Научная статья на тему 'На пути научных открытий'

На пути научных открытий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
358
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути научных открытий»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №4(38)

ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

НА ПУТИ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ

© А.М.Закирзянов

В каждой из областей человеческого бытия, в том числе и в такой своеобразной отрасли ее, как наука, есть свои несомненные лидеры, организаторы и первопроходцы. Одна из тех, кто выполняет подобную миссию в области литературоведения, современной татарской гуманитарной науки, - доктор филологических наук, профессор, академик, Главный ученый секретарь Академии наук Татарстана Дания Фатиховна Заги-дуллина. В науке нет легких, проторенных путей, и, помимо природных способностей, она требует чрезвычайно большого усердия, целеустремленности, силы воли, осознания важности и необходимости своего труда и приложения сил со всей возможной ответственностью за результаты своей деятельности. Все эти качества в полной мере присущи Д.Ф.Загидуллиной. Сегодня она - видный ученый, внесший весомый вклад в изучение истории татарской литературы и ее теоретических основ, чьи серьезные научные труды и открытия послужили расширению перспектив исследований в избранной области. Подобные достижения, разумеется, являются плодом неустанных трудов и поисков на неизведанном научном поприще.

Дания Фатиховна Загидуллина родилась 1 октября 1964 года в селе Амикеево Муслюмов-ского района. Росла и воспитывалась в семье, где царила атмосфера взаимной привязанности, любви и уважения. Любовь родителей к литературе и искусству, теплая нега прекрасной природы родного края, душевный и певучий народ, приятная слуху, мелодичная, гибкая и озорная, преисполненная юмора речь односельчан - все это вместе зажгло в душе юной девушки огонек творчества. Особенно притягательной казалась литература, вдохновляющая своей многоликой красотой и таинственностью. В школьные годы она увлекалась поэзией. По-настоящему постигать секреты творчества в изящной словесности начала под чутким вниманием своих наставников, коими стали прибывший в Амикеевскую школу учитель татарского языка и литературы Факиль Сафин (сегодня один из ведущих татарских прозаиков), руководитель литературного объединения, действовавшего при редакции районной газеты, Фуат Садриев (лауреат Государст-

венной премии им.Г.Тукая, народный писатель Татарстана). А годы учебы в Казанском государственном университете на отделении татарского языка и литературы она и теперь считает самой важной ступенью в своей жизни. Девушка, до этого интересовавшаяся поэтическим творчеством, в студенческие годы, став активным членом литературного кружка «ЭллYки» («Народные мотивы»), возглавляемого Мухаммедом Магдие-вым, всерьез увлеклась научными изысканиями в области литературоведения. Свой выбор она сделала в немалой степени под воздействием семинарских занятий Юлдуз Галимзяновны Ниг-матуллиной, своими научными открытиями давно снискавшей признание в российском научном сообществе. Проработав несколько лет после окончания университета учителем татарского языка и литературы в школе, в 1992 году Д.Загидуллина вновь вернулась в прославленную альма матер в качестве ассистента. Вскоре она защитила кандидатскую диссертацию (руководители - проф. Т.Н.Галиуллин, доц. К.Л.Биктаги-ров, 1993), а затем в 2001 году под руководством профессора Т.Н.Галиуллина успешно защитила докторскую диссертацию. Начав свою трудовую биографию в стенах университета с должности ассистента, она сделала головокружительную карьеру на педагогическом поприще, за короткий срок заслужив звание профессора, а затем доросла и до выполнения обязанностей заведующего кафедрой. В 2007 году Д.Ф.Загидуллина была избрана Главным ученым секретарем Академии наук Татарстана.

Дания Фатиховна - любимый студентами преподаватель. Она моментально овладевает вниманием аудитории своей обширной эрудицией, глубокими профессиональными знаниями, манерой поведения, спокойным характером и приятным голосом прирожденного оратора. При том, что существует немало способов нахождения общего языка со студентами, Дания Фати-ховна и здесь опирается на собственные принципы: только владея глубокими профессиональными знаниями, можно приобщать других (студентов) к постижению тайн науки; требовательность к себе и к своим слушателям; в постоянном саморазвитии и профессиональном познании быть

примером для студентов; выполнять работу с чистой душой, осознавая всю свою ответственность, с уважением к студентам. Именно эти качества делают ее лекции и семинарские занятия интересными, доступными и результативными (плодотворными), поэтому студенты вполне правомерно считают престижным (почетным) для себя выполнение под ее руководством курсовых и дипломных работ.

В научно-методической и научно-теоретической деятельности Д.Загидуллиной важное место занимают вопросы преподавания татарской литературы в школе. Многочисленные статьи ученого, опубликованные в таких газетно-журналь-ных изданиях, как «Мэгариф» («Образование»), «Мэгьрифэт» («Просвещение»), «Наука и школа», а также в сборниках статей, вызывают огромный интерес у учителей и служат предметом оживленных дискуссий и разговоров. Опубликованное ею учебное пособие под названием «Методика преподавания татарской литературы в средней школе» (2000, 2004) поистине стало настольной книгой учителей. Новизна этих трудов заключается в том, что, во-первых, в процессе обучения предлагается использовать новые приемы и средства раскрытия национального своеобразия и общечеловеческой ценности татарской литературы, оригинальные методы доходчивого объяснения содержания уроков ученикам; во-вторых, основывается на новейших мировых достижениях в методической науке; в-третьих, возвращает в практику обучения богатый опыт преподавания татарской изящной словесности, имевшей место в начале ХХ столетия. Последнее особенно важно, потому что, несмотря на достигнутые серьезные успехи в учебно-преподавательской деятельности в советскую эпоху, зачастую накопленная в начале века литературно-методическая мысль оставалась невостребованной. Татарская методика в первую очередь ориентировалась на новшества, внедренные в русскую методическую науку. Дания Фатихов-на убедительно доказывает, что в начале ХХ столетия, благодаря стараниям таких видных литераторов и методистов, как Ф.Амирхан, Г.Исхаки, Г.Сагди, Г.Тукай, Г.Ибрагимов, Г.Баттал и др., появилась своя система обучения литературе, опирающаяся на теорию, а идеи и воззрения, изложенные в учебниках того периода, и сегодня вполне актуальны и имеют современное звучание.

Другое направление деятельности ученого связано с изучением истории развития татарского литературоведения. Как известно, наука не появляется на пустом месте, она рождается в связи с некоторыми создавшимися предпосыл-

ками и, пройдя через подготовительный период, выявляет свои теоретические основы, затем вступает в эпоху организации и формирования и, наконец, определяет свои научные принципы. Не зная пройденного пути и этапов становления, нельзя вести речь о состоянии современного литературоведения и потенциале развития этой науки. К изучению вопросов возникновения теории татарского литературоведения, этапов его роста и становления Д.Загидуллина подходит с позиции систематизации, и данное видение ученого отражено в ее научной монографии «Законы литературы и время» (2000). Автор категорически отрицает расхожее мнение о том, что «у нас никогда не было теории литературы» [1: 16], и многолетние целенаправленные исследования татарской литературы, философско-эстетической мысли татар убеждают ее в том, что литературно-теоретические взгляды последовательно и методично укоренялись и на нашей почве. Таким образом, кропотливый и упорный исследовательский труд увенчался открытием национальных особенностей, присущих теории татарской литературы как отрасли науки. Д.Загидуллина, не замыкаясь только в рамках татарской литературы, свободно обращается к татарской общественной мысли, литературно-философским взглядам Востока и Запада, и, опираясь на обширные познания, плоды своих наблюдений и анализа, облекает в стройную научную систему. Монография Д.Загидуллиной служит импульсом к тому, чтобы по-новому взглянуть на историю татарского литературоведения. В поле зрения автора оказались литературные произведения и теоретические материалы, сохранившиеся в виде отдельной книги или публикаций на страницах многочисленных газет и журналов дореволюционной эпохи, которые до сего времени оставались невостребованными, но составляли значительную часть нашего богатого литературно-теоретического наследия. Автор тщательно проанализировал собранные материалы и убедительно доказал, что теоретические основы татарской литературы были заложены в начале ХХ века выдающимися литераторами (Г.Исхаки, Г.Ибрагимов, Г.Баттал и др.); более того, он определил научно-практический вклад и роль, которую сыграл в становлении литературоведения как науки каждый из этой плеяды талантливых личностей. Поиски ученого в этой области получили еще более основательное освещение в труде «История науки о литературе у татар» (2011), который был обогащен новыми фактами и примерами, а развитие татарского литературоведения оценено в плоскости научных достижений арабо-персидских и тюркоязычных народов.

В научной деятельности Д.Загидуллиной есть еще одно очень важное направление, тесно связанное с изучением истории татарской литературы, в особенности «золотого века» изящной словесности начала ХХ столетия как отдельного явления, которое развивалось, подчиняясь своим внутренним закономерностям и вместе с тем свободно опираясь на философско-эстетические воззрения Востока, русской и европейской культур. Учитывая, что литература той эпохи, относящаяся к направлениям реализма и романтизма, была изучена довольно-таки полно, она обращается к тем произведениям, которые в советскую эпоху по большому счету оставались вне поля зрения, но в свое время вызвали серьезный общественный резонанс и уже представляли сформировавшееся самостоятельное литературное направление. В своем труде «Модернизм и татарская проза начала ХХ столетия» (2003) Д.Загидуллина подчеркивает, что модернизм «отрицает устоявшиеся в литературе привычные приемы и методы, что обусловлено недовольством современным состоянием литературы. Вместе с тем, он служит импульсом к процессу обновления и совершенствования, ищет новые пути» [2: 57]. Заслуживает внимания то, что нашедшие отражение в новых приемах и формах мотивы утраты, горя, безнадежности, страха служат тайной подоплекой поиска путей предотвращения этой трагедийности и, как к движущей силе Бытия, взоры обращаются к Надежде. Подобного рода качественные изменения показывают, что новые поиски, с одной стороны, восходят к философии Корана, в частности к идеям и взглядам суфийской литературы, а с другой стороны - свидетельствуют о том, что опираются на взгляды А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Вл.Соловье-ва, получившие распространение преимущественно в Европе.

В своей книге «Трансформация картины мира в татарской литературе начала ХХ века» (2006) Д.Загидуллина, окидывая взором многовековую историю татарской литературы, исследует, по какой причине, как и каким образом претерпели изменения отображенные в ней образы бытия. Как весьма важный период в изменении образа мира в нашей литературе в центре внимания оказывается начало ХХ столетия. По мнению автора, в этот период формируется новая модель мира, на арене появляются новые типы героев [3: 180]. Исследуя в данном контексте отражение образа национального мира в творчестве Дардменда, Г.Тукая, Г.Ибрагимова, Ш.Ка-мала, Н.Думави и др., ученый оценивает классический период нашей литературы с философской точки зрения. Новые поиски исследователя в

данном направлении опубликованы в труде под названием «Модернизм в татарской литературе первой трети ХХ века» (2013). Татарская литература, в процессе своего развития переживающая вторую эпоху Возрождения, будучи под литературно-философским воздействием Востока и Запада, добивается серьезных количественных и качественных перемен. В литературе модернистского толка, служившей отражением этого явления, возникли новые течения: символизм, экзистенциализм, экспрессионизм, импрессионизм и пр. Проведя исследование многочисленных произведений, она аргументированно доказывает, что в литературе начала ХХ столетия они представляли собой некий целостный пласт и единое течение. Ученый «по-новому» прочитывает знакомые широкому слою читателей произведения Дардменда, Н.Думави, Г.Газиза, Ф.Амирхана и др., цепким взглядом исследователя выявляя доселе ускользавшие от внимания детали и картины, заново определяет их роль в произведении. Исследования автора по литературе, появившейся после 1917года, кардинально расширяют наши представления и взгляды относительно изящной словесности того периода. Автор показывает, что модернистские поиски начала ХХ столетия продолжаются и в новых условиях, но только иными путями, приемами и средствами, что они вступают в сложные взаимоотношения с творческим методом социалистического реализма. Авангардная литература, находившаяся под сильным влиянием русской литературы, ищет пути обновления формы и содержания. Таким образом, на арене появляются течения под названиями имажинизм и футуризм. По мнению автора, в них в определенной степени сохраняются признаки модернистской литературы начала ХХ столетия. Однако подобное явление продолжалось недолго [4: 203]. Во второй половине 1920-х годов в художественной литературе наблюдается тенденция к единообразию, что значительно суживало художественно-эстетические поиски литераторов.

Научно-теоретические изыскания литературоведа, в том числе по истории основных положений изучения литературы, нашли широкое отражение в учебниках для студентов и учителей, подготовленных в соавторстве с коллегами: «Анализ литературного произведения» (2005), «Литературное произведение: изучаем и анализируем» (2007).

В научно-исследовательской деятельности Д.Загидуллиной отдельную и весьма значимую отрасль составляет современная литература и литературоведение. Одной из первых она начала исследовать литературно-эстетические поиски,

наблюдаемые в татарской литературе конца ХХ - начала XXI века, их природу, темы и мотивы, жанры и жанровые формы в творчестве современных литераторов, в особенности подвергая тщательному анализу оригинальные находки в сфере художественных приемов и средств, тем самым определяя их место в литературном процессе. Труды, вышедшие из-под пера ученого, в том числе опубликованных на страницах таких научных журналов, как «Ученые записки Казанского университета», «Филология и культура», «Научный Татарстан», а также литературно-художественных журналов «Казан утлары» и «Майдан», статьи, увидевшие свет в разных сборниках на татарском, русском, турецком и английском языках, сборник статей по литературной критике под названием «На новой волне» (2006) были восприняты как новое слово в татарском литературоведении. Учебник для студентов «История татарской литературы ХХ века» (в соавторстве с Н.Юсуповой, 1-2 книги, 2011) был встречен читателями как продолжение исследований в данной области. Занявшие место в этих трудах творческие портреты Ф.Садриева, Т.Мин-нуллина, Т.Галиуллина, Ф.Байрамовой, Н.Гимат-диновой, М.Галиева, Р.Зайдуллы, Г.Гильманова, М.Кабирова и других писателей и поэтов служат примером научного обоснования, аналитической оценки и аргументированного раскрытия художественного мира литератора. Оценивая современную литературу, Д. Загидуллина ведет речь исходя из величия нашей многовековой литературы и с высоты ее достижений. Поэтому в первую очередь ее интересуют те литераторы, которые нашли свой стиль в литературном творчестве, привнесли серьезное новшество в художест-

венный поиск и оригинальные литературно-эстетические воззрения. Сквозь призму их достижений она прозорливо угадывает тенденции изменений и направления развития татарской литературы в будущем.

Д.Загидуллина и сегодня на пике активного творчества. Она продолжает изучать славные страницы нашей литературы, имеющей богатейшую историю, исследует также и находки, новшества и достижения в творчестве современных литераторов. В своей многогранной исследовательской деятельности она уделяет большое внимание теоретическим вопросам, разрабатывая методологические основы изучения богатого наследия прошлого и качественных показателей и признаков дня нынешнего, одновременно продолжая поиск путей применения самых результативных научных методов и приемов. Дание Фатиховне, отметившей недавно свой замечательный юбилей, мы желаем новых научных достижений, творческих успехов и крепкого здоровья.

1. Загидуллина Д. Ф. Законы литературы и время. -Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. - 271 с. (на тат. яз)

2. Загидуллина Д.Ф. Модернизм и татарская проза начала XX века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. - 255 с. (на тат. яз)

3. Загидуллина Д. Ф. Трансформация картины мира в татарской литературе начала ХХ века - Казань: Мэгариф, 2006. - 191 с. (на тат. яз)

4. Загидуллина Д. Ф. Модернизм в татарской литературе первой трети ХХ века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. - 207 с.

TOWARDS SCIENTIFIC DISCOVERIES

A.M.Zakirzyanov

1. Zahidullina D.F. Odabiyat kanunnary ham zaman. -Kazan: Tatar.kit.mshr., 2001. - 271 b. (In Tatar)

2. Zahidullina D.F. Modernizm ham XX jez bashy tatar prozasy. - Kazan: Tatar.kit.nashr., 2002. - 255 b. (In Tatar)

3. Zahidullina D.F. Den'ya surate Yzg9rY- - Kazan: Magarif, 2006. - 191 b. (In Tatar)

4. Zagidullina D.F. Modernizm v tatarskoj literature pervoj treti XX veka. - Kazan': Tatar.kn.izd-vo, 2013. - 207 s. (In Russian)

Закирзянов Альфат Магсумзянович - доктор филологических наук, доцент кафедры татарской филологии Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: alfat_zak@mail.ru

Zakirzyanov Alfat Magsumzyanovich - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Tatar Philology, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: alfat_zak@mail.ru

Поступила в редакцию 04.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.