ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №2(32)
ВО ИМЯ ВЫСОКИХ ЦЕЛЕЙ И ДУХОВНОСТИ (К 75-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Т.Н.ГАЛИУЛЛИНА)
© Д.Ф.Загидуллина
Некоторые люди в самом начале своего жизненного пути определяются со сферой жизнедеятельности и добиваются поистине впечатляющих результатов, превращаются в мастеров своего дела. А некоторые, наоборот, чем бы ни занялись и к чему бы ни прикоснулись, становятся настоящими профессионалами, одновременно меняясь и меняя отношение окружающих на жизнь вообще через свое трудолюбие, созидательную энергетику, через широту взгляда на все происходящее во имя высоких целей и духовности. К таким личностям относится Талгат Набиевич Галиуллин, который в области управления образованием открыл новые вершины в развитии Ела-бужского педагогического университета, сформировал основы нового вуза - Набережночел-нинского педагогического института, создал модель факультета татарской филологии и истории Казанского государственного университета. Сущность его вклада в литературоведение и литературную критику можно охарактеризовать как создание целого направления в науке через научные труды, подготовку учеников и формирование научной школы. В татарском литературном процессе рубежа ХХ-ХХ1 веков также определена роль прозаика и публициста
Т.Н.Галиуллина, автора романов и повестей, рассказов и публицистики, которые стали вестниками новой постсоветской литературы.
Выпускник Казанского университета, ученик знаменитого фольклориста Хамита Ярми,
Т.Н.Галиуллин около 50 лет, начиная с 1965 г., неустанно трудится в вузовской системе. Если вспоминать самые узловые моменты его трудовой биографии, то прежде всего необходимо упомянуть 1971-1986 гг., когда он работал ректором Елабужского государственного педагогического института, где в полной мере проявились его организаторские способности, трудолюбие и умение принимать судьбоносные решения и претворять их в жизнь. Во многом благодаря таким его качествам руководимый им институт превратился в учебное заведение первой категории с девятью факультетами и новыми учебновспомогательными корпусами. Иначе бы не гремела слава о молодом ректоре Елабужского института, который сделал этот город центром притяжения для татарской творческой интелли-
генции и ученых! Иначе бы не открылся новый вуз в регионе, который дал путевку в жизнь тысячам любознательных и стал культурным очагом в городе автомобилестроителей!
1986 г. стал переломным в жизни Т.Н.Галиуллина: он решил вернуться в Казань, где прошли его студенческие и аспирантские годы, состоялась успешная защита кандидатской диссертации, где были опубликованы первые критические статьи, где он встретил первую любовь, создал семью и где родились его дети. Но за плечами была не только научно-организаторская работа. К тому времени Т.Н.Галиуллин был известен как доктор филологических наук (1981), крупный знаток истории татарской поэзии, автор монографий, посвященных развитию татарской поэзии в ХХ веке. («Еллар юлга чакыра» («Годы зовут») (1975), «Дыхание времени» (1979),
«Безнец заман - Yзе жыр» («Песня нашего времени») (1982), «Шагыйрьлэр hэм шигырьлэр» («Поэты и поэзия») (1985)); как исследователь творчества Х.Такташа, А.Файзи, Х.Туфана,
С.Хакима, Г.Афзала, И.Юзеева и др.; друг, читатель и критик в одном лице для «шестидесятников»: Р.Файзуллина, Р.Хариса, Г.Рахима,
Р.Мингалима и др.; первый эксперт-критик и научный интерпретатор творчества многих молодых поэтов второй половины ХХ века
(М.Аглямов, Зульфат, Р.Зайдулла и др.). Его исследования затрагивали прежде всего татарскую поэзию 1917-1980-х гг., в них обращалось особое внимание преемственности, связи национальной литературы с народным творчеством, с художественными традициями.
Вернувшись в Казань, Т.Н.Галиуллин стал профессором кафедры литературы Казанского государственного педагогического института. Но в годы перестройки появилась насущная потребность в дальнейшем укреплении национального кадрового потенциала Татарстана. И в 1988 г. Т.Н.Галиуллин возглавил вновь созданный факультет татарской филологии, истории и восточных языков и кафедру методики преподавания татарского языка и литературы Казанского государственного университета. Общеизвестно, что в сложные поворотные моменты истории народа деятельность отдельных личностей знаменуется крупными свершениями. Факультет татарской
филологии и истории явился не только средоточием научно-образовательного потенциала республики, но и стал одним из центров национального возрождения.
Конечно, в таких условиях организационная работа для Талгата Набиевича вновь вышла на первый план, отнимая много времени и сил. Но научно-исследовательская деятельность также оставалась в центре его внимания: одна за другой в различных казанских и московских издательствах выходили книги «Здравствуй, поэзия» (М.: Современник, 1987), «Дэвамлылык»
(«Преемственность») (1987), «ИлЬам
чишмэлэре» («Родники творчества») (1988),
«Гомер учагы» («Древо жизни») (1991) и др. В фокусе его внимания оказываются актуальные проблемы истории татарской литературы, автор рассматривает проблемы творческого метода, освещает состояние татарского литературоведения и литературы в 1920-1930 гг., определяет методологические подходы к творчеству отдельных поэтов, к отдельным периодам национальной поэзии. Создавая полнокровные литературные портреты известных поэтов и прозаиков с учетом их биографии, характера, жизненного кредо и менталитета, одновременно Т.Н.Галиуллин стремился всесторонне охватить и оценить их творчество на фоне национальной и мировой литературы, выявляя то особенное, новаторское, которое становится критерием художественной ценности произведений.
Например, именно Т.Н.Галиуллин стал «своим» критиком для Рената Хариса. В самом начале творческой биографии молодого поэта критик выделил следующие особенности его художественного мышления: 1) стремление осознать и показать читателю чистоту помыслов, силу интеллекта и духа, тип мышления человека, рассматривая эти качества как диалектику жизни вообще; 2) его лирический герой - сильный духом и железной логики человек, поэт любит изображать духовную жизнь не через элегические переживания, а через «твердые» ритмы, «железные» олицетворения, экспрессии и сложные ситуации; 3) аналитическое мышление позволяет поэту конкретно и ясно выражать свое мнение и свою позицию относительно изображенного; 4) он - сторонник неожиданных приемов, усложненных метафор, он экономичен в лексическом выражении и художник в описательном плане.
Сегодня, когда Ренат Харис воспринимается как один из столпов татарской поэзии второй половины ХХ века, нельзя не отметить главенствующую роль тех особенностей в его творчестве, выделенных в свое время молодым критиком.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков Т.Н.Галиуллин опубликовал две монографии: «Шигърият бас-кычлары» («Ступени поэзии») (2002) и
«Шэхесне гасырлар тудыра» («Личности рождает эпоха») (2003), в которых представлена новая концепция изучения национальной литературы. Она складывается из отношения к литературе как к особой сфере познания бытия с учетом национальных культурных традиций и социокультурных условий, как к сфере специфического отражения национального самосознания и характера. Ученый связывает смену художественной парадигмы в национальной культуре с изменениями в истории народа. Верификация теоретических изысканий проводится на материале конкретного, «точечного» анализа творчества известных татарских поэтов ХХ века. Так, в исследованиях татарской поэзии 1920-х гг. автор отвечает на остававшиеся долгое время дискуссионными вопросы о взглядах таких крупных творцов, как
С.Рамиев и Дардеменд, на революцию 1917 г., стремится понять, почему большинство татарских интеллигентов встретили революцию восторженно, задается вопросом о том, кто из представителей эпохи внес наибольший вклад в развитие татарской поэзии, какие приемы и художественные направления показались приемлемыми для создателей «новой литературы», выявляет, что нового привнесли в национальную культуру изменения в политической жизни и т. д. Не пытаясь навязать свою позицию как единственно верную, литературовед приглашает читателя задуматься над этими проблемами, которые по сути являются актуальными в любую историческую эпоху, при любом социально-политическом строе, и как бы невзначай знакомит со своими наблюдениями и размышлениями о тех факторах, которые привели к сегодняшним проблемам в области национальной культуры, о тех уроках, которые мы извлекаем из национальной истории. Заинтересованно-неравнодушное повествование ученого и литературного критика, в которое иногда вкрадываются экзистенциальные нотки, не оставляют и читателя в стороне от затрагиваемых проблем. Так, через призму творчества малоизвестных читателю поэтов 1920-х гг. К. Амири, А. Сагиди и др., погибших молодыми на фронтах гражданской войны, В.Джаляла, К.Карипова, Ш.Бабича, Ш.Фидаи, И.Йосфи, Д.Губайди, ставших жертвами сталинских репрессий, ученый смотрит на сегодняшнее состояние татарской литературы как на результат потери целых поколений вследствие исторических и политических событий. Уважительное отношение к ним, экзистенциальное - к культуре и художественному наследию своего народа про-
ходит красной нитью через все исследования Т. Н.Галиуллина.
В татарском литературоведении долгое время 1920-е и 1930-е гг. рассматривались в едином ключе как время утверждения монистической концепции. В своих трудах Т.Н.Галиуллин сформировал иной подход к этим чрезвычайно сложным периодам национального литературного процесса. Татарская поэзия 1920-х гг. рассматривается им как период поисков и экспериментов. Литература 1930-х гг., по мнению ученого, создала и закрепила новую концепцию личности. Детально проанализировав эти два этапа, автор выделяет и достижения, и недостатки, присущие отдельным этапам развития татарской литературы. В монографиях Т.Н.Галиуллина исследования поэзии неизменно экстраполируются на всю татарскую литературу.
В последних двух монографиях («Эдэбият -хэтер хэзинэсе» («Литература - кладезь памяти») (2010); «Яктылык» («Просвет») (2011) ученый находит причины национального своеобразия татарской литературы прошлого века в татарской поэзии начала ХХ века, и в частности в творчестве Габдуллы Тукая. В монографиях несколько разделов посвящены различным аспектам творчества великого татарского поэта, его образу в нашей поэзии, особенностям продолжения традиций Тукая в творчестве поэтов ХХ века, роли тукаевской поэзии в воспитании национального самосознания, определению места поэтов «Тука-евской школы» в литературном процессе ХХ века. Т.Н.Галиуллин выделяет два стилевых направления в творчестве Г.Тукая и соответствующую им систему жанров, различия в концепции лирического героя. На материале анализа творчества видных поэтов ХХ века доказывается преемственность, продолжение этих традиций. По мнению ученого, именно феномен Тукая, сформированное в творчестве великого поэта отношение к поэзии, к творчеству способствуют сохранению в татарской поэзии элитарности. Так, через анализ конкретных произведений, через исследование жизненных и творческих путей творческих личностей Т.Н.Галиуллин ведет читателя к осмыслению целой эпохи - ХХ века в истории страны и народа.
Общеизвестно, что новый взгляд на мир, сформировавшийся в результате перестройки, актуализировал необходимость пересмотра художественного наследия определенных эпох, прежде всего произведений, написанных под влиянием советской идеологии. Относительно татарской поэзии эту работу выполнил именно Т. Н.Галиуллин, проанализировав поэзию ХХ века с учетом требований современной науки. На-
пример, в первой монографии ученого чрезвычайно интересны и поучительны материалы, посвященные творчеству Мусы Джалиля, во второй
- Г.Исхаки, Ш.Бабича, Х.Туфана. Ученый рассматривает их как знаковые фигуры определенного периода истории национальной литературы, чье новаторство со временем превратилось в незыблемые традиции. За конкретностью изложения в материалах проступает глубоко осмысленное реконструирование целых пластов истории культуры.
Ученый охватывает практически все периоды развития национальной поэзии в ХХ веке. В монографиях имеются разделы, касающиеся отдельных этапов литературного процесса («Заман талэбе - шигърият асылы (1960-1975 еллар поэзиясе» («Вызовы времени - суть поэзии (татарская поэзии 1960-1975 гг.»); «Тынчу
елларныц тынгысыз шигърияте (1975-1990 еллар татар поэзиясе)» («Беспокойная поэзия застойных времен (татарская поэзии 1975-1990 гг.)»; «Милли яцарыш чоры шигърияте (1990 еллар)» («Поэзия времен национального возрождения (1990 гг.)»; «Шаулый еллар заман ^иллэрендэ... (1980-2000 еллар шигърияте)» («Шумят года в ветрах времени... (татарская поэзия 1980-2000 гг.)»; «Йезеп бара эдэбият-кораб... (XXI гасыр башы)» («Плывет корабль литературы (нач. XXI в.)»); наблюдения относительно эволюции отдельных жанров («Бездэ ак шигырь бармы?» («Есть ли у нас белый стих?»); «Р.Харис поэмаларында денья сурэте» («Картина мира в поэмах Р.Хариса»); комплексный анализ творчества отдельных поэтов (по творчеству Л.Шагирджана «Матурлыкка гашыйк шагыйрэ» («Влюбленная в красоту поэтесса»),
«Р.Мингалимнец шигъри кыйтгасы» («Поэтический компас Р.Мингалима»), «Ьэр шагыйрьнец Y3 бизэге: Р.Низами шигъриятенэ бер караш» («У каждого поэта - свой орнамент: взгляд на поэзию Р.Низами»), «Геннар тарихка сизгер:
Э.Рэшитнец шигъри эзлэнYлэре» («Гены чуют историю: поэтические искания А.Рашита»), а также рецензии на отдельные сборники («Шигъри аЬэцле публицистика (Г.Морат hэм Р.Гаташ ^ыентыклары мисалында)» («Публицистика с поэтическим звучанием (на примере сборников стихов Г.Мората и Р.Гаташа»). Историю татарской поэзии ученый рассматривает как единое социокультурное явление, меняющееся и переливающееся различными гранями, обогащающее духовную жизнь человека. Уместно будет вспомнить слова Жан Поль Сартра о том, что писать - это одновременно обнаружить мир и предлагать его в качестве модели жизни, поведения другим людям.
Говорят, талантливые люди талантливы во всем. Не этим ли объясняется тот факт, что пятидесятилетний ученый, за плечами которого многие годы руководящей работы и научной деятельности, вдруг заявил о себе как о писателе? Сначала он выступил в амплуа публициста и сатирика. В 1993 г. увидела свет его книга «Замана балалары» («Дети своего времени»), а в 1995 г. -«Дэгъва» («Претензия»), в которых на документальной основе описываются нравы, порядки в советском и постсоветском обществе. Острая сатира и многоликая ирония позволили автору обобщенно оценить и интерпретировать отдельные явления тоталитарного режима.
В 1999 г. он пробует перо еще в одном жанре
- публикует автобиографическую повесть «Гомер тэлгэшлэре» («Гроздья жизни»). В этой повести автор размышляет о детстве, родной земле, родителях и родных, учителях и близких по духу людях... Повесть напоминает читателю, что именно эти ценности и формируют характер человека, дают ему ощущение защищенности и востребованности, передают сердечную теплоту и вековую мудрость народа. Структурирующим в произведении является описывающий и оценивающий центр - мысль и память автора. Для по-вествователя-автора, разговаривающего со своим читателем, событийность не играет особой роли. Размышления о состоянии нации, родного языка и национальной культуры, критика существующих порядков в обществе, осознание особой роли самосознания для человека становятся теми скрепами, которые связывают отдельные разделы повести воедино.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков в рамках традиционного реализма в татарской литературе появляются произведения, выражающие негативное отношение к современному социуму, к национальной политике тоталитарного государства. Среди них особое место занимает трилогия Т.Н. Галиуллина «Саит Сакманов» («ТэYбэ» (1997);
«Элмэк» (1998); «Тенге юллар» (2003)). Произведения свидетельствуют о том, что прозаик может работать в разных жанрово-стилистических вариантах.
Здесь автор, обращаясь к детективу, отходит от классических канонов этого жанра: детективные ситуации становятся поводом для размышлений о причинах преступности в современном обществе, о нивелировании общечеловеческих ценностей в эпоху духовного кризиса. Описывая бесконечную череду убийств, борьбу за деньги, месть и предательство, писатель доказывает, что все это стало восприниматься некой нормой в обществе. Жестокость, бесчеловечность постсоветской действительности автор пытается рас-
крыть сквозь призму абсурдной логики. Все постсоветское общество в романах превращается в преступное пространство, не подчиняющееся общечеловеческим законам.
В романах применяется прием игры: авторская интерпретация Саита в амплуа положительных героев советской литературы (описание службы героя в армии, в рядах доблестной милиции), но оказывается, что под этой маской скрывается преступник, вор в законе, что служит демифологизации гуманистического представления о человеке. Саит и не пытается противостоять социальному злу. Автор напрямую заявляет, что в подобном обществе герои, борцы за справедливость превращаются в преступников, в создателей и распространителей зла, а невинные люди становятся жертвами. Писатель заставляет читателя задуматься о перспективах такого существования.
Необходимо отметить, что Т.Н.Галиуллин плодотворно работает и в жанре рассказа, умело сочетая усложненность образного ряда с жизненностью и психологической точностью характеров. Активно занимается публицистикой, является соавтором ряда учебников по татарской литературе для средней школы. Он национален во всех сферах деятельности, его научное и художественное творчество направлено на трансляцию глубоких духовных корней народа молодому поколению, писатель внушает веру в будущее нации.
Портрет Т.Н.Галиуллина был бы неполным, если бы осталась в стороне его многосторонняя научно-педагогическая и общественная деятельность. Прекрасный лектор, уважаемый профессор, человек широких взглядов и отзывчивый, преданный общему делу и умеющий направлять других . Сегодня мы позиционируем его как основателя научной школы по изучению истории татарской литературы ХХ века. Он подготовил 20 кандидатов и 2 докторов наук. В качестве члена-корреспондента Академии наук РТ (с 1998) активно участвует в крупных научных проектах: в написании Татарской энциклопедии, энциклопедии Тукая и др. Ученый систематически выступает с докладами во многих региональных, всесоюзных и международных научных конференциях и симпозиумах. Со момента открытия в 1999 г. является председателем Совета Д 212.081.12 по защите докторских диссертаций по языкам и литературам народов РФ при Казанском университете. Он член Союза писателей РТ (с 1972 г.), редколлегии журнала «Казан утла-ры», лауреат премий им.Кул Гали, Дж.Валиди.
В эти дни профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, член-
корреспондент Академии наук РТ, авторитетный ученый-литературовед, литературный критик и прозаик Талгат Набиевич Галиуллин отмечает свой юбилей. Искренне поздравляя Вас, глубокоуважаемый Талгат Набиевич, от имени учеников, а также благодарных читателей и почитателей, со славным юбилеем, я желаю осуществления всех Ваших идей и начинаний, замыслов и
планов. Вы принадлежите к той плеяде татарской интеллигенции, которая работала во имя сохранения лучших традиций нашего народа, во имя духовного роста и совершенствования нации, во имя высоких целей и задач. Крепкого здоровья, долгих лет жизни, семейного счастья, дальнейшей плодотворной и созидательной работы на благо нашего народа и науки!
IN THE NAME OF LOFTY AIMS AND SPIRITUALITY (ON THE 75th ANNIVERSARY OF PROFESSOR T.N.GALIULLIN)
D.F.Zagidullina
Загидуллина Дания Фатиховна - доктор филологических наук, профессор, Главный ученый секретарь АН РТ.
E-mail: [email protected]