ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МИГРАНТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. КРЮЧКОВА
В настоящее время в связи со сложной экономической и демографической ситуацией в России не хватает рабочих рук для стабильного развития страны. Поэтому на государственном уровне рассматривается Программа добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, начало реализации которой намечено на январь 2007 года. И уже ясно, что в системе начального профессионального образования в ближайшие годы произойдут большие перемены.
Проблема миграции для России и в частности для Калининградской области актуальна в связи с распадом СССР, образованием ряда новых государств и удручающей демографической ситуацией. На необъятных просторах России на начало 2006 года проживало чуть больше 140 миллионов человек, что конечно мало для того, чтобы в целом огромная страна и ее регионы динамично развивались. Согласно Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Программа утверждена Указом президента РФ 22 июня 2006 года №637), Калининградская область вошла в число «пилотных» регионов наряду с Красноярским, Приморским и Хабаровским краями, Амурской, Иркутской, Новосибирской, Липецкой, Тюменской, Тамбовской, Тверской и Калужской областями. Программа будет реализовываться в несколько этапов до 2016 года и направлена на привлечение мигрантов в нашу страну для воспроизводства трудовых ресурсов, необходимых сегодня государству, и дальнейшего развития экономики. За этот период времени Россия планирует принять -5-6 миллионов человек, наша область - 300 тысяч. Это, прежде всего, способ решения проблем, стоящих перед регионом и в целом Россией.
Главным мотивом миграции является поиск благополучной жизни - мигранты ищут более благоустроенную в экономическом плане и безопасную жизнь. Но сам процесс переселения связан с большими трудностями, хлопотами, а иногда и с разочарованиями, даже если люди стремятся приехать на все готовое.
Государственная и региональные программы переселения устанавливают условия приема, размещения и обустройства участников государственной программы; задачи, стоящие перед Федеральной миграционной службой России и миграционными центрами. Но как бы хорошо не был отлажен механизм переселения, на новом месте жительства мигранту предстоит выдержать большую адаптивную нагрузку в связи с различиями: расовыми, национальными,
региональными, религиозными. Им необходимо будет осваивать новую культурную и образовательную среду, заниматься вопросами трудоустройства и профессионального обучения, потому что многие из мигрантов имеют невостребованную профессию, невысокую профессиональную квалификацию или вообще ее не имеют. Особое внимание государство должно уделить детям и молодежи-мигрантам, жизненный опыт которых недостаточен для разрешения взрослых проблем, а их сознание наиболее уязвимо во время миграции. Подростки из малообеспеченных семей мигрантов зачастую вынуждены оставлять учебу в школе, что может привести к таким асоциальным явлениям, как наркомания, проституция, беспризорность, преступность. И здесь профессиональное обучение призвано сыграть важную роль.
В настоящее время назрела потребность в создании действенной системы профессиональной подготовки, обучения и трудоустройства мигрантов по заявкам предприятий в отрасли хозяйства, особо нуждающиеся в квалифицированных рабочих кадрах.
Перед профессиональным образованием встают новые задачи, связанные с качественным обучением учащихся-мигрантов, специальной подготовкой инженерно-педагогических работников, специализирующихся на работе с мигрантами, а также с проектированием их карьеры и социальной адаптацией.
Одна из них - обеспечение адекватного взаимоотношения мигрантов с обществом, коллективом. В процессе профессионального обучения и подготовки учащиеся приобретают социальный опыт участия в различных видах деятельности и межличностного общения, который формирует отношение к различным проявлениям жизни, развивают социальные и профессиональные умения и навыки. Адаптация учащихся-мигрантов к новой деятельности происходит в несколько этапов: изучение русского языка, освоение действующих в новом коллективе норм, разрешением противоречий между необходимостью «быть как все» и стремлением к индивидуальности, интеграция учащегося-мигранта с коллективом. При отрицательном разрешении этих противоречий происходит вытеснение его из коллектива и фактическая изоляция. Чтобы избежать этого, необходимо создать определенные условия для возникновения состояния готовности к новым видам деятельности.
Большие возможности для адаптационной работы и профессионального самоопределения мигрантов определяет трудовое обучение, в процессе которого формируются как профессиональные умения и навыки, так и закаливаются волевые свойства, воспитываются навыки адаптации и приспособления к существующим в обществе требованиям, ценностям, нормам поведения, навыки планирования своей профессиональной деятельности, критической оценки результатов работы, организации взаимодействия с коренным населением. Трудовая деятельность служит основой включения мигранта в разнообразные социальные отношения и активное общение, поэтому является одним из определяющих факторов успешности жизни мигрантов на новом месте, которым предстоит и сохранить себя в незнакомых условиях, и разумно измениться под их влиянием.
Система профессионального обучения учащихся-мигрантов предусматривает выполнение определенных требований: повышение компетентности педагогов -формирование
психологической компетентности и развитие их толерантной культуры; создание условий жизнедеятельности данной категории учащихся в новом социуме (наличие общежитий в учреждениях НПО); введение адаптационных программ, направленных на безопасность жизнедеятельности, коммуникативно-языковую, социально-бытовую, социально-средовую, профессиональную адаптацию, правовую и экономическую грамотность. Разработка нормативно-правовых аспектов, в которых будут решены вопросы профессиональной подготовки и профессионального обучения мигрантов в целях повышения эффективности использования их трудовых ресурсов в регионах России, создание профессиональных образовательных центров, финансируемых государством и работодателями, главная цель которых - подготовка квалифицированных кадров из числа мигрантов и переселенцев, востребованных на рынке труда; расширение межкультурных связей национальных образовательно-воспитательных систем; интеркультурное обучение и в частности разработка адаптационных учебных курсов для учащихся-мигрантов; лингвострановедческая подготовка и повышение квалификации педагогов, работающих с вынужденными переселенцами, беженцами, мигрантами - вот основные направления деятельности тех, кого волнуют вопросы профессионального обучения этой части населения.
В законе РФ «Об образовании» записано, что «Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов».
В Калининградской области проблемой профессионального обучения и подготовки учащихся-мигрантов занимаются в профессиональном лицее №14 города Советска. Лицей осуществляет многоуровневую подготовку учащихся по профессиям и специальностям для сферы бытового обслуживания и легкой промышленности. Выпускники лицея востребованы на рынке труда. Подтверждением тому служит их трудоустройство на швейных предприятиях и в парикмахерских
города Советска и других городах Калининградской области. Качество профессиональной подготовки наших выпускников отвечает современным требованиям. Так, учащиеся по профессии «Парикмахер» проходят практику в учебной парикмахерской «Юность» и в салоне красоты, которые принадлежат лицею и расположены на центральной улице нашего города, а так же в парикмахерских области. На основании заключенных договоров лицей сотрудничает с швейными предприятиями города, где учащиеся проходят производственную практику, а затем трудоустраиваются, уже полностью адаптировавшись к условиям труда. Имея собственное ателье, учащиеся получают практические навыки в работе по оказанию услуг населению по пошиву швейных изделий и ремонту одежды. В лицее есть уютное общежитие на 335 проживающих, которое расположено в трех зданиях; спортивный зал и спортивная площадка; актовый зал с подиумом, где учащиеся, занимающиеся в Театре моды, демонстрируют коллекции одежды, сшитые своими руками.
Коллектив инженерно-педагогических работников лицея владеет психолого-педагогическими аспектами коррекционного, развивающего обучения, техниками и технологиями коррекционно-компенсирующего обучения (в учреждении обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Швея»), занимается воспитанием толерантного отношения к другим людям и другим культурам, постоянно повышает свою квалификацию. Преподаватели и мастера производственного обучения в планы по самообразованию включают вопросы изучения литературы по психологии об особенностях поведения мигрантов, специальных методических пособий по профессиональной реабилитации, обучению и социальной адаптации мигрантов.
Все это будет способствовать эффективной подготовке учащихся-мигрантов, которых уже в новом учебном году лицей готов принять на обучение.