Научная статья на тему 'Профессиональное образование - маршрут успеха'

Профессиональное образование - маршрут успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование - маршрут успеха»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — МАРШРУТ УСПЕХА

Директор ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 96» Лариса Георгиевна Пономарева с 2006 по 2008 год прошла обучение по программе профессиональной переподготовки для руководителей УПО «Менеджмент в сфере образования». В училище работает директором с мая 2004 г. Награждена знаком «Почетный работник профтехобразования РФ» (2000 г.), в настоящее время является соискателем, аспирантом МаГУ.

Лариса Георгиевна трудится в системе начального профессионального образования 30 лет. Как специалист высокого класса она проявила себя, будучи заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Профессиональном училище № 4. Желание и умение работать с новыми методиками и педагогическое мастерство позволили ей завоевать признание и уважение как среди коллег, так и среди обучающихся. Высшее профессиональное образование, большой опыт и высокая квалификация стали решающими факторами при выборе кандидатуры на пост руководителя Профессионального училища № 96.

Лариса Георгиевна имеет соответствующую научно-теоретическую подготовку, владеет методикой начального профессионального образования, что подтверждается неоднократными публикациями ее выступлений на областных научно-практических конференциях в сборниках материалов конференций и научных журналах.

Современный рынок труда диктует иные, чем прежде, требования к уровню подготовки выпускников профессионального училища, обеспечивающей качественное выполнение профессиональных обязанностей на основе сформированных в процессе обучения компетенций и приобретенного за время обучения опыта. Модернизация производственных технологий и принципов организации производства изменяет требования к профессиональным компетенциям и уровню квалификации рабочих; возрастает роль аналитической функции, увеличивается доля труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, повышаются требования к уровню самостоятельности. Не вызывает сомнения мысль о том, что самая эффективная и качественная подготовка высококвалифицированного специалиста возможна только в условиях производительного труда, приближенного к реальному производству.

Этим обусловлена необходимость внесения изменений в содержание профессионального образования, внедрения новых технологий подготовки кадров, обновления учебно-материальной базы, что в итоге повлияет на качество образования.

В целях эффективного решения данных проблем администрация ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 96» и весь педагогический коллектив разрабатывают способы эффективной подготовки специалистов соответствующего уровня и профиля, готовых к постоянному профессиональному росту, способных работать в режиме эксперимента, развиваться, самообу-

чаться, применять инновационные технологии, что позволит им быть конкурентоспособными на рынке труда.

В настоящее время Профессиональное училище № 96 — это образовательное учреждение, вплотную занимающееся профориентацией молодежи и реализующее образовательные программы начального профессионального образования «установленного» уровня, начального профессионального образования повышенного уровня, профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ключевым условием повышения качества подготовки рабочих и специалистов, одним из приоритетных направлений работы в нашем учреждении является социальное партнерство, в первую очередь с работодателями и с Центром занятости населения г. Златоуста.

Руководство училища и педагогический коллектив видят в социальном партнерстве в первую очередь соучастие, причастность к процессам развития, рождения и внедрения в практику нового содержания и форм профессионального образования. Главная цель развития социального партнерства — повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей быстро развивающейся экономики Златоустовского городского округа.

Профессиональное училище № 96 традиционно вело подготовку специалистов для службы быта. Существующий сегодня разрыв между уровнем подготовки выпускников учреждений НПО и все более жесткими требованиями к ним,

Инновационное развитие профессионального образования

потребности рынка труда города в рабочих специальностях различных профилей диктуют необходимость внедрения практико-ориентиро-ванных образовательных программ обучения по профессиям и специальностям, которые можно объединить в следующие блоки:

Перечень профессий

1) блок профессий по сервисному обслуживанию населения;

2) блок профессий строительного профиля;

3) блок профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (табл. 1).

Таблица 1

БОУ НПО «ПУ № 96»

Код Наименование профессии Уровень образования

100116.01 Парикмахер Начальное профессиональное образование

260807.01 Повар, кондитер Начальное профессиональное образование

100701.01 Продавец, контролер-кассир Начальное профессиональное образование

270802.08 Мастер сухого строительства Начальное профессиональное образование

262019.02 Закройщик Начальное профессиональное образование

16675 Повар Профессиональная подготовка лиц, не имеющих основного общего образования

15398 Обувщик по ремонту обуви Профессиональная подготовка лиц, имеющих отставание в развитии

19601 Швея Профессиональная подготовка лиц, имеющих отставание в развитии

19727 Штукатур Профессиональная подготовка лиц, имеющих отставание в развитии

19524 Цветовод Профессиональная подготовка лиц, имеющих отставание в развитии

Бюджетное отделение учреждения реализует девять наименований образовательных программ для подготовки квалифицированных рабочих.

Училище является единственным в городе учреждением, которое занимается профессиональной подготовкой рабочих, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, по трем наименованиям профессий. Перечень профессий за последние пять лет неоднократно обновлялся с учетом потребностей предприятий и спроса обучающихся.

Контингент обучающихся бюджетного отделения [на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования] составляет 503 человека, из них:

- сироты и оставшиеся без попечения родителей — 49 человек;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 98 человек;

- опекаемые — 8 человек;

- дети с ограниченными возможностями здоровья — 76 человек (детей-сирот и лиц из их числа);

- дети с ограниченными возможностями

здоровья — 38 человек (домашние);

- дети-инвалиды — 31 человек;

- дети из семей — 348 человек;

- проживают в общежитии — 120 человек, из них сироты — 63 человека, с ограниченными возможностями здоровья — 43 человека.

Контингент внебюджетного отделения с 1 января 2010 г. по 1 января 2012 г. — 450 человек, в том числе окончившие обучение по программам профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и учащиеся ПУ № 96, получающие вторую профессию. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации ведется по 27 профессиям общероссийского классификатора бытового и строительного профилей, сервисного обслуживания.

В 2010/2011 уч. г. учреждением был перевыполнен план набора выпускников школ города и области. Уровень трудоустройства выпускников составил 83 %.

На базе ГБОУ НПО «ПУ № 96» реализуются инновационные проекты, которые способствуют созданию условий для обеспечения качества образования.

1. Создан Ресурсный образовательный центр сервисного обслуживания «Имидж-Студия» (приказ ГОУ НПО «ПУ № 96» № 41 от 14.02.2006 г., согласованный с министром образования и науки Челябинской области от 15.02.2006 г.).

2. На протяжении трех лет на базе Профессионального училища № 96 действовала экспериментальная площадка Министерства образования и науки Челябинской области по теме «Формирование социокультурной среды профессионального училища как фактор обеспечения качества образования» [научный руководитель — С. А. Халитова, заведующая лабораторией психолого-педагогических проблем профессионального образования и социологических исследований Челябинского ИРПО (приказ «Об открытии областной экспериментальной площадки» № 02-73 от 17.02.2009 г.)]. Экспертный совет Министерства образования и науки Челябинской области, состоявшийся 4 апреля 2012 г., одобрил результаты работы экспериментальной площадки. В настоящее время педагогический коллектив успешно использует наработки в образовательном процессе училища.

3. На базе Ресурсного центра создан Центр бытовых услуг, целью которого является предоставление услуг населению города по профилям: швейное (ремонт и пошив одежды), обувное (ремонт и пошив обуви), строительное (ремонт помещений). Работы выполняются на производственной практике в мастерских училища бригадным методом обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, подростками-сиротами, обучающимися по программам профессиональной подготовки по профессиям: «Швея», «Штукатур», «Обувщик по ремонту обуви» (приказ № 15 от 07.09.2009 г.), на оборудовании, закупленном на средства социальных партнеров: С. А. Бондаренко (ООО «Кнауф маркетинг», г. Челябинск), В. Г. Пилипенко (салон-студия «Пять миров», г. Челябинск), С. Г. Са-виновского (ООО «Управляющая компания "Элегант"», г. Екатеринбург.)

Ведущая роль в деятельности училища принадлежит его сотрудникам — опытным и ква-

лифицированным специалистам. Руководители, педагогические работники, сотрудники училища за добросовестный труд награждены почетными званиями, премиями и грамотами:

- «Почетный работник НПО» — 2 чел.;

- «Мастер золотые руки» — 6 чел.;

- премия губернатора Челябинской области — 3 чел.;

- грант губернатора Челябинской области руководителю НОУ — 1 чел.;

- грамота Министерства образования и науки Челябинской области — 12 чел.

Сегодня училище пользуется большой популярностью среди выпускников школ не только Златоуста, но и Челябинской области, а также соседней Башкирии. Столь же высокую оценку качеству обучения и работе училища дают и социальные партнеры.

Эффективная деятельность коллектива ПУ № 96, повышение качества образовательного процесса и хозяйственной деятельности отмечены:

- по результатам работы в 2010/2011 уч. г. училище стало лауреатом премии им. В. П. Омельченко, абсолютным победителем в ежегодном областном конкурсе «Училище года»;

- с 2006 г. училище входит в десятку сильнейших образовательных учреждений области по рейтингу областного конкурса «Училище года» [в 2005/2006 уч. г. — дипломант конкурса; в 2007/2008 уч. г. — получатель гранта губернатора Челябинской области, победитель конкурса «Училище года»; в 2009/2010 уч. г. — 4-е место в рейтинге (приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-481 от 28.07.2010 г.)].

В апреле 2012 г. в г. Чебаркуле Челябинской области прошли очередные Макаренковские чтения, в которых принимали участие руководящие и педагогические работники Профессионального училища № 96. Результатами участия в Х Международном конкурсе А. С. Макаренко стали награждение Ларисы Георгиевны Пономаревой медалью А. С. Макаренко и 1-е место, которое заняло ПУ № 96.

«УСПЕХ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТ, НО И ПУТЬ К НЕМУ»

В Государственном бюджетном образо- учебное заведение) «Челябинский базовый ме-вательном учреждении среднего профессио- дицинский колледж» 25-26 апреля состоялся нального образования (среднее специальное конкурс «Преподаватель года — 2012» среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.