ГДЕ
ВЗЯТЬ КАДРЫ
для реального сектора?
Ольга Леонидовна Данилова,
директор лицея № 114 г. Орехово-Зуево Московской области
Творческое наследие выдающегося педагога A.C. Макаренко помогает педагогическому коллективу лицея № 114 решать задачи, стоящие перед профессиональным образованием. Интегрированный подход к учебно-воспитательному процессу позволяет подготовить конкурентоспособного выпускника. Такими сложными словами можно описать опыт лицея. A как назвал бы этот подход сам Макаренко? «...При первой же возможности мы создали у себя условия для полноценного производственного воспитания.» Производственное воспитание — вот ключевое понятие современной профессиональной подготовки.
• швейная мастерская • профессиональная подготовка • производственный процесс • успешная специализация • производственное воспитание
Малое предприятие — эффективная площадка становления будущего профессионала
С целью приближения обучения к условиям производства швейные мастерские лицея работают по принципу малого предприятия. Здесь учащиеся выполняют пошив малых партий изделий по заказу работодателей, исполняют заказы от населения по ремонту одежды различного ассортимента. Для творческих коллективов города и для коллективов дополнительного образования лицея изготавливают концертные костюмы. Некоторые работы выполняются благотворительно. Так, например, учащиеся лицея изготовили более ста изделий для хорового коллектива общества инвалидов. Одно из направлений деятельности этих мастерских — реализация принципа «превратим отходы в доходы». Работодатели отдают лицею отходы производства (лоскуты, обрезки, выпады), из которых затем шьются различные изделия, которые не име-
ют размерного ряда, а выполняются в единичных экземплярах. Продолжение комплексного подхода к трудовому воспитанию и профессиональному обучению лицей планирует, развивая производство товаров народного потребления. С этой целью реализуется бизнес-план предприятия по пошиву одежды. Основная бизнес-идея — организация предприятия по пошиву одежды на базе учреждения начального профессионального образования профессионального лицея № 114 Московской области. Только реальное вовлечение будущих профессионалов в бизнес-процесс позволит подготовить кадры для экономики региона качественно.
В настоящее время в лицее:
• по основной профессиональной образовательной программе обучаются
3 группы учащихся общей численностью 79 человек;
• по программе профессиональной подготовке по профессии «Оператор швейного оборудования» обучаются 2 группы
учащихся в количестве 21 человек — выпускники коррекционных школ;
• по программам краткосрочной подготовки ежегодно в малых группах обучается более 20 человек по профессии «Закройщик».
Обучение ведут высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения: два преподавателя профессиональных дисциплин и четыре мастера производственного обучения. Все имеют высшее образование и стаж работы на швейных предприятиях не менее семи лет. Пятеро из них имеют высшую квалификационную категорию.
Лицей имеет отличную учебно-производственную базу, действуют четыре мастерские, оснащённые современным производственным оборудованием:
• универсальные швейные машины;
• специализированное оборудование;
• трикотажная линия;
• оборудование для влажно-тепловой обработки;
• приспособления малой механизации.
Бизнес-процесс предприятия складывается из нескольких направлений:
• выполнение заказов от населения по ремонту швейных изделий;
• изготовление костюмов для театральных
и танцевальных коллективов города и района;
• пошив рабочей одежды для учащихся лицея;
• выполнение мелких партий заказов от предприятий;
• изготовление детской одежды из отходов производства работодателей (остатки ткани, выпады от кроя).
Участвуя в работе предприятия, учащиеся, под руководством мастеров производственного обучения, самостоятельно выполняют все этапы работы: от создания эскизов модели до сдачи готовой продукции заказчику.
Старшекурсники принимают индивидуальные заказы, затем с преподавателями конструируют и моделируют модель одежды. Учащиеся младших курсов их изготавливают. При вы-
полнении заказов массового производства чаще всего используется бригадный метод организации труда, где каждому ученику, по мере его способностей, найдётся объём работы. На каждом этапе работает общественный технический контроль из числа лучших учащихся.
В стоимость продукции и услуг входят не только затраты на материалы, сопутствующие товары и фурнитуру, но и вознаграждение — 30% от стоимости работы.
С целью повышения конкурентоспособности будущих кадров ежегодно проходят встречи и мастер-классы с одним из ведущих модельеров России — Вячеславом Зайцевым. На базе лицея ведущими преподавателями вузов проводятся различные мастер-классы по моделированию и декоративному оформлению одежды. Традиционными стали мастер-классы, организаторы которых старшекурсники или выпускники лицея. Мастера производственного обучения и преподаватели проходят стажировку на ведущих предприятиях города.
Проанализировав имеющийся потенциал работы швейных мастерских, определив производственные и человеческие ресурсы, лицей имеет возможность расширить работу предприятия за счёт:
• увеличения объёма продукции;
• запуска линии по производству школьной одежды;
• разработки юными дизайнерами авторских моделей одежды;
• и в дальнейшем — создания Интернет-магазина.
Основные конкуренты на рынке — предприятия, которые специализируются на производстве аналогичных товаров; магазины одежды; рынки. Для того, чтобы сохранять и усиливать позиции — становиться более конкурентоспособными, педагоги поддерживают следующие принципы в организации предприятия:
1) шить красиво и качественно;
2) продавать в красивой упаковке;
НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ
3) прорабатывать надёжные каналы сбыта;
4) постоянно рекламировать предприятие.
Снижение затрат на производстве обеспечивается отсутствием арендной платы, освобождением от налога на добавленную стоимость, использованием ресурсов учебного заведения.
Себестоимость значительно снижается, когда удаётся:
• покупать сырьё и материалы по более низким ценам;
• не допускать брака в работе;
• экономить электроэнергию;
• бережно относиться к оборудованию и инструментам.
Таким образом, продукция, производимая ученическим швейным предприятием, составляет достойную конкуренцию на рынке швейных товаров и услуг.
Формирование профессионализма интеграцией производственного и учебно-воспитательного процессов
В ходе учебно-воспитательного процесса педагоги стремятся создавать условия для развития активной жизненной позиции, осознанного профессионального выбора и как следствие успешной социализации в обществе в будущем.
В формировании квалифицированных кадров педагоги учат:
• ориентироваться на конкретный результат деятельности, то есть организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, соблюдения безопасности жизнедеятельности;
• уметь эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами, поддерживать рабочую атмосферу в коллективе;
• нести ответственность за результаты собственной работы, анализировать рабочую ситуацию, проводить текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность;
• постоянно повышать квалификацию, таким образом проявляя к выбранной профессии устойчивый интерес;
• создавать продуктивную систему взаимодействий, поиска и обмена профессиональной
информацией, используя информационно-коммуникационные технологии.
Педагогический коллектив лицея ведёт поиск и внедряет в практику педагогические технологии для решения следующих задач:
• Формирование профессиональных
и общих квалификаций и умений выпускников.
• Повышение эффективности профессиональной ориентации учащихся.
• Развитие социальной активности учащейся молодёжи.
• Профилактика асоциальных явлений.
Решению вопросов совмещения обучения, воспитания и производительного труда подростков посвятил свою жизнь выдающийся педагог советского периода А.С. Макаренко. Основные идеи его педагогической системы составляют концептуальную основу формирования профессионализма выпускников лицея.
Большую роль в становлении молодого рабочего А.С. Макаренко отводил коллективу. «Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимосвязь...» — так дал он определение коллективу в работе «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». С целью формирования коллектива первый месяц учебного года — сентябрь — в лицее проходит под эгидой «Школы актива». В процессе проведения игр на взаимодействия (как внутригрупповых, так и общелицейских) в каждой группе учащиеся определяют лидера, выявляется круг активистов. Проводятся обучающие семинары. Итогом этого этапа становится защита социальных проектов, где учащиеся каждой учебной группы определяют название, цель и задачи проекта, которые впоследствии реализуют самостоятельно. Они составляют план реализации, определяют
перечень необходимых ресурсов (не только материальных, но и интеллектуальных и человеческих), а также учитывают возможные риски.
А.С. Макаренко воспитывал в колонистах способность заниматься любым видом труда, независимо от желания воспитанников. Социальный паспорт лицея показывает, что основная масса учащихся — это не колонисты, но воспитанники, требующие особого подхода, для которых учебный труд сложен и не привлекателен. Из рутинной обязанности сделать учёбу источником радости, творчества и предметом гордости помогают «Марафон профессий» и «Интеллектуальный марафон».
ва...». Основываясь, прежде всего, на технологической дисциплине, формируется готовность выполнить поставленную руководством перед работником задачу, стремление к качественному выпол нению задания. Всё это, в конечном счёте, приводит к тому, когда, по мнению А.С. Макаренко, «этот результат проявляется даже тогда, когда человек, остава ясь наедине, должен знать, как поступить». Каждый кабинет лицея оснащён компьютерным оборудованием со свободным доступом в Интернет. Поэтому информационные и коммуникационные технологии повседневны в использовании каждым преподавателем. В то же время для педагогов регулярно проводятся
В 2013/14 учебном году общий контингент лицея составил 291 человек, 76% из которых выпускники основных общеобразовательных школ, а 24% — специальных (коррекционных) школ.
Численность учащихся в разрезе специальностей составляет:
• Повар, кондитер — 4 группы — 110 человек.
• Художник по костюму — 3 группы — 79 человек.
• Мастер по обработке цифровой информации — 1 группа — 30 человек.
• Садовник — 3 группы — 29 человек.
• Оператор швейного оборудования — 2 группы — 7% — 21 человек.
• Маляр строительный — 2 группы — 7% — 22 человека.
В лицее обучаются учащиеся различной категории, многие из них находятся в трудной жизненной ситуации. Социальный паспорт учащихся лицея:
• Учащиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — 101 человек, в том числе: до 18 лет — 34 человека, от 18 до 23 лет — 67 человек, находящихся на полном государственном обеспече-
нии — 97 человек, находящихся под опекой — 4 человека.
• Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья — 74 человека, в том числе детей-инвалидов — 14 человек.
• Учащиеся из малообеспеченных семей — 33 человека.
• Учащиеся из неполных семей — 66 человек, в том числе без отца — 63 человека, без матери — 3 человека.
• Учащиеся, проживающие отдельно от родителей, — 19 человек, из них 10 имеют малолетних детей.
• Учащиеся, состоящие на учёте в КДН, — 10 человек.
В ходе проведения этих этапов проводятся открытые уроки и внеклассные дела, на которых используются различные педагогические технологии. Использование традиционных педагогических технологий позволяет организовать учебный процесс, максимально приближая его к условиям производства. В работе «О моём опыте» А.С. Макаренко пишет: «Дисциплина — это лицо коллекти-
практические занятия по использованию различных прикладных программ. Так, например, в этом году, каждый преподаватель освоил программу по составлению опроса с применением дистанционных пультов. В каждой группе проводятся занятия в форме деловых или ролевых игр. Интересным стал для лицея проект содружества учащихся по профессии «Художник по костюму» и народного театра города. Молодые таланты лицея
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
разработали ряд коллекций и предложили эскизы костюмов для постановок театральных трупп. А взамен юные модельеры получили свободный доступ на спектакли и различные мероприятия городского дворца культуры, поднимая, таким образом, профессиональный и культурный уровень. Применение педагогики сотрудничества позволяет максимально эффективно организовывать различные мастер-классы профессиональной направленности. Система их проведения в лицее заключается не только в том, что они организуются в совместной деятельности учителя и ученика (в качестве учителя часто выступает выпускник, профессионал или работодатель). Но и в том, что одновременно (во время воспитательного блока) проводится от 8 до 12 мастер-классов. Распределение участников проводится таким образом, чтобы на каждом
нацеленном на ликвидацию компьютерной безграмотности пенсионеров. Работая в качестве консультантов, они закрепляют полученные в лицее знания. В то время как художники по костюму моделируют и шьют рабочую одежду не только для себя, но и для ребят других специальностей. Мастера отделочных строительных работ выполняют ремонт кабинетов и комнат общежития. Это формирует ответственность у исполнителей и уважение учащихся к труду другого человека. В год зимних Олимпийских игр в Сочи лицеисты организовали малые лицейские игры, массовые флеш-мобы с охватом всех учащихся в период спортивных празд-
• Учащиеся, состоящие на учёте в ОДН, — 9 человек.
• Учащиеся, находящиеся на вну-триучилищном контроле, — 23 человека.
Качественный уровень работы лицея обеспечивают высококвалифицированные педагогические работники лицея в количестве 38 человек, в состав которого входят:
• 11 преподавателей.
• 17 мастеров производственного обучения.
• 10 других педагогических работников — воспитатели, социальные педагоги, психологи, мето-
дист и педагоги дополнительного образования.
Аттестованы на высшую и первую квалификационные категории 58% педагогических работников, 82% имеют педагогический стаж 10 и более лет, 18% — это молодые специалисты; средний возраст педагогических работников — 43 года.
В лицее имеются:
• 17 кабинетов общеобразовательных дисциплин.
• 10 кабинетов профтехцикла.
• 13 лабораторий и учебных мастерских.
• 2 спортивных зала, а так же тренажёрный и гимнастический залы.
• 1 спортплощадка.
• 2 библиотеки, общий фонд —
43 925 единиц.
• 2 актовых зала.
• 2 столовые на 280 посадочных мест.
• 1 общежитие на 94 человека.
Каждый кабинет оснащён ученической мебелью на 30 посадочных мест компьютерной техникой. В распоряжении педагогов и учащихся 4 интерактивных доски, 9 проекторов, 26 единиц множительной и копировальной техники.
присутствовали один-два ученика из каждой группы, которые затем на следующем воспитательном блоке делятся впечатлениями со сверстниками по принципу «подросток — подростку». Таким образом, если ученик был не организатором, а простым участником, получая дополнительные умения, он всё равно вынужден быть транслятором новых знаний. Например, ребята — мастера по обработке цифровой информации участвуют в волонтёрском движении «Мудрость плюс молодость»,
ников, провели товарищеские встречи. Физическая культура содействует трудовому воспитанию, психическому и духовному воспитанию подростков, а также частично формирует у юношей готовность к службе в рядах вооружённых сил России. Вот уже семь лет в лицее реализуется проект по организации летнего трудового лагеря на побережье Чёрного моря. Ежегодно около пятидесяти воспитанников из числа
детей-сирот совмещают отдых и оздоровление с работой в сервисных отрядах по профилю образования.
На старте школы актива объявляется конкурс, на основании которого составляется индивидуальный рейтинг активности учащихся и учебной группы в целом. При подведении итогов учитываются успеваемость, посещаемость, качество знаний, количество имеющихся в портфолио сертификатов за участие в том или ином мероприятии, грамоты и дипломы. По итогам только первого полугодия прошлого учебного года 102 учащихся приняли участие в 26 олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и научно-практических конференциях, не считая внутрилицейских. При оценке эффективности учебно-производственной работы учитываются также результаты государственной итоговой аттестации выпускников. В состав аттестационных комиссий входят представители работодателей, преподаватели вузов. Итоговая аттестация традиционно проводится в открытом режиме с приглашением
родителей, представителей общественности и выпускников. Выпускные практические квалификационные работы носят творческий характер; так, например, «Художники по костюму» разрабатывают модели под определёнными девизами: «Экология и будущее», «Влияние на моду Первой мировой войны», «Народные промыслы Подмосковья», «Молодёжный экстрим», «Русские традиции в современном костюме» и другими.
Результатом продуктивной работы педагогического коллектива по формированию общих и профессиональных квалификаций стали:
• неоднократные победы на областном конкурсе профессионального мастерства по профессии «Портной»;
• трое учащихся — лауреаты именной стипендии Президента Российской Федерации;
• двадцать восемь учащихся — лауреаты именной стипендии Губернатора Московской области;
• обеспечение трудоустройства каждому ученику. НО