Ю.С. Глазьев,
Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза, академик РАН
На верном пути интеграции
В течение многих десятилетий государства, формирующие сегодня Таможенный союз, развивались как единая страна с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом - от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. При этом экономика СССР не была примитивной, по структуре производимой продукции она соответствовала уровню развитых стран, в том числе по показателям доли обрабатывающей промышленности, включая машиностроение и производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Это, разумеется, не означает однородности тогдашнего экономического пространства. Но оно было единым - как с точки зрения правовых норм и функционировавших организационно-хозяйственных форм, так и всех других экономических институтов: цен, стандартов, квалификационных требований, процедур планирования и правил принятия решений. Это единство поддерживалось специализацией и кооперацией производства - ни одна из союзных республик, включая РСФСР, не была самодостаточной - производимая продукция изготавливалась с использованием сырья и комплектующих, поставляемых из других республик.
Целостность и единство экономического пространства СССР опровергает часто высказываемые сомнения об искусственности процессов экономической интеграции на постсоветском пространстве из-за разного уровня экономического развития государств. Конечно, за два десятилетия, прошедших после распада СССР, экономики бывших союзных республик изрядно деградировали. Но степень деградации была пропорциональна сложности имевшихся производств.
Процессы экономической интеграции объясняются куда более сложными причинами, чем расхожие представления о значении близкого уровня экономического развития. Высокоразвитые в экономическом плане территории развиваются в симбиозе с источниками сырья, энергии и рабочей силы, потоки которых связывают их в единый воспроизводственный цикл с ме-
нее развитыми территориями. Достаточно обратиться к экономической географии, чтобы убедиться в том, что единое экономическое пространство любой страны состоит из разных по уровню экономического развития территорий, дополняющих друг друга в соответствии со сложившейся специализацией и кооперацией производства. То же касается любых территориальных экономических образований - от городов до мировых империй. И наоборот, близкие по уровню экономического развития страны обычно выступают конкурентами по производству одинаковых видов продукции, отгораживаясь друг от друга таможенными барьерами и прибегая к различным защитным мерам. Именно между близкими по уровню развития странами то и дело вспыхивают торговые войны, которых, как правило, не бывает между производителями готовой продукции и поставщиками сырья.
Изложенные доводы доказывают, что попытки связать факторы экономической интеграции с близостью уровня экономического развития являются слишком поверхностными и неадекватными сложной гамме движущих их сил. То же касается иногда используемых так называемых гравитационных моделей экономического взаимодействия государств. Не масштаб, и не уровень экономического развития государств определяет степень их интеграции, а исторически сложившаяся специализация и кооперация производства в рамках общих воспроизводственных контуров.
Государства ЕврАзЭС, объединяющиеся в Таможенный союз, связаны веками сложившимися кооперационными узами. Их экономики дополняют друг друга и фактически объединены множеством единых воспроизводственных контуров. Достаточно сказать, что в стоимости готовой белорусской продукции около половины приходится на комплектующие и материалы из России.
Сегодня, когда государства ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положе-
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
ния доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью.
Впечатляющая скорость формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в последние годы после длительного периода пробуксовки интеграционных процессов объясняется насущной необходимостью повышения устойчивости и эффективности экономики государств-членов в условиях глобального кризиса и структурных изменений в мировой экономике. Сегодняшняя активизация интеграционных процессов в ЕврАзЭС является частью политики экономического развития, ориентированной на выход из сырьевой ловушки на путь инновационной экономики. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью, с широкой кооперацией и специализацией производства.
За последние два года создана договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС (ее составляют более 50 международных договоров и свыше 100 решений Комиссии Таможенного союза), необходимая для функционирования Единой таможенной территории, с 6 июля вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. В результате создана единая для трех государств система таможенного регулирования, регулирования внешней торговли. Тем самым обеспечены необходимые условия формирования общего рынка товаров.
Согласно расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования РАН по интегрированной модели межотраслевого баланса, три государства Таможенного союза в результате интеграции получают за деся-
тилетний период весомый прирост экономической активности, эквивалентный приросту ВВП в 15%. Этот эффект достигается за счет создания общего рынка товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. В том числе снижаются издержки, связанные с потерей времени, средств и сил на преодоление торговых и таможенных процедур при пересечении границы.
Формирование Единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз) велось в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 года, и согласно Этапам и срокам формирования Единой таможенной территории Таможенного союза, установленным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 года.
К настоящему времени приняты нормативные акты, необходимые для выполнения функций по обеспечению единого санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля. В том числе утверждены единые перечни товаров, подлежащих в рамках Таможенного союза санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), ветеринарному, карантинному фитосанитар-ному контролю (надзору), а также соответствующие положения о порядке перемещения этих товаров через таможенную границу Таможенного союза и его таможенную территорию.
С 1 января 2010 г. Комиссией Таможенного союза (КТС) уже осуществляются полномочия в сфере тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Таможенного союза, применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС). За полгода выполнения
этих функций КТС принято 17 решений по корректировке ставок ЕТТ ТС на отдельные виды товаров и 10 решений в части обеспечения функционирования единой системы нетарифного регулирования
На втором этапе формирования Единой таможенной территории, который продлится до 1 июля 2011 года, продолжится работа по объединению таможенных территорий Сторон в Единую таможенную территорию. На этом этапе сохранятся отдельные временные изъятия из режима функционирования Единой таможенной территории Таможенного союза в отношении ряда товаров, в который включены автомобили для личного пользования, а также товары, подпадающие под не-унифицированные изъятия из режимов свободной торговли государств - членов Таможенного союза с третьими государствами и под действие неунифицированных специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Эти изъятия сохранятся до ратификации пакета соглашений по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП).
Для обеспечения эффективного функционирования Единой таможенной территории ведется работа по поэтапной отмене ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле, включающая подготовку проекта Соглашения об обеспечении свободного передвижения товаров на общем рынке Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Некоторые из указанных мер, связанные с правилами конкуренции, госзакупок, субсидирования и предоставления иных мер государственной поддержки, выходят за пределы сферы регулирования Таможенного союза и должны рассматриваться в рамках формирования ЕЭП. С их реализацией будет сформирован общий рынок товаров.
Функционирование общего рынка товаров предполагает обеспечение свободного доступа к деятельности в сфере оптовой и розничной торговли для предприятий-резидентов Сторон, устранение ограничений
в сфере оптовой и розничной торговли товарами, производимыми на территории Таможенного союза, унификацию правил оптовой и гармонизацию правил розничной торговли и защиты потребителей. Устранение технических барьеров в торговле предусматривает взаимное признание разрешительных документов в сфере технического регулирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля и унификацию этих требований. Для этого необходимо обеспечить взаимное признание аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, и установление единых технических регламентов (стандартов) и норм регулирования в этих сферах. Также планируется предоставление национального режима предприятиям-резидентам Сторон при участии в государственных закупках и гармонизация правил их проведения.
Формирование общего рынка услуг предусматривает предоставление национального режима предприятиям-резидентам Сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности, устранение организационных монополий и гармонизацию национального законодательства.
Необходимым условием эффективного функционирования общего рынка товаров и услуг является гармонизация норм, правил и механизмов проведения антимонопольной политики, включая вопросы регулирования естественных монополий, обеспечение свободного движения прав интеллектуальной собственности.
Формирование общего рынка труда предусматривает свободное передвижение рабочей силы в зоне ЕЭП, урегулирование правового статуса граждан одного государства, постоянно проживающего на территории другого государства-участника ЕЭП, обеспечение свободного доступа к получению образования, признание дипломов высшего и среднего образования, единообразного применения
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
правил и требований к трудовым ресурсам и режиму доступа на рынок труда.
Формирование общего рынка капитала, наряду с обеспечением взаимного доступа на рынок финансовых, банковских и страховых услуг, предусматривает гармонизацию норм валютного регулирования, создание условий для перехода на расчеты в национальных валютах, создание единой платежно-расчетной системы и формирование общего валютного рынка. Реализация перечисленных выше направлений формирования ЕЭП позволит создать общий рынок товаров, услуг, труда и капитала. Для завершения формирования ЕЭП потребуется обеспечение гармонизации, вплоть до унификации, норм регулирования экономики, а также формирование институтов проведения единой экономической политики.
Для достижения поставленных целей необходимо сформировать процедуры стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития государств, предусматривающие выбор и реализацию общих приоритетов, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ. При этом процедуры разработки этих программ и контроля за их выполнением должны быть максимально упрощены. Переход к согласованной макроэкономической политике предусматривает установление общих ориентиров по основным макроэкономическим показателям, включая уровень инфляции, ставку рефинансирования, дефицит бюджета.
Ключевые слова: Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС; Межгоссовет ЕврАзЭС (Высший орган Таможенного союза); Комиссия Таможенного союза; экономическая интеграция; Единое экономическое пространство; общий рынок товаров; общий рынок услуг; общий рынок капитала; согласованная макроэкономическая политика.
Keywords: the Customs union within the frames of the EurAsEC; Interstate Council of the EurAsEC (the Supreme body of the Customs union); the Commission of the Customs union; economic integration; Uniform economic space; a common market of the goods; a common market of services; a capital common market; the coordinated macroeconomic policy.