talent that your talent is so overwhelming ...
B. Streisand: I have no idea.
L. King: ... that all people think, well, what is she butting into this business?
B. Streisand: Well, that's as if you're not an American citizen first. First and foremost, I am an American citizen. And, you know, it was Teddy Roosevelt who talked about what makes America great is the fact that we have an obligation to speak out about what we feel about our government, as citizens [14].
В данном примере реализация коммуникативного доминирования осуществляется за счет перебивания и перехвата инициативы в процессе речевого взаимодействия посредством длительной реплики-реакции в речи интервьюируемой, демонстрирующей информированность, отстаивание собственной позиции. Здесь отметим, что в речи интервьюируемых мужчин такой показатель коммуникативного доминирования, как перехват инициативы, отмечен незначительно чаще (53%), чем в речи в женщин (47%).
Одним из показателей речевого доминирования выступает выражение негативных мнений, оценок, проявление отрицательных эмоций в коммуникативном взаимодействии. Подчеркнем, что в рамках исследованных интервью не было отмечено выражений негативной оценки в адрес интервьюера, но лишь относительно обсуждаемой темы либо третьих лиц. Усиление негативной оценки, неодобрений, недовольства реализуется в речи мужчин и женщин при помощи дискурсивных элементов в функции интенсификаторов (just, really, absolutely), и женщины прибегают к данной тактике значительно чаще (72%), чем мужчины (28%). Так, в следующем примере представлено выражение негативной оценки по отношению к обсуждаемой жизненной ситуации, усиленное при помощи дискурсивного элемента 'really' в женской речи.
(3) L. King: Growing up as you grew up with a great director father and a tremendous performer mother, were you almost automatically showbiz bit? I mean, were you the kind of kid that walked by these old movies, what you wanted to do. L. Minnelli: Not really, because it seemed really boring to me, because to be on the set, it was slow, and it was tedious and it took a lot of time. I liked the dance sequences. I liked things that moved me along. So when I finally saw a Broadway show when I was about 13, that got me interested [15].
Здесь следует отметить, что коммуникативная ситуация выражения негативной оценки, усиленной при помощи интенсификаторов, в дискурсе интервью не имеет конфликтной составляющей, но придает высказываниям эмоциональную наполненность, свойственную женскому речевому поведению.
Заключение. В результате анализа фактического материала, с целью выявления признаков коммуникативного доминирования в мужском и женском речевом поведении, было установлено, что реализация таких показателей доминирования, как перебивание, запрос информации, смена темы, усиление негативной оценки, более частотна в женской речи англоязычного дискурса интервью, что может свидетельствовать о стремлении женщин к отстаиванию собственной позиции, воздействию на адресата, тенденции занимать лидирующую позицию в процессе коммуникации. Подчеркнем, что гендерная дифференциация речевого доминирования обусловлена такими факторами, как тип дискурса, коммуникативная ситуация, личные отношения между партнерами по коммуникации, их возраст, психологические особенности, социальный статус.
Библиографический список
1. Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство // Язык, дискурс и личность / отв. ред. И.П. Сусов. Тверь, 1990. С. 26-31.
2. Горошко Е.И. Проблемы изучения особенностей мужского и женского стиля речи // Человек говорящий: язык, познание, культура / под ред. А.А. Романова. Москва-Тверь, 1995. С. 25-36.
3. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования тендера: дис. ... д-ра филол. наук. Нижний Новгород, 2005. 405 с.
4. Каратышова М.А. Репрезентация мужского доминирования в речевом поведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 26 // e-koncept.ru [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/75350.htm. (дата обращения: 10.06.2018).
5. Кудрявцева А.Ю. Реализация коммуникативного доминирования и его признание в композиционном аспекте полилога в масс-медийном жанре ток-шоу // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 405. С. 16-22. DOI: 10.17223/15617793/405/2.
6. Топка Л.В. Гендерный аспект исследования речевого поведения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (52): в 2 ч. Ч. II. C. 158-162.
7. Ширяева Т.А., Авшаров А.Г. Социокогнитивное моделирование как методологическая основа изучения делового дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 1 (54). С. 94-102. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-1-94-102.
8. Alami M. Approaches to Gender Studies: A Review of Literature // Journal of Applied Linguistics and Language Research. 2016. Vol. 3, issue 3. Pp. 247-256.
9. Chernousova Y.A., Shiryaeva T.A. Business Contract as a Pragmalinguistic Phenomenon // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 17, issue 2. Pp. 163-167.
10. Coates J. Women, Men and Language: A Sociolinguistic Account of Gender Differences in Language. Routlege, 2014. 264 p.
11. Fishman P. Conversational insecurity / H. Giles, W.P. Robinson, P.M. Smith (Eds.) // Language: Social Psychological Perspectives. Oxford: Pergamon Press, 1980. Pp. 127-132.
12. Hancock A.B., Rubin B.A. Influence of Communication Partner's Gender on Language // Journal of Language and Social Psychology. 2014. Pp. 1-19. DOI: 10.1177/0261927X14533197.
13. Tannen D. You Just Don't Understand: Women and Men in Conversation. New York: William Morrow, 1990. 330 p.
14. Transcript of the interview with Barbra Streisand // CNN.com [Электронный ресурс]. URL: http:// transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/1012/30/lkl.01.html (дата обращения: 10.06.2018).
15. Transcript of the interview with Liza Minnelli // CNN.com [Электронный ресурс]. URL: http://tran-scripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/1010/05/lkl.01.html (дата обращения: 10.06.2018).
16. Transcript of the interview with Oprah Winfrey // CNN.com [Электронный ресурс]. URL: http://tran-scripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/0705/01/lkl.01.html (дата обращения: 10.06.2018).
17. Yadav Sh. Gendered 'Dominance' and 'Difference' in Interactional Sociolinguistics // International Journal on Studies in English Language and Literature. 2015. Vol. 3, issue 12. Pp. 11-17.
Ширяева Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, Пятигорский государственный университет, Россия, Пятигорск, пр. Кирова, 63; e-mail: [email protected]
Авакова Марина Лазарьевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, Пятигорский государственный университет, Россия, Пятигорск, пр. Кирова, 63; e-mail: [email protected]
Для цитирования: Ширяева Т.А., Авакова М.Л. Гендерный аспект коммуникативного доминирования (на материале англоязычного дискурса интервью) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 54-60. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-54-60.
T.A. WHPflEBA, M.H. ABAKOBA
GENDER ASPECT OF COMMUNICATIVE DOMINANCE (OF THE ENGLISH-LANGUAGE INTERVIEW DISCOURSE) DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-54-60
Tatyana A. Shiryaeva ORCID iD: 0000-0002-2604-1703 Marina L. Avakova ORCID iD: 0000-0003-0078-8611
Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia
The article discusses the study of gender differentiation in communicative dominance of the English-language interview discourse that is one of the leading aspects of sociolinguistic gender studies, focusing not only on the social status of the speakers, but also on the differences in communicative styles, discursive intentions, strategies and tactics of men and women according to the communicative situation and type of discourse. The article describes the basic models of gender linguistics highlighting both the defectiveness of female speech, gender inequality, which are reflected in the subordinate social status of women and the dominant status of men, and the dynamics of gender differences in male and female speech behaviour. At the same time gender is considered as a socio-cultural category acting as a product of discourse constructed in the process of communication.
The emphasis is on such indicators of speech dominance as interruptions, overlaps, seizing the initiative, topic change, asking for information, expressing disapproval, discontent in verbal interaction. This paper aims to explore and analyze the ways of communicative dominance in male and female speech behaviour in the English-language interview discourse. It is identified that in female speech of the interview discourse the typical tactics of communicative dominance are interruptions, asking for information, assertion of the leading position, expression of disapproval and negative evaluation. These indicators can demonstrate the dynamics ofgender differences and the formation of the dominance model in female speech resulting from the socio-cultural changes.
Key words: gender communicative differences, communicative dominance, male and female speech behaviour, dynamics of gender differences, interview discourse.
References
1. Bogdanov V.V Kommunikativnaya kompetenciya i kommunikativnoe liderstvo [Communicative competence and communicative leadership], Yazyk, diskurs i lichnost' [Language, discourse and personality], Tver, 1990, pp. 26-31.
2. Goroshko E.I. Problemy izucheniya osobennostej muzhskogo i zhenskogo stilya rechi [Problems of the study of characteristics of male and female speech style], Chelovek govoryashchij: yazyk, poznanie, kul'tura [Human being talking: language, cognition, culture], Moscow-Tver, 1995, pp. 25-36.
3. Gricenko E.S. Yazyk kak sredstvo konstruirovaniya gendera [Language as a means of constructing gender]: dis. ... d-ra filol. nauk, Nizhnij Novgorod, 2005, 405 p.
4. Karatyshova M.A. Reprezentaciya muzhskogo dominirovaniya v rechevom povedenii [Representation of male dominance in speech behaviour], Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific electronic journal "Concept"], 2015, no 26 // e-koncept.ru. Available at: http://e-koncept.ru/2015/75350.htm. (access at 10.06.2018).
5. Kudryavceva A.Yu. Realizaciya kommunikativnogo dominirovaniya i ego priznanie v kompozicionnom aspekte poliloga v massmedijnom zhanre tok-shou [Realization of communicative dominance and its acceptance in the compositional aspect of the polylogue (based on Russian talk shows)], Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta [Tomsk State University Bulletin], 2016, no 405, pp. 16-22. DOI: 10.17223/15617793/405/2.
6. Topka L.V. Gendernyj aspekt issledovaniya rechevogo povedeniya [The gender aspect of speech behavior study], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Issues of theory and practice], Tambov: Gramota, 2015, no 10 (52), vol. II, pp. 158-162.
7. Shiryaeva T.A., Avsharov A.G. Sociokognitivnoe modelirovanie kak metodologicheskaya osnova izucheniya delovogo diskursa [Socio-cognitive modeling as a methodological basis of business discourse analysis], Voprosy kognitivnoj lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2018, no 1 (54), pp. 94-102. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-1-94-102.
8. Alami M. Approaches to Gender Studies: A Review of Literature, Journal of Applied Linguistics and Language Research, 2016, vol. 3, issue 3, pp. 247-256.
9. Chernousova Y.A., Shiryaeva T.A. Business Contract as a Pragmalinguistic Phenomenon, Middle East Journal of Scientific Research, 2013, vol. 17, issue 2, pp. 163-167.
10. Coates J. Women, Men and Language: A Sociolinguistic Account of Gender Differences in Language, Routlege, 2014, 264 p.
11. Fishman P. Conversational insecurity / H. Giles, W.P. Robinson, P.M. Smith (Eds.), Language: Social Psychological Perspectives, Oxford: Pergamon Press, 1980, pp. 127-132.
12. Hancock A.B., Rubin B.A. Influence of Communication Partner's Gender on Language, Journal of Language and Social Psychology, 2014, pp. 1-19. DOI: 10.1177/0261927X14533197.
13. Tannen D. You Just Don't Understand: Women and Men in Conversation, New York: William Morrow, 1990, 330 p.
14. Transcript of the interview with Barbra Streisand // CNN.com. Available at: http://transcripts.cnn.com/ TRANSCRIPTS/1012/30/lkl.01.html (access at 10.06.2018).
15. Transcript of the interview with Liza Minnelli // CNN.com. Available at: http://transcripts.cnn.com/ TRANSCRIPTS/1010/05/lkl.01.html (access at 10.06.2018).
16. Transcript of the interview with Oprah Winfrey // CNN.com. Available at: http://transcripts.cnn.com/ TRANSCRIPTS/0705/01/lkl.01.html (access at 10.06.2018).
17. Yadav Sh. Gendered 'Dominance' and 'Difference' in Interactional Sociolinguistics, International Journal on Studies in English Language and Literature, 2015, vol. 3, issue 12, pp. 11-17.
Tatyana A. Shiryaeva, Doctor of Philology, professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pyatigorsk State University ", English language and professional communication department, professor; the address: Russia, Pyatigorsk, Kirov Ave., 63; e-mail: [email protected]
Marina L. Avakova, Candidate of philological sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pyatigorsk State University", English language and professional communication department, senior teacher; the address: Russia, Pyatigorsk, Kirov Ave., 63; e-mail: [email protected]
For citation: Shiryaeva T.A., Avakova M.L. Gender aspect of communicative dominance (of the English-language interview discourse). Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 3(31), pp.54-60 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-54-60.