-О-
Сегодня высокое качество подготовки рабочих и специалистов подтверждается востребованностью выпускников на рынке труда. Трудоустройство выпускников Магнитогорского технологического колледжа — 95—99%: они востребованы. Ребята и педагоги неоднократно становились призёрами и победителями международных, общероссийских, региональных и городских олимпиад, фестивалей, конкурсов профессионального мастерства.
Вот и на X Международном конкурсе им. А.С. Макаренко, проходившем в апреле этого года в Челябинской области, колледж награждён дипломом II степени. Преподаватель Романенко Светлана Владимировна и студентка Маргарита Новикова представили вниманию жюри конкурса реализованный проект «Учебно-производственный участок по пошиву швейных изделий». Этот опыт, безусловно, полезен массовой школе.
• производственный опыт • объём производства • ассортимент • профессиональные обязанности • руководство персоналом • мода
Идея создания участка возникла пять лет назад. Колледж располагал необходимой материально-техническая базой, квалифицированными педагогическими работниками, условия подготовки кадров для швейной промышленности в колледже соответствовали лицензионным требованиям.
В городе за много лет (с 1944 года) работы колледжа сложился определённый круг потребителей наших услуг: жители города, и юридические лица (предприятия и организации). В колледже готовят кадры практически по всем профессиям и специальностям сферы услуг, общественного питания и торговли: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; конструирование, моделирование и технология швейных изделий; парикмахерское искус-
На рынке труда востребованы
Светлана Макаровна Васильенкова,
директор Магнитогорского технологического колледжа
-е-
ство; товароведение и экспертиза качества потребительских товаров; технология продукции общественного питания; техника и искусство фотографии; техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники; продавец, контролёр-кассир; автомеханик и т.д.
Количество заказов на новом участке превышало возможности колледжа, оборудование было морально и материально устаревшим по сравнению с оборудованием работающих в городе швейных ателье — это было сдерживающим фактором: приходилось отказываться от ряда потенциальных заказчиков, хотя колледж был заинтересован в получении прибыли от реализации востребованной продукции.
В 2006 году в рамках областной целевой программы реализации национального проекта «Образование в Челябинской области на 2006 — 2010 годы», разработанной Министерством образования и науки Челябинской области, на базе колледжа был создан Ресурсный центр: это позволило модернизировать материальную базу колледжа, необходимую для подготовки закройщиков, портных, конструкторов-модельеров. На новом оборудовании можно было изготавливать изделия из современных сложных тканей и конкурировать с продукцией любого ателье. Теперь учащиеся, работая в учебных швейных и закройных мастерских колледжа на современном высокотехнологическом оборудовании, в полной мере приобретали необходимый производственный опыт. Всё это послужило толчком для воплощения идеи создания учебно-производственного участка.
Начало
В рабочую группу вошли учащиеся колледжа и педагоги — закройщики, модельеры, технологи, товароведы, экономисты. Совместно сформулировали задачи: обеспечить условия для освоения производственной деятельности, сформировать общие и профессиональные компетенций, необходимые в швейной отрасли; удовлетворять потребности населения города в швейных изделиях; получать прибыль от реализации продукции; повысить оплату труда.
Товароведы проанализировали влияние факторов внешней среды, используя при анализе рынка социологические опросы и анкетирование потенциальных потребителей; наблюдения за деятельностью других поставщиков швейной продукции; прогнозирование тенденций развития моды в швейной индустрии.
Результаты исследования показали, что учебно-производственный участок может занять прочные позиции в конкурентной борьбе и способен поставлять на рынок продукцию, пользующуюся спросом у потребителей.
Далее модельеры и технологи изучили, продумали и определили ассортимент изготавливаемых швейных изделий. Экономисты соста-
вили калькуляции затрат на изготовление выбранных швейных изделий. Технологи подготовили производственный план на первый год реализации проекта, смету общих затрат на швейные изделия, изготавливаемые персоналом участка. Детально разработанный план производства позволил персоналу учебно-производственного участка работать ритмично, выпускать разнообразный ассортимент изделий. Политика ценообразования обеспечивала стабильность деятельности и создание положительного имиджа участка. На выпускаемую продукцию были установлены более низкие цены по сравнению с ценами наших конкурентов: это позволило привлечь дополнительных заказчиков и увеличить объём производства.
Особое место для продвижения товара на рынок было отведено рекламе через средства массовой информации — газеты, радио и телевидение. В первый год работы для того, чтобы привлечь заказчиков и занять нужную позицию на рынке услуг, рекламная кампания велась наиболее интенсивно.
Персонал
Основной персонал участка — учащиеся колледжа — художник-модельер, бригадир, закройщик, технолог, портные, приёмщик заказов, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. Функции заведующего, бухгалтера-кассира, механика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования выполняет кадровый персонал колледжа.
В самостоятельной работе учащиеся колледжа проявляют свои лучшие профессиональные качества, так как им предоставлена определённая свобода, которая подразумевает ответственность за результаты деятельности. Права и обязанности чётко прописаны в должностных обязанностях, их хорошо знает каждый. Такая организация работы ориентирована не столько на контроль, сколько на оказание своевременной помощи: ребята всегда могут рассчитывать на поддержку педагогов.
Профессиональная деятельность участка требует теоретических знаний и практических умений по моделированию, конструированию и технологии изготовления швейных изделий. Поэтому в состав персонала учебно-производственного участка вошли лучшие ученики третьего и четвёртого курсов по профессии «Закройщик» и специальности «Моделирование, конструирование и технология швейных изделий». Критерием отбора служили показатели уровней профессиональных и общих компетенций на каждого ученика. Из 85 претендентов было выбрано 16 человек, они и вошли в кадровый состав учебно-производственного участка: ребята продемонстрировали высокий уровень профессиональных и общих компетенций по данному виду деятельности на втором и третьем курсах. Они хорошо понимают сущность и социальное значение
О
своей будущей профессии, принимают решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несут за них ответственность, ориентируются при частой смене технологий в профессиональной деятельности, используют информационно-коммуникационные технологии (построение чертежей базовых конструкций одежды в системе автоматизированного проектирования (САПР); умеют работать в коллективе, общаться с коллегами, руководством, потребителями услуг (заказчиками). Кроме того, ребята отвечают за результат выполнения заданий и сдачу готовых изделий заказчику.
Деятельность персонала учебно-производственного участка близка к деятельности ателье по пошиву швейных изделий, но поскольку основной персонал участка — учащиеся, их заработная плата ниже, чем в ателье; кроме того, на учебно-производственном участке не нужно оплачивать аренду помещений, оборудования. Всё это и позволяет нам не повышать цену на наши изделия, что привлекает заказчиков.
Первым встречает и обслуживает художник-модельер: от его деятельности в первую очередь зависит обеспеченность участка заказами, производственный план. От выполнения плана зависит оплата труда каждого работника. Художник-модельер работает напрямую с потребителями услуг — заказчиками швейных изделий: жителями и организациями Магнитогорска и Челябинской области. Художник разрабатывает для заказчиков эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с помощью каталогов, журналов мод. Круг заказчиков довольно широк: это дошкольники, школьники и студенты, юноши и девушки, работающие и пенсионеры, мужчины и женщины различного возраста, разных социальных групп. Поэтому ассортимент изготавливаемых изделий по индивидуальным заказам разнообразен — женские костюмы, мужские классические брюки, ветровки, женские блузки, платья, трикотажные изделия, специальная одежда на заказ, сценические костюмы для творческих коллективов города и области.
Социальное партнёрство
Вначале возникла проблема сезонной загрузки учебно-производственного участка индивидуальными заказами: зимой мало заказчиков на изготовление лёгкой одежды, а в летний период — верхней одежды. Решению проблемы помогли социальные партнёры колледжа: организации сервисного обслуживания, предприятия питания и торговли, на которых учащиеся проходят производственную практику. Учебно-производственный участок по пошиву швейных изделий предложил своим социальным партнёрам разработать корпоративный стиль и изготавливать спецодежду на заказ. Художник-модельер проконсультировал партнёров по новым и перспек-
тивным средствам индивидуальной защиты, по качеству предлагаемой спецодежды, помог сориентироваться в огромном разнообразии продукции с учётом особенностей предприятия, условий работы каждого сотрудника, гарантировал партнёрам высокое качество используемых материалов, оригинальность и удобство выпускаемой корпоративной спецодежды.
Современная спецодежда выполняет не только защитные функции: одежду с символикой и корпоративными цветами быстро узнают клиенты, она становится визитной карточкой компании.
Художник-модельер разработал серию эскизов спецодежды и помог партнёрам подобрать материал и фурнитуру в соответствии со стандартами по безопасности труда. Есть возможность изготовить экспериментальные образцы, можно разработать логотип, фирменную символику с учётом всех пожеланий заказчиков. В результате всей этой работы участком на длительный период обеспечен заказами на изготовление спецодежды.
Профессиональные обязанности
Художник-модельер консультирует заказчиков, помогает им подбирать ткани и прикладные материалы по эскизу модели и определяет их расход. При необходимости художник-модельер и закройщик выезжают для приёма заказов на предприятия, по месту жительства заказчика. Кроме того, художник-модельер выполняет функции приёмщика заказов: оформляет квитанцию (паспорт заказа), определяя количество, время примерок и сроки выполнения заказа.
Среди профессиональных обязанностей художника-модельера — авторский надзор за художественным решением моделей на каждом этапе производства швейного изделия.
После выбора заказчиком модели закройщик-технолог снимает с него мерки и раскраивает изделие, выполняя экономическую раскладку лекал при помощи системы автоматизированного проектирования одежды (САПР). В обязанностях закройщика подготовка и организация технологического процесса на участке, выбор рациональных способов технологии изготовления швейных изделий. При запуске изделий мелкими партиями закройщик-технолог составляет технологическую последовательность и схему разделения труда на запускаемую модель в соответствии с нормативными документами. Закройщик отвечает за сроки и качество проведения примерок, а также за сдачу готовых изделий заказчику. Таким образом, закройщик осуществляет авторский надзор за конструкторскими решениями на каждом этапе производства швейного изделия и технический контроль качества выпускаемой продукции.
О
Закройщик передаёт крой изделия бригадиру: он организует работу коллектива исполнителей — портных. Бригадир проверяет качество кроя, наличие деталей кроя в соответствии с зарисовкой на паспорте модели, затем передаёт проверенный крой портным для пошива с разделением труда или индивидуально. Каждое изделие изготавливает один портной. Если заказана мелкая партия (от 10 изделий и более) бригадир использует бригадную форму организации труда портных, применяя схему разделения труда на запускаемые модели. Бригадир обеспечивает рациональное использование материалов, следит за сроками подготовки изделия к примеркам, исполнения заказа, ведёт межоперационный контроль пошива, учёт выпущенной продукции портными за смену, месяц. Отслеживает выполнение норм выработки каждым портным, передаёт данные по выпуску бухгалтеру-кассиру для расчёта заработной платы портных.
Портные самостоятельно выполняют все виды швейных работ: подготавливают изделия к примеркам, выполняют поэтапную обработку швейных изделий на машинах или вручную, подкраивают отделочные детали и детали подкладки; формируют объёмную форму полуфабрикатов, изделий с использованием оборудования для влажно-тепловой обработки; обслуживают швейное оборудование и оборудование, соблюдая правила безопасного труда. Таким образом, портные осуществляют весь технологический процесс изготовления швейных изделий. Работы производятся на современном промышленном оборудовании с использованием унифицированной технологии изготовления швейных изделий.
Ремонтируют и технически обслуживают оборудование механик по ремонту и обслуживанию швейного оборудования, электромонтёр: это профессиональные работники из штата колледжа. Работа на учебно-производственном участке служит для них дополнительным источником заработка.
Руководит персоналом участка заведующий — старший мастер колледжа с опытом работы руководителя ателье. Его задачи — набор персонала, координация действий всех сотрудников, обеспечение ритмичной работы участка, помощь персоналу. Заведующий «держит руку на пульсе» деятельности участка в целом и каждого сотрудника в частности, проверяет выход на работу и загрузку каждого члена команды, выполнение производственного плана и работу оборудования, график проведения примерок и сдачи готовых изделий и т.д., ведь основной персонал — это учащиеся пока без опыта работы в условиях производства. Конечно, и у нас бывает, что ребята опаздывают, не приходят на работу из-за болезни, не предупредив заведующего. Тогда приходится убеждать в необходимости строго соблюдать трудовую дисциплину, поскольку у нас есть договорные обязательства, которые нельзя нарушать. Были случаи, ког-
да ребята не выполняли производственный план из-за низкой скорости пошива и приходилось оперативно перераспределять работу между членами бригады. Были и слёзы у девчонок-портных из-за испорченного изделия: отвлеклась при утюжке изделия и сожгла его, прорезала изделие при обметывании срезов и т.п. И для каждой нестандартной задачи заведующий находит решение, привлекая других сотрудников.
Немаловажную роль играет заведующий в создании положительного микроклимата в коллективе. Наши ученики чувствуют себя единым коллективом, способным выполнить производственный план без срывов, выпускать изделия высокого качества. Благодарности заказчиков и новые предложения продолжать сотрудничество говорят о том, что участок изготавливает качественные швейные изделия.
Дополнительные учебные курсы
Наряду с выпуском продукции учебно-производственный участок оказывает дополнительные образовательные услуги, которые помогают учащимся осваивать основы предпринимательства, развивать общие профессиональные компетенции. Предпринимательская деятельность — одно из средств профессионального самовыражения и самореализации молодых специалистов. Она предполагает свободное использование своих возможностей в условиях меняющейся конкурентной среды, способ построения профессиональной карьеры.
Многие выпускники теперь занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью по пошиву швейных изделий. При этом они столкнулись с трудностями, которые вызваны недостатком знаний по организации предпринимательской деятельности. Поэтому мы ввели дополнительный образовательный курс по организации предприятий в сфере малого бизнеса.
Дополнительные образовательные услуги, которые оказывают специалисты учебно-производственного участка, очень важны для развития творческих способностей учащихся, повышения их мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
Курс по программе «Организация деятельности салона-ателье по пошиву одежды» — дополнительный для учащихся по профессии «Портной», «Закройщик». Теперь в него входят курсы «Организация производства», «Основы маркетинга», «Бухгалтерский учёт», «Правовые основы предпринимательства», «Основы рыночной экономики и предпринимательства». Интегрированный курс и работа на учебно-производственном участке вырабатывают у выпускников устойчивые знания и умения, которые необходимы в индивидуальной трудовой деятельности. Недавние выпускники
-о-
колледжа создали собственные предприятия — ателье по пошиву и ремонту швейных изделий, швейные мастерские. Они успешно закрепились на рынке услуг и охотно принимают учащихся колледжа на производственную практику с последующим трудоустройством. Средняя заработная плата практикантов — 6 — 8 тысяч рублей.
Мода
Мода сегодня становится одним из рычагов прогресса в быту, обслуживании населения, производстве. Этим рычагом может управлять только специалист, получивший полноценные знания, умения, навыки. Учебно-производственный участок — это творческая мастерская, а дизайн, мода — звенья, встроенные в систему современного образования и производства, обладающие большим запасом прочности.
Мода должна состояться как продукт, который необходим потребителю. Успешная реализация продукта зависит от многих факторов, один из которых — реклама на дефиле, показах модной одежды. Этому на нашем учебно-производственном учатся в ученическом театре моды.
«Манекенщица» — производное от слова «манекен». Сейчас, с изменением взгляда на моду, изменился и стиль манекенщицы, каждая из них обладает индивидуальностью и несёт конкретный образ, она доводит замысел художника до зрителей (потребителей). Но это то, что можно назвать «фасадом» работы манекенщицы, за фасадом — основы сценического движения, актёрского мастерства, консультации с психологом, многочасовая работа на подиуме.
Участницы театра моды в Магнитогорском технологическом колледже обучаются по интегрированному специальному курсу Школы манекенщиц «Галатея». Программа курса составлена для обучения студентов основам сценического и актёрского мастерства, умениям представлять коллекции театра моды, психологического сопровождения в творческом процессе.
Ученицы колледжа, освоив курс Школы манекенщиц, умеют демонстрировать модели одежды на технических, художественных советах, методических совещаниях, конгрессах мод, сеансах в демонстрационных залах, на выставках, публичных лекциях и т.д.; вести производственные примерки моделей при их изготовлении; разрабатывать сценарные планы показа моделей; позировать художникам-зарисовщикам, на фото- и киносъёмках; владеют приёмами общения. Они знают правила демонстрации моделей одежды в зависимости от её характера; историю костюма и направления моды в России и за рубежом; правила общения и поведения.
★ ★
★
Чёткое выполнение разработанного бизнес-плана, своевременная рекламная кампания, исполнительская дисциплина позволили персоналу участка достигнуть запланированных целей: наши ученики приобретают необходимый производственный опыт; население и организации города покупают швейную продукцию высокого качества по низким ценам; для учащихся созданы новые рабочие места; у педагогов и учащихся повышается уровень оплаты труда; колледж получает прибыль для модернизации производственного оборудования. Всё это, безусловно, как отмечалось на конкурсе им. А.С. Макаренко, соответствует его идеям и производственной практике — на современной основе, в непростых условиях сегодняшнего дня.
-О-