Научная статья на тему 'Организационные подходы к обновлению содержания образования с учетом требований работодателей'

Организационные подходы к обновлению содержания образования с учетом требований работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные подходы к обновлению содержания образования с учетом требований работодателей»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ с учетом требований работодателей

Н. П. Нехорошева, И. В. Нагайцева, мастера производственного обучения ГОУ СПО «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна», г. Новокузнецк

Трудоустройство выпускников профес-

сиональных образовательных организаций (ПОО) является одной из серьезных социальных проблем. Это обусловлено изменениями в экономике страны и социальной непривлекательностью рабочих профессий для молодежи. Чтобы выпускники были конкурентоспособными на современном рынке труда, подготовка обучающихся должна быть направлена на формирование у них новых профессиональных знаний и компетенций, соответствующих требованиям работодателя, а также готовности к непрерывному профессиональному совершенствованию.

Анализируя результаты трудоустройства выпускников нашего техникума по профессиям швейного профиля (художник по костюму, портной, закройщик), мы выявили противоречие между востребованностью таких специалистов на предприятиях легкой промышленности и нежеланием выпускников работать

Н. П. Нехорошева И. В. Нагайцева

по профессии. Это объясняется не только низкой оплатой труда, но потребностью в работниках, обладающих широким набором компетенций и владеющих дополнительными, смежными профессиональными умениями, с высокоразвитой деловой культурой и инициативным, творческим подходом к решению профессиональных задач.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014

63

Поэтому мы осознаем важность расширения перечня образовательных программ в ОО, внедрения новых форм обучения, современных образовательных технологий и систематического повышения квалификации педра-ботников не только на педагогических курсах, но и в форме стажировки на предприятиях города.

Повышение квалификации педагогов, отвечающих за реализацию учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла основных профессиональных образовательных программ, позволяет осуществлять более качественную подготовку выпускников. Прохождение стажировки мастерами производственного обучения и преподавателями спецдисциплин, на наш взгляд, является одной из эффективных форм повышения квалификации в условиях реализации компетент-ностно ориентированных образовательных стандартов, так как направлено на изучение и освоение современных методик кроя и передовых методов технологической обработки, что позволяет внедрять их на уроках теоретического и практического обучения.

Опыт показывает, что регулярное прохождение стажировки положительно влияет на поддержание связи с работодателем.

А крепкое социальное партнерство является основой для решения такой задачи, как обновление содержания образовательных программ в соответствии с требованиями современного производства и рынка труда. Для укрепления взаимоотношений работодателей и образовательного учреждения мы ежегодно проводим круглые столы, ярмарки вакансий, рождественский аукцион для социальных партнеров, лотами на котором являются изделия, выполненные обучающимися. Работодатели — частые гости на различных праздниках, конкурсах, классных часах.

На успешную профессиональную адаптацию выпускников влияет сформированность у них необходимых знаний, умений, навыков, компетенций, умения быстро ориентировать-

ся в различных производственных ситуациях, способности выполнять работу по смежным профессиям, готовности переобучаться. Поэтому реализация в техникуме дополнительных образовательных услуг является одним из приоритетных направлений обеспечения конкурентоспособности его выпускников.

Для обучающихся по профессиям швейного профиля (художник по костюму, портной, закройщик) на базе 11 классов вводится дополнительная образовательная услуга — курсы кройки и шитья. Это связано с тем, что часов по программе, рассчитанной на 2 года, недостаточно для формирования необходимых навыков по раскрою и пошиву одежды. В то же время современные швейные салоны и ателье — это часто небольшие предприятия с замкнутым циклом производства. Поэтому работодателю нужен сотрудник, умеющий одинаково хорошо шить и кроить, способный предложить заказчику ткань и модель. Выпускник должен быть и художником, и закройщиком, и портным. Дополнительные умения, полученные на курсах кройки и шитья, пригодятся выпускникам при трудоустройстве на работу.

У обучающихся, которые получают профессию за четыре года, навыков в пошиве и раскрое чуть больше, потому что они шьют на первом, втором и третьем курсах, на третьем и четвертом курсах занимаются кроем и делают зарисовки эскизов моделей. Они участвуют в работе художественного совета и театра моды «Твой стиль», где изучают современные формы конструкций моделей одежды, модные силуэтные формы, цветовую гамму, современные ткани. Это помогает в изготовлении современных и стильных изделий. С полученными знаниями и опытом выпускникам легче адаптироваться к условиям современного производства.

На уроках производственного обучения студенты делают зарисовки эскизов одежды, затем технический рисунок этой модели с подробным описанием. После зарисовок они обмениваются рисунками, строят конструкцию

64

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014

модели по техническому рисунку, шьют изделие. Окончив работу, представив презентацию своих проектных работ, они вместе обсуждают, что у них получилось, что было непонятно закройщику и портному в техническом рисунке, что, возможно, неправильно сделал закройщик при построении конструкции. В процессе таких занятий обучающиеся более точно и ответственно делают технические рисунки, продумывают крой изделия, его обработку. В будущем эти навыки пригодятся при работе в ателье.

Современный рынок труда предъявляет новые требования к соискателям рабочих мест, и от нашего выпускника ждут готовности

к непрерывному самообразованию, умения действовать в нестандартных ситуациях, способности к принятию ответственных решений и высокого уровня профессиональной квалификации. Поэтому в профессиональной образовательной организации для успешной подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, необходимо привлекать работодателей к разработке основных профессиональных образовательных программ и непосредственно к организации учебного процесса, повышать уровень профессиональной и педагогической компетентности педагогов, в том числе путем стажировки и реализации дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.