Научная статья на тему 'Проблемы готовности кадрового потенциала упо к введению ФГОС'

Проблемы готовности кадрового потенциала упо к введению ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы готовности кадрового потенциала упо к введению ФГОС»

Выполнять конструктивное моделирование ПМ.02. Изготовление лекал.

Поражает новость, сообщенная мастером производственного обучения с 35-летним стажем: государственный стандарт должен быть единый, а разработку ФГОС государство возложило на каждое учебное заведение.

Проведенное экспресс-исследование готовности педагогических работников к переходу на реализацию ФГОС нового поколения дает основания для планирования методической работы в учреждениях профессионального образования, содержания консультаций, семинаров и других мероприятий лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО института.

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УПО

К ВВЕДЕНИЮ ФГОС

Н. Л. Лабунская, зам. дир. по УМР ГОУ НПО ПЛ № 70, А. В. Шершнева, руководитель музейно-выстовочного центра ГОУ НПО ПЛ № 70

Система образования переживает сегодня не просто изменения, она трансформируется, меняется структурно и качественно. Какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно от уровня профессионализма педагога, его способности к непрерывному профессиональному образованию напрямую зависит повышение качества образования. Поэтому профессиональная компетентность педагога становится одной из важнейших целевых ориентаций деятельности методической службы.

В соответствии со статьей 7 п. 4 Закона Российской Федерации «Об образовании» (п. 4 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-Ф3) федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Традиционно задачи управления процессом повышения профессионализма педагогов заключались, главным образом, в обновлении и расширении профессионально-педагогических и предметных знаний с доминирующей установкой на предметно-ориентированный характер профессионального развития педагогов. Переход на стандарты нового поколения выдвигает перед методической службой требования по

формированию у педагогов и руководителей совокупности новых компетенций, обеспечивающих качество профессионального образования соответствующего целям опережающего развития современной профессиональной школы, требованиям экономики, основанной на знаниях. Другими словами, реализация модульно-ком-петентностного подхода требует подготовки кадров, способных работать в рамках данного подхода. Особые требования предъявляются к информационной культуре педагога, он должен иметь навыки работы с различными программами.

В ПЛ № 70 большое внимание уделяется реализации следующих направлений методической работы, способствующих профессиональному развитию педагога: создание условий для адаптации молодых специалистов; использование форм и методов работы, активизирующих профессиональную деятельность педагогов; создание открытого образовательного пространства, обеспечивающего педагогам выбор оптимального сочетания корпоративного обучения, курсов и стажировки; психологическое сопровождение педагога, профилактика профессионального «выгорания» педагога; создание условий для научно-исследовательской деятельности педагогов; организация и участие в профессиональных конкурсах, являющихся важнейшим средством повышения мастерства педагогов.

Внедрение преподавателями в образовательный процесс деятельностных технологий обучения (проектная, кейс-метод, игровая) не только позволяет формировать глубокие теоретические знания учащихся по предмету, активизировать их аналитические, коммуникативные способности, но и представить обучающимся по профессиям парикмахер, художник по костюму, автомеханик неоднозначность решения проблем в реальной жизни, стратегии выхода из нестан-

дартных ситуаций, связанных с экономическими составляющими их профессиональной деятельности. Это очень важно в нашем случае, ведь мы готовим рабочих для малого бизнеса.

В лицее реализуется комплекс мероприятий по оказанию методической помощи педагогам по подготовке к внедрению нового поколения профессиональных ФГОС, проводится анализ обеспеченности кадровыми, научно-методическими и материально- техническими ресурсами для реализации инновационных направлений, связанных с переходом от знаниевой модели образования кдеятельностной.

Обязательное прохождение программ повышения квалификации педагогов профессионального образования предусмотрено не реже одного раза в 5 лет.

В большинстве случаев продолжительность таких курсов не превышает 72 часов, их актуальность и результативность отслеживается только самими поставщиками образовательных услуг, внешняя оценка, как правило, не проводится. В то же время опыт ведущих предприятий, особенно активно внедряющих инновационные разработки, показывает, что для эффективной работы в постоянно развивающейся конкурентной среде работники проходят повышение квалификации один-два раза в год по модульным образовательным программам. Эта практика должна активно использоваться и при повышении квалификации педагогов, готовящих студентов и учащихся к профессиональной деятельности в инновационной среде. Существенно возрастает роль аспирантуры как института подготовки педагогических кадров (преподавателей, научных работников).

Мы считаем, что результативность программ повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников профессионального образования в реальности должна определяться участием освоивших их работников в разработке и реализации различных образовательных проектов конкурсного и практического плана, в личном вкладе каждого педагога в разработку учебно-методической документации, образовательных программ инновационного характера, включением педагогов в исследовательскую, новаторскую деятельность и пр. Такая обратная связь, как критерии эффективности деятельности ОУ, учитывается в различных отчетах, конкурсах, моделях конкурсного персонифицированного финансирования повышения квалификации бюджетников.

Преподаватели и мастера производственного обучения лицея повышают свою квалификацию не только готовясь к различным конкурсам и аттестации, проходя стажировки и обучаясь на курсах повышения квалификации, семинарах, но и активно участвуя в методической жизни ли-

цея, профессиональном общении, в обмене опытом с коллегами из других образовательных учреждений.

На сегодняшний день общее количество мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин в лицее - 48 человек. Сравнение существующей образовательной системы в ПЛ № 70 с требованиями раздела VII Федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиям «Парикмахер», «Художник по костюму», «Повар, кондитер», «Автомеханик», «Обогатитель полезных ископаемых», в части анализа кадрового потенциала показал 100 % подготовленность педагогов по программам повышения квалификации. В том числе в текущем учебном году обучено 15 человек на выездных курсах, 10 человек - дистанционно, с отрывом от производства, в аспирантуре. Также стали участниками мастер-классов, семинаров, тематических консультаций более 20 человек. В настоящее время продолжают обучение в вузах 6 педагогов. 15 педагогов до начала нового учебного года будут стажироваться на предприятиях города, где учащиеся проходят производственную практику.

Стажировка является одной из самых важных форм повышения квалификации педагогических работников в условиях перехода на новые ФГОС. Существующую систему подготовки профессиональных кадров характеризует неориентированность на реальные потребности работодателей, регидность определенной части преподавателей и мастеров производственного обучения, их низкий уровень современных знаний и профессиональных умений. Именно стажировка позволит преодолеть разрыв между нынешними результатами образования и современными требованиями жизни (и прежде всего требованиями сферы труда и занятости).

Отличительная особенность учреждений начального профессионального образования — постоянное взаимодействие с предприятиями. Одним из основных направлений сотрудничества ГОУ НПО ПЛ № 70 и базовых предприятий является организация прохождения стажировки мастерами и преподавателями специальных дисциплин. Стажировка осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства: обновления и углубления знаний в научно-профессиональной области на основе ознакомления с современными достижениями науки, прогрессивной техники и технологии, умения разрабатывать учебно-методическую документацию, предназначенную для использования в подготовке квалифицированных рабочих для сферы услуг, приобретения профессиональных и организаторских навыков, со-

вершенствования деловой культуры. При прохождении стажировки в ателье или парикмахерской бесценен опыт непосредственного участия в планировании работы организации, осуществления рекламных кампаний по продвижению услуг, по привлечению клиентов.

Иванова Т. А., парикмахер-модельер, мастер производственного обучения, бронзовый чемпион Российского конкурса парикмахерского искусства отмечает, что стажировка мотивирует и стимулирует совершенствование профессионального уровня, карьерного роста, усиление творческих начал в практической работе. Она ежегодно стажируется на рабочем месте парикмахера в салоне парикмахерской «Мерлин». Это помогает ей как мастеру производственного обучения и укрепляет социальные связи образовательного учреждения с предприятием. С участием директора салона Волошиной З. М. проводятся различные мероприятия в лицее: итоговая аттестация, конкурсы профмастерства, прохождение производственной практики обучающимися, экскурсии на предприятие. На областном конкурсе профмастерства по профессии «Парикмахер», который проходил в этом году на базе нашего лицея, она выступила не только в роли спонсора, но председателя жюри.

Мастер по профессии «Художник по костюму» Нехорошева Н. П. практикует ежегодную стажировку на рабочем месте в ателье «Старая подкова» в период летнего отпуска. Она считает, что такая стажировка позволяет в минимально сжатые сроки качественно изменить уровень сформированности профессиональных компетенций по разработке художественных и рабочих эскизов, конструкций изделий одежды в соответствии с моделью, выполненной в эскизе. Стажировка в условиях реального производства позволяет привести в соответствие с реальными условиями современного производства умения применять современные методы и приемы, направления моды при обработке изделий одежды, получить навыки работы и использовать по назначению современные виды оборудования, специальных устройств, приспособлений, средств малой механизации при выполнении технологических операций. Это выгодно и для мастера (летом возможно выйти на полный рабочий день без ущерба для здоровья и для учебного процесса, плюс дополнительный заработок), и для руководителя предприятия (основные сотрудники в отпусках). Эффективность такой стажировки на лицо: Наталья Павловна - один из самых опытных мастеров, качество изготавливаемых изделий в ее группе самое высокое по лицею, ее выпускники-победители областных и городских творческих конкурсов, именно ей доверяются самые ответственные заказы, пошивае-

мые в ресурсном центре лицея, открытые областные мероприятия. Её опыт повышения профессионального уровня переняли Бубнова Е. С., Нагайцева И. В., Юркова Д. Г. На будущее лето у них согласована стажировка в ателье и парикмахерских города Новокузнецка.

Особенностью подготовки по профессии «Обогатитель полезных ископаемых» является прохождение не только производственной, но и учебной практики на предприятии. У нашего образовательного учреждения стабильные договорные отношения с такими современными предприятиями, как ОФ «Антоновская» (директор Лысенко О. Н.), «Щедрухинская» (директор Соснин О. А.), ЦОФ «Кузнецкая» (директор Новиков М.А.) и др. Шевякова Л. Д. ежегодно проходит стажировку в период организации производственного обучения под руководством начальника цеха углеприема Черечеча П. И., начальника основного цеха Ткаченко В. Г., а также непосредственно участвуя вместе со своими студентами в изучении устройства, технологии, обслуживании новых грохотов типа «Ливелл», центрифуги типа «Декантер», ленточного фильтр-пресса и др. Особо важно при этом ознакомление с современными нормативными документами по ТБ, инструкциями по ТБ при обслуживании центрифуг, грохотов, фильтр-прессов, радиальных сгустителей, отсадочных машин, что обеспечивает безопасное выполнение работ обучающимися во время практики. На основании изученного Шевякова Л. Д. проводит экскурсии на обогатительные фабрики, разрабатывает темы для выпускных квалификационных работ, в этом году снят учебный фильм, по грохотам ОФ «Антоновская» создано учебное пособие по теме «Грохочение» с учетом требований новых ФГОС. На основе собранных материалов по итогам стажировки составлен отчет, включающий документацию по ОФ «Антоновская»: геологическая характеристика Кузнецкого угольного бассейна, общие сведения об ОФ, схема цепи аппаратов, технологическая схема фабрики, режимные карты по эксплуатации технологического оборудования, плановый пуск ОФ, технологическая инструкция по работе ОФ, контроль основных технологических процессов обогащения угля, инструкции по ТБ для технологического персонала ОФ. Эти материалы легли в основу исследовательской работы студентов гр. ОБ-10 (1) и представлены на городской региональной научно-практической конференции в марте 2011 г.

Одновременно с переподготовкой преподавательского состава решается не менее важная задача переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Эффективность и профессионализм руководителей, наличие у них необходимых компе-

тенций в новых условиях становятся обязательным условием качества работы, успешного развития образовательного учреждения, которые являются сегодня не только факторами обеспечения качественного образования студентов, но и факторами сохранения и социального благополучия педагогических коллективов. Поэтому значительно усиливается роль аттестационных комиссий и аттестационных процедур при отборе кандидатов на должность руководителей образовательных учреждений. Большим подспорьем для методической службы в реализации инновационных направлений являются курсы повышения квалификации для педагогов и руководителей, организованные ГОУ «КРИРПО», в том числе с участием ФГОУ «Федеральный институт профессионального образования» ФИРО, государственной службы по надзору и контролю в сфере образования КО. Тематика курсов разнообразна, актуальна и весьма своевременна, учитывет грядущие в системе образования перемены. Это и подготовка экспертов и разработчиков примерных программ профессиональных модулей и дисциплин НПО, СПО в свете требований ФГОС; и подготовка экспертов для осуществления экспертизы деятельности образовательного учреждения и др.

Одним из эффективных инструментов стимулирования преподавателей к профессиональному развитию является совершенствование аттестационных требований к учреждениям профобразования в части профессиональной квалификации преподавателей, эффективности не только образовательной, но и научной, и инновационной деятельности.

Направленность инновационных образовательных программ ОУ должна включать в комплекс решаемых задач выполнение специальных мероприятий по формированию у педагогического персонала ОУ НПО базовых знаний инновационного менеджмента в сфере образования, маркетинга и коммерциализации образовательного процесса. Это должно найти отражение при обновлении требований к соответствующим программам, нормативным документам. В нашем лицее - это программа развития ПЛ № 70, положение о проблемной группе «Менеджмент в образовании», план работы маркетинговой службы лицея, ресурсного центра, положение о реализации в лицее студенческих бизнес-компаний и пр. Кроме того, должна проводиться целенаправленная переподготовка преподавателей, в том числе для работы с новыми целевыми группами обучающихся (взрослыми людьми) с одновременным созданием новых учебных программ, что не только делает задачу более сложной, но и открывает новые возможности. Введение новых стандартов предполага-

ет готовность педагогов осуществлять новые функции фасилитатора, тьютора, организатора, консультанта, эксперта.

Очень важным в управлении профессиональным развитием педагогов является отслеживание их профессионального роста. Разработка критериев и показателей оценки уровня профессионального развития педагога - это дополнительное средство стимулирования и анализа его творческой деятельности. Контроль профессионального роста предполагает оценку достижений, в лицее для этого проводятся конкурсы профессионального мастерства, смотры кабинетов, выставка учебно-методических комплексов, творческие отчеты работы за год, конкурсы на лучшего педагога, на лучшую методическую комиссию, конкурс портфолио и др.

Введение новых условий оплаты труда также на практике приводит к стимулированию работы преподавателей за счет уменьшения избыточной численности и повышения производительности труда работников образования, а также более результативного применения системы стимулирующих выплат за качество и результаты труда. Нам предстоит на основе имеющегося опыта внедрения новых условий планомерно совершенствовать собственные системы оплаты труда, повышая их стимулирующий и мотивирующий характер в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе через пересмотр критериев и процедур распределения стимулирующих выплат, формирования стимулирующего фонда.

В связи с внедрением нового поколения ФГОС каждый преподаватель должен понимать, что меняется в той или иной степени целевая направленность его педагогической деятельности. В соответствии с Федеральным законом № 260 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с сентября 2011 года образовательные учреждения НПО и СПО переходят на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального и среднего профессионального образования нового поколения. Введение их в действие требует соответствующего научно-методического обеспечения, а следовательно, соответствующей подготовки и уровня компетентности педагогов. К основным решениям, способным повлиять на улучшение кадровой ситуации с учетом объективных внешних вызовов, а также обновления содержания и технологий обучения, реструктуризацию сети и развитие непрерывного образования и обучения взрослых, следует отнести формирование современной системы повышения квалификации и расширения профессиональных возможностей как условие развития профессионального образования и социальной защищенности педагогических и научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.