Научная статья на тему 'Новое о сценической литературе (рецензия на монографию А. Г. Ахмадуллина «Татарская драматургия: история и проблемы»)'

Новое о сценической литературе (рецензия на монографию А. Г. Ахмадуллина «Татарская драматургия: история и проблемы») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое о сценической литературе (рецензия на монографию А. Г. Ахмадуллина «Татарская драматургия: история и проблемы»)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №1(31)

НОВОЕ О СЦЕНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А.Г.АХМАДУЛЛИНА «ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ: ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ»)

© А.М.Закирзянов

Монография известного литературоведа А.Г.Ахмадуллина «Татарская драматургия», исследующего историю татарской драматургии в едином историко-теоретическом плане и относительно отражения национальных черт, в татарском литературоведении стала заметным событием. На протяжении десятилетий А.Ахмадуллин успешно изучает литературу татарской сцены. В его книгах «Ничек сурэтлэргэ сине, замандаш» («Как изобразить тебя, современник?», 1976), «Сэхнэ эдэбияты hэм тормыш» («Сценическая литература и жизнь», 1980), «Татарская драматургия» (1983), «Фэтхи Бурнаш» («Фатхи Бурнаш», 1988), «Дереслеккэ ирешY юлында» («На путях к правде», 1993), «Офыклар кицэйгэндэ» («Горизонты творчества», 2002), «^целлэрне уятыр: хэзерге татар драматургия-се» («На перекрестке веков: современная татарская драматургия», 2007), в главах 3-го и 6-го томов «Татар эдэбияты тарихы» («История татарской литературы», 1989, 2001), освещающих драматургию, а также в статьях многочисленных сборников, газет и журналов им подробно и научно исследованы тенденции развития, традиции и новые веяния в драматургии, открытия классиков и современных драматургов в области художественного мышления. Новая книга ученого является продолжением этих поисков. Как пишет сам автор, его главная цель - «показать на примере наиболее характерных произведений процесс зарождения драматического рода, его отдельных жанров, этапы их развития, особенности формирования и развития их эстетики и поэтики» [1: 4]. При рассмотрении истории сценической литературы в диахроническом подходе, а также в разрезе с важными теоретическими и эстетическими вопросами ученый опирается на историко-культурный метод. Концепция, положенная в основу данного исследования, определяет его композицию и структуру и раскрывается в отдельных главах в плане обозначения путей к главной проблеме. Внимание автора сосредоточено на задаче определения сути и особенностей татарской драматургии конца XIX - начала XX века, советского периода и современного состояния.

В главе «Татарская драматургия начала ХХ века» монографии немало места уделено описанию идейно-эстетических поисков татарской литературы периода Возрождения. По мнению автора, «в период зарождения в татарской драматургии отсутствовала целостная художественная концепция человеческой личности. Драматурги находились на различных ступенях просветительской философско-эстетической системы» [1: 18]. Сценическая литература использует все новые методы создания образов и характеров, приходит к поиску нравственных и философских основ жизни, сочетая характерный для этого периода романтизм и новое явление мировой литературы - модернизм. Наряду с общей характеристикой татарской драматургии начала ХХ века А.Ахмадуллин подходит с позиций современника XXI века к оценке творчества классиков Г.Кулахметова, Г.Камала, Г.Исхаки, Ф.Амир-хана, Ф.Бурнаша, М.Файзи и др.

В центре внимания работы А.Ахмадуллина находятся вопросы эволюции литературно-эстетических взглядов драматургов. Следует отметить, что в основе начала творческой деятельности драматургов начала ХХ века лежит эстетика просветительства. Под влиянием общественных и социокультурных условий ими осваиваются принципы реализма и романтизма, тем самым в изображении своего времени поднимаясь на новую ступень. Например, творчество известного драматурга Г.Камала раскрывается в русле определения хронотопа изображенных событий. Исследуя его комедии, ученый выявляет открытое и закрытое пространство, реальное и прошедшее время, их роль и функции в понимании комического конфликта, а также в выявлении позиции драматурга. На этой основе делается вывод о том, что у Г.Камала невежество стремится к закрытому пространству, а все новое - к открытому пространству. Отдельно заслуживает внимания и попытка А.Ахмадуллина к оценке деятельности Г.Исхаки, заложившего основы обновленческого процесса начала ХХ века, в области сценической литературы в тесной связи с историей татарской драматургии. Новизну его пьес автор видит в создании духа нации, через обозначение болевых то-

РЕЦЕНЗИИ

чек народной жизни, определение направления и пути дальнейшего развития народа. А.Ахмадул-лин исследует творчество Ф.Бурнаша, Х.Такташа, Т.Гиззата через противостояние истины и официальной идеологии. В монографии имеют место детали и факты, которые до сих пор оставались вне поля зрения исследователей или сознательно игнорировались в оценке их творчества.

Не могла не найти отражение главенствующая роль пролетариата и народных масс в искусстве слова с приходом к власти большевиков, советского периода развития литературы. В главе «Овладение новыми идеологическими и эстетическими принципами» А. Ахмадуллиным подробно анализируется центральная, часто вызывающая споры проблема взаимоотношения народа и личности. По мнению ученого, в советской литературе народная масса изображалась как решающая сила общества, оттеняя таким образом роль отдельной личности. Вместе с тем как новое явление в литературе выдвигается на первый план образ человека-борца. Это привело к подмене истинного смысла гуманистических идей, стала прививаться любовь к угнетенным людям и ненависть к представителям высших слоев; личная жизнь человека стала полностью подчиняться интересам коллектива; интересы отдельного класса стали выше общечеловеческих ценностей. А.Ахмадуллин также отмечает, что для драматургии советской эпохи стало характерным явлением отстранение от раскрытия национальных проблем или одностороннее ее отражение. Автор определяет ряд причин этого явления: пролетарский интернационализм, подчиненность национальных интересов государственным и т. д.

А.Ахмадуллин делает вывод о неравномерности развития литературы в советское время, когда период стагнации сменялся периодом новых качественных изменений. В этом контексте особенно привлекательны для исследователей литературы 60 - 80-е гг. ХХ века. В этот период увидели свет произведения, разоблачающие суть советской общественно-политической системы. Талантливыми драматургами были созданы пьесы, которые в последующем были признаны классическими образцами этого жанра. Автор монографии подчеркивает, что стремительный развал социалистической системы, утрата прочных позиций коммунистической идеологии в перестроечный период не случайны, немаловажная роль в этом процессе принадлежит драматургам-шестидесятникам.

В главе «Драматургия накануне общественных преобразований» на примере самых популярных произведений определяются стилевые

особенности, находки в художественном изображении, посредством широкого обобщения выявляются основные качественные изменения в татарской драматургии. Автор дает оценку творчеству таких драматургов, как Х.Вахит, Ю.Ами-нов, Ш.Хусаинов, пьесам Н.Фаттаха, Т.Миннул-лина, М. Амира, А.Гилязова, Ф.Хусни, А.Баяна,

Н.Исанбета, Р.Батуллы и др., обозначает их место в истории данного жанра в современном временном контексте. Следует отметить и то, что уделено внимание произведениям, остававшимся в стороне, выявлению в их содержании элементов новизны. Определяя новизну и значимость монографии, следует остановиться еще на двух вопросах. Первый - определение жанра произведения, второй - обоснование литературного процесса, принципов, путей оценки по-новому отдельных пьес. Несмотря на то что проблема жанра в литературоведении изучена довольно полно, она то и дело вызывает научные споры. Останавливаясь на теоретических вопросах, ученый выделяет свойства, характерные для отдельных жанров, в целях их изучения выражает свое отношение к характеру конфликта, определяет особенности драматического действия, концепции героя произведения. Например, Р.Батулла свою пьесу «Кичер мине, энкэй!» («Прости меня, мама!») определяет как «грустную комедию» («сагышлы комедия»), режиссер П.Исанбет ставит ее как трагикомедию, а А. Ахмадуллин это произведение называет мелодрамой и доказывает свою точку зрения посредством анализа, исходя из требований этого жанра.

В главе «Татарская драматургия в период обновления общества» анализируется сценическая литература конца ХХ - начала ХХ1 в. По мнению литературоведов (Ю.Нигматуллина, Р.Ганиева, Д.Загидуллина и др.), развитие литературы этого периода дает возможность говорить о начале третьей эпохи ее обновления (возрождения). А.Ахмадуллин считает, что новое в сценической литературе связано с объективным отражением действительности - «лишь со второй половины 1985 г., когда начались преобразования, в татарской драматургии начинается правдивое и полное отображение жизни» [1: 390]. Еще одно отражение новых явлений - это тематическая широта, разнообразие и появление на сцене героев нового типа. В этом случае будет вернее вести речь о поисках в области формы и содержания. А.Ахмадуллин считает, что главное направление развития татарской драматургии связано с реализмом. В то же время он не отрицает увлечения отдельных авторов романтическим изображением, использования ими элементов модернизма. Наоборот, их обращение к формам и приемам,

АМЗАКИРЗЯНОВ

несовместимым с реалистическим методом, стремление создать «вторичную художественную модель» [1: 485] он предлагает в качестве нового явления. Важно теоретическое обоснование и внесение ясности в проблему разнообразия форм и жанрового богатства сценической литературы современности. Размышления ученого о причинах развития жанра комедии и отставания в этом отношении трагедии, о достижениях в понимании и восприятии жанров трагикомедии, лирической драмы, мелодрамы и др. служат обогащению литературоведения.

В некоторых трудах современных ученых высказывается обеспокоенность в том, что в последние годы комедия как жанр чаще всего преобладает в репертуарах татарских театров да и режиссеры в погоне за массовым зрителем стремятся к созданию разного рода балаганов (шоу). А.Ахмадуллин, изучая современную драматургию, объясняет преобладание жанра комедии и выявляет причины ее активности: 1) содержание современных комедий несет в себе общественную нагрузку, запросы общества; 2) в призыве зрителя к духовному освобождению ни один жанр не может состязаться с комедией; 3) используя богатую палитру смеха, юмора, драматурги окрашивают довольно серую, однообразную жизнь; 4) комедия соответствует эстетическому вкусу зрителя и читателя в изображении современной действительности.

Сравнение современной драматургии с различными периодами литературного процесса, в частности со сценической литературой начала ХХ века, с одной стороны, позволяет более открыто наблюдать за новыми явлениями, с другой стороны, дает возможность более полно и системно представить историю развития сценической литературы. Наиболее важные элементы новизны в монографии связаны с именами некоторых драматургов. Статьи о А.Гилязове, И.Юзе-еве, Р.Хамиде, Т.Миннуллине, Р.Мингалиме,

Ю.Сафиуллине составляют целый цикл очерков. Поиски драматургов среднего поколения З.Хакима, Амануллы, М.Гилязова, Д.Салихова, Г.Каю-мова также нередко воспринимаются как новое слово. В целом, представлены довольно полные литературные портреты большинства драматургов, определено их место в истории сценической литературы.

Несмотря на то что в монографии достаточно полно раскрыты цели и задачи, на наш взгляд, наблюдается непоследовательность в раскрытии творчества отдельных драматургов. В анализах и оценке драматургов в монографии доминируют проблемы объективного отражения действительности, новизны проблематики, жанрового соответствия пьес, отношения к герою, а приближение к проблеме в эстетическом плане отходит на второй план. Вместе с тем требуется дополнение и более подробный художественный анализ творчества таких авторов, как И.Юзеев, Ю.Аминов. Разумеется, эти вопросы и проблемы станут стимулом для последующих исследований.

В целом, монография профессора А.Ахма-дуллина, будучи одним из исследований современной татарской драматургии, важна для нас своей научной обоснованностью, изобилием фактического материала. Произведен широкий обзор татарской сценической литературы, созданы творческие портреты драматургов, обозначены преемственность традиций и новые явления в драматургии. Находки ученого служат развитию татарского литературоведения. Поэтому можно не сомневаться в том, что к данному исследованию будут обращаться и молодые драматурги, и историки литературы.

1. Ахмадуллин А.Г. Татарская драматургия: история и проблемы. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. -511 с.

NEW VIEWS ABOUT STAGE LITERATURE (REVIEW OF THE MONOGRAPH «TATAR DRAMA: HISTORY AND PROBLEMS»)

A.M.Zakirzyanov

Закирзянов Альфат Магсумзянович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой татарской литературы XX - XXI вв. и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: alfat_zak@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.