Научная статья на тему 'На заседании коллегии ДВТУ'

На заседании коллегии ДВТУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На заседании коллегии ДВТУ»

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

На заседании Коллегии ДВТУ

24 января 2008 г. состоялось заседание коллегии Дальневосточного таможенного управления, посвященное анализу результатов деятельности дальневосточных таможенников в 2007 г. С основным докладом «Об итогах работы таможенных органов Дальневосточного Федерального округа в 2007 году и основных направлениях оперативно-служебной деятельности на 2008 год» выступил первый заместитель начальника ДВТУ по таможенному контролю Юрий Иосифович Берштейн.

Анализируя деятельность таможенных органов, он отметил, что особенность прошедшего года заключалась в том, что материальное стимулирование должностных лиц находилось в непосредственной зависимости от качества выполнения задач, поставленных Федеральной таможенной службой России перед ДВТУ. Это обстоятельство стало определенным стимулом для совершенствования деятельности таможенных органов. Однако, отметил докладчик, судя по тому, что ДВТУ в ряду региональных таможен по контрольным показателям эффективности деятельности занимает предпоследнее место, в будущем есть над чем работать.

По-прежнему на повестке дня остаются вопросы повышения достоверности декларирования товаров, определения их таможенной стоимости, что не может гарантировать то, что таможенные платежи начисляются и перечисляются в федеральный бюджет в полном объеме. Вместе с тем в 2007 г. контрольный показатель по перечислению в федеральный бюджет таможнями ДВТУ выполнен на 105,29 %.

Как положительный момент отмечена деятельность экономического блока и правовой службы ДВТУ, особенно в области контроля правильной классификации товаров. В то же время не решена проблема определения таможенной стоимости товаров, происходящих из КНР, которая особенно остро проявилась в 4-м квартале 2007 г. И, как подчеркнул Ю.И. Берштейн, здесь необходимо не только правильно определять таможенную стоимость, но и научиться доказывать ее участникам ВЭД и в судебных инстанциях.

Высокую эффективность показали проводимые в управлении и таможнях акции по разъяснению участникам ВЭД порядка ведомственного обжалования. Благодаря этому в 2007 г. резко сократилось количество жалоб, подаваемых в адрес ДВТУ. Решение досудебных споров, как считает докладчик, это правильно выбранное направление в деятельности правовой службы.

В то же время усилилось противодействие по оспариванию таможенной стоимости со стороны участников ВЭД - оно стало более агрессивным и профессиональным. Поэтому судебные решения, вынесенные не в пользу таможенных органов, должны быть объектом самого тщательного разбирательства.

Помимо повышения профессионализма, снижения коррупционной составляющей необходимо выстраивать систему мер по получению достоверной информации. Имеется в виду не только формирование каталожной базы ценовой информации, но и создание целой системы, организация потока поступающей из различных источников, включая зарубежные, достоверной ценовой информации. В противном случае, заметил докладчик, «шансы переиграть оппонентов у нас невелики».

По-прежнему актуальна проблема повышения качества таможенного оформления и одновременно скорости обслуживания участников ВЭД. Большую роль в этом играют развитие системы электронного декларирования и оснащение таможенных органов мобильными ИДК. Так, в 1-м квартале 2008 г. будут полностью смонтированы и запущены в работу 6 таких комплексов.

Не отпускает таможенников проблема, связанная с ввозом товаров в коммерческих целях под видом товаров для личного пользования, так как эффектный механизм таможенного контроля физических лиц практически отсутствует. Например, через Уссурийскую таможню якобы для личных целей ввозится изделий из текстиля в 5 раз больше, чем в коммерческих целях.

Не стала действенным средством повышения достоверности декларирования и система управления рисками. Так, по Дальневосточному региону выявляется не более 5 % нарушений таможенных правил от числа назначенных досмотров.

Особо была отмечена в докладе проблема отсутствия правового закрепления многих морских пунктов пропуска, что серьезно осложняет администрирование товарных потоков. Это проблема всех трех морских управлений ФТС России. Для организации сквозного учета товаров, находящихся в портах, в первую очередь требуется внесение изменений в законодательство. С этой целью в ДВТУ подготовлены соответствующие предложения.

Удалось добиться прогресса в деле выявления и пресечения контрабандных каналов, привлечения их организаторов и участников к уголовной ответственности. Так, количество возбужденных таможнями уголовных дел возросло по сравнению с 2006 г. на 15 %.

Приоритетными направлениями деятельности дальневосточных таможен оставались выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу биоресурсов, лесоматериалов, продуктов питания, товаров народного потребления и наркотических (сильнодействующих) средств. В результате в 2007 г. в 6 раз больше, чем в 2006 г., было возбуждено уголовных дел по контрабанде биоресурсов и в 2,5 раза - по контрабанде древесины.

Говоря о мерах административного воздействия, Ю.И. Берштейн отметил ряд недоработок, таких как уменьшение на 11 % числа выявленных административных правонарушений (АП) при росте товарооборота на 35 %, возбуждение дел в основном по фактам перемещения мелких товарных партий, преждевременность и необоснованность возбуждения дел, нарушения процессуального характера. Работа по выявлению АП ведется в таможнях недостаточно эффективно. К сожалению, на прежнем уровне остается количество выявляемых правонарушений со стороны должностных лиц, 90 % из которых - руководители различного ранга. Поэтому в 2008 г. одним из важнейших направлений для руководителей ДВТУ и таможенных органов должна стать организационная и воспитательно-профилактическая работа по очищению рядов от нечистоплотных и коррумпированных личностей, более тщательный и квалифицированный подбор кадров и более качественное формирование кадрового резерва.

Ставить задачи по повышению эффективности таможенного контроля без предоставления должностным лицам соответствующих условий, включая жилищное обеспечение, детский оздоровительный отдых, подчеркнул докладчик, нельзя. В 2008 г. предстоит проектирование 11 объектов, капитальное строительство 7 объектов и приобретение 4 объектов на общую сумму 761,7 млн. рублей. Планируется ввести в эксплуатацию здания таможенных постов в г. Корсаков и в порту Восточный. Проектируя размещение пунктов пропуска и объектов таможенных органов, необходимо решать две основные задачи: 1) ориентироваться на прогнозируемые изменения грузопотоков на различных направлениях; 2) обеспечить оптимальную численность администрирования в целях исключения неэффективного использования средств.

На основании анализа оперативной обстановки в ФТС России направлены предложения об изменении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми различными видами транспорта.

Оценивая деятельность управления за год в целом, Ю.И. Берштейн признает, что, несмотря на явные просчеты в работе руководства, у дальневосточных таможен имеется достаточный потенциал, который позволит войти в тройку лучших в России таможенных управлений, о чем свидетельствуют итоговые цифры отчетного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.