УДК 821.35 (471.67)
ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ НАБИ ХАНМУРЗАЕВА
© 2009 Шабаева Л.А., Казимагомедова Ф.И.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье прослеживается влияние Н. В. Гоголя на дагестанскую литературу, в частности, на творчестве известного кумыкского поэта и просветителя Н. Ханмурзаева. Авторы проводят параллели между лучшей комедией Н. В. Гоголя «Ревизор» и сатирической пьесой Н. Ханмурзаева «Знахарь и повитуха».
The authors of the article observe N. V. Gogol’s influence on Daghestan literature, in particular, on the creative works of N. Khanmurzaev, the well-known Kumyk poet and enlightener. The authors draw a parallel between the best comedy "The Inspector General" by N. V. Gogol and satirical play "The Quack Doctor and the Midwife" by N. Khanmurzaev.
Ключевые слова: комедия, сатира, смех, традиции, юмор, знахарь, обыватели, невежество.
Keywords: comedy, satire, laughter, traditions, humour, quack doctor, philistines, ignorance.
Н. В. Гоголь стал одним из первых русских писателей, в творчестве которого получили яркое, полнокровное отражение отрицательные явления жизни. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни
пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. Его произведения - «Миргород»,
«Арабески», «Ревизор», «Женитьба»,
«Нос», «Мертвые души» - едкая сатира на существующую действительность. Н. В. Гоголь принял в качестве своего творческого девиза следующее
выражение: «Кто же, как ни автор, должен сказать святую правду».
В своей лучшей комедии «Ревизор» (1835) Н. В. Гоголь, по его собственному выражению, «собрал в одну кучу все дурное в России», вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов и лжецов. В «Ревизоре» все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы обыкновенного болтуна,
человека «с необыкновенной легкостью в мыслях», преображение Хлестакова в «генерала», сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и заключительная - немая, но столь красноречивая, сцена комедии. Гоголь не вывел в своей комедии «положительного героя».
Положительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал «смех», единственное «честное лицо» в комедии.
Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, паразитизм и эксплуатацию народа, Н. В. Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Н. В. Гоголь заставляет задуматься над ними, осознать всю их зловредность и постараться от них избавиться. Огромная обличительная сила, с которой Н. В. Гоголем были раскрыты
язвы общества, сделала «Ревизора»
произведением большой идейной
ценности и одним из шедевров мировой драматургии.
В этой статье мы постараемся проследить гоголевские традиции в дагестанской литературе, в частности, в творчестве Наби Ханмурзаева, известного кумыкского поэта и просветителя, автора многих
агитационно-пропаган-дистских стихов, таких, как «Да здравствует Октябрь», «Ступай в школу», «Товарищам
женщинам», и сатирических стихов и поэм «Шейх», «Три мельницы и семь виноградников», «Как я женился на богачке» и «Жалоба бочки».
В 30-е годы прошлого столетия один из образованнейших кумыкских писателей, несомненно, испытавший влияние Гоголя, Н. Ханмурзаев обращается и к драматическому жанру: он пишет сатирическую пьесу «Знахарь и повитуха». Здесь автор выступает против невежества и корыстолюбия шарлатанов, знахарей, которые калечат простой народ, и наивного простодушия обывателей, позволяющих себя дурачить.
Пьеса Н. Ханмурзаева послужила серьезным орудием борьбы не только с народным невежеством, шарлатанами «от медицины», но и против невежественного знахарства. Дар наблюдательного сатирика и юмориста, умеющего остроумно передать смешное и нелепое в поведении, образе мыслей, языке своих сограждан, помогает ему выйти за рамки хорошо известных ему и освоенных явлений, отразив серьезные и остро актуальные социальные проблемы. Поэтому произведение не лишено отдельных находок и метких наблюдений. Это касается прежде всего сюжета.
Если в комедии Г оголя главным героем является обыкновенный болтун, выдающий себя за ревизора, то в пьесе Н. Ханмурзаева «Знахарь и повитуха» главными героями являются знахарь Курбан-Али и его жена-повитуха Айшат. Внешне они похожи на порядочных людей, так же как и Хлестаков внешне
выглядит вполне прилично. Но, несмотря на внешнее благообразие, как и герой Н. В. Гоголя, персонажи Н. Ханмурзаева, обманывая, грабят простых обывателей. На протяжении всего первого действия к знахарю и повитухе приходят различные посетители-боль-ные, с просьбой помочь им. И приходят они не с пустыми руками.
Первой к ним приходит Хаписат, которая хочет избавиться от нежелательной беременности. При всей трагичности ситуации автор не просто смеется над невероятными действиями Курбан-Али и Айшат, он насыщает свое произведение сарказмом. Оказывается, дело в том, что пациентке непременно нужно в лечебных целях принести курицу и баллон топленого масла, иначе ей не решить свою проблему. В зависимости от принесенного вознаграждения начинают свое
«лечение» знахарь и его жена. Комизм
ситуации создается автором при помощи изображения несуразных действий знахаря, который, используя невежество сограждан, обманывая их, отбирает у них последнее. Знахарь говорит
Хаписат, что ангел заберет нежеланного ребенка, и колдует над несчастной. Изрядно помучив свою пациентку, еле держащуюся на ногах, аферисты
отправляют ее домой. Дальнейшая ее судьба их уже не интересует.
Следующим попадает в руки шарлатана колхозник Магомед, который приходит с кульком сахара, чтобы излечиться от головной боли. Такие герои, как Магомед, смешны и наивны, даже чудаковаты. Курбан-Али и Айшат с готовностью берутся ему помочь. Бедную голову, и без того больную, знахарь и его жена обвязывают ремнем и затягивают с большой силой до тех пор, пока пациент не начинает орать от боли. Его успокаивают и еще с большей болью в голове отправляют домой.
Появляется молодой колхозник Садрутдин, у которого болит глаз. Он также приходит не с пустыми руками: приносит целую сумку груш. Айшат «лечит» его следующим образом: прокалывает его глаз ножницами, будто бы забирая его боль, и приговаривает при
этом: «боль - земле, а облегчение - тебе», после чего выпроваживают молодого человека.
В отличие от комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», в которой нет
положительного героя, Н. Ханмурзаев вводит в пьесу «Знахарь и повитуха» образы положительных героев. Такими людьми являются доктор, председатель сельсовета, милиционер и комсомолка. Насмешливый тон первого действия пьесы постепенно сменяется
обличительным пафосом второго, где Н. Ханмурзаев решительно обличает шарлатанов и одурманенных ими изощренной хитростью простых людей, не отдающих себе отчета в том, что из-за их невежества такие «знахари» безбедно живут. Во втором действии,
происходящем в сельсовете,
сталкиваются все персонажи пьесы, жалующиеся на знахаря и его жену, которые в явном замешательстве. В конце концов, знахаря и повитуху выводят на чистую воду.
Таким образом, автор в своей пьесе призывает своих сограждан отказаться от дурной привычки верить знахарям и обратиться к здравому смыслу, т.к. самое дорогое для человека - это его здоровье.
Если сатира Гоголя обрушивается на убогий мир провинциального
чиновничества (городничий, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский и Добчинский) и на особый тип столичного прощелыги, выведенный в образе Хлестакова, то в пьесе Н. Ханмурзаева под огонь сатиры попадают не только знахари и шарлатаны, но и просто глупые, наивные люди.
Следует сказать, что Н. Ханмурзаеву, испытавшему влияние Н. В. Гоголя, удалось мастерское изображение сатирических персонажей, их
невежества, ограниченности тщеславия. Переполняющий пьесу юмор строится на комизме противопоставления: противопоставляются здравый смысл самого автора и невежество обывателя, беспомощность простых наивных людей и корыстолюбие шарлатанов, жестокость жадных знахарей и щедрость их жертв.
Это и есть, пожалуй, основной прием, мастерски используемый автором на протяжении всей пьесы.
Язвительная насмешка Н.
Ханмурзаева, сделавшая пьесу одним из лучших сатирико-юмористических
произведений кумыкской драматургии 30-х годов, обеспечила ей устойчивое признание читателей. Сатира Н. Ханмурзаева также направлена против консервативно-обывательского мировоззрения, которое раскрыто через яркие сатирические портреты людей предельно ограниченных, не желающих и не способных взглянуть на мир (Написат, Сакив, Садрутдин, Патимат, Магомед).
Таким образом, идейный смысл пьесы оказался значительно шире замысла, так как, обнажив при помощи смеха духовную нищету знахаря, его агрессивную враждебность прогрессу, застойность его существования, писатель невольно указал и на неблагополучие духовноидеологического климата общества.
В пьесе Н. Ханмурзаева, несомненно, ощущается влияние Н. В. Гоголя на кумыкского драматурга в деле раскрытия и разоблачения не только тех, кто, обманывая, грабит народ, но и тех, кто легко верит шарлатаном и аферистам.
Таким образом, Н. Ханмурзаев, подобно Н. В. Гоголю, разоблачает общественные пороки, порочную практику людей, обманным путем обирающих себе подобных, и темноту и невежество представителей народа.
Если у Н. В. Гоголя целая рать городских чиновников, лебезящих перед «ревизором», желающих отдать ему все, чтобы их жизнь протекала по-прежнему, то в пьесе Н. Ханмурзаева объектом его сатиры является чета знахарей и легковерные обыватели села.
В отличие от Н. В. Гоголя, который в своей пьесе изнутри раскрыл современное ему общество, разоблачил его кричащие пороки без видимого наказания, в пьесе Н. Ханмурзаева отрицательные персонажи наказаны и разоблачены представителями органов Советской власти.
Примечания
1. История дагестанской советской литературы. В 2 т. Махачкала, 1967. 2. Ханмурзаев Н. Эмчи ва энечи («Знахарь и повитуха») // Елдаш. №15. 12 февраля 1934.
Статья поступила в редакцию 05.03.2009 г.