Научная статья на тему 'Современные формы и методы организации непрерывного профессионального образования педагогов'

Современные формы и методы организации непрерывного профессионального образования педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2651
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / ENHANCING THE SKILLS OF PEDAGOGICAL WORKERS / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / DISTANCE LEARNING / TEACHING AND PROFESSIONAL COMPETITIONS / SELF-ACTUALIZATION TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабунская Н. Л.

В статье рассматриваются некоторые аспекты процесса повышения квалификации педагогов в современных условиях, основанные на внедрении андрагогического подхода, информационных и педагогических технологий обучения, обсуждается готовность педагогических работников к переменам в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS AND METHODS OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS

The article discloses some aspects of the process of improvement of qualification of teachers in modern conditions based on the implementation of andragogical approach, informational and pedagogical technologies of teaching, discussed the readiness of the pedagogical staff for change in education.

Текст научной работы на тему «Современные формы и методы организации непрерывного профессионального образования педагогов»

Раздел 2. Особенности психического развития детей 5-7 лет (25 часов).

В этом разделе рассматриваются особенности развития детей 5-7 лет в свете зарубежных и отечественных теорий. Раскрывается значение игры как ведущего вида деятельности дошкольников и специфика организации других видов деятельности (продуктивной, трудовой, учебной), изучаются особенности развития детей 5-7 лет; познавательных процессов, нравственного развития, особенности общения со сверстниками и взрослыми и др. Особое внимание уделяется изучению психологических новообразований и специфике протекания кризиса дошкольного детства.

Раздел 3. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению (28 часов).

В этом разделе раскрывается понятие школьной готовности, предлагаются критерии готовности ребенка к обучению в школе, диагностика школьной готовности, портрет будущего первоклассника, профилактика школьной дезадаптации.

Раздел 4. Технологии предшкольного образования (51 час).

Внимание заострено на принципах работы педагога предшкольного образования и методах организации деятельности детей, способах ухода от регламентированного обучения школьного типа. Обсуждаются проблемы создания развивающей предметной среды; применения многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности; обеспечения двигательной

активности детей в различных формах, взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.). Осваиваются практические приемы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность детей, методы проблемного обучения. Изучаются методы формирования детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфорта и успешности. Особое внимание уделяется работе педагога пред-школьного образования с родителями.

Изучение данных вопросов предусмотрено существующими ныне программами подготовки педагогов ДОУ и преподавателей начальной школы, однако этот материал разбросан как по различным курсам, так и по времени его изучения. Логичное объединение содержания по проблеме предшкольной подготовки дошкольников в едином курсе позволяет дать целостное представление о данной проблеме и способствует качественной подготовке специалистов в данной области.

1. Казакова Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях реализации предшкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://ipklabdo.lanta-net.ru.

2. Муравина О. В. Проблемы подготовки педагогов к предшкольному обучению детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wecomm.ru.

3. Селезнева Л. С. Подготовка будущих педагогов предшкольного образования в процессе профессионального обучения в педагогическом училище [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wecomm.ru.

УДК / UDK 377 Н. Л. Лабунская

N. Labunskaya

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

MODERN FORMS AND METHODS OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS

В статье рассматриваются некоторые аспекты процесса повышения квалификации педагогов в современных условиях, основанные на внедрении андрагогического подхода, информационных и педагогических технологий обучения, обсуждается готовность педагогических работников к переменам в образовании.

The article discloses some aspects of the

process of improvement of qualification of teachers in modern conditions based on the implementation of andragogical approach, informational and pedagogical technologies of teaching, discussed the readiness of the pedagogical staff for change in education.

Ключевые слова: повышение квалифика-

ции педагогических работников, непрерывное профессиональное образование, дистанционное обучение, педагогические и профессиональные конкурсы, самореализация педагогов.

Keywords: enhancing the skills of pedagogical workers, continuing professional education, distance learning, teaching and professional competitions, self-actualization teachers.

Интеллектуальный потенциал России является одним из ее наиболее значимых конкурентных преимуществ в мировой экономике. Экономический подъем выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного образования, в том числе педагогических работников, от которых на современном этапе зависит высокое качество образования и внедрение инновационных образовательных технологий. Д. Медведев подчеркивает, что «... очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий, в том числе информационных» [1].

Т. С. Панина выделяет следующие направления развития процесса информатизации профессионального образования Кемеровской области в настоящее время:

- формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;

- создание единого информационного образовательного пространства;

- активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;

- синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;

- создание системы опережающего образования [2].

Так как любое начинание требует новых знаний и умений, то для педагога в условиях модернизации профессиональной школы, изменяющегося образовательного законодательства и внедрения концептуально отличающихся от предыдущих образовательных стандартов становится актуальным вопрос о выборе формы повышения квалификации (получение второго высшего образования, соискательство, переподготовка, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, стажировка, самообразование), способной обеспечить его профессиональный рост в заданном направлении. Значительную роль в этом процессе

играет методическая служба образовательного учреждения (далее - ОУ), которая через реализацию информационной, организационной, обучающей и других функций обеспечивает условия для непрерывного профессионального образования педагогических работников [3].

Содержание методической работы с педагогами ГБОУ СПО КузТСиД в межкурсовой период определяется на основе результатов диагностики индивидуальных потребностей и профессиональных затруднений педколлектива. Нами выявлено, что одной из актуальных проблем для педагогов является использование информационно-коммуникационных технологий в своем непрерывном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Решение этой проблемы мы видим через использование современных информационных технологий в организации методической работы и через включение педагогов в сетевые формы организации обучения. Современный уровень информатизации учреждений НПО и СПО позволяет дистанционно обеспечить консультации, видеолекции по интересующей теме, не выходя за пределы своего ОУ. Например, на сайте издательства «Просвещение» проводятся вебинары методистов, авторов-разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые наглядно показывают, что дистанционная форма обучения -это один из удобных и эффективных способов повышения квалификации педагогических кадров. Одной из новых форм обучения, представляющих рынок неформальных образовательных услуг в дистанционном образовании, является мастер-группа. Под мастер-группой М. Ю. Чередилина понимает длительную дистанционную работу нескольких участников, иногда нескольких десятков участников под руководством человека, опытного в каком-то деле (виде деятельности) [4]. Основным элементом обучения в мастер-группе является регулярная рассылка или проведение онлайн-лекций с выдачей заданий для участников, индивидуальная проверка выполненных заданий и обратная связь с мастером, различные формы взаимодействия участников с мастером и между собой на основе различных электронных сервисов и программ (электронная почта, скайп, форумы и т. д.). В качестве положительного момента при дистанционной форме обучения можно отметить экономию финансовых средств и оперативность получения информации, возможность повторить, просмотреть их в записи, проработать совместно с коллегами. Но дистанционное обучение может оказать влияние на професси-

ональный рост педагога при условии его активной деятельностной позиции, самостоятельности, ответственности, организованности.

В то же время сегодня мы отмечаем неготовность педагогов вступать в сетевые педагогические сообщества, слабую активность по обмену опытом на различных педагогических форумах, интернет-фестивалях, онлайн-педсоветах. В сложившейся ситуации методическая служба ГБОУ СПО КузТСиД создает условия, подталкивающие, побуждающие педагогов при выполнении различных профессиональных задач использовать ресурсы сайта ОУ и сети Интернет в целом. Так, в рамках Школы молодого педагога, работу которой возглавляет заслуженный учитель Российской Федерации Н. П. Максимова, состоялась декада «Горжусь профессией моей». Одним из мероприятий декады была викторина с использованием электронной оболочки, что само по себе разнообразило, сделало интересным проведение контрольной процедуры. Чтобы подготовиться к викторине, молодым педагогам предложено было в свободном доступе на сайте техникума ознакомиться с материалами заочного педагогического семинара и вопросами викторины, которые размещены там же. Это продемонстрировало педагогам возможности использования интернет-технологий и сайта ОУ как образовательного ресурса.

Способствовать внедрению различных форм дистанционного обучения педагогических работников методическая служба может на уровне образовательного учреждения также благодаря созданной возможности онлайн-обучения, например на базе площадки для проведения вебинаров ГОУ «КРИРПО». Востребованными в течение последнего учебного года у педагогов ГБОУ СПО КузТСиД были вебинары и круглые столы онлайн по актуальным проблемам: о свободном программном обеспечении, современных подходах к профориентации, аттестации педработников, методическом обеспечении ФГОС, обучении взрослых, о развитии системы социального партнерства в системе профобразования и др.

Наиболее эффективной формой обучения педагогов, формирующей у них творческо-де-ятельностную позицию, развивающей педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Конкурсы педагогической направленности, такие как «Педагог года», «На лучшую методическую разработку», конкурсы социальных или педагогических проектов и пр., являются своего рода школой профессионального мастерства, ориентированной на развитие педа-

гогической компетентности, актуализацию и презентацию педагогических находок и достижений.

Для преподавателей общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения, формирующих профессиональные знания, умения, компетенции, обеспечивающие готовность выпускников к выполнению основных видов профессиональной деятельности, очень важно совершенствоваться в профессии. Упорные тренировки на этапе подготовки и непосредственное участие в профессиональных конкурсах на одной площадке с лучшими специалистами отрасли способствуют, кроме совершенствования профессионализма педагогов техникума, поднятию статуса преподавателя в глазах социальных партнеров-работодателей и формированию имиджа образовательного учреждения. Примером, подтверждающим высокий потенциал педагогических кадров ОУ НПО и СПО, является участие наших мастеров производственного обучения по профессии «парикмахер» в чемпионате России по парикмахерскому искусству и декоративной косметике, где в 2007 г. из 712 конкурсантов, профессионалов со всей страны, звание бронзовой чемпионки России завоевала мастер производственного обучения Т. А. Иванова. Катализатором совершенствования мастерства педагогов является профессиональное взаимодействие: «педагог -методист», «педагог - коллеги», «педагог - администрация», а в свете требований ФГОС и «педагог - работодатель», что наиболее успешно реализуется в рамках подготовки к таким конкурсам, а также непосредственного в них участия. Профессиональные конкурсы создают условия для взаимодействия с представителями профессии в неформальной обстановке, это укрепляет государственно-частное партнерство ОУ.

Эффективности и результативности деятельности методической службы ОУ по организации непрерывного профессионального образования педагогов способствует реализация андрагогического подхода. В соответствии с особенностями обучения взрослых изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах на конкурсах являются тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от учебного процесса, способствует развитию дружеских взаимоотношений и установлению профессиональных контактов, самореализации и созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений. Андра-гогический подход предполагает, что при отборе

форм, методов, средств и способов повышения квалификации педагогических кадров необходимо учитывать уже имеющееся образование у взрослых обучающихся, наличие жизненного и профессионального опыта, психологические и возрастные особенности, разные ожидания от обучения и др. Обучение взрослых должно начинаться с диагностики их потребностей в обучении, выявления пожеланий относительно организации и содержания обучения, должна быть предусмотрена возможность обратной связи и корректировки учебного содержания в ответ на пожелания. Технологиям обучения взрослых характерна интенсивность, максимальная ин-дивидуализированность, выраженная деятельностная и прагматическая направленность, что способствует максимальному проявлению и развитию активности педагога. На наш взгляд, все это находит подтверждение возможностям реализации конкурсного движения как формы повышения квалификации педагогов.

Одним из существенных факторов, влияющих на процесс модернизации образования, Е. Н. Жаркова определяет «состояние профессионального сообщества, прежде всего осознание педагогическими работниками сущности перемен, происходящих в обществе, их готовность и способность становиться агентами таких перемен в образовании, их готовность и способность изо дня в день преодолевать собственную бессубъектность, извечное недоверие к любым переменам» [5]. Поэтому мы согласны, что участие педагогов в различных педагогических и профессиональных конкурсах играет значительную роль в осмыслении и принятии инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского и творческого поиска.

Таким образом, мы считаем, что эффектив-

УДК / UDC 377.5 : 621.791

ности непрерывного профессионального образования педагогов в современных условиях будет способствовать организация методической работы в учреждениях профобразования на основе андрагогического подхода, а также обновление содержания методической работы с учетом результатов мониторинга затруднений педагогов, использованием информационных технологий и активных, деятельностных форм обучения педагогов.

Методическая служба должна выступить интегратором процессов развития каждого педагога в отдельности и образовательного учреждения в целом, создавая условия для непрерывного и инновационного повышения квалификации и, распространяя новые технологии, обеспечивать повышение качества, доступность, эффективность образования педагога.

1. Выступление заместителя министра образования и науки РФ В. Миклушевского на Тверском социально-экономическом форуме по вопросам внедрения ИКТ в образовании и науке [Электронный ресурс]. - URL: http://window. edu.ru/news/930/24930 (дата обращения: 12.01.2013)

2. Панина Т. С., Павельева Н. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в учреждениях довузовского профессионального образования Кемеровской области // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.): в 2 ч. Ч. 2. - Кемерово: КРИРПО, 2013.- С. 237-239.

3. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005. - 52 с.

4. Чередилина М. Ю. Мастер-группа как форма обучения в дистанционном образовании // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф.(Кемерово, 27-28 марта 2013 г.): в 2 ч. Ч. 2. - Кемерово: КРИРПО, 2013. - С. 259-260.

5. Жаркова Е. Н. Проблемы развития дополнительного профессионального педагогического образования в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2012. - № 1 (5). - С. 6-10.

О. М. Мосалова, И. Н. Березовская O. Mosаlova, I. Berezovskaya

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ФГОС - 3 ПО ПРОФЕССИИ «СВАРЩИК»

THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL MODULES OF GEF - 3 FOR THE PROFESSION «WELDER»

Рассматриваются проблемы, возникаю- ходе реализации ФГОС третьего поколения по

щие при разработке учебно-программной до- профессии «сварщик».

кументации и контрольно-оценочных средств в This article discusses the problems that arise

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.