Научная статья на тему 'Наби Ханмурзаев (1893-1950). К 125-летию со дня рождения поэта'

Наби Ханмурзаев (1893-1950). К 125-летию со дня рождения поэта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУМЫКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / KUMYK LITERATURE / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / SOVIET SCHOOL / ИДЕИ СОЦИАЛИЗМА / ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ / WOMEN'S EMANCIPATION / САТИРА / SATIRE / ПЕРЕЖИТКИ ПРОШЛОГО / VESTIGES OF THE PAST / SOCIALISTIC IDEAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуллатипов А.-К.Ю., Шабаева Л.А.

В статье освещаются жизнь и творчество одного из основоположников кумыкской литературы Наби Ханмурзаева, его деятельность и самоотверженный труд на ниве народного образования. Рассматривается его поэзия, в частности сатира, направленная на борьбу с классовым врагом и пережитками прошлого. В результате исследования авторы приходят к выводу, что творчество Н. Ханмурзаева оказало большое влияние на современную ему кумыкскую и дагестанскую литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nabi Khanmurzayev (1893-1950). To the 125th anniversary of the poet’s birth

The article highlights the life and works of one of the founders of Kumyk Literature Nabi Khanmurzayev, his activity and dedication in the field of public education. His poetry is analyzed, particularly satire combating the class enemy and vestiges of the past. The authors conclude that Nabi Khanmurzayev’s literary works had a great influence on his contemporary Kumyk and Dagestan literature.

Текст научной работы на тему «Наби Ханмурзаев (1893-1950). К 125-летию со дня рождения поэта»

Абдуллатипов А.-К.Ю., ШабаеваЛ.А. Наби Ханмурзаев (1893-1950). К 125-летию со дня рождения поэта УДК 822.512.144

Б01: 10.21779/2542-0313- 2018-33-1-62-68 А.-К.Ю. Абдуллатипов1, Л.А. Шабаева2

Наби Ханмурзаев (1893-1950).

К 125-летию со дня рождения поэта

1 Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. ул. М. Гаджиева, 43а; leilatarki@mail.ru;

2 Дагестанский государственный педагогический университет; Россия, Дагестан, 367003, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57

В статье освещаются жизнь и творчество одного из основоположников кумыкской литературы - Наби Ханмурзаева, его деятельность и самоотверженный труд на ниве народного образования. Рассматривается его поэзия, в частности сатира, направленная на борьбу с классовым врагом и пережитками прошлого.

В результате исследования авторы приходят к выводу, что творчество Н. Ханмурзаева оказало большое влияние на современную ему кумыкскую и дагестанскую литературу.

Ключевые слова: кумыкская литература, просвещение, советская школа, идеи социализма, эмансипация женщины, сатира, пережитки прошлого.

Наби Ханмурзаев - один из основоположников кумыкской литературы. Невозможно представить полную картину зарождения и развития кумыкской советской литературы без его творчества. Очень высоко К. Султанов оценивает творчество Н. Ханмурзаева, «чье имя золотыми буквами вписано в историю кумыкской литературы» [1, с. 21].

Н. Ханмурзаев родился в большом старинном, славящемся своими учеными-алимами кумыкском селении Нижнее Казанище бывшего Темир-Хан-Шуринского округа (ныне Буйнакского района Республики Дагестан) в семье крестьянина. Отец поэта Ибрагим был земледельцем, мать вела домашнее хозяйство. В возрасте 8 лет будущий поэт потерял отца, и вплоть до 1911 года он был вынужден помогать матери по хозяйству. Это было время не только утрат, но и шумных детских игр, время формирования его критического взгляда на негативные явления окружающей жизни. В те годы юный Наби некоторое время учился у муллы Джаватхана, но вскоре вынужден был уйти от него.

С раннего детства Наби Ханмурзаев любил петь. Впоследствии он виртуозно играл на агач-кумузе, балалайке, гитаре и других музыкальных инструментах. Уже в годы отрочества он проникся огромной любовью к народным празднествам и песням, к поэзии И. Казака, пронизанной сочувствием и любовью к беднякам и ненавистью к представителям сильных мира сего.

В 1914 году Н. Ханмурзаев поступает в только что открывшуюся в Казанище начальную школу, в котором обучение велось на русском языке. Здесь он учился легко, охотно, настойчиво. Помимо арабского, азербайджанского и турецкого языков его за-

Махачкала, Республика

интересовал и русский язык.

Становление взглядов Н. Ханмурзаева пришлась на просветительский период в кумыкской литературе совпало с распространением новометодного обучения. В ново-методных школах преимущественное внимание уделялось светским наукам. И в этом плане влияние просветителей М.-Э. Османова, А. Акаева, М. Алибекова, Н. Батырмур-заева на будущего поэта было огромно. Именно в это время в душе поэта зарождается лютая ненависть ко всему недоброму - ненависть к ханжеству, лицемерию и подлости.

В 1916 году Н. Ханмурзаев поступает в Темир-Хан-Шуринское реальное училище, учеба в котором чрезвычайно благотворно сказалась на становлении его социально-политических взглядов. В годы учебы в училище он с увлечением читает произведения русских, азербайджанских, турецких и татарских авторов, особенно произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Крылова, Л. Толстого, А. Сабира, Мамеда Амина, Г. Тукая, Фикрета и других. Неизгладимое впечатление на него произвело «Хоп-хоп наме» А. Сабира [2, с. 477].

В 1919 году после окончания реального училища Н. Ханмурзаев начал работать в своем селении. В 1920 году в Москве он окончил ускоренные педагогические курсы. Вернувшись домой, приступил к созданию первой советской школы. Нелегко было молодому учителю вести борьбу с религиозными деятелями типа шейха Арсланали, в мадраса которого обучалось 400 детей. В то же время в Казанище функционировало 18 мечетей, три мадраса и при них своя типография.

В этих условиях необходимо было показать преимущества советской школы, основанной только на светском образовании. Для борьбы с духовенством, которая велась Советской властью, Н. Ханмурзаев, будучи её сторонником, использовал не только организаторские способности, но и свой поэтический талант. Дети ходили по аулу, исполняя его стихотворения, призывающие детей идти в советскую школу.

Для борьбы с ретроградствующим духовенством и организации советской школы в селении был создан школьный совет во главе с очень влиятельным в Казанище человеком - просветителем и ученым-арабистом Абусуфьяном Акаевым, который оказывал большую помощь новой школе. В числе первых преподавателей первой советской школы был ставший известным впоследствии педагог и учитель Магомед Хангишиев [2, с. 478].

С 1927 по 1931 гг. Наби Ханмурзаев работал заведующим Буйнакским районо. Он вел большую работу по созданию и открытию советских школ в селениях Параул, Дор-гели, Какашура; участвовал в работе Первого Вседагестанского съезда писателей. Член Союза писателей СССР с 1934 года [7, с. 207].

С 1931 по 1935 гг. был избран председателем обкома работников просвещения и являлся членом Махачкалинского горсовета. Одновременно в 1934-1935 гг. являлся членом ЦИК работников просвещения в Москве и краевого комитета просвещения в г. Ростове. С 1 января 1935 г. по 15 января 1936 г. Н. Ханмурзаев работал ответственным секретарем СП Дагестана, а с 1936 по 1937 гг. - редактором литдрамвещания Дагестанского комитета радиовещания. С 1938 по 1939 гг. работал инструктором заочного отделения Дагестанского педагогического института и одновременно преподавателем родного языка. С 1936 г. года по 1941 г. учился в Дагпединституте и с отличием окончил историко-филологический факультет. С 1942 по 1950 гг. Н. Ханмурзаев работал директором Н.-Казанищенской средней школы.

Трудовые и боевые заслуги Н. Ханмурзаева были отмечены орденом «Знак поче-

та», медалями «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны», «За оборону Кавказа». Он более известен как замечательный поэт и драматург. За новую жизнь Н. Ханмурзаев боролся не только своим самоотверженным трудом, но и вдохновенным поэтическим словом.

Творчество Наби Ханмурзаева начинается с грозного 1919 года, когда в Дагестане бесчинствовали деникинские белоказаки и мюриды Гоцинского, с создания сатирических стихов, посвященных разоблачению и осмеянию неблаговидных деяний имама.

Вся его поэзия пронизана высоким гражданским пафосом, искренней верой в идеи социализма, в советский строй. Поэтому в жизни и творчестве поэт выступал верным сторонником советского строя и идей социализма. Немало у него произведений, связанных с прямым утверждением и пропагандой идей революции, советской власти, пронизанных огромной любовью и к Дагестану и ко всей стране: «СССР», «Дагестан», «Новый нарт дряхлому старику», «СССР на стройке». В них поэт не только отстаивает все советское и социалистическое, но и выражает мысль, что наша страна, наш строй являются будущим человечества, его надеждой. И он противопоставляет это новое всему старому и одряхлевшему в капиталистическом мире. Н. Ханмурзаев в своих стихотворениях воспевает и стройки социализма, создаваемые ради улучшения условий жизни народа и укрепления могущества страны. В этих стихотворениях поэт воспевает также величие, несметные богатства и несравненные красоты Дагестана и СССР.

В стихотворениях «Комсомол», «Эй, рабочий», «Лопата и вила», «Конечно, в колхозах будет сила», «Привет стахановцам», «Ничего не может быть, кроме труда» воспевал боевые подвиги комсомола, величие труда, могучий созидательный труд рабочего и колхозника, отстаивал социалистические формы организации труда, приветствовал стахановское движение. В них Наби Ханмурзаев воспевал и процесс зарождения в человеке социалистических убеждений, основного завоевания социалистических преобразований, ибо искренне верил в справедливость нового строя.

Утверждению нового понимания жизни, воспитанию социалистического сознания у молодежи посвящены его дидактические стихотворения «В школу», «Школьнику», «Сироте», «И я был ребенком», «Вставайте, ребята, вставайте», «Учись, товарищ, учись», «Угнетенные трудящиеся» и другие. С одной стороны, эти произведения как бы продолжали прежние просветительские тенденции дореволюционной кумыкской литературы, с другой же стороны, целиком отвечали задачам претворения в жизнь первейших задач советской власти, ибо без учебы и знаний строительство социализма было немыслимо.

Некоторые критики иногда стараются умалить значение агитационных стихов первых лет советской власти, но их огромное воспитательное значение для укрепления нового строя было несомненным.

Духовное раскрепощение человека в новых условиях было немыслимо без эмансипации человека, в особенности без эмансипации женщины, без ее приобщения к знаниям и общественно полезному труду. Это хорошо понимали Наби Ханмурзаев, другие поэты и деятели культуры и делали для этого все, от них зависящее. Н. Ханмурзаевым были созданы не только агитационные стихотворения, но и замечательные сатирические стихотворения, высмеивающие противников эмансипации женщин: «Местной девушке», «Брат сестре», «Товарищам женщинам», «8 Марта», о чем свидетельствуют следующие подстрочники из его стихотворения «Местной девушке»: Дагестанские женщины, девушки, Проснитесь, откройте глаза!

Ведь вы - яркие звезды народа, Осветите лучами человечество! [3, с. 34].

Здесь и понимание закабаленного положения женщин, и осознание их несравненной красоты, и горячее желание избавить их от пут невежества и патриархальных ада-тов. Поэт, как и А. Акаев, считал женщин самыми первыми учителями, которые с колыбели воспитывают нас. Этим он подчеркивал необходимость эмансипации и просвещения женщин.

Однако за нового человека, за новую жизнь Н. Ханмурзаев боролся не только прямо, непосредственно, но и опосредованно, через отрицание тяжелого духовного наследия, доставшегося от старого мира. Мы знаем, какую важную роль сыграла сатира в литературах Советского Востока в деле воспитания «нового» человека и формирования новой литературы. Она была призвана самой жизнью, и ей верою и правдой служили наши великие поэты и писатели С. Стальский, Г. Цадаса, Ю. Гереев, А. Иминагаев и др. В числе лучших поэтов-сатириков первых десятилетий Н. Ханмурзаев. К. Султанов писал, что Наби Ханмурзаев вошел в кумыкскую поэзию как мастер сатиры, который не имел себе равных.

Талант Наби Ханмурзаева в полной мере проявился в сатире, которую он считал самым действенным оружием в борьбе с классовым врагом и пережитками прошлого. Начиная с первых же стихотворений и кончая послевоенными, острие своей сатиры поэт всегда направлял на религиозных фанатиков, ханжей, на «рыцарей» узаконенного грабежа народа. Его сатира носила обличительный характер. Не случайно его первые стихотворения, созданные в годы гражданской войны, были сатирическими: «Группа представителей шариата и имам Гоцинский» (1919) «Кулак и школа» (1919), «Шейх» (1919), «Женщина» (1920), а его первая книга, изданная в 1929 году, называлась «Смех сквозь слезы» («Алды кюлкю, арты гёзьяш»).

В своих резких сатирических стихотворениях Н. Ханмурзаев разоблачает представителей господствующего класса, стремящихся под знаменем ислама во имя спасения страны от «неверных» объявить газават, надеясь отвлечь народы от революционной борьбы и направить их против новой власти. Естественно, здесь очевиден классовый подход к деятельности Н. Гоцинского. Роль Н. Гоцинского в наше время оценивается с иных позиций (его деятельность рассматривается в более широком культурно-историческом аспекте).

В сатирических стихотворениях Н. Ханмурзаева часто применяется прием самообличения отрицательного персонажа или обличения его от имени близкого к нему человека. В стихотворении «Кулак и школа» герой, не желая отдавать свое дитя в светскую школу, где он может стать гяуром, вещает: Школа мне не нужна, Не отдам ей свое дитя. Не смогу окунуть в грех Чистую голову мою...

Не стану обучать ребенка Ничему, кроме Корана... Говорят: школа, учитель, Кто только выдумал их... [3, с. 35].

Но поэт иногда сам вторгается в не в меру пылкие суждения своего героя, и как бы деликатно призывая его, пишет:

Смотри, крестьянин, на беду этого товарища,

На убогость его мысли в этих делах. Своего ребенка хочет лишить наук И погубить его силой невежества [3, с. 36].

Своими сатирическими стихотворениями Н. Ханмурзаев обличал шейхов и знахарей, которые жили припеваючи, обманывая и обирая народ: Я, знахарь, больных навещаю, «лечу» И на здоровых огонь болезни распространяю. О медицине я понятия не имею, Но мой доход намного больше дохода докторов, В раны я кладу соленый курдюк, Боль живота лечу горячей золой... [2, с. 37].

Стихотворения Н. Ханмурзаева, направленные против отдельных представителей духовенства, помогали новым властям ликвидировать все духовное сословие. В этих условиях погибли и лучшие представители старой интеллигенции.

В сатире Н. Ханмурзаева заметное место занимают мотивы семейно-бытовых отношений: «Что это за муж?» (1919), «Жена, мне суждено расстаться с тобой», «Не умирающий пень», «Из-за богатства на одной женщине женился». В них поэт обличает нерадивую жену, мужа - гуляку и пьяницу, плохую невестку, брата - приверженца патриархальщины, выгодно женившегося молодого человека.

Наби Ханмурзаев одним из первых в Дагестане выступил против ношения кинжала, обычая распространенного у нас и в первые годы Советской власти. Борьба против ношения кинжала являлась прежде всего борьбой против кровной мести распространенной в Дагестане. По статистическим данным, на почве кровной мести в Дагестане в 1926 г. было убито более 600 человек. Из таких стихотворений Н. Ханмурзаева можно назвать «Брось, товарищ, кинжал» (1927), «Разве это герой» (1929).

Брось, товарищ, с пояса Полуторааршинный кинжал, Ни себе, ни другому Смерти не ищи [3, с. 38].

Н. Ханмурзаев подчеркивал, что обычай этот вреден в новых условиях и несовместим с ними.

Не проливай кровь жнеца, Пусть долго живет, Пусть пашет и косит, Пусть осваивают дело, едят.

Брось, товарищ, ты кинжал, Прошла его пора. Книга, ручка, знания нужны, Пришла же их пора [3, с. 39].

Много стихотворений Н. Ханмурзаев посвятил всевозможным людским порокам: «Рвач», «Лопата и вилы», «Кооперация и крыса» (1934), «Подхалим», «Комиссару». Особую популярность имели его послевоенное стихотворение «Сметанница Кавсарат и баночница Байгинат», направленное против спекулянтов, и поэма «Жалоба бочки» о расхитителях государственного добра. По следам последнего произведения Н. Ханмур-заева в свое время Буйнакским райкомом ВКП (б) оперативно были приняты меры по пресечению бесхозяйственности и грабежа.

В 1933 году Н. Ханмурзаевым была опубликована грандиозная поэма-хроника «Что перевидел Дагестан», посвященная истории Дагестана с древнейших времен до наших дней. Это произведение явилось как бы продолжением дореволюционных традиций, когда в стихотворной форме создавались не только поэтические произведения, но и исторические, а также поэтические трактаты, грамматики, компендии. Но его поэма не средневековая хроника, а хроника советского времени, созданная в соответствии с новым пониманием исторического процесса [2, с. 484].

H. Ханмурзаев в 1937 году создал пьесу «Знахарь и повитуха», направленную на разоблачение тунеядцев и бездельников, обирающих народ. Им была написана историко-революционная драма «Революция и контрреволюция» (1930).

Освещение творчества Н. Ханмурзаева было бы неполным, если бы мы не сказали хотя бы несколько слов о его произведениях периода Великой Отечественной войны. Это стихотворения-призывы «Кавказцам», «На фронт, товарищи, как на фронт», «Вперед, товарищи, вперед», «Наказ матери», «Сын, мой, не забывай вовек», в которых поэт призывает всех советских людей бороться с ненавистным врагом, а молодых людей -идти на фронт. Повествование в стихотворениях верется от лица матери, воплощающей в себе собирательный образ Родины и испытавшей все ужасы фашистского порабощения. Напоминает он и о героических подвигах отцов.

Во многих своих поэтических произведениях Н. Ханмурзаев воспроизводит и образы героев войны, самоотверженно воевавших с ненавистным врагом: «Прощай», «Один, одолевший тысячу», «Крылатый богатырь», «Сталинграду», «Гастелло», которые соответственно были посвящены Х. Нурадилову, В. Эмирову, М. Гаджиеву, Л. Гальченко и другим Героям Советского Союза. В годы войны Н. Ханмурзаев создавал и сатирические стихотворения, в которых высмеивал врага. Таково, к примеру, стихотворение «Плач Гитлера».

Также Н. Ханмурзаевым была создана пьеса «Мстители», посвященная борьбе советских людей - жителей кавказского селения, оккупированного фашистами. Пьеса Н. Ханмурзаева имеет вымышленный сюжет направлена на разоблачение преступлений фашистов, пронизана патриотическим пафосом. Пьеса эта в годы войны обошла клубные сцены селений Доргели, Какашура, Н. Казанище и др.

Все творчество Н. Ханмурзаева и его жизнь были примером беззаветного служения родине, народу. Его творчество оказало влияние на современную ему кумыкскую и дагестанскую литературу, на таких известных поэтов, как А.-В. Сулейманов, Аткай, А. Иминагаев, А. Аджиев и др. Имя Наби Ханмурзаева золотыми буквами вписано в историю не только кумыкской, но и всей дагестанской литературы. Его стихотворения востребованы и сегодня, народ помнит, читает их и чтит память поэта.

Литература

I. Абдуллатипов А.-К.Ю., Шабаева Л.А. История кумыкской литературы (1917-1930 гг.). - Махачкала, 2016.

2. Абдуллатипов А.-К.Ю., Шабаева Л.А.-К. История кумыкской литературы. -Махачкала, 2017.

2. Ханмурзаев Н. Сборник стихов / сост. И. Керимов. - Махачкала, 1959.

3. Солтанов К. Къумукъланы адабияты («Литература кумыков»). - Махачкала,

1964.

4. Ханмурзаев Н. Тегенек чечек («Колючий цветок»): сборник стихов / сост. Аб-дуллатипов А.-К.Ю. - Махачкала, 1993.

5. Султанов К. Очерки истории дагестанской литературы XIX - начала XX в. -Махачкала, 1978.

6. Писатели Дагестана: из века в век. - Махачкала, 2009.

7. Къумукъ адабият: учебное пособие (хрестоматия) / сост. Абдуллатипов А.-К.Ю., Шабаева Л. А. - Махачкала, 2012.

8. Кумыкские писатели. IX-XX вв.: справочник. - Махачкала, 2014.

Поступила в редакцию 13 марта 2018 г.

UDC 822.512.144

DOI: 10.21779/2542-0313- 2018-33-1-62-68

Nabi Khanmurzayev (1893-1950). To the 125th anniversary of the poet's birth

A.-K.Yu. Abdullatipov1, L.A. Shabayeva2

1 Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; leilatarki@mail.ru;

2Dagestan State Pedagogical University; Russia, 367003, Makhachkala, M. Yaragskiy st., 57.

The article highlights the life and works of one of the founders of Kumyk Literature Nabi Khanmurzayev, his activity and dedication in the field of public education. His poetry is analyzed, particularly satire combating the class enemy and vestiges of the past. The authors conclude that Nabi Khanmurzayev's literary works had a great influence on his contemporary Kumyk and Dagestan literature.

Keywords: Kumyk literature, education, Soviet school, socialistic ideas, women's emancipation, satire, vestiges of the past.

Received 13 March, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.